Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО ''СБЕР А". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.
Программа разработана совместно с АО ''СБЕР А". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.
Постановление Правительства Ростовской области от 8 декабря 2025 г. N 198
"Об утверждении Концепции развития территориального общественного самоуправления в Ростовской области до 2030 года"
В целях совершенствования организации, осуществления территориального общественного самоуправления и повышения активности жителей Ростовской области при решении вопросов непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения на территориях соответствующих муниципальных образований в Ростовской области Правительство Ростовской области постановляет:
1. Утвердить Концепцию развития территориального общественного самоуправления в Ростовской области до 2030 года согласно приложению.
2. Рекомендовать органам местного самоуправления муниципальных образований в Ростовской области при разработке муниципальных правовых актов руководствоваться положениями Концепции развития территориального общественного самоуправления в Ростовской области до 2030 года.
3. Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.
4. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на заместителя Губернатора Ростовской области Хохлова А.А.
Губернатор | Ю.Б. Слюсарь |
Постановление вносит
министерство региональной
политики и массовых коммуникаций
Ростовской области
Приложение
к постановлению
Правительства
Ростовской области
от 08.12.2025 N 198
Концепция
развития территориального общественного самоуправления в Ростовской области до 2030 года
I. Общие положения
1. Концепция развития территориального общественного самоуправления в Ростовской области до 2030 года (далее - Концепция) представляет собой систему взглядов, подходов и принципов, определяющих приоритетные направления развития и комплексной поддержки территориального общественного самоуправления (далее - ТОС) в Ростовской области на период до 2030 года.
2. Формирование Концепции и последующая реализация мероприятий в рамках ее положений будут способствовать развитию муниципальных образований в Ростовской области, выявлению и использованию внутренних резервов территорий, повышению активности населения, укреплению важнейших элементов гражданского общества, и, как следствие, улучшению качества жизни людей, проживающих на территориях соответствующих муниципальных образований в Ростовской области.
3. Правовую основу разработки Концепции составляют:
Конституция Российской Федерации;
Федеральный закон от 21.12.2021 N 414-ФЗ "Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации";
Федеральный закон от 20.03.2025 N 33-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в единой системе публичной власти";
Федеральный закон от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях";
Устав Ростовской области;
Областной закон от 28.12.2005 N 436-ЗС "О местном самоуправлении в Ростовской области";
постановление Правительства Ростовской области от 17.10.2018 N 641 "Об утверждении государственной программы Ростовской области "Региональная политика".
II. Характеристика текущего состояния территориального общественного самоуправления и мер поддержки развития территориального общественного самоуправления в Ростовской области
1. В Ростовской области по состоянию на 1 октября 2025 года на территории 54 из 55 муниципальных образований в Ростовской области зарегистрировано 1140 уставов ТОС, 5 из которых зарегистрированы в форме некоммерческой организации.
За период с 2018 по 2025 годы количество ТОС в Ростовской области увеличилось на 70%. Анализ динамики регистрации ТОС в Ростовской области за период с 2018 по 2025 годы представлен в таблице 1.
Таблица 1
Анализ динамики регистрации территориальных общественных самоуправлений в Ростовской области в период с 2018 по 2025 годы
N п/п | Наименование муниципального образования | Количество территориальных общественных самоуправлений на территории муниципального образования по состоянию на 1 октября 2018 года | Количество территориальных общественных самоуправлений на территории муниципального образования по состоянию на 1 октября 2025 года |
1 | 2 | 3 | 4 |
1. | г. Азов | 55 | 55 |
2. | г. Батайск | 96 | 96 |
3. | г. Волгодонск | 12 | 12 |
4. | г. Гуково | - | 2 |
5. | г. Донецк | 8 | 8 |
6. | г. Зверево | 6 | 6 |
7. | г. Каменск-Шахтинский | - | - |
8. | г. Новочеркасск | - | 2 |
9. | г. Новошахтинск | - | 3 |
10. | г. Ростов-на-Дону | 98 | 99 |
11. | г. Таганрог | 36 | 36 |
12. | г. Шахты | - | 8 |
Всего по городским округам | 311 | 327 | |
1. | Азовский район | 20 | 17 |
2. | Аксайский район | 26 | 26 |
3. | Багаевский район | - | 12 |
4. | Белокалитвинский район | 1 | 21 |
5. | Боковский район | 10 | 10 |
6. | Верхнедонской район | - | 18 |
7. | Веселовский район | - | 4 |
8. | Волгодонской район | 7 | 7 |
9. | Дубовский район | 13 | 13 |
10. | Егорлыкский район | - | 9 |
11. | Заветинский район | 6 | 10 |
12. | Зерноградский район | 6 | 47 |
13. | Зимовниковский район | 9 | 9 |
14. | Кагальницкий район | - | 12 |
15. | Каменский район | 16 | 16 |
16. | Кашарский район | - | 10 |
17. | Константиновский район | - | 11 |
18. | Красносулинский район | - | 38 |
19. | Куйбышевский район | 27 | 27 |
20. | Мартыновский район | 9 | 9 |
21. | Матвеево-Курганский район | 15 | 15 |
22. | Миллеровский район | 4 | 19 |
23. | Милютинский район | 6 | 7 |
24. | Морозовский район | 18 | 18 |
25. | Мясниковский район | 21 | 21 |
26. | Неклиновский район | - | 22 |
27. | Обливский район | - | 9 |
28. | Октябрьский район | - | 80 |
29. | Орловский район | 13 | 13 |
30. | Песчанокопский район | - | 34 |
31. | Пролетарский район | 10 | 10 |
32. | Ремонтненский район | 12 | 12 |
33. | Родионово-Несветайский район | - | 6 |
34. | Сальский район | 2 | 20 |
35. | Семикаракорский район | 67 | 67 |
36. | Советский район | - | 3 |
37. | Тарасовский район | 10 | 10 |
38. | Тацинский район | 21 | 21 |
39. | Усть-Донецкий район | - | 42 |
40. | Целинский район | 1 | 23 |
41. | Цимлянский район | 9 | 9 |
42. | Чертковский район | - | 17 |
43. | Шолоховский район | - | 9 |
Всего по муниципальным районам | 359 | 813 | |
Всего по Ростовской области | 670 | 1140 | |
2. В границах территорий, на которых осуществляется ТОС, проживает более 40% жителей Ростовской области.
В период с 2021 по 2025 годы ТОС реализовано более 15 тысяч инициатив. Реализация проектов ТОС способствует привлечению жителей, проживающих на территориях соответствующих муниципальных образований в Ростовской области, к решению вопросов местного значения.
Собственные средства ТОС и привлеченные средства из внебюджетных источников на реализацию таких инициатив превысили 35 млн рублей.
На территории Ростовской области сформирована система осуществления софинансирования реализации проектов ТОС за счет средств областного и местных бюджетов.
Общий объем софинансирования деятельности ТОС за период с 2021 по 2025 годы составил 37,5 млн рублей, в том числе 2 млн рублей из областного бюджета, 35,5 млн рублей - из местных бюджетов.
3. В целях развития и поддержки ТОС исполнительными органами Ростовской области реализуются мероприятия по оказанию методической помощи органам местного самоуправления муниципальных образований в Ростовской области и представителям ТОС.
На официальном сайте Правительства Ростовской области, сайтах администраций муниципальных образований в Ростовской области в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" созданы тематические разделы, где размещаются методические и информационные материалы, посвященные вопросам создания и работы ТОС в Ростовской области.
В Ростовской области разработаны модельные муниципальные правовые акты, регламентирующие деятельность органов ТОС. На их основе во всех органах местного самоуправления муниципальных образований в Ростовской области приняты соответствующие муниципальные правовые акты.
В целях стимулирования развития ТОС Правительством Ростовской области принято решение о ежегодном проведении областного конкурса на звание "Лучшее территориальное общественное самоуправление в Ростовской области".
Региональный этап конкурса проводится по трем категориям (ТОС городских округов, ТОС городских и сельских поселений и ТОС, которые находятся на территории населенных пунктов, являющихся административными центрами муниципальных районов в Ростовской области).
С 2018 года в Ростовской области осуществляет деятельность палата ТОС, созданная в рамках Ассоциации "Совет муниципальных образований Ростовской области". На регулярных заседаниях палаты ТОС обсуждается опыт развития ТОС в муниципальных образованиях в Ростовской области, тиражируются лучшие практики работы ТОС.
Несмотря на активное развитие ТОС в Ростовской области, анализ системы мер, механизмов и инструментов поддержки ТОС свидетельствует о необходимости комплексных изменений, в частности формирования единой системы поддержки ТОС и организации более тесного взаимодействия исполнительных органов Ростовской области, институтов гражданского общества и населения по вопросам оказания такой поддержки.
III. Цели Концепции и приоритетные направления развития территориального общественного самоуправления в Ростовской области
1. Концепция разработана в целях совершенствования организации и осуществления ТОС в Ростовской области как формы участия населения, проживающего на территории Ростовской области, в осуществлении местного самоуправления, повышения активности жителей Ростовской области при решении вопросов непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения территорий, на которых организовано ТОС.
2. Для достижения указанных целей разработки Концепции деятельность органов государственной власти Ростовской области, органов местного самоуправления муниципальных образований в Ростовской области, институтов гражданского общества, граждан и организаций, связанная с поддержкой ТОС и реализацией их инициатив, осуществляется преимущественно в рамках следующих приоритетных направлений развития ТОС в Ростовской области:
институциональное развитие, правовая и методическая поддержка;
финансовая устойчивость и ресурсное обеспечение ТОС;
формирование положительного имиджа и популяризация ценностей ТОС;
поддержка молодежи и волонтерского движения в ТОС;
развитие потенциала активистов ТОС;
цифровизация и информационная открытость ТОС;
общественный контроль и взаимодействие с органами государственной власти в Ростовской области.
IV. Инструменты реализации Концепции
1. Реализация приоритетных направлений развития ТОС в Ростовской области обеспечивается посредством закрепления соответствующих целей, задач, показателей и мероприятий в государственных программах Ростовской области и муниципальных программах, иных нормативных правовых актах в Ростовской области, реализации мероприятий Ассоциации "Совет муниципальных образований Ростовской области", работы координационных и совещательных органов при исполнительных органах Ростовской области, органах местного самоуправления муниципальных образований в Ростовской области, иных коллегиальных органов и организаций.
2. Приоритетные направления развития ТОС могут быть реализованы посредством выполнения следующих мероприятий:
создание некоммерческой организации, основанной на членстве, в целях обеспечения представления и защиты общих интересов ТОС в Ростовской области;
увеличение количества практик размещения информационных и методических материалов в информационно-коммуникационной сети "Интернет";
ведение актуального реестра ТОС;
повышение уровня профессионализма, квалификации и компетенции активистов ТОС и муниципальных служащих, к должностным обязанностям которых относится взаимодействие с ТОС;
создание в муниципальных образованиях в Ростовской области системы регулярных конкурсов проектов ТОС по конкретным номинациям (благоустройство, экология, культура);
включение представителей ТОС в составы координационных и совещательных при органах местного самоуправления, распространение информации о ходе и итогах проведения заседаний указанных органов в средствах массовой информации, социальных сетях и мессенджерах;
вынесение вопросов работы ТОС для рассмотрения и обсуждения на мероприятиях Ассоциации "Совет муниципальных образований Ростовской области";
увеличение числа ТОС, зарегистрированных с присвоением статуса юридического лица в организационно-правовой форме некоммерческой организации;
масштабирование практики участия ТОС в грантовых конкурсах, программах субсидирования проектов;
распространение практики оказания имущественной поддержки ТОС (предоставление помещений, предоставление оборудования, материалов и иного имущества, необходимого для функционирования ТОС);
регулярное освещение примеров активности ТОС и результатов их работы в средствах массовой информации и социальных сетях, информирование о формах и методах работы органов местного самоуправления с ТОС, мерах поддержки, оказываемых ТОС, других аспектах общественной жизни, связанных с ТОС;
проведение специальных тематических мероприятий: круглых столов, конференций, форумов, встреч с населением, других подобных мероприятий;
масштабирование практики проведения мероприятий ТОС с участием как можно большего количества граждан;
создание в муниципальных образованиях в Ростовской области системы признания заслуг активистов ТОС: награды, знаки отличия;
реализация мер по вовлечению молодежи в работу ТОС: привлечение подростков к участию в мероприятиях ТОС, предоставление дополнительной поддержки ТОС, реализующим молодежные инициативы, организация стажировок для активной молодежи в успешных ТОС;
проведение мониторинга деятельности ТОС, расширение форм и методов проведения исследований.
V. Ожидаемые результаты реализации Концепции
1. Реализация мероприятий в рамках приоритетных направлений развития ТОС, предусмотренных Концепцией, будет способствовать достижению следующих результатов:
увеличение количества ТОС в Ростовской области;
увеличение площади территории, на которой осуществляется ТОС в Ростовской области;
расширение форм, способов работы ТОС и направлений реализации проектов ТОС;
увеличение количества инициатив ТОС, реализованных на территории Ростовской области;
повышение уровня гражданской активности и ответственности жителей, при укреплении механизмов взаимодействия эффективного взаимодействия исполнительных органов Ростовской области и институтов гражданского общества, организаций и граждан;
формирование в Ростовской области объединений граждан, способных инициировать и реализовывать значимые проекты ТОС;
повышение качества жизни населения Ростовской области.
Начальник управления | А.В. Демидов |
На Дону разработана Концепция развития территориального общественного самоуправления
По состоянию на 1 октября 2025 года на территориях 54 из 55 муниципальных образований Ростовской области действуют 1140 ТОС, 5 из которых - в форме НКО. С 2018 по 2025 год их количество увеличилось на 70%. В границах территорий, на которых осуществляется ТОС, проживает более 40% жителей области. С 2021 по 2025 годы ТОС реализовано более 15 тыс. инициатив. Реализация проектов ТОС способствует привлечению жителей соответствующих территорий к решению вопросов местного значения.
Приоритетными направлениями развития ТОС обозначены:
- институциональное развитие, правовая и методическая поддержка;
- финансовая устойчивость и ресурсное обеспечение ТОС;
- формирование положительного имиджа и популяризация ценностей ТОС;
- поддержка молодежи и волонтерского движения в ТОС;
- развитие потенциала активистов ТОС;
- цифровизация и информационная открытость ТОС;
- общественный контроль и взаимодействие с органами госвласти региона.
Указаны инструменты реализации.
Прописаны ожидаемые результаты.
Постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.