Новости и аналитика Горячие документы Региональные Республика Татарстан Закон Республики Татарстан от 15 ноября 2025 г. N 80-ЗРТ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Республики Татарстан"

Обзор документа

22 ноября 2025

gerb

Государственный совет Республики Татарстан


Закон Республики Татарстан от 15 ноября 2025 г. N 80-ЗРТ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Республики Татарстан"

Закон Республики Татарстан от 15 ноября 2025 г. N 80-ЗРТ
"О внесении изменений в отдельные законодательные акты Республики Татарстан"


Принят Государственным Советом РТ 29 октября 2025 года


Статья 1

Внести в Закон Республики Татарстан от 9 августа 2003 года N 33-ЗРТ "О референдуме Республики Татарстан" (Ведомости Государственного Совета Татарстана, 2003, N 8; 2005, N 3 (I часть); 2008, N 6; 2010, N 10 (II часть); 2011, N 8 (I часть), N 12 (I часть); 2013, N 10; 2014, N 5; 2015, N 5; 2016, N 6 (I часть); Собрание законодательства Республики Татарстан, 2018, N 44 (часть I), N 83 (часть I); 2019, N 28 (часть I); 2020, N 4 (часть I); 2021, N 29 (часть I), N 93 (часть I); 2022, N 77 (часть I); 2023, N 11 (часть I), N 27 (часть I), N 73 (часть I); 2024, N 18 (часть I), N 44 (часть I), N 79 (часть I)) следующие изменения:

1) статью 16 дополнить пунктом 16 следующего содержания:

"16. В соответствии с Федеральным законом сведения, содержащиеся в едином федеральном информационном регистре, содержащем сведения о населении Российской Федерации, в соответствии с Федеральным законом от 8 июня 2020 года N 168-ФЗ "О едином федеральном информационном регистре, содержащем сведения о населении Российской Федерации" предоставляются комиссиям для использования в целях осуществления ими полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации о выборах и референдумах.";

2) в пункте 1 статьи 17:

а) дополнить подпунктом "а.1" следующего содержания:

"а.1) обеспечивает реализацию мероприятий, связанных с подготовкой и проведением референдума, внедрением, эксплуатацией и развитием средств автоматизации, обучением организаторов референдума, изданием необходимой печатной продукции;";

б) дополнить подпунктом "з.1" следующего содержания:

"з.1) осуществляет расходование выделенных из федерального бюджета средств на обеспечение полномочий специальных участковых комиссий, указанных в пункте 3 статьи 17 настоящего Закона;";

3) статью 18 дополнить подпунктом "а.1" следующего содержания:

"а.1) обеспечивает на соответствующей территории реализацию мероприятий, связанных с подготовкой и проведением референдума, внедрением, эксплуатацией и развитием средств автоматизации, обучением организаторов референдума;";

4) дополнить статьей 23.1 следующего содержания:

"Статья 23.1. Порядок рассмотрения комиссиями обращений

1. Обращения, в том числе жалобы, граждан, их объединений, иных организаций и их должностных лиц рассматриваются комиссиями в соответствии с установленной законом компетенцией в порядке, установленном Федеральным законом.

2. В соответствии с Федеральным законом обращение в комиссию может быть подано в письменной форме, а в Центральную избирательную комиссию Российской Федерации и Центральную избирательную комиссию Республики Татарстан также в форме электронного документа с использованием официальных сайтов комиссий в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" после прохождения заявителем идентификации и аутентификации посредством федеральной государственной информационной системы "Единая система идентификации и аутентификации в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме" или иных информационных систем государственных органов или органов местного самоуправления, обеспечивающих идентификацию и (или) аутентификацию заявителей. Иные комиссии, в которые может быть направлено обращение в форме электронного документа, а также способы направления обращений в форме электронного документа в комиссии и порядок их обработки комиссиями определяются Центральной избирательной комиссией Российской Федерации.

3. В обращении должны быть указаны фамилия, имя, отчество (при наличии) заявителя (для заявителей, не являющихся физическими лицами, - наименование). В обращении в письменной форме должен быть указан почтовый адрес, по которому должен быть направлен ответ на обращение, должны содержаться личная подпись заявителя или лица, уполномоченного действовать от его имени, и дата подписания обращения. В обращении в форме электронного документа должен быть указан адрес электронной почты, по которому должен быть направлен ответ на обращение.

4. Обращение, связанное с кампанией референдума, поступившее в комиссию до установления этой комиссией итогов голосования, определения результатов референдума и содержащее вопросы, решение которых не входит в компетенцию этой комиссии, в течение пяти дней после дня поступления направляется в комиссию, иной орган или должностному лицу, в компетенцию которых входит его рассмотрение, а обращение, поступившее в иной период либо не связанное с кампанией референдума, - в течение семи дней после дня поступления. О направлении обращения в комиссию, иной орган или должностному лицу одновременно уведомляется заявитель.

5. Обращение, не связанное с реализацией и защитой права на участие в референдуме граждан, поступившее в комиссию в период кампании референдума, а также обращение, поступившее вне периода кампании референдума или после установления этой комиссией итогов голосования, определения результатов референдума, рассматривается в течение 30 дней после дня поступления. В исключительных случаях уполномоченное должностное лицо комиссии вправе продлить срок рассмотрения обращения не более чем на 30 дней, уведомив о продлении срока его рассмотрения заявителя.

6. Если в обращении не указаны фамилия заявителя (для заявителя, не являющегося физическим лицом, - наименование) или адрес, по которому должен быть направлен ответ на обращение, ответ на такое обращение не дается. Если текст обращения не поддается прочтению или не позволяет определить суть обращения, ответ на такое обращение не дается, о чем в течение семи дней после дня поступления обращения уведомляется заявитель в случае, если в обращении поддаются прочтению фамилия заявителя (для заявителя, не являющегося физическим лицом, - наименование) и адрес, по которому должен быть направлен ответ на обращение.

7. Не допускается злоупотребление правом на обращение в комиссии путем направления обращения, содержащего нецензурные либо оскорбительные выражения, угрозы жизни, здоровью, имуществу должностного лица или иных лиц. В случае поступления такого обращения комиссия вправе оставить такое обращение без ответа, уведомив об этом заявителя. В случае, если в обращении содержится вопрос, на который заявителю неоднократно давались письменные ответы по существу в связи с ранее направляемыми обращениями, и при этом в обращении не приводятся новые доводы или обстоятельства, переписка с заявителем по данному вопросу может быть прекращена с уведомлением об этом заявителя.

8. Комиссии, являющиеся государственными органами, проводят личный прием граждан, представителей их объединений и иных организаций. На устное обращение дается устный ответ непосредственно в ходе личного приема. В ходе личного приема также может быть подано обращение в письменной форме. Если изложенные в устном обращении обстоятельства требуют проверки, на такое обращение дается письменный ответ в сроки, установленные Федеральным законом для рассмотрения соответствующего обращения.

9. Действие положений настоящей статьи не распространяется на обращения в комиссию, для которых Федеральным законом установлен иной порядок рассмотрения.";

5) в статье 43:

а) дополнить пунктом 1.1-1 следующего содержания:

"1.1-1. В соответствии с Федеральным законом расходы, связанные с обеспечением полномочий специальных участковых комиссий, указанных в пункте 3 статьи 17 настоящего Закона, производятся Центральной избирательной комиссией Российской Федерации за счет средств федерального бюджета.";

б) пункт 6 изложить в следующей редакции:

"6. Порядок открытия и ведения счетов, учета, отчетности и перечисления денежных средств, выделенных из бюджета Республики Татарстан Центральной избирательной комиссии Республики Татарстан, другим комиссиям на подготовку и проведение референдума, эксплуатацию и развитие средств автоматизации, обучение организаторов референдума, обеспечение деятельности комиссий, устанавливается Центральной избирательной комиссией Республики Татарстан по согласованию с территориальным учреждением Центрального банка Российской Федерации в Республике Татарстан. Денежные средства перечисляются на счета, открываемые комиссиям (за исключением территориальных комиссий) в учреждениях Центрального банка Российской Федерации, осуществляющих расчетно-кассовое обслуживание, а в случае их отсутствия на территории, на которую распространяются полномочия комиссии, - в филиалах публичного акционерного общества "Сбербанк России". Денежные средства территориальным комиссиям перечисляются на счета, открываемые указанным комиссиям в филиалах публичного акционерного общества "Сбербанк России", в договоре банковского счета с которым предусматривается условие о согласии указанных комиссий на предоставление публичным акционерным обществом "Сбербанк России" сведений об операциях по счету Центральной избирательной комиссии Республики Татарстан в целях осуществления контроля за использованием таких денежных средств.";

в) дополнить пунктом 6.1 следующего содержания:

"6.1. В соответствии с Федеральным законом филиалы публичного акционерного общества "Сбербанк России" представляют в Центральную избирательную комиссию Республики Татарстан сведения об операциях по счетам, открытым нижестоящим избирательным комиссиям, в соответствии с соглашениями между указанными кредитными организациями и Центральной избирательной комиссией Российской Федерации или Центральной избирательной комиссией Республики Татарстан.";

6) в статье 44:

а) дополнить пунктом 5.2 следующего содержания:

"5.2. Добровольное пожертвование гражданина в фонд референдума вносится в отделение связи, кредитную организацию лично гражданином из собственных средств по предъявлении паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина. При внесении пожертвования гражданин указывает в платежном документе следующие сведения о себе: фамилию, имя, отчество, дату рождения, адрес места жительства, серию и номер паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, информацию о гражданстве.";

б) пункт 9 дополнить предложением следующего содержания: "Специальный счет фонда референдума может быть открыт без личного присутствия (дистанционно).";

в) пункт 10 изложить в следующей редакции:

"10. Порядок открытия, ведения и закрытия указанного в пункте 9 настоящей статьи счета устанавливается Центральной избирательной комиссией Республики Татарстан по согласованию с территориальным учреждением Центрального банка Российской Федерации в Республике Татарстан. Указанным порядком устанавливаются особенности открытия, ведения и закрытия специального счета фонда референдума без личного присутствия (дистанционно). Порядок и формы учета и отчетности о поступлении средств фонда референдума и расходовании этих средств, в том числе по каждой операции, устанавливаются Центральной избирательной комиссией Республики Татарстан.";

7) в пункте 10 статьи 45 второе предложение исключить;

8) в статье 50:

а) пункт 9 дополнить предложением следующего содержания: "В случае, если участник референдума повторно обращается с просьбой выдать новый бюллетень взамен испорченного, решение о выдаче такого бюллетеня принимается участковой комиссией.";

б) пункт 14 изложить в следующей редакции:

"14. При проведении референдума может проводиться электронное голосование. При проведении электронного голосования должна быть обеспечена возможность голосования с использованием бюллетеней, изготовленных на бумажном носителе. В соответствии с Федеральным законом решение о проведении электронного голосования на территории Республики Татарстан принимается Центральной избирательной комиссией Российской Федерации или по ее поручению Центральной избирательной комиссией Республики Татарстан. Порядок электронного голосования, подсчета голосов участников референдума, установления итогов голосования и определения результатов референдума с учетом итогов электронного голосования устанавливается Центральной избирательной комиссией Российской Федерации или по ее поручению Центральной избирательной комиссией Республики Татарстан.";

9) в статье 50.2:

а) дополнить пунктом 10.1 следующего содержания:

"10.1. В случае, если на территории Республики Татарстан одновременно проводятся дистанционное электронное голосование и электронное голосование, порядком дистанционного электронного голосования может быть предусмотрено, что итоги электронного голосования учитываются в итогах дистанционного электронного голосования.";

б) в пункте 13 четвертое предложение исключить;

10) пункт 33 статьи 53 изложить в следующей редакции:

"33. В соответствии с Федеральным законом порядок использования технических средств подсчета голосов, комплексов для электронного голосования, технической системы передачи информации о референдуме, порядок и сроки передачи, обработки и использования указанной информации, в том числе переданных по техническим каналам связи данных, содержащихся в протоколах об итогах голосования, устанавливаются федеральным законом, а в части, не урегулированной федеральным законом, - Центральной избирательной комиссией Российской Федерации или по ее поручению Центральной избирательной комиссией Республики Татарстан.".


Статья 2

Внести в Закон Республики Татарстан от 24 марта 2004 года N 23-ЗРТ "О местном референдуме" (Ведомости Государственного Совета Татарстана, 2004, N 3 (II часть); 2005, N 3 (I часть); 2008, N 5 (II часть); 2010, N 10 (II часть); 2011, N 8 (I часть), N 12 (I часть); 2013, N 10; 2014, N 5; 2015, N 5; 2016, N 6 (I часть); Собрание законодательства Республики Татарстан, 2018, N 44 (часть I), N 83 (часть I); 2019, N 28 (часть I); 2020, N 4 (часть I); 2021, N 29 (часть I), N 93 (часть I); 2022, N 77 (часть I); 2023, N 11 (часть I), N 27 (часть I), N 73 (часть I); 2024, N 18 (часть I), N 44 (часть I), N 79 (часть I)) следующие изменения:

1) в статье 19:

а) дополнить пунктом 15.1 следующего содержания:

"15.1. В соответствии с Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" сведения, содержащиеся в едином федеральном информационном регистре, содержащем сведения о населении Российской Федерации, в соответствии с Федеральным законом от 8 июня 2020 года N 168-ФЗ "О едином федеральном информационном регистре, содержащем сведения о населении Российской Федерации" предоставляются комиссиям для использования в целях осуществления ими полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации о выборах и референдумах.";

б) пункт 18 признать утратившим силу;

2) дополнить статьей 25.1 следующего содержания:

"Статья 25.1. Порядок рассмотрения комиссиями обращений

1. Обращения, в том числе жалобы, граждан, их объединений, иных организаций и их должностных лиц рассматриваются комиссиями в соответствии с установленной законом компетенцией в порядке, установленном Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".

2. В соответствии с Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" обращение в комиссию может быть подано в письменной форме, а в Центральную избирательную комиссию Российской Федерации и Центральную избирательную комиссию Республики Татарстан также в форме электронного документа с использованием официальных сайтов комиссий в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" после прохождения заявителем идентификации и аутентификации посредством федеральной государственной информационной системы "Единая система идентификации и аутентификации в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме" или иных информационных систем государственных органов или органов местного самоуправления, обеспечивающих идентификацию и (или) аутентификацию заявителей. Иные комиссии, в которые может быть направлено обращение в форме электронного документа, а также способы направления обращений в форме электронного документа в комиссии и порядок их обработки комиссиями определяются Центральной избирательной комиссией Российской Федерации.

3. В обращении должны быть указаны фамилия, имя, отчество (при наличии) заявителя (для заявителей, не являющихся физическими лицами, - наименование). В обращении в письменной форме должен быть указан почтовый адрес, по которому должен быть направлен ответ на обращение, должны содержаться личная подпись заявителя или лица, уполномоченного действовать от его имени, и дата подписания обращения. В обращении в форме электронного документа должен быть указан адрес электронной почты, по которому должен быть направлен ответ на обращение.

4. Обращение, связанное с кампанией референдума, поступившее в комиссию до установления этой комиссией итогов голосования, определения результатов референдума и содержащее вопросы, решение которых не входит в компетенцию этой комиссии, в течение пяти дней после дня поступления направляется в комиссию, иной орган или должностному лицу, в компетенцию которых входит его рассмотрение, а обращение, поступившее в иной период либо не связанное с кампанией референдума, - в течение семи дней после дня поступления. О направлении обращения в комиссию, иной орган или должностному лицу одновременно уведомляется заявитель.

5. Обращение, не связанное с реализацией и защитой права на участие в референдуме граждан Российской Федерации, поступившее в комиссию в период кампании референдума, а также обращение, поступившее вне периода кампании референдума или после установления этой комиссией итогов голосования, определения результатов референдума, рассматривается в течение 30 дней после дня поступления. В исключительных случаях уполномоченное должностное лицо комиссии вправе продлить срок рассмотрения обращения не более чем на 30 дней, уведомив о продлении срока его рассмотрения заявителя.

6. Если в обращении не указаны фамилия заявителя (для заявителя, не являющегося физическим лицом, - наименование) или адрес, по которому должен быть направлен ответ на обращение, ответ на такое обращение не дается. Если текст обращения не поддается прочтению или не позволяет определить суть обращения, ответ на такое обращение не дается, о чем в течение семи дней после дня поступления обращения уведомляется заявитель в случае, если в обращении поддаются прочтению фамилия заявителя (для заявителя, не являющегося физическим лицом, - наименование) и адрес, по которому должен быть направлен ответ на обращение.

7. Не допускается злоупотребление правом на обращение в комиссии путем направления обращения, содержащего нецензурные либо оскорбительные выражения, угрозы жизни, здоровью, имуществу должностного лица или иных лиц. В случае поступления такого обращения комиссия вправе оставить такое обращение без ответа, уведомив об этом заявителя. В случае, если в обращении содержится вопрос, на который заявителю неоднократно давались письменные ответы по существу в связи с ранее направляемыми обращениями, и при этом в обращении не приводятся новые доводы или обстоятельства, переписка с заявителем по данному вопросу может быть прекращена с уведомлением об этом заявителя.

8. Комиссии, являющиеся государственными органами, проводят личный прием граждан, представителей их объединений и иных организаций. На устное обращение дается устный ответ непосредственно в ходе личного приема. В ходе личного приема также может быть подано обращение в письменной форме. Если изложенные в устном обращении обстоятельства требуют проверки, на такое обращение дается письменный ответ в сроки, установленные Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" для рассмотрения соответствующего обращения.

9. Действие положений настоящей статьи не распространяется на обращения в комиссию, для которых Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" установлен иной порядок рассмотрения.";

3) пункт 6 статьи 45 изложить в следующей редакции:

"6. Порядок открытия и ведения счетов, учета, отчетности и перечисления денежных средств, выделенных из местного бюджета комиссиям на подготовку и проведение референдума, эксплуатацию и развитие средств автоматизации, обучение организаторов референдума, обеспечение деятельности комиссий, устанавливается Центральной избирательной комиссией Республики Татарстан по согласованию с территориальным учреждением Центрального банка Российской Федерации в Республике Татарстан. Денежные средства территориальным комиссиям перечисляются на счета, открываемые указанным комиссиям в филиалах публичного акционерного общества "Сбербанк России".";

4) в статье 46:

а) дополнить пунктом 5.2 следующего содержания:

"5.2. Добровольное пожертвование гражданина в фонд референдума вносится в отделение связи, кредитную организацию лично гражданином из собственных средств по предъявлении паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина. При внесении пожертвования гражданин указывает в платежном документе следующие сведения о себе: фамилию, имя, отчество, дату рождения, адрес места жительства, серию и номер паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, информацию о гражданстве.";

б) пункт 9 дополнить предложением следующего содержания: "Специальный счет фонда референдума может быть открыт без личного присутствия (дистанционно).";

в) пункт 11 изложить в следующей редакции:

"11. Порядок открытия, ведения и закрытия указанного в пункте 9 настоящей статьи счета устанавливается Центральной избирательной комиссией Республики Татарстан по согласованию с территориальным учреждением Центрального банка Российской Федерации в Республике Татарстан. Указанным порядком устанавливаются особенности открытия, ведения и закрытия специального счета фонда референдума без личного присутствия (дистанционно). Порядок и формы учета и отчетности о поступлении средств фонда референдума и расходовании этих средств, в том числе по каждой операции, устанавливаются Центральной избирательной комиссией Республики Татарстан.";

5) в пункте 10 статьи 47 второе предложение исключить;

6) в статье 52:

а) пункт 9 дополнить предложением следующего содержания: "В случае, если участник референдума повторно обращается с просьбой выдать новый бюллетень взамен испорченного, решение о выдаче такого бюллетеня принимается участковой комиссией.";

б) пункт 14 изложить в следующей редакции:

"14. При проведении референдума может проводиться электронное голосование. При проведении электронного голосования должна быть обеспечена возможность голосования с использованием бюллетеней, изготовленных на бумажном носителе. В соответствии с Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" решение о проведении электронного голосования на территории Республики Татарстан принимается Центральной избирательной комиссией Российской Федерации или по ее поручению Центральной избирательной комиссией Республики Татарстан. Порядок электронного голосования, подсчета голосов участников референдума, установления итогов голосования и определения результатов референдума с учетом итогов электронного голосования устанавливается Центральной избирательной комиссией Российской Федерации или по ее поручению Центральной избирательной комиссией Республики Татарстан.";

в) пункт 15 признать утратившим силу;

7) пункт 17 статьи 52.1 признать утратившим силу;

8) в статье 52.2:

а) дополнить пунктом 10.1 следующего содержания:

"10.1. В случае, если на территории Республики Татарстан одновременно проводятся дистанционное электронное голосование и электронное голосование, порядком дистанционного электронного голосования может быть предусмотрено, что итоги электронного голосования учитываются в итогах дистанционного электронного голосования.";

б) в пункте 13 четвертое предложение исключить;

9) пункт 19 статьи 53 признать утратившим силу;

10) статью 55 дополнить пунктом 30.3 следующего содержания:

"30.3. В соответствии с Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" порядок использования технических средств подсчета голосов, комплексов для электронного голосования, технической системы передачи информации о референдуме, порядок и сроки передачи, обработки и использования указанной информации, в том числе переданных по техническим каналам связи данных, содержащихся в протоколах об итогах голосования, устанавливаются федеральным законом, а в части, не урегулированной федеральным законом, - Центральной избирательной комиссией Российской Федерации или по ее поручению Центральной избирательной комиссией Республики Татарстан.".


Статья 3

Внести в Избирательный кодекс Республики Татарстан (Ведомости Государственного Совета Татарстана, 2007, N 5, N 12 (I часть); 2010, N 6 (I часть); 2011, N 8 (I часть), N 12 (I часть); 2012, N 6 (I часть); 2013, N 10; 2014, N 5; 2015, N 5; 2016, N 4, N 6 (I часть); Собрание законодательства Республики Татарстан, 2017, N 27 (часть I), N 52 (часть I), N 55 (часть I); 2018, N 44 (часть I), N 83 (часть I); 2019, N 2 (часть I), N 28 (часть I); 2020, N 4 (часть I); 2021, N 1 (часть I), N 29 (часть I), N 93 (часть I); 2022, N 77 (часть I); 2023, N 11 (часть I), N 27 (часть I), N 48 (часть I), N 73 (часть I), N 81 (часть I); 2024, N 18 (часть I), N 44 (часть I), N 79 (часть I); 2025, N 33 (часть I)) следующие изменения:

1) статью 10 дополнить частью 18 следующего содержания:

"18. В соответствии с Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" сведения, содержащиеся в едином федеральном информационном регистре, содержащем сведения о населении Российской Федерации, в соответствии с Федеральным законом от 8 июня 2020 года N 168-ФЗ "О едином федеральном информационном регистре, содержащем сведения о населении Российской Федерации" предоставляются комиссиям для использования в целях осуществления ими полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации о выборах и референдумах.";

2) часть 3 статьи 15 дополнить абзацем следующего содержания:

"Решением Центральной избирательной комиссии Республики Татарстан, принятым по согласованию с Центральной избирательной комиссией Российской Федерации, полномочия территориальной комиссии могут быть прекращены досрочно в случае изменения административно-территориального устройства Республики Татарстан, повлекшего упразднение административно-территориальной единицы, либо в случае преобразования соответствующего муниципального образования.";

3) дополнить статьей 17.1 следующего содержания:

"Статья 17.1. Порядок рассмотрения комиссиями обращений

1. Обращения, в том числе жалобы, граждан, их объединений, иных организаций и их должностных лиц рассматриваются комиссиями в соответствии с установленной законом компетенцией в порядке, установленном Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".

2. В соответствии с Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" обращение в комиссию может быть подано в письменной форме, а в Центральную избирательную комиссию Российской Федерации и Центральную избирательную комиссию Республики Татарстан также в форме электронного документа с использованием официальных сайтов комиссий в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" после прохождения заявителем идентификации и аутентификации посредством федеральной государственной информационной системы "Единая система идентификации и аутентификации в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме" или иных информационных систем государственных органов или органов местного самоуправления, обеспечивающих идентификацию и (или) аутентификацию заявителей. Иные комиссии, в которые может быть направлено обращение в форме электронного документа, а также способы направления обращений в форме электронного документа в комиссии и порядок их обработки комиссиями определяются Центральной избирательной комиссией Российской Федерации.

3. В обращении должны быть указаны фамилия, имя, отчество (при наличии) заявителя (для заявителей, не являющихся физическими лицами, - наименование). В обращении в письменной форме должен быть указан почтовый адрес, по которому должен быть направлен ответ на обращение, должны содержаться личная подпись заявителя или лица, уполномоченного действовать от его имени, и дата подписания обращения. В обращении в форме электронного документа должен быть указан адрес электронной почты, по которому должен быть направлен ответ на обращение.

4. Обращение, связанное с соответствующей избирательной кампанией, поступившее в комиссию до установления этой комиссией итогов голосования, определения результатов выборов и содержащее вопросы, решение которых не входит в компетенцию этой комиссии, в течение пяти дней после дня поступления направляется в комиссию, иной орган или должностному лицу, в компетенцию которых входит его рассмотрение, а обращение, поступившее в иной период либо не связанное с соответствующей избирательной кампанией, - в течение семи дней после дня поступления. О направлении обращения в комиссию, иной орган или должностному лицу одновременно уведомляется заявитель.

5. Обращение, не связанное с реализацией и защитой избирательных прав граждан Российской Федерации, поступившее в комиссию в период соответствующей избирательной кампании, а также обращение, поступившее вне периода избирательной кампании или после установления этой комиссией итогов голосования, определения результатов выборов, рассматривается в течение 30 дней после дня поступления. В исключительных случаях уполномоченное должностное лицо комиссии вправе продлить срок рассмотрения обращения не более чем на 30 дней, уведомив о продлении срока его рассмотрения заявителя.

6. Если в обращении не указаны фамилия заявителя (для заявителя, не являющегося физическим лицом, - наименование) или адрес, по которому должен быть направлен ответ на обращение, ответ на такое обращение не дается. Если текст обращения не поддается прочтению или не позволяет определить суть обращения, ответ на такое обращение не дается, о чем в течение семи дней после дня поступления обращения уведомляется заявитель в случае, если в обращении поддаются прочтению фамилия заявителя (для заявителя, не являющегося физическим лицом, - наименование) и адрес, по которому должен быть направлен ответ на обращение.

7. Не допускается злоупотребление правом на обращение в комиссии путем направления обращения, содержащего нецензурные либо оскорбительные выражения, угрозы жизни, здоровью, имуществу должностного лица или иных лиц. В случае поступления такого обращения комиссия вправе оставить такое обращение без ответа, уведомив об этом заявителя. В случае если в обращении содержится вопрос, на который заявителю неоднократно давались письменные ответы по существу в связи с ранее направляемыми обращениями, и при этом в обращении не приводятся новые доводы или обстоятельства, переписка с заявителем по данному вопросу может быть прекращена с уведомлением об этом заявителя.

8. Комиссии, являющиеся государственными органами, проводят личный прием граждан, представителей их объединений и иных организаций. На устное обращение дается устный ответ непосредственно в ходе личного приема. В ходе личного приема также может быть подано обращение в письменной форме. Если изложенные в устном обращении обстоятельства требуют проверки, на такое обращение дается письменный ответ в сроки, установленные Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" для рассмотрения соответствующего обращения.

9. Действие положений настоящей статьи не распространяется на обращения в комиссию, для которых Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" установлен иной порядок рассмотрения.";

4) в статье 18:

а) часть 9 изложить в следующей редакции:

"9. Если орган, к компетенции которого относится назначение члена комиссии, не примет решение о досрочном прекращении полномочий члена комиссии в течение 30 дней, а в период со дня официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов и до определения результатов выборов организующей выборы комиссией - в течение 10 дней со дня поступления в указанный орган заявления члена комиссии в письменной форме о сложении своих полномочий либо появления иных оснований, не позволяющих ему выполнять свои обязанности, решение о прекращении полномочий этого члена комиссии принимается комиссией, в состав которой он входит, в течение трех дней со дня истечения указанного срока.";

б) в части 10 первое предложение изложить в следующей редакции: "В период со дня официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов и до определения результатов выборов организующей выборы комиссией орган, к компетенции которого относится назначение члена комиссии, обязан назначить нового члена комиссии вместо выбывшего по обстоятельствам, указанным в частях 6-6.2 и 8 настоящей статьи, не позднее чем через 10 дней со дня его выбытия в соответствии с требованиями, установленными статьями 11, 12, 14-16 настоящего Кодекса.", слово "месячный" заменить словом "тридцатидневный";

в) часть 16 дополнить абзацем следующего содержания:

"В соответствии с Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" размеры и порядок выплаты компенсации и дополнительной оплаты труда (вознаграждения) члену специальной участковой комиссии, указанной в части 6.1-1 статьи 16 настоящего Кодекса, устанавливает Центральная избирательная комиссия Российской Федерации за счет средств федерального бюджета.";

5) в части 2 статьи 20 слова "сенаторы Российской Федерации," исключить;

6) в статье 66:

а) в части 1 слова "и обучением организаторов выборов и избирателей" заменить словами ", повышением правовой культуры избирателей, обучением организаторов выборов и иных участников избирательного процесса";

б) дополнить частью 1.1-1 следующего содержания:

"1.1-1. В соответствии с Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" расходы, связанные с обеспечением полномочий специальных участковых комиссий, указанных в части 6.1-1 статьи 16 настоящего Кодекса, производятся Центральной избирательной комиссией Российской Федерации за счет средств федерального бюджета.";

в) часть 4 изложить в следующей редакции:

"4. Порядок открытия и ведения счетов, учета, отчетности и перечисления денежных средств, выделенных из бюджета Республики Татарстан, местного бюджета Центральной избирательной комиссии Республики Татарстан, другим комиссиям на подготовку и проведение выборов в органы государственной власти Республики Татарстан, в органы местного самоуправления, эксплуатацию и развитие средств автоматизации, повышение правовой культуры избирателей, обучение организаторов выборов и иных участников избирательного процесса, обеспечение деятельности комиссий, оказание содействия в подготовке и проведении выборов в федеральные органы государственной власти, устанавливается Центральной избирательной комиссией Республики Татарстан по согласованию с территориальным учреждением Центрального банка Российской Федерации в Республике Татарстан. Денежные средства перечисляются на счет, открываемый Центральной избирательной комиссии Республики Татарстан в учреждении Центрального банка Российской Федерации, осуществляющем расчетно-кассовое обслуживание, а в случае его отсутствия на территории Республики Татарстан - в филиалах публичного акционерного общества "Сбербанк России". Денежные средства окружным комиссиям и территориальным комиссиям перечисляются на счета, открываемые указанным комиссиям в филиалах публичного акционерного общества "Сбербанк России", в договоре банковского счета с которым предусматривается условие о согласии указанных комиссий на предоставление публичным акционерным обществом "Сбербанк России" сведений об операциях по счету Центральной избирательной комиссии Республики Татарстан в случае, когда Центральная избирательная комиссия Республики Татарстан является вышестоящей комиссией, в целях осуществления контроля за использованием таких денежных средств.";

г) дополнить частью 4.1 следующего содержания:

"4.1. В соответствии с Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" филиалы публичного акционерного общества "Сбербанк России" представляют в Центральную избирательную комиссию Республики Татарстан сведения об операциях по счетам, открытым нижестоящим избирательным комиссиям, в соответствии с соглашениями между указанными кредитными организациями и Центральной избирательной комиссией Российской Федерации или Центральной избирательной комиссией Республики Татарстан.";

7) в статье 69:

а) часть 1 дополнить предложением следующего содержания: "Специальный избирательный счет может быть открыт без личного присутствия (дистанционно).";

б) часть 3 изложить в следующей редакции:

"3. При проведении выборов в органы государственной власти Республики Татарстан, в органы местного самоуправления порядок открытия, ведения и закрытия указанных в части 1 настоящей статьи счетов устанавливается Центральной избирательной комиссией Республики Татарстан по согласованию с территориальным учреждением Центрального банка Российской Федерации в Республике Татарстан. Указанным порядком устанавливаются особенности открытия, ведения и закрытия специальных избирательных счетов без личного присутствия (дистанционно) при проведении выборов в органы государственной власти Республики Татарстан, в органы местного самоуправления. Порядок и формы учета и отчетности о поступлении средств избирательных фондов и расходовании этих средств, в том числе по каждой операции, устанавливаются соответствующей избирательной комиссией.";

8) в части 12 статьи 70 второе предложение исключить;

9) часть 9 статьи 75 после слов "за списки кандидатов в бюллетене" дополнить словами "одинаковым шрифтом";

10) в статье 76:

а) часть 12 дополнить предложением следующего содержания: "В случае если избиратель повторно обращается с просьбой выдать новый бюллетень взамен испорченного, решение о выдаче такого бюллетеня принимается участковой комиссией.";

б) часть 17 изложить в следующей редакции:

"17. При проведении выборов может проводиться электронное голосование. При проведении электронного голосования должна быть обеспечена возможность голосования с использованием бюллетеней, изготовленных на бумажном носителе. В соответствии с Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" решение о проведении электронного голосования на территории Республики Татарстан принимается Центральной избирательной комиссией Российской Федерации или по ее поручению Центральной избирательной комиссией Республики Татарстан. Порядок электронного голосования, подсчета голосов избирателей, установления итогов голосования и определения результатов выборов с учетом итогов электронного голосования устанавливается Центральной избирательной комиссией Российской Федерации или по ее поручению Центральной избирательной комиссией Республики Татарстан.";

11) в статье 76.2:

а) дополнить частью 10.1 следующего содержания:

"10.1. В случае если на территории Республики Татарстан одновременно проводятся дистанционное электронное голосование и электронное голосование, порядком дистанционного электронного голосования может быть предусмотрено, что итоги электронного голосования учитываются в итогах дистанционного электронного голосования.";

б) в части 13 четвертое предложение исключить;

12) статью 79 дополнить частью 31.3 следующего содержания:

"31.3. В соответствии с Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" порядок использования технических средств подсчета голосов, комплексов для электронного голосования, технической системы передачи информации о выборах, порядок и сроки передачи, обработки и использования указанной информации, в том числе переданных по техническим каналам связи данных, содержащихся в протоколах об итогах голосования, устанавливаются федеральным законом, а в части, не урегулированной федеральным законом, - Центральной избирательной комиссией Российской Федерации или по ее поручению Центральной избирательной комиссией Республики Татарстан.";

13) в статье 91:

а) дополнить пунктом 2.1 следующего содержания:

"2.1) обеспечивает реализацию мероприятий, связанных с подготовкой и проведением выборов депутатов Государственного Совета, развитием избирательной системы в Российской Федерации, внедрением, эксплуатацией и развитием средств автоматизации, повышением правовой культуры избирателей, обучением организаторов выборов и иных участников избирательного процесса, изданием необходимой печатной продукции;";

б) дополнить пунктом 16.1 следующего содержания:

"16.1) осуществляет расходование выделенных из федерального бюджета средств на обеспечение полномочий специальных участковых комиссий, указанных в части 6.1-1 статьи 16 настоящего Кодекса;";

14) пункт 3 статьи 93 дополнить словами ", развитием избирательной системы в Российской Федерации, внедрением, эксплуатацией и развитием средств автоматизации, повышением правовой культуры избирателей, обучением организаторов выборов и иных участников избирательного процесса";

15) в статье 104:

а) часть 3 изложить в следующей редакции:

"3. Дополнительные выборы не назначаются и не проводятся в год, предшествующий году проведения основных выборов депутатов Государственного Совета, а также в год проведения указанных выборов, за исключением случая, предусмотренного частью 4 настоящей статьи.";

б) в части 4 слова "а проведение дополнительных выборов в соответствии с частью 3 настоящей статьи не предусмотрено, назначаются новые основные выборы, которые проводятся в сроки, установленные частью 3 статьи 6 настоящего Кодекса" заменить словами "то в год, предшествующий году проведения основных выборов депутатов Государственного Совета, не позднее чем через четыре месяца со дня такого досрочного прекращения полномочий проводятся дополнительные выборы, а в год проведения основных выборов депутатов Государственного Совета назначаются новые основные выборы депутатов Государственного Совета, которые проводятся в сроки, установленные частью 3 статьи 6 настоящего Кодекса";

16) в статье 104.8:

а) дополнить пунктом 2.1 следующего содержания:

"2.1) обеспечивает реализацию мероприятий, связанных с подготовкой и проведением выборов Главы (Раиса) Республики Татарстан, развитием избирательной системы в Российской Федерации, внедрением, эксплуатацией и развитием средств автоматизации, повышением правовой культуры избирателей, обучением организаторов выборов и иных участников избирательного процесса, изданием необходимой печатной продукции;";

б) дополнить пунктом 14.1 следующего содержания:

"14.1) осуществляет расходование выделенных из федерального бюджета средств на обеспечение полномочий специальных участковых комиссий, указанных в части 6.1-1 статьи 16 настоящего Кодекса;";

17) пункт 3 статьи 104.9 дополнить словами ", развитием избирательной системы в Российской Федерации, внедрением, эксплуатацией и развитием средств автоматизации, повышением правовой культуры избирателей, обучением организаторов выборов и иных участников избирательного процесса";

18) в статье 123:

а) часть 3 изложить в следующей редакции:

"3. Дополнительные выборы не назначаются и не проводятся в год, предшествующий году проведения основных выборов депутатов представительного органа муниципального образования, членов выборного органа муниципального образования, а также в год проведения указанных выборов, за исключением случая, предусмотренного частью 4 настоящей статьи.";

б) в части 4 слова "а проведение дополнительных выборов в соответствии с частью 3 настоящей статьи не предусмотрено, назначаются новые основные выборы, которые проводятся в сроки, установленные частью 3 статьи 6 настоящего Кодекса" заменить словами "то в год, предшествующий году проведения основных выборов депутатов представительного органа муниципального образования, членов выборного органа муниципального образования, не позднее чем через четыре месяца со дня такого досрочного прекращения полномочий проводятся дополнительные выборы, а в год проведения основных выборов депутатов указанного органа, членов выборного органа муниципального образования назначаются новые основные выборы депутатов представительного органа муниципального образования, членов выборного органа муниципального образования, которые проводятся в сроки, установленные частью 3 статьи 6 настоящего Кодекса".


Статья 4

1. Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

2. Положения пунктов 9 и 10 статьи 44 Закона Республики Татарстан от 9 августа 2003 года N 33-ЗРТ "О референдуме Республики Татарстан" (в редакции настоящего Закона), пунктов 9 и 11 статьи 46 Закона Республики Татарстан от 24 марта 2004 года N 23-ЗРТ "О местном референдуме" (в редакции настоящего Закона), частей 1 и 3 статьи 69 Избирательного кодекса Республики Татарстан (в редакции настоящего Закона) применяются к правоотношениям, возникшим в связи с проведением выборов, референдумов, назначенных после 1 января 2026 года, за исключением случая, указанного в части 5 статьи 6 Федерального закона от 23 мая 2025 года N 115-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".

3. Положения статьи 50 Закона Республики Татарстан от 9 августа 2003 года N 33-ЗРТ "О референдуме Республики Татарстан" (в редакции настоящего Закона), статьи 52 Закона Республики Татарстан от 24 марта 2004 года N 23-ЗРТ "О местном референдуме" (в редакции настоящего Закона), статьи 76 Избирательного кодекса Республики Татарстан (в редакции настоящего Закона) применяются к правоотношениям, возникшим в связи с проведением выборов, референдумов, назначенных после 1 января 2026 года.


Глава (Раис) Республики Татарстан

Р.Н. Минниханов


Казань, Кремль
15 ноября 2025 года
N 80-ЗРТ


Обзор документа


Корректируются Избирательный кодекс Республики Татарстан и законы о референдумах.

Устанавливается обязательность обеспечения возможности голосования с использованием бюллетеней, изготовленных на бумажном носителе, при проведении электронного голосования.

Решение о проведении электронного голосования на территории республики принимается ЦИК России. Порядок электронного голосования, подсчета голосов, установления итогов голосования и определения результатов выборов (референдума) с учетом итогов электронного голосования устанавливается ЦИК России. По поручению ЦИК России данные полномочия может осуществлять ЦИК РТ.

Установлена возможность дистанционного открытия, ведения и закрытия специальных избирательных счетов.

Закреплена норма, предписывающая не назначать и не проводить дополнительные выборы депутатов Госсовета РТ, представительного органа муниципального образования в год, предшествующий году проведения основных выборов, за исключением случая, когда в результате досрочного прекращения депутатских полномочий указанные органы остались в неправомочном составе.

В случае если одновременно проводятся дистанционное электронное голосование (ДЭГ) и электронное голосование, порядком ДЭГ может быть предусмотрено, что итоги электронного голосования учитываются в итогах ДЭГ.

Закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

Назад