5 августа 2011

ГАРАНТ. Еженедельный мониторинг федерального законодательства от 5 августа 2011

ГАРАНТ. Еженедельный мониторинг федерального законодательства от 05.08.2011
Горячие документы | Бизнес-справки | Информация Минфина | Аудио и видео | Форум юристов

Свежие письма Минфина и
ФНС России с комментариями!
Новая информационная лента для бухгалтера

Экспресс-мониторинг федерального законодательства от 5 августа 2011


  • Постановление Конституционного Суда РФ от 20 июля 2011 г. N 21-П "По делу о проверке конституционности части третьей статьи 29 Закона Российской Федерации "О милиции" в связи с жалобой гражданина К.А. Охотникова"
    Сотрудникам ОВД, получившим небольшую травму и уволенным по ограниченному состоянию здоровья, тоже полагается единовременное пособие.

    Оспаривалась конституционность отдельных положений Закона о милиции. Согласно им ее сотруднику выплачивается единовременное пособие, если в связи со службой он получил телесные повреждения, не позволяющие продолжать последнюю. Приведенные положения утратили силу с 1 марта 2011 г. С указанной даты действует Закон о полиции. Но в нем, по сути, это правило воспроизведено.
    По сложившейся правоприменительной практике пособие назначали в двух случаях. Первый - милиционера признавали не годным к военной службе (категория "Д"). Второй - ограниченно годным (категория "В"). В последнем случае сотрудника увольняли по ограниченному состоянию здоровья при невозможности переместить на подходящую должность (п. "з" ч. 7 ст. 19 Закона о милиции). Вместе с тем по тому же основанию допускалось увольнять не только ограниченно годных (категория "В"), но и лиц, годных с незначительными ограничениями (категория "Б"). Следовательно, между милиционерами, относящимися к обеим категориям, не делалось различий (хотя тяжесть повреждений была разной).
    Поэтому оспоренная норма признается неконституционной в той мере, в которой не предусматривает выплату пособия милиционерам, получившим травму, которых посчитали годными с незначительными ограничениями (категория "Б") и уволили со службы по п. "з" ч. 7 ст. 19.
    Конституционный Суд РФ указал, что пособие должно предоставляться всем милиционерам, получившим телесные повреждения в связи со службой и уволенным по п. "з" ч. 7 ст. 19.
    При этом федеральный законодатель вправе, исходя из тяжести телесных повреждений, дифференцировать размер пособия для лиц, отнесенных к категориям "Б" и "В".
     

  • Постановление Конституционного Суда РФ от 20 июля 2011 г. N 20-П "По делу о проверке конституционности положений пункта 4 статьи 93.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации, части 6 статьи 5 Федерального закона "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части регулирования бюджетного процесса и приведении в соответствие с бюджетным законодательством Российской Федерации отдельных законодательных актов Российской Федерации" и статьи 116 Федерального закона "О федеральном бюджете на 2007 год" в связи с запросом Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации"
    Применение исковой давности при взыскании бюджетных кредитов (ссуд): что решил Конституционный Суд РФ?

    С 1 января 2007 г. вступил в силу Закон о федеральном бюджете на 2007 г. Согласно ему исковая давность не распространяется на требования Российской Федерации по обязательствам, возникшим, в частности, в связи с предоставлением государственных кредитов (ссуд). С 1 января 2008 г. в Бюджетном кодексе РФ закрепили аналогичное правило в отношении бюджетных кредитов. А с 26 ноября 2008 г. вступил в силу закон, придающий этим поправкам обратную силу (т. е. распространяющий их на отношения, возникшие до 2008 г.). ВАС РФ просил проверить конституционность указанных положений.
    По мнению Конституционного Суда РФ, отмена сроков исковой давности по таким требованиям означает, что задолженность может взыскиваться в течение, по существу, не ограниченного периода. Это неоправданно ограничивает имущественные права получателей бюджетных кредитов, нарушает баланс публичных и частных интересов.
    Между тем период, в течение которого к соответствующим требованиям не применялся общий срок исковой давности, составляет 4,5 года. Он не может считаться чрезмерно длительным. Поэтому оспоренные взаимосвязанные положения признаны не противоречащими Конституции РФ. Установленное ими специальное правило обусловлено особым характером отношений, предметом которых выступают публичные финансы. Бюджетные кредиты предоставляются на льготных условиях и нацелены на развитие отраслей экономики, нуждающихся в господдержке.
    Указанные выше поправки к Бюджетному кодексу РФ применяются лишь в тех случаях, когда срок исковой давности не истек на 1 января 2007 г. (т. е. на момент, когда впервые ввели соответствующее правило).
    Федеральному законодателю надлежит установить конкретный временной предел для увеличенного срока исковой давности по таким делам.
    Один из судей КС РФ изложил особое мнение по данному делу. В частности, он указал, что оспоренные нормы не устанавливают и не отягчают ответственность. Законодатель, преследуя важный публичный интерес, был вправе придать им обратную силу.
     

  • Постановление Правительства РФ от 3 августа 2011 г. N 650 "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 28 сентября 2010 г. N 767"
    Какую еще информацию можно будет найти на официальном сайте страны www. torgi.gov.ru?

    Расширен перечень информации, размещаемой на официальном сайте Российской Федерации (www.torgi.gov.ru).
    Ранее речь шла только об информации, касающейся проведения конкурсов и аукционов на право заключения договоров (аренды, безвозмездного пользования, доверительного управления и т. п.) в отношении государственного (муниципального) имущества. Имеется ввиду то, которое закреплено за учреждениями и унитарными предприятиями.
    Помимо указанных сведений, на сайте также должна размещаться информация о торгах на право заключения следующих договоров: аренды государственного (муниципального) лесного участка, купли-продажи лесных насаждений, о развитии застроенной территории, охотхозяйственных соглашений, о пользовании участками недр.
    Кроме того, на сайте можно найти сведения о планируемой продаже государственного (муниципального) участка, в т. ч. для жилищного строительства, а также об аренде таких земель под индивидуальное и малоэтажное возведение жилья.
    Постановление вступает в силу с 1 января 2012 г.
     

  • Постановление Правительства РФ от 28 июля 2011 г. N 626 "О лицензировании образовательной деятельности федеральных университетов, университетов, в отношении которых установлена категория "национальный исследовательский университет", других федеральных государственных образовательных учреждений высшего профессионального образования, реализующих образовательные программы высшего профессионального и послевузовского профессионального образования на основе образовательных стандартов и требований, устанавливаемых ими самостоятельно"
    Лицензии федеральным и национальным исследовательским университетам выдает Рособрнадзор.
    Установлен порядок лицензирования образовательной деятельности федеральных и национальных исследовательских университетов. Он распространяется также на следующие вузы, реализующие образовательные программы на основе самостоятельно устанавливаемых стандартов и требований. Это МГТУ имени Н.Э. Баумана, Санкт-Петербургский государственный морской технический университет и Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ.
    Лицензию выдает Рособрнадзор. Определены лицензионные требования и условия. Так, нужно иметь помещения, оснащенные всем необходимым для образовательной деятельности (включая оборудованные учебные кабинеты, объекты для практических занятий, физкультуры и спорта). Должны быть созданы условия для обеспечения обучающихся, воспитанников и работников питанием и медобслуживанием. Требуется наличие необходимого количества квалифицированных педагогических кадров, а также учебной, учебно-методической литературы и иных библиотечно-информационных ресурсов. Соискатель должен соблюдать требования к организации учебного процесса.
    Установлен перечень документов, представляемых для получения (переоформления) лицензии (в том числе временной). Их можно подать лично, по почте или через Единый портал госуслуг. На исправление неправильно оформленных и подачу недостающих документов отводится 2 месяца. Служба проводит документарную проверку представленных материалов и, если все требования соблюдены, оформляет лицензию в 2-х экземплярах (один - вузу, другой - в лицензионное дело). В приложении к лицензии приводятся сведения о реализуемых вузом образовательных программах. По каждому филиалу вуза оформляется отдельное приложение. Лицензия без приложения недействительна.
    Контроль за лицензиатами осуществляется Рособрнадзором в виде плановых и внеплановых проверок. Определен перечень грубых нарушений лицензионных требований.
    Лицензии, полученные названными вузами до введения нового порядка, действуют до истечения указанных в них сроков.
     
  • Письмо Федеральной налоговой службы от 3 августа 2011 г. N АС-4-3/12540@ "О порядке исчисления и уплаты акциза производителями алкогольной и (или) подакцизной спиртосодержащей продукции с 01.07.2011"
    Об исчислении и уплате акциза производителями алкогольной и (или) спиртосодержащей продукции с 1 августа.

    Акциз, предъявленный продавцами и внесенный налогоплательщиком при приобретении товаров либо при ввозе в Россию и иные территории и объекты, находящиеся под ее юрисдикцией, грузов, приобретших статус товаров ТС, в дальнейшем использованных для производства подакцизных товаров, по общему правилу подлежит вычету.
    Разъяснено, что вычеты по этиловому (или коньячному) спирту, сумма акциза по которому до 31.07.2011 включительно не была принята к вычету, производятся в порядке, действовавшем до 01.01.2011. В соответствии с ним сумма вычетов не ограничивается ставкой акциза, предусмотренной для этилового (или коньячного) спирта, реализуемого организациям, уплачивающим авансовый платеж акциза. При этом должны одновременно соблюдаться 2 условия. Первое - спирты отгружены изготовителям алкогольной и (или) подакцизной спиртосодержащей продукции до 01.08.2011. Второе - они использованы как сырье для производства указанных товаров.
    Вычеты производятся только после подтверждения факта уплаты акциза покупателем продавцу.
    Компании-производители алкогольной продукции должны определить и зафиксировать по состоянию на 31.07.2011 физические объемы приобретенного ими (отгруженного им) этилового спирта и сумму неиспользованных вычетов акциза, предъявленную им по этим объемам продавцами-производителями спирта.
    Указанные данные должны быть направлены в налоговые органы по месту учета организаций-производителей алкогольной продукции не позднее 05.08.2011.
    Для освобождения от уплаты авансового платежа акциза производители алкогольной и (или) спиртосодержащей продукции представляют в налоговый орган банковскую гарантию.
    Разъяснено, что срок ее действия должен истекать не ранее 6 месяцев, следующих за налоговым периодом, в котором закупался этиловый или коньячный спирт.
    Если в банк нельзя направить требование о внесении суммы по банковской гарантии в связи с истечением срока ее действия, то обязанность по ее уплате исполняется в принудительном порядке путем обращения взыскания на имущество налогоплательщика.
     


 

Экспресс-мониторинг федерального законодательства от 4 августа 2011


  • Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 30 июня 2011 г. N 51 "О рассмотрении дел о банкротстве индивидуальных предпринимателей"
    Разъяснены особенности банкротства индивидуальных предпринимателей.

    Разъяснения посвящены делам о банкротстве индивидуальных предпринимателей (ИП). В частности, обращается внимание на следующее.
    ИП, к которому имеется не удовлетворенное в течение 3 месяцев требование на общую сумму не менее 10 тыс. руб., может быть признан банкротом вне зависимости от того, превышает ли размер обязательств стоимость его имущества.
    Должника, предъявившего недостоверные сведения, могут оштрафовать за неуважение к суду.
    При банкротстве ИП, не являющегося главой крестьянского (фермерского) хозяйства, применяются только такие процедуры, как наблюдение, конкурсное производство и мировое соглашение. Но если у должника есть имущество, требующее постоянного управления и способное приносить доход (напр., предприятие), то по аналогии закона можно вводить финансовое оздоровление или внешнее управление.
    Сделки должника с арестованным имуществом ничтожны независимо от того, произведено ли в отношении конкретной вещи исполнительное действие.
    Если у должника несколько жилых помещений, то арестовываются все, кроме одного с учетом мнения гражданина. Суд по ходатайству кредитора может в качестве иной обеспечительной меры запретить распоряжаться исключенным помещением.
    После введения наблюдения должник не вправе без согласия временного управляющего совершать определенные сделки. Это касается и тех, которые не связаны с предпринимательством.
    Арест не налагается на имущество, на которое нельзя обращать взыскание. Но данные ограничения не распространяются на другие обеспечительные меры.
    Общее имущество супругов не включается в конкурсную массу. Оно подлежит аресту. Конкурсный управляющий в интересах всех кредиторов может потребовать раздела данного имущества.
    После завершения конкурсного производства за должником сохраняется обязанность оплатить расходы по делу, произведенные за него другим лицом, а также непогашенные текущие платежи.
    Вступившие в силу акты арбитражных судов могут быть пересмотрены, если они были приняты исходя из толкования, не совпадающего с разъяснениями ВАС РФ.
     

  • Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 11 июля 2011 г. № 709н "Об утверждении формы заявления о возмещении в 2011 году страхователю, зарегистрированному в территориальных органах Фонда социального страхования Российской Федерации, находящихся на территории субъектов Российской Федерации, участвующих в реализации пилотного проекта, произведенных расходов на оплату предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортного лечения работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами"
    Страхователям возмещают расходы на предупредительные меры по сокращению производственного травматизма и профзаболеваний работников: форма.

    Страхователям, зарегистрированным в территориальных органах ФСС России, в 2011 г. возмещают расходы на предупредительные меры по сокращению производственного травматизма и профзаболеваний работников. Речь идет и о санаторно-курортном лечении сотрудников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами. При этом страхователи должны находиться на территории регионов, участвующих в реализации пилотного проекта.
    Для получения указанных средств страхователь обращается в территориальный орган Фонда по месту регистрации. Представляет заявление о возмещении расходов на оплату названных мер. Одновременно с заявлением подаются документы, подтверждающие такие затраты. Срок - до 15 декабря 2011 г. Материалы рассматриваются в течение 5 рабочих дней.
    Утверждена форма указанного заявления. В частности, в нем отражаются наименования упомянутого органа, страхователя, регистрационный номер последнего, сумма расходов, подлежащая возмещению, банковские реквизиты получателя. Заявление подписывают руководитель и главбух организации. На нем ставится отметка ответственного должностного лица ФСС России о том, что документы представлены в полном объеме, проверены, приняты, приводится дата приема заявления.
    Зарегистрировано в Минюсте РФ 29 июля 2011 г. Регистрационный № 21514.
     

  • Приказ Федеральной налоговой службы от 18 мая 2011 г. N ММВ-7-8/320@ "О внесении изменений в приказ Федеральной налоговой службы от 14.05.2007 N ММ-3-19/293@"
    Неуплата авансового платежа акциза: как оформляется решение о принудительном взыскании пеней и штрафа?

    С 1 июля 2011 г. введен авансовый платеж акциза по алкогольной и спиртосодержащей продукции. Вместо него производители могут представить банковскую гарантию внесения акциза.
    В случае его полной или частичной неуплаты налоговый орган направляет налогоплательщику требование о внесении суммы налога, пеней и штрафа. Если деньги не уплачены, банку предъявляется требование исполнить обязанность по гарантии. Налогоплательщику выставляется уточненное требование об уплате пеней и штрафа. Когда деньги не внесены, их взыскивают принудительно по решению налогового органа с банковских счетов или за счет имущества налогоплательщика. В последнем случае судебному приставу-исполнителю направляется соответствующее постановление.
    В связи с этим внесены необходимые коррективы в формы актов (решения и постановление) налогового органа о взыскании налогов, сборов, пеней, штрафов, процентов в бюджет. Они применяются и в указанном случае.
    Приказ вступает в силу через 10 дней после его официального опубликования.
    Зарегистрировано в Минюсте РФ 29 июля 2011 г. Регистрационный № 21510.
     

  • Информация ЦБР от 4 августа 2011 г.
    Ставка рефинансирования и процентные ставки по операциям Банка России остаются прежними.

    Решено не изменять уровень ставки рефинансирования - 8,25%. Прежними остаются и процентные ставки по операциям ЦБР.
    Решение принято на основании оценки инфляционных рисков и рисков для устойчивости экономического роста, в т. ч. обусловленных сохранением неопределенности развития внешнеэкономической ситуации.
    Годовые темпы инфляции в июле составили 9,0% (в июне - 9,4%). Благоприятные прогнозы урожая зерновых в 2011 г. и ситуация на мировых рынках продовольствия говорят об уменьшении соответствующих инфляционных рисков.
    Динамика отдельных макроэкономических индикаторов в июне указывает на улучшение экономической ситуации, но риски для устойчивости экономического роста сохраняются. Годовой темп роста индекса промышленного производства с начала года увеличился. Продолжается восстановление инвестиций в основной капитал после спада в начале года, но снизился их годовой темп роста в июне по сравнению с маем. Значения индикаторов настроений экономических агентов низкие.
     


 

Экспресс-мониторинг федерального законодательства от 3 августа 2011


  • Постановление Правительства РФ от 29 июля 2011 г. N 633 "Об экспертизе нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти в целях выявления в них положений, необоснованно затрудняющих ведение предпринимательской и инвестиционной деятельности, и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации"
    Нормативно-правовые акты не будут необоснованно затруднять ведение предпринимательской (инвестиционной) деятельности.

    Нормативно-правовые акты федеральных органов исполнительной власти подлежат экспертизе, чтобы выявить в них положения, которые необоснованно затрудняют ведение предпринимательской и инвестиционной деятельности. Речь идет о регулирующих отношения, участники которых - субъекты такой деятельности.
    Экспертиза проводится Минэкономразвития России. Основанием могут быть и письменные обращения представителей предпринимательского сообщества.
    Если по результатам экспертизы выявлены положения, необоснованно затрудняющие ведение указанной деятельности, то Министерство принимает следующие меры. Вносит в Минюст России предложения об отмене (изменении) таких актов (их отдельных положений). Направляет в Правительственную комиссию по проведению административной реформы предложения по внесению изменений в федеральные законы, акты Президента РФ и Правительства РФ, на основании и во исполнение которых они изданы.
    Минюст России в 2-недельный срок со дня получения предложения направляет в орган исполнительной власти представление об отмене (изменении) нормативно-правового акта (его отдельных положений). В случае его неисполнения Минюст России вносит в Правительство РФ предложение об отмене акта (его отдельных положений).
    В 2-месячный срок должен быть принят порядок проведения вышеназванной экспертизы. В нем будет определен механизм взаимодействия при ее проведении с федеральными органами исполнительной власти, принявшими нормативно-правовые акты, Минюстом России, а также в случае необходимости с представителями предпринимательского сообщества.
     

  • Постановление Правительства РФ от 28 июля 2011 г. N 622 "О внесении изменений в пункт 4 Положения о лицензировании фармацевтической деятельности"
    Наличие профобразования у работников - обязательное условие для торговли лекарствами как медицинского, так и ветеринарного применения.

    Уточнены лицензионные требования при осуществлении фармацевтической деятельности.
    Поправки носят юридико-технический характер. Они касаются наличия у работников соответствующего профобразования. Руководители должны также иметь определенный стаж работы по специальности.
    Установлено, что указанные требования касаются сотрудников, деятельность которых непосредственно связана с торговлей лекарственными средствами и препаратами (их отпуском, хранением, перевозкой и изготовлением). При этом имеются в виду средства (препараты) как для медицинского, так и для ветеринарного применения.
    В прежней редакции Положения о лицензировании фармдеятельности имелась нестыковка. С одной стороны, требования к образованию и стажу предъявлялись лишь к тем, кто работал с лекарствами для медприменения. С другой стороны, предусматривалось, что для ведения обращения с ветеринарными лекарственными средствами также требуется профобразование (а для руководителей - и определенный стаж).
     

  • Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 30 июня 2011 г. N 644н "О внесении изменений в приложение N 2 к приказу Минздравсоцразвития России от 1 апреля 2010 г. N 205н "Об утверждении перечня услуг в области охраны труда, для оказания которых необходима аккредитация, и Правил аккредитации организаций, оказывающих услуги в области охраны труда"
    Организации, осуществляющие функции контроля, не могут оказывать услуги в области охраны труда.

    Скорректированы правила аккредитации организаций, оказывающих услуги в области охраны труда.
    Установлено, что недопустимо участие в оказании названных услуг организаций, осуществляющих функции надзора (контроля), а также иные функции, осуществление которых может повлечь за собой конфликт интересов.
    Зарегистрировано в Минюсте РФ 22 июля 2011 г. Регистрационный N 21489
     

  • Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 11 апреля 2011 г. N 295н "Об утверждении Административного регламента по предоставлению государственной услуги по проведению медико-социальной экспертизы"
    Регламентирована последовательность действий при проведении медико-социальной экспертизы.

    Установлены сроки и последовательность действий (административных процедур) при проведении медико-социальной экспертизы.
    Последняя осуществляется для установления инвалидности, определения степени утраты профтрудоспособности, установления причины инвалидности, в случаях, когда семье умершего полагается соцподдержка на основании соответствующего заявления.
    Такую услугу оказывают ФГУ "ФБМСЭ", главные бюро медико-социальной экспертизы и их филиалы в городах и районах.
    Результатом предоставления госуслуги является выдача справки, подтверждающей факт установления инвалидности, и индивидуальной программы реабилитации инвалида. Также это выдача справки о результатах установления степени утраты профтрудоспособности в процентах и выдача программы реабилитации пострадавшего и др.
    Максимально допустимое время предоставления услуги - 30 календарных дней.
    Приглашение на освидетельствование направляется получателю услуги в течение 5 дней.
    В день приема указанное лицо (его законный представитель) не должен ждать пока его примут более 30 минут.
    Приведен перечень документов, необходимых для предоставления госуслуги. Среди них - паспорт, свидетельство о рождении, заявление.
    Если состояние здоровья получателя госуслуги не позволяет ему выразить свою волю и отсутствует законный представитель, его освидетельствование проводится по заявлению, подписанному лечащим врачом и председателем врачебной комиссии.
    Прежний порядок утрачивает силу.
    Зарегистрировано в Минюсте РФ 22 июля 2011 г. Регистрационный № 21444.
     

  • Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 11 апреля 2011 г. N 290н "Об утверждении Административного регламента Федеральной службы по труду и занятости по предоставлению государственной услуги "Организация приема граждан, обеспечение своевременного и полного рассмотрения обращений граждан, принятие по ним решений и направление ответов заявителям в установленный законодательством Российской Федерации срок"
    Как можно обратиться в Роструд?

    Утвержден новый Административный регламент, регулирующий порядок рассмотрения обращений граждан и их личного приема в Роструде.
    Обратиться можно устно, письменно (по почте, факсу) или в электронной форме (через официальный сайт, электронный ящик).
    Письменные обращения регистрируются в течение 3 дней, рассматриваются - 30. При необходимости срок может быть продлен.
    Если поставленные вопросы не относятся к компетенции Роструда, в течение 7 дней обращение переадресуется по подведомственности.
    В обращении гражданин должен указать свои ФИО, обратный адрес (электронный или почтовый), изложить суть предложения, заявления или жалобы. Ставятся личная подпись и дата. Можно приложить необходимые документы и материалы.
    Установлены основания для отказа. Например, если текст письменного обращения не поддается прочтению или оно содержит нецензурные (оскорбительные) выражения, угрозы. Еще один повод - обжалуется судебное решение.
    Личный прием граждан ведется руководителем Роструда, начальниками структурных подразделений Службы, их заместителями согласно утвержденному графику. С ним можно ознакомится на официальном сайте ведомства. Обращающийся должен предъявить документ, удостоверяющий его личность.
    Личный прием длится не более 20 минут.
    Также работает общественная приемная Роструда.
    Зарегистрировано Минюстом РФ 27 июля 2011 г. Регистрационный № 21493.
     

  • Приказ Министерства образования и науки РФ от 23 мая 2011 г. N 1681 "Об утверждении Примерной программы подготовки граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями несовершеннолетних граждан либо принять детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание в иных установленных семейным законодательством Российской Федерации формах"
    Как научиться быть приемными родителями?

    Дети, оставшиеся без попечения родителей, могут быть переданы под опеку или попечительство, а также в приемную либо патронатную семью. Утверждена примерная программа подготовки граждан, желающих стать опекунами или попечителями несовершеннолетних граждан либо принять детей на воспитание в семью.
    Программа осваивается очно и включает в себя следующие темы. Адаптация ребенка и приемной семьи. "Трудное" поведение приемного ребенка, навыки управления им. Обеспечение безопасной среды для ребенка и охрана его здоровья. Основы законодательства об устройстве детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семьи граждан и др.
    Определены требования к уровню подготовки кандидатов в приемные родители, успешно освоивших программу. Так, они по завершению курса должны иметь четкое представление о системе защиты прав детей; об ответственности за жизнь и здоровье ребенка, его воспитание и развитие; о потребностях ребенка, оставшегося без попечения родителей, и др.
    Должны знать - свои права и обязанности как приемных родителей; о влиянии прошлого опыта ребенка на его психофизическое развитие и поведение; способы формирования социально-бытовых умений ребенка в зависимости от его возраста, жизненного опыта и особенностей развития и др.
    Должны уметь - видеть возможности компенсации, формирования и совершенствования своих воспитательских компетенций по воспитанию приемного ребенка; выбирать способы реагирования на его "трудное" поведение; быть готовыми оказать поддержку ребенку, переживающему горе и потерю; оценивать воспитательский ресурс своей семьи; соблюдать конфиденциальность в отношении ребенка и др.
    Итоговая аттестация кандидатов проводится в форме собеседования в конце всего курса подготовки и завершается выдачей документа о прохождении программы.
    Зарегистрировано Минюстом РФ 27 июля 2011 г. Регистрационный № 21495.
     

  • Приказ Министерства энергетики РФ от 9 июня 2011 г. N 222 "О функциональной подсистеме предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в организациях (на объектах) топливно-энергетического комплекса и в организациях (на объектах), находящихся в ведении Минэнерго России"
    Предупреждение и ликвидация ЧС и обеспечение пожарной безопасности на объектах ТЭК и Минэнерго России: положение о единой функциональной подсистеме.

    Утверждено новое Положение о Комиссии по предупреждению и ликвидации ЧС и обеспечению пожарной безопасности Минэнерго России. Оно определяет основные задачи, организацию и порядок ее работы.
    Комиссия разрабатывает предложения по реализации госполитики в названной области применительно к организациям (объектам) 2 групп: топливно-энергетического комплекса и находящихся в ведении Минэнерго России, координирует деятельность органов управления функциональных подсистем в них и др.
    Также утверждено Положение о функциональной подсистеме предупреждения и ликвидации ЧС в названных 2 группах организаций (на объектов). Ранее каждой группе соответствовала своя подсистема. В отношении каждой из них применялось отдельное положение.
    Положение определяет организацию, состав сил и средств, порядок деятельности подсистемы.
    Подсистема действует на федеральном и объектовом уровнях. На каждом из них создаются координационные органы, постоянно действующие органы управления, органы повседневного управления, силы и средства, резервы финансовых и материальных ресурсов, система связи, оповещения и информобеспечения.
    Основу управления составляют перечисленные органы.
    Координационными органами на федеральном уровне является Комиссия по предупреждению и ликвидации ЧС и обеспечению пожарной безопасности Минэнерго России, на объектовом уровне - комиссии по предупреждению и ликвидации ЧС и обеспечению пожарной безопасности названных организаций (объектов).
    Постоянно действующим органом управления является структурное подразделение Минэнерго России, специально уполномоченное решать задачи в области зашиты населения и территорий от ЧС и ГО.
    Органом повседневного управления является Ситуационно-аналитический центр Минэнерго России.
    Приказ о функциональных подсистемах единой госсистемы предупреждения и ликвидации ЧС Минэнерго России признан утратившим силу.
    Зарегистрировано в Минюсте РФ 22 июля 2011 г. Регистрационный № 21464
     

  • Приказ Федеральной службы по военно-техническому сотрудничеству от 17 мая 2011 г. N 33-од "Об утверждении порядка опубликования и вступления в силу актов Федеральной службы по военно-техническому сотрудничеству, признанных Министерством юстиции Российской Федерации не нуждающимися в государственной регистрации"
    Акты ФСВТС России, не нуждающиеся в госрегистрации, печатаются в газете "Военно-промышленный курьер" и размещаются на сайте Службы.

    Акты ФСВТС России, не нуждающиеся в госрегистрации, подлежат официальному опубликованию в газете "Военно-промышленный курьер". Также они размещаются на сайте Службы. Указанное не касается документов (их отдельных положений), содержащих охраняемую законом тайну.
    Названные акты вступают в силу через 10 дней после их официального опубликования (если в них не установлен иной порядок введения в действие).
    Акт направляется на опубликование в 10-дневный срок после поступления из Минюста России заключения об отсутствии необходимости его регистрировать. Это делает отдел правового обеспечения и по связям с органами государственной власти ФСВТС России. Он же передает акт в Административное управление (аппарат директора) для размещения в течение 3 рабочих дней на сайте Службы.
    В Минюст России сообщается об источнике официального опубликования акта и направляется 1 экземпляр издания, где он напечатан.
    Зарегистрировано в Минюсте РФ 22 июля 2011 г. Регистрационный N 21458
     

  • Приказ Федеральной таможенной службы от 5 июля 2011 г. N 1407 "О внесении изменений в приказ ФТС России от 4 февраля 2011 г. N 206"
    Заявления на условный выпуск (на выпуск компонента вывозимого товара) и декларация на товар: новые особенности заполнения.

    Скорректирована инструкция, определяющая особенности заполнения заявлений на условный выпуск компонента ввозимого товара и на выпуск компонента вывозимого товара, итоговой таможенной декларации на ввезенный (вывезенный) товар.
    Так, исключены особенности заполнения графы 6 "Всего мест" заявлений на условный выпуск и на выпуск компонента вывозимого товара.
    В таких заявлениях указываются сведения о компонентах товара, поставляемых в рамках одного договора (контракта). Не допускается указывать в одном заявлении сведения о компонентах товара, поставляемых и ввозимых по разным договорам (контрактам).
    В итоговой таможенной декларации на товар можно указывать сведения о товаре, ввоз компонентов которого осуществлялся как по одному, так и по нескольким договорам (контрактам).
    При заполнении графы 44 "Дополнительная информация/Предоставленные документы" итоговой декларации необходимо учитывать следующее. Если декларируемый в несобранном (разобранном) виде товар ввезен (вывезен) в рамках нескольких договоров (контрактов), то построчно указывается под кодом 03011 номер и дата каждого договора (контракта), а под кодом 03012 - документы, вносящие изменения и (или) дополнения к ним.
    Если заявления на выпуск поданы нескольким таможенным органам, указанную декларацию можно подать таможенному органу, осуществившему выпуск большей части компонентов товара.
    Итоговая декларация для целей таможенной статистики, как и прежде, не используется. Однако в совокупности с вышеназванными заявлениями ее разрешено использовать для целей валютного контроля.
    Приказ вступает в силу по истечении 30 дней после официального опубликования.
    Зарегистрировано в Минюсте РФ 22 июля 2011 г. Регистрационный N 21484.
     

  • Приказ Федеральной службы по финансовым рынкам от 30 июня 2011 г. N 11-30/пз-н "Об определении печатного органа в целях опубликования информации Федеральной службы по финансовым рынкам по вопросам контроля и надзора в сфере страховой деятельности (страхового дела)"
    Где ФСФР России публикует информацию и нормативные правовые акты по страховой тематике?

    Орган страхового надзора обязан публиковать в определенном им печатном органе информацию по вопросам контроля и надзора в сфере страховой деятельности (страхового дела). Это разъяснения, сведения из единого госреестра субъектов страхового дела, реестра их объединений, акты об ограничении, приостановлении или возобновлении действия, отзыве лицензий на страховую деятельность и др. Также публикуются его нормативные правовые акты.
    Президент РФ указом от 4 марта 2011 г. присоединил Росстрахнадзор к ФСФР России с передачей последней функций по контролю и надзору в сфере страховой деятельности (страхового дела). В связи с этим заново установлены названные печатные органы. Теперь это вестник Росстрахнадзора и приложение к нему
    Приказ об определении печатного органа в целях опубликования актов Росстрахнадзора признан утратившим силу.
    Зарегистрировано в Минюсте РФ 22 июля 2011 г. Регистрационный N 21455
     

  • Приказ Фонда социального страхования РФ от 8 июля 2011 г. N 322 "Об утверждении формы заявки кредитной организации на заключение договора банковского депозита"
    Депозит для размещения средств резерва обязательного соцстрахования: форма заявки банка.

    В 2011 г. ФСС РФ вправе формировать резерв средств на осуществление обязательного соцстрахования от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний.
    Средства резерва размещаются на банковские депозиты путем отбора заявок кредитных организаций.
    Утверждена форма заявки.
    В ней указываются наименование кредитной организации, размер размещаемых средств, срок действия депозита, процентная ставка и иные условия.
    Напомним, что валюта депозита - российские рубли. Срок его действия - до 1 года. Процентная ставка фиксируется на весь период. Процентный доход выплачивается ежемесячно. По требованию Фонда средства могут быть возвращены досрочно.
    Кроме того, кредитные организации должны удовлетворять следующим требованиям. Наличие генеральной лицензии ЦБР на осуществление банковских операций. Размер собственных средств - не менее 5 млрд руб. Наличие рейтинга долгосрочной кредитоспособности не ниже уровня "ВВ-"(FitchRatings или Standard& Poor's) либо не ниже уровня "Ва3"(Moody'sInvestorsService).
    Зарегистрировано в Минюсте РФ 22 июля 2011 г. Регистрационный N 21450.
     


 

Экспресс-мониторинг федерального законодательства от 2 августа 2011


  • Решение Высшего Арбитражного Суда РФ от 28 июля 2011 г. № ВАС-8096/11
    Приказ о новой форме декларации по налогу на прибыль должен применяться с представления сведений за 2011 г.

    Приказом ФНС России были утверждены новые форма и формат декларации по налогу на прибыль. Согласно п. 2 данного акта он применяется начиная с представления декларации за 2010 г.
    Эта норма не соответствует НК РФ. Она признается недействующей.
    Приказ обязывает налогоплательщиков представлять декларации по новой форме, в том числе и в электронном виде. Также он предусматривает, что при наличии соответствующих оснований нужно оформлять приложение N 4 к порядку заполнения декларации (чего раньше не требовалось). Там раскрываются дополнительные сведения о доходах, не учитываемых при определении налоговой базы, и расходах, учитываемых для целей налогообложения отдельными категориями организаций.
    П. 2 приказа распространяет эти обязанности на декларирование за налоговый период, окончившийся на момент его опубликования (18 февраля 2011 г.). Но п. 2 ст. 5 НК РФ не позволяет придавать обратную силу актам, устанавливающим новые обязанности или иным образом ухудшающим положение плательщиков. Поэтому приказ не может распространяться на правоотношения, возникшие до его официального опубликования. Он должен применяться начиная с представления декларации за отчетные (налоговый) периоды 2011 г.
    В то же время нет оснований, чтобы признать недействующим приложение N 4 к порядку заполнения декларации. Последняя может содержать не только информацию, непосредственно используемую при исчислении налога, но и другие данные, характеризующие деятельность организации и позволяющие осуществить необходимые мероприятия налогового контроля.
     

  • Решение Высшего Арбитражного Суда РФ от 14 июля 2011 г. N ВАС-5591/11
    Даже если декларация направлена по почте, налоговые органы должны проставлять на ее копии отметку о получении.

    Оспаривался п. 141 Административного регламента ФНС России по бесплатному информированию плательщиков налогов и сборов, налоговых агентов. Согласно этой норме на титульном листе декларации, поданной на бумажном носителе налогоплательщиком лично или через представителя, проставляются отметка о ее принятии и дата с оттиском штампа "Принято". По просьбе налогоплательщика (его представителя) на копии декларации проставляются аналогичная отметка и дата приема.
    Заявитель указал следующее. Налоговые органы считают, что они должны проставлять отметку только в случае, если декларация подана плательщиком на бумажном носителе лично или через представителя. Если она направлена по почте, то данная обязанность не возникает.
    ВАС РФ решил, что такое толкование не соответствует НК РФ и заявленной в п. 1 административного регламента цели принятия последнего. Оно предусматривает неравный подход к лицам, направляющим декларации по почте, по сравнению с теми, кто подает их лично (через представителя).
    НК РФ обязывает налоговый орган проставлять на копии декларации отметку о ее получении вне зависимости от способа доставки (лично (через представителя) или почтовым отправлением).
    П. 141 административного регламента признается недействующим в той мере, в которой эта норма (по смыслу, придаваемому налоговыми органами) препятствует проставлению на копии декларации отметки о ее принятии и дате получения.
     

  • Письмо Федеральной налоговой службы от 1 августа 2011 г. N ЕД-4-3/12378@ "Об обложении акцизом этилового (и коньячного) спирта, реализуемого производителям алкогольной и подакцизной спиртосодержащей продукции"
    Акциз на этиловый (коньячный) спирт: применяем налоговую ставку правильно.

    Разъяснен порядок обложения акцизом спирта этилового и (или) коньячного, реализуемых налогоплательщикам-производителям алкогольной и (или) подакцизной спиртосодержащей продукции.
    Речь идет о том случае, когда покупатель-производитель такой продукции до дня реализации (отгрузки) ему этилового (коньячного) спирта не представил производителю спирта извещение об уплате (освобождении от нее) авансового платежа акциза.
    Производитель должен начислить по этой реализации сумму акциза с применением ставки в размере 34 руб. за 1 л безводного этилового спирта, содержащегося в подакцизном товаре. Эта сумма при предъявлении к оплате выделяется в расчетных, первичных документах и счетах-фактурах отдельной строкой и относится покупателем на стоимость приобретенного спирта.
    Если извещение будет представлено уже после реализации производителем спирта (т. е. после даты отгрузки) по цене, включающей акциз, исчисленный по вышеназванной ставке, ранее предъявленная покупателю к оплате сумма акциза по нулевой ставке не пересчитывается.
    Указываемая в извещениях сумма авансового платежа акциза определяется, исходя из ставки акциза, установленной в отношении конкретного вида алкогольной продукции, и объема закупаемого этилового спирта, используемого в качестве сырья для ее производства.
     


 

Экспресс-мониторинг федерального законодательства от 1 августа 2011


  • Указ Президента РФ от 29 июля 2011 г. N 1039 "О внесении изменений в Указ Президента Российской Федерации от 10 ноября 2007 г. N 1495 и в уставы, утвержденные этим Указом"
    Установлено, как организуется комендантская служба Вооруженных Сил России.

    Скорректирован указ, утверждавший общевоинские уставы Вооруженных Сил России.
    Установлено, что устав гарнизонной и караульной служб Вооруженных Сил России распространяется также и на комендантскую службу.
    Указано, в частности, что в каждом гарнизоне помимо гарнизонной и караульной служб организуется комендантская. Последняя направлена на выполнение задач по поддержанию воинской дисциплины в гарнизоне. Закреплено, как организуется комендантская служба.
    Уточнены также положения, касающиеся деятельности ВАИ гарнизона, организации гарнизонной службы,
    Указ вступает в силу со дня его подписания.
     

  • Указ Президента РФ от 28 июля 2011 г. N 1027 "Об утверждении Положения об Общественном совете при Министерстве внутренних дел Российской Федерации"
    Чем занимается Общественный совет при МВД РФ?

    Общественный совет при МВД России является совещательным органом.
    Задачи - привлекать граждан, общественные объединения и организации к реализации госполитики в сфере охраны общественного порядка, профилактики правонарушений, участвовать в разработке и рассмотрении концепций, программ, инициатив перечисленных лиц по наиболее актуальным вопросам деятельности ОВД РФ. Также совет анализирует мнение граждан о работе последних и доводит полученные обобщенные данные до руководителей соответствующих органов. Проводит общественную экспертизу законопроектов и иных нормативных правовых актов России по вопросам деятельности полиции.
    В состав совета входят председатель, его заместители, секретарь и члены.
    Совет образуется на основе добровольного участия в его деятельности граждан, членов общественных объединений и организаций.
    Персональный состав совета формируется Министром внутренних дел РФ на основе предложений граждан, общественных объединений и организаций. Предложения принимаются в течение 15 дней после размещения в Интернете информации о начале его создания.
    Срок полномочий членов совета - 2 года после первого заседания.
    Определен перечень лиц, которые не могут быть членами совета. Среди них - иностранцы, несовершеннолетние, Президент, члены Совета Федерации, депутаты Госдумы России, судьи, госслужащие, лица, имеющие (имевшие) судимость.
    Члены совета могут посещать без спецразрешения помещения, занимаемые органами внутренних дел, места принудительного содержания подозреваемых (обвиняемых) в совершении преступления, лиц, подвергнутых административному аресту. Им разрешено ходатайствовать о проведении проверок соблюдения сотрудниками названных органов прав, свобод и законных интересов граждан. Члены совета вправе присутствовать при личном приеме граждан должностными лицами и др.
    Заседания проводятся по мере необходимости, но не реже 1 раза в квартал. Они открыты для представителей СМИ, если это не противоречит требованиям законодательства России. Решения носят рекомендательный характер.
    Указ вступает в силу со дня его подписания.
     

  • Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 11 июля 2011 г. N 54 “О некоторых вопросах разрешения споров, возникающих из договоров по поводу недвижимости, которая будет создана или приобретена в будущем”
    Что учитывать при разрешении споров, возникающих из договоров по поводу будущей недвижимости?

    Разъясняется, что учитывать при разрешении споров из договоров по поводу недвижимости, которая будет создана (приобретена) в будущем. В частности, обращается внимание на следующее.
    Если у продавца в момент заключения договора нет права собственности на недвижимость, то это само по себе не является основанием, чтобы признать сделку недействительной. Но переход права собственности к покупателю регистрируется при условии, что оно есть у продавца.
    Чтобы индивидуализировать будущую недвижимость, можно указать ее местонахождение, ориентировочную площадь, иные характеристики, определенные, в частности, в соответствии с проектной документацией. Договор, в котором недостаточно данных, чтобы индивидуализировать проданный объект, нельзя признавать незаключенным, если они есть в акте приема-передачи.
    Законодательство об инвестициях не может толковаться в том смысле, что лица, финансирующие строительство недвижимости, наделяются правом собственности на возводимые за их счет объекты.
    Продавца через суд нельзя понудить приобрести или создать вещь для передачи покупателю в будущем. Но последний по договору вправе требовать, чтобы контрагент передал недвижимость, являющуюся предметом сделки. Иск должен быть удовлетворен, если имущество имеется в натуре и им владеет ответчик - продавец, право собственности которого зарегистрировано в ЕГРП.
    Сделку следует считать договором простого товарищества, если из ее условий усматривается, что каждая сторона вносит вклад (передает земельный участок, предоставляет денежные средства, выполняет работы, поставляет стройматериалы) для общей цели - создания объекта недвижимости.
    Договор купли-продажи будущего жилого помещения не подлежит госрегистрации и считается заключенным с момента подписания.
    Разъяснения, содержащиеся в постановлении, применяются также в случаях, когда предметом купли-продажи является земельный участок, который на момент заключения договора еще не образован.
    Данные разъяснения (за некоторыми исключениями) не применяются при рассмотрении споров, связанных с созданием недвижимости по Закону о долевом участии в строительстве.
     

  • Обзор надзорной практики СК по уголовным делам Верховного Суда РФ за первое полугодие 2011 года (утв. постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 20 июля 2011 г.)
    Какие типичные ошибки суды продолжают совершать при рассмотрении уголовных дел?

    Подведены полугодовые итоги работы СК по уголовным делам ВС РФ в качестве суда надзорной инстанции.
    На примерах материалов конкретных уголовных дел разобраны ошибки судов, которые возникают при применении норм как уголовного, так и уголовно-процессуального законодательства.
    В частности, приведены случаи, при которых суды ошибочно квалифицировали совершенное деяние по признаку "группой лиц по предварительному сговору".
    Рассмотрены вопросы, связанные с назначением наказания по совокупности преступлений и приговоров.
    Указывается, что сообщение лица, задержанного по подозрению в совершении конкретного преступления, об иных его преступлениях, о которых не было известно, следует рассматривать в качестве явки с повинной.
    Соответственно, это должно учитываться при назначении наказания за эти преступления.
    Выделены особенности, которые необходимо принимать во внимание в уголовных делах по преступлениям, совершенным несовершеннолетними.
    Отмечены некоторые обстоятельства, которые исключают участие судьи в уголовном судопроизводстве.
    Поясняется, что участие судьи в рассмотрении дела кассационной инстанцией исключает его последующее участие в надзорном пересмотре.
    Приведен один из моментов, который необходимо учитывать в отношении процессуальных издержек.
    Речь идет о случае, когда обвиняемый заявил об отказе от защитника по мотивам, не связанным с материальным положением, но отказ не был удовлетворен и адвокат участвовал в деле по назначению.
    Согласно разъяснениям расходы на оплату труда адвоката в такой ситуации возмещаются за счет федерального бюджета.


Вопросы и ответы Правового консалтинга: Бухгалтерский учет в бюджетной сфере от 05.08.2011


Главные новости:


CЛУШАЙТЕ НОВОСТИ
ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА!

Узнавайте об изменениях в законодательстве,
не отвлекаясь от других дел


Подписка на журналы "Актуальная бухгалтерия", "Законодательство".


СОБЫТИЯ

8 - 14 августа в г. Сочи состоится семинар "Жилищно-коммунальное хозяйство: новое в законодательстве, вопросы управления, тарифное регулирование". Организатор - Институт экономики, управления и социальных отношений.
Подробнее

С 1 июля по 20 августа проходит Книжная премия Рунета, организатором которой выступает интернет-магазин OZON.ru. На сайте Премии открыто голосование, в ходе которого будут выбраны лучшие книги по мнению пользователей русскоязычной части интернета.
Подробнее

С 6 по 10 сентября в Сочи состоится одно из главных ежегодных мероприятий в отечественной отрасли ИБ - Всероссийская конференция "Информационная безопасность. Региональные аспекты. ИнфоБЕРЕГ-2011".
Подробнее

С 15 по 16 сентября в Москве пройдет третья ежегодная конференция "Сайт-2011". Организаторами конференции являются компания "Ашманов и партнеры" и Российская Ассоциация электронных коммуникаций (РАЭК), соорганизатор компания NetCat.
Подробнее

22 - 23 сентября в отеле Hilton Moscow Leningradskaya компания infor-media Russia будет проводит IV Практическую конференцию "МСФО в России: нововведения и практика применения".
Подробнее

Пятая Международная конференция по вопросам обучения с применением технологий e-learning Moscow Education Online-2011 пройдет 19 - 21 октября в Москве.
Подробнее


(c) ООО "НПП "ГАРАНТ-СЕРВИС-УНИВЕРСИТЕТ", 2011. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания "Гарант" и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.
WWW.GARANT.RU