Новости и аналитика Горячие документы Региональные Пензенская область Закон Пензенской области от 29 марта 2024 г. N 4175-ЗПО "О комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав в Пензенской области" (документ не вступил в силу)

Обзор документа

6 апреля 2024

gerb

Законодательное Собрание Пензенской области


Закон Пензенской области от 29 марта 2024 г. N 4175-ЗПО "О комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав в Пензенской области" (документ не вступил в силу)

Закон Пензенской области от 29 марта 2024 г. N 4175-ЗПО
"О комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав в Пензенской области"


Принят Законодательным Собранием Пензенской области 29 марта 2024 года


Настоящий Закон, в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом от 24 июня 1999 года N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних", другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, устанавливает порядок создания и деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав в Пензенской области.


Статья 1. Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав


Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав (далее также - Комиссии, Комиссия) являются коллегиальными органами системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних (далее - система профилактики) Пензенской области и создаются в целях координации деятельности органов и учреждений системы профилактики, направленной на предупреждение безнадзорности, беспризорности, правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних, выявление и устранение причин и условий, способствующих этому, обеспечение защиты прав и законных интересов несовершеннолетних, социально-педагогической реабилитации несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, выявление и пресечение случаев вовлечения несовершеннолетних в совершение преступлений, других противоправных и (или) антиобщественных действий, а также случаев склонения их к суицидальным действиям.


Статья 2. Правовое регулирование деятельности Комиссий


Правовое регулирование деятельности Комиссий осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации и ратифицированными ею международными соглашениями в сфере защиты прав детей, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, а также законами и иными нормативными правовыми актами Пензенской области.


Статья 3. Принципы деятельности Комиссий


Деятельность Комиссий основывается на принципах:

1) законности;

2) демократизма;

3) поддержки семьи с несовершеннолетними детьми и взаимодействия с ней;

4) гуманного обращения с несовершеннолетними;

5) индивидуального подхода к несовершеннолетним с соблюдением конфиденциальности полученной информации;

6) государственной поддержки деятельности органов местного самоуправления и общественных объединений по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;

7) обеспечения ответственности должностных лиц и граждан за нарушение прав и законных интересов несовершеннолетних.


Статья 4. Система Комиссий


Систему Комиссий Пензенской области составляют:

1) комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав Пензенской области (далее также - областная комиссия);

2) комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав в городских округах (далее также - городские комиссии). В городском округе с районным делением может быть создано несколько комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав в соответствии с административно-территориальным делением города (далее также - районные в городе комиссии);

3) комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав в муниципальных районах (далее также - районные комиссии).


Статья 5. Порядок создания областной комиссии


1. Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав Пензенской области создается Правительством Пензенской области и осуществляет деятельность на территории Пензенской области.

2. Областная комиссия создается в составе председателя комиссии - Председателя Правительства Пензенской области либо его заместителя, двух заместителей председателя комиссии, ответственного секретаря и членов комиссии.

3. На принципах добровольности и равноправия в состав областной комиссии входят руководители (их заместители) органов и учреждений системы профилактики регионального уровня, а также могут входить представители иных государственных органов и учреждений, представители общественных объединений, религиозных конфессий, граждане, имеющие опыт работы с несовершеннолетними, Уполномоченный по правам ребенка в Пензенской области, депутаты Законодательного Собрания Пензенской области, другие заинтересованные лица.

Председателем, заместителем председателя, ответственным секретарем и членом комиссии может быть гражданин Российской Федерации, достигший возраста 21 года.

4. Численный и персональный состав областной комиссии утверждается Правительством Пензенской области с учетом количества органов и учреждений, входящих в систему профилактики, объема и содержания выполняемой работы.

5. Не допускается передача функциональных обязанностей областной комиссии структурным подразделениям Правительства Пензенской области, иным исполнительным органам Пензенской области, включение областной комиссии в их состав на правах структурного подразделения.

6. Обеспечение деятельности областной комиссии осуществляет структурное подразделение Правительства Пензенской области, в состав которого входит ответственный секретарь областной комиссии. Ответственный секретарь областной комиссии замещает должность государственной гражданской службы Пензенской области.


Статья 6. Порядок создания районных (городских) и районных в городе комиссий


1. Районные (городские) и районные в городе комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав создаются представительным органом муниципального образования на основе предложений главы муниципального образования. Районные (городские) комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав осуществляют деятельность на территории соответствующего муниципального образования Пензенской области. Районные в городе комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав осуществляют деятельность на территории соответствующего административно-территориального образования - района в городе.

2. Районные (городские) и районные в городе комиссии создаются в составе председателя комиссии - заместителя главы администрации, двух заместителей председателя комиссии, ответственного секретаря и членов комиссии.

3. Для осуществления текущей работы и контроля по выполнению решений районной (городской) и районной в городе комиссий в их состав вводится должность ответственного секретаря, замещающего должность муниципальной службы в Пензенской области.

4. Представительный орган муниципального образования по согласованию с Правительством Пензенской области для обеспечения деятельности районной (городской) и районной в городе комиссии может создать в составе администрации муниципального образования отдел или другое структурное подразделение, а также ввести должность специалиста комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, замещающего должность муниципальной службы в Пензенской области.

5. На принципах добровольности и равноправия в состав районной (городской) и районной в городе комиссий входят руководители (их заместители) органов и учреждений системы профилактики муниципального уровня, а также могут входить представители иных государственных (муниципальных) органов и учреждений, представители общественных объединений, религиозных конфессий, граждане, имеющие опыт работы с несовершеннолетними, представители представительного органа и иных органов местного самоуправления муниципальных образований, другие заинтересованные лица.

Председателем, заместителем председателя, ответственным секретарем и членом комиссии может быть гражданин Российской Федерации, достигший возраста 21 года.

6. Численный и персональный состав районной (городской) и районной в городе комиссий утверждается представительным органом муниципального образования с учетом количества органов и учреждений, входящих в систему профилактики, объема и содержания выполняемой работы, но не может быть менее девяти человек.

7. Если представительный орган муниципального образования отклонил предложенную кандидатуру в состав комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, глава муниципального образования вправе внести другую кандидатуру.

8. С учетом правового статуса районной (городской) и районной в городе комиссии и межведомственного характера ее деятельности должности ответственного секретаря комиссии, специалиста комиссии не подлежат включению в штатное расписание структурных подразделений органов местного самоуправления муниципальных образований Пензенской области, за исключением структурного подразделения, обеспечивающего деятельность комиссии.

9. Не допускается передача функциональных обязанностей районной (городской) и районной в городе комиссии органам местного самоуправления муниципальных образований Пензенской области, включение районной (городской) и районной в городе комиссии в их структуру.


Статья 7. Полномочия Комиссий


1. Задачами Комиссий являются:

1) предупреждение безнадзорности, беспризорности, правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних, выявление и устранение причин и условий, способствующих этому;

2) обеспечение защиты прав и законных интересов несовершеннолетних;

3) социально-педагогическая реабилитация несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, в том числе связанном с немедицинским потреблением наркотических средств и психотропных веществ;

4) выявление и пресечение случаев вовлечения несовершеннолетних в совершение преступлений, других противоправных и (или) антиобщественных действий, а также случаев склонения их к суицидальным действиям.

2. Для решения возложенных задач Комиссии:

1) координируют деятельность органов и учреждений системы профилактики по предупреждению безнадзорности, беспризорности, правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних, выявлению и устранению причин и условий, способствующих этому, обеспечению защиты прав и законных интересов несовершеннолетних, социально-педагогической реабилитации несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, выявлению и пресечению случаев вовлечения несовершеннолетних в совершение преступлений, других противоправных и (или) антиобщественных действий, а также случаев склонения их к суицидальным действиям, осуществляют мониторинг их деятельности в пределах и порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации и законодательством Пензенской области;

2) обеспечивают осуществление мер по защите и восстановлению прав и законных интересов несовершеннолетних, защите их от всех форм дискриминации, физического или психического насилия, оскорбления, грубого обращения, сексуальной и иной эксплуатации, выявлению и устранению причин и условий, способствующих безнадзорности, беспризорности, правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних;

3) анализируют выявленные органами и учреждениями системы профилактики причины и условия безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, принимают меры по их устранению;

4) утверждают межведомственные планы (программы, порядки взаимодействия) по наиболее актуальным направлениям в области профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защиты их прав и законных интересов;

5) участвуют в разработке и реализации целевых программ, направленных на защиту прав и законных интересов несовершеннолетних, профилактику их безнадзорности и правонарушений;

6) принимают меры по совершенствованию деятельности органов и учреждений системы профилактики по итогам анализа и обобщения представляемых органами и учреждениями системы профилактики сведений об эффективности принимаемых ими мер по обеспечению защиты прав и законных интересов несовершеннолетних, профилактике их безнадзорности и правонарушений;

7) принимают меры по совершенствованию взаимодействия органов и учреждений системы профилактики с социально ориентированными некоммерческими организациями, общественными объединениями и религиозными организациями, другими институтами гражданского общества и гражданами, по привлечению их к участию в деятельности по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защите их прав и законных интересов, их социально-педагогической реабилитации;

8) могут утверждать составы межведомственных рабочих групп по изучению деятельности органов и учреждений системы профилактики и порядок их работы с несовершеннолетними и семьями, находящимися в социально опасном положении, а также деятельности по профилактике вовлечения несовершеннолетних в совершение правонарушений и антиобщественных действий, предупреждению случаев насилия и всех форм посягательств на жизнь, здоровье и половую неприкосновенность несовершеннолетних.

3. Областная комиссия осуществляет полномочия, указанные в части 2 настоящей статьи, а также:

1) разрабатывает и вносит в Правительство Пензенской области предложения по осуществлению мероприятий в области защиты прав несовершеннолетних, профилактики их безнадзорности и правонарушений;

2) оказывает методическую помощь, осуществляет информационное обеспечение и контроль за деятельностью районных (городских) и районных в городе комиссий в соответствии с законодательством Пензенской области;

3) участвует в разработке проектов нормативных правовых актов Пензенской области, направленных на профилактику безнадзорности, беспризорности, антиобщественных действий и правонарушений несовершеннолетних, реабилитацию и ресоциализацию несовершеннолетних, допускающих немедицинское потребление наркотических средств и психотропных веществ, защиту семьи с несовершеннолетними детьми, анализирует их эффективность;

4) принимает на основании информации органов и учреждений системы профилактики о выявленных случаях нарушения прав несовершеннолетних на образование, труд, отдых, охрану здоровья и медицинскую помощь, жилище и других прав, а также о недостатках в деятельности органов и учреждений, препятствующих предупреждению безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, меры к устранению выявленных нарушений и недостатков, обеспечивает конфиденциальность указанной информации при ее хранении и использовании;

5) принимает решения о допуске или недопуске к педагогической деятельности, к предпринимательской деятельности и (или) трудовой деятельности в сфере образования, воспитания, развития несовершеннолетних, организации их отдыха и оздоровления, медицинского обеспечения, социальной защиты и социального обслуживания, в сфере детско-юношеского спорта, культуры и искусства с участием несовершеннолетних лиц, имевших судимость за совершение преступлений небольшой тяжести и преступлений средней тяжести против жизни и здоровья, свободы, чести и достоинства личности (за исключением незаконной госпитализации в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях, и клеветы), семьи и несовершеннолетних, здоровья населения и общественной нравственности, основ конституционного строя и безопасности государства, мира и безопасности человечества, а также против общественной безопасности, лиц, уголовное преследование в отношении которых по обвинению в совершении этих преступлений прекращено по нереабилитирующим основаниям (за исключением лиц, лишенных права заниматься соответствующим видом деятельности по решению суда), с учетом вида и степени тяжести совершенного преступления, срока, прошедшего с момента его совершения, формы вины, отнесения в соответствии с законом совершенного деяния к категории менее тяжких преступлений, обстоятельств, характеризующих личность, в том числе поведение лица после совершения преступления, отношение к исполнению трудовых обязанностей, а также с учетом иных факторов, позволяющих определить, представляет ли конкретное лицо опасность для жизни, здоровья и нравственности несовершеннолетних (далее - решение о допуске или недопуске к педагогической деятельности лиц, имевших судимость);

6) принимает меры по организации обобщения и распространения эффективного опыта работы органов и учреждений системы профилактики на территории Пензенской области;

7) может принимать участие в работе по ресоциализации несовершеннолетних осужденных, содержащихся в воспитательных колониях, несовершеннолетних, находящихся в специальных учебно-воспитательных учреждениях, дислоцируемых в других субъектах Российской Федерации, вправе в установленном порядке посещать указанные учреждения;

8) координирует деятельность органов и учреждений системы профилактики, в том числе по формированию межведомственного банка данных о несовершеннолетних и (или) семьях, находящихся в социально опасном положении, осуществляет мониторинг их деятельности в пределах и порядке, установленных законодательством Российской Федерации и законодательством Пензенской области;

9) осуществляет иные полномочия, предусмотренные законодательством Российской Федерации и законодательством Пензенской области.

4. Городская в городе Пензе комиссия осуществляет полномочия, указанные в части 2 настоящей статьи, а также:

1) координирует на городском уровне деятельность органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;

2) оказывает методическую помощь, осуществляет информационное обеспечение и контроль за деятельностью районных в городе комиссий в соответствии с законодательством Пензенской области;

3) организует на городском уровне изучение и разработку мероприятий по приоритетным направлениям в области профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защите их прав и интересов, готовит предложения по решению данных вопросов органам местного самоуправления;

4) информирует органы местного самоуправления о состоянии работы по защите прав и охраняемых законом интересов несовершеннолетних, профилактике их безнадзорности, беспризорности и правонарушений на территории города Пензы;

5) осуществляет иные полномочия, предусмотренные законодательством Российской Федерации и законодательством Пензенской области.

5. Районные (городские), за исключением городской в городе Пензе, и районные в городе комиссии осуществляют полномочия, указанные в части 2 настоящей статьи, а также:

1) подготавливают совместно с соответствующими органами или учреждениями представляемые в суд материалы по вопросам, связанным с содержанием несовершеннолетних в специальных учебно-воспитательных учреждениях закрытого типа, а также по иным вопросам, предусмотренным законодательством Российской Федерации;

2) дают согласие организациям, осуществляющим образовательную деятельность, на отчисление несовершеннолетних обучающихся, достигших возраста 15 лет и не получивших основного общего образования;

3) дают при наличии согласия родителей или иных законных представителей несовершеннолетнего обучающегося и органа местного самоуправления, осуществляющего управление в сфере образования, согласие на оставление несовершеннолетним, достигшим возраста 15 лет, общеобразовательной организации до получения основного общего образования. Комиссии принимают совместно с родителями (законными представителями) несовершеннолетнего, достигшего возраста 15 лет и оставившего общеобразовательную организацию до получения основного общего образования, и органами местного самоуправления, осуществляющими управление в сфере образования, не позднее чем в месячный срок меры по продолжению освоения таким несовершеннолетним образовательной программы основного общего образования в иной форме обучения и с его согласия по трудоустройству;

4) обеспечивают оказание помощи в бытовом устройстве несовершеннолетних, освобожденных из учреждений уголовно-исполнительной системы либо вернувшихся из специальных учебно-воспитательных учреждений, а также состоящих на учете в уголовно-исполнительных инспекциях, содействие в определении форм устройства других несовершеннолетних, нуждающихся в помощи государства, оказание помощи по трудоустройству несовершеннолетних (с их согласия);

5) применяют меры воздействия в отношении несовершеннолетних, их родителей или иных законных представителей в случаях и порядке, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации и законодательством Пензенской области;

6) принимают решения на основании заключения психолого-медико-педагогической комиссии о направлении несовершеннолетних в возрасте от 8 до 18 лет, нуждающихся в специальном педагогическом подходе, в специальные учебно-воспитательные учреждения открытого типа с согласия родителей или иных законных представителей, а также самих несовершеннолетних в случае достижения ими возраста 14 лет;

7) принимают постановления об отчислении несовершеннолетних из специальных учебно-воспитательных учреждений открытого типа;

8) подготавливают и направляют в Правительство Пензенской области и органы местного самоуправления в порядке, установленном законодательством Пензенской области, отчеты о работе по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних на территории соответствующего муниципального образования;

9) рассматривают информацию (материалы) о фактах совершения несовершеннолетними, не подлежащими уголовной ответственности в связи с недостижением возраста наступления уголовной ответственности, общественно опасных деяний и принимают решения о применении к ним мер воздействия или о ходатайстве перед судом об их помещении в специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа, а также ходатайства, просьбы, жалобы и другие обращения несовершеннолетних, их родителей или иных законных представителей, относящиеся к установленной сфере деятельности Комиссий;

10) рассматривают дела об административных правонарушениях, совершенных несовершеннолетними, их родителями (законными представителями) либо иными лицами, отнесенных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях и Законом Пензенской области от 2 апреля 2008 года N 1506-ЗПО "Кодекс Пензенской области об административных правонарушениях" к компетенции Комиссии;

11) обращаются в суд по вопросам возмещения вреда, причиненного здоровью несовершеннолетнего, его имуществу, и (или) морального вреда в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;

12) согласовывают административные исковые заявления или заключения администраций специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа, вносимые в суды по месту нахождения указанных учреждений:

а) о продлении срока пребывания несовершеннолетнего в специальном учебно-воспитательном учреждении закрытого типа;

б) о прекращении пребывания несовершеннолетнего в специальном учебно-воспитательном учреждении закрытого типа на основании заключения психолого-медико-педагогической комиссии указанного учреждения до истечения установленного судом срока, если несовершеннолетний не нуждается в дальнейшем применении этой меры воздействия или в случае выявления у него заболеваний, препятствующих содержанию и обучению в специальном учебно-воспитательном учреждении закрытого типа, а также при наличии иных обстоятельств, свидетельствующих об отсутствии необходимости в дальнейшем пребывании несовершеннолетнего в указанном учреждении;

в) о переводе несовершеннолетнего в другое специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа в связи с возрастом, состоянием здоровья или в целях создания наиболее благоприятных условий для его социальной адаптации и социальной реабилитации;

г) о восстановлении срока пребывания несовершеннолетнего в специальном учебно-воспитательном учреждении закрытого типа в случае его самовольного ухода из указанного учреждения, невозвращения в указанное учреждение из отпуска, а также в других случаях уклонения несовершеннолетнего от пребывания в специальном учебно-воспитательном учреждении закрытого типа;

13) дают совместно с соответствующей государственной инспекцией труда согласие на расторжение трудового договора с работниками в возрасте до 18 лет по инициативе работодателя (за исключением случаев ликвидации организации или прекращения деятельности индивидуального предпринимателя);

14) участвуют в разработке проектов нормативных правовых актов по вопросам защиты прав и законных интересов несовершеннолетних;

15) координируют в пределах своей компетенции проведение органами и учреждениями системы профилактики индивидуальной профилактической работы в отношении категорий лиц, указанных в статье 5 Федерального закона от 24 июня 1999 года N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних", а также несовершеннолетних, проживающих в семьях с лицами, имеющими судимость за совершение тяжких и (или) особо тяжких преступлений против жизни, здоровья, половой свободы личности либо за совершение преступлений против половой неприкосновенности несовершеннолетних;

16) утверждают межведомственные планы (программы) индивидуальной профилактической работы или принимают постановления о реализации конкретных мер по защите прав и интересов детей в случаях, если индивидуальная профилактическая работа в отношении лиц, указанных в статье 5 Федерального закона от 24 июня 1999 года N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних", требует использования ресурсов нескольких органов и (или) учреждений системы профилактики, и контролируют их исполнение;

17) содействуют привлечению социально ориентированных некоммерческих организаций и общественных объединений к реализации межведомственных планов (программ) индивидуальной профилактической работы;

18) ведут на основании информации, получаемой от органов и учреждений системы профилактики, межведомственный банк данных о несовершеннолетних и (или) семьях, находящихся в социально опасном положении;

19) осуществляют иные полномочия, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации и законодательством Пензенской области.


Статья 8. Статус, права и обязанности членов Комиссий


1. Председатель Комиссии осуществляет полномочия члена Комиссии, предусмотренные пунктами 1-5 и 7 части 4 настоящей статьи, а также:

1) осуществляет руководство деятельностью Комиссии;

2) председательствует на заседании Комиссии и организует ее работу;

3) имеет право решающего голоса при голосовании на заседании Комиссии;

4) представляет Комиссию в государственных органах, органах местного самоуправления и иных организациях;

5) утверждает повестку заседания Комиссии;

6) назначает дату заседания Комиссии;

7) дает заместителю председателя Комиссии, ответственному секретарю Комиссии, членам Комиссии обязательные к исполнению поручения по вопросам, отнесенным к компетенции Комиссии;

8) представляет уполномоченным органам (должностным лицам) предложения по формированию персонального состава Комиссии;

9) осуществляет контроль за исполнением плана работы Комиссии, подписывает постановления Комиссии;

10) обеспечивает представление установленной отчетности о работе по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и нормативными правовыми актами Пензенской области.

2. Заместитель председателя Комиссии осуществляет полномочия члена Комиссии, предусмотренные пунктами 1-5 и 7 части 4 настоящей статьи, а также:

1) выполняет поручения председателя Комиссии;

2) по поручению председателя Комиссии исполняет его обязанности в его отсутствие;

3) обеспечивает контроль за исполнением постановлений Комиссии;

4) обеспечивает контроль за своевременной подготовкой материалов для рассмотрения на заседании Комиссии.

3. Ответственный секретарь Комиссии осуществляет полномочия члена Комиссии, предусмотренные пунктами 1, 3-5 и 7 части 4 настоящей статьи, а также:

1) осуществляет подготовку материалов для рассмотрения на заседании Комиссии;

2) выполняет поручения председателя Комиссии и его заместителей;

3) оповещает членов Комиссии и лиц, участвующих в заседании Комиссии, о времени и месте заседания, проверяет их явку, знакомит с материалами по вопросам, вынесенным на рассмотрение Комиссии;

4) осуществляет подготовку и оформление проектов постановлений, принимаемых Комиссией по результатам рассмотрения соответствующего вопроса на заседании;

5) обеспечивает вручение копий постановлений Комиссии.

4. Члены Комиссии обладают равными правами при рассмотрении и обсуждении вопросов (дел), отнесенных к компетенции Комиссии, и осуществляют следующие полномочия:

1) участвуют в заседании Комиссии и его подготовке;

2) предварительно (до заседания Комиссии) знакомятся с материалами по вопросам, выносимым на ее рассмотрение;

3) вносят предложения об отложении рассмотрения вопроса (дела) и о запросе дополнительных материалов по нему;

4) вносят предложения по совершенствованию работы по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защите их прав и законных интересов, выявлению и устранению причин и условий, способствующих безнадзорности и правонарушениям несовершеннолетних;

5) участвуют в обсуждении постановлений, принимаемых Комиссией по рассматриваемым вопросам (делам), и голосуют при их принятии;

6) составляют протоколы об административных правонарушениях в случаях и порядке, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, и в случаях, предусмотренных Законом Пензенской области от 2 апреля 2008 года N 1506-ЗПО "Кодекс Пензенской области об административных правонарушениях";

7) посещают организации, обеспечивающие реализацию несовершеннолетними их прав на образование, труд, отдых, охрану здоровья и медицинскую помощь, жилище и иных прав, в целях проверки поступивших в Комиссию сообщений о нарушении прав и законных интересов несовершеннолетних, наличии угрозы в отношении их жизни и здоровья, ставших известными случаях применения насилия и других форм жестокого обращения с несовершеннолетними, а также в целях выявления причин и условий, способствовавших нарушению прав и законных интересов несовершеннолетних, их безнадзорности и совершению правонарушений;

8) выполняют поручения председателя Комиссии.

9) информируют председателя Комиссии о своем участии в заседании или причинах отсутствия на заседании.

5. Полномочия председателя, заместителя председателя, ответственного секретаря, члена Комиссии прекращаются при наличии следующих оснований:

1) подача письменного заявления о прекращении полномочий председателя Комиссии (заместителя председателя, ответственного секретаря или члена Комиссии) уполномоченным органам (должностным лицам);

2) признание председателя Комиссии (заместителя председателя, ответственного секретаря или члена Комиссии) решением суда, вступившим в законную силу, недееспособным, ограниченно дееспособным и безвестно отсутствующим или умершим;

3) прекращение полномочий Комиссии;

4) увольнение председателя Комиссии (заместителя председателя, ответственного секретаря или члена Комиссии) с занимаемой должности в органе или учреждении системы профилактики, ином государственном органе, органе местного самоуправления или общественном объединении, от которого указанное лицо было включено (делегировано) в состав Комиссии;

5) отзыв (замена) председателя Комиссии (заместителя председателя, ответственного секретаря или члена Комиссии) по решению руководителя органа или учреждения системы профилактики, иного государственного органа, органа местного самоуправления или общественного объединения, от которого указанное лицо было включено (делегировано) в ее состав;

6) систематическое неисполнение или ненадлежащее исполнение председателем Комиссии (заместителем председателя, ответственным секретарем или членом Комиссии) своих полномочий;

7) по факту смерти.

6. При прекращении полномочий председатель Комиссии (заместитель председателя, ответственный секретарь или член Комиссии) исключаются из ее состава, за исключением прекращения полномочий в соответствии с пунктами 2 (в части признания лица, входящего в состав Комиссии, решением суда, вступившим в законную силу, умершим), 3 и 7 части 5 настоящей статьи.

7. Председатель Комиссии несет персональную ответственность за организацию работы Комиссии и представление отчетности о состоянии профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Пензенской области.


Статья 9. Рассмотрение районной (городской) и районной в городе комиссиями дел об административных правонарушениях


1. Районные (городские), за исключением городской в городе Пензе, и районные в городе комиссии рассматривают дела об административных правонарушениях, которые отнесены к их компетенции Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях и Законом Пензенской области от 2 апреля 2008 года N 1506-ЗПО "Кодекс Пензенской области об административных правонарушениях".

2. Производство по делам об административных правонарушениях и исполнение постановлений по делам об административных правонарушениях осуществляются в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.


Статья 10. Рассмотрение районной (городской), за исключением городской в городе Пензе, и районной в городе комиссиями материалов (дел), не связанных с делами об административных правонарушениях


1. Районные (городские), за исключением городской в городе Пензе, и районные в городе комиссии рассматривают материалы (дела), не связанные с делами об административных правонарушениях (далее - материалы), отнесенные к их компетенции в соответствии с действующим законодательством.

2. В случае необходимости районная (городская), за исключением городской в городе Пензе, и районная в городе комиссия может принять решение о проведении выездного заседания по месту работы или жительства лиц, в отношении которых рассматриваются материалы.

3. Все материалы в отношении несовершеннолетних районная (городская), за исключением городской в городе Пензе, и районная в городе комиссия рассматривает в присутствии несовершеннолетнего, его родителей или иных законных представителей. Рассмотрение таких материалов в отсутствие указанных лиц допускается в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

4. Полученные районной (городской), за исключением городской в городе Пензе, и районной в городе комиссией материалы должны быть рассмотрены в срок не более тридцати дней после дня их поступления. В случае поступления ходатайства от участников рассмотрения материалов либо в случае необходимости в дополнительном выяснении обстоятельств по материалам срок рассмотрения может быть продлен районной (городской), за исключением городской в городе Пензе, и районной в городе комиссией, но не более чем на тридцать дней.

5. Рассмотрев в отношении несовершеннолетнего информацию (материалы), указанную в пункте 9 части 5 статьи 7 настоящего Закона, районная (городская), за исключением городской в городе Пензе, и районная в городе комиссия с учетом мотивов, характера и тяжести совершенного им проступка, особенностей его возраста, социального положения и поведения может принять решение о применении к нему следующих мер воздействия:

1) объявить предупреждение о недопустимости противоправного поведения;

2) предложить принести извинение потерпевшему за причинение морального вреда или материального ущерба;

3) предложить несовершеннолетнему, достигшему возраста четырнадцати лет и имеющему заработок, возместить потерпевшему причиненный материальный ущерб;

4) предложить несовершеннолетнему примириться с потерпевшим.


Статья 11. Организация деятельности Комиссий


1. К вопросам обеспечения деятельности Комиссий относятся:

1) подготовка и организация проведения заседаний и иных плановых мероприятий Комиссии;

2) осуществление контроля за своевременностью подготовки и представления материалов для рассмотрения на заседаниях Комиссии;

3) ведение делопроизводства Комиссии;

4) оказание консультативной помощи представителям органов и учреждений системы профилактики, а также представителям иных территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, исполнительных органов Пензенской области, органов местного самоуправления и организаций, участвующим в подготовке материалов к заседанию Комиссии, при поступлении соответствующего запроса;

5) участие в организации межведомственных мероприятий по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, в том числе межведомственных конференций, совещаний, семинаров;

6) участие по приглашению органов и организаций в проводимых ими проверках, совещаниях, семинарах, коллегиях, конференциях и других мероприятиях по вопросам профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;

7) организация рассмотрения Комиссией поступивших в Комиссию обращений граждан, сообщений органов и учреждений системы профилактики по вопросам, относящимся к ее компетенции;

8) осуществление сбора, обработки и обобщения информации, необходимой для решения задач, стоящих перед Комиссией;

9) осуществление сбора и обобщение информации о численности лиц, предусмотренных статьей 5 Федерального закона от 24 июня 1999 года N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних", в отношении которых органами и учреждениями системы профилактики проводится индивидуальная профилактическая работа;

10) обобщение сведений о детской безнадзорности, правонарушениях несовершеннолетних, защите их прав и законных интересов для представления на рассмотрение Комиссии с целью анализа ситуации;

11) подготовка информационных и аналитических материалов по вопросам профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;

12) организация по поручению председателя Комиссии работы экспертных групп, штабов, а также консилиумов и других совещательных органов для решения задач, стоящих перед Комиссией;

13) осуществление взаимодействия с федеральными государственными органами, федеральными органами государственной власти, органами государственной власти Пензенской области, органами местного самоуправления, общественными и иными объединениями, организациями для решения задач, стоящих перед Комиссией;

14) направление запросов в федеральные государственные органы, федеральные органы государственной власти, органы государственной власти Пензенской области, органы местного самоуправления, организации, районные (городские) и районные в городе комиссии о представлении необходимых для рассмотрения на заседании Комиссии материалов (информации) по вопросам, отнесенным к ее компетенции;

15) обеспечение доступа к информации о деятельности Комиссии путем участия в подготовке публикаций и выступлений в средствах массовой информации, в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" без использования в публикациях и выступлениях сведений, разглашение которых нарушает охраняемые законом права и интересы несовершеннолетних, их родителей или иных законных представителей.

2. К вопросам обеспечения деятельности областной комиссии относятся:

1) проведение анализа эффективности деятельности районных (городских) и районных в городе комиссий;

2) проведение анализа и (или) обобщение информации об исполнении поручений областной комиссии, поступающей из районных (городских) и районных в городе комиссий;

3) участие в подготовке заключений на проекты нормативных правовых актов по вопросам профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защиты их прав и законных интересов при поступлении соответствующих проектов в областную комиссию;

4) исполнение иных полномочий в рамках обеспечения деятельности областной комиссии по реализации ее полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации и законодательством Пензенской области.

3. К вопросам обеспечения деятельности районных (городских) и районных в городе комиссий относятся:

1) осуществление сбора, обобщения информации о численности несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, на территории муниципального образования;

2) подготовка и направление в областную комиссию справочной информации, отчетов по вопросам, относящимся к компетенции районных (городских) и районных в городе комиссий;

3) участие в подготовке заключений на проекты нормативных правовых актов по вопросам защиты прав и законных интересов несовершеннолетних;

4) исполнение иных полномочий в рамках обеспечения деятельности районных (городских) и районных в городе комиссий по реализации их полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации и законодательством Пензенской области.

4. Заседания областной комиссии и городской в городе Пензе комиссии проводятся в соответствии с планами работы не реже одного раза в квартал. Заседания районной (городской), за исключением городской в городе Пензе, и районной в городе комиссий проводятся в соответствии с планами работы не реже двух раз в месяц.

5. Предложения в проект плана работы Комиссии вносятся в Комиссию ее членами в письменной форме в сроки, определенные председателем Комиссии или постановлением Комиссии.

6. Предложения по рассмотрению вопросов на заседании Комиссии должны содержать:

1) наименование вопроса и краткое обоснование необходимости его рассмотрения на заседании Комиссии;

2) информацию об органе (организации, учреждении), и (или) должностном лице, и (или) члене Комиссии, ответственных за подготовку вопроса;

3) перечень соисполнителей (при их наличии);

4) срок рассмотрения на заседании Комиссии.

7. Предложения в проект плана работы Комиссии могут направляться членам Комиссии для их предварительного согласования.

8. Проект плана работы Комиссии формируется на основе предложений, поступивших в Комиссию, по согласованию с председателем Комиссии выносится для обсуждения и утверждения на заседании в конце года, предшествующего году реализации плана работы Комиссии.

9. Изменения в план работы Комиссии вносятся на заседании Комиссии на основании предложений лиц, входящих в ее состав.

10. Члены Комиссии, должностные лица органов и учреждений системы профилактики, а также иных территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, исполнительных органов Пензенской области, органов местного самоуправления и организаций, которым во исполнение плана работы Комиссии поручена подготовка соответствующих информационных материалов для рассмотрения на заседаниях Комиссии, несут персональную ответственность за качество и своевременность их представления.

11. Информационные материалы по вопросам, включенным в повестку заседания Комиссии, представляются в Комиссию органами (организациями, учреждениями), должностными лицами, членами Комиссии, ответственными за их подготовку, в соответствии с планом работы Комиссии не позднее чем за десять дней до дня проведения заседания и включают в себя:

1) справочно-аналитическую информацию по вопросу, вынесенному на рассмотрение;

2) предложения в проект постановления Комиссии по рассматриваемому вопросу;

3) особые мнения по представленному проекту постановления Комиссии, если таковые имеются;

4) материалы согласования проекта постановления Комиссии с заинтересованными органами и учреждениями системы профилактики, иными государственными органами и органами местного самоуправления;

5) иные сведения, необходимые для рассмотрения вопроса.

12. В случае непредставления материалов в установленный настоящим Законом срок или их представления с нарушением требований к данным материалам вопрос может быть снят с рассмотрения либо перенесен для рассмотрения на другое заседание в соответствии с решением председателя Комиссии.

13. Повестка заседания, проекты постановлений по вопросам, включенным в повестку заседания, и соответствующие материалы по данным вопросам направляются членам Комиссии не позднее чем за три рабочих дня до дня проведения заседания.

14. Члены Комиссии и иные участники заседания, которым направлены повестка заседания, проект постановления и иные материалы, при наличии замечаний и предложений представляют их в Комиссию до начала проведения заседания.

15. О дате, времени, месте и повестке заседания Комиссии извещается прокурор.

16. Заседание Комиссии считается правомочным, если на нем присутствует не менее половины ее членов. Члены Комиссии участвуют в ее заседаниях без права замены.

17. На заседании Комиссии председательствует ее председатель либо заместитель председателя Комиссии.

18. Решения Комиссии принимаются большинством голосов присутствующих на заседании членов Комиссии.

19. При голосовании член Комиссии имеет один голос и голосует лично. Член Комиссии вправе на заседании Комиссии довести до сведения членов Комиссии свое особое мнение по вопросу, вынесенному на голосование. Особое мнение, изложенное в письменной форме, прилагается к протоколу заседания Комиссии.

20. Результаты голосования, оглашенные председателем Комиссии, вносятся в протокол заседания Комиссии.

21. В протоколе заседания Комиссии указываются:

1) наименование Комиссии;

2) дата, время и место проведения заседания;

3) сведения о присутствующих и отсутствующих членах Комиссии, иных лицах, присутствующих на заседании;

4) повестка дня;

5) отметка о способе документирования заседания коллегиального органа (стенографирование, видеоконференция, запись на диктофон и др.);

6) наименование вопросов, рассмотренных на заседании Комиссии, и ход их обсуждения;

7) результаты голосования по вопросам, обсуждаемым на заседании Комиссии;

8) решение, принятое по рассматриваемому вопросу.

22. К протоколу заседания Комиссии прилагаются материалы докладов по вопросам, рассмотренным на заседании Комиссии, справочно-аналитическая и иная информация (при наличии).

23. Протокол заседания Комиссии подписывается председательствующим на заседании Комиссии и секретарем заседания Комиссии.

24. Решения Комиссии по результатам рассмотрения материалов оформляются в форме постановлений, в которых указываются:

1) наименование Комиссии;

2) дата;

3) время и место проведения заседания;

4) сведения о присутствующих и отсутствующих членах Комиссии;

5) сведения об иных лицах, присутствующих на заседании;

6) вопрос повестки дня, по которому вынесено постановление;

7) содержание рассматриваемого вопроса;

8) выявленные по рассматриваемому вопросу нарушения прав и законных интересов несовершеннолетних (при их наличии);

9) сведения о выявленных причинах и условиях, способствующих безнадзорности, беспризорности, правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних (при их наличии);

10) решение, принятое по рассматриваемому вопросу;

11) меры, направленные на устранение причин и условий, способствующих безнадзорности, беспризорности, правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних, которые должны предпринять соответствующие органы или учреждения системы профилактики;

12) сроки, в течение которых должны быть приняты меры, направленные на устранение причин и условий, способствующих безнадзорности, беспризорности, правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних.

25. Порядок принятия областной комиссией решения о допуске или недопуске к педагогической деятельности лиц, имевших судимость (в том числе перечень документов, представляемых для принятия указанного решения, сроки их рассмотрения комиссией), а также форма документа, содержащего решение о допуске или недопуске к педагогической деятельности лиц, имевших судимость, утверждаются Правительством Российской Федерации с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

26. Постановления Комиссии направляются членам Комиссии, в органы и учреждения системы профилактики и иным заинтересованным лицам и организациям.

27. Постановления, принятые Комиссией по вопросам, отнесенным к ее компетенции, обязательны для исполнения органами и учреждениями системы профилактики.

28. Органы и учреждения системы профилактики обязаны сообщить Комиссии о мерах, принятых по исполнению постановления, в указанный в нем срок.

29. Постановление Комиссии может быть обжаловано в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Решение областной комиссии о допуске или недопуске к педагогической деятельности лиц, имевших судимость, может быть обжаловано в суде.

30. Неисполнение, а равно создание препятствий для исполнения, либо нарушение срока исполнения постановлений Комиссии, за исключением постановлений по делам об административных правонарушениях, влечет ответственность, установленную законодательством Пензенской области.

31. Комиссия имеет бланк и печать со своим наименованием.


Статья 12. Финансовое и материально-техническое обеспечение Комиссий


1. Финансовое и материально-техническое обеспечение деятельности областной комиссии осуществляется Правительством Пензенской области за счет средств бюджета Пензенской области.

2. Финансовое и материально-техническое обеспечение деятельности районных (городских) и районных в городе комиссий осуществляется за счет средств бюджета Пензенской области, направляемых в виде субвенций в бюджеты городских округов и муниципальных районов Пензенской области.


Статья 13. Вступление в силу настоящего Закона


Настоящий Закон вступает в силу по истечении десяти дней после дня его официального опубликования.


Губернатор Пензенской области

О.В. Мельниченко


г. Пенза

29 марта 2024 года

N 4175-ЗПО


Обзор документа


О комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав в Пензенской области.

Закон регламентирует деятельность коллегиальных органов системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних - комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав, которые создаются на областном уровне, в городских округах (в городских округах с районным делением - в районах города) и в муниципальных районах.

Установлены полномочия комиссий всех уровней, определены статус, права и обязанности их членов, а также порядок рассмотрения комиссиями дел об административных правонарушениях и дел, не связанных с административными правонарушениями.

Закон вступает в силу по истечении десяти дней после дня его официального опубликования.

Назад