Новости и аналитика Горячие документы Региональные Республика Татарстан Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 14 ноября 2025 г. N 945 "Об утверждении Положения о региональном государственном контроле (надзоре) в области продажи безалкогольных тонизирующих напитков (в том числе энергетических)" (документ не вступил в силу)

Обзор документа

22 ноября 2025

gerb

Кабинет Министров Республики Татарстан


Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 14 ноября 2025 г. N 945 "Об утверждении Положения о региональном государственном контроле (надзоре) в области продажи безалкогольных тонизирующих напитков (в том числе энергетических)" (документ не вступил в силу)

Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 14 ноября 2025 г. N 945
"Об утверждении Положения о региональном государственном контроле (надзоре) в области продажи безалкогольных тонизирующих напитков (в том числе энергетических)"


В соответствии со статьей 5 Федерального закона от 8 августа 2024 года N 304-ФЗ "О запрете продажи безалкогольных тонизирующих напитков (в том числе энергетических) несовершеннолетним и о внесении изменения в статью 44 Федерального закона "Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации", пунктом 3 части 2 статьи 3 Федерального закона от 31 июля 2020 года N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" Кабинет Министров Республики Татарстан постановляет:

1. Утвердить прилагаемое Положение о региональном государственном контроле (надзоре) в области продажи безалкогольных тонизирующих напитков (в том числе энергетических).

2. Установить, что настоящее постановление вступает в силу через 10 дней после дня его официального опубликования.


Премьер-министр
Республики Татарстан

А.В. Песошин



Положение
о региональном государственном контроле (надзоре) в области продажи безалкогольных тонизирующих напитков (в том числе энергетических)
(утв. постановлением КМ РТ от 14 ноября 2025 г. N 945)


I. Общие положения


1.1. Настоящее Положение устанавливает порядок организации и осуществления регионального государственного контроля (надзора) в области продажи безалкогольных тонизирующих напитков (в том числе энергетических) (далее - региональный государственный контроль (надзор)).

1.2. Предметом регионального государственного контроля (надзора) является соблюдение организациями, индивидуальными предпринимателями, крестьянскими (фермерскими) хозяйствами без образования юридического лица, гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами и лицами без гражданства запретов и ограничений, установленных статьями 2-4 Федерального закона от 8 августа 2024 года N 304-ФЗ "О запрете продажи безалкогольных тонизирующих напитков (в том числе энергетических) несовершеннолетним и о внесении изменения в статью 44 Федерального закона "Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации".

1.3. Региональный государственный контроль (надзор) осуществляется Государственной инспекцией Республики Татарстан по обеспечению государственного контроля за производством, оборотом и качеством этилового спирта, алкогольной продукции и защите прав потребителей (далее - Госалкогольинспекция Республики Татарстан).

Реализация полномочий Госалкогольинспекции Республики Татарстан, предусмотренных настоящим Положением, осуществляется в пределах установленной штатной численности и фонда оплаты труда работников аппарата и территориальных органов Госалкогольинспекции Республики Татарстан.

1.4. Перечень должностных лиц аппарата Госалкогольинспекции Республики Татарстан и ее территориальных органов, уполномоченных на осуществление регионального государственного контроля (надзора) (далее - должностные лица), указан в приложении N 1 к настоящему Положению.

На принятие решений о проведении контрольных (надзорных) мероприятий уполномочен руководитель (заместитель руководителя) Госалкогольинспекции Республики Татарстан.

1.5. Должностные лица при проведении контрольного (надзорного) мероприятия в пределах своих полномочий и в объеме проводимых контрольных (надзорных) действий пользуются правами, установленными частью 2 статьи 29 Федерального закона от 31 июля 2020 года N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 31 июля 2020 года N 248-ФЗ), а также следующими правами:

а) выдавать контролируемым лицам предписания об устранении выявленных нарушений запретов и ограничений, указанных в пункте 1.2 настоящего Положения;

б) составлять протоколы об административных правонарушениях, рассматривать дела об административных правонарушениях.

1.6. Под контролируемыми лицами в целях реализации настоящего Положения понимаются организации, индивидуальные предприниматели, крестьянские (фермерские) хозяйства без образования юридического лица, граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства, деятельность, действия которых либо производственные объекты, находящиеся во владении и (или) в пользовании которых подлежат региональному государственному контролю (надзору).

1.7. Объектами регионального государственного контроля (надзора) (далее - объект контроля) являются:

а) деятельность, действия (бездействие) организаций, индивидуальных предпринимателей, крестьянских (фермерских) хозяйств без образования юридического лица, граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства в области продажи безалкогольных тонизирующих напитков (в том числе энергетических), в рамках которых должны соблюдаться запреты и ограничения, предъявляемые к осуществлению данной деятельности;

б) здания, помещения, сооружения, территории, оборудование, устройства, предметы, транспортные средства и другие объекты, которыми организации, индивидуальные предприниматели, крестьянские (фермерские) хозяйства без образования юридического лица, граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства владеют и (или) пользуются в рамках осуществления деятельности в области продажи безалкогольных тонизирующих напитков (в том числе энергетических).

1.8. Учет объектов контроля осуществляется Госалкогольинспекцией Республики Татарстан посредством:

а) Единого государственного реестра юридических лиц;

б) Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей;

в) базы данных Госалкогольинспекции Республики Татарстан "Проверки";

г) сбора, обработки, анализа и учета информации об объектах контроля, представляемой Госалкогольинспекции Республики Татарстан федеральными органами власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, республиканскими органами исполнительной власти, информации, получаемой в рамках межведомственного взаимодействия, а также общедоступной информации, в том числе размещенной в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".


II. Управление рисками причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям при осуществлении регионального государственного контроля (надзора)


2.1. При осуществлении регионального государственного контроля (надзора) применяется рискориентированный подход, определяющий выбор профилактических и контрольных (надзорных) мероприятий, их содержание и интенсивность.

2.2. При осуществлении регионального государственного контроля (надзора) плановые контрольные (надзорные) мероприятия не проводятся.

2.3. Госалкогольинспекция Республики Татарстан при осуществлении регионального государственного контроля (надзора) относит объекты контроля к одной из следующих категорий риска причинения вреда (ущерба) (далее - категории риска):

а) средний риск;

б) умеренный риск;

в) низкий риск.

2.4. Актуализация присвоенных объектам контроля категорий риска производится Госалкогольинспекцией Республики Татарстан на регулярной основе с учетом постоянного мониторинга (сбора, обработки, анализа и учета) сведений, используемых для оценки и управления рисками причинения вреда (ущерба), а также информации, получаемой в рамках межведомственного взаимодействия и общедоступной информации.

2.5. Критерии отнесения объектов контроля к категориям риска приведены в приложении N 2 к настоящему Положению.

2.6. В целях оценки риска причинения вреда (ущерба) при принятии решения о проведении и выборе вида внепланового контрольного (надзорного) мероприятия применяются индикаторы риска нарушения обязательных требований в области продажи безалкогольных тонизирующих напитков (в том числе энергетических):

а) наличие сведений о нахождении на территории зданий, строений, сооружений, помещений, используемых для реализации безалкогольных тонизирующих напитков (в том числе энергетических) организаций, осуществляющих детскую, образовательную, медицинскую деятельность, полученных от федеральных органов власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, республиканских органов исполнительной власти, от граждан и организаций, а также из общедоступной информации, в том числе размещенной в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет";

б) наличие сведений о продаже безалкогольных тонизирующих напитков (в том числе энергетических) в физкультурно-оздоровительных и спортивных сооружениях, в открытых общественных местах при проведении массовых молодежных культурно-зрелищных и спортивных мероприятий, полученных от федеральных органов власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, республиканских органов исполнительной власти, от граждан и организаций, а также из общедоступной информации, в том числе размещенной в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет";

в) наличие в государственной информационной системе мониторинга за оборотом товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, в течение календарного месяца сведений о реализации в объекте розничной торговли безалкогольных тонизирующих напитков, ранее выведенных из оборота;

г) наличие в государственной информационной системе мониторинга оборота товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, сведений об объекте розничной торговли, осуществляющем оборот безалкогольных тонизирующих напитков с истекшим сроком годности;

д) отсутствие сведений в государственной информационной системе мониторинга за оборотом товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, о регистрации субъекта контроля;

е) отсутствие в государственной информационной системе мониторинга за оборотом товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, информации об объемах продажи безалкогольных напитков, подлежащих маркировке, на протяжении более 30 календарных дней при наличии информации о продаже безалкогольных тонизирующих напитков (в том числе энергетических).

Указанные сведения выявляются посредством проведения наблюдения за соблюдением запретов и ограничений.


III. Профилактика рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям


3.1. Программа профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 25 июня 2021 г. N 990 "Об утверждении Правил разработки, утверждения и актуализации контрольными (надзорными) органами программы профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям", ежегодно утверждается руководителем Госалкогольинспекции Республики Татарстан не позднее 20 декабря года, предшествующего году проведения профилактических мероприятий, и размещается на официальном сайте Госалкогольинспекции Республики Татарстан в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в течение пяти дней со дня утверждения.

Программа профилактики состоит из разделов, предусмотренных частью 2 статьи 44 Федерального закона от 31 июля 2020 года N 248-ФЗ.

3.2. При осуществлении регионального государственного контроля (надзора) проводятся следующие профилактические мероприятия:

а) информирование;

б) обобщение правоприменительной практики;

в) объявление предостережения;

г) консультирование;

д) профилактический визит.

3.3. Информирование по вопросам соблюдения обязательных требований осуществляется в порядке, установленном статьей 46 Федерального закона от 31 июля 2020 года N 248-ФЗ.

3.4. Доклад, содержащий результаты обобщения правоприменительной практики, должен готовиться не позднее 1 марта года, следующего за отчетным годом, утверждается приказом руководителя Госалкогольинспекции Республики Татарстан до 12 марта и размещается на официальном сайте Госалкогольинспекции Республики Татарстан в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" не позднее трех дней со дня его утверждения. Доклад, содержащий результаты обобщения правоприменительной практики, готовится не реже одного раза в год.

3.5. В случае объявления Госалкогольинспекцией Республики Татарстан контролируемому лицу предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований (далее - предостережение) в соответствии со статьей 49 Федерального закона от 31 июля 2020 года N 248-ФЗ контролируемое лицо вправе в течение 10 дней со дня получения предостережения подать в отношении предостережения возражение.

Возражение направляется на бумажном носителе почтовым отправлением либо в виде электронного документа на указанный в предостережении адрес электронной почты Госалкогольинспекции Республики Татарстан либо с использованием единого портала государственных (муниципальных) услуг и (или) регионального портала государственных и муниципальных услуг, либо иными указанными в предостережении способами.

3.6. Возражение должно содержать:

а) фамилию, имя и отчество (при наличии), сведения о месте жительства контролируемого лица - физического лица либо наименование, сведения о месте нахождения контролируемого лица - юридического лица, а также номер (номера) контактного телефона, адрес (адреса) электронной почты (при наличии) и почтовый адрес, по которым должен быть направлен ответ;

б) сведения о предостережении (номер и дата объявления) и должностном лице, направившем предостережение;

в) доводы, на основании которых контролируемое лицо не согласно с предостережением (с приложением подтверждающих указанные доводы сведений и (или) документов).

3.7. В случае если из представленных контролируемым лицом сведений и (или) документов невозможно достоверно определить сведения, указанные в подпунктах "а" и (или) "б" пункта 3.6 настоящего Положения, возражение в течение трех рабочих дней со дня поступления в Госалкогольинспекцию Республики Татарстан возвращается контролируемому лицу без рассмотрения с указанием причин невозможности рассмотрения и разъяснением порядка надлежащего обращения.

3.8. Возражение рассматривается должностными лицами Госалкогольинспекции Республики Татарстан в течение 15 рабочих дней со дня поступления возражения в Госалкогольинспекцию Республики Татарстан.

3.9. По результатам рассмотрения возражения Госалкогольинспекцией Республики Татарстан принимается одно из следующих решений:

а) об оставлении предостережения без изменения;

б) об отмене предостережения.

3.10. Информация о принятом решении, предусмотренном пунктом 3.9 настоящего Положения, в течение одного рабочего дня со дня его принятия направляется контролируемому лицу, представившему возражение, тем же способом, которым было направлено возражение.

3.11. Должностное лицо Госалкогольинспекции Республики Татарстан проводит консультирование контролируемых лиц в письменной форме при их письменном обращении либо в устной форме по телефону, посредством видео-конференц-связи или на личном приеме у должностного лица в ходе осуществления контрольного (надзорного) мероприятия или публичного мероприятия. Запись на консультирование и осуществление письменного консультирования может производиться с использованием единого портала государственных (муниципальных) услуг.

Консультирование по однотипным обращениям контролируемых лиц и их представителей (при поступлении трех или более обращений, содержащих однородные вопросы) может осуществляться посредством размещения на официальном сайте Госалкогольинспекции Республики Татарстан в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" письменного разъяснения, подписанного руководителем (заместителем руководителя) Госалкогольинспекции Республики Татарстан.

3.12. Консультирование осуществляется по следующим вопросам:

а) соблюдение запретов и ограничений, которые являются предметом регионального государственного контроля (надзора), содержание и последствия их изменения;

б) необходимые организационные и (или) технические мероприятия, которые контролируемые лица могут провести с целью соблюдения запретов и ограничений;

в) особенности осуществления регионального государственного контроля (надзора).

3.13. Профилактический визит проводится в форме профилактической беседы должностным лицом Госалкогольинспекции Республики Татарстан по месту осуществления деятельности контролируемого лица либо путем использования видео-конференц-связи или мобильного приложения "Инспектор".

3.14. В ходе профилактического визита контролируемое лицо информируется об обязательных требованиях, предъявляемых к его деятельности либо к принадлежащим ему объектам контроля, из числа требований, соблюдение которых включено в предмет регионального государственного контроля (надзора), а должностное лицо Госалкогольинспекции Республики Татарстан осуществляет ознакомление с объектом контроля и проводит оценку уровня соблюдения контролируемым лицом обязательных требований.

3.15. Профилактический визит проводится по инициативе Госалкогольинспекции Республики Татарстан (обязательный профилактический визит) или по инициативе контролируемого лица.

Обязательный профилактический визит в рамках регионального государственного контроля (надзора) проводится в случаях, предусмотренных пунктом 4 части 1 статьи 52.1 Федерального закона от 31 июля 2020 года N 248-ФЗ.

Профилактический визит по инициативе контролируемого лица проводится в соответствии со статьей 52.2 Федерального закона от 31 июля 2020 года N 248-ФЗ.


IV. Осуществление регионального государственного контроля (надзора)


4.1. В решении о проведении контрольного (надзорного) мероприятия указываются сведения, установленные пунктами 1-14 части 1 статьи 64 Федерального закона от 31 июля 2020 года N 248-ФЗ.

4.2. При проведении контрольных (надзорных) мероприятий должностными лицами для фиксации доказательств нарушений обязательных требований могут использоваться фотосъемка, аудио- и видеозапись, а также иные способы фиксации доказательств.

4.3. Фотографии, аудио- и видеозаписи, используемые для фиксации доказательств, должны позволять однозначно идентифицировать объект фиксации, отражающий нарушение обязательных требований. Фотографии, аудио- и видеозаписи, используемые для доказательств нарушений обязательных требований, прикладываются к акту контрольного (надзорного) мероприятия.

4.4. Региональный государственный контроль (надзор) осуществляется посредством проведения следующих контрольных (надзорных) мероприятий с взаимодействием с контролируемым лицом:

а) контрольная закупка;

б) мониторинговая закупка;

в) инспекционный визит;

г) документарная проверка;

д) выездная проверка.

4.5. Указанные в пункте 4.4 настоящего Положения контрольные (надзорные) мероприятия проводятся должностными лицами в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 31 июля 2020 года N 248-ФЗ.

4.6. В обязательном порядке с использованием видеозаписи проводятся контрольные (надзорные) мероприятия, перечисленные в подпунктах "а"-"в", "д" пункта 4.4 настоящего Положения.

В обязательном порядке с использованием видеозаписи проводится осмотр в отсутствие контролируемого лица или его представителя.

Фотосъемка и (или) видеозапись должны включать в себя:

а) вид на указатель адреса нахождения объекта контроля (при наличии);

б) вид на входную группу объекта контроля, включая его укрупненные элементы;

в) помещения, торговое оборудование, оборудование для оказания услуг общественного питания, используемые для хранения (реализации) алкогольной и спиртосодержащей продукции;

г) факты и события, указывающие на нарушение обязательных требований;

д) предметы административного правонарушения;

е) действия (бездействие) контролируемого лица либо его представителя, имеющие отношение к соблюдению обязательных требований и проведению контрольного (надзорного) мероприятия.

4.7. Под контрольной закупкой понимается контрольное (надзорное) мероприятие, в ходе которого должностным лицом Госалкогольинспекции Республики Татарстан совершаются действия по созданию ситуации для осуществления сделки в целях оценки соблюдения обязательных требований при продаже безалкогольных тонизирующих напитков (в том числе энергетических).

Контрольная закупка проводится без предварительного уведомления контролируемого лица.

Срок проведения контрольной закупки определяется периодом времени, в течение которого обычно осуществляется сделка, в целях оценки соблюдения обязательных требований при продаже продукции (товаров), оказании услуг потребителям.

Срок непосредственного личного взаимодействия должностного лица Госалкогольинспекции Республики Татарстан и контролируемого лица в рамках проведения контрольной закупки не может превышать один рабочий день.

В ходе проведения контрольной закупки осуществляются следующие контрольные (надзорные) действия:

а) осмотр;

б) эксперимент.

4.8. Под мониторинговой закупкой понимается контрольное (надзорное) мероприятие, в ходе которого должностным лицом Госалкогольинспекции Республики Татарстан совершаются действия по созданию ситуации для осуществления сделки в целях последующего направления безалкогольных тонизирующих напитков (в том числе энергетических) на экспертизу на предмет ее соответствия обязательным требованиям к безопасности и (или) качеству.

Мониторинговая закупка проводится без предварительного уведомления контролируемого лица.

Срок проведения мониторинговой закупки определяется периодом времени, в течение которого обычно осуществляется сделка и проводится экспертиза.

Срок непосредственного личного взаимодействия должностного лица Госалкогольинспекции Республики Татарстан и контролируемого лица в рамках проведения мониторинговой закупки не может превышать один рабочий день.

В ходе проведения мониторинговой закупки могут осуществляться следующие контрольные (надзорные) действия:

а) осмотр;

б) опрос;

в) истребование документов;

г) экспертиза.

После объявления о проведении мониторинговой закупки должностное лицо Госалкогольинспекции Республики Татарстан на месте составляет протокол о проведении мониторинговой закупки и направлении продукции (товаров) на экспертизу в двух экземплярах.

В протоколе мониторинговой закупки указываются вопросы, поставленные перед экспертом и (или) экспертной организацией, а также перечень продукции (товаров), предоставляемой в распоряжение эксперта и (или) экспертной организации.

Должностным лицом Госалкогольинспекции Республики Татарстан, которое осуществляло мониторинговую закупку, определяется место проведения экспертизы.

Продукция (товары) направляется для проведения экспертизы в количестве, не превышающем нормы, установленные национальными стандартами, правилами отбора образцов, проб и методами исследований, испытаний, измерений, техническими регламентами или действующими до дня их вступления в силу иными нормативными техническими документами, правилами и методами исследований, испытаний, измерений.

Направление продукции (товаров) на экспертизу осуществляется не позднее трех рабочих дней со дня проведения мониторинговой закупки.

Проведение экспертизы по результатам мониторинговой закупки осуществляется в соответствии со статьей 84 Федерального закона от 31 июля 2020 года N 248-ФЗ.

Экспертиза проводится в следующем порядке:

а) отбор проб (образцов) продукции (товаров);

б) проведение исследования (испытаний) и измерений (необходимость их проведения устанавливается экспертом и (или) экспертной организацией);

в) проведение экспертизы отобранной пробы (образца) продукции (товаров);

г) оформление результатов проведения экспертизы и подписание экспертного заключения (в трех экземплярах) экспертом и (или) экспертной организацией.

В экспертном заключении указывается кем и на каком основании проводилась экспертиза по результатам мониторинговой закупки, даются обоснованные ответы на поставленные перед экспертом и (или) экспертной организацией вопросы и делаются выводы.

Экспертное заключение приобщается к акту контрольного (надзорного) мероприятия.

4.9. Под инспекционным визитом понимается контрольное (надзорное) мероприятие, проводимое путем взаимодействия с конкретным контролируемым лицом и (или) владельцем (пользователем) объекта контроля.

Инспекционный визит проводится по месту нахождения (осуществления деятельности) контролируемого лица (его филиалов, представительств, обособленных структурных подразделений) либо объекта контроля.

Инспекционный визит может быть проведен с использованием средств дистанционного взаимодействия, в том числе посредством видео-конференц-связи, а также с использованием мобильного приложения "Инспектор".

В ходе инспекционного визита могут совершаться следующие контрольные (надзорные) действия:

а) осмотр;

б) опрос;

в) получение письменных объяснений;

г) инструментальное обследование;

д) истребование документов, которые в соответствии с обязательными требованиями должны находиться в месте нахождения (осуществления деятельности) контролируемого лица (его филиалов, представительств, обособленных структурных подразделений) либо объекта контроля.

Инспекционный визит проводится без предварительного уведомления контролируемого лица.

Срок проведения инспекционного визита в одном месте осуществления деятельности не может превышать один рабочий день.

4.10. Под документарной проверкой понимается контрольное (надзорное) мероприятие, которое проводится по месту нахождения Госалкогольинспекции Республики Татарстан (ее территориального органа) и предметом которого являются исключительно сведения, содержащиеся в документах контролируемых лиц, устанавливающих их организационно-правовую форму, права и обязанности, а также документы, используемые при осуществлении их деятельности и связанные с исполнением ими обязательных требований и решений Госалкогольинспекции Республики Татарстан.

При необходимости, если достоверность сведений, содержащихся в документах, вызывает обоснованные сомнения либо эти сведения не позволяют оценить исполнение контролируемым лицом обязательных требований, должностное лицо Госалкогольинспекции Республики Татарстан, осуществляющее документарную проверку, вправе истребовать у контролируемого лица иные необходимые документы.

Срок проведения документарной проверки не может превышать 10 рабочих дней. На период с момента направления должностным лицом Госалкогольинспекции Республики Татарстан контролируемому лицу требования представить необходимые для рассмотрения в ходе документарной проверки документы до момента представления указанных в требовании документов в Госалкогольинспекцию Республики Татарстан (территориальный орган), а также период с момента направления контролируемому лицу информации Госалкогольинспекции Республики Татарстан о выявлении ошибок и (или) противоречий в представленных контролируемым лицом документах либо о несоответствии сведений, содержащихся в этих документах, сведениям, содержащимся в имеющихся у Госалкогольинспекции Республики Татарстан документах и (или) полученным при осуществлении государственного контроля (надзора), и требования представить необходимые письменные объяснения до момента представления указанных письменных объяснений в Госалкогольинспекцию Республики Татарстан (территориальный орган) исчисление срока проведения документарной проверки приостанавливается.

В ходе проведения документарной проверки могут осуществляться следующие контрольные (надзорные) действия:

а) получение письменных объяснений;

б) истребование документов;

в) экспертиза.

4.11. Под выездной проверкой понимается комплексное контрольное (надзорное) мероприятие, проводимое посредством взаимодействия с конкретным контролируемым лицом, владеющим производственными объектами и (или) использующим их для продажи безалкогольных тонизирующих напитков (в том числе энергетических), в целях оценки соблюдения таким лицом обязательных требований, а также оценки выполнения решений Госалкогольинспекции Республики Татарстан.

О проведении выездной проверки контролируемое лицо уведомляется путем направления копии решения о проведении выездной проверки не позднее чем за 24 часа до ее начала в порядке, предусмотренном статьей 21 Федерального закона от 31 июля 2020 года N 248-ФЗ.

Срок проведения выездной проверки не может превышать 10 рабочих дней.

В отношении одного субъекта малого предпринимательства общий срок взаимодействия в ходе проведения выездной проверки не может превышать 50 часов для малого предприятия и 15 часов для микропредприятия.

Выездная проверка проводится по месту нахождения (осуществления деятельности) контролируемого лица (его филиалов, представительств, обособленных структурных подразделений) либо объекта контроля.

Выездная проверка может быть проведена с использованием средств дистанционного взаимодействия, в том числе посредством видео-конференц-связи, а также с использованием мобильного приложения "Инспектор".

В ходе проведения выездной проверки могут осуществляться следующие контрольные (надзорные) действия:

а) осмотр;

б) досмотр;

в) опрос;

г) получение письменных объяснений;

д) истребование документов;

е) отбор проб (образцов);

ж) экспертиза;

з) эксперимент.

4.12. Срок проведения контрольного (надзорного) мероприятия может быть приостановлен уполномоченным должностным лицом Госалкогольинспекции Республики Татарстан на основании мотивированного представления должностного лица в случае, если срок осуществления экспертиз или испытаний превышает срок проведения контрольного (надзорного) мероприятия, на срок осуществления экспертиз или испытаний.


V. Результаты контрольного (надзорного) мероприятия


5.1. Результаты контрольного (надзорного) мероприятия оформляются в порядке, предусмотренном главой 16 Федерального закона от 31 июля 2020 года N 248-ФЗ.

5.2. По окончании проведения контрольного (надзорного) мероприятия, предусматривающего взаимодействие с контролируемым лицом, составляется акт контрольного (надзорного) мероприятия (далее - акт).

В случае если по результатам проведения контрольного (надзорного) мероприятия выявлено нарушение обязательных требований, в акте должно быть указано, какое именно обязательное требование нарушено, каким нормативным правовым актом и его структурной единицей оно установлено. В случае устранения выявленного нарушения до окончания проведения контрольного (надзорного) мероприятия, предусматривающего взаимодействие с контролируемым лицом, в акте указывается факт его устранения. Документы, иные материалы, являющиеся доказательствами нарушения обязательных требований, должны быть приобщены к акту.

Оформление акта производится на месте проведения контрольного (надзорного) мероприятия в день окончания проведения такого мероприятия, если иной порядок оформления акта не установлен Правительством Российской Федерации.

5.3. Контролируемое лицо или его представитель знакомится с содержанием акта на месте проведения контрольного (надзорного) мероприятия.

В случае проведения контрольных (надзорных) мероприятий с использованием мобильного приложения "Инспектор" либо составления акта контрольного (надзорного) мероприятия без взаимодействия, а также в случае, если составление акта по результатам контрольного (надзорного) мероприятия на месте его проведения невозможно по причине совершения контрольных (надзорных) действий, предусмотренных пунктами 6-9 части 1 статьи 65 Федерального закона от 31 июля 2020 года N 248-ФЗ, или в иных случаях, установленных Федеральным законом от 31 июля 2020 года N 248-ФЗ, акт направляется контролируемому лицу в течение трех рабочих дней.

5.4. Контролируемое лицо или его представитель подписывает акт тем же способом, которым изготовлен данный акт. При отказе или невозможности подписания контролируемым лицом или его представителем акта по итогам проведения контрольного (надзорного) мероприятия должностным лицом Госалкогольинспекции Республики Татарстан в акте делается соответствующая отметка.

5.5. В случае выявления при проведении контрольного (надзорного) мероприятия нарушений обязательных требований контролируемым лицом Госалкогольинспекция Республики Татарстан в пределах полномочий, предусмотренных законодательством, обязана:

выдать после оформления акта контролируемому лицу предписание об устранении выявленных нарушений обязательных требований с указанием разумных сроков их устранения, если выявленные нарушения обязательных требований не устранены до окончания проведения контрольного (надзорного) мероприятия;

незамедлительно принять предусмотренные законодательством меры по недопущению причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям или прекращению его причинения;

при выявлении в ходе контрольного (надзорного) мероприятия признаков преступления или административного правонарушения направить соответствующую информацию в компетентный государственный орган и в рамках своей компетенции принять меры по привлечению виновных лиц к установленной законом административной ответственности;

принять меры по осуществлению контроля за устранением выявленных нарушений обязательных требований, предупреждению нарушений обязательных требований, предотвращению возможного причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, при неисполнении предписания в установленные сроки принять меры по обеспечению его исполнения вплоть до обращения в суд с требованием о принудительном исполнении предписания, если такая мера предусмотрена законодательством;

рассмотреть вопрос о выдаче рекомендаций по соблюдению обязательных требований, проведении иных мероприятий, направленных на профилактику рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям.

5.6. Предписание об устранении выявленных нарушений выдается контролируемому лицу в соответствии со статьей 90.1 Федерального закона от 31 июля 2020 года N 248-ФЗ.


VI. Досудебный порядок подачи жалобы


6.1. Действия (бездействие) должностных лиц Госалкогольинспекции Республики Татарстан, решения, принятые Госалкогольинспекцией Республики Татарстан в ходе осуществления регионального государственного контроля (надзора), могут быть обжалованы контролируемым лицом в досудебном (внесудебном) порядке в соответствии с положениями главы 9 Федерального закона от 31 июля 2020 года N 248-ФЗ.

При рассмотрении жалобы используется информационная система (подсистема государственной информационной системы) досудебного обжалования, за исключением случаев, когда рассмотрение жалобы связано со сведениями и документами, составляющими государственную или иную охраняемую законом тайну.

6.2. Жалоба на решение территориального органа Госалкогольинспекции Республики Татарстан, действия (бездействие) его должностных лиц рассматривается руководителем (заместителем руководителя) данного территориального органа.

Жалоба на действия (бездействие) руководителя (заместителя руководителя) территориального органа Госалкогольинспекции Республики Татарстан рассматривается руководителем Госалкогольинспекции Республики Татарстан.

Жалоба на решения Госалкогольинспекции Республики Татарстан, принятые ее аппаратом, действия (бездействие) должностных лиц аппарата Госалкогольинспекции Республики Татарстан рассматривается руководителем Госалкогольинспекции Республики Татарстан.

6.3. Жалоба на решения, действия (бездействие) руководителя (заместителя руководителя) Госалкогольинспекции Республики Татарстан рассматривается коллегиальным органом для рассмотрения жалоб из числа должностных лиц Госалкогольинспекции Республики Татарстан (не менее трех должностных лиц).

Решение о создании коллегиального органа для рассмотрения жалоб принимается руководителем Госалкогольинспекции Республики Татарстан.

6.4. Жалоба подлежит рассмотрению в течение 15 рабочих дней со дня ее регистрации в информационной системе (подсистеме государственной информационной системы) досудебного обжалования.

6.5. Решение Госалкогольинспекции Республики Татарстан по итогам рассмотрения жалобы размещается в личном кабинете контролируемого лица на едином портале государственных и муниципальных услуг и (или) региональном портале государственных и муниципальных услуг не позднее одного рабочего дня со дня его принятия.

6.6. Рассмотрение жалобы, связанной со сведениями и документами, составляющими государственную или иную охраняемую законом тайну, осуществляется с соблюдением положений нормативных правовых актов, регулирующих отношения, связанные с защитой государственной или иной охраняемой законом тайны, на бумажном носителе.

6.7. По итогам рассмотрения жалобы принимается одно из следующих решений:

а) оставление жалобы без удовлетворения;

б) отмена решения Госалкогольинспекции Республики Татарстан полностью или частично;

в) отмена решения Госалкогольинспекции Республики Татарстан полностью и принятие нового решения;

г) признание действий (бездействия) должностных лиц Госалкогольинспекции Республики Татарстан незаконными и вынесение решения по существу, в том числе об осуществлении при необходимости определенных действий.


VII. Ключевые показатели и их целевые значения, индикативные показатели для регионального государственного контроля (надзора)


7.1. Ключевым показателем эффективности и результативности осуществления регионального государственного контроля (надзора) является уровень соблюдения обязательных требований в области продажи безалкогольных тонизирующих напитков (в том числе энергетических).

Целевое значение ключевого показателя - 99 процентов.

Расчет ключевого показателя производится по формуле:


,


где Уо - уровень соблюдения обязательных требований в области продажи безалкогольных тонизирующих напитков (в том числе энергетических), процентов;

КлПН - количество продаж безалкогольных тонизирующих напитков (в том числе энергетических) несовершеннолетним;

КлПЭ - количество продаж безалкогольных тонизирующих напитков (в том числе энергетических) в зданиях, строениях, сооружениях, помещениях, используемых для непосредственного осуществления образовательной деятельности, медицинской деятельности, деятельности в области культуры, физической культуры и спорта;

КлОТ - количество объектов торговли.

Источники данных:

сведения, содержащиеся в государственной информационной системе мониторинга за оборотом товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации;

сведения Госалкогольинспекции Республики Татарстан о нарушениях в сфере продажи безалкогольных тонизирующих напитков (в том числе энергетических).

7.2. Индикативными показателями эффективности и результативности осуществления регионального государственного контроля (надзора) являются:

а) количество внеплановых контрольных (надзорных) мероприятий, проведенных за отчетный период;

б) количество внеплановых контрольных (надзорных) мероприятий, проведенных за отчетный период на основании выявления соответствия объекта контроля параметрам, утвержденным индикаторами риска нарушения обязательных требований, или отклонения объекта контроля от таких параметров, за отчетный период;

в) количество контрольных (надзорных) мероприятий со взаимодействием, проведенных за отчетный период;

г) количество контрольных (надзорных) мероприятий со взаимодействием по каждому виду контрольных (надзорных) мероприятий, проведенных за отчетный период;

д) количество контрольных (надзорных) мероприятий, проведенных с использованием средств дистанционного взаимодействия, за отчетный период;

е) количество предостережений о недопустимости нарушения обязательных требований, объявленных за отчетный период;

ж) количество контрольных (надзорных) мероприятий, по результатам которых выявлены нарушения обязательных требований, за отчетный период;

з) количество контрольных (надзорных) мероприятий, по итогам которых возбуждены дела об административных правонарушениях, за отчетный период;

и) сумма административных штрафов, наложенных по результатам контрольных (надзорных) мероприятий, за отчетный период;

к) количество направленных в органы прокуратуры заявлений о согласовании проведения контрольных (надзорных) мероприятий за отчетный период;

л) количество направленных в органы прокуратуры заявлений о согласовании проведения контрольных (надзорных) мероприятий, по которым органами прокуратуры отказано в согласовании, за отчетный период;

м) количество учтенных объектов контроля на конец отчетного периода;

н) количество учтенных контролируемых лиц на конец отчетного периода;

о) количество учтенных контролируемых лиц, в отношении которых проведены контрольные (надзорные) мероприятия, за отчетный период;

п) количество жалоб, поданных контролируемыми лицами в досудебном порядке, за отчетный период;

р) количество жалоб, в отношении которых Госалкогольинспекцией Республики Татарстан был нарушен срок рассмотрения, за отчетный период;

с) количество жалоб, поданных контролируемыми лицами в досудебном порядке, по итогам рассмотрения которых принято решение о полной либо частичной отмене решения Госалкогольинспекции Республики Татарстан либо о признании действий (бездействия) должностных лиц Госалкогольинспекции Республики Татарстан недействительными, за отчетный период;

т) количество исковых заявлений об оспаривании решений, действий (бездействия) должностных лиц Госалкогольинспекции Республики Татарстан, направленных контролируемыми лицами в судебном порядке, за отчетный период;

у) количество исковых заявлений об оспаривании решений, действий (бездействия) должностных лиц Госалкогольинспекции Республики Татарстан, направленных контролируемыми лицами в судебном порядке, по которым принято решение об удовлетворении заявленных требований, за отчетный период;

ф) количество контрольных (надзорных) мероприятий, проведенных с грубым нарушением требований к организации и осуществлению государственного контроля (надзора) и результаты которых были признаны недействительными и (или) отменены, за отчетный период.

7.3. Анализ ключевого показателя отражается в докладе об осуществлении регионального государственного контроля (надзора) и об эффективности такого контроля (надзора), подготавливаемом по итогам календарного года.



Приложение N 1
к Положению о региональном государственном
контроле (надзоре) в области продажи
безалкогольных тонизирующих напитков
(в том числе энергетических)


Перечень
должностных лиц Государственной инспекции Республики Татарстан по обеспечению государственного контроля за производством, оборотом и качеством этилового спирта, алкогольной продукции и защите прав потребителей, уполномоченных осуществлять региональный государственный контроль (надзор) в области продажи безалкогольных тонизирующих напитков (в том числе энергетических)


1. Руководитель.

2. Заместитель руководителя.

3. Начальник территориального органа.

4. Начальник контрольно-инспекционного отдела.

5. Начальник отдела оперативного межмуниципального контроля.

6. Заместитель начальника территориального органа.

7. Начальник контрольно-инспекционного отдела территориального органа.

8. Начальник отдела развития и координации внутреннего рынка территориального органа.

9. Ведущий советник контрольно-инспекционного отдела.

10. Ведущий консультант контрольно-инспекционного отдела.

11. Ведущий специалист отдела оперативного межмуниципального контроля.

12. Старший специалист I разряда отдела оперативного межмуниципального контроля.

13. Специалист I разряда отдела оперативного межмуниципального контроля.

14. Консультант контрольно-инспекционного отдела территориального органа.

15. Консультант отдела развития и координации внутреннего рынка территориального органа.

16. Ведущий специалист-эксперт контрольно-инспекционного отдела территориального органа.

17. Ведущий специалист-эксперт отдела развития и координации внутреннего рынка территориального органа.

18. Специалист-эксперт контрольно-инспекционного отдела территориального органа.

19. Старший специалист II разряда контрольно-инспекционного отдела территориального органа.

20. Старший специалист II разряда отдела развития и координации внутреннего рынка территориального органа.

21. Специалист I разряда отдела развития и координации внутреннего рынка территориального органа.



Приложение N 2
к Положению о региональном государственном
контроле (надзоре) в области продажи
безалкогольных тонизирующих напитков
(в том числе энергетических)


Критерии
отнесения объектов контроля при осуществления регионального государственного контроля (надзора) в области продажи безалкогольных тонизирующих напитков (в том числе энергетических) к категориям риска причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям


Категория риска причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям

Критерии отнесения объектов контроля при осуществлении регионального государственного контроля (надзора) в области продажи безалкогольных тонизирующих напитков (в том числе энергетических) к категориям риска причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям

Средний риск

Наличие двух и более вступивших в законную силу в течение года, предшествующего дате отнесения объекта контроля к категории риска, постановлений о назначении контролируемому лицу административных наказаний за выявленные нарушения запретов и ограничений, указанных в пункте 1.2 Положения о региональном государственном контроле (надзоре) в области продажи безалкогольных тонизирующих напитков (в том числе энергетических) (далее - Положение)

Умеренный риск

Наличие одного вступившего в законную силу в течение года, предшествующего дате отнесения объекта контроля к категории риска, постановления о назначении контролируемому лицу административного наказания за выявленное нарушение запретов и ограничений, указанных в пункте 1.2 Положения

Низкий риск

Отсутствие вступивших в законную силу в течение года, предшествующего дате отнесения объекта контроля к категории риска, постановлений о назначении контролируемому лицу административных наказаний за выявленные нарушения запретов и ограничений, указанных в пункте 1.2 Положения


Обзор документа


Контроль за оборотом энергетических напитков в Татарстане.

Устанавливается порядок организации и осуществления регионального государственного контроля (надзора) в области продажи безалкогольных тонизирующих напитков (в том числе энергетических).

Региональный государственный контроль (надзор) осуществляется Госалкогольинспекцией Республики Татарстан.

Объектами контроля являются деятельность, действия (бездействие) организаций, ИП, КФХ, физлиц в области продажи безалкогольных тонизирующих напитков; здания, помещения, сооружения, территории, оборудование, устройства, предметы, транспортные средства и другие объекты, используемые в рамках осуществления данной деятельности.

При осуществлении контроля применяется рискориентированный подход, определяющий выбор профилактических и контрольных (надзорных) мероприятий, их содержание и интенсивность. Плановые контрольные (надзорные) мероприятия не проводятся.

Регламентирован порядок осуществления контроля и оформления результатов контрольного (надзорного) мероприятия.

Постановление вступает в силу через 10 дней после дня его официального опубликования.

Назад