Новости и аналитика Горячие документы Региональные Республика Татарстан Отчет о работе Счетной палаты Республики Татарстан в 2012 году

Обзор документа

9 февраля 2012

gerb

Счетная палата Республики Татарстан


Отчет о работе Счетной палаты Республики Татарстан в 2012 году

Отчет
о работе Счетной палаты Республики Татарстан в 2012 году

Отчет о работе Счетной палаты Республики Татарстан (далее - Счетная палата) подготовлен в соответствии со статьей 33 Закона Республики Татарстан "О Счетной палате Республики Татарстан".
В Отчете представлены результаты деятельности Счетной палаты в 2012 году по выполнению установленных законодательством задач и полномочий.

Основные показатели деятельности

Президентом Республики Татарстан поставлена задача повышения эффективности деятельности органов государственного финансового контроля. В связи с этим Счетной палатой в ходе контрольных мероприятий уделяется особое внимание оценке результативности бюджетных расходов, подготовке конкретных рекомендаций и предложений. Осуществляется постоянный контроль за принятием мер по устранению выявленных нарушений.
По результатам проведенных Счетной палатой в 2012 году контрольных мероприятий выявлено нарушений на общую сумму 3043991,9 тыс. рублей, восстановлено средств в бюджеты всех уровней и принято мер по выявленным нарушениям на общую сумму 2530004,3 тыс. рублей (83,1% от суммы выявленных нарушений).
Информация о выявленных нарушениях и материалы всех контрольных мероприятий направлены в Прокуратуру Республики Татарстан.
К дисциплинарной ответственности по представлениям Счетной палаты Республики Татарстан и органов прокуратуры привлечено 104 должностных лица, освобождены от занимаемой должности 15 должностных лиц. К административной ответственности в виде штрафов привлечены 3 юридических и 10 должностных лиц. По результатам проведенных проверок возбуждено 4 уголовных дела.
Основные показатели работы Счетной палаты приведены в таблице.

Наименование показателя
2009 г.
2010 г.
2011 г.
2012 г.
I. Контрольно-ревизионная деятельность
Количество проведенных контрольно-ревизионных мероприятий
48
51
50
53
Количество объектов, охваченных при проведении контрольно-ревизионных мероприятий (ед.)
464
470
481
483
Выявленный объем нарушений (тыс. руб.)
2201772,8
2984585,9
3035829,8
3043991,9
II. Экспертно-аналитическая деятельность
Общее количество проведенных экспертно-аналитических мероприятий
100
104
112
108
Подготовлено экспертных заключений
26
33
47
43
Подготовлено методических документов
3
3
2
4
III. Реализация результатов контрольно-ревизионных и экспертно-аналитических мероприятий
Направлено представлений для принятия мер
40
54
59
56
Восстановлено средств в бюджет и принято мер (тыс. руб.)
1454450,0
1750696,8
1922464,6
2530004,3
Количество материалов по итогам контрольных мероприятий, направленных в органы прокуратуры и правоохранительные органы (ед.)
51
57
55
58
Количество решений о привлечении к административной ответственности, принятых судебными и иными уполномоченными органами по материалам проверок Счетной палаты
66
71
35
33
Количество уголовных дел, возбужденных по материалам Счетной палаты Республики Татарстан
3
1
3
4

Контрольно-ревизионная деятельность

Контрольная деятельность Счетной палаты в 2012 году была направлена не только на выявление нарушений в использовании бюджетных средств и государственного имущества, но и на проведение профилактических мероприятий.
Счетной палатой проведено 53 контрольно-ревизионных мероприятия, проверено 483 объекта. Объем проверенных средств составил 112,9 млрд. рублей.
Проверки использования средств бюджета Республики Татарстан проведены в 11 министерствах, 8 муниципальных образованиях.
Кроме того, камерально проверены годовая бюджетная отчетность 33 главных распорядителей средств бюджета республики (в рамках внешней проверки Отчета об исполнении бюджета Республики Татарстан за 2011 год) и отчеты об исполнении бюджетов за 2011 год 12 высокодотационных муниципальных образований.
Проведен аудит эффективности использования государственных средств, направленных на реформирование и модернизацию жилищно-коммунального комплекса Республики Татарстан.
На финансирование мероприятий и проектов в жилищно-коммунальном хозяйстве из бюджета за 2005-2011 годы направлено 29,9 млрд. рублей.
В целом плановые показатели Программы реформирования и модернизации жилищно-коммунального комплекса, Республиканской адресной программы перехода на отпуск коммунальных ресурсов потребителям в соответствии с показаниями коллективных (общедомовых) приборов учета достигнуты. Многие республиканские показатели превышают общероссийский уровень.
За 2008-2011 годы количество объектов незавершенного строительства в сфере ЖКХ сократилось со 151 до 88 (общая стоимость 2478,3 млн. рублей).
Отмечена существенная дифференциация тарифов на коммунальные услуги по городам и районам республики.
Принятые меры по финансовому оздоровлению предприятий жилищно-коммунального комплекса не привели к уменьшению объема кредиторской и дебиторской задолженности.
ИНФОРМАЦИЯ О ДЕБИТОРСКОЙ И КРЕДИТОРСКОЙ ЗАДОЛЖЕННОСТИ ПРЕДПРИЯТИЙ ЖИЛИЩНО-
"Информация о дебиторской и кредиторской задолженности предприятий жилищно-коммунального комплекса"

В анализируемом периоде произошло определенное снижение уровня износа основных фондов в ЖКХ, вместе с тем он остается высоким. Ветхость и аварийность коммунальных сетей приводит к потерям при транспортировке ресурсов до потребителей.
Выявлены резервы повышения эффективности деятельности энергоснабжающих организаций.
В ОАО "Таткоммунпромкомплект" имелась неиспользуемая техника и оборудование, включая изъятые у неплательщиков по договорам лизинга, на сумму 245134,1 тыс. рублей. Порядок вовлечения неиспользуемых материальных ценностей в хозяйственный оборот не был определен.
Деятельность организаций, управляющих жилым фондом, недостаточно прозрачна. Информация, размещаемая на их сайтах, не всегда соответствует установленным требованиям. Действующая система контроля за деятельностью управляющих компаний не исключает факты осуществления ими экономически необоснованных расходов, привлечения к выполнению работ недобросовестных организаций.
Выявлены отдельные факты завышения объемов и некачественного выполнения работ по капитальному ремонту многоквартирных домов.
По итогам аудита эффективности выявлено нарушений на общую сумму 373450,4 тыс. рублей, устранено - на сумму 364077,2 тыс. рублей.
Муниципальным образованиям (эксплуатирующим организациям) переданы объекты, завершенные строительством и фактически эксплуатируемые, на общую сумму 138429,0 тыс. рублей.
Уставный капитал ОАО "Таткоммунпромкомплект" увеличен на сумму бюджетных инвестиций в размере 180000,0 тыс. рублей.
Остаток бюджетных средств по завершенным объектам в сумме 22442,4 тыс. рублей перераспределен на другие объекты.
Устранены нарушения бухгалтерского учета на сумму 23205,8 тыс. рублей.
Привлечены к дисциплинарной ответственности заместитель генерального директора по лизингу ОАО "Таткоммунпромкомплект" и 7 должностных лиц управляющих организаций жилищно-коммунального хозяйства Московского, Авиастроительного и Советского районов г. Казани.
По фактам невыполнения работ по капитальному ремонту многоквартирных домов, выявленных в ходе проверок в Московском и Приволжском районах г. Казани, возбуждено уголовное дело по ст. 159 "Мошенничество" Уголовного кодекса Российской Федерации.
В целях повышения эффективности использования средств в жилищно-коммунальном хозяйстве подготовлено более 50 рекомендаций.
Министерству строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Татарстан рекомендовано:
1. Формирование программ капитального ремонта многоквартирных жилых домов осуществлять с учетом республиканских программ перехода жилых домов на индивидуальные системы отопления, долгосрочных планов развития централизованных и децентрализованных систем отопления населенных пунктов.
2. Утвердить порядок проведения предварительной оценки целесообразности и технико-экономической эффективности проектов по строительству новых и реконструкции действующих объектов ЖКХ с участием государства.
3. Усовершенствовать региональную систему мониторинга потребления энергетических ресурсов и осуществления мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в жилищно-коммунальном хозяйстве, обеспечить открытость информации о состоянии энергоресурсоэффективности в ЖКХ.
4. Разработать отраслевую программу повышения энергетической эффективности жилищно-коммунального комплекса.
5. Обеспечить внедрение в жилищно-коммунальном хозяйстве практики заключения энергосервисных контрактов.
6. Рассмотреть варианты усиления контроля за деятельностью управляющих компаний.
7. Разработать рекомендации по порядку проведения конкурсов по отбору подрядных организаций на обслуживание многоквартирных домов.
8. Провести инвентаризацию незавершенных инвестиционных проектов и программ в сфере ЖКХ, определить их приоритетность с целью снижения объема незавершенного строительства.
9. Принять меры по снижению просроченной дебиторской задолженности за предоставленные жилищно-коммунальные услуги, в том числе формированию маневренных фондов.
10. Принять меры по оснащению многоквартирных жилых домов автоматизированными узлами управления теплопотреблением, внедрению индивидуального регулирования теплоотдачи отопительных приборов.
Результаты аудита эффективности рассмотрены на Президиуме Кабинета Министров Республики Татарстан. Принято распоряжение Кабинета Министров Республики Татарстан 28.12.2012 N 2451-р, предусматривающее комплекс мер по повышению эффективности использования бюджетных средств в жилищно-коммунальном комплексе с учетом рекомендаций Счетной палаты.
По поручению Государственного Совета Республики Татарстан проведен аудит эффективности расходования бюджетных средств при использовании энергоресурсов в Министерстве культуры и подведомственных учреждениях. Установлено, что ведомственная Программа энергоресурсоэффективности на 2011-2015 годы реализуется не в полной мере. Из 34 программных мероприятий по состоянию на 01.07.2012 года Министерством выполнены два.
Планирование потребности на оплату коммунальных услуг в 2007-2010 годах осуществлялось с использованием индексов-дефляторов, доведенных Министерством финансов Республики Татарстан, без учета утвержденных нормативов энергопотребления.
Учреждениями, подведомственными Министерству культуры, не принимались в полном объеме необходимые меры по энергосбережению, призванные обеспечить снижение объемов потребления энергоносителей, что привело к неэффективному расходованию бюджетных средств на их приобретение в общей сумме 69100 тыс. рублей.
В ряде случаев в результате предъявления к отдельным участникам размещения заказа неправомерно установленных требований государственные контракты на проведение капитального ремонта, в том числе энергосберегающих мероприятий, заключены с единственным участником аукционов - ООО "НК Стройиндустрия" на общую сумму 14400 тыс. рублей.
Общая сумма нарушений, выявленных по итогам аудита эффективности, составила 104862,0 тыс. рублей.
В целях обеспечения эффективности выполнения мероприятий по энергосбережению и повышения энергоресурсоэффективности Министерству культуры Республики Татарстан рекомендовано:
1. Внести изменения в ведомственную программу энергоресурсоэффективности на 2011-2015 года с учетом результатов проведенного аудита.
2. Осуществлять постоянный контроль за выполнением мероприятий по энергосбережению и повышению энергоресурсоэффективности в рамках реализации Республиканской Программы энергоресурсоэффективности на 2011-2015 годы.
3. Обеспечить оснащение учреждений культуры и других подведомственных учреждений приборами учета энергии, приведение в рабочее состояние имеющихся приборов.
4. Обеспечить ежегодное снижение потребления энергоресурсов на 3 процента в целях уменьшения объемов потребления в сопоставимых условиях на 15 процентов в течение 5 лет.
5. Организовать регулярные энергетические обследования подведомственных учреждений и организаций.
6. Обеспечить реализацию механизма материального стимулирования, утвержденного постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 04.12.2006 N 592 "Об утверждении Положения о материальном стимулировании участников реализации энергоресурсоэффективных мероприятий".
Отчет о результатах аудита эффективности расходования бюджетных средств при использовании энергетических ресурсов Министерством культуры Республики Татарстан и отраслевыми учреждениями бюджетной сферы рассмотрен в январе 2013 года на заседании Комитета Государственного Совета Республики Татарстан по экономике, инвестициям и предпринимательству.
Проверкой целевого и эффективного использования средств бюджета Республики Татарстан, выделенных Министерству образования и науки Республики Татарстан на обеспечение бесплатной учебной литературой учащихся учреждений общего образования Республики Татарстан в 2009-2010 годах и истекшем периоде 2011 года, установлено, что в 2010 году к началу учебного года на складах находилось свыше 200 тысяч экземпляров учебной литературы, к сентябрю 2011 года - 182 тысячи. Не обеспечена эффективность и результативность использования бюджетных средств в сумме 5613,3 тыс. рублей. В то же время в ряде школ с родителей учеников собирались средства на приобретение учебников.
Из бюджета республики на оплату услуг по хранению и доставке литературы до учебных заведений было выделено 19 млн. рублей. Вместе с тем, проверками в Агрызском, Альметьевском, Верхнеуслонском, Пестречинском, Нижнекамском муниципальных районах и г. Набережные Челны выявлено, что более 20 тысяч книг в 2011/2012 учебном году доставлены в школы самовывозом.
Контроль со стороны Министерства за своевременностью доставки литературы осуществлялся не в полной мере. Претензионная работа по нарушениям условий контрактов в части своевременности доставки учебной литературы не проводилась.
Результаты проверки рассмотрены в июне 2012 года на заседании Совета при Президенте Республики Татарстан по противодействию коррупции.
По итогам проверки устранено нарушений на сумму 5613,3 тыс. рублей, учебная литература доставлена в учебные заведения в полном объеме.
Ряд должностных лиц Министерства образования и науки Республики Татарстан, виновных в несвоевременном обеспечении школ учебной литературой, привлечен к дисциплинарной ответственности, в том числе два заместителя министра.
Проведена проверка целевого и эффективного использования средств бюджета Республики Татарстан, выделенных в 2010-2011 годах домам-интернатам для престарелых и инвалидов.
Большая часть домов-интернатов преобразована в автономные учреждения. Однако, учредителем - Министерством труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан не предприняты меры к внесению изменений в учредительные документы. В нарушение норм Федерального закона "Об автономных учреждениях" наблюдательными советами не рассматривался и не утверждался план финансово-хозяйственной деятельности, ряд учреждений не публиковал ежегодные отчеты о своей деятельности и об использовании закрепленного имущества.
Многие дома-интернаты не обеспечены в достаточном количестве специалистами, оказывающими социальные услуги. Только 30% домов-интернатов имеют психологов, юристов, 60% учреждений - специалистов по социальной работе. Существенно различается численность обслуживающего персонала в расчете на одного проживающего: на 20 сотрудников Кайбицкого дома-интерната приходится 25 человек, на 23 сотрудника Тукаевского дома-интерната - 56 человек.
По итогам проверки выявлено нарушений на сумму 305016,3 тыс. рублей.
Установлено, что при выполнении ремонта в Мамадышском и Казанском домах-интернатах произведена оплата в сумме 2778,8 тыс. рублей фактически не выполненных объемов работ. По итогам проверки произведено снятие объемов с подрядной организации на сумму 1936,4 тыс. рублей, выполнены дополнительные работы на сумму 805,4 тыс. рублей.
В Арском, Буинском и Казанском домах-интернатах установлены различные нарушения, в том числе связанные с перечислением средств поставщикам по договорам, заключенным сверх имеющейся потребности, недостачей продуктов питания и др. - всего на общую сумму 540,3 тыс. рублей. В ходе проверки излишки оприходованы, недостача возмещена.
В Арском и Верхнеуслонском домах-интернатах договоры на поставку продуктов питания на общую сумму 3329 тыс. рублей заключены без проведения торгов.
Установленные нормы питания по отдельным видам продуктов питания не соблюдаются. Питание проживающих в домах-интернатах производится с превышением норм по крупам, бобовым и макаронным изделиям, при этом пожилые люди зачастую не дополучают мясо, рыбу, фрукты. Например, в Тетюшском доме-интернате потребление мяса птицы составило 9% от норматива, рыбы - 42%.
В отдельных случаях, ассортимент и количество поставляемых товаров не соответствовали условиям договоров, часть продуктов питания поставлялась по ценам, превышающим договорные.
По условиям договора предусмотрена поставка мясокомбинатом "Звениговский" Верхнеуслонскому дому-интернату сарделек по 150 рублей за кг, фактически цена составила 170 рублей. Арским домом-интернатом договоры с ООО "Торговый Дом "Айракс" заключались без указания количества и ассортимента закупаемых продуктов питания.
В Мамадышском доме-интернате выявлено недопоступление средств от сдачи помещений в аренду. В Казанском доме-интернате товарно-материальные ценности на сумму 845,1 тыс. рублей не востребованы более 2 лет.
Объем нарушений, связанных с использованием имущества, составил 287059,3 тыс. рублей. В Арском, Верхнеуслонском, Мамадышском домах-интернатах объекты недвижимости стоимостью 5634,9 тыс. рублей не прошли обязательную государственную регистрацию права собственности; в Казанском - земельный участок на сумму 280565,3 тыс. рублей не отражен в учете. По итогам проверки земельный участок поставлен на учет.
Всего по итогам проверки устранено нарушений на сумму 294572,3 тыс. рублей.
К дисциплинарной ответственности привлечены 7 должностных лиц Арского, Буинского, Верхнеуслонского, Мамадышского и Казанского домов-интернатов для престарелых и инвалидов.
Проверкой целевого и эффективного использования средств, выделенных в 2010-2011 годах на строительство метрополитена, выявлено нарушений на сумму 474906,8 тыс. рублей.
Установлено, что Дирекцией по строительству подземных транспортных сооружений не обеспечена эффективность и результативность использования бюджетных средств на сумму 145,5 млн. рублей: не использовалось приобретенное оборудование, средства на длительный срок - до 20 месяцев - отвлекались в дебиторскую задолженность. В ходе проверки 59,6 млн. рублей направлено на оплату строительно-монтажных работ, 1,4 млн. рублей восстановлено в бюджет.
На балансе Дирекции числилось оборудование общей стоимостью 205116,7 тыс. рублей, которое фактически использовалось МУП "Метроэлектротранс". По материалам проверки подготовлено соответствующее распоряжение Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан о передаче имущества в муниципальную собственность.
Выявлены нарушения бухгалтерского учета на общую сумму 124329,5 тыс. рублей. В ходе проверки оборудование стоимостью 91385,0 тыс. рублей отражено на соответствующих счетах, кредиторская задолженность в сумме 32944,5 тыс. рублей восстановлена в бухгалтерском учете.
Всего по итогам проверки устранено нарушений (в том числе возвращено в бюджет) на сумму 390456,4 тыс. рублей.
Привлечен к дисциплинарной ответственности начальник финансового отдела Дирекции по строительству подземных транспортных сооружений.
Проверкой использования средств бюджета Республики Татарстан, выделенных на строительство и реконструкцию учреждений здравоохранения, по ряду завершенных объектов выявлены неиспользованные с 2010 года остатки бюджетных средств в общей сумме 2503,8 тыс. рублей.
В составе незавершенного строительства числились два объекта, работы по которым начаты более 7 лет назад.
Установлено завышение стоимости работ по капитальному ремонту на сумму 1328,6 тыс. рублей в Республиканской клинической больнице. В ЦРБ Рыбно-Слободского муниципального района более года с момента поставки не использовалось медицинское оборудование стоимостью 921,9 тыс. рублей, некачественно выполнены отдельные виды ремонтных работ на сумму 1328,6 тыс. рублей.
Всего по итогам проверки выявлено нарушений на сумму 40678,3 тыс. рублей, устранено - на сумму 39756,4 тыс. рублей.
По поручению Президента Республики Татарстан проведена проверка выполненных работ по ямочному ремонту дорожного покрытия, по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов дорожно-уличной сети г. Казани, исполнения подрядчиками гарантийных обязательств.
В Управлении капитального строительства и реконструкции Исполнительного комитета муниципального образования города Казани при расходовании бюджетных средств не соблюден принцип эффективности и результативности использования бюджетных средств, установленный ст. 34 Бюджетного кодекса Российской Федерации. На некоторых участках дорог уложен верхний слой асфальтобетонного покрытия, технико-эксплуатационные качества которого не соответствуют установленным требованиям. Неэффективно использованы бюджетные средства в сумме 5613,4 тыс. рублей.
По 5 объектам подрядной организации не предъявлены штрафные санкции на общую сумму 3443,4 тыс. рублей за нарушение сроков выполнения работ.
Выявлено завышение объемов при выполнении ремонта дорог в Авиастроительном, Ново-Савиновском и Вахитовском районах.
На многих объектах, по которым проводились работы по строительству, реконструкции или капитальному ремонту, выявлены различные дефекты (ямы, трещины).
Лабораторный контроль качества асфальтобетона заказчиком не проводился.
По итогам проверки Управлением капитального строительства и реконструкции предъявлены претензии подрядным организациям ОАО "Каздорстрой", ООО "Стройхимсервис". Проводится работа по устранению замечаний в рамках выполнения гарантийных обязательств.
Информация о результатах проверки представлена Президенту Республики Татарстан.
По материалам проверки Министерством внутренних дел по Республике Татарстан проводятся оперативные мероприятия.
По поручению Государственного Совета Республики Татарстан проведена проверка использования средств бюджета Республики Татарстан, выделенных на строительство, реконструкцию и капитальный ремонт детских садов в городах и районах Республики Татарстан.
В Республике Татарстан охват детей дошкольными образовательными учреждениями составляет 73,7% (в России - 63,8%, в Казани - 75,3%).
В отдельных муниципальных образованиях наблюдается переуплотнение дошкольных образовательных учреждений. В среднем по республике на каждые 100 дошкольных мест приходится 107 детей: 89 - в сельских поселениях, 114 - в городских детских садах.
Количество детских дошкольных образовательных учреждений за 2009-2011 годы увеличилось с 1903 до 1926, общее количество мест - с 151953 до 168748, количество воспитанников - с 162278 до 181182.
В 2010-2012 годы из бюджета Республики Татарстан на строительство и капитальный ремонт детских садов выделено 3326369,0 тыс. рублей.
Построено 47 дошкольных образовательных учреждений, реконструировано 19, возвращено в систему дошкольного образования 22 бывших здания, создано 304 дополнительные группы в функционирующих детских садах.
Установлены факты завышения стоимости выполненных работ на общую сумму 2184,8 тыс. рублей. В ходе проверки данные нарушения устранены.
По отдельным объектам имелись технические недостатки выполненных строительных и ремонтных работ. Главным инвестиционно-строительным управлением Республики Татарстан организована работа по устранению замечаний подрядными организациями.
В целях повышения эффективности системы контроля за формированием, размещением, исполнением государственного заказа и последующей эксплуатацией объектов строительства, реконструкции и капитального ремонта Счетной палатой инициирована разработка и утверждение на уровне Правительства Республики Татарстан регламента действий всех заинтересованных сторон: государственного заказчика, отраслевого министерства, эксплуатирующих организаций, муниципальных органов власти.
Отчет о результатах проверки использования средств бюджета Республики Татарстан, выделенных на строительство, реконструкцию и капитальный ремонт детских садов в городах и районах Республики Татарстан, рассмотрен в январе 2013 года на заседании Комитета Государственного Совета Республики Татарстан по культуре, науке, образованию и национальным вопросам.
Проведена проверка использования бюджетных средств, выделенных на развитие государственных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подведомственных Министерству образования и науки Республики Татарстан.
На момент проверки на учете органов опеки и попечительства состояло 12320 детей (1,7% от общего числа детского населения республики), из них 11 102 ребенка воспитывались в семьях.
В 2007-2011 годах в республике наметилась тенденция снижения численности детей, находящихся в детских домах (2007 год - 861 ребенок, 2011 год - 636 детей).
Для большинства детских домов (Лаишевского, Елабужского, Зеленодольского, Нурлатского, Приволжского и Кировского районов г. Казани, г. Набережные Челны - детский дом "Мэрхэмэт") Министерством не был решен вопрос об определении организационно-правовой формы, а в отдельных случаях не доводились государственные задания на 2012 год.
В связи с износом требуется проведение капитального ремонта зданий. Отдельные объекты находятся в аварийном состоянии, не соблюдаются утвержденные нормативы площадей спальных комнат.
Установленные нормы питания по отдельным видам продуктов питания не соблюдаются. Рацион питания воспитанников детских домов в основном включает крупы, бобовые, макаронные изделия, при этом дети зачастую не дополучают мясо птицы, рыбу, фрукты, овощи и зелень.
В Зеленодольском детском доме потребление мяса птицы составило в 2010 году - 36%, в 2011 году - 20%, I полугодии 2012 года - 38% от норматива. Детским домом Кировского района г. Казани в I полугодии 2012 года мясо птицы не приобреталось.
Потребление кондитерских изделий в 2011 году составило: в Зеленодольском детском доме - 516,8% от норматива, Нурлатском детском доме - 409,8%, Лаишевском детском доме - 247,7%, Альметьевском детском доме - 198,4%, детском доме Приволжского района г. Казани - 201,6%.
Всего в ходе проверки выявлено нарушений на сумму 2139,5 тыс. рублей.
В детских домах Приволжского, Кировского районов г. Казани, Нурлатском детском доме не зарегистрировано право собственности на используемое недвижимое имущество стоимостью 1641,9 тыс. рублей.
По итогам контрольного мероприятия устранены нарушения на сумму 1738,3 тыс. рублей.
В целях усиления контроля за деятельностью подведомственных учреждений и привлечения к ответственности должностных лиц информация направлена в Министерство образования и науки Республики Татарстан.
К дисциплинарной ответственности привлечены 3 должностных лица детских домов Приволжского и Кировского районов г. Казани.
Информация о результатах проверки направлена Президенту Республики Татарстан, в Кабинет Министров Республики Татарстан, Уполномоченному по правам ребенка в Республике Татарстан.
В Министерстве земельных и имущественных отношений Республики Татарстан проведена проверка полноты и своевременности перечисления в бюджет Республики Татарстан средств в виде отчислений в 2010-2011 годах части чистой прибыли государственными унитарными предприятиями и дивидендов акционерными обществами с долей Республики Татарстан в уставном капитале.
Выявлено, что в бюджет Республики Татарстан в установленные сроки не перечислены денежные средства в сумме 46058,2 тыс. рублей - 30 процентов прибыли государственных унитарных предприятий по итогам 2009 года, оставшейся после уплаты налогов и иных обязательных платежей. По итогам контрольного мероприятия отмечено, что средства в полном объеме поступили в бюджет Республики Татарстан.
Счетной палатой подготовлены и направлены в Кабинет Министров Республики Татарстан предложения по корректировке финансового обеспечения выполнения государственного задания учреждениями и организациями бюджетной сферы в случае сдачи в аренду закрепленного имущества. В соответствии с предложенным механизмом оптимизации бюджетных расходов постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 09.02.2012 N 94 внесены изменения в Положение о формировании государственного задания в отношении государственных учреждений Республики Татарстан и финансовом обеспечении его выполнения.
По результатам проверки поступлений в бюджет Республики Татарстан за 2011 год арендных платежей от использования имущества, находящегося в государственной собственности Республики Татарстан Правительством республики принято постановление от 11.02.2012 N 99 "Об определении размера арендной платы за государственное имущество Республики Татарстан". В целях повышения эффективности использования имущества Республики Татарстан Министерству земельных и имущественных отношений поручено при заключении договоров аренды государственного имущества Республики Татарстан обеспечить определение размера арендной платы по результатам оценки его рыночной стоимости, проводимой в соответствии с законодательством об оценочной деятельности.
В ходе проверок эффективности администрирования неналоговых доходов выявляются дополнительные резервы поступления средств в бюджет Республики Татарстан.
Проверкой Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Татарстан выполнения функций администратора доходов, поступающих в бюджет Республики Татарстан в виде платы за негативное воздействие на окружающую среду за 2010-2011 годы, установлено, что по состоянию на 01.01.2012 на учет в Управлении поставлено 47788 плательщиков. В то же время по данным Федеральной налоговой службы в республике зарегистрировано 220866 юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (кроме прекративших свою деятельность).
Плату за негативное воздействие на окружающую среду вносят 57% организаций от общего числа поставленных на учет в Управлении.
Для выявления лиц, не исполняющих обязанности по внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду, необходимы согласованные действия Управления, налоговых органов и муниципальных образований. Управлением заключены соглашения лишь с 16 муниципальными районами. Соглашения с налоговыми органами не заключены.
Межведомственная комиссия по работе с природопользователями, создание которой предусмотрено Соглашениями, образована только в Нижнекамском муниципальном районе.
В результате принятых Управлением Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Татарстан мер по устранению выявленных недостатков в 2012 году дополнительно зарегистрировано 4086 плательщиков за негативное воздействие на окружающую среду. В бюджет Республики Татарстан поступили дополнительные доходы в сумме 45470,7 тыс. рублей. По итогам проведенной претензионной исковой работы взыскано 28441 тыс. рублей задолженности по платежам.
Информация о результатах проверки представлена Президенту Республики Татарстан и в Государственный Совет Республики Татарстан.
В целом по итогам контрольных мероприятий выявлено нарушений по средствам бюджета Республики Татарстан - 2085954,7 тыс. рублей, бюджетов муниципальных образований - 903927,8 тыс. рублей, бюджета Территориального фонда обязательного медицинского страхования Республики Татарстан - 12294,4 тыс. рублей, средствам софинансирования на проведение капитального ремонта многоквартирных жилых домов - 23116,5 тыс. рублей, внебюджетным средствам - 18698,5 тыс. рублей.
При проведении комплексных и тематических проверок выявлены:
- нецелевое использование средств - 2701,5 тыс. рублей;
- нарушения Федерального закона "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" - 29300,3 тыс. рублей;
- неэффективное использование бюджетных средств - 353284,6 тыс. рублей;
- нарушения Федерального закона "О бухгалтерском учете", иных нормативных правовых актов, регулирующих вопросы учета и отчетности, - 1012758 тыс. рублей, в том числе искажение бюджетной отчетности, отсутствие учета хозяйственных операций на счетах бухгалтерского учета и в регистрах бухгалтерского учета;
- нарушения при распоряжении и управлении государственной (муниципальной) собственностью - 1130699 тыс. рублей;
- прочие нарушения бюджетного законодательства (списание основных средств и имущества без разрешения собственника, необоснованное отвлечение средств республиканского лизингового фонда в дебиторскую задолженность, принятие обязательств сверх утвержденных лимитов, перечисление средств поставщикам услуг сверх имеющейся потребности и др.) - 515248,5 тыс. рублей.
СТРУКТУРА ФИНАНСОВЫХ НАРУШЕНИЙ, ВЫЯВЛЕННЫХ СЧЕТНОЙ ПАЛАТОЙ РЕСПУБЛИКИ ТАТА
"Структура финансовых нарушений, выявленных Счетной палатой Республики Татарстан за 2012 год"

По итогам проверок главным распорядителям средств бюджета, иным участникам бюджетного процесса направлены 56 представлений для принятия мер по выявленным нарушениям.
Президенту Республики Татарстан, в Государственный Совет Республики Татарстан, Кабинет Министров Республики Татарстан, органам исполнительной власти республики и органам местного самоуправления направлено 95 информационных писем.
По материалам Счетной палаты прокурорами городов и районов республики в адрес руководителей органов исполнительной власти, организаций и учреждений внесено 50 представлений об устранении нарушений бюджетного законодательства.
Информация по фактам выявленных нарушений в сфере размещения государственных и муниципальных заказов направлена в Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан.
Управлением Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан 3 должностных лица привлечены к административной ответственности.
По результатам проведенных проверок:
- восстановлено нецелевых расходов в ходе (и после) проверки - 2238,8 тыс. рублей;
- восстановлено в бюджеты различных уровней по другим видам нарушений - 181692,1 тыс. рублей;
- принято мер по выявленным нарушениям и недостаткам - 2346073,4 тыс. рублей.
УСТРАНЕНО НАРУШЕНИЙ ПО ИТОГАМ ПРОВЕРОК В МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЯХ РЕСПУБ
"Устранено нарушений по итогам проверок в муниципальных образованиях Республики Татарстан (тыс. рублей)"

Итоговые документы по проведенным в 2012 году контрольно-ревизионным и экспертно-аналитическим мероприятиям опубликованы в информационных бюллетенях Счетной палаты NN 29-32, а также представлены на интернет-сайте Счетной палаты http://www.sprt.ru.

Экспертно-аналитическая деятельность

В 2012 году при осуществлении предварительного, текущего и последующего контроля за исполнением бюджета Республики Татарстан и бюджета Территориального фонда обязательного медицинского страхования Республики Татарстан проведено 108 экспертно-аналитических мероприятий, результаты которых отражены в заключениях Счетной палаты.
В рамках предварительного контроля в отчетном году проведена экспертиза 20 проектов законов Республики Татарстан, а также экспертиза проектов 3 нормативных правовых актов: двух долгосрочных целевых программ, а также проекта Порядка разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ Республики Татарстан и Перечня государственных программ Республики Татарстан.
ГАРАНТ:См. постановление КМ РТ от 31 декабря 2012 г. N 1199 "Об утверждении Порядка разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ Республики Татарстан и перечня государственных программ Республики Татарстан"
По результатам экспертизы проекта закона "О бюджете Республики Татарстан на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов" подтверждено, что при прогнозировании доходов бюджета соблюдены установленные нормативы зачисления в бюджет налоговых доходов, объемы безвозмездных поступлений соответствуют показателям, предусмотренным в федеральном бюджете для Республики Татарстан.
Проект бюджета республики сформирован в условиях отсутствия распределения по регионам значительного объема межбюджетных трансфертов из федерального бюджета. В этой связи объем прогнозируемых поступлений из федерального бюджета неокончательный и будет корректироваться.
Как и в предыдущие годы, бюджет республики является социально ориентированным, удельный вес расходов на социальную сферу в 2013 году составит 68%.
В заключении отмечено, что бюджет республики на 2013 год и плановый период 2014 и 2015 годов внесен в законодательный орган при отсутствии ряда утвержденных в установленном порядке республиканских программ.
Финансирование отдельных республиканских долгосрочных целевых программ предусмотрено в объемах ниже уровня, утвержденного паспортами программ. В этой связи Счетной палатой предложено уточнить параметры программ с учетом планируемых объемов бюджетных ассигнований.
По результатам экспертизы предложено уточнить объемы бюджетных ассигнований на выплаты денежного вознаграждения за классное руководство на плановый период 2014 и 2015 годов в связи с передачей финансового обеспечения указанных выплат с 2014 года на региональный уровень.
В целях выполнения условий для получения дополнительных субсидий из федерального бюджета, распределяемых по субъектам Российской Федерации в течение финансового года, Законопроектом предусмотрены средства на софинансирование мероприятий федеральных программ на территории Республики Татарстан в сумме 3498742,3 тыс. рублей.
По результатам экспертизы проекта закона "О бюджете Территориального фонда обязательного медицинского страхования Республики Татарстан на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов" отмечено наличие резервов поступления дополнительных доходов в бюджет Фонда в 2013 году. Также в заключении отмечено, что объемы расходов бюджета Фонда на финансовое обеспечение мероприятий Программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на территории Республики Татарстан определены в условиях отсутствия на дату формирования Законопроекта утвержденных на федеральном уровне на 2013 год нормативов объемов медицинской помощи, нормативов финансовых затрат на единицу медицинской помощи, подушевых нормативов.
В заключениях на проекты законов о внесении изменений в законы о бюджете Республики Татарстан и бюджете Территориального фонда обязательного медицинского страхования Республики Татарстан на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов представлены предложения по корректировке бюджетных показателей по отдельным видам доходов с учетом складывающихся в отчетном году тенденций, а также уточнению объемов источников финансирования дефицита бюджета.
Внесения изменений в закон о бюджете Республики Татарстан на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов в основном были обусловлены уточнением прогнозных показателей по отдельным видам налоговых и неналоговых доходов, изменением объемов безвозмездных поступлений из федерального бюджета, бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации, Территориального фонда обязательного медицинского страхования Республики Татарстан и от Государственной корпорации "Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства".
Проведена экспертиза и подготовлено заключение на проект закона Республики Татарстан "Об исполнении бюджета Республики Татарстан за 2011 год". В заключении отмечено, что показатели доходов, расходов, источников финансирования дефицита бюджета Республики Татарстан, отраженные в Законопроекте и приложениях к нему, подтверждены в ходе внешней проверки.
По результатам экспертизы проекта закона Республики Татарстан "Об исполнении бюджета Территориального фонда обязательного медицинского страхования Республики Татарстан за 2011 год" расхождений показателей исполнения бюджета Фонда, отраженных в Законопроекте, не установлено.
По проекту закона Республики Татарстан "О внесении изменений в статьи 3 и 5 Закона Республики Татарстан от 1 августа 2011 г. N 57-ЗРТ "О внесении изменений в статьи 3 и 5 Закона Республики Татарстан "О налоге на имущество организаций" Счетной палатой отмечалось, что принятие Законопроекта потребует определения механизма и источников компенсации выпадающих доходов и уточнения показателей бюджета республики на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов в целях сохранения его сбалансированности.
В отчетном году проведена экспертиза проекта долгосрочной целевой программы "Обращение с отходами производства и потребления в Республике Татарстан на 2012-2015 годы" и проекта подпрограммы "Развитие рынка арендного жилья" долгосрочной целевой программы "Развитие жилищного строительства в Республике Татарстан на 2011-2015 годы".
ГАРАНТ:См. постановление КМ РТ от 20 июня 2011 г. N 492 "Об утверждении долгосрочной целевой программы "Развитие жилищного строительства в Республике Татарстан на 2011-2015 годы"
По результатам экспертизы программы "Обращение с отходами производства и потребления в Республике Татарстан на 2012-2015 годы" установлено, что в проекте программы не определен механизм привлечения внебюджетных средств, отсутствуют показатели бюджетной эффективности реализации программных мероприятий, не представлены значения показателей сложившегося уровня загрязнения и негативного воздействия на окружающую среду, что исключает возможность определения исходных условий на момент начала реализации программных мероприятий и оценки эффективности их реализации. Отмечена необходимость доработки основных целевых индикаторов оценки результатов мероприятий Программы, представленных в разных разделах, на предмет внутренней согласованности по количеству и содержанию.
В ходе экспертизы проекта подпрограммы "Развитие рынка арендного жилья" долгосрочной целевой программы "Развитие жилищного строительства в Республике Татарстан на 2011-2015 годы" установлено, что отдельные ожидаемые конечные результаты реализации Подпрограммы не имеют конкретных измеримых значений, отсутствует информация, подтверждающая потребность в финансировании в запланированных объемах. В пунктах, предусматривающих применение при расчетах коэффициентов корректировки, не был уточнен вид жилищного фонда (арендное жилье), в связи с этим отмечались риски применения льготных коэффициентов неограниченным кругом управляющих компаний. Отмечена необходимость приведения ряда положений Программы в соответствие с налоговым законодательством.
В заключении на проект Порядка разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ Республики Татарстан и Перечня государственных программ Республики Татарстан Счетной палатой предложено дополнить Порядок общими требованиями к целевым индикаторам и показателям государственных программ, в частности, предусмотреть обязательность установления измеряемых количественных значений по годам и возможность определения достигнутых значений целевых индикаторов и показателей на основе данных государственного статистического наблюдения.
В рамках оперативного контроля, включающего анализ Отчета об исполнении бюджета Республики Татарстан, представляемого Кабинетом Министров Республики Татарстан, проверку ежеквартальной отчетности участников бюджетного процесса, оценивались уровень исполнения доходных и расходных статей по объемам и структуре, привлечения средств из источников финансирования дефицита и соблюдения лимитов бюджетных обязательств.
В ходе анализа исполнения бюджета Республики Татарстан особое внимание уделялось вопросам своевременности исполнения расходов, в том числе освоения средств, предусмотренных на реализацию публичных нормативных обязательств Республики Татарстан, целевых программ, состояния государственного долга и расходов на его обслуживание, привлечения средств на покрытие дефицита бюджета.
Замечания и предложения Счетной палаты, изложенные в заключениях по текущему исполнению бюджета Республики Татарстан, учтены.
По итогам оперативного контроля исполнения бюджета Территориального фонда обязательного медицинского страхования Республики Татарстан за январь-июнь 2012 года Счетной палатой установлена несогласованность показателей финансирования мероприятий Программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на территории республики за счет средств Фонда, утвержденных Законом Республики Татарстан о бюджете Фонда и постановлением Кабинета Министров об утверждении указанной Программы.
В этой связи направлено информационное письмо Премьер-министру Республики Татарстан. Несоответствие устранено внесением изменений в Закон о бюджете Территориального фонда обязательного медицинского страхования Республики Татарстан на 2012 год.
В рамках последующего контроля в соответствии с Бюджетным кодексом Республики Татарстан и Законом о Счетной палате проведена внешняя проверка Отчета об исполнении бюджета Республики Татарстан и Отчета об исполнении бюджета Территориального фонда обязательного медицинского страхования Республики Татарстан за 2011 год.
По итогам внешней проверки Отчета об исполнении бюджета Республики Татарстан за 2011 год факты недостоверного или неполного отражения в годовом отчете данных об исполнении бюджета республики не установлены.
Результаты анализа фактических доходов и расходов бюджета республики, уровень исполнения законодательно утвержденных показателей, причины установленных отклонений представлены в заключении на Отчет об исполнении бюджета Республики Татарстан за 2011 год.
Для подтверждения данных Отчета об исполнении бюджета республики за 2011 год проведены проверки годовой бюджетной отчетности 33 главных распорядителей средств бюджета. Выявлены факты ненадлежащего исполнения функций администраторов доходов, принятия обязательств сверх утвержденных лимитов, осуществления расходов в счет платежей следующего финансового года, не оказавшие влияния на показатели Отчета об исполнении бюджета Республики Татарстан.
По итогам проверок в министерства и ведомства, допустившие нарушения, Счетной палатой внесены представления для принятия мер и привлечения к ответственности виновных лиц.
По результатам внешней проверки Отчета об исполнении бюджета Территориального фонда обязательного медицинского страхования Республики Татарстан за 2011 год отмечены недостатки при отражении доходов, поступивших в бюджет Фонда в 2011 году.
В ходе внешней проверки годовых отчетов об исполнении бюджетов за 2011 год высокодотационных муниципальных районов республики (Агрызского, Апастовского, Дрожжановского, Заинского, Кайбицкого, Кукморского, Мамадышского, Менделеевского, Муслюмовского, Сабинского, Сармановского, Чистопольского) установлены следующие нарушения:
- главными администраторами средств местных бюджетов не составлялась отчетность по администрируемым доходам;
- ряд главных распорядителей средств бюджета не формировал годовую бюджетную отчетность, отдельными главными распорядителями не в полной мере исполнялись функции по составлению сводной годовой бюджетной отчетности;
- установлены факты осуществления расходов (переплат) в счет платежей следующего финансового года;
- при утверждении бюджетов муниципальных районов, внесении в них изменений и утверждении годовых отчетов об исполнении бюджетов муниципальных районов не в полной мере соблюдались нормы бюджетного законодательства (отдельными приложениями не утверждались показатели расходов по ведомственной структуре расходов бюджета, источникам финансирования дефицита бюджета), не учитывались требования порядка применения кодов бюджетной классификации, отражения отдельных показателей по доходам и расходам, источникам финансирования дефицита бюджета, текстовые статьи решений о бюджете не коррелировались со сведениями, отраженными в приложениях.
Подготовленные по результатам внешней проверки заключения направлены Главам муниципальных районов.
В Министерство финансов Республики Татарстан направлено информационное письмо с предложением об усилении методологического содействия муниципальным образованиям при организации работы по формированию бюджетной отчетности.
В рамках реализации Федерального закона "Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований" для проведения контрольных и экспертно-аналитических мероприятий разрабатываются стандарты внешнего государственного финансового контроля. В 2012 году разработан Стандарт внешнего государственного финансового контроля "Общие правила проведения контрольного мероприятия", который определяет общие требования к подготовке, проведению, оформлению результатов контрольных мероприятий.

Деятельность по противодействию коррупции

В соответствии с Федеральным законом "Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований" к основным полномочиям органов внешнего финансового контроля отнесено участие в мероприятиях, направленных на противодействие коррупции. Эти полномочия закреплены и Законом "О Счетной палате Республики Татарстан".
Как показывают итоги проведенных Счетной палатой комплексных и тематических контрольных мероприятий, сферами, подверженными наибольшим рискам коррупционных проявлений, являются: размещение и исполнение государственного (муниципального) заказа; управление и распоряжение государственным (муниципальным) имуществом, земельными ресурсами; оказание государственной поддержки.
На этапах размещения и исполнения государственных (муниципальных) заказов выявляются: заключение контрактов без проведения конкурсных процедур, необоснованное изменение условий заключенных контрактов, несоответствие качества и сроков поставки продукции и услуг требованиям контрактов.
Без проведения торгов заключались договоры на поставку товаров и услуг Министерством по делам молодежи, спорту и туризму Республики Татарстан (670,4 тыс. рублей), Министерством по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Республики Татарстан (149,3 тыс. рублей), Территориальным фондом обязательного медицинского страхования Республики Татарстан (351,7 тыс. рублей).
В Рыбно-Слободском муниципальном районе установлены факты перечисления бюджетных средств без соблюдения процедуры размещения заказа на общую сумму 1161,5 тыс. рублей.
В Новошешминском муниципальном районе в нарушение законодательства о государственных (муниципальных) закупках при заключении 4 муниципальных контрактов на поставку оборудования для детских площадок на общую сумму 1503,5 тыс. рублей в котировочных заявках отсутствовали требования к качеству товара. В результате в нарушение законодательства было поставлено и установлено несертифицированное оборудование. В ряде случаев условия заключенных муниципальных контрактов и последующая поставка продуктов питания в детские образовательные учреждения (на сумму 4763,6 тыс. рублей) не соответствовали аукционной документации.
Проверками эффективности управления и распоряжения государственной и муниципальной собственностью, земельными ресурсами выявляются факты предоставления в пользование государственного (муниципального) имущества без заключения договоров аренды, по заниженным ставкам арендной платы; необоснованная передача имущества в безвозмездное пользование; продажа объектов государственной (муниципальной) собственности, земельных участков по ценам значительно ниже рыночных.
Так, в Зеленодольском муниципальном районе земельный участок на берегу р. Волга общей площадью 1,6 га был реализован за 509,6 тыс. рублей или 3,2 тыс. рублей за сотку, при этом рыночная цена аналогичных участков доходит до 100 тыс. рублей за сотку.
В Лаишевском муниципальном районе установлены факты реализации и предоставления в аренду земель без проведения торгов, по минимальным ценам. Исполнительным комитетом района без проведения торгов предоставлен в аренду частному лицу земельный участок в с. Габишево площадью 2,4 га с условием реконструкции водопровода (арендная плата 6,3 тыс. рублей в год). Затем проведено его размежевание на 22 участка и права на них переданы другим лицам. Условие по реконструкции водопровода не выполнено. Рыночная цена данной земли составляет порядка 26,4 млн. рублей.
Существенные нарушения выявляются Счетной палатой в ходе контроля за использованием бюджетных средств, выделенных на проведение капитального ремонта объектов социально-культурной сферы, многоквартирных жилых домов. Оплата фактически невыполненных работ имела место при выполнении ремонта ряда образовательных учреждений г. Казани (8416,1 тыс. рублей), ремонта многоквартирных жилых домов в Московском и Приволжском районах (сумма материального ущерба составила 1500 тыс. рублей), в Зеленодольском (703,9 тыс. рублей), Арском (208,8 тыс. рублей) муниципальных районах.
По фактам завышения объемов работ, выявленным в ходе проверки проведения капитального ремонта объектов социальной сферы г. Казани, возбуждено уголовное дело.
В 2012 году расширено взаимодействие с Управлением Президента Республики Татарстан по вопросам антикоррупционной политики. Специалисты Счетной палаты участвовали в 7 комплексных контрольных мероприятиях, проведенных Управлением.
В целях повышения профессионального уровня сотрудников контрольно-счетных органов по вопросам реализации антикоррупционной политики в апреле был проведен семинар "Особенности организации и проведения антикоррупционных контрольных мероприятий в финансово-бюджетной сфере". С циклом лекций с элементами тренинга по вопросам ревизии, финансового контроля выступил доктор экономических наук, профессор Высшей школы государственного аудита МГУ З.А. Салихов.
В ходе семинара были рассмотрены вопросы реализации антикоррупционной политики государства на региональном и муниципальном уровнях, выявления признаков коррупции в финансово-бюджетной сфере на муниципальном уровне, организации и проведения антикоррупционных контрольных мероприятий и профилактики коррупции в органах финансового контроля.
Наряду с сотрудниками Счетной палаты Республики Татарстан и руководителями муниципальных контрольно-счетных органов в семинаре приняли участие представители Государственного Совета, Управления Президента Республики Татарстан по вопросам антикоррупционной политики, Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Республике Татарстан, Департамента казначейства Министерства финансов Республики Татарстан.
Для сотрудников Счетной палаты при участии представителей Прокуратуры Республики Татарстан, следственного управления Следственного комитета России по Республике Татарстан, Министерства внутренних дел по Республике Татарстан также был проведен семинар по вопросам выявления, квалификации и отражения в материалах контрольных мероприятий нарушений, имеющих коррупционные признаки.
В Счетной палате ведется постоянная работа по профилактике коррупционных правонарушений.
При проведении контрольных мероприятий проводилась систематическая ротация инспекторского состава в целях исключения случаев многократного участия одних и тех же инспекторов в контрольных мероприятиях, проводимых на одном и том же объекте. Формирование рабочих групп по проведению контрольных мероприятий осуществлялось с учетом необходимости исключения конфликта интересов.
Утверждены "Порядок уведомления представителя нанимателя о фактах обращения в целях склонения государственного служащего к совершению коррупционных правонарушений", порядок уведомления государственными гражданскими служащими аппарата Счетной палаты о выполнении иной оплачиваемой работы.
Определены ответственные лица, на которых возложены обязанности по контролю за исполнением договоров и государственных контрактов, заключенных Счетной палатой, своевременному информированию о фактах их неисполнения либо ненадлежащего исполнения, обязанности по организации и проведению необходимой претензионно-исковой работы по фактам неисполнения либо ненадлежащего исполнения обязательств по договорам и государственным контрактам, заключенным Счетной палатой.
В Счетной палате создана Комиссия по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих Республики Татарстан и урегулированию конфликта интересов. В отчетном году проведено 5 заседаний Комиссии.
В целях предотвращения и урегулирования конфликта интересов при проведении инспекторским составом Счетной палаты контрольных мероприятий с учетом требований антикоррупционного законодательства разработан и утвержден "Краткий перечень правил поведения сотрудников Счетной палаты Республики Татарстан при проведении контрольного мероприятия".
Информация о деятельности Комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих Республики Татарстан и урегулированию конфликта интересов регулярно размещается на официальном сайте Счетной палаты.

Взаимодействие со Счетной палатой Российской Федерации, контрольно-счетными органами субъектов Российской Федерации

В 2012 году продолжено сотрудничество и развитие взаимодействия со Счетной палатой Российской Федерации, с Ассоциацией контрольно-счетных органов Российской Федерации (АКСОР).
В декабре в Казани состоялось совместное заседание Коллегии Счетной палаты Российской Федерации и Коллегии Счетной палаты Республики Татарстан по итогам проверки расходов бюджетных средств, выделенных на организацию, подготовку и проведение XXVII Всемирной летней универсиады 2013 года в Казани. Совместная работа по контролю за использованием бюджетных средств по данному направлению будет продолжена в 2013 году.
Совместно со Счетной палатой Российской Федерации проведен также аудит эффективности использования государственных средств, направленных на реализацию Программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи за период 2010-2012 годов.
В июне 2012 года на заседании Президиума Ассоциации контрольно-счетных органов Российской Федерации в г. Уфе Председатель отделения АКСОР в Приволжском федеральном округе А.И. Демидов выступил с докладом о ходе создания муниципальных контрольно-счетных органов в Приволжском федеральном округе в соответствии с Федеральным законом "Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований".
Президиум Ассоциации утвердил результаты комплексного анализа деятельности Счетной палаты Республики Татарстан. Счетная палата Республики Татарстан, одной из первых контрольно-счетных органов пройдя в 2007 году процедуру сертификации, подтвердила полученное ранее свидетельство соответствия деятельности стандартам государственного финансового контроля страны и принципам контрольно-счетных органов Российской Федерации, выдан сертификат соответствия на новый пятилетний срок.
Представители Счетной палаты Республики Татарстан приняли участие в XIX и XX Конференциях АКСОР, ряде научно-практических конференций и круглых столов, посвященных вопросам совершенствования государственного финансового контроля.
По итогам ежегодного конкурса АКСОР на звание "Лучший финансовый контролер России" аудитор Счетной палаты И.А. Мубараков награжден Дипломом II степени.
В июне 2012 года команда Счетной палаты стала призером III Всероссийского чемпионата России по бадминтону среди контрольно-счетных органов Российской Федерации, состоявшемся в Республике Башкортостан.
Счетная палата активно участвует в научно-исследовательской работе, проводимой в рамках деятельности Ассоциации контрольно-счетных органов Российской Федерации. В 2012 году рабочей группой Счетной палаты Республики Татарстан разработан типовой Стандарт финансового контроля "Управление качеством контрольных мероприятий в контрольно-счетном органе".
Счетная палата является участником проекта по созданию Государственной информационно-аналитической системы контрольно-счетных органов Российской Федерации (ГИАС КСО), реализуемого в рамках деятельности Ассоциации контрольно-счетных органов Российской Федерации. Представители Счетной палаты входят в состав Совета ГИАС КСО и экспертных групп.
В 2012 году заключено Соглашение о сотрудничестве между Счетной палатой Республики Татарстан и Счетной палатой Республики Саха (Якутия). В рамках Соглашения предусматривается обмен информацией о контрольно-ревизионных и экспертно-аналитических мероприятиях, а также нормативными, методическими и организационными документами в области государственного и муниципального финансового контроля.
Счетной палатой Республики Татарстан подписано Соглашение о сотрудничестве с Государственной корпорацией - Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства. Предметом соглашения является сотрудничество по вопросам законности и эффективности использования предоставленных Фондом средств финансовой поддержки Республике Татарстан на проведение капитального ремонта многоквартирных домов и переселение граждан из аварийного жилфонда, расходования этих средств Республикой Татарстан и муниципальными образованиями Республики Татарстан.
Подписано также Соглашение между Счетной палатой Республики Татарстан и Территориальным управлением Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Республике Татарстан. Предметом Соглашения является установление порядка сотрудничества и взаимодействия, предполагается обмен сведениями о результатах контрольной деятельности, проведение совместных проверок, участие отдельных специалистов и экспертов одной из сторон в контрольных мероприятиях другой стороны.
В 2012 году представители Счетной палаты выступили с докладами на Конференции АКСОР (Москва, 17 декабря 2012 г.), Международном симпозиуме "Энергоресурсоэффективность и энергосбережение" (Казань, 7 декабря 2012 г.), проводили семинары в рамках программ повышения квалификации, организованных Российской академией государственной службы при Президенте Российской Федерации, филиалом НИИ СП в Приволжском федеральном округе, Казанским (Приволжским) федеральным университетом, Прокуратурой Республики Татарстан.

Взаимодействие с контрольно-счетными органами муниципальных образований

В отчетном году Счетной палатой продолжена работа, направленная на повышение эффективности муниципального финансового контроля, ее дальнейшее совершенствование, обеспечение взаимодействия контрольно-счетных органов муниципальных образований Республики Татарстан.
Представители Счетной палаты и контрольно-счетных органов муниципальных образований Республики Татарстан приняли участие в XI конференции Союза муниципальных контрольно-счетных органов России.
В 2012 году проведено 2 заседания Совета контрольно-счетных органов Республики Татарстан. На заседании, состоявшемся в декабре 2012 года, определены приоритетные направления осуществления контроля муниципальными контрольно-счетными органами, рассмотрены вопросы проведения на муниципальном уровне аудитов эффективности расходования бюджетных средств при использовании энергетических ресурсов на примере контрольных мероприятий, проведенных Счетной палатой Республики Татарстан в бюджетных учреждениях отраслей социальной сферы, образования и культуры.
В связи с вступлением в силу Федерального закона 6-ФЗ "Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований" Счетной палатой совместно с муниципальными контрольно-счетными органами проведена работа по внесению изменений в нормативные правовые акты, регулирующие вопросы осуществления внешнего муниципального финансового контроля. По инициативе Счетной палаты принят Закон Республики Татарстан "Об отдельных вопросах организации и деятельности контрольно-счетных органов муниципальных образований Республики Татарстан", в соответствии с которым Председатель контрольно-счетного органа муниципального образования замещает муниципальную должность. постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 30 июля 2012 года N 643 определены размеры оплаты труда руководителям муниципальных контрольно-счетных органов.
В целях обеспечения высокого профессионального уровня увольнение и принятие на работу руководителей муниципальных контрольно-счетных органов осуществляется по согласованию с Аппаратом Президента Республики Татарстан и Председателем Счетной палаты.
В рамках работы Совета ежемесячно осуществляется мониторинг деятельности контрольно-счетных органов муниципальных образований.
В 2012 году контрольно-счетными органами муниципальных образований республики проведено 756 контрольно-ревизионных мероприятий. Проверками охвачено 2018 объектов.
ДИНАМИКА КОНТРОЛЬНО-РЕВИЗИОННЫХ МЕРОПРИЯТИЙ, ПРОВЕДЕННЫХ МУНИЦИПАЛЬНЫМИ КО
"Динамика контрольно-ревизионных мероприятий, проведенных муниципальными контрольно-счетными органами"

По итогам проверок принято мер и восстановлено средств в бюджеты муниципальных образований на сумму 404 млн. рублей.
Муниципальные контрольно-счетные органы проводят финансовую экспертизу проектов нормативных правовых актов органов местного самоуправления, предусматривающих расходы за счет средств бюджета муниципального образования и влияющих на его формирование и исполнение. В 2012 году муниципальными контрольно-счетными органами проведено 1113 экспертно-аналитических мероприятия, подготовлено 972 экспертных заключения.
ДИНАМИКА ЭКСПЕРТНО-АНАЛИТИЧЕСКИХ МЕРОПРИЯТИЙ, ПРОВЕДЕННЫХ МУНИЦИПАЛЬНЫМИ К
"Динамика экспертно-аналитических мероприятий, проведенных муниципальными контрольно-счетными органами"

Муниципальным контрольно-счетным органам оказывается организационная, правовая, методическая, информационная поддержка, в том числе по организации и проведению аудита эффективности использования бюджетных средств. Информация о деятельности Совета, нормативные и методические документы, информация о курсах повышения квалификации размещается на официальном сайте Совета контрольно-счетных органов Республики Татарстан (http://www.ksort.ru).

Взаимодействие с органами государственной власти Республики Татарстан и правоохранительными органами

В 2012 году была продолжена работа Счетной палаты Республики Татарстан в рамках Межведомственного координационного совета по вопросам государственного финансового контроля в Республике Татарстан.
Взаимодействие органов финансового контроля на территории республики осуществлялось в соответствии со Сводным планом контрольных мероприятий.
В целях предупреждения и профилактики нарушений в финансово-бюджетной сфере в министерства, ведомства и муниципальные образования республики ежегодно направляется Заключение по результатам анализа и систематизации нарушений и недостатков, а также Классификатор нарушений и недостатков, выявляемых в ходе государственного (муниципального) финансового контроля.
В 2012 году особое внимание было уделено вопросам развития внутриведомственного финансового контроля.
Руководители служб внутреннего аудита органов исполнительной власти Республики Татарстан приняли участие в заседании Совета, состоявшемся 27 июня 2012 года.
В рамках деятельности Совета подготовлены методические документы, направленные на укрепление финансовой дисциплины в бюджетной сфере:
- "Методические рекомендации по организации системы внутреннего контроля главного распорядителя бюджетных средств, ориентированной на профилактику коррупционных проявлений";
- "Методические рекомендации по выявлению коррупционных рисков при использовании бюджетных средств, государственного (муниципального) имущества".
Данные документы направлены в министерства, ведомства и муниципальные образования республики.
Ежеквартально обобщались данные по нарушениям бюджетного законодательства, выявленным Счетной палатой, Департаментом казначейства Министерства финансов, Территориальным Управлением Федеральной службы финансово-бюджетного надзора, Министерством внутренних дел по Республике Татарстан.
Счетная палата принимает участие в работе группы по выработке предложений по сокращению теневого оборота денежных средств в экономике Республики Татарстан, возглавляемой заместителем Премьер-министра Республики Татарстан А.А. Сафаровым. В рамках деятельности группы сформированы списки юридических лиц, использующих незаконные финансовые схемы и представляющих услуги по регистрации фирм; установлены места массовой регистрации сомнительных фирм; при проведении контрольных мероприятий особое внимание уделяется выявлению финансовых операций, имеющих отношение к незаконному обналичиванию денежных средств с участием "фирм-однодневок".
В целях создания условий для эффективного информационного и документационного взаимодействия с органами государственной власти, органами местного самоуправления Счетная палата интегрирована в единую межведомственную систему электронного документооборота - "Электронное Правительство Республики Татарстан".

Гласность в работе

Деятельность Счетной палаты Республики Татарстан, заседания Коллегии Счетной палаты, Межведомственного координационного совета по вопросам государственного финансового контроля в Республике Татарстан и Совета контрольно-счетных органов Республики Татарстан регулярно освещались в средствах массовой информации, в том числе в федеральных изданиях.
Информация о деятельности Счетной палаты размещалась на официальном сайте (http://www.sprt.ru), на сайте Ассоциации контрольно-счетных органов России "Счетные палаты России" (http://www.ach-fci.ru) и в журнале Ассоциации контрольно-счетных органов России "Вестник АКСОР".
В журнале "Вестник АКСОР" (N 2, 2012) опубликованы статья Председателя Счетной палаты Республики Татарстан А.И. Демидова "Аудит эффективности расходования бюджетных средств на государственные и муниципальные услуги" и обзорная статья о деятельности Совета контрольно-счетных органов Республики Татарстан (N 3, 2012).
Информация с официального сайта Республики Татарстан использовалась федеральными информационными агентствами (РИА-Новости, Интерфакс-Поволжье, Прайм-ТАСС, ИТАР-ТАСС, РЕГНУМ и др.).
В 2012 году зарегистрировано 20624 посещения сайта Счетной палаты (в 2011 году - 17135, в 2010 году - 12790).
В 2012 году в средствах массовой информации (интернет-издания, журналы, газеты и на телевидении) деятельность Счетной палаты представлена в 211 материалах и телесюжетах.
Итоговые документы по результатам проведенных контрольных мероприятий, хроника деятельности Счетной палаты ежеквартально публиковались в информационных бюллетенях Счетной палаты Республики Татарстан. Бюллетени Счетной палаты направлялись Президенту Республики Татарстан, в Государственный Совет Республики Татарстан, Кабинет Министров Республики Татарстан, членам Межведомственного координационного совета по вопросам государственного финансового контроля в Республике Татарстан.

Обзор документа

Результаты деятельности Счетной палаты.
По результатам проведенных Счетной палатой РТ в 2012 г. контрольных мероприятий выявлено нарушений на общую сумму 3043991,9 тыс. руб. Восстановлено средств в бюджеты всех уровней и принято мер по выявленным нарушениям на общую сумму 2530004,3 тыс. руб.
К дисциплинарной ответственности по представлениям Счетной палаты и органов прокуратуры привлечено 104 должностных лица, освобождены от занимаемой должности 15 должностных лиц. К административной ответственности в виде штрафов привлечены 3 юридических и 10 должностных лиц. По результатам проведенных проверок возбуждено 4 уголовных дела.
Счетной палатой проведено 53 контрольно-ревизионных мероприятия, проверено 483 объекта. Объем проверенных средств составил 112,9 млрд. руб.
При осуществлении предварительного, текущего и последующего контроля за исполнением бюджета республики и бюджета Территориального ФОМС РТ проведено 108 экспертно-аналитических мероприятий.
В рамках предварительного контроля проведена экспертиза 20 проектов законов, а также экспертиза проектов 3 нормативных правовых актов.
Представлен анализ взаимодействия со Счетной палатой РФ, контрольно-счетными органами субъектов РФ и муниципальных образований, а также с органами госвласти республики и правоохранительными органами.
Информация о деятельности Счетной палаты размещалась на официальном сайте, на сайте Ассоциации контрольно-счетных органов России и в журнале Ассоциации.
Зарегистрировано 20624 посещения сайта Счетной палаты (в 2011 г. - 17135, в 2010 г. - 12790).
Назад