Новости и аналитика Горячие документы Региональные Севастополь Постановление Правительства Севастополя от 24 октября 2025 г. N 478-ПП "О прогнозе социально-экономического развития города Севастополя на 2026 год и на плановый период 2027 и 2028 годов"

Обзор документа

8 ноября 2025

gerb

Правительство Севастополя


Постановление Правительства Севастополя от 24 октября 2025 г. N 478-ПП "О прогнозе социально-экономического развития города Севастополя на 2026 год и на плановый период 2027 и 2028 годов"

Постановление Правительства Севастополя от 24 октября 2025 г. N 478-ПП
"О прогнозе социально-экономического развития города Севастополя на 2026 год и на плановый период 2027 и 2028 годов"


В соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации, федеральными законами от 25.07.2002 N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации", от 28.06.2014 N 172-ФЗ "О стратегическом планировании в Российской Федерации", Уставом города Севастополя, законами города Севастополя от 14.08.2014 N 59-ЗС "О бюджетном процессе в городе Севастополе", от 29.09.2015 N 185-ЗС "О правовых актах города Севастополя", от 05.12.2016 N 295-ЗС "О стратегическом планировании города Севастополя", от 30.12.2022 N 737-ЗС "О Правительстве Севастополя", постановлением Правительства Севастополя от 17.09.2018 N 609-ПП "О порядке разработки, корректировки, осуществления мониторинга и контроля реализации прогноза социально-экономического развития города Севастополя на среднесрочный период" с целью формирования проекта бюджета города Севастополя на 2026 год и на плановый период 2027 и 2028 годов Правительство Севастополя постановляет:

1. Одобрить прилагаемый прогноз социально-экономического развития города Севастополя на 2026 год и на плановый период 2027 и 2028 годов.

2. Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.

3. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Губернатора города Севастополя, координирующего работу по вопросам экономической политики города Севастополя.


Губернатор города Севастополя

М.В. Развожаев


24.10.2025

N 478-ПП


Приложение
к постановлению
Правительства Севастополя
от 24.10.2025 N 478-ПП


Прогноз социально-экономического развития города Севастополя на 2026 год и на плановый период 2027 и 2028 годов


Показатели

Единица измерения

Отчет *

Отчет *

Оценка

Прогноз по годам и вариантам

2023 год

2024 год

2025 год

2026

2027

2028

консервативный

базовый **

консервативный

базовый **

консервативный

базовый **

1. Население

1.1. Численность населения (в среднегодовом исчислении)

тыс.человек

559,8

559,8

558,3

566,3

566,3

579,6

579,6

588,7

588,7

1.2. Численность населения на 1 января года

тыс.человек

558,3

561,4

558,3

558,3

558,3

574,3

574,3

584,9

584,9

1.3. Численность населения трудоспособного возраста на 1 января года

тыс. человек

334,3

341,5

339,3

339,3

339,3

349,2

349,2

355,6

355,6

2. Валовой региональный продукт

2.1. Валовой региональный продукт

млн руб.

253 191,6

301 910,5 (оценка)

342 091,2 (прогноз)

382 503,2

385 380,0

431 306,0

434 953,0

481 341,8

486 331,4

2.2. Индекс физического объема валового регионального продукта

в % к предыдущему году

105,8

109,1 (оценка)

105,3 (прогноз)

105,2

105,7

107,0

107,0

106,3

106,4

3. Промышленное производство

3.1. Индекс промышленного производства

% к предыдущему году в сопоставимых ценах

116,4

125,9

112,1

109,8

111,0

110,0

111,3

110,1

111,7

4. Сельское хозяйство

4.1. Индекс производства продукции сельского хозяйства

% к предыдущему году в сопоставимых ценах

97,3

98,5

100

100,1

100,5

100,2

100,5

100,3

100,6

5. Строительство

5.1. Объем работ, выполненных по виду деятельности "Строительство"

в ценах соответствующих лет, млн руб.

42 179,6

81 880,4 (оценка)

90 186,2

98 862,8

101 598,5

108 891,3

116 575,2

120 383,9

135 692,1

5.2. Индекс физического объема работ, выполненных по виду деятельности "Строительство"

% к предыдущему году в сопоставимых ценах

82,2

176,1 (оценка)

104,6

104,8

107,7

105,3

109,8

106,2

111,6

6. Торговля и услуги населению

6.1. Индекс потребительских цен на товары и услуги на конец года

% к декабрю предыдущего года

108,8

109,5

107,6

104,0

104,0

104,0

104,0

104,0

104,0

6.2. Индекс потребительских цен на товары и услуги в среднем за год

% г/г

106,6

109,1

109,3

105,4

105,4

104,0

104,0

104,0

104,0

6.3. Индекс физического объема оборота розничной торговли

% к предыдущему году в сопоставимых ценах

101,3

102,0

101,4

101,4

101,8

101,5

101,9

101,7

102,0

7. Внешнеэкономическая деятельность

7.1. Экспорт товаров

млн долларов США

29,2

1,81

2,4

2,0

2,5

2,2

2,7

2,8

3,2

7.2. Импорт товаров

млн долларов США

4,44

12,97

4,0

3,4

4,0

3,6

4,2

4,0

4,5

8. Малое и среднее предпринимательство, включая микропредприятия, и самозанятые граждане

8.1. Количество малых и средних предприятий, включая микропредприятия (на конец года)

единица

7 484

7 446

7 500

7 515

7 575

7 538

7 673

7 560

7 773

8.2. Количество индивидуальных предпринимателей и самозанятых граждан (на конец года)

единица

45 270

52 687

56 000

56 112

56 560

56 224

57 126

57 348

57 697

9. Инвестиции

9.1. Инвестиции в основной капитал

млн руб.

104 229,0

100 932,3 (оценка)

101 235,3

101 437,9

101 945,0

101 843,9

102 863,9

102 863,3

104 100,3

9.2. Индекс физического объема инвестиций в основной капитал

% к предыдущему году в сопоставимых ценах

94,9

89,5 (оценка)

100,1

100,1

100,5

100,3

100,7

100,9

101,0

10. Денежные доходы населения

10.1. Реальные располагаемые денежные доходы населения

% г/г

106,6

102,9

102,1

102,3

102,6

103,0

103,4

103,7

104,1

10.2. Прожиточный минимум в среднем на душу населения (в среднем за год)

руб./мес.

14519

15 762

18 088

19318

19318

20 091

20 091

20 895

20 895

10.3. Численность населения с денежными доходами ниже прожиточного минимума к общей численности населения

%

8,9

8,4

7,8

7,3

7,3

6,8

6,8

6,4

6,4

11. Труд и занятость

11.1. Численность рабочей силы

тыс.человек

288,6

299,1

302,7

305,2

305,2

309,0

309,0

314,3

314,3

11.2. Баланс трудовых ресурсов









11.2.1. Численность трудовых ресурсов всего, в том числе:

тыс.человек

354,5

359,9

364,5

367,5

367,5

372,1

372,1

378,4

378,4

11.2.1.1. Трудоспособное население в трудоспособном возрасте

тыс.человек

334,2

335,6

340,0

342,8

342,8

347,2

347,2

353,3

353,3

11.2.1.2. Иностранные трудовые мигранты

тыс.человек

2,1

3,0

3,0

3,0

3,0

3,0

3,0

3,0

3,0

сельское, лесное хозяйство, охота, рыболовство и рыбоводство

тыс.человек

0

0,1

0,1

0,1

0,1

0,1

0,1

0,1

0,1

добыча полезных ископаемых

тыс.человек

0

0

0

0

0

0

0

0

0

обрабатывающие производства

тыс.человек

0,1

0,2

0,2

0,2

0,2

0,2

0,2

0,2

0,2

обеспечение электрической энергией, газом и паром; кондиционирование воздуха

тыс.человек

0

0

0

0

0

0

0

0

0

водоснабжение; водоотведение, организация сбора и утилизации отходов, деятельность по ликвидации загрязнений

тыс.человек

0

0

0

0

0

0

0

0

0

строительство

тыс.человек

1,1

1,4

1,4

1,4

1,4

1,4

1,4

1,4

1,4

торговля оптовая и розничная; ремонт автотранспортных средств и мотоциклов

тыс.человек

0,6

0,4

0,4

0,4

0,4

0,4

0,4

0,4

0,4

транспортировка и хранение

тыс.человек

0

ОД

0,1

0,1

0,1

0,1

0,1

од

од

деятельность гостиниц и предприятий общественного питания

тыс.человек

0,1

0,2

0,2

0,2

0,2

0,2

0,2

0,2

0,2

деятельность в области информации и связи

тыс.человек

0

0

0

0

0

0

0

0

0

деятельность финансовая и страховая

тыс.человек

0

0

0

0

0

0

0

0

0

деятельность по операциям с недвижимым имуществом

тыс.человек

0

0,2

0,2

0,2

0,2

0,2

0,2

0,2

0,2

деятельность профессиональная, научная и техническая

тыс.человек

0

0

0

0

0

0

0

0

0

деятельность административная и сопутствующие дополнительные услуги

тыс.человек

0

0,1

0,1

0,1

0,1

0,1

0,1

0,1

0,1

государственное управление и обеспечение военной безопасности; социальное обеспечение

тыс.человек

0

0

0

0

0

0

0

0

0

образование

тыс.человек

0

0

0

0

0

0

0

0

0

деятельность в области здравоохранения и социальных услуг

тыс.человек

0

0,1

0,1

0,1

0,1

од

0,1

0,1

0,1

деятельность в области культуры, спорта, организации досуга и развлечений

тыс.человек

0

0

0

0

0

0

0

0

0

прочие виды экономической деятельности

тыс.человек

0,2

0,2

0,2

0,2

0,2

0,2

0,2

0,2

0,2

11.2.1.3. Численность лиц старше трудоспособного возраста и подростков, занятых в экономике, в том числе:

тыс.человек

18,2

21,3

21,5

21,7

21,7

21,9

21,9

22,1

22,1

пенсионеры старше трудоспособного возраста

тыс.человек

18,2

21,3

21,5

21,7

21,7

21,9

21,9

22,1

22,1

подростки моложе трудоспособного возраста

тыс.человек

-

-

-

-

-

-

-

-

-

11.2.2. Распределение трудовых ресурсов









11.2.2.1. Численность занятых в экономике - всего, в том числе по разделам ОКВЭД:

тыс.человек

251,4

262,2

265,6

267,9

267,9

271,3

271,3

275,9

275,9

сельское, лесное хозяйство, охота, рыболовство и рыбоводство

тыс.человек

4,7

4,7

4,8

4,8

4,8

4,8

4,8

4,9

4,9

добыча полезных ископаемых

тыс.человек

0,9

0,8

0,8

0,8

0,8

0,8

0,8

0,8

0,8

обрабатывающие производства

тыс.человек

21,6

22,4

22,6

22,8

22,8

22,8

22,8

22,8

22,8

обеспечение электрической энергией, газом и паром; кондиционирование воздуха

тыс.человек

4,4

4,3

4,3

4,3

4,3

4,3

4,3

4,4

4,4

водоснабжение; водоотведение, организация сбора и утилизации отходов, деятельность по ликвидации загрязнений

тыс.человек

3,0

2,9

2,9

2,9

2,9

3,0

3,0

3,0

3,0

строительство

тыс.человек

33,4

39,0

39,6

39,9

39,9

40,4

40,4

41,1

41,1

торговля оптовая и розничная; ремонт автотранспортных средств и мотоциклов

тыс.человек

53,5

54,8

55,3

56,0

56,0

56,5

56,5

57,7

57,7

транспортировка и хранение

тыс.человек

16,4

17,0

17,3

17,4

17,4

17,6

17,6

17,9

17,9

деятельность гостиниц и предприятий общественного питания

тыс.человек

14,7

16,7

17,3

17,1

17,1

17,4

17,4

17,7

17,7

деятельность в области информации и связи

тыс.человек

5,7

6,0

6,2

6,3

6,3

6,4

6,4

6,6

6,6

деятельность финансовая и страховая

тыс.человек

2,1

2,1

2,1

2,1

2,1

2,2

2,2

2,2

2,2

деятельность по операциям с недвижимым имуществом

тыс.человек

9,0

10,0

10,0

10,1

10,1

10,3

10,3

10,5

10,5

деятельность профессиональная, научная и техническая

тыс.человек

11,4

11,5

11,5

11,6

11,6

11,9

11,9

12,1

12,1

деятельность административная и сопутствующие дополнительные услуги

тыс.человек

6,6

6,8

6,9

7,0

7,0

7,1

7,1

7,2

7,2

государственное управление и обеспечение военной безопасности; социальное обеспечение

тыс.человек

19,2

18,5

18,5

19,0

19,0

19,3

19,3

19,6

19,6

образование

тыс.человек

17,0

16,2

16,3

16,4

16,4

16,5

16,5

16,8

16,8

деятельность в области здравоохранения и социальных услуг

тыс.человек

15,1

15,1

15,3

15,5

15,5

15,7

15,7

16,0

16,0

деятельность в области культуры, спорта, организации досуга и развлечений

тыс.человек

5,3

5,2

5,4

5,4

5,4

5,6

5,6

5,7

5,7

прочие виды экономической деятельности

тыс.человек

7,4

8,2

8,5

8,5

8,5

8,7

8,7

8,9

8,9

11.2.2.2. Численность населения в трудоспособном возрасте, не занятого в экономике, - всего, в том числе:

тыс.человек

103,1

97,7

98,9

99,6

99,6

100,8

100,8

102,5

102,5

численность учащихся трудоспособного возраста, обучающихся с отрывом от производства

тыс.человек

22,4

23,8

24,3

24,3

24,3

24,6

24,6

25,0

25,0

численность безработных, зарегистрированных в органах службы занятости

тыс.человек

0,4

0,3

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

численность прочих категорий населения в трудоспособном возрасте, не занятого в экономике

тыс.человек

80,3

73,6

74,1

74,8

74,8

75,7

75,7

77,0

77,0

11.3. Номинальная начисленная среднемесячная заработная плата работников организаций

руб.

47 638

56 942

64 800

68 331

68 331

73 183

73 319

80 135

80 651

11.4. Среднемесячная начисленная заработная плата наемных работников в организациях, у индивидуальных предпринимателей и физических лиц (среднемесячный доход от трудовой деятельности)

руб.

39 729

46 776

53 655

56 578

56 578

60 596

60 708

66 352

66 779

11.5. Реальная заработная плата работников организаций

% г/г

103,7

109,5

104,7

102,0

104,2

103,8

104,2

103,0

103,2

11.6. Индекс производительности труда

в % к предыдущему году

101,8

100,2

100,5

100,5

100,9

100,7

101,3

101,0

101,7

11.7. Уровень безработицы (по методологии МОТ)

% к раб. силе

3,3

2,6

2,5

2,5

2,5

2,5

2,5

2,5

2,5

11.8. Уровень зарегистрированной безработицы (на конец года)

%

ОД

0,12

0,2

0,2

0,2

0,2

0,2

0,2

0,2

11.9. Фонд заработной платы работников организаций

млн руб.

62 270,8

73 298,7

83 361,1

88 694,7

88 870,2

96417,4

97 265,2

107 582,9

109 559,3

12. Финансы организаций

12.1. Прибыль прибыльных организаций для целей бухгалтерского учета

млн руб.

27 003,0

31 822,1

36 627,2

42 011,4

42 414,3

48 481,2

49 497,5

56 335,1

58 209,1


-----------------------------

* - фактические статистические данные, разработанные Крымстатом;

** - базовый вариант прогноза социально-экономического развития города Севастополя на 2026 год и на плановый период 2027 и 2028 годов является основным вариантом прогноза.

-----------------------------

Оценка достигнутого уровня социально-экономического развития города Севастополя за 2024 год, оценка факторов и ограничений экономического роста города Севастополя на 2026 - 2028 годы, направления социально-экономического развития города Севастополя и целевые показатели консервативного и базового вариантов прогноза социально-экономического развития города Севастополя на 2026 год и на плановый период 2027 и 2028 годов, включая количественные показатели и качественные характеристики социально-экономического развития, приведены в пояснительной записке к прогнозу социально-экономического развития города Севастополя на 2026 год и на плановый период 2027 и 2028 годов в приложении N 1 к настоящему прогнозу, основные параметры государственных программ города Севастополя на 01.06.2025 - в приложении N 2 к настоящему прогнозу, прогнозная кадровая потребность и источники ее закрытия в профессионально-квалификационном разрезе по городу Севастополю на 2026 год и на плановый период 2027 и 2028 годов - в приложении N 3 к настоящему прогнозу. Прогноз социально-экономического развития города Севастополя на 2026 год и на плановый период 2027 и 2028 годов может быть уточнен в случае выявления изменения тенденций социально-экономического развития города Севастополя.


Приложение N 1
к прогнозу социально-экономического
развития города Севастополя на 2026 год
и на плановый период 2027 и 2028 годов


Пояснительная записка к прогнозу социально-экономического развития города Севастополя на 2026 год и на плановый период 2027 и 2028 годов


Прогноз социально-экономического развития города Севастополя на 2026 год и на плановый период 2027 и 2028 годов разработан с учетом сценарных условий функционирования экономики Российской Федерации, основных параметров прогноза социально-экономического развития Российской Федерации и прогнозируемых изменений цен (тарифов) на товары, услуги хозяйствующих субъектов, осуществляющих регулируемые виды деятельности в инфраструктурном секторе, на 2026 год и на плановый период 2027 и 2028 годов, одобренных на заседании Правительства Российской Федерации 30.04.2025 (протокол N 15, раздел I), Стратегии социально-экономического развития города Севастополя до 2030 года, утвержденной Законом города Севастополя от 21.07.2017 N 357-ЗС, национальных целей развития, целевых показателей и задач, предусмотренных Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2024 N 309 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года", данных, представляемых участниками разработки прогноза, и основных направлений бюджетной и налоговой политики города Севастополя.

В прогнозе учтены макроэкономические показатели социально-экономического развития города Севастополя за 2024 год и прошедший период 2025 года, сформированные Крымстатом, Росстатом, основные параметры государственной программы Российской Федерации "Социально-экономическое развитие Республики Крым и г. Севастополя", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 30.01.2019 N 63 (далее - государственная программа N 63), региональных проектов и государственных программ города Севастополя.

Прогноз социально-экономического развития города Севастополя на 2026 год и на плановый период 2027 и 2028 годов разработан в двух вариантах. Базовый вариант описывает наиболее вероятный сценарий развития экономики. Консервативный вариант основан на предпосылках.


Оценка достигнутого уровня социально-экономического развития города Севастополя за 2024 год


В 2024 году сохранился рост экономики города Севастополя. Положительный вклад в его динамику был обеспечен ростом базовых отраслей: промышленности, строительства, транспорта.

По сравнению с 2023 годом объем промышленного производства увеличился на 25,9%, объем работ, выполненных по виду деятельности "Строительство", - в 1,8 раза, объем услуг транспортировки и хранения - на 29,4%.

На рынке труда численность безработных, зарегистрированных в органах службы занятости, по сравнению с 2023 годом уменьшилась на 19,0%.

Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников организаций по сравнению с 2023 годом увеличилась на 19,5%.


Оценка факторов и ограничений экономического роста города Севастополя на 2026 год и на плановый период 2027 и 2028 годов


В среднесрочном периоде прогнозирования социально-экономическая ситуация в городе Севастополе сохранится стабильной благодаря росту объемов промышленного производства (в первую очередь обрабатывающих производств), строительства, платных услуг населению, инвестиций в основной капитал. Уровень безработицы сохранится одним из самых низких в стране.

Важнейшим фактором роста будет оставаться развитие экономики предложения: расширение внутреннего производства и продолжение процесса импортозамещения.

Отрицательно повлиять на экономический рост города Севастополя может высокий ("желтый") уровень террористической опасности на территории города Севастополя, установленный в связи с сохраняющейся угрозой совершения террористического акта и необходимостью организации деятельности по противодействию его совершению, техногенная чрезвычайная ситуация регионального характера, возникшая в результате разлива нефтепродуктов в водоохранной зоне Черного моря в пределах административной границы города Севастополя, чрезвычайная ситуация федерального характера, установленная в субъекте в связи с разливом нефтепродуктов и загрязнением территории Республики Крым и Краснодарского края в результате крушения танкеров в Керченском проливе 15.12.2024, продолжающееся санкционное давление, оказываемое со стороны иностранных государств на Российскую Федерацию в целом и на город Севастополь в частности.

К концу 2028 года темп роста экономики города Севастополя стабилизируется на уровне 106,3-106,4%.


Направления социально-экономического развития города Севастополя и целевые показатели консервативного и базового вариантов прогноза социально-экономического развития города Севастополя на 2026 год и на плановый период 2027 и 2028 годов, включая количественные показатели и качественные характеристики социально-экономического развития


Население


Численность постоянного населения города Севастополя на 01.01.2025 составила 558,3 тыс. человек, уменьшившись на 0,5% по сравнению с 01.01.2024 в связи с миграционным оттоком населения из региона.

Ключевыми факторами, повлиявшими на сокращение численности населения, выступают указанные выше особые условия, сложившиеся в городе Севастополе. Указом Губернатора города Севастополя от 23.06.2024 N 72-УГ "О введении режима чрезвычайной ситуации регионального характера, возникшей вследствие обстрелов со стороны вооруженных формирований Украины и при пресечении указанных действий правомерными действиями Вооруженных Сил Российской Федерации" был введен режим чрезвычайной ситуации регионального характера после произошедшей террористической атаки по мирному населению в районе пляжа "Учкуевка".

Ожидается, что численность населения на 01.01.2026 сохранится на уровне 01.01.2025 в количестве 558,3 тыс. человек.

В дальнейшем к 2027 году в условиях стабилизации международной обстановки численность населения восстановится до своего максимума на 01.01.2024 и далее увеличится до 574,3 тыс. человек. К 2028 году численность населения возрастет еще на 10,6 тыс. человек, что будет связано с привлекательностью города Севастополя для проживания.


Валовой региональный продукт


Объем валового регионального продукта по городу Севастополю (далее - ВРП) за 2023 год по первой оценке Росстата составил 253 191,6 млн руб., что на 5,8% больше, чем в 2021 году.

Ведущими отраслями экономики региона являются судостроение, судоремонт, производство напитков, изделий из бетона, электрического оборудования, строительство, торговля.

Прогноз объема ВРП формировался исходя из общих тенденций экономического развития города Севастополя и основных прогнозных макропоказателей экономического и социального развития.

ВРП в 2024 году оценивается в объеме 301,9 млрд руб. с ростом на 9,1% по сравнению с 2023 годом, в 2025 году - 342,1 млрд руб. с ростом 5,3% за счет увеличения объемов добывающей промышленности, обрабатывающих производств, электроэнергетики, оборота торговли, роста объемов инвестиций в основной капитал.

ВРП в 2026 году прогнозируется в размере 382,5-385,4 млрд руб., в 2027 - 2028 годах - 431,3-486,3 млрд руб. Индекс физического объема ВРП к уровню предыдущего года составит 105,7-107,0%.


Промышленное производство


В 2024 году индекс промышленного производства составил 125,9% по сравнению с 2023 годом. В обрабатывающей промышленности производство увеличилось на 42,3%, в отрасли "Обеспечение электрической энергией, газом и паром; кондиционирование воздуха" - на 7,5%. В отрасли "Добыча полезных ископаемых" производство уменьшилось на 2,7%, отрасли "Водоснабжение; водоотведение, организация сбора и утилизации отходов, деятельность по ликвидации загрязнений" - на 5,3%.

Принимая во внимание перспективу работы основных промышленных предприятий, оценка индекса промышленного производства в 2025 году составила 112,1%. В прогнозируемом периоде производство сохранит положительную динамику с ежегодным ростом: в 2026 году - на 9,8-11,0%, в 2027 году - на 10,0-11,3%, в 2028 году - на 10,1-11,7%.

Объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами в промышленном производстве города Севастополя в 2024 году составил 60,3 млрд руб. (в 2023 году - 48,8 млрд руб.). В 2025 году благодаря росту промышленного производства отгрузка увеличится и составит 65,4 млрд руб., в 2026 - 2028 годах - 70,9-86,2 млрд руб.


Сельское хозяйство


В 2024 году произведено продукции сельского хозяйства в объеме 3 953,9 млн руб., в том числе продукции растениеводства - 3 616,8 млн руб., продукции животноводства - 337,1 млн руб.

Сокращение объемов сельскохозяйственного производства относительно 2023 года было вызвано возвратными заморозками, фадом, наводнением, которые отрицательно повлияли на рост и развитие растений, что привело к частичной потере урожая, а также недостаточностью сельскохозяйственных угодий, которые могли бы использоваться для развития животноводства, отсутствием кормовой базы.

В 2025 году объем сельскохозяйственного производства прогнозируется на уровне 2024 года, так как в текущем году также имели место возвратные заморозки в весенний период. В 2026 - 2028 годах ожидается компенсационный рост производства на 0,1-0,6% по сравнению с предыдущими годами.


Строительство


Объем работ, выполненных по виду деятельности "Строительство", включая работы, выполненные хозяйственным способом, по первой оценке Росстата за 2024 год составил 81 880,4 млн руб., что в 1,8 раза больше, чем в 2023 году.

В эксплуатацию введено 2 256 зданий общей площадью 512,1 тыс. кв. м, в том числе 2199 жилых зданий общей площадью 400,7 тыс. кв. м.

Мероприятия по строительству и реконструкции объектов городской инфраструктуры, социальных объектов предусмотрены государственной программой N 63, государственными программами города Севастополя, в рамках реализации которых в 2025 - 2028 годах ожидается ввод 132 объектов капитального строительства и проведение 13 мероприятий по направлению "Прочие нужды".

В прогнозируемом периоде объемы строительства ежегодно будут увеличиваться на 4,8-11,6%.


Торговля и услуги населению


Индекс потребительских цен на товары и услуги в 2024 году к 2023 году составил 109,1%. Основными причинами его роста оставались эскалация геополитической напряженности, колебания курса рубля, трудности с международными платежами и логистикой, а также инерция ценовых механизмов.

В 2024 году оборот розничной торговли достиг 114 425,5 млн руб., что на 2,0% больше, чем в 2023 году. Объем платных услуг населению увеличился на 1,1%. В текущем году их рост продолжится. В 2026 - 2028 годах также будет наблюдаться рост оборота розничной торговли с индексом 101,4-102,0%. Индекс физического объема платных услуг сложится в размере 101,4-102,9%. Инфляция в 2025 году составит 109,3%, в 2026 году - 105,4%. В 2027 - 2028 годах она выйдет на среднероссийский уровень в размере 104,0%, чему будет способствовать улучшение общей политической ситуации, ускорение экономики страны в целом и города Севастополя в частности.

С 01.07.2025 в городе Севастополе, как и во всей стране, произошел плановый рост тарифов на коммунальные услуги.

Для города Севастополя Правительством Российской Федерации утвержден индекс изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в размере 12,6% с 01.07.2025. Это означает, что совокупная плата граждан за коммунальные услуги (отопление, водо-, газо-, электроснабжение, водоотведение и обращение с твердыми коммунальными отходами) во втором полугодии 2025 г. не должна быть выше платы в декабре 2024 г. более чем на 12,6% при сопоставимом объеме потребления коммунальных услуг.

С 01.07.2025 тарифы увеличены в следующих размерах: теплоснабжение - на 9%; водоснабжение - на 9,0%; водоотведение - на 8,3%; электроснабжение - до 12,7%; обращение с твердыми коммунальными отходами - на 10,2%. Розничные цены на газ планируются к увеличению на 12,6%.

Планируемый рост размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги на 2026 год по данным Минэкономразвития России по прогнозу индексации регулируемых цен (тарифов) на продукцию (услуги) компании инфраструктурного сектора на 2026 - 2028 годы составит 9,8% с 01.07.2026.


Внешнеэкономическая деятельность


В 2024 году экспорт товаров осуществляли более 40 участников внешнеэкономической деятельности, объем экспорта товаров составил 1,81 млн долл. США. Импорт товаров увеличился в 2,9 раза в связи с увеличением поставок товаров в страны СНГ.

В 2025 - 2028 годах экспорт товаров сложится в объемах 2,0-3,2 млн долл. США. Возможны разовые поставки судов за рубеж. Объемы импорта товаров составят 3,4-4,5 млн долл. США.


Малое и среднее предпринимательство, включая микропредприятия, и самозанятые граждане


По данным единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства (далее - МСП) на 10.01.2025 в городе Севастополе было зарегистрировано 24 139 субъектов МСП (из них 7 446 юридических лиц), что на 2,1% больше по сравнению с 10.01.2024. Из общего количества предприятий 93,5% составляли микропредприятия.

С целью сохранения благоприятных условий для развития бизнеса субъектов МСП и защиты их от внешних негативных факторов в сложившихся условиях предпринимаются меры, направленные на развитие системы государственной поддержки, улучшение инвестиционного климата, предоставление финансовой поддержки совместно с АО "Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства".

В 2025 году по сравнению с 2024 годом сохранится рост количества самозанятых граждан и индивидуальных предпринимателей, который составит соответственно 5,4% и 1,8%. Предполагается, что работники субъектов МСП начинают осуществлять предпринимательскую деятельность. Количество малых и средних предприятий в 2025 году по сравнению с 2024 годом увеличится на 0,7%, в 2026 - 2028 годах количество субъектов МСП будет расти на 0,3-1,3% ежегодно.

Среднесписочная численность их работников будет увеличиваться на 0,1-0,3%, оборот предприятий - на 0,3-1,3%.


Инвестиции


В январе - декабре 2024 г. по первой оценке Росстата организациями и предприятиями по полному кругу хозяйствующих субъектов использовано 100 932,3 млн руб. инвестиций в основной капитал.

Рост инвестиций в основной капитал до 2028 года будет обеспечен реализацией государственной политики на региональном уровне за счет привлечения внебюджетных средств во все отрасли экономики и обеспечения их эффективного использования; технологической модернизации и создания новых промышленных производств, запуска и реализации инвестиционных инфраструктурных проектов в форме капитальных вложений; развития строительного комплекса и реализации мероприятий федеральных целевых программ, государственной программы N 63; обеспечения полного освоения плановых лимитов государственных капитальных вложений.

Одним из инструментов по привлечению инвестиций является функционирование свободной экономической зоны (далее - СЭЗ). Участники СЭЗ осуществляют деятельность в судостроении и судоремонте, пищевой и рыбной промышленности, приборостроении, строительстве, социальной сфере, медицине, других отраслях. За время функционирования СЭЗ общий объем фактических капитальных вложений составил 21,8 млрд руб., превысив плановый в 1,5 раза. Участниками СЭЗ создано 16,8 тыс. рабочих мест.

Привлечению инвестиций в город Севастополь в прогнозируемом периоде способствует реализация инвестиционных проектов, наиболее значимыми из которых являются:

- приоритетный проект "Развитие Балаклавы". Инициатор проекта - Правительство Севастополя по поручению Президента Российской Федерации. Срок реализации - 2016 - 2030 годы, общий объем инвестиций - 51,8 млрд руб., в том числе 40,7 млрд руб. - внебюджетные инвестиции;

- проект "Музейный и театрально-образовательный комплекс в г. Севастополь". Инициатор проекта - Фонд проектов социального и культурного значения "Национальное культурное наследие" по поручению Президента Российской Федерации. Срок реализации - 2018 - 2025 годы, общий объем инвестиций - 70 млрд руб.;

- приоритетный проект "Терруар Севастополь". Инициатор проекта - Ассоциация виноградарей и виноделов "Севастополь". Срок реализации проекта - 2018 - 2030 годы. С 2021 года бюджет проекта составляет 7,0 млрд руб., в том числе 4,3 млрд руб. - внебюджетные инвестиции;

- приоритетный проект "Создание ИТ-технопарка в г. Севастополе". Инициатор проекта - ООО "ИТ Парк РУС" (город Севастополь), срок реализации - 2021 - 2030 годы, общий объем внебюджетных инвестиций - 3,3 млрд руб.;

- приоритетный проект города Севастополя "Создание рыбопромышленного кластера на территории города Севастополя". Проект реализуется во исполнение протокольного поручения Губернатора города Севастополя. Срок реализации - 2020 - 2030 годы, общий объем инвестиций - 1,5 млрд руб.;

- инвестиционный проект "Создание туристического кластера на Северной стороне города Севастополя". Инициатор проекта - ООО "Специализированный Застройщик "Восхождение". Срок реализации - 2021 - 2028 годы. Планируемый объем инвестиций - 20,0 млрд руб.;

- приоритетный проект "Создание индустриального парка в г. Севастополе". Инициатор проекта - Правительство Севастополя. Сметная стоимость - 1,3 млрд руб., внебюджетные инвестиции - 6,0 млрд руб.

С учетом реализации инвестиционных проектов, инвестиционных программ предприятий и участников СЭЗ доля внебюджетных средств в структуре источников финансирования инвестиций в основной капитал будет увеличиваться.


Уровень жизни населения


Реальные располагаемые денежные доходы населения города Севастополя по предварительным данным Росстата в 2024 году сложились в размере 102,9%.

В текущем году продолжится рост реальных располагаемых доходов населения, который составит 102,1%. Основной вклад внесут как заработные платы работников организаций, так и доходы от предпринимательской деятельности и доходы от собственности (прежде всего доходы по банковским вкладам). Значительное влияние также окажут меры комплексной социальной поддержки населения.

В 2026 - 2028 годах реальные располагаемые денежные доходы населения составят 102,3-104,1%.

Величина прожиточного минимума в среднем на душу населения в 2024 году составила 15 762 руб. в месяц (108,6% к 2023 году).

Величина прожиточного минимума на душу населения на 2025 год установлена в размере 18 088 руб.

Численность населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума в 2024 году составила 8,4%.

Прогнозные значения численности населения с денежными доходами ниже прожиточного минимума к общей численности населения на 2026 - 2028 годы сформированы в соответствии с Единым планом по достижению национальных целей развития Российской Федерации на период до 2024 года и на плановый период до 2030 года, утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от 01.10.2021 N 2765-р.


Труд и занятость


По данным выборочных обследований рабочей силы по проблемам занятости, проводимых Росстатом, численность рабочей силы в возрасте 15 лет и старше по городу Севастополю в среднем за 2024 год составила 299,1 тыс. человек, в том числе 7,8 тыс. человек не имели занятия, но активно его искали и согласно методологии Международной организации труда (далее - МОТ) классифицировались как безработные. Уровень безработицы, рассчитываемый в соответствии с критериями МОТ, в среднем за 2024 год составил 2,6% от численности рабочей силы города Севастополя.

На 01.01.2025 уровень регистрируемой безработицы составил 0,12% от численности рабочей силы против 0,16% на 01.01.2024.

Прогнозные значения уровня безработицы по методологии МОТ сформированы на основании данных государственной программы города Севастополя "Социальная защита, охрана труда и содействие занятости населения в городе Севастополе", утвержденной постановлением Правительства Севастополя от 20.12.2021 N 675-ПП.

С учетом реализации мер, предусматривающих сокращение неформальной занятости населения, предпринимаемых мер поддержки экономики и занятости населения, перераспределения рабочей силы между секторами экономики среднемесячная численность граждан, зарегистрированных в органах службы занятости в качестве безработных, в 2026 - 2028 годах составит 0,5 тыс. человек.

По данным отчетного баланса трудовых ресурсов, сформированного Крымстатом, в 2024 году трудовые ресурсы города Севастополя насчитывали 359,9 тыс. человек (или 101,5% по отношению к 2023 году). Среднегодовая численность занятых в экономике увеличилась до 262,2 тыс. человек (в 2023 году - 251,4 тыс. человек).

В основе формирования трудовых ресурсов лежат демографические и миграционные процессы, под воздействием которых до 2028 года численность рабочей силы увеличится и достигнет 314,3 тыс. человек; уровень безработицы, рассчитываемый по методологии МОТ, составит 2,5%; общая численность безработных, классифицированных по методологии МОТ, вырастет до 7,6 тыс. человек; уровень регистрируемой безработицы составит 0,2%.

В городе Севастополе в среднем доля иностранных работников в общей численности занятого населения составляет 1,1%. Прогнозируемая численность иностранных граждан, осуществляющих трудовую деятельность, в 2026 - 2028 годах составит не более 3,0 тыс. человек.

В 2024 году сохранился рост заработной платы. Номинальная начисленная среднемесячная заработная плата работников организаций увеличилась с 47 638 руб. в 2023 году до 56 942 руб. в прошедшем году.

В 2025 году благодаря росту экономики города Севастополя, принимаемым мерам государственной поддержки предпринимательства в условиях продолжающегося внешнего санкционного давления прогнозируется, что заработная плата составит 64 800 руб. В 2026 году ожидается ее рост по отношению к предшествующему году на 5,4%, в 2027 году - на 7,1-7,3%, в 2028 году - на 9,5-10,0%.

С учетом индекса потребительских цен реальная заработная плата покажет рост в 2025 - 2028 годах на 3,0-5,8%.

Среднемесячная начисленная заработная плата наемных работников в организациях, у индивидуальных предпринимателей и физических лиц (среднемесячный доход от трудовой деятельности) в 2024 году составила 46 776 руб., что на 17,7% больше, чем в 2023 году.

Во исполнение поручений Правительства Российской Федерации приняты исчерпывающие меры по недопущению снижения достигнутых ранее показателей уровня оплаты труда отдельных категорий работников бюджетного сектора экономики, определенных "майскими" указами Президента Российской Федерации.

В 2025 году среднемесячный доход от трудовой деятельности оценивается в размере 53 655 руб. В 2026 - 2028 годах прогнозируется рост показателя на 5,4-10,0%.

Рост фонда начисленной заработной платы сохранится. В 2026 - 2028 годах прогнозируется его увеличение на 6,4-13,7%.


Приложение N 2
к прогнозу социально-экономического
развития города Севастополя на 2026 год
и на плановый период 2027 и 2028 годов


Основные параметры государственных программ города Севастополя на 01.06.2025


N п/п

Наименование государственной программы города Севастополя, N и дата постановления Правительства Севастополя, срок реализации

Источник финансирования

Объем финансирования, тыс. руб.

Всего

в том числе по годам

2024

2025

2026

2027

2028


Всего по государственным программам города Севастополя

Всего, в том числе:

390 712 909,34

83 215 823,40

87 443 754,30

78 396 984,30

67 612 859,40

74 043 487,94

бюджет субъекта Российской Федерации, в том числе

326 391 837,74

72 027 051,90

71 347 770,40

66 615 745,30

55 030 930,00

61 370 340,14

трансферты из федерального бюджета

103 555 104,70

24 295 370,90

22 838 247,40

24 728 736,90

13 046 628,10

18 646 121,40

трансферты из иных бюджетов Российской Федерации

11 102 044,20

6 113 763,40

4 988 280,80

0,00

0,00

0,00

межбюджетные трансферты местным бюджетам

2 488 984,90

558 364,00

576 006,70

598 595,60

616 977,90

139 040,70

консолидированные бюджеты муниципальных образований

2 489 488,0

558 867,10

576 006,70

598 595,60

616 977,90

139 040,70

бюджет ТФОМС *

53 539 790,30

8 809 037,70

10 194 616,60

11 005 093,20

11 765 521,40

11 765 521,40

внебюджетные источники

10 780 778,20

2 379 230,70

5 901 367,30

776 145,80

816 408,00

907 626,40

1

Развитие жилищно-коммунальной инфраструктуры города Севастополя, N 706-ПП от 25.12.2021, 2022 - 2030 годы

Всего, в том числе:

80 771 560,00

16 899 731,10

25 592 118,20

13 216 850,80

7 321 697,60

17 741 162,30

бюджет субъекта Российской Федерации, в том числе:

73 679 159,70

15 232 616,10

20 423 096,40

13 136 527,50

7 236 424,50

17 650 495,20

трансферты из федерального бюджета

49 386 846,10

7 981 090,20

12 854 423,10

9 346 744,20

4 151 986,40

15 052 602,20

трансферты из иных бюджетов Российской Федерации

4 269 888,00

2 113 945,10

2 155 942,90

0,00

0,00

0,00

межбюджетные трансферты местным бюджетам

1 801 415,30

422 043,50

441 879,70

459 554,90

477 937,20

0,00

консолидированные бюджеты муниципальных образований

1 801 415,30

422 043,50

441 879,70

459 554,90

477 937,20

0,00

Внебюджетные источники

7 092 400,30

1 667 115,00

5 169 021,80

80 323,30

85 273,10

90 667,10

2

Развитие транспорта и дорожно-транспортной инфраструктуры города Севастополя, N 28-ПП от 27.01.2022, 2022 - 2030 годы

Всего, в том числе:

27 869 744,10

8 070 439,90

6 733 780,90

5 124 826,90

4 951 186,60

2 989 509,80

бюджет субъекта Российской Федерации, в том числе:

27 869 744,10

8 070 439,90

6 733 780,90

5 124 826,90

4 951 186,60

2 989 509,80

трансферты из федерального бюджета

3 660 001,60

2 259 011,60

463 251,40

428 681,10

509 057,50

0,00

трансферты из иных бюджетов Российской Федерации

1 101 356,80

265 678,40

835 678,40

0,00

0,00

0,00

внебюджетные источники

0,00

0,00

0,00

0,00

0,00

0,00

3

Развитие сельскохозяйственного, рыбохозяйственного и агропромышленного комплексов города Севастополя, N 65-ПП от 28.02.2022 2022 - 2030 годы

Всего, в том числе:

4 332 655,60

1 045 720,20

1 198 565,60

891 744,30

950 279,20

246 346,30

бюджет субъекта Российской Федерации, в том числе:

3 474 093,50

847 800,70

961 062,40

715 265,00

756 477,90

193 487,50

трансферты из федерального бюджета

2 380 594,40

599 116,70

730 384,00

515 771,30

535 322,40

0,00

трансферты из иных бюджетов Российской Федерации

0,00

0,00

0,00

0,00

0,00

0,00

межбюджетные трансферты местным бюджетам

2 941,50

2 941,50

0,00

0,00

0,00

0,00

консолидированные бюджеты муниципальных образований

3 444,60

3 444,60

0,00

0,00

0,00

0,00

Внебюджетные источники

858 059,00

197416,40

237 503,20

176 479,30

193 801,30

52 858,80

4

Развитие промышленности города Севастополя, N 727-ПП от 29.12.2021, 2022 - 2030 годы

Всего, в том числе:

2 499 664,90

93 449,70

80 400,00

2 076 590,30

11 248,70

237 976,20

бюджет субъекта Российской Федерации, в том числе:

2 293 664,90

93 449,70

80 400,00

2 076 590,30

11 248,70

31 976,20

трансферты из федерального бюджета

2 191 771,50

81 554,90

65 100,00

2 045 116,60

0,00

0,00

трансферты из иных бюджетов Российской Федерации

0,00

0,00

0,00

0,00

0,00

0,00

внебюджетные источники

206 000,00

0,00

0,00

0,00

0,00

206 000,00

5

Развитие градостроительной деятельности в городе Севастополе, N 565-ПП от 17.11.2021, 2022 - 2030 годы

Всего, в том числе:

1 002 484,40

91 473,70

164 273,10

318 410,30

221 573,30

206 754,00

бюджет субъекта Российской Федерации, в том числе:

1 002 484,40

91 473,70

164 273,10

318 410,30

221 573,30

206 754,00

трансферты из федерального бюджета

0,00

0,00

0,00

0,00

0,00

0,00

трансферты из иных бюджетов Российской Федерации

0,00

0,00

0,00

0,00

0,00

0,00

внебюджетные источники

0,00

0,00

0,00

0,00

0,00

0,00

6

Жилище, N 100-ПП от 24.03.2022, 2022 - 2030 годы

Всего, в том числе:

3 078 275,59

627 128,75

779 897,60

591 303,70

613 493,00

466 452,54

бюджет субъекта Российской Федерации, в том числе:

3 078 275,59

627 128,75

779 897,60

591 303,70

613 493,00

466 452,54

трансферты из федерального бюджета

726 790,40

163 173,80

185 826,00

188 894,70

188 895,90

0,00

трансферты из иных бюджетов Российской Федерации

0,00

0,00

0,00

0,00

0,00

0,00

внебюджетные источники

0,00

0,00

0,00

0,00

0,00

0,00

7

Развитие здравоохранения в городе Севастополе, N 697-ПП от 23.12.2021, 2022 - 2030 годы

Всего, в том числе:

118 836 808,60

21 260 366,10

23 500 475,50

26 184 496,60

23 340 400,80

24 551 069,60

бюджет субъекта Российской Федерации, в том числе:

62 713 941,60

11 971 891,30

12 812 676,60

14 661 720,20

11 039 205,80

12 228 447,70

трансферты из федерального бюджета

18 649 852,50

3 878 911,90

3 674 461,50

6 390 462,90

2 465 675,90

2 240 340,30

трансферты из иных бюджетов Российской Федерации

2 128 334,90

875 381,20

1 252 953,70

0,00

0,00

0,00

бюджет ТФОМС

53 507 479,20

8 776 726,60

10 194 616,60

11 005 093,20

11 765 521,40

11 765 521,40

внебюджетные источники

2 615 387,80

511 748,20

493 182,30

517 683,20

535 673,60

557 100,50

8

Развитие образования в городе Севастополе, N 35-ПП от 11.02.2022, 2022 - 2030 годы

Всего, в том числе:

63 847 838,70

13 467 804,30

12 548 164,20

12 369 833,30

12 787 127,40

12 674 909,50

бюджет субъекта Российской Федерации, в том числе:

63 844 971,00

13 466 916,60

12 547 504,20

12 369 173,30

12 786 467,40

12 674 909,50

трансферты из федерального бюджета

6 740 897,50

2 172 590,80

1 974 371,20

1 268 373,80

1 148 363,30

177 198,40

трансферты из иных бюджетов Российской Федерации

1 399 525,20

1 399 525,20

0,00

0,00

0,00

0,00

внебюджетные источники

2 867,70

887,70

660,00

660,00

660,00

0,00

9

Социальная защита, охрана труда и содействие занятости населения в городе Севастополе, N 675-ПП от 20.12.2021, 2022 - 2030 годы

Всего, в том числе:

30 819 973,80

5 763 127,10

6 729 678,90

6 653 397,80

6 732 942,70

4 940 827,30

бюджет субъекта Российской Федерации, в том числе:

30 787 662,70

5 730 816,00

6 729 678,90

6 653 397,80

6 732 942,70

4 940 827,30

трансферты из федерального бюджета

6 390 099,70

1 043 781,30

1 532 808,10

1 853 285,70

1 960 224,60

0,00

трансферты из иных бюджетов Российской Федерации

329 843,30

32 863,60

296 979,70

0,00

0,00

0,00

бюджет ТФОМС

32311,10

32 311,10





внебюджетные источники

0,00

0,00

0,00

0,00

0,00

0,00

10

Развитие культуры города Севастополя, N 710-ПП от 29.12.2021, 2022 - 2030 годы

Всего, в том числе:

11 920 870,30

2 236 080,30

1 679 960,50

2 736 253,40

2 942 542,90

2 326 033,20

бюджет субъекта Российской Федерации, в том числе:

11 920 870,30

2 236 080,30

1 679 960,50

2 736 253,40

2 942 542,90

2 326 033,20

трансферты из федерального бюджета

2 994 736,00

469 380,10

57 755,90

972 953,70

1 071 061,10

423 585,20

трансферты из иных бюджетов Российской Федерации

208 071,20

208 071,20

0,00

0,00

0,00

0,00

внебюджетные источники

0,00

0,00

0,00

0,00

0,00

0,00

11

Развитие физической культуры и спорта. Молодежная политика в городе Севастополе, N 724-ПП от 29.12.2021, 2022 - 2030 годы

Всего, в том числе:

9 254 364,70

2 173 769,20

1 576 020,10

1 766 473,40

1 597 308,10

2 140 793,90

бюджет субъекта Российской Федерации, в том числе:

9 254 364,70

2 173 769,20

1 576 020,10

1 766 473,40

1 597 308,10

2 140 793,90

трансферты из федерального бюджета

2 184 878,90

807 279,10

247 144,80

473 495,40

258 919,10

398 040,50

трансферты из иных бюджетов Российской Федерации

150 836,90

150 836,90

0,00

0,00

0,00

0,00

внебюджетные источники

0,00

0,00

0,00

0,00

0,00

0,00

12

Обеспечение общественной безопасности в городе Севастополе, N 695-ПП от 23.12.2021, 2022 - 2030 годы

Всего, в том числе:

2 319 872,55

595 757,45

340 781,20

346 007,80

356 589,90

680 736,20

бюджет субъекта Российской Федерации, в том числе:

2 319 872,55

595 757,45

340 781,20

346 007,80

356 589,90

680 736,20

трансферты из федерального бюджета

447 688,50

182 363,00

0,00

0,00

0,00

265 325,50

трансферты из иных бюджетов Российской Федерации

0,00

0,00

0,00

0,00

0,00

0,00

внебюджетные источники

0,00

0,00

0,00

0,00

0,00

0,00

13

Экология и охрана окружающей среды города Севастополя, N 660-ПП от 20.12.2021, 2022 - 2030 годы

Всего, в том числе:

1 365 593,10

456 786,90

243 985,50

289 140,90

239 015,90

136 663,90

бюджет субъекта Российской Федерации, в том числе:

1 365 592,60

456 786,40

243 985,50

289 140,90

239 015,90

136 663,90

трансферты из федерального бюджета

371 511,30

267 447,20

10 739,20

74 698,90

18 626,00

0,00

трансферты из иных бюджетов Российской Федерации

0,00

0,00

0,00

0,00

0,00

0,00

внебюджетные источники

0,50

0,50

0,00

0,00

0,00

0,00

14

Развитие государственного управления города Севастополя, N 55-ПП от 28.02.2022, 2022 - 2030 годы

Всего, в том числе:

18 608 087,30

4 442 367,60

3 490 485,70

3 526 797,30

3 652 776,50

3 495 660,20

бюджет субъекта Российской Федерации, в том числе:

18 608 087,30

4 442 367,60

3 490 485,70

3 526 797,30

3 652 776,50

3 495 660,20

трансферты из федерального бюджета

381 883,40

128 080,50

61 804,10

63 999,60

63 999,60

63 999,60

трансферты из иных бюджетов Российской Федерации

756 473,00

756 473,00

0,00

0,00

0,00

0,00

межбюджетные трансферты местным бюджетам

684 628,10

133 379,00

134 127,00

139 040,70

139 040,70

139 040,70

консолидированные бюджеты муниципальных образований

684 628,10

133 379,00

134 127,00

139 040,70

139 040,70

139 040,70

внебюджетные источники

0,00

0,00

0,00

0,00

0,00

0,00

15

Развитие гражданского общества и создание условий для обеспечения общественного согласия в городе Севастополе, N 694-ПП от 23.12.2021, 2022 - 2030 годы

Всего, в том числе:

1 218 517,75

229 928,65

319 024,50

212 826,10

223 895,60

232 842,90

бюджет субъекта Российской Федерации, в том числе:

1 218 517,75

229 928,65

319 024,50

212 826,10

223 895,60

232 842,90

трансферты из федерального бюджета

10 436,20

5 730,40

4 705,80

0,00

0,00

0,00

трансферты из иных бюджетов Российской Федерации

0,00

0,00

0,00

0,00

0,00

0,00

внебюджетные источники

0,00

0,00

0,00

0,00

0,00

0,00

16

Развитие земельных и имущественных отношений в городе Севастополе, N 43-ПП от 11.02.2022, 2022 - 2030 годы

Всего, в том числе:

946 573,40

147 216,90

194 158,10

203 984,50

212 295,80

188 918,10

бюджет субъекта Российской Федерации, в том числе:

946 573,40

147216,90

194 158,10

203 984,50

212 295,80

188 918,10

трансферты из федерального бюджета

0,00

0,00

0,00

0,00

0,00

0,00

трансферты из иных бюджетов Российской Федерации

0,00

0,00

0,00

0,00

0,00

0,00

внебюджетные источники

0,00

0,00

0,00

0,00

0,00

0,00

17

Развитие информационного общества Севастополя, N 707-ПП от 27.12.2021, 2022 - 2030 годы

Всего, в том числе:

3 647 025,60

960 797,90

1 084 899,10

517 980,30

545 820,60

537 527,70

бюджет субъекта Российской Федерации, в том числе:

3 642 025,60

959 797,90

1 083 899,10

516 980,30

544 820,60

536 527,70

трансферты из федерального бюджета

58 878,40

4 101,20

12 877,20

17 002,20

24 897,80

0,00

трансферты из иных бюджетов Российской Федерации

752 714,90

310 988,80

441 726,10

0,00

0,00

0,00

внебюджетные источники

5 000,00

1 000,00

1 000,00

1 000,00

1 000,00

1 000,00

18

Развитие инвестиционной деятельности в городе Севастополе, N 725-ПП от 29.12.2021, 2022 - 2030 годы

Всего, в том числе:

1 593 617,70

388 062,60

419 270,90

383 332,30

373 830,60

29 121,30

бюджет субъекта Российской Федерации, в том числе:

1 593 617,70

388 062,60

419 270,90

383 332,30

373 830,60

29 121,30

трансферты из федерального бюджета

1 413 668,20

339 391,00

385 995,20

348 891,00

339 391,00

0,00

трансферты из иных бюджетов Российской Федерации

0,00

0,00

0,00

0,00

0,00

0,00

внебюджетные источники

0,00

0,00

0,00

0,00

0,00

0,00

19

Развитие туризма города Севастополя, N 685-ПП от 23.12.2021, 2022 - 2030 годы

Всего, в том числе:

3 835 152,90

3 476 544,00

106 347,80

103 032,90

103 349,80

45 878,40

бюджет субъекта Российской Федерации, в том числе:

3 835 152,90

3 476 544,00

106 347,80

103 032,90

103 349,80

45 878,40

трансферты из федерального бюджета

3 448 806,90

3 268 184,40

60 207,50

60 207,50

60 207,50

0,00

трансферты из иных бюджетов Российской Федерации

5 000,00

0,00

5 000,00

0,00

0,00

0,00

внебюджетные источники

0,00

0,00

0,00

0,00

0,00

0,00

20

Развитие государственной ветеринарной службы и обеспечение эпизоотического и ветеринарно-санитарного благополучия города Севастополя, N 545-ПП от 27.10.2021, 2022 - 2030 годы

Всего, в том числе:

2 012 065,50

678 148,50

624 307,40

532 555,50

82 792,70

94 261,40

бюджет субъекта Российской Федерации, в том числе:

2 012 065,50

678 148,50

624 307,40

532 555,50

82 792,70

94 261,40

трансферты из федерального бюджета

1 548 734,60

577 154,20

516 392,40

430 158,30

0,00

25 029,70

трансферты из иных бюджетов Российской Федерации

0,00

0,00

0,00

0,00

0,00

0,00

внебюджетные источники

0,00

0,00

0,00

0,00

0,00

0,00

21

Развитие малого и среднего предпринимательства в городе Севастополе, N 665-ПП от 20.12.2021, 2022 - 2030 годы

Всего, в том числе:

917 198,05

108 359,65

34 286,10

348 157,50

349 583,80

76 811,00

бюджет субъекта Российской Федерации, в том числе:

916 135,15

107 296,75

34 286,10

348 157,50

349 583,80

76 811,00

трансферты из федерального бюджета

567 028,60

67 028,60

0,00

250 000,00

250 000,00

0,00

трансферты из иных бюджетов Российской Федерации

0,00

0,00

0,00

0,00

0,00

0,00

внебюджетные источники

1 062,90

1 062,90

0,00

0,00

0,00

0,00

22

Развитие межрегионального сотрудничества, международных и внешнеэкономических связей в городе Севастополе, N 686-ПП от 23.12.2021, 2022 - 2030 годы

Всего, в том числе:

14 964,80

2 762,90

2 873,40

2 988,40

3 107,90

3 232,20

бюджет субъекта Российской Федерации, в том числе:

14 964,80

2 762,90

2 873,40

2 988,40

3 107,90

3 232,20

трансферты из федерального бюджета

0,00

0,00

0,00

0,00

0,00

0,00

трансферты из иных бюджетов Российской Федерации

0,00

0,00

0,00

0,00

0,00

0,00

внебюджетные источники

0,00

0,00

0,00

0,00

0,00

0,00

23

Научно-технологическое развитие города Севастополя, N 656-ПП от 27.12.2024, 2025 - 2030 годы

Всего, в том числе:

0,00

0,00

0,00

0,00

0,00

0,00

бюджет субъекта Российской Федерации, в том числе:

0,00

0,00

0,00

0,00

0,00

0,00

трансферты из федерального бюджета

0,00

0,00

0,00

0,00

0,00

0,00

трансферты из иных бюджетов Российской Федерации

0,00

0,00

0,00

0,00

0,00

0,00

внебюджетные источники

0,00

0,00

0,00

0,00

0,00

0,00


-----------------------------

* - Территориальный фонд обязательного медицинского страхования города Севастополя.

-----------------------------

Приложение N 3
к прогнозу социально-экономического
развития города Севастополя на 2026 год
и на плановый период 2027 и 2028 годов


Прогнозная кадровая потребность и источники ее закрытия в профессионально-квалификационном разрезе по городу Севастополю на 2026 год и на плановый период 2027 и 2028 годов человек


Показатели (код, наименование раздела ОКВЭД)

Отчет

Отчет

Оценка

Прогноз по годам и вариантам

2023 год

2024 год

2025 год

2026

2027

2028

консервативный

базовый

консервативный

базовый

консервативный

базовый

Кадровая потребность, в том числе по разделам ОКВЭД:

242 146

254 830

259 700

261 600

261 600

265 500

265 500

266 710

266 710

A, сельское, лесное хозяйство, охота, рыболовство и рыбоводство

4 918

4 610

4 630

4 700

4 700

4 730

4 730

4 790

4 790

B, добыча полезных ископаемых

855

930

940

970

970

990

990

1010

1010

C, обрабатывающие производства

21 853

21 980

22 490

22 700

22 700

23 390

23 390

23 460

23 460

D, обеспечение электрической энергией, газом и паром; кондиционирование воздуха

4 176

4 380

4410

4 380

4 380

4 420

4 420

4 410

4410

Е, водоснабжение; водоотведение, организация сбора и утилизации отходов, деятельность по ликвидации загрязнений

3 039

3 070

3 080

3 110

3 110

3 130

3 130

3 150

3 150

F, строительство

32 531

33 850

34 050

34 180

34 180

34 190

34 190

34 300

34 300

G, торговля оптовая и розничная; ремонт автотранспортных средств и мотоциклов

52 076

53 320

53 970

53 710

53 710

53 900

53 900

53 410

53 410

H, транспортировка и хранение

15 888

16 980

17 420

17 920

17 920

18 330

18 330

18 800

18 800

I, деятельность гостиниц и предприятий общественного питания

13 241

15 570

16 330

16 770

16 770

17 540

17 540

17 950

17 950

J, деятельность в области информации и связи

5 445

6 000

6 120

6 220

6 220

6 420

6 420

6 520

6 520

К, деятельность финансовая и страховая

1 985

2 110

2 090

2 070

2 070

2 050

2 050

2 050

2 050

L, деятельность по операциям с недвижимым имуществом

8 113

9 160

9 280

9 330

9 330

9 340

9 340

9 340

9 340

M, деятельность профессиональная, научная и техническая

10 899

11 710

12 030

12 220

12 220

12 520

12 520

12 690

12 690

N, деятельность административная и сопутствующие дополнительные услуги

5 564

6 650

6 690

6 690

6 690

6 720

6 720

6 670

6 670

O, государственное управление и обеспечение военной безопасности; социальное обеспечение

18 707

19 250

19 910

20 050

20 050

20 470

20 470

20 570

20 570

P, образование

15 833

17310

17 630

17 700

17 700

17 980

17 980

18 010

18010

Q, деятельность в области здравоохранения и социальных услуг

14 322

15 290

15 480

15 560

15 560

15 800

15 800

15 890

15 890

R, деятельность в области культуры, спорта, организации досуга и развлечений

5 105

5 300

5420

5 450

5 450

5 500

5 500

5 460

5 460

S, предоставление прочих видов услуг

7 596

7 360

7 730

7 870

7 870

8 080

8 080

8 230

8 230


Прогноз потребности экономики города Севастополя в кадрах на 2026 год и на плановый период 2027 и 2028 годов сформирован по видам экономической деятельности в соответствии с методикой формирования прогноза потребности экономики Российской Федерации в кадрах, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 11.09.2024 N 2461-р, Минтрудом России при участии федеральных органов исполнительной власти и исполнительных органов города Севастополя. Цели прогнозирования - выявление приоритетов развития рынка труда, снижение дисбаланса между профессионально-квалифицированными структурами спроса и предложения рабочей силы на рынке труда, регулирования миграционных потоков.

В соответствии с названной методикой показателями, характеризующими потребность в кадрах, определены:

- численность занятых на рабочих местах и работах, необходимых для обеспечения прогнозируемых объемов производства валовой добавленной стоимости с учетом планируемого изменения производительности труда в соответствии с методикой расчета баланса трудовых ресурсов и оценки затрат труда, утвержденной приказом Федеральной службы государственной статистики от 29.09.2017 N 647;

- дополнительная потребность в работниках, необходимая для замещения рабочих мест (работ), занятых лицами, прекращающими трудовую деятельность в связи с достижением пенсионного возраста, а также новых рабочих мест, создаваемых в рамках расширения деятельности организаций (в том числе в рамках реализации инвестиционных проектов).

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 03.06.2011 N 440 "О разработке прогноза баланса трудовых ресурсов" выделены две группы видов экономической деятельности:

- производственные виды экономической деятельности - виды экономической деятельности, по которым предоставляются индексы физического объема валовой добавленной стоимости и индексы производительности труда. К ним относятся разделы Общероссийского классификатора видов экономической деятельности A, B, C, D, E, F, G, H, I, J, L;

- непроизводственные виды экономической деятельности - остальные виды экономической деятельности, по которым используются демографические показатели и показатели рынка труда. К ним относятся разделы Общероссийского классификатора видов экономической деятельности K, M, N, O, P, Q, R, S, T, U.


Обзор документа


Утвержден прогноз социально-экономического развития Севастополя на ближайшее трехлетие.

Предполагается, что социально-экономическая ситуация в городе останется стабильной благодаря росту объемов промышленного производства (в первую очередь обрабатывающих производств), строительства, платных услуг населению, инвестиций в основной капитал. Уровень безработицы сохранится одним из самых низких в стране.

Важнейшие факторы роста - расширение внутреннего производства и продолжение процесса импортозамещения.

Отрицательно повлиять могут высокий ("желтый") уровень террористической опасности, техногенная ЧС регионального характера, возникшая в результате разлива нефтепродуктов в водоохранной зоне Черного моря, продолжающееся санкционное давление.

ВРП в 2026 году спрогнозирован в размере 385,4 млрд руб., в 2027 и 2028 годах - 434,9 млрд руб. и 486,3 млрд руб.

Ожидается рост инвестиций в основной капитал (с увеличением доли внебюджетных средств в структуре их источников). Один из инструментов по привлечению - функционирование свободной экономической зоны.

В 2025 году среднемесячный доход от трудовой деятельности оценен в 53655 руб. На следующее трехлетие спрогнозирован рост на 5,4 - 10%.

Постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.

Назад