17 июня 2013

ГАРАНТ. Самые важные документы недели от 17.06.2013
Горячие документы | Бизнес-справки | Информация Минфина | Аудио и видео | Форум юристов

Установите
"Домашнюю правовую энциклопедию"
для iOS и  Android

Решайте бытовые вопросы легко!

 

Версия от 15 июня 2013 года: 

Налоги и сборы, бухгалтерский учет
Банковская деятельность
Таможенное право, внешнеэкономическая деятельность
Лицензирование отдельных видов деятельности
Закупки для государственных и муниципальных нужд
Промышленность, топливно-энергетический комплекс
Транспорт и связь
Иные вопросы хозяйственной деятельности
Основы государственно-правового устройства
Бюджетная система
Вопросы гражданства, миграция, въезд в РФ и выезд из РФ
Земельное право, природоохранная деятельность, природные ресурсы
Труд, трудоустройство, социальная защита, пенсии и компенсации
Здравоохранение, образование, наука, культура, спорт и туризм
Оборона, воинская обязанность и военная служба
Суд и судоустройство, нотариат, адвокатура и юридическая помощь
Гражданский и арбитражный процесс, исполнительное производство
Уголовное, уголовно-процессуальное, уголовно-исполнительное право
Административные правонарушения, административная ответственность

Налоги и сборы, бухгалтерский учет

 

Решение Высшего Арбитражного Суда РФ от 6 июня 2013 г. N ВАС-3797/13 Об оспаривании приказа Федеральной налоговой службы от 16 апреля 2012 г. N ММВ-7-8/238@

Нужна ли подпись должностного лица налогового органа на требовании об уплате налога?
Проверена законность акта, которым были утверждены формы документов, применяемых налоговыми органами.
Речь идет о форме требования об уплате налога, сбора, пени, штрафа; документа о выявлении недоимки.
Также это формы иных документов, используемых налоговыми органами при применении обеспечительных мер и мер взыскания задолженности по обязательным платежам в бюджетную систему.
Данные формы применялись до 04.01.2013. Затем вместо них были введены новые формы аналогичных документов.
Заявитель сослался на то, что оспариваемый акт не был официально опубликован полностью, т. е. со всеми приложениями.
Кроме того, форма требования об уплате налога не предусматривает, что его подписывает должностное лицо налогового органа (в новой форме также нет соответствующей графы).
ВАС РФ пришел к выводу о том, что акт законен, и пояснил следующее.
Оспариваемый акт был опубликован в "Российской газете" без приложений. В то же время в тексте имелась ссылка на сайт ФНС России, где они размещены.
Подобное не свидетельствуют о том, что оспариваемый акт был официально опубликован в полном объеме.
Вместе с тем имелось указание на возможность ознакомиться с приложениями на сайте ФНС России, т. е. на общедоступном официальном источнике информации. Следовательно, право на получение сведений не нарушено.
Также несостоятельна ссылка на то, что форма требования об уплате налога незаконна, поскольку не содержит такой реквизит, как подпись руководителя (должностного лица) налогового органа.
НК РФ не предусматривает, что в подобном требовании обязательно должен быть такой реквизит.
Это обстоятельство не меняет правовую природу требования как ненормативного акта, возлагающего на налогоплательщика определенные обязанности.
Соответственно, отсутствие такой подписи в требовании не может служить для суда основанием для отказа в проверке его законности и обоснованности.

Федеральный закон от 7 июня 2013 г. N 131-ФЗ "О внесении изменений в главы 21 и 25 части второй Налогового кодекса Российской Федерации"

НК РФ: поправки в части НДС и налога на прибыль при страховании экспортных кредитов.
Скорректирован НК РФ.
Услуги по страхованию, сострахованию и перестрахованию экспортных кредитов и инвестиций от предпринимательских и (или) политических рисков не облагаются НДС. Уточнено, что речь идет о деятельности в рамках Закона о банке развития.
В налоговую базу по НДС теперь не включаются получаемые страхователем выплаты по договорам страхования риска неисполнения договорных обязательств контрагентом страхователя-кредитора, если страхуемые договорные обязательства предусматривают поставку страхователем товаров (работ, услуг), облагаемых по ставке 0%. Ранее данная норма применялась только в отношении экспортируемых товаров, облагаемых по ставке 0%.
В перечень лиц, не составляющих счета-фактуры по операциям, освобождаемым от НДС, включена организация, занимающаяся страхованием экспортных кредитов и инвестиций от предпринимательских и (или) политических рисков в соответствии с названным законом.
Данная организация сможет включать суммы НДС, уплаченные поставщикам по приобретаемым товарам (работам, услугам), в затраты, принимаемые к вычету при исчислении налога на прибыль.
Поправки вступают в силу по истечении 1 месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу.

Федеральный закон от 7 июня 2013 г. N 130-ФЗ "О внесении изменения в статью 150 части второй Налогового кодекса Российской Федерации"

Перечень медицинских товаров, сырья и комплектующих изделий для их производства, ввоз которых в Россию освобождается от НДС, будет утверждать Правительство РФ.
Уточнен порядок применения освобождения от НДС при ввозе в Россию медицинских товаров.
В соответствии с НК РФ НДС не уплачивается при реализации в России важнейшей и жизненно необходимой медицинской техники, техсредств, используемых исключительно для профилактики инвалидности и реабилитации инвалидов, а также очков (кроме солнцезащитных), оправ для них и линз. Льгота также распространяется на протезно-ортопедические изделия, материалы и сырье для их производства, полуфабрикаты к ним. Перечень таких товаров утверждает Правительство РФ.
Правительство РФ наделено еще одним полномочием. Оно определяет список медицинских товаров (из числа указанных выше), а также сырья и комплектующих изделий для их производства, ввоз которых в Россию освобождается от НДС.
Закон вступает в силу не ранее чем через 1 месяц после официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по НДС.

Федеральный закон от 7 июня 2013 г. N 107-ФЗ "О ратификации Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Объединенных Арабских Эмиратов о налогообложении дохода от инвестиций Договаривающихся Государств и их финансовых и инвестиционных учреждений"

Доходы финансовых и инвестиционных учреждений России и ОАЭ: как устранить двойное налогообложение?
Ратифицировано соглашение, направленное на устранение двойного налогообложения доходов пассивного характера финансовых и инвестиционных учреждений России и ОАЭ.
Речь идет о доходах от инвестиций, займов и владения недвижимостью.
Соглашение распространяется на российский налог на прибыль организаций, а в ОАЭ - на налог на корпорации и подоходный налог, в т. ч. провинциальные налоги на доходы, взимаемые в каждом из эмиратов.
Доходы от использования недвижимости облагаются налогами в том государстве, в котором она находится. Также в этой стране удерживается налог с доходов от отчуждения этого имущества либо акций и других прав, более 50% стоимости которых прямо или косвенно представлено данной недвижимостью.
Дивиденды, выплачиваемые компанией - резидентом одного договаривающегося государства другой стороне или ее финансовым или инвестиционным учреждениям, облагаются налогом только в этом другом государстве.
Также проценты, возникающие в одном государстве и выплачиваемые другой стране или ее финансовым или инвестиционным учреждениям, облагаются налогом только в этой другой стране.
В предоставлении льгот, установленных соглашением, могут отказать, если оно используется в противоправных целях.
Сделана оговорка о праве любого политического подразделения или местного правительства применять свои собственные законы и нормы, касающиеся налогообложения доходов и капитала, относящихся к владению, управлению, производству, разведке, эксплуатации, транспортировке и распределению природных ресурсов и углеводородов, включая нефть и газ, а также их конденсаты, производные и основные побочные продукты.
Компетентные органы России и ОАЭ могут обмениваться информацией по любым налогам.

Банковская деятельность

 

Федеральный закон от 7 июня 2013 г. N 132-ФЗ "О внесении изменений в статью 6 Федерального закона "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и иные законодательные акты Российской Федерации"

Уточнено, сколько прибыли должен перечислить Банк России в госказну в этом году.
Вносимые изменения касаются перечисления в федеральный бюджет прибыли Банка России, фактически полученной по итогам 2012 г. после уплаты налогов и сборов.
Ранее закреплялось, что в госказну в 2013 г. должно быть направлено 75% указанной прибыли.
Однако в связи с продажей пакета обыкновенных акций ОАО "Сбербанк России" уточнен прогнозный показатель прибыли общества: он увеличен на 23,1 млрд руб. и составляет 73 100 млрд руб. Именно эта сумма должна быть перечислена в федеральный бюджет в 2013 г.
Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

Информация Банка России от 10 июня 2013 г. "О ставке рефинансирования и процентных ставках по операциям Банка России"

ЦБ РФ оставил ставку рефинансирования на прежнем уровне и снизил ставки по ряду операций на длительные сроки.
Совет директоров Банка России 10 июня 2013 г. принял решение оставить без изменения уровень ставки рефинансирования и процентных ставок по основным операциям предоставления и абсорбирования ликвидности. Напомним, что учетная ставка с 14 сентября 2012 г. составляет 8,25% годовых.
Решение принято на основе оценки инфляционных рисков и перспектив экономического роста.
Вместе с тем с 11 июня 2013 г. снижаются на 0,25 процентного пункта ставки по отдельным операциям ЦБ РФ на длительные сроки. Речь идет об операциях РЕПО на срок 12 месяцев; кредитах, обеспеченных золотом, нерыночными активами или поручительствами, на срок от 181 до 365 дней; ломбардных аукционах и аукционах РЕПО на период 12 месяцев. Эта мера позволит приблизить стоимость привлечения кредитными организациями средств в Банке России к уровню ставок по его основным операциям предоставления ликвидности.
Следующее заседание Совета директоров ЦБ РФ, на котором будут рассмотрены вопросы денежно-кредитной политики, планируется провести в первой половине июля 2013 г.

Таможенное право, внешнеэкономическая деятельность

 

Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 4 июня 2013 г. N 121 "О внесении изменений в раздел 2.12 Единого перечня товаров, к которым применяются запреты или ограничения на ввоз или вывоз государствами - членами Таможенного союза в рамках Евразийского экономического сообщества в торговле с третьими странами"

Расширен список наркотических средств и психотропных веществ, на ввоз которых в ТС и вывоз из него нужна лицензия.
Дополнен перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, ввоз которых в ТС и вывоз из него допускаются на основании лицензии.
В указанный список, в частности, включены АМТ и его производные, модафинил, налбуфин, диметокаин, метоксетамин и его производные, метедрон, этилфенидат. Всего перечень пополнен 69 наименованиями.
Отметим, что лицензия на ввоз указанных препаратов в Россию и вывоз из нее в рамках торговли с третьими странами выдается Минпромторгом России. Если вещество включено также и в соответствующие российские перечни (списки I-IV), вместо лицензии требуется разрешение ФСКН России, а в отношении лекарственных средств - еще и сертификат Росздравнадзора на право ввоза (вывоза).
Решение вступает в силу через 30 календарных дней с даты его официального опубликования.

Федеральный закон от 7 июня 2013 г. N 105-ФЗ "О ратификации Соглашения между Правительством Российской Федерации и Федеральным Советом Швейцарской Конфедерации о взаимном признании официальных клейм на изделиях часовой промышленности, изготовленных из драгоценных металлов"

Упрощен ввоз драгоценных часов из Швейцарии.
Ратифицировано российско-швейцарское соглашение о взаимном признании официальных клейм на изделиях часовой промышленности, изготовленных из драгметаллов. Напомним, что оно было подписано 14 декабря 2011 г. в г. Москве.
Соглашение устанавливает особый порядок ввоза драгоценных часов из Швейцарии в Россию и наоборот.
Так, указанная продукция не подлежит опробованию, анализу или клеймению, если она имеет оттиски клейма изготовителя и официального клейма России (Швейцарии). Последнее предполагает проставление стандарта пробы на изделии. Кроме того, экспортируемая продукция должна соответствовать требованиям, установленным в стране, в которую она ввозится, а также положениям Соглашения.
Наличие оттиска официального клейма и стандарта пробы проверяет соответствующее ответственное учреждение. Если изделия не содержат оттисков официальных клейм и клейм изготовителей, а также имеющиеся оттиски не совпадают с установленными образцами, продукция возвращается предъявителю (с указанием причин возврата).
Предусмотрены выборочные проверки. Их проведение не должно влиять на сроки ввоза изделий.
Определен перечень сведений, которыми обмениваются ответственные учреждения стран. Такой информационный обмен происходит в сжатые сроки.

Лицензирование отдельных видов деятельности

 

Постановление Правительства РФ от 3 июня 2013 г. N 469 "Об утверждении Положения о лицензировании деятельности по производству и техническому обслуживанию (за исключением случая, если техническое обслуживание осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя) медицинской техники"

Производство и техобслуживание медицинской техники: новый порядок лицензирования.
Устанавливается новый порядок лицензирования деятельности по производству и техобслуживанию медицинской техники (кроме случаев, когда техобслуживание осуществляется для собственных нужд). Ранее производство и техобслуживание являлись двумя самостоятельными видами лицензируемой деятельности.
Лицензирующим органом по-прежнему выступает Росздравнадзор.
Закрепляется понятие медицинской техники. Ранее оно не определялось.
Скорректированы лицензионные требования. Теперь они разделены на 2 группы. Первая - для соискателя лицензии. Вторая - для лицензиата. Предусмотрено, что регистрация медицинских изделий не требуется, если они будут изготавливаться по индивидуальным заказам пациентов исключительно для личного пользования. Так, у соискателя, намеревающегося производить медтехнику, должна быть необходимая для этого нормативная, техническая документация. А у соискателя, желающего осуществлять техобслуживание - эксплуатационная документация производителя. При производстве медицинской техники у лицензиата должна иметься система производственного контроля, необходимо соблюдать нормативную, техническую документацию. Ранее требовалось, чтобы у соискателя лицензии (лицензиата) были законные основания для производства патентованной медицинской техники и ее продажи. При техобслуживании лицензиат должен соблюдать эксплуатационную документацию производителя. Прежде - нормативную, техническую и эксплуатационную документацию на обслуживание медицинской техники.
Пересмотрен перечень документов, прилагаемых к заявлению о предоставлении лицензии.
Определено, что нужно указывать в заявлении о ее переоформлении.
Сведения о ходе принятия решения о предоставлении (переоформлении) лицензии, о ходе проверки соответствия соискателя лицензионным требованиям и проверки соблюдения их лицензиатом размещаются на Едином портале государственных и муниципальных услуг (функций).
Определен перечень работ (услуг) в составе лицензируемой деятельности (ранее не приводился).

Закупки для государственных и муниципальных нужд

 

Федеральный закон от 7 июня 2013 г. N 115-ФЗ "О внесении изменения в статью 1 Федерального закона «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»

Закон о закупках товаров, работ, услуг отдельными юрлицами: сужена сфера применения.
Скорректирован Закон о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц.
Из предмета его регулирования исключены отношения, связанные с заключением и исполнением договоров, обязательных для субъектов оптового рынка - участников обращения электрической энергии и (или) мощности.
Дело в том, что особенности указанного рынка делают невозможным выполнение требований, установленных названным законом.
Торговля на этом рынке ведется централизовано в соответствии с Законом об электроэнергетике и правилами оптового рынка, утвержденными Правительством РФ.
Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

Федеральный закон от 7 июня 2013 г. N 114-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд»

Односторонний отказ от исполнения госконтракта стал возможным.
Скорректирован Закон о размещении государственных (муниципальных) контрактов.
Закреплена возможность расторгать контракты в одностороннем порядке. Ранее это допускалось только по соглашению сторон или по решению суда.
Согласно поправкам стороны контракта вправе в одностороннем порядке отказаться от его исполнения по основаниям и в порядке, предусмотренным гражданским законодательством.
При этом указанное право должно быть прописано в самом контракте. В противном случае его нельзя будет реализовать.
Сторона обязана отменить свое решение о расторжении контракта, если контрагент в течение 10 дней с даты его уведомления устранит нарушения, послужившие основанием для принятия такого решения. Данное правило не применяется, если поставщик (подрядчик, исполнитель) повторно нарушил обязательства по контракту.
Информация о поставщике (подрядчике, исполнителе), с которым контракт был расторгнут в одностороннем порядке, направляется в реестр недобросовестных поставщиков.
Сторона, с которой расторгнут контракт, вправе потребовать возмещения только фактически понесенного ущерба, непосредственно обусловленного обстоятельствами, являющимися основанием для принятия такого решения.
Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

Промышленность, топливно-энергетический комплекс

 

Федеральный закон от 7 июня 2013 г. N 106-ФЗ "О ратификации Конвенции 1995 года о безопасности и гигиене труда на шахтах (Конвенции N 176)"

Конвенция 1995 г. о безопасности и гигиене труда на шахтах: Россия за.
Ратифицирована Конвенция 1995 г. о безопасности и гигиене труда на шахтах (Конвенция N 176). Она принята на 82 сессии Генеральной конференции Международной организации труда в Женеве 22 июня 1995 г.
Она содержит общепризнанные в мировом сообществе минимальные требования к обеспечению безопасности, сохранению жизни и здоровья трудящихся, занятых на работах в шахтах.
Здесь прописаны меры по предотвращению рисков и защите на шахте: ответственность работодателей, права и обязанности трудящихся и их представителей. Уделено внимание сотрудничеству.
Так, работодатель обеспечивает проведение на бесплатной основе соответствующих программ профподготовки и переподготовки трудящихся. Осуществляет во время каждой смены надлежащий надзор и контроль с целью обеспечения безопасной эксплуатации шахты. Вводит систему, при которой фамилии всех находящихся под землей могут быть точно известны в любое время, как и их возможное местонахождение. Проводит расследования и принимает соответствующие корректирующие меры в связи со всеми несчастными случаями и опасными происшествиями на шахте.
Кроме того, перечислены меры для устранения и сведения до минимума рисков для жизни и здоровья трудящихся на шахтах, которые должны принять работодатели.
Работники, в частности, вправе знать об опасностях на рабочем месте, которым могут подвергаться их безопасность или здоровье, покидать любое место в шахте в случае возникновения ситуации, которая, по их мнению, дает достаточное основание считать, что возникла серьезная угроза для их безопасности или здоровья.

Транспорт и связь

 

Федеральный закон от 7 июня 2013 г. N 124-ФЗ "О внесении изменений в Воздушный кодекс Российской Федерации"

Авиаперевозка лиц с ограничениями жизнедеятельности: поправки к законодательству.
Скорректирован ВК РФ.
Введена статья об особенностях обслуживания пассажиров из числа инвалидов и других лиц с ограничениями жизнедеятельности.
Она предусматривает запрет на отказ в перевозке пассажиров из числа лиц с ограничениями жизнедеятельности по причине отсутствия необходимых техсредств и оборудования.
Установлен перечень бесплатных услуг для таких лиц. Это сопровождение и помощь при перемещении по территории аэропорта, предоставление спецсредств для передвижения, обеспечение посадки на воздушное судно и высадки из него и др.
Закреплено, что АИС оформления воздушных перевозок должна функционировать таким образом, чтобы информация об ограничениях жизнедеятельности и о потребности в помощи была в ней зарегистрирована, указана в билете и передана перевозчику.
Предусмотрено, что перевозка пассажира из числа инвалидов по слуху и зрению одновременно, ребенка-инвалида в возрасте до 12 лет возможна только в сопровождении лица, оказывающего им помощь в полете.
Введена норма о подготовке авиаперсонала для обслуживания лиц с ограничениями жизнедеятельности и использования соответствующих техсредств и оборудования.
Поправки вступают в силу по истечении 180 дней после даты их официального опубликования.

Иные вопросы хозяйственной деятельности

 

Федеральный закон от 7 июня 2013 г. N 113-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам обеспечения информационной открытости саморегулируемых организаций"

Деятельность СРО должна быть более прозрачной.
Цель вносимых изменений - повысить информационную открытость саморегулируемых организаций (СРО).
Их обязали иметь собственные интернет-сайты. При этом электронный адрес должен включать доменное имя, права на которое принадлежат СРО.
Установлен перечень информации, которая размещается на таком сайте в открытом бесплатном доступе. Это в т. ч. сведения из реестра членов СРО, ее стандарты и правила, способы и порядок обеспечения имущественной ответственности членов СРО, данные о произведенных выплатах из компенсационного фонда.
Закон о СРО дополнен статьей, посвященной ведению реестра членов СРО. В ней, в частности, закреплены список включаемых в реестр сведений, а также необходимость получения согласия физлиц и ИП-членов СРО на обработку их персональных данных. Последние в части паспортных данных, места рождения и иных охраняемых законом сведений не размещаются на официальном сайте СРО.
Соответствующие изменения вносятся в законодательные акты, которыми регламентируется деятельность конкретных СРО (оценщиков, арбитражных управляющих, кредитных кооперативов, в сфере строительства и энергетического обследования).
Кроме того, введена административная ответственность за нарушение СРО обязанностей по раскрытию информации.
Чтобы получить статус эксперта СРО оценщиков, нужно сдать единый квалификационный экзамен. Ранее он проводился аттестационной комиссией Национального совета по оценочной деятельности. Эту функцию передали вузам, аккредитованным в Росреестре. Ведомство ведет реестры квалификационных аттестатов.
Федеральный закон вступает в силу по истечении 180 дней после его официального опубликования, за исключением отдельных положений, для которых установлены иные сроки.

Приказ Минфина России от 19 марта 2013 г. N 32н "Об утверждении Положения о порядке проведения квалификационного экзамена на получение квалификационного аттестата аудитора и о признании утратившими силу приказов Министерства финансов Российской Федерации"

Экзамен на получение аттестата аудитора: обновленные правила.
Заново утверждено Положение о порядке проведения экзамена на получение аттестата аудитора.
Экзамен предусматривает вопросы в форме тестов с многовариантным ответом и вопросы экзаменационных билетов.
Минимально допустимое количество вопросов билетов сокращено с 1000 до 800.
Единая аттестационная комиссия размещает перечень вопросов билетов на своем сайте.
Уточнено, что это делается не позднее 22 рабочих дней до даты проведения очередного экзамена (ранее - не позднее 30 календарных дней).
Закреплено, что перечень должен обновляться с учетом изменений, внесенных в нормативные правовые акты, а также международные стандарты финансовой отчетности и аудита.
Для участия в экзамене претендент по-прежнему заполняет регистрационную анкету. Регистрация проходит в электронном виде на сайте комиссии.
Претендент считается сдавшим экзамен, если он получил за ответы на все вопросы билета и решение практической задачи суммарно не менее 67% максимально возможного количества баллов (при условии получения за ответы на все вопросы билета не менее 84% максимально возможного количества баллов).
Приказ об утверждении прежнего положения признан утратившим силу.

Основы государственно-правового устройства

 

Федеральный закон от 7 июня 2013 г. N 116-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации»

Нахождение в кадровом резерве больше не считается гражданской службой.
Поправки разработаны в соответствии с новыми принципами кадровой политики в системе госслужбы.
В частности, нахождение в кадровом резерве больше не считается гражданской службой.
Кроме того, уточнен и сам порядок формирования названного резерва. Установлено, что граждане включаются в резерв по результатам конкурса. Госслужащие - по итогам конкурса или аттестации (в порядке должностного роста).
Предусмотрены случаи, когда служащие, включаются в резерв без конкурса. Это увольнение по обстоятельствам, не зависящим от воли сторон, а также в связи с сокращением должностей или упразднением госоргана. В последних 2-х ситуациях решение о включение в резерв принимает представитель нанимателя. Во всех случаях требуется согласие госслужащего.
Предусмотрено дополнительное основание для исключения госслужащего из кадрового резерва. Это заключение аттестационной комиссии о несоответствии лица занимаемой должности.
Кроме того, служебный контракт теперь не приостанавливается. Это обусловлено тем, что на практике данная процедура не применяется (согласно данным Минтруда России). Поэтому при возникновении соответствующих обстоятельств служебный контракт прекращается. При этом госслужащий (при его согласии) включается в кадровый резерв.
Уточнен перечень дисциплинарных взысканий. Теперь служащие не могут быть освобождены от занимаемой должности с одновременным включением в кадровый резерв для замещения иной должности (на конкурсной основе).

Федеральный закон от 7 июня 2013 г. N 112-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» и Федеральный закон «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления»

Обеспечение доступа к информации о деятельности госорганов: поправки.
Скорректированы Законы об информации, информтехнологиях и защите информации и об обеспечении доступа к информации о деятельности госорганов и органов местного самоуправления.
Устанавливается, что информация, размещаемая ее обладателями в Интернете в формате, допускающем автоматизированную обработку без предварительных изменений человеком в целях повторного ее использования, является общедоступной информацией, размещаемой в форме открытых данных.
При этом должны соблюдаться нормы законодательства о гостайне, персональных данных и др.
Вводятся нормы о единой системе идентификации и аутентификации.
Предусматривается, что Правительство РФ определяет случаи, при которых Интернет-доступ к госинформсистемам предоставляется исключительно пользователям, прошедшим авторизацию в названной единой системе, а также порядок ее применения.
Закрепляется, что общедоступная информация о деятельности госорганов и органов местного самоуправления предоставляется неограниченному кругу лиц посредством ее размещения в Интернете в форме открытых данных.
Периодичность размещения данных, сроки ее обновления, а также иные требования будут определяться в порядке, установленном Правительством РФ.
Поправки вступают в силу с 01.07.2013.

Федеральный закон от 7 июня 2013 г. N 110-ФЗ "О внесении изменений в статью 9 Закона Российской Федерации "О Государственной границе Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации"

Пересечение госграницы водными судами и физлицами на них: поправки к законодательству.
Скорректированы Законы о госгранице, о порядке выезда из нашей страны и въезда в нее, о внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне России.
Установлено, что российские суда, плавающие между портами или морскими терминалами нашей страны, могут неоднократно пересекать границу без прохождения пограничного, таможенного (в части совершения операций, связанных с прибытием (убытием)) и иных видов контроля.
Для этого суда должны быть оснащены техсредствами контроля, обеспечивающими постоянную автоматическую передачу информации о местоположении судна, и (или) другими такими средствами. Также необходимо уведомить пограничные органы о намерении пересечь границу и направить им указанные данные.
Кроме того, введена аналогичная норма в отношении российских судов, убывающих из портов нашей страны в ее внутренние морские воды или территориальное море в целях торгового мореплавания (кроме деятельности, связанной с использованием судов для рыболовства) с последующим прибытием в морские порты России.
То же правило может действовать в иных случаях, установленных Правительством РФ.
Иностранные суда тех же категорий смогут пользоваться теми же льготами в порядке, установленном Правительством РФ, и при соблюдении тех же условий (кроме уведомления пограничных органов).
Ряд случаев не рассматривается как въезд/выезд. Один из них - пересечение физлицом границы в течение срока действия имеющейся у него визы.
Уточнено, что это возможно при следовании на судах через исключительную экономическую зону любой страны или через открытое море без захода в иностранные порты (в прежней редакции - при следовании на российских судах).
Также согласно поправкам в случаях, установленных Правительством РФ, это возможно при следовании через территориальное море иностранных государств без захода в иностранные порты.

Указ Президента РФ от 6 июня 2013 г. N 546 "О проверке достоверности сведений об имуществе и обязательствах имущественного характера за пределами территории Российской Федерации, о расходах по каждой сделке по приобретению объектов недвижимости, транспортных средств, ценных бумаг и акций, представляемых кандидатами на выборах в органы государственной власти, выборах глав муниципальных районов и глав городских округов, а также политическими партиями в связи с внесением Президенту Российской Федерации предложений о кандидатурах на должность высшего должностного лица (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти) субъекта Российской Федерации"

Кандидатам лучше честно рассказать о крупных покупках и зарубежном имуществе.
Прописано, как проверяется достоверность сведений о зарубежном имуществе и расходах кандидатов на выборах в органы госвласти и местного самоуправления, а также кандидатов на должность главы региона.
При проведении выборов кандидаты сообщают в соответствующую избирательную комиссию, какой зарубежной недвижимостью владеют они сами, их супруги и несовершеннолетние дети, на какие средства она приобретена, а также об имеющихся за границей обязательствах имущественного характера. Кроме того, необходимо отчитаться о крупных расходах (покупка недвижимости, транспортных средств, ценных бумаг, долей в уставных капиталах) за последние 3 года, если сумма сделки превысила общий 3-х годовой доход кандидата и его супруги(а).
В субъектах Федерации, где главу региона определяют не на всенародных выборах, а из предложенных Президентом РФ кандидатур, указанные сведения представляют главе страны политические партии вместе с предложениями о кандидатурах.
Установлены формы справок о вышеназванных обязательствах, имуществе и расходах. Даже если их нет, справки все равно необходимо представить (в соответствующих графах пишут об отсутствии имущества, обязательств, сделок).
Основанием для проверки сведений является поступившая в избирком или руководителю Администрации Президента РФ информация об их недостоверности или неполноте. Определены источники такой информации. Это госорганы, российские организации, руководящие органы политических партий и общероссийских общественных объединений, Общественная палата РФ, общероссийские СМИ, зарубежные банки и международные организации, работники антикоррупционных подразделений, должностные лица госорганов и органов местного самоуправления. Анонимки не являются основанием для проверки сведений.
Установлено, кто и в какие сроки принимает решение о проверке, как она проходит. Так, председатель избиркома вправе направить запросы в банки, налоговые органы, Росреестр, Росфинмониторинг. Могут наводиться справки у физлиц и организаций.
Отметим, что установленные факты недостоверности представленных кандидатами сведений публикуются в СМИ.
Указ вступает в силу со дня его официального опубликования.

Указ Президента РФ от 5 июня 2013 г. N 545 "О досрочном прекращении полномочий Мэра Москвы"

Мэр Москвы ушел в отставку.
Президент России принял отставку Мэра Москвы Собянина С. С. по собственному желанию. При этом он продолжит исполнять обязанности градоначальника до вступления в должность лица, избранного Мэром столицы.
Отметим, что полномочия С. С. Собянина должны были истечь в 2015 г. Досрочные выборы Мэра Москвы могут состояться уже в сентябре 2013 г.
Указ вступает в силу со дня его подписания.

Бюджетная система

 

Федеральный закон от 7 июня 2013 г. N 133-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О федеральном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов"

Федеральный бюджет на 2013 г.: сэкономленные средства направлены на решение приоритетных задач.
Скорректирован федеральный бюджет на 2013 г. и плановый период 2014-2015 гг.
Необходимость поправок обусловлена экономией бюджетных средств по результатам исполнения федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов за 2012 г. и за I квартал 2013 г. Изменения затрагивают показатели бюджета на 2013 г. При этом пересмотр не затронул макроэкономические (ВВП, уровень инфляции) и основные (объем доходов, расходов, дефицита бюджета) параметры, поскольку дополнительных поступлений ненефтегазовых доходов не предвидится.
Перераспределены бюджетные ассигнования на реализацию первоочередных и приоритетных задач и мероприятий. В частности, выделены дополнительные средства на выполнение т. н. майских указов Президента страны (модернизация дошкольного образования, повышение оплаты труда отдельных категорий медработников и др.), увеличено финансирование госпрограммы развития сельского хозяйства. Также дополнительные деньги направлены на перевод телевидения на цифровое вещание и на мероприятия в рамках подготовки к Чемпионату мира по футболу 2018 г.
Увеличен размер финансовой поддержки регионов и уменьшены межбюджетные трансферты бюджетам ПФР и ФСС РФ.
Сокращены ассигнования на фундаментальные и прикладные научные исследования.
Перераспределено финансирование по ряду федеральных целевых программ. Уточнены размеры взносов в уставные капиталы ОАО.
Кроме того, установлены дополнительные основания для внесения изменений в показатели сводной бюджетной росписи федерального бюджета.
Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

Вопросы гражданства, миграция, въезд в РФ и выезд из РФ

 

Приказ Федеральной миграционной службы от 30 ноября 2012 г. N 390 "Об утверждении Административного регламента предоставления Федеральной миграционной службой государственной услуги по оформлению и выдаче приглашений на въезд в Российскую Федерацию иностранных граждан и лиц без гражданства"

Обновлена процедура выдачи приглашений на въезд в Россию.
Принят новый административный регламент, регулирующий выдачу приглашений на въезд в Россию иностранцев и лиц без гражданства.
Это обусловлено пересмотром правил разработки и утверждения административных регламентов. Также претерпело изменения миграционное законодательство.
Названную госуслугу по-прежнему оказывают ФМС России и ее территориальные органы. Приведены график их работы, адреса и контактная информация. Приглашение является основанием для выдачи визы или для въезда в нашу страну в безвизовом порядке.
Уточнен круг заявителей. К их числу более не относятся органы местного самоуправления. В то же время приглашающей стороной в отношении членов своей семьи может выступать иностранный высококвалифицированный специалист. В остальном перечень не изменился. Это юрлица и филиалы зарубежных организаций, вставшие на учет в миграционном ведомстве, граждане России и иностранцы, постоянно проживающие в нашей стране. Дополнительно установлено, какие работодатели и заказчики работ (услуг) вправе приглашать иностранных высококвалифицированных специалистов.
Уполномоченные представители российских юрлиц обращаются с ходатайством о выдаче приглашения по месту их нахождения (т. е. госрегистрации), иностранных организаций и их филиалов - по месту их постановки на налоговый учет. Граждане России - по месту жительства или пребывания. Иностранцы - по месту жительства. Высококвалифицированные специалисты - по месту временного пребывания (проживания), а в случае получения вида на жительство - по месту последнего.
Ходатайство о выдаче приглашения подается при личном посещении или через Единый портал госуслуг (ранее возможность обратиться в электронной форме не предусматривалась). Скорректирован список прилагаемых документов, установлены требования к ним. Так, приглашающее физлицо дополнительно представляет сведения о доходах.
Сокращены сроки оформления приглашений. Ранее это занимало до 30 дней со дня обращения. Теперь - до 20 рабочих дней, а в случае въезда высококвалифицированных специалистов и членов их семей - до 14. В особых случаях (в частности, экстренное лечение, тяжелая болезнь или смерть близкого родственника) приглашение выдается в течение 5 рабочих дней.
Госпошлина за выдачу 1 приглашения по-прежнему составляет 500 руб.
Зарегистрировано в Минюсте РФ 30 мая 2013 г. Регистрационный N 28578.

Земельное право, природоохранная деятельность, природные ресурсы

 

Федеральный закон от 7 июня 2013 г. N 123-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекc Российской Федерации и статью 3 Федерального закона «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации»

Уточнены основания и порядок изъятия земельных участков в случае их нерадивого использования.
Поправки касаются принудительного прекращения права на земельный участок в случае его ненадлежащего использования. Речь идет о правах постоянного (бессрочного) пользования, пожизненного наследуемого владения, аренды.
Уточнены основания и порядок такого прекращения. Согласно поправкам причинами изъятия земли могут стать: грубое нарушение правил рационального использования земли (в том числе не по целевому назначению либо приводящее к существенному снижению плодородия с/х земель или значительному ухудшению экологической обстановки); порча земель; непроведение рекультивации, обязательных мероприятий по улучшению земель и охране почв; невыполнение обязанности привести земли в состояние, пригодное для использования по целевому назначению.
Участок, предназначенный для с/х производства либо жилищного или иного строительства, могут изъять, если он не используется в этих целях в течение 3-х лет. Причем в этот период не включается время, необходимое для освоения участка.
Исключено такое основание изъятия участка, как систематическая неуплата земельного налога.
Изъятию участка во всех случаях должна предшествовать выдача предписания об устранении нарушений.
Вводится внесудебный порядок изъятия нерадиво используемых земель у государственных (муниципальных) учреждений и казенных предприятий. Соответствующее решение будет принимать исполнительный орган госвласти (орган местного самоуправления). В таком же порядке изымают земли, ранее предоставленные унитарным предприятиям в постоянное пользование. Это не касается государственных академий наук и подведомственных им учреждений.
Уточняется срок подачи властями в Росреестр пакета документов для госрегистрации прекращения права на участок. На это отводится 10 дней после вступления в силу решения суда об изъятии участка (или принятия такого решения соответствующими властями).
Если в ЕГРП нет сведений о прекращенных правах, власти должны сообщить о прекращении прав на участок налоговым органам и в Росреестр в 7-дневный срок.
Федеральный закон вступает в силу через 90 дней после его официального опубликования.

Федеральный закон от 7 июня 2013 г. N 118-ФЗ "О внесении изменения в статью 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»

Устранена правовая коллизия в области государственного регионального надзора в отношении водных объектов.
Внесены изменения в Закон об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов госвласти субъектов Федерации.
Уточнено, что областью государственного регионального надзора является не только охрана водных объектов, но и их использование.
Нововведение обусловлено существовавшим ранее терминологическим несоответствием указанного закона Водному кодексу РФ, Закону об охране окружающей среды и КоАП РФ.

Постановление Правительства РФ от 6 июня 2013 г. N 477 "Об осуществлении государственного мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды"

Как проводят госмониторинг состояния и загрязнения окружающей среды?
Закреплен порядок осуществления государственного мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды, а также формирования и обеспечения функционирования госсистемы наблюдений за состоянием окружающей среды.
Объекты государственного мониторинга - атмосферный воздух, почвы, поверхностные воды водных объектов (в т. ч. по гидробиологическим показателям), озоновый слой атмосферы, ионосфера и околоземное космическое пространство.
Организацию и осуществление государственного мониторинга обеспечивает Росгидромет с участием других уполномоченных федеральных и региональных органов исполнительной власти.
Государственный мониторинг проводится на основе государственной системы наблюдений, включающей в себя стационарные и подвижные пункты наблюдений за состоянием окружающей среды.
Государственная система наблюдений включает в себя государственную наблюдательную сеть (формирование и функционирование которой обеспечивается Службой), а также территориальные системы наблюдений за состоянием окружающей среды (за которые отвечают органы исполнительной власти субъектов Федерации).
Росгидромет ведет на основе документированных сведений о состоянии окружающей среды, ее загрязнении, полученных государственной системой наблюдений, Единый государственный фонд соответствующих данных.
Кроме того, в ряд постановлений Правительства РФ внесены уточнения. Речь идет о положениях о государственной системе научно-технической информации; о создании и ведении Единого государственного фонда данных о состоянии окружающей природной среды, ее загрязнении; о разграничении полномочий федеральных органов исполнительной власти в области обеспечения биологической и химической безопасности страны и др.
Положение о госслужбе наблюдения за состоянием окружающей природной среды, утвержденное в 2000 г., утратило силу.

Труд, трудоустройство, социальная защита, пенсии и компенсации

 

Федеральный закон от 7 июня 2013 г. N 129-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей"

С 1 января 2014 г. изменится порядок финансирования выплаты "детских" пособий отдельным гражданам.
Изменяется порядок финансирования выплаты государственных пособий отдельным гражданам, имеющим детей. Речь идет об уволенных в период отпуска по беременности и родам или по уходу за ребенком по причине ликвидации работодателя, а также о не подлежащих соцстрахованию лицах, в том числе студентах.
В настоящее время средства на выплату госпособий указанным гражданам выделяются из федерального бюджета в виде трансфертов, передаваемых ФСС РФ. В дальнейшем деньги распределяются между территориальными органами Фонда и перечисляются регионам.
С 1 января 2014 г. ассигнования на выплату названных пособий в форме субвенций будут направлять напрямую в бюджеты субъектов Федерации через Минтруд России. Тем самым ФСС РФ освобождается от несвойственных ему функций, поскольку данные выплаты носят нестраховой характер.
Одновременно региональным властям передаются полномочия федерального центра по назначению и выплате пособий указанным гражданам. Контролировать расходование субвенций будет Минтруд России.
Ряд поправок носит юридико-технический характер и направлен на приведение терминологии в соответствие с законодательством в сфере здравоохранения и образования. В частности, уточнено, что единовременное пособие при постановке на учет в ранние сроки беременности полагается женщинам, вставшим на учет в медицинских организациях (а не учреждениях).
Также уточняется, что право на "детские" пособия имеют в том числе лица, обучающиеся очно в профессиональных образовательных организациях, образовательных организациях высшего образования, дополнительного профессионального образования и научных организациях.
Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2014 г.

Федеральный закон от 7 июня 2013 г. N 128-ФЗ "О внесении изменений в статьи 8 и 10 Федерального закона "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей"

Ограничивается круг организаций, заемные обязательства перед которыми могут погашаться за счет материнского капитала.
Цель поправок - борьба с мошенническими схемами, связанными с хищением и обналичиванием средств материнского (семейного) капитала.
Согласно изменениям за счет такого капитала (его части) можно погашать займы на приобретение (строительство) жилья, предоставленные только определенными видами юрлиц. Это кредитные и микрофинансовые организации, кредитные потребительские кооперативы, иные организации, выдающие займы на основании договоров, обеспеченных ипотекой. Если организация не соответствует данным требованиям, то заявление о распоряжении средствами капитала на погашение займа не удовлетворяется.
Лицо, имеющее сертификат на материнский (семейный) капитал, или его супруг (супруга) должны предоставить документ, подтверждающий получение займа путем безналичного перечисления на счет в кредитной организации. Иначе упомянутое заявление о распоряжении не удовлетворят.
Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
Нововведения распространяются на лиц, заключивших договор займа на приобретение (строительство) жилья после вступления поправок в силу.

Федеральный закон от 7 июня 2013 г. N 127-ФЗ "О внесении изменений в статью 56 Закона Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей"

Военные пенсионеры смогут получать пенсию по месту фактического нахождения.
Устранено несоответствие законодательства о пенсионном обеспечении некоторых категорий лиц Конституции РФ. Речь идет о тех, кто проходил военную службу, службу в ОВД, ГПС, органах наркоконтроля, учреждениях и органах УИС, а также об их семьях.
Дело в том, что ранее указанные лица могли получать пенсию (по месту жительства/пребывания) только при наличии регистрации. Конституционный Суд РФ признал это незаконным, поскольку факт регистрации (ее отсутствие) не порождает для гражданина каких-либо прав и обязанностей. Она носит лишь уведомительный характер.
В связи с этим предусматривается возможность получать пенсию по месту фактического проживания/пребывания (в том числе при переезде). Основание - пенсионное дело и личное заявление гражданина.
За указание в заявлении недостоверных сведений, а также их несвоевременное направление устанавливается ответственность. Ущерб возмещается, если названные действия повлекли за собой перерасход бюджетных средств.

Федеральный закон от 7 июня 2013 г. N 109-ФЗ "О ратификации Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Монголии о временной трудовой деятельности граждан одного государства на территории другого государства"

Урегулированы вопросы сотрудничества в сфере трудовой миграции между Россией и Монголией.
Ратифицировано Соглашение между Правительствами России и Монголии о временной трудовой деятельности граждан одного государства на территории другого.
Соглашение подписано в г. Москве 17 февраля 2012 г.
Им предусмотрено, что работники осуществляют трудовую деятельность в принимающем государстве только при наличии соответствующего разрешения. При этом выполнять можно только ту работу, на которую оно выдано. Если это требование не исполняется (в т. ч. произошла смена работодателя), разрешение аннулируется, а работник обязан покинуть страну в течение 15 календарных дней.
Закреплено, что трудовой договор заключается до выезда лица из своего государства, а по соглашению сторон - по прибытии работника (при его заблаговременном извещении об условиях труда). При этом зарплата и иные положения договора не должны быть менее благоприятными, чем те, которые установлены для граждан принимающего государства, занимающихся аналогичной работой. Прописан порядок расторжения договора по независящим от сторон обстоятельствам, правила медицинского, пенсионного и социального обеспечения, налогообложения в отношении таких работников и др.
Соглашение заключено сроком на 5 лет с возможностью его автоматического продления на 2-летние периоды.

Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 10 апреля 2013 г. N 143н "О порядке опубликования и вступления в силу приказов Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, признанных Министерством юстиции Российской Федерации не нуждающимися в государственной регистрации"

Где публикуются и когда начинают действовать приказы Минтруда России, не нуждающиеся в госрегистрации?
Установлено, что приказы Минтруда России, признанные Минюстом России не нуждающимися в госрегистрации, официально публикуются в журнале "Бюллетень трудового и социального законодательства Российской Федерации".
Одновременно они размещаются на официальном сайте Минтруда России.
За это отвечает структурное подразделение Министерства, подготовившее соответствующий приказ.
Приказы вступают в силу с момента признания их Минюстом России не нуждающимися в госрегистрации. Иные сроки могут быть установлены в самом документе.
Зарегистрировано в Минюсте РФ 31 мая 2013 г. Регистрационный N 28615.

Здравоохранение, образование, наука, культура, спорт и туризм

 

Федеральный закон от 7 июня 2013 г. N 125-ФЗ "О внесении изменений в статью 350 Трудового кодекса Российской Федерации"

Медработникам предложат дежурить на дому.
Скорректирован ТК РФ.
Закреплено, что медработникам с их согласия может устанавливаться дежурство на дому.
Под ним понимается пребывание сотрудника дома в ожидании вызова на работу (для оказания медпомощи в экстренной или неотложной форме).
Час дежурства будет учитываться как 1/2 часа рабочего времени.
Особенности учета и режима рабочего времени в рамках дежурств установит федеральный орган власти по выработке госполитики и нормативно-правовому регулированию в области здравоохранения.

Федеральный закон от 7 июня 2013 г. N 120-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам профилактики незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ"

Употреблял ли школьник (студент) наркотики, покажут добровольное тестирование и медосмотр.
Поправки посвящены профилактике незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ.
Так, одной из форм профилактики теперь является раннее выявление незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ, состоящее из 2 элементов.
Во-первых, социально-психологическое тестирование обучающихся в образовательных организациях. Минобрнауки России определит, как оно должно проходить.
При этом указанные организации обязаны обеспечить конфиденциальность сведений, полученных в результате тестирования их обучающихся.
Во-вторых, профилактические медосмотры обучающихся с целью раннего выявления незаконного потребления наркотиков и психотропных веществ. Порядок их проведения установит Минздрав России, а условия - региональные органы госвласти.
Для проведения ранней диагностики употребления наркотиков и психотропных веществ требуется письменное информированное согласие одного из родителей (иного законного представителя) обучающихся, не достигших 15 лет, либо их самих (при достижении указанного возраста).
Если в результате социально-психологического тестирования и (или) профилактического медосмотра выявлено незаконное потребление наркотиков и психотропных веществ обучающимся, он направляется в специализированную медорганизацию (ее структурное подразделение), оказывающую наркологическую помощь. Для этого также нужно письменное информированное согласие обучающегося/законного представителя. Порядок установит Минздрав России по согласованию с Минобрнауки России.
Профилактика незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ, наркомании возложена на федеральные органы исполнительной власти и органы госвласти субъектов Федерации. Закреплены их полномочия в этой сфере.
Поправки коснулись законов, посвященных наркотическим средствам и психотропным веществам, общим принципам организации законодательных (представительных) и исполнительных органов госвласти субъектов Федерации, образованию, основам системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
Поправки вступают в силу по истечении 180 дней после официального опубликования.

Федеральный закон от 7 июня 2013 г. N 119-ФЗ "О внесении изменений в статьи 4 и 24 Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях»

Религиозные организации вправе устанавливать условия деятельности священнослужителей и религиозного персонала, а также требования к ним.
Ранее в законе указывалось, что религиозное объединение выбирает, назначает и заменяет свой персонал согласно собственным установлениям. Уточняется, что оно делает это согласно соответствующим условиям и требованиям и в порядке, предусматриваемом своими внутренними установлениями.
Закрепляется право религиозных организаций определять в соответствии со своими внутренними установлениями условия деятельности священнослужителей и религиозного персонала, а также требования к ним, в т. ч. в части религиозного образования.
Прежде религиозные организации в соответствии со своими уставами были вправе заключать трудовые договоры (контракты) с работниками. Вместо этого закрепляется, что данные организации в случаях, предусмотренных их уставами, заключают трудовые договоры с работниками.

Федеральный закон от 7 июня 2013 г. N 108-ФЗ "О подготовке и проведении в Российской Федерации чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года, Кубка конфедераций FIFA 2017 года и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"

Россия обеспечит высокий уровень проведения Чемпионата мира по футболу — 2018.
Закон посвящен подготовке и проведению в России Чемпионата мира по футболу FIFA 2018 г. и Кубка конфедераций FIFA 2017 г.
Закреплены статус и полномочия Оргкомитета "Россия-2018" и региональных оргкомитетов. Определены особенности защиты и реализации имущественных прав FIFA. Предусмотрен уведомительный порядок налогового учета FIFA, ее дочерних организаций и контрагентов, конфедераций и национальных футбольных ассоциаций. Им предоставлены налоговые льготы (по НДС, НДФЛ, налогам на прибыль и имущество, госпошлине, транспортному налогу, страховым взносам).
Предусмотрен упрощенный порядок въезда в нашу страну (и выезда из нее) для иностранных спортсменов, персонала, зрителей, волонтеров и иных лиц, задействованных в подготовке и проведении соревнований. Участники соревнований, представители FIFA, конфедераций и национальных футбольных ассоциаций освобождены от миграционного учета по месту пребывания.
Установлен упрощенный порядок привлечения иностранных работников для подготовки и проведения соревнований. Урегулированы вопросы привлечения волонтеров.
Особое внимание уделено обеспечению безопасности.
Владельцам входных билетов на матчи гарантировано бесплатное передвижение между городами проведения турнира автомобильным (кроме такси) и железнодорожным транспортом общего пользования. Льгота начинает действовать за 18 ч. до мероприятия и прекращается через 18 ч. после его окончания.
Прописаны особенности реализации билетов на матчи соревнований и размещения рекламы. В частности, в период соревнований разрешат рекламу производителей пива (в местах проведения мероприятий).
Правительство РФ наделено правом регулировать стоимость номеров в гостиницах в период проведения соревнований.
Урегулированы вопросы строительства и реконструкции стадионов. Так, по аналогии с подготовкой к Сочинской олимпиаде предусмотрена оперативная процедура изъятия земель для размещения необходимой инфраструктуры.
Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования, за исключением отдельных положений, для которых предусмотрен иной срок введения в действие.

Постановление Правительства РФ от 6 июня 2013 г. N 482 "О продолжительности ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска за работу с вредными и (или) опасными условиями труда, предоставляемого отдельным категориям работников"

Дополнительный отпуск медикам за работу с вредными и (или) опасными условиями труда: продолжительность.
Некоторым медработникам установлен ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск за работу с вредными и (или) опасными условиями труда. Речь идет о лицах, которые оказывают психиатрическую помощь, непосредственно участвуют в оказании противотуберкулезной помощи, занимаются диагностикой и лечением ВИЧ-инфицированных, работают с материалами, содержащими ВИЧ.
Установлена продолжительность указанного отпуска по должностям (специальностям, категориям) сотрудников. Она колеблется от 14 до 35 дней.
Минтруду России поручено по согласованию с Минсельхозом России установить продолжительность сокращенного рабочего времени и ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска за работу с вредными и (или) опасными условиями труда 2 категориям лиц. Первая - ветеринарные и иные работники, непосредственно участвующие в оказании противотуберкулезной помощи. Вторая - сотрудники организаций по производству и хранению продуктов животноводства, обслуживающие больных туберкулезом с/х животных.

Постановление Правительства РФ от 3 июня 2013 г. N 467 "О мерах по осуществлению перехода к нормативно-подушевому финансированию имеющих государственную аккредитацию образовательных программ высшего профессионального образования"

Затраты на реализацию программ высшего образования будут определять по специальностям и направлениям подготовки.
Указом Президента РФ о мерах по реализации госполитики в области образования и науки предусмотрен переход к нормативно-подушевому финансированию программ высшего образования.
В рамках работы по обеспечению перехода Минобрнауки России поручено утвердить методику определения нормативных затрат на реализацию имеющих госаккредитацию программ высшего образования по специальностям и направлениям подготовки. В частности, она должна учитывать необходимость применения повышающих коэффициентов к затратам в отношении инженерных, медицинских и естественно-научных специальностей и направлений. Это должно быть сделано в 2-месячный срок.
Также Министерству поручено до 31.12.2013 внести в Правительство РФ предложения о поэтапном переходе от действующих соотношений численности преподавателей и студентов, установленных для отдельных вузов, к соотношениям численности преподавателей и студентов вузов по специальностям и направлениям подготовки.
Методика будет применяться начиная с разработки федерального бюджета на 2015-2017 гг.
Федеральным органам власти и учреждениям, осуществляющим функции и полномочия учредителя госвузов, нужно привести свои акты в соответствие с методикой до 01.10.2013.

Постановление Правительства РФ от 3 июня 2013 г. N 466 "Об утверждении Положения о Министерстве образования и науки Российской Федерации"

Обновлено положение о Миноборнауки России.
Утверждено новое положение о Минобрнауки России. Это обусловлено в т. ч. пересмотром Закона об образовании.
Сферы, в которых ведомство выполняет функции по выработке и реализации госполитики, нормативно-правовому регулированию, а также по оказанию госуслуг и управлению госимуществом, не изменились. Это по-прежнему образование, воспитание, научная, научно-техническая и инновационная деятельность и пр.
Расширен перечень принимаемых ведомством нормативных актов.
Так, Министерство утверждает порядок проведения комплексного психолого-медико-педагогического обследования детей (по согласованию с Минздравом России), типовые положения об учебно-методических объединениях в системе образования, перечень федеральных инновационных площадок. Определяет случаи и порядок перехода обучающихся с платного обучения на бесплатное, правила их перевода в другую образовательную организацию, примерные формы договоров об образовании.
К полномочиям ведомства дополнительно отнесены мониторинг системы образования, педагогическая экспертиза нормативных правовых актов и их проектов. Кроме того, оно вправе учреждать именные стипендии. В то же время из сферы компетенции Министерства исключены присвоение, лишение и восстановление ученых званий профессора и доцента по кафедре, формирование сети федеральных университетов и национальной нанотехнологической сети, открытие аспирантур и докторантур.
Порядок организации деятельности Министерства не претерпел существенных изменений.
Прежнее положение утратило силу.
Постановление вступает в силу с 1 сентября 2013 г.

Приказ Министерства здравоохранения РФ от 26 апреля 2013 г. N 265н "О случаях возможности замены бесплатного питания донора крови и (или) ее компонентов денежной компенсацией и порядке установления ее размера"

Донорство крови: паек можно получить деньгами.
Определены случаи, в которых бесплатное питание для донора крови и (или) ее компонентов может быть заменено денежной компенсацией.
Первый - донорство с использованием мобильных комплексов заготовки крови.
Второй - донорство в помещениях, предоставленных федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная и приравненная к ней служба.
Третий - по письменному заявлению донора.
Компенсация составляет 5% от величины прожиточного минимума трудоспособного населения, установленной на дату сдачи крови и (или) ее компонентов в регионе, где осуществляется донорство.
Зарегистрировано в Минюсте РФ 30 мая 2013 г. Регистрационный N 28584.

Оборона, воинская обязанность и военная служба

 

Постановление Конституционного Суда РФ от 5 июня 2013 г. N 12-П "По делу о проверке конституционности абзаца второго пункта 14 статьи 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» в связи с жалобами граждан А.С. Зорина, А.Г. Кожушного и других"

Бывшие военнослужащие, признанные нуждающимися в жилых помещениях жилищными комиссиями по месту службы, теперь тоже имеют право на компенсацию за наем жилья.
Предметом оспаривания стала отдельная норма Закона о статусе военнослужащих, связанная с выплатой денежных компенсаций бывшим военнослужащим за наем (поднаем) жилья.
Такая выплата производится гражданам, уволенным с военной службы и принятым до 1 января 2005 г. на учет органами местного самоуправления в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
По мнению заявителей, указанное положение является неконституционным в той мере, в какой оно связывает право на компенсацию с принятием на учет исключительно органами местного самоуправления, а не жилищными комиссиями по месту прохождения военной службы.
КС РФ пояснил следующее.
Оспариваемая норма по смыслу, придаваемому ей правоприменительной практикой, предполагает признание права на компенсацию только за теми, кто после увольнения изъявил желание изменить место жительства и при этом до 1 января 2005 г. был принят на учет органом местного самоуправления по новому месту постоянного жительства.
Между тем такое истолкование неправомерно лишает возможности получения данной меры социальной поддержки гражданами, прослужившими более 10 лет и принятыми на учет жилищными комиссиями по месту службы. К ним относятся также граждане, которые после увольнения избрали местом постоянного жительства населенный пункт, где расположена воинская часть, в которой они служили непосредственно перед увольнением.
Установление различий исключительно в зависимости от того, каким органом военнослужащие были приняты на учет, порождает не имеющую объективного и разумного оправдания дифференциацию в правовом положении лиц, относящихся к одной и той же категории.
Данный подход не согласуется с принципом равенства прав и свобод граждан перед законом и неправомерно ограничивает их право на жилище.
В связи с этим оспариваемая норма является неконституционной в указанном заявителями аспекте.

Федеральный закон от 7 июня 2013 г. N 111-ФЗ "О внесении изменения в статью 23 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе"

Отслужившие в других государствах будут призываться на военную службу и в России.
Скорректирована норма об освобождении от призыва граждан, прошедших военную службу в другом государстве. Теперь такое освобождение будет предоставляться не всем призывникам, а только в отдельных случаях, прямо предусмотренных международными договорами.
Таким образом, молодым людям, отслужившим за рубежом, теперь придется проходить военную службу и в России тоже.
Закон вступает в силу с 1 августа 2013 г.

Суд и судоустройство, нотариат, адвокатура и юридическая помощь

 

Решение Конституционного Суда РФ от 28 мая 2013 г.

Новый обзор судебной практики КС РФ за 1-й квартал 2013 года.
Обзор Постановлений и Определений Конституционного Суда РФ за 1-й квартал 2013 года включает в себя выдержки из решений, опубликованных на официальном сайте КС РФ.
С кратким содержанием рассмотренных в обзоре Постановлений и Определений можно ознакомиться в аннотациях к соответствующим документам.

Гражданский и арбитражный процесс, исполнительное производство

 

Федеральный Закон от 7 июня 2013 г. N 126-ФЗ "О внесении изменений в статьи 29 и 191 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации"

Арбитражные суды: уточнена подведомственность.
Уточнена подведомственность арбитражным судам дел, возникающих из административных и иных публичных правоотношений.
Арбитражные суды рассматривают в т. ч. дела об оспаривании нормативных правовых актов, затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Закреплено, что данные дела рассматриваются арбитражным судом только в том случае, если это отнесено к его компетенции федеральным законом.
Этот подход основан на Законе об арбитражных судах. Он устанавливает, что указанные суды разрешают экономические споры и рассматривают иные дела, отнесенные к их компетенции Конституцией РФ, названным законом, АПК РФ и принимаемыми в соответствии с ними другими федеральными законами.
Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

Уголовное, уголовно-процессуальное, уголовно-исполнительное право

 

Федеральный закон от 7 июня 2013 г. N 122-ФЗ "О внесении изменений в статью 131 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации"

Уголовное судопроизводство: пересмотрен размер пособия обвиняемому, отстраненному от должности, и уточнен состав процессуальных издержек.
Поправки касаются возмещения расходов, связанных с производством по уголовному делу.
К процессуальным издержкам отнесены затраты не только на пересылку вещественных доказательств, но и на их перевозку (транспортировку), а также расходы на перевозку (транспортировку) трупов и их частей.
Кроме того, уточнена величина ежемесячного государственного пособия, выплачиваемого обвиняемому, временно отстраненному от должности. Ранее она составляла 5 МРОТ. При этом на практике суды, определяя размер данного пособия, руководствовались не базовой суммой МРОТ (100 руб.), применяемой при исчислении стипендий, пособий и других обязательных социальных выплат, а величиной, установленной для регулирования оплаты труда (с 1 января 2013 г. - 5 205 руб. в месяц). Таким образом, пособие зачастую превышало зарплату обвиняемого.
Согласно поправкам теперь выплачивать его будут в размере прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по стране (за IV квартал 2012 г. - 7 263 руб.).
Отметим, что вышеназванные издержки возмещаются из федерального бюджета.

Федеральный закон от 7 июня 2013 г. N 121-ФЗ "О внесении изменения в статью 181 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации"

До дома решено сопровождать всех освобожденных несовершеннолетних.
Возраст освобожденных несовершеннолетних, которые направляются к месту жительства в сопровождении родственников или иных лиц либо работников исправительного учреждения, увеличен до 18 лет.
Ранее это касалось лиц до 16 лет.

Административные правонарушения, административная ответственность

 

Федеральный закон от 7 июня 2013 г. N 117-ФЗ "О внесении изменений в статью 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и статьи 23.22 и 23.22.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях"

Региональные органы надзирают за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр только в отношении участков местного значения.
Внесены поправки в Закон об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов госвласти субъектов Федерации.
Уточнено следующее. К полномочиям органов госвласти субъекта Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым ими самостоятельно за счет регионального бюджета (кроме субвенций из федерального бюджета), относится осуществление регионального госнадзора за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр только в отношении участков недр местного значения.
Кроме того, уточнены положения КоАП РФ об органах, осуществляющих федеральный и региональный госнадзор за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр.
Так, региональные органы исполнительной власти рассматривают административные дела, предусмотренные ст. 8.9 и ч. 1 ст. 8.10 КоАП РФ, в части нарушения требований по охране и рациональному использованию участков недр местного значения.

 


Вопросы и ответы Правового консалтинга: Бухучет и отчетность, 17 июня 2013

У организации с органом местного самоуправления заключен договор арены земельного участка. Арендная плата за пользование земельными участками относится к неналоговым доходам и данная операция не облагается НДС. Обязательно ли нужно оформлять счет-фактуру и нужно ли его регистрировать в книгах покупок и продаж? Какие санкции предусмотрены, если счет-фактура не оформлялся?
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:Арендная плата за право пользования земельным участком, предоставленным органом местного самого самоуправления, освобождается от обложения НДС. При этом арендатор признается налоговым агентом в части выставления счета-фактуры и предоставления налоговой...

 


 

 

Читайте новости ИА "ГАРАНТ" в Facebook и в Twitter


  Открыта горячая линия по вопросам оплаты штрафов за нарушения ПДД
  До 1 августа будут разработаны предложения по поддержке отечественного кино
  Самые важные документы недели

 

CЛУШАЙТЕ НОВОСТИ
ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА!

Узнавайте об изменениях в законодательстве,
не отвлекаясь от других дел


Подписка на журналы "Актуальная бухгалтерия", "Законодательство".


 

СОБЫТИЯ

26-27 июня 2013 г., Москва, ЗАО "Энергосервис-Обучение" проведет семинар "Организация закупок в соответствии с требованиями Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд". Подробнее

26-27 июня 2013 г., Москва, ЗАО "Энергосервис-Обучение" проведет семинар "Организация закупок в соответствии с требованиями Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд". Подробнее


(c) ООО "НПП "ГАРАНТ-СЕРВИС-УНИВЕРСИТЕТ", 2013. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания "Гарант" и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.
WWW.GARANT.RU