Новости и аналитика Горячие документы Региональные Республика Адыгея Приказ Министерства труда и социального развития Республики Адыгея от 11 апреля 2024 г. N 76 "Об оценке эффективности использования иностранной рабочей силы в Республике Адыгея"

Обзор документа

20 апреля 2024

gerb

Министерство труда и социального развития Республики Адыгея


Приказ Министерства труда и социального развития Республики Адыгея от 11 апреля 2024 г. N 76 "Об оценке эффективности использования иностранной рабочей силы в Республике Адыгея"

Приказ Министерства труда и социального развития Республики Адыгея от 11 апреля 2024 г. N 76
"Об оценке эффективности использования иностранной рабочей силы в Республике Адыгея"


В соответствии с пунктом 2 статьи 18.1 Федерального закона от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации", Указом Главы Республики Адыгея от 11 апреля 2014 года N 42 "О мерах по определению потребности Республики Адыгея в привлечении иностранных работников, прибывающих в Российскую Федерации на основании визы" (Собрание законодательства Республики Адыгея, 2014, N 4; 2015, N 5; 2016, N 11; 2017, N 6; 2018, N 7; 2019, N 2, 11; 2021, N 2; 2022, N 1, 7; 2023, N 4, 7; 2024, N 1) приказываю:

1. Утвердить Методику оценки эффективности использования иностранной рабочей силы в Республике Адыгея согласно приложению к настоящему приказу.

2. Определить отдел трудовых отношений, охраны труда и социального партнерства Министерства ответственным за проведение оценки эффективности использования иностранной рабочей силы в Республике Адыгея в соответствии с методикой, утвержденной настоящим приказом.

3. Признать утратившим силу приказ Министерства труда и социального развития Республики Адыгея от 28 мая 2015 года N 150.

4. Информационно-правовому отделу:

- обеспечить размещение настоящего приказа на официальном интернет-сайте органов исполнительной власти Республики Адыгея;

- направить настоящий приказ для опубликования в газеты "Советская Адыгея", "Адыгэ макъ" и ежемесячном сборнике "Собрание законодательства Республики Адыгея".

5. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя Министра труда и социального развития Республики Адыгея.

6. Настоящий приказ вступает в силу со дня его официального опубликования.


Министр

Д.Р. Мирза


Приложение
к приказу Министерства
труда и социального развития
Республики Адыгея
от 11.04.2024 N 76


Методика
оценки эффективности использования иностранной рабочей силы в Республике Адыгея


I. Общие положения


1.1. Методика оценки эффективности использования иностранной рабочей силы в Республике Адыгея (далее - Методика) разработана в соответствии с пунктом 2 статьи 18.1 Федерального закона от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации", Указом Главы Республики Адыгея от 11 апреля 2014 года N 42 "О мерах по определению потребности Республики Адыгея в привлечении иностранных работников, прибывающих в Российскую Федерации на основании визы" в целях оценки влияния иностранной рабочей силы (далее также - ИРС, иностранные работники) на доходы и расходы бюджета Республики Адыгея, связанные с привлечением иностранных работников, на основные показатели рынка труда Республики Адыгея.

1.2. В настоящей Методике используются следующие понятия:

ИРС, иностранные работники - иностранные граждане, временно проживающие и временно пребывающие на территории Республики Адыгея, осуществляющие трудовую деятельность на территории Республики Адыгея на основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Основания осуществления трудовой деятельности, предусмотренные законодательством Российской Федерации:

разрешение на работу, выданное с учетом квоты, установленной Республике Адыгея на соответствующий год (далее - установленная квота);

разрешение на работу, выданное без учета установленной квоты;

патент на работу (далее - патент);

отсутствие разрешения на работу или патента, не препятствующее осуществлению трудовой деятельности.

1.3. Оценка эффективности использования ИРС осуществляется ежегодно до 1 августа года, следующего за отчетным, Министерством труда и социального развития Республики Адыгея (далее - Министерство) на основе анализа комплекса показателей, представленных в данной Методике и отражающих как ситуацию в отчетном году, так и ее изменение за два года, предшествующих отчетному.

1.4. В целях осуществления оценки эффективности использования ИРС на территории Республики Адыгея Министерство ежегодно направляет запросы в исполнительные органы Республики Адыгея и территориальные органы федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации о предоставлении исходных показателей.

1.5. Результаты оценки эффективности использования ИРС используются и учитываются при:

принятии решений в области политики привлечения и использования ИРС;

рассмотрении заявок работодателей, заказчиков работ (услуг) о потребности в привлечении иностранных работников для замещения вакантных и создаваемых рабочих мест либо выполнения работ (оказания услуг) (далее - заявка работодателя), заявок работодателей об увеличении (уменьшении) размера определенной потребности в привлечении иностранных работников для замещения вакантных и создаваемых рабочих мест либо выполнения работ (оказания услуг) (далее - заявка работодателя об увеличении (уменьшении) размера потребности);

подготовке предложений о потребности в привлечении иностранных работников на предстоящий год;

подготовке предложений об увеличении (уменьшении) размера потребности в привлечении иностранных работников в текущем году;

подготовке заключений о целесообразности предусматриваемых в текущем и предстоящем годах объемов и профессионально-квалификационной структуры привлечения иностранных работников;

при подготовке органами исполнительной власти Республики Адыгея мотивированных предложений для приостановления на определенный период выдачи патентов на временное осуществление на территории Республики Адыгея трудовой деятельности иностранными гражданами, прибывшими в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы;

подготовке предложений по определению допустимой доли иностранных работников для Республики Адыгея на следующий календарный год.

1.6. Исходные показатели для осуществления оценки эффективности использования ИРС на территории Республики Адыгея используются для анализа текущей ситуации в республике и тенденций ее изменения в динамике.


II. Показатели для оценки эффективности использования ИРС


2.1. Для оценки эффективности использования ИРС, анализа текущей ситуации и тенденций ее изменения в динамике за последние 3 года используются показатели, характеризующие влияние ИРС на:

1) рынок труда;

2) на доходы и расходы бюджета Республики Адыгея, связанные с привлечением иностранных работников;

3) криминогенную обстановку.

2.2. Информационной базой для проведения оценки эффективности использования ИРС являются данные:

1) Управления Федеральной службы государственной статистики по Краснодарскому краю и Республике Адыгея о численности населения, численности рабочей силы, численности занятых в экономике, в том числе по видам экономической деятельности, общей численности безработных граждан в Республике Адыгея по методологии Международной организации труда (далее - МОТ), уровне общей безработицы;

2) Министерства внутренних дел по Республике Адыгея о численности иностранных граждан, прибывших в Республику Адыгея, целью визита которых в Российскую Федерацию в миграционной карте указана работа, численности иностранных работников, осуществляющих (осуществлявших) трудовую деятельность на территории Республики Адыгея, в том числе по видам экономической деятельности и по основаниям осуществления трудовой деятельности; о числе преступлений, совершенных иностранными гражданами и против иностранных граждан, их доле в общей численности преступлений, совершенных в республике;

3) Управления государственной службы занятости населения Республики Адыгея о численности граждан, зарегистрированных органами службы занятости в качестве безработных, в том числе по видам экономической деятельности и по видам трудовой деятельности (профессиям, должностям), уровне регистрируемой безработицы, коэффициенте напряженности на рынке труда, числе вакансий, заявленных работодателями в органы службы занятости, в том числе по видам экономической деятельности и по видам трудовой деятельности (профессиям, должностям);

4) Управления Федеральной налоговой службы по Республике Адыгея о сумме налога на доходы физических лиц (НДФЛ), поступившего в консолидированный бюджет Республики Адыгея, в том числе сумме НДФЛ с доходов иностранных граждан, а также сумме налога на доходы физических лиц в виде фиксированных авансовых платежей с доходов, полученных физическими лицами, являющимися иностранными гражданами, осуществляющими трудовую деятельность по найму на основании патента;

5) Министерства здравоохранения Республики Адыгея:

о расходах республиканского бюджета Республики Адыгея на оказание скорой медицинской помощи (в том числе специализированной) иностранным гражданам;

о расходах республиканского бюджета Республики Адыгея на оказание другой медицинской помощи иностранным гражданам;

о доходах медицинских организаций на предоставление иностранным гражданам платных медицинских услуг (в соответствии с заключенными договорами);

6) Министерства образования и науки Республики Адыгея о расходах бюджета на содержание и обучение детей иностранных граждан в государственных и муниципальных образовательных организациях;

7) Министерства финансов Республики Адыгея: о прочих расходах и доходах республиканского бюджета Республики Адыгея, связанных с осуществлением иностранными гражданами трудовой деятельности на территории Республики Адыгея, помимо указанных в подпунктах 5 и 6 настоящего пункта.

2.3. Сведения о численности иностранных работников могут представляться Министерством внутренних дел по Республике Адыгея по формам N 1 и 2 приложения N 2 к Правилам проведения мониторинга ситуации на рынке труда Российской Федерации по субъектам Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 15 октября 2015 года N 1106 "Об утверждении Правил проведения мониторинга ситуации на рынке труда Российской Федерации по субъектам Российской Федерации).


III. Оценка влияния ИРС на рынок труда Республики Адыгея


3.1. Оценка влияния ИРС на рынок труда Республики Адыгея осуществляется с использованием показателей согласно приложению N 1 к Методике:

численность населения Республики Адыгея;

численность рабочей силы в Республике Адыгея;

численность занятого населения Республики Адыгея, в том числе по видам экономической деятельности;

общая численность безработных граждан в Республике Адыгея по методологии МОТ;

численность безработных, зарегистрированных в органах службы занятости в качестве безработных (далее - зарегистрированные безработные), в том числе по видам экономической деятельности и по видам трудовой деятельности (профессиям, должностям);

численность иностранных работников, в том числе по видам экономической деятельности и по видам трудовой деятельности (профессиям, должностям).

3.2. Методика анализа показателей (приложение N 2 к Методике).

1. Определяются:

1) уровень социальной напряженности на рынке труда Республики Адыгея (уровень общей безработицы), процент: численность безработных по методологии МОТ + численность ИРС/численность экономически активного населения х 100%;

2) доля иностранных работников в численности занятых в Республике Адыгея, процент: численность ИРС/численность занятых х 100%, в том числе по видам экономической деятельности;

3) число безработных (по методологии МОТ), приходящихся на одного иностранного работника, по экономике в целом.

2. Доли иностранных работников в численности занятого населения, исчисленные по видам экономической деятельности, сопоставляются с показателем доли иностранных работников в численности занятого населения по Республики Адыгея в целом. Оценивается степень зависимости видов экономической деятельности от притока ИРС. Выявляются виды экономической деятельности с относительно высоким (выше средней) и с относительно низким (ниже средней) участием ИРС. Изменение доли иностранных работников в численности занятых позволяет определить, увеличивается ли количество привлеченной ИРС опережающими темпами по сравнению с темпами роста числа занятых или, наоборот, отстает от роста занятости.

3. Отношение численности безработных к численности иностранных работников (рассчитывается делением численности безработных в соответствующем году на численность иностранных работников в соответствующем году) по видам экономической деятельности, в которых заняты иностранные работники, сопоставляются с показателем отношения численности безработных к численности иностранных работников в целом. Делается заключение о меньшем или большем уровне давления ИРС на рынок труда по отдельным видам деятельности (об относительно "благополучных" и "напряженных" участках рынка).

3.3. Сопоставление численности зарегистрированных безработных, заявленных вакансий и иностранных работников по видам экономической деятельности и должностям, профессиям осуществляется в соответствии с приложением N 3 к настоящей Методике.


IV. Оценка влияния ИРС на доходную и расходную части республиканского бюджета Республики Адыгея


4.1. Оценка влияния ИРС на доходную и расходную части республиканского бюджета Республики Адыгея, связанные с привлечением иностранных работников, осуществляется с использованием показателей согласно приложению N 4 к настоящей Методике.

4.2. Методика анализа показателей.

1. Совокупные расходы республиканского бюджета, связанные с привлечением ИРС, рассчитываются путем суммирования следующих показателей:

расходы республиканского бюджета на оказание скорой медицинской помощи (в том числе специализированной) иностранным гражданам;

расходы республиканского бюджета на оказание другой медицинской помощи иностранным гражданам;

расходы республиканского бюджета на содержание и обучение детей иностранных граждан, обучающихся в государственных и муниципальных образовательных организациях;

прочие расходы республиканского бюджета, связанные с привлечением иностранных работников.

2. Совокупные доходы республиканского бюджета, связанные с привлечением ИРС, рассчитываются путем суммирования следующих показателей:

сумма НДФЛ с доходов иностранных граждан, а также налога на доходы физических лиц в виде фиксированных авансовых платежей с доходов, полученных физическими лицами, являющимися иностранными гражданами, осуществляющими трудовую деятельность по найму на основании патента, поступившего в консолидированный бюджет Республики Адыгея;

доходы медицинских организаций на предоставление иностранным гражданам платных медицинских услуг (в соответствии с заключенными договорами);

прочие доходы республиканского бюджета, связанные с привлечением иностранных работников.

4.3. Определяется соотношение совокупных доходов республиканского бюджета и объема совокупных расходов республиканского бюджета, связанных с привлечением иностранных работников (совокупные доходы/совокупные расходы). Указанное соотношение более 1 свидетельствует об эффективности привлечения ИРС.


V. Оценка влияния ИРС на криминогенную обстановку


5.1. Оценка влияния ИРС на криминогенную обстановку осуществляется с использованием показателей согласно приложению N 5 к настоящей Методике:

1) количество преступлений, совершенных в Республике Адыгея;

2) количество преступлений, совершенных иностранными гражданами и против иностранных граждан;

3) доля преступлений, совершенных иностранными гражданами, в общем количестве преступлений, совершенных в Республике Адыгея.

5.2. Методика анализа показателей.

Оценка влияния ИРС на криминогенную обстановку осуществляется на основе анализа данных о доле преступлений, совершенных иностранными гражданами, в общем количестве преступлений, совершенных в Республике Адыгея (количество, преступлений, совершенных иностранными гражданами/общее количество преступлений, совершенных в Республике Адыгея х 100).

Делается заключение о влиянии присутствия иностранных граждан на криминогенную обстановку в республике.


VI. Результаты оценки показателей эффективности использования ИРС


6.1. Оценка эффективности использования ИРС осуществляется путем анализа показателей, перечень и контрольные значения которых приведены в приложении N 6 к Методике.

Достижение каждого показателя определяется путем сопоставления фактической величины с контрольным значением.

6.2. Эффективность использования ИРС определяется по доле показателей, по которым достигнуты установленные контрольные значения, в общем количестве показателей эффективности использования иностранных работников.

Использование ИРС в республике признается эффективной, если доля достижения установленных контрольных значений более 50 процентов, неэффективной, если доля достижения установленных контрольных значений менее 50 процентов.


Приложение N 1
к Методике оценки
эффективности использования
иностранной рабочей силы


Основные показатели
для оценки эффективности привлечения и использования иностранной рабочей силы в Республике Адыгея


NN

Наименование показателя

Годы



Отчетный год

1.

Численность населения Республики Адыгея, человек




2.

Численность рабочей силы, человек




3.

Среднегодовая численность занятых в экономике, человек





в том числе по видам экономической деятельности (по ОКВЭД):





Раздел А Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство





Раздел B Рыболовство, рыбоводство





Раздел C Добыча полезных ископаемых





Раздел D Обрабатывающие производства





Раздел E Производство и распределение электроэнергии, газа и воды





Раздел F Строительство





Раздел G Оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования





Раздел H Гостиницы и рестораны





Раздел I Транспорт и связь





Раздел J Финансовая деятельность





Раздел K Операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг





Раздел L Государственное управление и обеспечение военной безопасности; социальное страхование





Раздел M Образование





Раздел N Здравоохранение и предоставление социальных услуг





Раздел O Предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг





Раздел Р Деятельность домашних хозяйств





Раздел Q Деятельность экстерриториальных организаций




4.

Общая численность безработных (по методологии МОТ), всего, человек:




5.

Численность граждан, зарегистрированных в качестве безработных, всего, человек





в том числе по видам экономической деятельности, которой они занимались до увольнения (по ОКВЭД):





1 -





2 -





...




6.

Численность иностранных граждан, прибывших в Республику Адыгея, целью визита которых в Российскую Федерацию в миграционной карте указана работа




7.

Численность иностранных работников, осуществляющих трудовую деятельность по всем основаниям, предусмотренным законодательством, всего, человек





в том числе по видам экономической деятельности:





1 -





2 -





...




8.

Численность иностранных работников, прибывающих в Российскую Федерацию на основании визы, и осуществляющих трудовую деятельность на основании разрешений





в том числе в пределах установленной квоты:




9.

Численность иностранных работников, осуществляющих трудовую деятельность на основании патента





Приложение N 2
к Методике оценки
эффективности использования
иностранной рабочей силы


Оценка
влияния иностранной рабочей силы на рынок труда Республики Адыгея


Показатель

Годы



Отчетный год


Уровень социальной напряженности на рынке труда Республики Адыгея (уровень общей безработицы), процент (численность безработных (по МОТ) + численность ИРС / численность рабочей силы х 100% )





Доля иностранных работников в численности занятых в Республике Адыгея, процент (численность ИРС / численность занятых х 100%)





в том числе по видам экономической деятельности:





1 -





2 -





...





...









Число безработных (по методологии МОТ), приходящихся на одного иностранного работника, человек




Заключение:

Доля иностранных работников в численности занятых составляет ____ %,

зависимость от притока иностранной рабочей силы по видам экономической деятельности:

наибольшая:

наименьшая:

Число безработных, приходящихся на одного иностранного работника составляет _____ чел., что по сравнению с предшествующим годом выше/ниже


Приложение N 3
к Методике оценки
эффективности использования
иностранной рабочей силы


Сопоставление
численности безработных и заявленных вакансий с численностью иностранной рабочей силы по видам экономической деятельности и по видам трудовой деятельности


Показатель

Зарегистрированные безработные

Заявленные работодателями вакансии

ИРС

Общая численность (человек)




в том числе по видам экономической деятельности:




1 - (наименование вида деятельности)




2 -




...




в т.ч. по видам трудовой деятельности:




(наименование должности, профессии)




1 -




2 -




...




Заключение о соотношении структуры зарегистрированных безработных и заявленных вакансий с численностью ИРС по видам экономической деятельности и по видам трудовой деятельности:


Приложение N 4
к Методике оценки
эффективности использования
иностранной рабочей силы


Оценка
влияния иностранной рабочей силы на доходную и расходную части бюджета


N п/п

Наименование показателя

Значение показателя

1.

Расходы бюджета на оказание медицинской помощи иностранным гражданам (скорой, специализированной, другой медицинской помощи) (тыс. рублей)


2.

Расходы бюджета на содержание и обучение детей иностранных граждан в государственных и муниципальных образовательных организациях (тыс. рублей).


3.

Прочие расходы бюджета, связанные с привлечением иностранных граждан (тыс. рублей)


4.

Совокупные расходы бюджета Республики Адыгея, связанные с привлечением ИРС (тыс. рублей)


5.

Сумма НДФЛ, поступившая в консолидированный бюджет Республики Адыгея


6.

суммы НДФЛ с доходов иностранных граждан, поступившая в консолидированный бюджет Республики Адыгея


7.

сумма налога на доходы физических лиц в виде фиксированных авансовых платежей с доходов, полученных физическими лицами, являющимися иностранными гражданами, осуществляющими трудовую деятельность по найму на основании патента;


8.

Отношение суммы НДФЛ с доходов иностранных граждан (сумма строк 6 и 7) к сумме НДФЛ, поступившей в консолидированный бюджет Республики Адыгея (строка 5), процент


9.

Доходы медицинских организаций от предоставления иностранным гражданам платных медицинских услуг (в соответствии с заключенными договорами) (тыс. рублей)


10.

Прочие доходы республиканского бюджета Республики Адыгея, связанные с привлечением иностранных работников (тыс. рублей)


11.

Совокупные доходы бюджета Республики Адыгея, связанные с привлечением ИРС (тыс. рублей)


Заключение о соотношении совокупных доходов и совокупных расходов бюджета Республики Адыгея, связанных с привлечением ИРС:


Приложение N 5
к Методике оценки
эффективности использования
иностранной рабочей силы


Оценка
влияния иностранных граждан на криминогенную обстановку


Наименование показателя

годы



отчетный год

Число преступлений, совершенных в Республике Адыгея, всего




Средний уровень преступности в Республике Адыгея (число совершенных преступлений на 1000 населения)




Число уголовных преступлений, совершенных иностранными гражданами




Число уголовных преступлений, совершенных против иностранных граждан




Доля преступлений, совершенных иностранными гражданами, в общей численности преступлений, %





Заключение о влиянии иностранных граждан на криминогенную обстановку:

Уровень преступности среди иностранных граждан ______ (выше или ниже) среднего уровня преступности в Республике Адыгея.


Приложение N 6
к Методике оценки
эффективности использования
иностранной рабочей силы


Итоговые результаты
оценки показателей эффективности использования ИРС



Показатель

Контрольное значение

Вывод

1.

Изменение доли иностранных работников в численности занятого населения (приложение N 2)

Снижение значения показателя в отчетном году по сравнению с предыдущим или рост значения показателя не более чем на 2 процента


2.

Отношение численности безработных (по методологии МОТ) к численности иностранных работников (приложение N 2)

Не более 5


3.

Совпадение структуры безработных, зарегистрированных в органах службы занятости, со структурой иностранных работников по видам экономической деятельности (Приложение N 3)

Не более 50 процентов


4.

Отношение совокупных доходов и совокупных расходов бюджета Республики Адыгея, связанных с привлечением ИРС (приложение N 4)

Не менее 1


5.

Доля преступлений, совершенных иностранными гражданами, в общей численности преступлений, совершенных в Республике Адыгея (приложение N 5)

Не более 5 процентов



Итоговое заключение: использование ИРС в республике признается эффективной/неэффективной


Обзор документа


В Адыгее обновили методику оценки эффективности использования в регионе иностранной рабочей силы.

Оценку эффективности использования иностранной рабочей силы предписано осуществлять ежегодно до 1 августа года, следующего за отчетным (а не до 15 июня, как прежде).

Дополнен перечень управленческих решений, для принятия которых этот показатель важен. Вновь включенные:

- подготовка органами исполнительной власти региона мотивированных предложений для приостановления на определенный период выдачи трудовых патентов иностранцам, прибывшим в РФ в безвизовом порядке;

- подготовка предложений по определению допустимой для региона доли иностранных работников на следующий календарный год.

Обновлены показатели оценки, правила их применения, алгоритм получения исходных данных для выполнения этой работы.

Принятый ранее по этому вопросу приказ утратил силу.

Приказ вступает в силу со дня его официального опубликования.

Назад