IT
Новости и аналитика Аналитические статьи Весенняя сессия - 2015: самые-самые законопроекты

Весенняя сессия - 2015: самые-самые законопроекты

Весенняя сессия - 2015: самые-самые законопроекты

3 июля состоялось последнее пленарное заседание Госдумы весенней сессии – на день раньше, чем это было запланировано при ее открытии (постановление Госдумы от 14 ноября 2014 г. № 5375-6 ГД). 

Непростая экономическая обстановка не могла не отразиться на работе нижней палаты парламента. Инициативы оказались противоречивыми: одни из них предусматривали оказание поддержки гражданам и бизнесу, оказавшимся в сложной ситуации, тогда как другие, напротив, фактически предлагали затянуть пояса.

Самые важные и интересные законопроекты весенней сессии Госдумы VI созыва – в нашей подборке.

 

Самые антикризисные

"Экономика должна быть экономной", – именно этот лозунг советских времен вспоминается при подведении итогов работы Госдумы. Так, в апреле народные избранники пересмотрели действующий закон о бюджете, уменьшив расходы федерального бюджета с 15,1 трлн до 12,5 трлн руб. (объем расходов при этом остался практически неизменным), а также увеличив более чем в два раза ожидаемый уровень инфляции (с 5,5% до 12,2%) и дефицит казны (3,7% ВВП вместо запланированных 0,6%). Конечно, это заставило депутатов урезать расходы бюджета: в основном экономия затронула сферы образования, здравоохранения, охраны семьи и детства.

Кстати, в феврале Совет Госдумы предлагал понизить и зарплаты самих депутатов на 10%. Чуть позже это на самом деле произошло, но не по решению парламентариев, а в связи с принятием президентского указа, который уменьшил денежное содержание федеральных министров (Указ Президента РФ от 27 февраля 2015 г. № 110). Напомним, зарплата депутатов приравнена сегодня к зарплате членов кабмина (ч. 1 ст. 27 Федерального закона от 8 мая 1994 г. № 3-ФЗ "О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации"). 

Путь на импортозамещение, довольно четко обозначенный осенью прошлого года, был продолжен и в текущем.

Госдуме предложили, к примеру, установить минимальное количество мест на универсальных рынках для отечественных сельхозпроизводителей (не менее 25% от общего числа мест). Поддержку могут получить и российские разработчики программного обеспечения. В конце июня Госдума приняла закон о создании отдельного реестра отечественного софта1. Предполагается, что именно включенные в него программы должны быть предметом госзакупок. В противном случае заказчикам придется обосновать необходимость закупки программного обеспечения, разработанного за рубежом.

Надежда на смягчение режима санкций в отношении нашей страны не оправдалась: ограничительные меры Запада остались в силе. Россия ответила на это продлением продуктового эмбарго на год, до начала августа 2016 года. Конечно, такое охлаждение отношений сказалось и на законодательных инициативах. К примеру, депутат Госдумы Егор Анисимов предложил запретить прокат фильмов, страны-производители которых ввели санкции в отношении России. Он пояснил, что не считает такую кинопродукцию антироссийской, однако признает неправильным факт получения прибыли от ее проката в России во время действия санкций.

А сами санкции в конце марта предлагалось признать обстоятельством непреодолимой силой. Если бы инициатива была одобрена парламентариями и президентом (а пока законопроект даже не назначен к первому чтению), российские предприниматели, пострадавшие из-за высокой политики, получили бы уважительные причины неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств и смогли бы избежать гражданско-правовой ответственности.

Неприязнь к западной политике породила и другие законопроекты – в частности, была выдвинута идея предоставить главе страны право расторгать международные договоры со странами, инициировавшими антироссийские санкции или присоединившимися к ним. А в отношении иностранных граждан предлагалось установить запрет на участие в собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетах. Эти предложения на момент окончания сессии еще не была назначены к первому чтению. В отличие от законопроекта о нежелательной на территории России деятельности иностранных и международных неправительственных организаций, вызвавшего довольно серьезный резонанс. Закон на его основе был подписан президентом в мае (Федеральный закон от 23 мая 2015 г. № 129-ФЗ). Организации, деятельность которых была признана нежелательной (предполагается, что это решение должен принимать Генеральный прокурор РФ), не смогут создавать филиалы и представительства в нашей стране, пользоваться услугами банков, распространять среди россиян информационные материалы, а также реализовывать какие бы то ни было проекты на территории России. 

Кризис больно ударил по россиянам, которые взяли ипотеку в долларах или евро – вместе со стремительным ростом иностранной валюты увеличивался и их долг перед банками. В ходе "Прямой линии", состоявшейся 16 апреля, Президент РФ Владимир Путин напомнил, что брать ипотечные кредиты в валюте целесообразно только тем, кто получает зарплату в иностранной валюте. "А если человек получает деньги в рублях, а ипотечный кредит взял в валюте, то он как бы взял на себя эти риски курсовой разницы. Курс изменился, и он "попал", – заключил глава государства. Вместе с тем, в Госдуму один за другим поступали законопроекты об облегчении бремени этой группы заемщиков – всего за период сессии не менее пяти подобных документов2, и чаще всего они дублировали содержание друг друга. Валютную ипотеку предлагалось запретить, а существующие долги по ней – реструктуризовать. Все инициативы до начала каникул Госдумы не прошли даже первое чтение.

 

Самые щедрые 

Если во время осенней сессии субъекты законодательной инициативы стремились в основном облегчить жизнь предпринимателям, то в первое полугодие 2015 года не меньшее внимание оказывалось и гражданам. Впрочем, многие инициативы так и остались на бумаге.

Самым заметным направлением поддержки, адресованной россиянам, можно назвать помощь семьям с детьми. Очевидно, это связано с тем, что за первый квартал естественная убыль населения в России оказалась в 2,3 раза выше по сравнению с аналогичным периодом 2014 года. Поэтому весенняя сессия запомнилась предложениями, направленными на стимулирование рождаемости:

  • увеличить на 30% размер фиксированной выплаты к страховой пенсии родителям, воспитавшим трех и более детей. По факту предлагаемая прибавка не столь существенна – размер такой фиксированной выплаты составляет 3935 руб. в месяц, а в отношении пенсии по инвалидности инвалидам III группы и пенсии по случаю потери кормильца – 50% этого размера (ч. 1-2 ст. 16 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ "О страховых пенсиях"). Таким образом, даже в случае одобрения законопроекта многодетные родители после выхода на пенсию дополнительно получили бы всего 1311,7 или 655,9 руб. в месяц;
  • создать Фонд жилищной поддержки семей, имеющих детей. Для его формирования предлагается обязать застройщиков отчислять 3% жилой площади каждого возводимого дома, если его общая площадь составляет не меньше 1,5 тыс. кв. м;
  • вывести аборты из системы ОМС. С таким предложением выступили депутаты Елена Мизулина и Сергей Попов. Они отметили, что бюджетные расходы на все случаи искусственного прерывания беременности в государственных медучреждениях составляют около 5 млрд руб. в год, причем только 3% операций проводятся по медицинским или социальным показаниям. Народные избранники назвали неоправданной роскошью оплачивать за счет средств бюджета аборты, инициированные самими женщинами. Они предложили также запретить продажу медикаментов для искусственного прерывания беременности и обязать женщин проходить УЗИ перед выдачей направления на аборт, чтобы они могли увидеть ребенка на экране монитора или хотя бы послушать его сердцебиение;
  • ограничить рост родительской платы за посещение ребенком детского сада. По мнению автора законопроекта депутата Ивана Абрамова, плата за детский садик не должна превышать темпы официальной инфляции;
  • разрешить родителям получать единовременную выплату за счет материнского капитала. Это единственная из всех перечисленных инициатив, которая превратилась в закон (Федеральный закон от 20 апреля 2015 г. № 88-ФЗ) – все прочие пока даже не назначены к первому чтению. У родителей, имеющих сертификат на маткапитал, появилась возможность однократно получить 20 тыс. руб. и использовать их на любые семейные нужды. К началу июня ПФР получил более 600 тыс. заявлений на предоставление такой выплаты. Эта мера не нова, в кризисный период 2008-2009 годов она уже использовалась, но тогда размер подобной единовременной выплаты был скромнее – 12 тыс. руб.
  • запретить работодателям увольнять работников, супруг которых находится в отпуске по уходу за ребенком. Предполагается, что исключением будут только случаи ликвидации организации, либо прекращения деятельности ИП. Напомним, сегодня аналогичная мера защиты предоставлена только беременным женщинам (ст. 261 ТК РФ). Правовое управление Госдумы в заключении на документ подчеркнуло, что в случае его одобрения работодатели будут ограничены в праве на увольнение сотрудников, что затронет и организации, финансируемые за счет бюджетных средств. Следовательно, резюмировали юристы, это повлечет сокращение доходов бюджетов, а потому инициатива должна получить оценку Правительства РФ (ч. 3 ст. 104 Конституции РФ). Законопроект был возвращен его автору.

Кстати, последнее предложение – не единственная законодательная инициатива по обеспечению занятости населения. Так, два раза за минувшую сессию вносились предложения по расширению квот при приеме на работу отдельных категорий лиц. Сегодня такие квоты предоставлены только инвалидам и могут составлять от 2% до 4% среднесписочной численности работников организации или ИП в зависимости от того, насколько многочислен трудовой коллектив (ст. 21 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации"). В начале марта группа депутатов посчитала необходимым ввести квотирование рабочих мест для пенсионеров и молодежи (по 1% от среднесписочной численности сотрудников для каждой льготной категории), а в середине марта аналогичную меру поддержки предлагалось предоставить бывшим заключенным (размер квоты, по задумке разработчиков документа, должен быть не менее 2% среднесписочной численности работников). Обе меры предлагалось распространить на организации, в которых трудятся как минимум 100 человек.

К "щедрым" инициативам можно отнести и две амнистии, которыми отметилась весенняя сессия, – амнистия осужденных и так называемая "амнистия капиталов". Первая из них, приуроченная к 70-летию Победы в Великой Отечественной войне, была объявлена Госдумой в конце апреля (постановление Госдумы от 24 апреля 2015 г. № 6576-6 ГД). Интересно, что в проекте амнистии, разработанном Советом по правам человека, предусматривалось освобождение амнистируемых лиц от исполнения некоторых административных наказаний (в частности, вдвое должен был снизиться срок лишения права на управление автомобилем). Однако в окончательный вариант постановления об амнистии это положение не вошло. Председатель Комитета Госдумы по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству Павел Крашенинников заверил, что не стоит ожидать роста преступности в связи с амнистией. По его словам, обычно на повторное преступление идут 30-40% осужденных, а уровень рецидива среди амнистированных составляет всего от 2,5% до 4%. 

"Амнистия капиталов", одобренная депутатами в конце мая, стартовала 1 июля. Она дает россиянам право добровольно задекларировать банковские вклады, а также имущество (земельные участки и иная недвижимость, транспорт, ценные бумаги и т. д.), не попавшие в поле зрения государства. При этом декларантов не будут привлекать к ответственности за проступки, связанные с приобретением или использованием задекларированных объектов.  

Предприниматели тоже не были обделены законодательными щедротами. Правда, в основном инициативы, которые прошли все стадии законодательного процесса, касались процедурных моментов ведения бизнеса, но не снижения финансового бремени организаций и ИП. Так, в конце июня депутаты одобрили закон о типовом уставе для организаций (пока, правда, только для ООО), который не придется утверждать в бумажной форме и представлять в ФНС России. А незадолго до окончания сессии Госдума приняла закон о "надзорных каникулах" для малого бизнеса, в соответствии с которым добросовестные предприниматели освобождаются на три года от плановых проверок (за некоторыми исключениями, например, налоговые проверки в их число не входят)3

Депутаты также сделали необязательными печати для предпринимателей. Минэкономразвития России, которое являлось инициатором этих поправок, пояснило новые правила необходимостью перехода на современные технологии (спецбланки, голографические печати) и стремлением сэкономить деньги бизнесменов. Эксперты отмечают, однако, что расходы на изготовление печати никогда не были серьезной финансовой ношей для предпринимателей, а предлагаемые средства защиты обойдутся бизнесу дороже. Например, стоимость обычной печати, которую можно использовать неоднократно, составляет около 500 руб., а за спецбланки придется отдать в среднем от 10-12 руб. за штуку.

Еще одно организационное послабление – это отмена обязанности предпринимателей предоставлять выписки из ЕГРЮЛ и ЕГРИП при получении госуслуг (нововведение вступит в силу 19 октября 2015 года). Предполагается, что необходимые сведения государственные органы будут получать от налоговых инспекций через систему межведомственного электронного взаимодействия. Соответствующий законопроект провел в Госдуме почти год, прежде чем депутаты приняли закон на его основе.

Наконец, парламентарии пришли к необходимости создания специальной структуры, главной целью которой станет оказание поддержки малому и среднему бизнесу, – Федеральной корпорации по развитию малого и среднего предпринимательства4. В середине 1990-х уже существовал аналогичный государственный орган – Государственный комитет РФ по поддержке и развитию малого предпринимательства (Указ Президента РФ от 6 июня 1995 г. № 563), который был ликвидирован в 1999 году. 

Что касается инициатив о реальном уменьшении издержек предпринимателей (в том числе налоговых), то тут все не так радужно. В феврале группа депутатов попыталась отсрочить вступление в силу положений о торговом сборе (гл. 33 НК РФ). Напомним, пока право вводить новый платеж предоставлено лишь Москве, Санкт-Петербургу и Севастополю, причем к настоящему времени решились на этот шаг только столичные власти.

Однако документ был возвращен его разработчикам из-за отсутствия необходимого заключения кабмина – дело в том, что к моменту поступления документа в нижнюю палату парламента закон о торговом сборе уже был принят, а значит, приостановление его действия повлекло бы снижение бюджетных доходов. Подобные законодательные инициативы не могут быть рассмотрены без учета мнения правительства (ч. 3 ст. 104 Конституции РФ).

Законопроект о сохранении налоговой нагрузки малого и среднего бизнеса на нынешнем уровне в течение ближайших пяти лет потерпел неудачу по той же причине. А инициатива о наложении временного (до 1 января 2019 года) моратория на увеличение неналоговых платежей для бизнеса, выдвинутая Минэкономразвития России и одобренная Правительством РФ, пока еще не оформлена в законопроект. Возможно, этот вопрос будет включен в повестку дня депутатов в следующей, осенней сессии.

Кстати, под занавес весенней сессии, уже после завершения пленарных заседаний, депутаты Евгений Федоров, Айрат Хайруллин и Антон Романов предложили отсрочить вступление законов, изменяющих ставки федеральных налогов, на семь лет с даты их принятия. Кабмин дал отрицательный отзыв на инициативу, посчитав, что в таком случае поправки в НК РФ не позволят учитывать актуальные социально-экономические условия и оперативно реагировать на их изменение.

В весеннюю сессию еще более ярко проявилась тенденция к увеличению самостоятельности регионов в вопросах снижения налогового бремени предпринимателей. Так, властям субъектов РФ предлагалось предоставить возможность:

  • снижать стоимость патентов в рамках патентной системы налогообложения. Законопроект получил отрицательный отзыв Правительства РФ и пока не назначен к первому чтению;
  • устанавливать свои специальные налоговые режимы. Соответствующий законопроект разработал кабмин, документ предусматривает аналогичное право и для муниципалитетов;
  • смягчать налоговую нагрузку на сельскохозяйственных товаропроизводителей вплоть до установления нулевой ставки по ЕСХН;
  • облегчать налоговое бремя участников региональных инвестиционных проектов.

 

Самые суровые

На обсуждение Госдумы выдвигались также законопроекты, способные существенно усложнить жизнь как гражданам, так и предпринимателям. К примеру, в феврале Законодательное Собрание Амурской области предложило установить запрет на применение УСН теми организациям и ИП, которые осуществляют оптовую и розничную торговлю. Свою позицию представительный орган честно пояснил низкой налоговой отдачей от непроизводственных отраслей экономики, которые дают по 98 тыс. руб. в год на одного занятого в экономике, что в 2,6 раза ниже уровня производственных отраслей. Законопроект, как изменяющий размер бюджетных доходов, был возвращен разработчику по причине отсутствия заключения Правительства РФ (ч. 3 ст. 104 Конституции РФ). 

ПОЛЕЗНЫЕ СЕРВИСЫ

Воспользуйтесь нашим калькулятором расчета пеней по налогам, сборам и взносам, с помощью которого можно определить сумму штрафных санкций за неуплату налоговых платежей с учетом размера задолженности и периода просрочки уплаты налога.

Недобросовестных налогоплательщиков было предложено наказывать более строго, исчисляя сумму штрафных санкций исходя из ключевой ставки Банка России, а не из ставки рефинансирования, как сегодня (п. 4 ст. 75 НК РФ). Первая превышает вторую на 4,25 процентных пункта (12,5% против 8,25%). Например, при сумме налоговой задолженности в 200 тыс. руб. размер пени в настоящее время составляет 55 руб. в день, а в случае одобрения поправок может увеличиться до 83,4 руб. в день. 

Граждане, чей долг (не только по налоговым платежам) уже подтвержден решением суда, также находились в центре внимания Госдумы. Еще в конце 2014 года была выдвинута инициатива лишать должников права на управление автомобилем, а в минувшую сессию этот законопроект даже прошел первое чтение. Нововведение в случае его одобрения может затронуть граждан, чья задолженность превышает 10 тыс. руб. и возникла из алиментных обязательств, причинения вреда здоровью, невыплаты заработной платы своим работникам и т. д. Исключение предполагается сделать для тех, у кого автомобиль является основным источником средств к существованию (например, водителей) и некоторых других лиц. Депутат Александр Агеев, представляя законопроект на пленарном заседании, отметил, что аналогичная мера действует и успешно применяется во многих западных странах: в США, Канаде, Израиле, Польше, Великобритании, Финляндии и Белоруссии. "Кстати, в Израиле законодатель пошел еще дальше, и там действует не только ограничение на право пользования транспортным средством, а также и ограничение на право использования банковской карты", – рассказал он. К слову, Минюст России в середине июня анонсировал разработку законопроекта, позволяющего ограничивать доступ должников к некоторым видам госуслуг – каких именно, пока не поясняется. Опрос читателей портала ГАРАНТ.РУ показал, что почти половина из них (46%) выступает против этой инициативы. "Я и без непогашенной задолженности иногда не могу получить госуслуги", – иронично замечали респонденты. 

ПОЛЕЗНЫЕ СЕРВИСЫ

Рассчитайте размер компенсации за задержку заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и иных выплат, причитающихся работнику, с помощью нашего калькулятора.

Почти два года понадобилось депутатам, чтобы одобрить закон о возможности работников инициировать банкротство работодателей в случае задержки заработной платы5 (Федеральный закон от 29 июня 2015 г. № 186-ФЗ). Закон уже вступил в силу, и к признакам банкротства предпринимателей теперь относится в том числе неспособность удовлетворить требования о выплате выходного пособия и (или) оплате труда работников, если такая задолженность существует три и более месяца. 

В случае одобрения инициативы депутата Госдумы Ильдара Гильмутдинова трудности с получением медицинской помощи могут испытать неработающие россияне за некоторыми исключениями (несовершеннолетние, пенсионеры, студенты-очники, родители, которые находятся в отпуске по уходу за ребенком и т. д.). Парламентарий предложил исключить их из системы ОМС. "В связи с наличием граждан трудоспособного возраста, не работающих по основаниям, не связанным с какими-либо ограничениями для осуществления ими трудовой деятельности, субъекты РФ несут повышенную нагрузку на бюджеты регионов", – пояснил он.

Наконец, заместитель председателя Комитета Госдумы по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству Александр Ремезков внес в Госдуму законопроект об установлении уголовной ответственности для юридических лиц. Эта инициатива уже выдвигалась в 1994 году при создании проекта действующего УК РФ, а также в 2011 году – от имени Следственного комитета РФ. Как пояснил порталу ГАРАНТ.РУ Александр Ремезков, институт уголовной ответственности юридических лиц действует во всех странах англо-американского права, в том числе в Великобритании, Ирландии, США, Канаде, Австралии, в государствах Евросоюза, а также в Китае и ряде стран Ближнего Востока.

 

Самые "бородатые"

Известие о появлении некоторых законодательных инициатив описывается в новостных лентах СМИ не иначе как с приставкой "в очередной раз". Подобные законопроекты, идеи которых обсуждались депутатами неоднократно, встречаются в каждой сессии.  

В этот раз депутаты традиционно продлили срок бесплатной приватизации жилья (причем было предложено целых три законопроекта с разными вариантами пролонгации). Правда, на этот граждане получили всего год для того, чтобы оформить арендуемую у государства квартиру в собственность, тогда как раньше безвозмездная приватизация продлевалась обычно на два или три года. По прогнозу председателя Комитета Госдумы по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству Галины Хованской, воспользуются возможностью приватизировать жилое помещение 2-3% россиян. Так называемую "дачную амнистию", подразумевающую упрощенный порядок регистрации прав на частные дома дачников, также продлили – до 1 марта 2018 года. Оба закона были приняты за несколько дней до 1 марта, предполагаемого срока окончания бесплатной приватизации и "дачной амнистии" (Федеральный закон от 28 февраля 2015 г. № 19-ФЗ, Федеральный закон от 28 февраля 2015 г. № 20-ФЗ).

Еще один закон с долгой историей касается запрета показа рекламы на платных телеканалах. Такой запрет, несмотря на протесты бизнесменов, пророчащих гибель платного телевещания, и отрицательный отзыв Совета по правам человека, был закреплен в законодательстве год назад (Федеральный закон от 21 июля 2014 г. № 270-ФЗ "О внесении изменений в статью 14 Федерального закона "О рекламе"). Табу на рекламу действовало полгода, после чего Госдума пересмотрела свою позицию. Правда, с одной оговоркой: платные телеканалы вправе транслировать рекламу, но только если не менее 75% их эфира занимает национальная продукция СМИ. Национальной считается продукция, которая произведена российскими гражданами и организациями или по заказу отечественного СМИ.

Дискуссия разгорелась между парламентариями по поводу возврата так называемого "нулевого промилле". Аргументы у спорящих сторон остались теми же, что и раньше. Депутат Ирина Яровая предложила отменить действующую погрешность при определении доли этилового спирта в выдыхаемом воздухе (0,16 мг/л). При этом она оперировала неутешительной статистикой "пьяных" аварий. Ее коллега Ярослав Нилов приводил традиционные контрдоводы: используемые инспекторами алкотестеры грешат неточностью измерений, определенное количество эндогенного алкоголя может вырабатываться человеческим организмом, а иногда причиной не совсем кристальной трезвости водителя становятся некоторые продукты питания. В законопроект идея Ирины Яровой так и не была оформлена. 

Три раза народным избранникам предлагалось вернуться к прогрессивной шкале налогообложения по НДФЛ6, дважды – предоставить льготы "детям войны"7.

Популярной была также "вечнозеленая" тема введения единых учебников по математике, истории России, русскому языку и литературе, обязательных к применению учителями. Целью поправок, пояснили их авторы, является обеспечение равных условий для всех школьников, сдающих ЕГЭ. "Учебники и программы обучения сегодня разного качества и содержания, а экзамен единый – полное внутреннее противоречие, ущемляющее права учащихся", – уверена Ирина Яровая, которая является одним из разработчиков законопроекта. "Введение лишь одного безальтернативного учебника демотивирует учителя, превращая его в толмача прописных истин, делая ненужным педагогический поиск", – ответил на это Общественный совет при Минобрнауки России. Примечательно, кстати, что после внесения в середине мая документа на рассмотрение Госдумы пополнить состав его инициаторов решили 69 депутатов. Но пока даже не определена дата первого чтения законопроекта.

 

Просто важные

За весеннюю сессию было рассмотрено немало законопроектов, способных существенно изменить жизнь россиян и условия деятельности предпринимателей. 

Так, на последнем пленарном заседании депутаты приняли так называемый закон "о праве на забвение". Он дает гражданам возможность потребовать от оператора поисковой системы прекратить выдачу ссылок на информацию о заявителе в течение 10 дней с момента получения соответствующего требования. Иными словами, определенные сведения просто не должны быть видны в результатах поиска. К таким сведениям относятся: недостоверные, неактуальные (в первоначальном тексте документа они определялись как случившиеся три года назад и позже, однако в текст законопроекта к третьему чтению это уточнение не вошло) или размещенные с нарушением требования законодательства. 

Закон о банкротстве физических лиц был предметом обсуждений прошлой сессии, однако и за время минувшей успел обратить на себя внимание. Госдума одобрила предложение о переносе даты вступления этого закона в силу с 1 июля на 1 октября 2015 года. Интересно, что попытка отсрочить начало действия норм о несостоятельности граждан предпринималась в течение сессии дважды. Первый раз такой временный мораторий предлагалось установить на срок три года (до 1 июля 2018 года). Однако соответствующий законопроект сначала получил отрицательный отзыв профильного комитета (в нем утверждалось, в частности, что закон о реабилитационных процедурах может стать для сотен тысяч россиян единственной возможностью избавиться от накопленных долгов и вернуться к нормальной жизни), а затем дата его первого чтения неоднократно переносилась и в итоге так и не была определена. Вместе с тем, действие положений о банкротстве граждан все же было отсрочено – до 1 октября 2015 года (Федеральный закон от 29 июня 2015 г. № 154-ФЗ8). Отметим, что первоначально, при самом первом обсуждении закона о банкротстве граждан, планировалось ввести его в силу с начала следующего года, но в ходе обсуждения документа депутатами была выбрана другая дата: 1 июля 2015 года. 

За весеннюю сессию парламентарии обсудили сразу две инициативы о существенном изменении объема гарантий туристам, выезжающим за рубеж. Одна из них предусматривала выдачу электронных путевок, обязательство туроператоров возвратить туриста домой вне зависимости от финансовых отношений с ним, а также существенно ужесточала требования к обеспечению деятельности туроператоров и их ответственность за нарушение своих обязательств. Этот законопроект прошел первое чтение, но затем дата его рассмотрения была отложена на неопределенный срок. Зато вторая инициатива успела пройти все стадии законодательного процесса и превратиться в закон9 (Федеральный закон от 29 июня 2015 г. № 155-ФЗ). Правда, касается он только правил добровольного страхования – в частности, правовой акт четко определяет, что в случае отсутствия добровольной страховки все расходы на возвращение в Россию должен нести сам турист, и устанавливает минимальный размер страховой суммы, равный 2 млн руб. Представители турфирм отмечают, что в настоящее время страховая сумма, выплачиваемая путешествующим в визовые страны, составляет обычно не менее €30 тыс. (около 1,9 млн руб. по актуальному курсу Банка России), а если местом отдыха является безвизовое государство – €15 тыс. (приблизительно 946 тыс. руб. по текущему курсу).

Довольно резонансной оказалась инициатива, предоставляющая сотрудникам полиции право при необходимости открывать огонь на поражение по женщинам (сегодня это запрещено в соответствии с ч. 5 ст. 23 Федерального закона от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ "О полиции"), за исключением беременных. Кроме того, стражи правопорядка в случае одобрения инициативы смогут проникать в жилые помещения для задержания преступников и в некоторых случаях – вскрывать транспортные средства (например, если внутри автомобиля оставлен без присмотра грудной ребенок).

Неоднозначный законопроект внесло на рассмотрение нижней палаты парламента Законодательное Собрание Республики Карелия – региональные депутаты посчитали, что органы соцзащиты должны вмешиваться в дела семьи только при наличии насилия в семье (физического и (или) сексуального). Сегодня, напомним, органы опеки могут патронировать семьи, внутри которых сложились конфликтные отношения, в том числе сопряженные с алкоголизмом, наркоманией и азартными играми. По мнению заксобрания, действующая формулировка оснований для вмешательства государства в семейную жизнь граждан является слишком расплывчатой. Правительство дало на законопроект отрицательный отзыв. 

МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ

"Спайсам" бой! "Спайсам" – бой!

Госдума в весеннюю сессию завершила работу над президентским законопроектом, предусматривающим уголовную ответственность за оборот новых психоактивных веществ, которые пока не отнесены к наркотикам, но являются потенциально опасными (так называемые "спайсы"). Поводом к законопроекту послужили массовые отравления "спайсами" осенью 2014 года – тогда за оказанием медицинской помощи после их употребления обратились, по информации ФСКН России, свыше 2 тыс. человек, причем более 40 из них спасти не удалось. Еще одна инициатива на эту тему – отменить обязательное согласие родителей при проведении освидетельствования ребенка на употребление наркотиков и иных токсических веществ (законопроект поступил в Госдуму в конце января, но к началу парламентских каникул еще не был назначен к первому чтению). 

Предприниматели же внимательно изучали новые требования к порядку регистрации организаций, принятые депутатами в марте10. В частности, ФНС России с 1 января 2016 года будет обязана проверять достоверность представленных для включения в ЕГРЮЛ сведений. Кроме того, предусмотрена возможность внесения в ЕГРЮЛ записи о недостоверности сведений о юридическом лице. Предполагается, что нововведения снизят количество фирм-"однодневок".

А для борьбы с "теневым" бизнесом было предложено повысить ответственность за осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации в качестве ИП или юридического лица. Предлагаемое ужесточение, однако, несущественно: если сегодня размер штрафа за такое правонарушение колеблется от 500 до 2 тыс. руб. (ч. 1 ст. 14.1 КоАП РФ), то при одобрении поправок "вилка" штрафов будет составлять 3-5 тыс. руб.

Еще один крайне интересный законопроект предусматривает право банков на осуществление торговой деятельности, которая сегодня находится для них под запретом (ч. 6 ст. 5 Федерального закона от 2 декабря 1990 г. № 395-I "О банках и банковской деятельности"). Фактически это предполагает введение модели так называемого "исламского банкинга", зародившейся в мусульманских странах. Религия наложила там отпечаток и на работу кредитных организаций – последним запрещено выдавать деньги под проценты, поскольку по исламским канонам это признается "ростовщичеством". Поэтому банки вынуждены заключать с клиентами договоры купли-продажи имущества с рассрочкой платежа. Депутат Дмитрий Савельев, автор идеи, надеется в случае ее реализации на привлечение в банковскую сферу денег мусульман, проживающих в России (около 15 млн человек, по его расчетам), а также на повышение уровня ответственности заемщиков при покупке товаров напрямую у банка. 

МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ

Автомобильная азбукаАвтомобильная азбука.

Водители также не были забыты Госдумой в минувшую сессию.

В частности, депутаты урегулировали процедуру принудительной эвакуации автомобилей. 

По новым правилам с 8 августа она будет признаваться законной только при наличии в месте парковки машины знака "Работает эвакуатор". Госдума отклонила, вместе с тем, законопроект о запрете эвакуации автомобилей, припаркованных с нарушением закона. Его авторы посчитали, что по сути водители несут двойное наказание: во-первых, они платят штраф (1,5 тыс. руб. по всей России, 3 тыс. руб. в Москве и Санкт-Петербурге в соответствии со ст. 12.16 КоАП РФ), а во-вторых – вынуждены оплачивать эвакуацию и нахождение автомобиля на штрафстоянке. Народным избранникам были предложены и другие инициативы – например, ввести уголовную ответственность за эвакуацию автомобиля с человеком внутри. Авторы инициативы объясняют ее участившимися случаями эвакуации машин с оставленными в них детьми – такие прецеденты были зафиксированы в Санкт-Петербурге, Казани, Томске, Тольятти и других городах (законопроект пока не прошел первое чтение). 

МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ

Парковка в законеПарковка в законе.

Внимание парламентариев было обращено и на проблему нехватки парковочных мест в городах, особенно крупных. Предложение ввести единые правила организации парковок поступило от их коллег во главе с Александром Агеевым. Законопроект содержит такие интересные положения, как установление нормативов обеспеченности машиноместами многоквартирных домов (как новых, так и уже возведенных), а также возложение риска угона и причинения машине повреждений третьими лицами на самих водителей. Документ готовится к первому чтению. 

Многочисленные жалобы водителей на страховщиков, которые часто "не видят" сведений о коэффициенте "бонус-малус" за безаварийную езду в базе РСА, вызвали предложение о введении ответственности страховых компаний, которые уклоняются от занесения необходимых данных в эту базу.

Множество изменений претерпело законодательство, в том числе процессуальное. Госдума, в частности:

  • одобрила поправки в ГК РФ, касающиеся отношений должника и кредитора (новые правила вступили в силу 1 июня);
  • приняла в третьем чтении проект Кодекса об административном судопроизводстве (КАС), авторство которого принадлежит президенту;
  • разрешила транслировать заседания КС РФ в Интернете по инициативе самого Суда или по ходатайству участников дела, присутствующих при его рассмотрении11
  • рассмотрела в первом чтении законопроект о разрешении незначительных гражданских дел (с суммой иска не более 500 тыс. руб.) в упрощенном порядке, то есть без вызова сторон.

 

Самые забавные

Традиционно не обошлось без инициатив, которые вызывают у большинства россиян улыбку, и часто – недоумение. Примечательно, что большинство из таких законопроектов в минувшую сессию касалось воспитания детей и подростков.

Так, депутат Владимир Бортко предложил обязать учителей обращаться к детям на "Вы". В том числе – к ученикам младших классов. Самое смешное, что дети, по задумке автора инициативы, также должны использовать уважительное "Вы" в общении с друг другом.

А по мнению депутата Максима Шингаркина, школьники должны быть не только вежливыми, но и готовыми к выполнению своего гражданского долга. Для этого парламентарий считает нужным исполнять гимн Российской Федерации в школах перед началом каждом учебной недели (сегодня, напомним, гимн должен звучать 1 сентября, а также во время торжественных мероприятий по случаям государственных праздников (абз. 9 ст. 3 Федерального конституционного закона от 25 декабря 2000 г. № 3-ФКЗ "О Государственном гимне Российской Федерации"). Попутно выяснилось, что такая практика уже существует в Республике Чечня, а в школах Костромской и Белгородской областей, по данным депутата, гимн и вовсе исполняется ежедневно.

Депутат Олег Пахолков, в свою очередь, предлагает включить в школьную программу патриотические экскурсионные поездки в города-герои РФ, причем расходы на их организацию депутат возлагает на бюджеты. Заключения правительства на документ с точки зрения его экономической обоснованности пока нет.

Порадовал и уже упомянутый законопроект о расширении полномочий полиции – а точнее, его часть, фактически устанавливающая презумпцию доверия граждан к действиям полицейских. Так, при описании принципа общественного доверия к органам внутренних дел было предложено заменить слова «полиция стремится обеспечить общественное доверие к себе и поддержку граждан» словами «полиция опирается на поддержку граждан". К слову, Общественная палата РФ еще при обсуждении законопроекта, на основе которого был принят закон о полиции, отмечала: нельзя обеспечить общественное доверие и поддержку, их можно только заслужить добросовестным исполнением обязанностей. Очевидно, разработчики нового законопроекта посчитали эту задачу достигнутой.

 

Самые автопортретные

К автопортретным законопроектам и постановлениям Госдумы мы отнесли те, которые затрагивают порядок работы самой Госдумы и статус парламентариев. Весенняя сессия, кстати, отметилась большим количеством законопроектов, ужесточающих требования к депутатам.

К примеру, фракцией "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" была выдвинута инициатива о принудительном прекращении полномочий депутата в случае, когда он более шести месяцев подряд без уважительных причин не участвовал в работе Госдумы и фракции, в которой он состоит. Однако проект постановления был возвращен авторам. Дело в том, что документ предусматривал оформление досрочного выхода такого депутата из фракции решением самой фракции, тогда как действующее законодательство такой возможности не предусматривает (ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 8 мая 1994 г. № 3-ФЗ "О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации").

Позже депутаты исправили эту ошибку, оформив свое предложение в виде проекта поправок к Федеральному закону от 8 мая 1994 г. № 3-ФЗ "О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" (законопроект поступил на рассмотрение Госдумы 3 июля, в день последнего пленарного заседания). Парламентарии также дополнили свою инициативу еще одним основанием для досрочного прекращения депутатского мандата: неоднократное (три раза и более) уклонение от исполнения обязанностей депутата (например, по участию в парламентских заседаниях и слушаниях, в работе комитетов и комиссий).

Попутно Госдума запретила так называемое "пожизненное губернаторство", ограничив срок полномочий высшего должностного лица субъекта РФ периодом в пять лет и не более двух сроков подряд. Соответствующий закон вступит в силу 11 июля (Федеральный закон от 29 июня 2015 г. № 174-ФЗ).

Но самым, пожалуй, громким стал принятый 3 июля закон о переносе даты выборов в Госдуму. Напомним, сегодня день голосования при формировании нижней палаты парламента определен как первое воскресенье декабря года, в котором истекает срок полномочий Госдумы предыдущего созыва (ч. 2 ст. 5 Федерального закона от 22 февраля 2014 г. № 20-ФЗ "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации"). Спикер Госдумы Сергей Нарышкин совместно с лидерами некоторых партий предложили перенести день голосования на третье воскресенье сентября этого же года. Свою инициативу они обосновали тем, что в случае ее одобрения новый состав палаты в начале своей работы сможет принять закон о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период (его проект, напомним, в соответствии со ст. 192 Бюджетного кодекса РФ вносится на рассмотрение Госдумы не позднее 1 октября текущего года). Депутатам Госдумы VI созыва, не вошедшим в состав Госдумы VII созыва либо в региональные или местные органы госвласти, до 4 декабря 2016 года планируется сохранить гарантии неприкосновенности, а также ряд иных социальных гарантий. На это потребуется, по предварительным подсчетам, более 700 млн руб.

Еще один заслуживающий внимания закон касается создания специальной межведомственной комиссии в составе семи депутатов и семи сенаторов. Ее главной задачей должно стать перераспределение бюджетных ассигнований в период парламентских каникул. Проект этого закона был внесен в 10 утра дня последнего пленарного заседания и в этот же день рассмотрен депутатами во всех трех чтениях (в настоящее время он ожидает решения Совета Федерации). Предполагается, что межведомственная комиссия будет рассматривать поступившие от правительства предложения о внесении изменений в показатели сводной бюджетной росписи и сможет одобрять их без внесения изменений в закон о бюджете. Фактически это означает, что почти два месяца в году основные бюджетные потоки будут сосредоточены в руках 14 человек.

Теги: административная ответственность, банки и банковская система, банкротство, безопасность дорожного движения, борьба с преступностью, бюджет, выборы, госслужба, государственное управление, государственные услуги, гражданское общество, ЕГРЮЛ, жилищное строительство, ЖКХ, законопроекты, занятость населения, защита персональных данных, здравоохранение, информационные технологии, налоги, сборы, взносы, налоговая ответственность, образование и наука, обязательства, сделки, оплата труда, поддержка бизнеса, поправки в ГК РФ, проекты НПА, регистрация юрлиц и ИП, санкции, СМИ, социальная сфера, социальное обеспечение, транспорт и перевозки, трудовые отношения, туризм, уголовная амнистия, экономика, Владимир Путин, Сергей Нарышкин, Айрат Хайруллин, Александр Агеев, Александр Ремезков, Александр Савельев, Александр Федоров, Антон Романов, Владимир Бортко, Галина Хованская, Егор Анисимов, Елена Мизулина, Иван Абрамов, Ильдар Гильмутдинов, Ирина Яровая, Максим Шингаркин, Олег Пахолков, Павел Крашенинников, Сергей Попов, Ярослав Нилов

Источник: ГАРАНТ.РУ

Читать ГАРАНТ.РУ в и
Документы по теме:

Новости по теме:

Материалы по теме: 

Осенняя сессия - 2014: бизнес, импорт и не только

Осенняя сессия – 2014: бизнес, импорт и не только
К завершению осенней сессии Госдумы VI созыва мы подготовили обзор самых значимых, резонансных и просто интересных законодательных инициатив, предложенных для рассмотрения депутатам. 

Весенняя сессия-2014: итоги и перспективы

Весенняя сессия-2014: итоги и перспективы
Предлагаем подборку самых интересных и важных законодательных инициатив минувшей сессии Госдумы. 

Осенняя сессия Госдумы: подводим итоги

Осенняя сессия Госдумы: подводим итоги
23 декабря 2013 года завершилась осенняя сессия Госдумы шестого созыва, которая длилась с 26 августа текущего года (постановление Госдумы от 11 июня 2013 г. № 2335-6 ГД "О распорядке работы депутатов Государственной Думы на период с 26 августа по 31 декабря 2013 года (осенняя сессия)"). Мы подготовили обзор самых важных и интересных законодательных инициатив минувшей сессии. 

Весенняя сессия Госдумы: подводим итоги

Весенняя сессия Госдумы: подводим итоги
14 июля официально завершится весенняя сессия Госдумы, которая длится с 9 января (постановление Госдумы от 11 декабря 2012 г. N 1303-6 ГД "О распорядке работы депутатов Государственной Думы на период с 9 января по 14 июля 2013 года (весенняя сессия)"). По признанию председателя Госдумы Сергея Нарышкина, эта сессия была не только одной из самых сложных, но и одной из самых продуктивных за последние годы.
За период весенней сессии в Госдуму поступило 845 законопроектов, 639 из них были рассмотрены.

 

______________________________

1 С текстом законопроекта № 764677-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" и статью 14 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", на основании которого был принят указанный закон, можно ознакомиться на официальном сайте Госдумы.
2 С текстами законопроекта № 710338-6 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях обеспечения исполнения обязательств должников по договорам кредитования в иностранной валюте", законопроекта № 710378-6 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях ограничения кредитования физических лиц в иностранной валюте или эквивалентных ей суммах", законопроекта № 756369-6 "О введении временного запрета на взыскание задолженности, обращение взыскания на заложенное имущество, уступку прав требования и передачу закладных третьим лицам в отношении заемщиков, имеющих обязательства, выраженные в иностранной валюте, по кредитным договорам", законопроекта № 745260-6 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях ограничения кредитования физических лиц в иностранной валюте или эквивалентных ей суммах и о реструктуризации обязательств граждан по кредитным договорам и договорам займа, выраженных в иностранной валюте, в национальную валюту Российской Федерации" и законопроекта № 732740-6 "О внесении дополнений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием регулирования деятельности кредитных организаций" и материалами к ним можно ознакомиться на официальном сайте Госдумы.
3 С текстом законопроекта № 814738-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "О защите прав прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (О внесении изменения в Федеральный закон "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", на основании которого был принят указанный закон, и материалами к нему можно ознакомиться на официальном сайте Госдумы.
4 С текстом законопроекта № 750840-6 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации", на основании которого был принят указанный закон, и материалами к нему можно ознакомиться на официальном сайте Госдумы.
5 С текстом законопроекта 316848-6 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", на основе которого был принят указанный закон, и материалами к нему можно ознакомиться на официальном сайте Госдумы.
6 С текстами законопроекта № 753660-6 "О внесении изменений в главу 23 части второй Налогового кодекса Российской Федерации в части введения прогрессивной шкалы налога на доходы физических лиц", законопроекта № 745963-6 "О внесении изменений и дополнений в главу 23 части второй Налогового кодекса Российской Федерации", законопроекта № 743569-6 "О внесении изменений в главу 23 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и статью 3 Федерального закона от 19 июня 2000 года № 82-ФЗ "О минимальном размере оплаты труда" и материалами к ним можно ознакомиться на официальном сайте Госдумы.
7 С текстами законопроекта № 747628-6 "О детях войны", законопроекта № 823635-6 "О детях войны" и материалами к ним можно ознакомиться на официальном сайте Госдумы.
8 С текстом законопроекта № 715037-6 "Об урегулировании особенностей несостоятельности (банкротства) на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", на основе которого был принят указанный закон, и материалами к нему можно ознакомиться на официальном сайте Госдумы.
9 С текстом законопроекта № 690563-6 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", на основе которого был принят указанный закон, и материалами к нему можно ознакомиться на официальном сайте Госдумы.
10 С текстом законопроекта № 613254-6 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения достоверности сведений, представляемых при государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", на основании которого был принят соответствующий закон, и материалами к нему можно ознакомиться на официальном сайте Госдумы.
11 С текстом законопроекта № 743534-6 "О внесении изменений в Федеральный конституционный закон "О Конституционном Суде Российской Федерации", на основании которого был принят соответствующий закон, и материалами к нему можно ознакомиться на официальном сайте Госдумы.