Бухучет и отчетность


Каков порядок отражения в бухгалтерском и налоговом учете операций по реализации импортного товара в процедуре реэкспорта (ЭК 31) в Республику Узбекистан?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу: Организация не обязана уплачивать НДС при ввозе иностранных товаров на территорию РФ и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, и помещении их под таможенную процедуру реэкспорта и вывозе данных товаров с таможенной территории Российской Федерации...


Организация занимается сдачей в аренду площадей, не относится к малым предприятиям, применяет ПБУ 18/02 и находится на общей системе налогообложения. В учетной политике предусмотрен стоимостной критерий основных средств 40 000 руб. По состоянию на 01.01.2021 имеются остатки по счету 10 сроком использования как менее 12 месяцев, так и более 12 месяцев. В учетной политике планируется отразить один из вариантов ведения учета материальных объектов с 01.01.2021. Первый вариант. 1. Несущественные, независимо от срока использования (материалы, МО), включаются в расходы при приобретении. 2. Запасы существенные, но используемые менее 12 месяцев (учитываются на счете 10 и включаются в расходы при передаче в производство). 3. Основные средства существенные, сроком использования более 12 месяцев (отражаются на 08 счете, далее ввод в эксплуатацию, начисляется амортизация). Второй вариант. 1. Запасы, используемые менее 12 месяцев, отражаются на счете 10 и включаются в расходы при передаче в производство. 2. Основные средства со сроком службы более 12 месяцев стоимостью не более 40 000 руб., отражаются в составе материально-производственных запасов. Как учесть остатки материалов при перспективном переходе на ФСБУ 5/2019 при классификации затрат с учетом критерия существенности и без применения критерия существенности? В какой момент признаются расходы в виде стоимости запасов?

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции: Планируемый способ учета несущественных по стоимости активов в расходах (вариант 1 (пункт 1)) не следует применять к активам, не предназначенным для управленческих нужд организации. Учет малоценных активов, которые имеют срок использования более...


Организации для осуществления работ необходимо получить лицензию. Лицензия пока не получена. При этом приобретены основные средства (оборудование) для целей использования в этой деятельности. Возможно ли принять оборудование к учету как основное средство уже сейчас, или нужно ждать получения лицензии (был произведен пробный запуск оборудования)?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу: В бухгалтерском учете объект признается в составе основных средств тогда, когда он приведен в состояние, пригодное к эксплуатации и использованию в соответствии с целями руководства. В рассматриваемой ситуации объект (оборудование) доведен до состояния,...


Основной вид деятельности предприятия - 59.14 "Деятельность в области демонстрации кинофильмов". В 2020 году предприятие (по ОКВЭД) было признано как наиболее пострадавшее из-за пандемии коронавируса. В конце года Фонд кино организовал для кинотеатров страны отбор, по прохождении которого заключался договор: Договор имеет следующее содержание: "Предметом настоящего договора является безвозмездное предоставление Фондом Организации целевых средств, источником финансового обеспечения которых является субсидия, полученная Фондом из федерального бюджета на основании постановления Правительства Российской Федерации от 15.12.2020 N 2098 (далее - средства), на финансовое обеспечение затрат, установленных приложением N 1 к настоящему договору (далее - обеспечение расходов)". Договор был заключен 29.12.2020. Этой же датой в учете были оформлены проводки: 76 "Фонд кино", 86 "Прочее целевое финансирование". В феврале 2021 года предприятие получило денежные средства на расчетный счет. В какой строке бухгалтерского баланса за 2020 год нужно отразить сальдо по счету 86: в строке 1530 "Доходы будущего периода" или 1550 "Прочие обязательства" в разделе V бухгалтерского баланса?

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции: В бухгалтерском балансе неизрасходованную сумму средств целевого финансирования можно отражать как по строке 1530 "Доходы будущих периодов", так и по строке 1550 "Прочие обязательства". Если сумма субсидии существенна для организации, ее можно отразить...


В составе буровой установки находится ее части (насосы и т.д.), которые необходимо списать ввиду их изношенности. Каким образом это сделать, не списывая всю буровую установку?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу: На наш взгляд, в рассматриваемом случае имеет место именно ремонт буровой установки с заменой отдельных ее частей. Сама установка продолжает учитываться как самостоятельный объект основных средств. Обоснование вывода: Согласно п. 2 ст. 257 НК РФ первоначальная...


Муниципальное предприятие - налогоплательщик налога на прибыль в 2020 году получило субсидию на компенсацию выпадающих доходов вследствие установления РЭК на 2020 год тарифов на услуги по передаче электрической энергии ниже экономически обоснованного уровня. Данная субсидия в 2020 году была отражена на счете 91.01 "Прочие доходы и расходы". За 2020 год был получен убыток. В марте 2021 года было получено письмо от Министерства энергетики с просьбой вернуть денежные средства в результате перерасчета субсидии за 2020 год (в рамках постановления Правительства Сахалинской области от 11.08.2017 N 377). Каков порядок отражения в бухгалтерском учете и в целях налогообложения прибыли возврата в 2021 году субсидии (НДС полученные средства не облагаются, поэтому в этой части отражение возврата субсидии не интересует)?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу: Муниципальное предприятие при возврате субсидии признает в 2021 году в бухгалтерском учете прочий расход, а при исчислении налоговой базы по налогу на прибыль - внереализационный расход. Обоснование вывода:Бухгалтерский учет В бухгалтерских нормативных...


Как списать запчасти и материалы, приобретенные за наличный расчет водителем в командировке по авансовому отчету, на расходы общества, при этом не ставить их на приход по каждому наименованию? Если организация приобретает также запчасти по безналичному расчету (склад отсутствует, запчасти сразу идут в расход - устанавливаются на машину), как правильно их списать? Можно ли их не ставить на приход по каждому наименованию?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу: Вне зависимости от способов приобретения и оплаты запчастей, топлива, масел и т.п. материальных ценностей учет должен строиться таким образом, чтобы обеспечить полную и достоверную информацию об их поступлении и списании. Обоснование вывода: С 2021 года...


Организация занимается производством кирпича. Ежегодно (в январе-феврале) производство приостанавливается, выключаются печи и производится ремонт оборудования. В ходе ремонта происходит замена запчастей (каждый раз разных, в итоге срок службы каждой запчасти превышает операционный цикл). Стоимость запчастей в основном превышает 100 тыс. руб. Ранее их учитывали на счете 10 "Запчасти" и списывали на ремонт оборудования по актам списания. С учетом того, что согласно ФСБУ 5/2019 данные запчасти перестали быть запасами, верно ли, что их учет надо вести на счете 01 и на затраты списывать с помощью амортизационных отчислений?

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции: Стоимость запчастей, предназначенных для использования в составе основного средства в течение срока, превышающего 12 месяцев (или обычный операционный цикл организации), отражается в составе внеоборотных активов (например, на отдельном субсчете...


Как применять на практике ФСБУ 5/2019 "Запасы" в учете инструментов, расходных материалов, запчастей, спецодеды и канцтоваров?

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции: По новым правилам к запасам организации относятся расходные материалы и запасные части, порядок их учета остался прежним. Изменения коснулись в основном формирования стоимости запасов. Канцтовары, приобретаемые для управленческих нужд, единовременно...


Акционерное общество заключило с подрядной организацией договор о выполнении работ по облицовке керамогранитной плиткой входной группы административного здания. Административное задние находится в собственности организации с 2010 года. В результате облицовки характеристики входной группы (крыльцо и колонны) не меняются. Фактически производится замена старой плитки на новую. Как в бухгалтерском и налоговом учете следует отразить указанные расходы: единовременно списать на себестоимость или включить в стоимость нежилого помещения и списывать через амортизацию?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу: В сложившейся ситуации расходы на выполнение работ по облицовке керамогранитной плиткой входной группы административного здания учитываются в составе расходов единовременно без увеличения первоначальной стоимости объекта основного средства как в целях...


В связи с вступлением в силу нового стандарта по запасам возник вопрос. Способ оценки незавершенного производства (далее - НЗП) зависит от того, единичное производство у компании или массовое (серийное). При единичном производстве НЗП нужно оценивать по фактической себестоимости, при массовом и серийном производстве у компании есть несколько способов оценки НЗП (п. 27 ФСБУ 5/2019), в том числе в сумме прямых затрат. Организация занимается бурением нефтяных скважин для заказчиков: скважин малого диаметра, эксплуатационных скважин, боковых стволов уже существующих скважин. В месяц может быть пробурено более 20 скважин, и в денежном выражении объемы немаленькие. В течение всего срока службы скважин их ремонтируют, бурят боковые стволы для увеличения производительности скважин. Производственная программа устанавливается заказчиком не по количеству скважин, подлежащих бурению, а по количеству метров проходки. Как охарактеризовать производство (единичное или массовое (серийное)), чтобы верно оценить НЗП? Как с 1 января 2021 года оценивать НЗП?

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции: Незавершенное производство в части работ по бурению и плановых ремонтов допустимо оценивать в сумме прямых затрат, а незавершенное производство в части индивидуального ремонта по фактическим затратам. Обоснование позиции: В настоящее время учет...


Муниципальное унитарное предприятие (МУП) получает имущество в хозяйственное ведение от собственника сверх уставного фонда, и данные операции отражаются по дебету счета 75 "Расчеты с учредителями" в корреспонденции со счетом 84 "Нераспределенная прибыль". По распоряжению собственника один из объектов имущества был продан до 31.12.2020, в учете была сделана запись Дебет 84 Кредит 75 на сумму остаточной стоимости имущества, поскольку объект на балансе уже не числился. Предприятие должно перечислить собственнику средства от реализации имущества за минусом понесенных расходов, на 31.12.2020 данное решение не было оформлено. Какие бухгалтерские проводки необходимо сделать? Возможно ли на 75 счете формировать сумму разными датами, которая состоит из: остаточной стоимости имущества; части прибыли предприятия, полученной от реализации имущества?

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции: Возникновение обязательства МУП перед собственником по выплате ему дохода от реализации имущества, полученного в хозяйственное ведение, отражается записью: Дебет 84 Кредит 75. В бухгалтерском учете допускаем возможность отражения данной операции...


Как управляющей компании учитывать вознаграждение, выплачиваемое председателю товарищества собственников жилья, для целей налогообложения и в бухгалтерском учете?

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции: 1. Вознаграждение председателя товарищества собственников жилья (далее - ТСЖ) подлежит обложению НДФЛ на общих основаниях. Налогоплательщиком является председатель ТСЖ, а управляющая компания выполняет функции налогового агента, поэтому в ее обязанности...


Организация заключила сервисный контракт на прохождение технического обслуживания автомобиля у дилера. По условиям контракта дилер действует от имени и по поручению производителя. Счет на оплату услуг выставил дилер, а закрывающие документы (счет-фактуру) присланы от имени производителя. Правильно ли это? Как отразить данные операции в бухгалтерском учете? Каким документом произвести взаимозачет? Нужно ли требовать от дилера подтверждение его оплаты производителю?

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции: Счет-фактура в рассматриваемой ситуации оформлен правильно (от имени производителя). Счет на оплату также корректнее оформлять от имени производителя. Если согласно условиям договора на техническое обслуживание оплата должна осуществляться на счет...


Организация приобрела автомобиль в лизинг. По договору лизинга балансодержателем является лизингополучатель. Выкупная стоимость составляет 1200 рублей (в том числе НДС), предмет лизинга передается в собственность лизингополучателю по договору купли-продажи. Общая стоимость договора - 2 856 000 рублей (в том числе НДС). Стоимость по договору поставки - 2 465 000 рублей (в том числе НДС). За регистрацию автомобиля была уплачена госпошлина в размере 2500 руб. Организация не применяет ФСБУ 25/2018. 1. Включается ли выкупная стоимость автомобиля в первоначальную стоимость основных средств в бухгалтерском учете в случае, если: выкупная цена предмета лизинга включена в общую сумму договора лизинга; предмет лизинга выкупается на основании отдельного договора купли-продажи? 2. Можно ли в бухгалтерском учете не включать в первоначальную стоимость уплаченную госпошлину, а признать в составе расходов?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу: 1. Предмет лизинга принимается к бухгалтерскому учету лизингополучателем-балансодержателем по первоначальной стоимости, которая определяется исходя из всей суммы лизинговых платежей, причитающихся к уплате по договору лизинга, включая предусмотренную...


Акционер планирует внести вклад в имущество АО в виде объектов капитального строительства (здания). Акционер (ИП, применял и применяет УСН 6%) указанные здания сдавал АО в аренду. Является ли выбытие здания у акционера объектом налогообложения? Как отражается данная операция в бухгалтерском и налоговом учете у ИП? Как отражается такой вклад в налоговом и бухгалтерском учете АО?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу: В бухгалтерском учете конкретный порядок учета вкладов акционеров в имущество организации не определен. Варианты отражения в бухгалтерском учете акционера указанной операции рассмотрены ниже. Варианты отражения в бухгалтерском учете АО указанной операций...


ООО на общей системе налогообложения в 2015 году как производитель и поставщик заключило рамочный договор о поставке электрощитового оборудования и электротехнических материалов (на каждый новый заказ оформлялась спецификация как приложение к договору). По условиям договора поставка должна была осуществляться после 100% предоплаты. Однако 25.12.2015 ООО произвело две отгрузки на суммы 6 436 401,58 руб. и на 887 200,02 руб. при поступлении предоплаты в сумме всего 1 300 000 руб. Затем в 2016 году покупатель заказал и 100% авансировал ряд поставок электрощитового оборудования, частично погашая и задолженность, образовавшуюся в декабре 2015 года. Так, в течение 2016 года он погасил 4 523 401,57 руб. В 1 квартале 2017 года был заключен новый договор. Была произведена предоплата 100% стоимости продукции, и во втором квартале полностью оплаченный товар по новому договору отгружен. По состоянию на дату последней отгрузки (а именно - на 04.05.2017) сумма долга составила 1 500 200,03 руб. Долг покупатель признал, выслав ООО на электронную почту скан-копию гарантийного письма об оплате, в котором указал, что погасит задолженность до 01.08.2017. Однако до конца 2017 года ни заказов, ни денег не поступало. В начале 2018 года от покупателя на электронный адрес ООО поступил запрос акта сверки, который был оперативно подготовлен и выслан ответным письмом, но подписанный акт сверки ООО так и не прислали. В конце 2018 года ООО узнало, что в отношении должника инициирована процедура банкротства. В реестр требований кредиторов на тот момент уже попасть было невозможно. ООО выслало ценным почтовым отправлением на имя конкурсного управляющего претензию с требованием оплатить задолженность, но письмо вернулось. На сегодняшний день процедура банкротства еще не завершена, сейчас ведутся торги. Долг определенно безнадежен. ООО проводит инвентаризацию задолженности на конец отчетного года. Имело ли ООО право списать долг концом 2020 года в налоговом и в бухгалтерском учете?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу: В рассматриваемой ситуации существуют предпосылки для квалификации факта истечения срока исковой давности в отношении дебиторской задолженности в сумме 1 500 200,03 руб. в 2020 году и, соответственно, для ее списания концом 2020 года в налоговом и в бухгалтерском...


В декабре 2020 года коммерческая организация, являющаяся субъектом малого предпринимательства, приобрела нематериальный актив - исключительные права на программу для ЭВМ. Достоверно определить срок его полезного использования не представляется возможным. Нужно ли его амортизировать в бухгалтерском учете, самостоятельно определив срок полезного использования согласно п. 3 ст. 257, п. 2 ст. 258 НК РФ от двух лет? Нужно ли с 2021 года прекратить начисление амортизации по тем нематериальным активам, по которым до 01.01.2021 она начислялась (в том числе учитывая распоряжение Правительства РФ от 09.12.2020 N 3277-Р)? Нужно ли с 01.01.2021 продолжать начислять амортизацию в отношении нематериальных активов, по которым на 31.12.2020 уже нельзя достоверно определить срок полезного использования (первоначально был установлен срок полезного использования десять лет)?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу: Если организация не может надежно определить срок полезного использования приобретенного нематериального актива (программы для ЭВМ), его следует квалифицировать в качестве нематериального актива с неопределенным сроком полезного использования, по которому...


Организация занимается инвестиционной деятельностью. В 2019 году построен и оформлен в собственность объект (гостиница), предназначенный для перепродажи. Объект не эксплуатируется; в качестве основного средства не учтен; налог на имущество не исчисляется; в перечень объектов, в отношении которых уплачивается налог от кадастровой стоимости, не внесен; учитывается как готовая продукция. В течение года на содержание объекта производятся затраты на коммунальные платежи и прочие (поверка, замена счетчиков и т.д.). Готовая продукция относится в бухгалтерском учете к запасам. С 2021 года запасами признаются активы, используемые в течение 12 месяцев. Каким образом учитывать здание гостиницы: на счете 43; относить к долгосрочным активам к продаже, или к капитальным вложениям? Как правильно производить учет расходов в бухгалтерском и налоговом учете: списывать на счет 90 себестоимость продаж - убыток или увеличивать стоимость готовой продукции и списывать при реализации продукции?

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции: Построенный для продажи объект недвижимости - гостиница - учитывается в бухгалтерском учете организации в составе готовой продукции и не относится к долгосрочным активам к продаже. Расходы организации на содержание гостиницы (поверка, замена счетчиков...


Некоммерческому фонду необходимо показать остатки по другой строке баланса по сравнению с предыдущим годом. Денежные средства, переданные в доверительное управление, были отражены по строке 1250 "Денежные средства и их эквиваленты". В следующем периоде была получена информация о том, что на эти средства были приобретены финансовые вложения и принято решение отражать их стоимость в строке 1240 "Финансовые вложения (за исключением денежных эквивалентов)". Как обосновать изменения и пересчет ретроспективно прошлых лет?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу: В рассматриваемой ситуации необходимо определить, могла ли быть получена информация от доверительного управляющего о приобретении ценных бумаг на отчетную дату. Если такая информация не могла быть получена, то получение в следующем отчетном периоде новой...


Российское ООО на общей системе налогообложения (далее - ООО, Организация) приняло решение выплатить своему участнику (физическому лицу, не являющемуся ИП) причитающиеся дивиденды товаром. Как отразить данную выплату в бухгалтерском и налоговом учете? Следует ли восстанавливать НДС?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу: В бухгалтерском учете Организации передача имущества участнику общества в счет выплаты дивидендов отражается как операция по реализации товара. Подробности смотрите ниже. Для целей налогообложения прибыли операцию по выплате дивидендов в натуральной...


Российская организация на общей системе налогообложения является лизингополучателем по договору лизинга (далее - Организация, Лизингополучатель). Предмет лизинга (автомобиль) учитывается на балансе Лизингополучателя. Лизингодатель предоставил Лизингополучателю скидку по уплате авансового платежа в размере 308 тыс. руб. (скидка предоставляется в рамках программы предоставления субсидий из федерального бюджета на возмещение потерь в доходах российских лизинговых организаций при предоставлении лизингополучателю скидки по уплате авансового платежа по договорам лизинга колесных транспортных средств). Общая стоимость по договору лизинга - 2856 тыс. руб. (с учетом выкупной стоимости и предоставленной скидки). Лизингодатель в графике платежей авансовый платеж, а также лизинговые платежи указывает уже за вычетом скидки. Сумма скидки будет увеличивать сумму договора и подлежать оплате только в случае последующего отзыва либо неперечисления субсидии. Никаких документов на сумму скидки Лизингодатель не представляет. Должна ли сумма скидки отражаться в бухгалтерском или налоговом учете у Лизингополучателя?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу: 1. В бухгалтерском учете Лизингополучателя предоставленная Лизингодателем скидка не должна отражаться. 2. В налоговом учете при определении первоначальной стоимости транспортного средства следует уменьшить расходы Лизингодателя на приобретение предмета...

Архив