Бухучет и отчетность


Организация - резидент особой экономической зоны арендовала площадь и за свой счет самостоятельно, а также с привлечением подрядных организаций осуществила в арендованный объект капитальные вложения (возведены стены, потолки, дверные проемы, въездные ворота, установлено необходимое инженерное оборудование: вентиляция, канализация, освещение, сплинкерная система пожаротушения и проч.). Договор аренды был досрочно расторгнут арендодателем в связи с передачей площади под производство вакцины. По факту расторжения договора помещение передано арендодателю по акту приема-передачи с новыми качественными характеристиками. Как правильно отразить в бухгалтерском и налоговом учете снос производственного помещения и прекращение существования амортизируемого объекта? Как быть с суммой, учтенной на счете 01? Возможно ли учесть эту сумму единовременно в расходах с целью исчисления налога на прибыль?

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции: Расходы в виде недоамортизированной части неотделимых улучшений при определении налоговой базы для целей исчисления налога на прибыль не учитываются. Для целей бухгалтерского учета указанные расходы признаются единовременно. Обоснование позиции:Налог...


Организация распределяет общехозяйственные расходы в бухгалтерском учете пропорционально объему выручки. База распределения собирается со следующих счетов: 90.01.1 "Выручка по деятельности с основной системой налогообложения", 91.01 "Прочие доходы", 86.01 "Целевое финансирование из бюджета средства ОМС". Полученная сумма уменьшается на суммы, которые учтены на счетах 90.03 и 91.02 "НДС". Счет 86.01 включается в расчет, так как организация работает, помимо коммерческой деятельности, в рамках обязательного медицинского страхования (ОМС). Представляется логичным также учитывать и обороты по счету 91.01 (учитываются все виды доходов) исходя из того, что они подлежат налогообложению по налогу на прибыль. Верно ли принято решение при распределении включать в расчет счет 91? Если верно, то достаточно ли будет отразить описанный выше механизм распределения общехозяйственных расходов в учетной политике?

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции: В бухгалтерском учете общехозяйственные расходы полежат распределению между видами деятельности в соответствии с самостоятельно разработанной методикой их распределения, закрепленной в учетной политике Организации для целей бухгалтерского учета....


Организация общественного питания, находящаяся на ЕНВД и УСН с объектом налогообложения "доходы", планирует установить терминал для получения чаевых по безналичному расчету. Как учитывать в бухгалтерском учете суммы, поступившие по этому терминалу? К какой статье доходов отнести? Это будет доход предприятия или доход сотрудников? Какой налог необходимо уплатить с этих сумм (УСН или НДФЛ)? Если это будет доход сотрудников, то нужно ли начислять страховые взносы? Каким образом чаевые должны поступать сотрудникам?

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции: Сумму чаевых, полученную организацией от клиентов через терминал, можно отнести к внереализационным доходам, облагаемым налогом, уплачиваем в связи с применением упрощенной системы налогообложения. При выплате премии с учетом (или в сумме) чаевых,...


Предприятие приобрело подержанный автомобиль в автосалоне. Автосалон выставил счет-фактуру, в которой указана стоимость 147 916,65 руб. без НДС, ставка НДС 20/120%, стоимость товара с НДС 567 500 руб. Кроме того, был выставлен счет-фактура на услуги по продлению автогарантии на сумму 14 387,50 руб. без НДС, с НДС 17 265 руб. По договору купли-продажи стоимость автомобиля 567 500 руб., в т.ч. НДС 29 583,33 руб. Автомобиль оплачен полностью. Марка автомобиля Рено Логан 2017 года, пробег 41 164 км. Как оприходовать и поставить на учет данное основное средство? Как учесть услуги по дополнительной гарантии? К какой амортизационной группе относится автомобиль?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу: В рассматриваемом случае автомобиль как в налоговом, так и в бухгалтерском учете подлежит отражению в составе основных средств по стоимости 537 916,67 рублей (цена приобретения за минусом НДС). Расходы на услуги по дополнительной гарантии в бухгалтерском...


В бухгалтерском учете ресурсоснабжающей организации на счете 62 числится дебиторская задолженность управляющей компании за отпущенные ресурсы (ХВС, ГВС, отопление и водоотведение). В счет погашения части дебиторской задолженности с управляющей компанией организация заключила договор цессии на уступку прав требования к жителям по оплате отпущенных ресурсов (ХВС, ГВС, отопление и водоотведение). Задолженность физических лиц передана ресурсоснабжающей организации по стоимости, равной их долгу. Ресурсоснабжающая организация и управляющая компания планируют осуществить зачет взаимных требований, подписав акт взаимозачета. Как отразить данные операции в учете ресурсоснабжающей организации?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу: Приобретенные права требования не учитываются в составе финансовых вложений. Бухгалтерские записи в учете ресурсоснабжающей организации приведены ниже. Обоснование вывода: Согласно п. 1 ст. 382 ГК РФ право (требование), принадлежащее кредитору на основании...


Организация купила основное средство - станок, бывший в употреблении. Было проведено тестирование, запуск, апробирование станка, после чего принято решение о вводе в эксплуатацию. Также проведены работы по замене изношенных узлов станка. Можно ли затраты на данные работы отразить как пусконаладочные работы и не включать в первоначальную стоимость основного средства?

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции: В рассматриваемом случае расходы по замене изношенных узлов станка можно рассматривать в качестве затрат на проведение пусконаладочных работ и отражать в бухгалтерском и налоговом учете в качестве самостоятельного вида затрат, не изменяя первоначальную...


Организация работает на общем режиме налогообложения. Был приобретен компьютер стоимостью менее 40 000 рублей, который был оприходован на 10 счет и передан в эксплуатацию. Сейчас у этого компьютера вышел из строя системный блок. Был приобретен новый системный блок стоимостью более 40 000 рублей. Как оприходовать новый системный блок?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу: В данном случае существуют основания для учета системного блока как в составе МПЗ, так и в составе основных средств. При выборе второго варианта срок полезного использования устанавливается организацией самостоятельно. Обоснование вывода: Правила формирования...


Организация, применяющая общую систему налогообложения, ведет стройку на арендованной земле, а также занимается оптовой и розничной продажей сантехнического оборудования. Есть как излишки товара, так и недостача, учет ведется практически на всех бухгалтерских счетах. Организация обязана проводить ежегодно инвентаризацию. На счете 08 учитываются строящееся здание и земля. Какие бухгалтерские счета необходимо инвентаризировать (счета 08, 50, 57, 68, 69, 76.АВ, 76ВА, счета 80, 84, 90, 91, 94, 99, 09, 20, 44, 58, 63)? Какие акты к ним необходимо заполнить? Какую сумму необходимо указать в актах (например, остаточную стоимость по счетам 01 и 04 за минусом амортизации, или надо отдельно инвентаризировать счет 02 и 05 по амортизации)?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу: Инвентаризации подлежит все имущество организации независимо от его местонахождения и все виды финансовых обязательств. Под имуществом организации для целей инвентаризации понимаются основные средства, нематериальные активы, финансовые вложения, производственные...


У организации есть автомобиль Рено Дастер 2016 года выпуска, он полностью самортизирован. Этот автомобиль попал в аварию и восстановлению не подлежит. Автомобиль был застрахован по КАСКО, страховая сумма 490 355 руб. Страховая компания заберет поврежденный автомобиль, при этом организации будет выплачена страховая сумма - 490 355 руб. Как отразить в бухгалтерском и налоговом учете операции по списанию автомобиля и получению денежных средств от страховой компании?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу: Попавший в аварию автомобиль подлежит списанию с бухгалтерского и налогового учета с даты признания его неспособным приносить организации экономические выгоды. Если между фактом ДТП и фактом передачи автомобиля страховщику имеется временной разрыв, списанный...


При проведении инвентаризации ТМЦ в торговой точке оформляется приказ на проведение инвентаризации. Какое минимальное число участников рабочей инвентаризационной комиссии необходимо? Достаточно ли одного человека?

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции: Комиссия по списанию материально-производственных запасов может состоять как минимум из двух человек: председатель комиссии и член комиссии. Обоснование позиции: Порядок проведения инвентаризации регламентирован в следующих нормативных документах:...


Транспортное средство приобретено в 2015 году. В этом же году расходы на приобретение были учтены в налоговом учете. Как в бухгалтерском и налоговом учете отразить списание непригодного к использованию транспортного средства, учитываемого в качестве основных средств, в организации, применяющей УСН с объектом налогообложения "доходы минус расходы"? Каков порядок утилизации?

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции: В бухгалтерском учете ОС списывается с учета в момент вывода его из эксплуатации, несмотря на то, что утилизация актива еще не проведена и транспортное средство (ТС) не снято с учета в ГИБДД. Для снятия с учета в ГИБДД требуется акт об утилизации...


Застройщик осуществляет строительство многоэтажного жилого дома с парковками и кладовками. Застройщик не отказался от применения установленного статьей 149 НК РФ освобождения, ведет пообъектный раздельный учет. Строительство осуществляется как собственными силами, так и с привлечением подрядных организаций. Дом строится только для передачи или продажи. С покупателями заключается договор долевого участия. Деньги от дольщиков поступают на счета эскроу в банк. Этот же банк осуществляет проектное финансирование на строительство этого дома. После окончания строительства квартиры, парковки и кладовки передаются дольщикам по акту приема-передачи. Банк после погашения кредита и процентов возвращает остаток денег застройщику. Каким образом в бухгалтерском и налоговом учете следует отразить доход от передачи квартир и нежилых помещений? Облагаются ли НДС данные доходы?

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции: В бухгалтерском учете и в целях налогообложения прибыли застройщик определит прибыль после передачи объекта дольщикам как разницу между ценой договора и произведенными затратами. Существуют предпосылки считать, что у застройщика не возникает объект...


ООО (общая система налогообложения) получило субсидию на обучение граждан предпенсионного возраста в рамках реализации федерального проекта "Старшее поколение" национального проекта "Демография" в Республике Татарстан в 2020-2022 годах. Как учитываются поступления данных средств и расходы на обучение за счет этих средств в налоговом и бухгалтерском учете?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу: В налоговом учете субсидии, полученные организацией на реализацию мероприятий по организации профессионального обучения и дополнительного профессионального образования лиц в возрасте 50 лет и старше, а также лиц предпенсионного возраста, учитываются в...


Организация получила безвозвратный кредит по постановлению Правительства РФ от 16.05.2020 N 696. Какие проводки должна сделать организация к закрытию кредита?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу: В данном случае, если будет принято решение о списании кредита, в бухгалтерском учете на дату этого решения сумма задолженности списывается с дебета счета 66, субсчет "Расчеты по кредиту" в кредит счета 91, субсчет "Прочие доходы". Обоснование вывода:...


ЗАО-1 на ОСНО взяло автомобиль в лизинг. Предмет лизинга учитывается на балансе лизингополучателя. Договор лизинга не предусматривает оплаты авансового платежа. Выкупная стоимость оплачивается в последний месяц действия договора. Затем ЗАО планирует оформить безвозмездный перевод долга другому физическому лицу. Какие проводки нужно оформить в бухгалтерском учете при выбытии основного средства? ЗАО-1 должно восстановить уже принятый к вычету НДС по уплаченным лизинговым платежам или начислить НДС с передачи основного средства новому лизингополучателю, учитывая, что по уплаченным лизинговым платежам к расходам по налогу на прибыль были приняты суммы без НДС?

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции: Безвозмездная передача арендных прав не будет учитываться у организации (первоначального лизингополучателя) в составе доходов в целях налогообложения прибыли. Наличие судебной практики показывает, что неначисление НДС применительно к безвозмездной...


Организация (арендатор) произвела неотделимые строительные улучшения арендованного имущества, нежилого помещения (крыльцо, окна, перегородки (создание кабинетов), расширение площадей для производства продукции и т.д.). Неотделимые улучшения созданы силами организации-арендатора для нужд, связанных с деятельностью предприятия, хозспособом. Неотделимые улучшения произведены с согласия арендодателя. Арендодатель расходы на неотделимые улучшения арендатору не компенсирует. Как правильно отразить неотделимые (строительные) улучшения арендованного имущества в бухгалтерском и налоговом учете у арендатора? Может ли арендатор уменьшить вышеуказанными расходами налоговую базу по налогу на прибыль посредством амортизации? Какие документы необходимо составить при создании неотделимых улучшений хозспособом? Какой срок полезного использования необходимо указать при вводе в эксплуатацию неотделимых улучшений в качестве основных средств? Возможно ли ограничиться сроком действия договора (16 лет), в то время как неотделимые улучшения были произведены в здании (здание - 8 амортизационная группа, свыше 20 лет)? После окончания договора и возврата арендодателю нежилого помещения (включая неотделимые улучшения) обязан ли арендатор выставить счет-фактуру и начислить НДС на сумму неотделимых улучшений, если арендодатель в производимых улучшениях не заинтересован, неотделимые улучшения необходимы только для арендатора, для использования нежилого помещения по целевому назначению (производство продукции)?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу: В целях налогового учета срок полезного использования определяется в соответствии с Классификацией основных средств, включаемых в амортизационные группы, утвержденной постановлением Правительства РФ от 01.01.2002 N 1. Объекты неотделимых улучшений, приведенные...


В соответствии с постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" муниципальное предприятие оказывает коммунальную услугу для собственников жилых помещений, а именно реализует твердое топливо при наличии печного отопления у населения. Следовательно, предприятие приобретает твердое топливо для последующей перепродажи. Муниципальным предприятием во 2 квартале 2020 года была получена субсидия от Министерства ЖКХ в целях финансового обеспечения затрат по закупке и доставке топлива для населения, проживающего на территории Курильских островов, в сумме 1 000 000 руб. В 3 квартале 2020 года на всю сумму полученной субсидии предприятие приобрело топливо для населения. Оплата за счет субсидии покрывала стоимость топлива с учетом НДС (есть счет-фактуры с выделенной суммой НДС). Каким образом оприходовать топливо в бухгалтерском и налоговом учете (с НДС или без НДС), если получена первичная документация, в которой выделен НДС? Если предприятие не может принять НДС, предъявленный поставщиками топлива, к вычету в связи с оплатой топлива за счет субсидии (с учетом НДС), возможно ли отнести входной НДС на счет 19 "НДС по приобретенным ценностям"?

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции: В бухгалтерском учете приобретенное за счет субсидии топливо приходуется с учетом суммы НДС, предъявленной продавцами, которая предварительно отражается на счете 19 "НДС по приобретенным ценностям" (проводки представлены ниже). В налоговом учете...


Организация (ООО) в текущем году проводит газификацию зерносушилки. Работы по ведению газопровода и подключению к зерносушилке проводит АО. Как отразить данные операции в бухгалтерском учете? Будут ли затраты по газификации учитываться на счете 01 как отдельный объект основных средств?

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции: Расходы на переоборудование зерносушилки увеличивают ее первоначальную стоимость. Газопровод следует учитывать как самостоятельный объект ОС. Обоснование позиции: На наш взгляд, в рассматриваемой ситуации необходимо проанализировать два аспекта:...


Какие организации обязаны применять ПБУ 8/2010 "Оценочные обязательства, условные обязательства и условные активы"? Какие резервы необходимо создавать в обязательном порядке и каким организациям? Каковы последствия отсутствия этих резервов?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу: ПБУ 8/2010 "Оценочные обязательства, условные обязательства и условные активы" не применяется кредитными организациями, государственными (муниципальными) учреждениями и еще рядом экономических субъектов, очерченных частями 4 и 5 ст. 6 Федерального закона...


Организация подпадает под обязательный аудит по валюте баланса не каждый год. Организация является субъектом малого предпринимательства. Налоговый учет в организации ведется отдельно в специальных регистрах и отличается от бухгалтерского. Временные разницы не считаются. Нужно ли организации в таком случае применять в обязательном порядке ПБУ 18/02? Каковы последствия неприменения ПБУ 18/02?

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции: Если валюта баланса за 2019 год превышает 60 млн. руб., организация начиная с 2020 года обязана применять ПБУ 18/02. Неприменение ПБУ 18/02 не приводит к искажению учета доходов и расходов, тем более в целях налогового учета. Вместе с тем не исключаем,...


Можно ли предусмотреть в учетной политике для целей бухгалтерского учета единовременное списание в расходы стоимости спецодежды со сроком носки более одного года?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу: Организация может единовременно списать в расходы стоимость спецодежды со сроком использования свыше 12 месяцев при условии, что в соответствии с учетной политикой учет такой спецодежды организован по правилам ПБУ 6/01 и ее стоимость не превышает лимит,...


На балансе предприятия (общая система налогообложения) числится объект основных средств - асфальтовое покрытие балансовой стоимостью 427 717 руб. Объект представляет собой подъездные дороги к административному зданию и стоянку служебных автомобилей. Объект введен в эксплуатацию 25.06.2009. Амортизация по этому объекту не начислялась. Согласно ПБУ 6/01 исключается возможность неначисления амортизации по объектам дорожного хозяйства, следовательно, указанный выше объект подлежит амортизации в общем порядке. Каким образом следует внести исправление в бухгалтерском учете (ошибка не является существенной)? Какие документы нужно оформить? Нужно ли начислять амортизацию в налоговом учете (первичные документы по приобретению этого основного средства не сохранились)?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу: В сложившейся ситуации несущественная ошибка прошлых отчетных периодов отражается в бухгалтерском учете в составе прочих расходов текущего периода. В налоговом учете доначислять амортизацию за прошлые налоговые периоды при отсутствии первичных документов,...

Архив