Новости и аналитика Правовые консультации (практика)

Правовые консультации (практика)

В этом разделе опубликованы ответы экспертов службы Правового консалтинга ГАРАНТ на вопросы пользователей.

Ежедневные заключения посвящены самым актуальным темам, в соответствии с которыми и названы разделы:

В каждом из них представлены наиболее интересные ответы экспертов.

Бухучет и отчетность


В 2011 году организацией были неправильно оприходованы материалы (различные болты, светильники и пр.). Светильники и болты учтены в качестве двух объектов основных средств. Документов, на основании которых данные активы были оприходованы, в распоряжении организации на данный момент нет. Документов, подтверждающих фактическое выбытие определенного количества болтов и светильников, также нет. Допущенная ошибка не является существенной. Расходы организация уже понесла, так как все это уже давно самортизировано, но так и числится на основных средствах. Что-то имеется в наличии, что-то нет, но на учете состоят как один объект. Организация не хочет их и дальше держать на счете 01.01, но в то же время часть этих материалов имеется в наличии и должно быть учтено на счете 10. Остаточной стоимости нет, так как все самортизировано. Как правильно указанные материалы перенести на счет 10?

Правила исправления ошибок в бухгалтерском учете и отчетности определены в ПБУ 22/2010 "Исправление ошибок в бухгалтерском учете и отчетности" (далее - ПБУ 22/2010). Неправильное отражение (неотражение) фактов хозяйственной деятельности в бухгалтерском учете и (или) бухгалтерской отчетности организации,...

Налоги и налогообложение


В соответствии со ст. 391 НК РФ: "налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом". Согласно позиции налоговой службы и Минфина России изменение кадастровой стоимости в течение налогового периода не должно учитываться при расчете земельного налога. Однако основываясь на позиции, выраженной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 06.11.2012 N 7701/12, налогоплательщики при изменении вида разрешенного использования земельных участков исчисляли налог с учетом кадастровой стоимости, рассчитанной за соответствующий период исходя из измененного вида разрешенного использования. С 01.01.2015 п. 1 ст. 391 НК РФ дополнен следующими нормами, регулирующими порядок определения налоговой базы по налогу при изменении кадастровой стоимости земельного участка в течение налогового периода (Федеральный закон от 04.10.2014 N 284-ФЗ): "Изменение кадастровой стоимости земельного участка в течение налогового периода не учитывается при определении налоговой базы в этом и предыдущих налоговых периодах, если иное не предусмотрено настоящим пунктом. Изменение кадастровой стоимости земельного участка вследствие исправления технической ошибки, допущенной органом, осуществляющим государственный кадастровый учет, при ведении государственного кадастра недвижимости, учитывается при определении налоговой базы начиная с налогового периода, в котором была допущена такая техническая ошибка. В случае изменения кадастровой стоимости земельного участка по решению комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или решению суда в порядке, установленном ст. 24.18 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", сведения о кадастровой стоимости, установленной решением указанной комиссии или решением суда, учитываются при определении налоговой базы начиная с налогового периода, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания". В результате изменения вида разрешенного использования земельного участка произошло уменьшение его кадастровой стоимости. Как изменилось положение налогоплательщика в связи с указанными изменениями в законодательстве с 01.01.2015? Можно ли теперь рассчитывать земельный налог с учетом измененного вида разрешенного использования в текущем отчетном налоговом периоде?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу: До 01.01.2015 глава 31 НК РФ не содержала положений, устанавливающих порядок определения налоговой базы по земельному налогу в случае изменения в течение налогового периода кадастровой стоимости земельного участка в том числе по причине изменения вида...

Гражданское право


В качестве местонахождения общества при регистрации в 2010 году указано место расположения исполнительного органа. Данный адрес указан в уставе, в сведениях ЕГРЮЛ. Общество поставлено на учет в соответствующем налоговом органе и исполняет свои обязательства по обязательным платежам по месту постановки на учет. По указанному адресу общество имеет заключенный с собственником договор возмездного оказания услуг (не договор аренды), согласно которому по указанному адресу располагается его единоличный исполнительный орган, а также осуществляется связь с исполнительным органом общества. Вся корреспонденция по указанному адресу принимается представителем общества, осуществляется связь с контролирующими органами. По этому адресу организация фактически не располагается. Налоговый орган в устном порядке настаивает на наличии договора аренды. При этом общество имеет еще несколько обособленных подразделений, зарегистрированных в установленном порядке в пределах г. Москвы, а также в других регионах России. Почтовые направления могут направляться как по месту нахождения общества, так и по месту нахождения обособленных подразделений. Обязано ли общество иметь договор аренды по указанному в ЕГРЮЛ адресу (месту нахождения) для размещения исполнительного органа? Каковы возможные претензии контролирующих органов?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу: Отсутствие договора аренды помещения, адрес которого указан в ЕГРЮЛ в качестве адреса юридического лица, само по себе не является нарушением. Обоснование вывода: В силу п. 2 ст. 54 ГК РФ место нахождения юридического лица определяется местом его государственной...

Трудовое право


Работодатель (иностранное представительство) установил работнику заработную плату в размере рублевого эквивалента суммы 1000 евро по курсу ЦБ РФ на день выплаты в 2008 году. С 2017 года планируется в дополнительном соглашении установить оклад работнику в твердой сумме в рублях. Изменение условий оплаты труда будет осуществлено по соглашению сторон трудового договора. Ранее в трудовом договоре прописан был оклад в размере 1000 евро. Какой оклад в рублях и на какую дату следует установить в дополнительном соглашении, чтобы не ухудшить условия труда работника? Каким образом стороны должны определить сумму оклада? Должен ли работодатель при установлении суммы оклада в рублях исходить из вероятности повышения курса евро (то есть обязан ли работодатель предусматривать в трудовом договоре условие о выплате работнику по итогам, например, года компенсации в случае повышения курса евро)?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу: Размер оклада определяется по соглашению между работником и работодателем и не зависит от курса валюты, установленной на дату внесения соответствующих изменений в трудовой договор. При определении размера оклада работодатель должен исходить из квалификации...

Госзакупки


В связи с вступлением в силу постановления Правительства РФ от 26.09.2016 N 968 "Об ограничениях и условиях допуска отдельных видов радиоэлектронной продукции, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд" вправе ли государственный заказчик заключить договор на поставку компьютера по п. 4 части 1 ст. 93 Федерального закона от 05.04.2016 N 44-ФЗ без проведения конкурентного способа закупки? Если да, то нужно ли поставщику компьютера прикладывать к договору на поставку копию документа, подтверждающего признание компьютера продукцией, произведенной на территории Российской Федерации?

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции: Заказчик вправе осуществить закупку товаров радиоэлектронной промышленности, включая компьютеры, в том числе происходящие из иностранного государства, у единственного поставщика. Приложения документов, подтверждающих страну происхождения, в этом...

Бухгалтерский учет в бюджетной сфере


В бюджетном учреждении по приказу согласно смете на подотчетное лицо (далее - МОЛ) поставлены денежные средства на проведение спортивного мероприятия на всю спортивную команду. Согласно смете МОЛ обязано обеспечить все предусмотренные расходы (а именно проезд, проживание, питание и т.д.) на данное мероприятие согласно списку лиц, направляемых на мероприятие. Выдача денежных средств на проезд тренеру (МОЛ) осуществляется заблаговременно (примерно за 2 месяца до начала мероприятия). Привлеченный для участия в спортивном мероприятии тренер живет в другом регионе, покупка билета на проезд к месту проведения спортивного мероприятия для него была произведена с карты дочери этого тренера (третьим лицом). Подотчетное лицо (МОЛ) предоставляет к авансовому отчету платежный документ на оплату данных расходов, который провело третье лицо (не трудоустроенное в учреждении и не включенное в список лиц, направляемых на мероприятие). Может ли учреждение принять данные расходы к бухгалтерскому учету? Если да, то на какие документы можно сослаться и как правильно их оформить?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу: В настоящее время существует единственный механизм выдачи наличных денежных средств через материально ответственное лицо - раздатчика путем оформления ведомости на выдачу, которую МОЛ в установленный срок (не более чем в течение трех дней) возвращает...