Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО ''СБЕР А". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.
15 ноября 2025
Постановление Правительства Ханты-Мансийского АО - Югры от 7 ноября 2025 г. N 437-п
"О внесении изменений в постановление Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 29 декабря 2020 года N 643-п "О мерах по реализации государственной программы Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Строительство"
В соответствии с постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 5 августа 2021 года N 289-п "О порядке разработки и реализации государственных программ Ханты-Мансийского автономного округа - Югры", учитывая решение Общественного совета при Департаменте строительства и архитектуры Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (протокол заседания от 12 августа 2025 года N 21), Правительство Ханты-Мансийского автономного округа - Югры постановляет:
1. Внести в постановление Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 29 декабря 2020 года N 643-п "О мерах по реализации государственной программы Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Строительство" следующие изменения:
1.1. В пункте 1:
1.1.1. Подпункт 1.4 признать утратившим силу.
1.1.2. После подпункта 1.43 дополнить подпунктом 1.44 следующего содержания:
"1.44. Порядок предоставления и распределения субсидии из бюджета Ханты-Мансийского автономного округа - Югры бюджетам городских округов и муниципальных районов Ханты-Мансийского автономного округа - Югры на обеспечение жильем граждан из числа коренных малочисленных народов Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (приложение 44).".
1.2. В абзаце первом пункта 5 цифры "2025" заменить цифрами "2030".
1.3. Приложение 4 признать утратившим силу.
1.4. После приложения 43 дополнить приложением 44 следующего содержания:
"Приложение 44
к постановлению Правительства
Ханты-Мансийского
автономного округа - Югры
от 29 декабря 2020 года N 643-п
Порядок
предоставления и распределения субсидии из бюджета Ханты-Мансийского автономного округа - Югры бюджетам городских округов и муниципальных районов Ханты-Мансийского автономного округа - Югры на обеспечение жильем граждан из числа коренных малочисленных народов Ханты-Мансийского автономного округа - Югры
(далее - Порядок)
1. Порядок устанавливает правила и условия предоставления и распределения субсидии из бюджета Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (далее - автономный округ) бюджетам городских округов и муниципальных районов автономного округа (далее - муниципальные образования, местный бюджет) на обеспечение жильем граждан из числа коренных малочисленных народов автономного округа в пределах комплекса процессных мероприятий "Оказание государственной поддержки отдельным категориям граждан на улучшение жилищных условий" направления (подпрограммы) "Создание условий для обеспечения жилыми помещениями граждан" государственной программы автономного округа "Строительство", утвержденной постановлением Правительства автономного округа от 10 ноября 2023 года N 561-п (далее - Комплекс процессных мероприятий, субсидия).
2. Субсидия предоставляется в целях софинансирования расходных обязательств муниципальных образований, возникающих при выполнении ими полномочий по улучшению жилищных условий коренных малочисленных народов автономного округа и членов их семей посредством предоставления им социальных выплат в виде сертификатов на приобретение (строительство) жилых помещений в собственность на территории муниципального образования (далее также - расходное обязательство, социальные выплаты).
3. Условия предоставления субсидии:
3.1. Наличие в муниципальном правовом акте, и (или) в составе муниципальной программы и (или) ее структурных элементов, не являющихся правовыми актами (для муниципальных образований, установивших порядок принятия решения о разработке, формировании, утверждении и реализации муниципальных программ в соответствии с постановлением Правительства автономного округа от 5 августа 2021 года N 289-п "О порядке разработки и реализации государственных программ Ханты-Мансийского автономного округа - Югры"), перечня мероприятий (результатов), при реализации которых возникают расходные обязательства муниципального образования, в целях софинансирования которых предоставляется субсидия, в том числе для достижения результатов реализации Комплекса процессных мероприятий.
3.2. Наличие в местном бюджете (сводной бюджетной росписи местного бюджета) бюджетных ассигнований на исполнение расходных обязательств муниципального образования, в целях софинансирования которых предоставляется субсидия, в объеме, необходимом для их исполнения, включая размер планируемой к предоставлению из бюджета автономного округа субсидии.
3.3. Заключение соглашения о предоставлении субсидии (далее - соглашение) между Департаментом строительства и архитектуры автономного округа (далее - Департамент) и муниципальным образованием, предусматривающего обязательства муниципального образования по исполнению расходных обязательств, в целях софинансирования которых предоставляется субсидия, и ответственность за неисполнение предусмотренных указанным соглашением обязательств, по форме, установленной в соответствии с пунктом 12 Правил формирования, предоставления и распределения субсидий из бюджета автономного округа местным бюджетам, утвержденных постановлением Правительства автономного округа от 6 декабря 2019 года N 475-п (далее - Правила предоставления субсидий).
3.4. Наличие муниципального правового акта муниципального образования, предусматривающего порядок предоставления социальной выплаты, содержащего в том числе следующее:
3.4.1. Социальные выплаты предоставляются однократно совершеннолетним гражданам Российской Федерации из числа коренных малочисленных народов автономного округа, включенных в Единый перечень коренных малочисленных народов Российской Федерации, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 24 марта 2000 года N 255 "О Едином перечне коренных малочисленных народов Российской Федерации" (далее - граждане), и членам их семей, отвечающим в совокупности следующим требованиям на даты обращения и получения социальной выплаты:
в совокупности проживают в автономном округе не менее 10 лет (за исключением детей в возрасте до 10 лет, при условии проживания их родителей в совокупности в автономном округе не менее 10 лет);
не имеют в пользовании жилое помещение по договору социального найма или в собственности жилое помещение (доли в праве) в течение 5 лет либо состоят на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий по основаниям, определенным статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации;
не получают (не получали) меры поддержки финансового характера на приобретение (строительство) жилых помещений за счет средств бюджетной системы Российской Федерации, за исключением материнского (семейного) капитала и (или) Югорского семейного капитала, государственной поддержки на улучшение жилищных условий в несовершеннолетнем возрасте в составе семьи.
Первоочередным правом на получение социальной выплаты обладают граждане из числа участников специальной военной операции или относящиеся к многодетным семьям (имеющие 3 и более детей), а также члены их семей.
К членам семьи гражданина относятся проживающие совместно с ним его супруга (супруг), дети.
3.4.2. Размер социальной выплаты определяется путем применения средней рыночной стоимости 1 кв. м общей площади жилого помещения, не превышающей норматив средней рыночной или расчетной стоимости 1 кв. м общей площади жилого помещения, установленный Региональной службой по тарифам автономного округа для соответствующего муниципального образования, но не свыше:
33 кв. м общей площади жилого помещения - для семьи, состоящей из 1 человека;
42 кв. м общей площади жилого помещения - для семьи, состоящей из 2 человек;
18 кв. м общей площади жилого помещения на каждого члена семьи - для семьи, состоящей из 3 или более человек.
Также при определении размера социальной выплаты муниципальное образование учитывает кадастровую стоимость жилых помещений (доли в праве), находящихся в собственности либо занимаемых по договору социального найма жилого помещения, за исключением случая передачи жилого помещения в собственность муниципального образования.
3.4.3. Социальная выплата предоставляется на следующие цели:
оплата договора приобретения жилого помещения, договора долевого участия в строительстве;
первоначальный взнос по кредитному договору (договору займа) по целевому направлению на приобретение или строительство жилого помещения, заключенному гражданином или членом его семьи с кредитной организацией (организацией, предоставляющей займы);
погашение основной суммы долга по кредитному договору (договору займа) по целевому направлению на приобретение или строительство жилого помещения, заключенному гражданином или членом его семьи с кредитной организацией (организацией, предоставляющей займы) (за исключением процентов, штрафов, комиссий и пеней за просрочку исполнения обязательств по этим кредитам или займам);
оплата расходов по строительству жилого дома по договору строительного подряда в соответствии с Федеральным законом от 22 июля 2024 года N 186-ФЗ "О строительстве жилых домов по договорам строительного подряда с использованием счетов эскроу".
Социальная выплата не может быть использована на приобретение жилого помещения у близких родственников (супруга (супруги), дедушки (бабушки), внуков, родителей (в том числе усыновителей), детей (в том числе усыновленных), полнородных и неполнородных братьев и сестер).
3.4.4. Жилое помещение, на которое используется социальная выплата, должно соответствовать требованиям, установленным статьями 15, 16 Жилищного кодекса Российской Федерации, быть благоустроенным применительно к условиям населенного пункта, выбранного для приобретения жилого помещения, располагаться на земельном участке, относящемся к зонам жилой застройки, за исключением садовых, огородных и дачных участков, и находиться в населенном пункте, расположенном в границах муниципального образования (городского округа или муниципального района), в котором предоставляется социальная выплата.
Не допускается приобретение жилых помещений в домах, срок эксплуатации которых на дату заключения договора приобретения жилого помещения превышает 15 лет с даты введения его в эксплуатацию, за исключением приобретения жилых помещений в домах деревянного исполнения, срок эксплуатации которых на дату заключения договора приобретения жилого помещения не должен превышать 7 лет с даты введения его в эксплуатацию. Исчисление срока, указанного в настоящем абзаце, в отношении домов, строительство и ввод в эксплуатацию которых осуществлялось отдельными этапами (очередями, пусковыми комплексами), включающими в себя ввод одной или нескольких жилых секций (подъездов) многоквартирного дома, начинается с даты ввода в эксплуатацию последней жилой секции (подъезда) этого дома.
Жилое помещение должно быть оформлено в собственность (долевую собственность) гражданина и членов его семьи, на которых произведен расчет социальной выплаты, но не менее учетной нормы площади жилого помещения, установленной органом местного самоуправления в месте его приобретения (строительства), на каждого члена семьи, на которого произведен расчет социальной выплаты в соответствии с Порядком.
4. Критерием отбора муниципальных образований для предоставления субсидии является наличие в муниципальном образовании граждан, определенных подпунктом 3.4.1 пункта 3 Порядка.
5. Муниципальное образование для получения субсидии направляет в Департамент в срок и способом, установленным его приказом, следующие документы (далее - документы):
5.1. Заявку на предоставление субсидии по форме, установленной приказом Департамента.
5.2. Документы, подтверждающие соответствие условиям, установленным пунктом 3 Порядка, критерию, определенному пунктом 4 Порядка.
6. Департамент:
6.1. Регистрирует представленные документы в системе электронного документооборота автономного округа в течение 1 рабочего дня с даты их поступления.
6.2. Проверяет представленные муниципальными образованиями документы в течение 10 рабочих дней с даты их регистрации.
6.3. В течение 2 рабочих дней с даты завершения проверки, определенной подпунктом 6.2 настоящего пункта, принимает решение о предоставлении (об отказе в предоставлении) субсидии, которое утверждает своим приказом, о чем уведомляет муниципальное образование в течение 2 рабочих дней с даты его принятия.
Муниципальное образование в течение 10 рабочих дней с даты получения уведомления об отказе в предоставлении субсидии устраняет замечания, содержащиеся в нем, и повторно направляет документы в Департамент в соответствии с пунктом 5 Порядка, а Департамент повторно регистрирует и осуществляет их проверку в порядке и сроки, установленные настоящим пунктом, по результатам которой принимает соответствующее решение согласно настоящему подпункту.
7. Основания для принятия решения об отказе в предоставлении субсидии:
7.1. Несоответствие условиям предоставления субсидии, установленным пунктом 3 Порядка.
7.2. Несоответствие критерию отбора, определенному пунктом 4 Порядка.
7.3. Документы представлены не в полном объеме и (или) содержат недостоверные сведения.
8. Распределение субсидии между местными бюджетами устанавливается законом автономного округа о бюджете на соответствующий финансовый год и плановый период.
9. Департамент заключает соглашение с муниципальным образованием, в отношении которого принято решение о предоставлении субсидии, в сроки, установленные пунктом 12 Правил предоставления субсидий.
10. Размер предельного уровня софинансирования расходного обязательства муниципального образования из бюджета автономного округа устанавливается в соответствии с уровнем расчетной бюджетной обеспеченности муниципальных образований согласно таблице.
Таблица
Уровень расчетной бюджетной обеспеченности муниципального образования | Группа муниципального образования | Предельный уровень софинансирования, % |
от 0 до 0,500 | 1 | 97% |
от 0,501 до 0,700 | 2 | 95% |
0,701 до 0,900 | 3 | 93% |
0,901 до 1,100 | 4 | 91% |
свыше 1,101 | 5 | 89% |
В соответствии с Порядком уровень софинансирования из бюджета автономного округа должен составлять не менее 97% для 1-й группы, не менее 95% - для 2-й группы, не менее 93% - для 3-й группы, не менее 91% - для 4-й группы, не менее 89% - для 5-й группы, уровень софинансирования из бюджета муниципального образования должен составлять не менее 3% для 1-й группы, не менее 5% - для 2-й группы, не менее 7% - для 3-й группы, не менее 9% - для 4-й группы, не менее 11% - для 5-й группы.
В отношении субсидии, предоставляемой Белоярскому и Березовскому муниципальным районам автономного округа, входящим в состав сухопутных территорий Арктической зоны Российской Федерации, начиная с 1 января 2026 года предельный уровень софинансирования расходного обязательства муниципального образования из бюджета автономного округа устанавливается в соответствии с абзацем вторым пункта 20 Правил предоставления субсидий (требование распространяет свое действие на правоотношения, возникающие при составлении и исполнении бюджета автономного округа, начиная с бюджета на 2026 год и на плановый период 2027 и 2028 годов).
11. Распределение субсидии из бюджета автономного округа между муниципальными образованиями определяется по формуле:
, где:
Wi - объем средств, предоставляемых i-му муниципальному образованию на реализацию расходного обязательства;
W - объем средств, предусмотренный в бюджете автономного округа на реализацию Комплекса процессных мероприятий;
n - муниципальные образования, между бюджетами которых распределяется субсидия;
Vcvi - объем средств на улучшение жилищных условий граждан, определенных подпунктом 3.4.1 пункта 3 Порядка, i-го муниципального образования;
Ypi - значение, определяющее уровень софинансирования расходного обязательства бюджета i-го муниципального образования из средств бюджета автономного округа в соответствии с пунктом 10 Порядка.
12. Увеличение в одностороннем порядке муниципальными образованиями размера средств местных бюджетов на реализацию мероприятий по улучшению жилищных условий коренных малочисленных народов не влечет обязательств по увеличению размера субсидии в соответствии с Порядком.
13. Перечисление субсидии осуществляется на казначейский счет для осуществления операций по учету и распределению поступлений, открытый Управлению Федерального казначейства по автономному округу, в установленном порядке, в пределах суммы, необходимой для оплаты денежных обязательств по расходам муниципального образования (в размере фактической потребности), источником финансового обеспечения которых является субсидия.
Для перечисления субсидии муниципальные образования представляют в Департамент документы, перечень и срок направления которых устанавливается соглашением.
14. Перераспределение субсидии между муниципальными образованиями осуществляется в соответствии с Правилами предоставления субсидий.
15. Оценку эффективности использования субсидии осуществляет Департамент до 20-го числа месяца года, следующего за отчетным годом, на основании представленных муниципальным образованием автономного округа отчетов.
16. Формы отчетов, сроки их представления устанавливаются соглашением.
17. Результатом использования субсидии является достижение значения результата "Обеспечены жильем граждане из числа коренных малочисленных народов и члены их семей", установленного соглашением.
Расходование субсидии является эффективным, если достигнут результат.
18. Муниципальное образование - получатель субсидии несет ответственность за соблюдение условий, целей и порядка ее предоставления, условий соглашения, в том числе за недостижение результата, в порядке и размерах, установленных соглашением.
19. Проверки соблюдения условий, целей и порядка предоставления субсидии осуществляют Департамент и органы государственного финансового контроля.
20. Основания и порядок применения мер ответственности к муниципальному образованию при невыполнении им условий соглашения:
20.1. В случае если муниципальным образованием по состоянию на 31 декабря года использования субсидии не достигнут результат использования субсидии и указанное нарушения не устранено в срок до 10 февраля, следующего за годом использования субсидии, она подлежит возврату в бюджет автономного округа в срок до 1 марта года, следующего за годом ее использования, по формуле, определенной пунктом 23 Правил предоставления субсидий.
20.2. В случае если муниципальным образованием по состоянию на 31 декабря года предоставления субсидии допущены нарушения обязательств, предусмотренных соглашением в соответствии с подпунктом "б" пункта 10 Правил предоставления субсидий, объем средств, подлежащий возврату из местного бюджета в бюджет автономного округа в срок до 1 марта года, следующего за годом предоставления субсидии, рассчитывается по формуле, определенной пунктом 25 Правил предоставления субсидий.
20.3. В случае нецелевого использования субсидии и (или) нарушения муниципальным образованием условий ее предоставления (расходования) к нему применяются бюджетные меры принуждения, предусмотренные бюджетным законодательством Российской Федерации, и (или) меры административной ответственности.
В случае непредставления отчетов, предусмотренных подпунктом "м" пункта 10 Правил предоставления субсидий, Департамент направляет главе муниципального образования предложение об инициировании проведения в установленном порядке служебной проверки с целью привлечения виновных должностных лиц, ответственных за представление указанной информации, к дисциплинарной ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.".
2. Настоящее постановление вступает в силу с даты его подписания.
Губернатор | Р.Н. Кухарук |
Обзор документа
Предоставление и распределение субсидии на обеспечение жильем граждан из числа коренных малочисленных народов ХМАО - Югры.
Установлены правила и условия предоставления и распределения субсидии из бюджета автономного округа бюджетам муниципальных образований автономного округа на обеспечение жильем граждан из числа коренных малочисленных народов автономного округа в пределах комплекса процессных мероприятий "Оказание государственной поддержки отдельным категориям граждан на улучшение жилищных условий" направления "Создание условий для обеспечения жилыми помещениями граждан" государственной программы автономного округа "Строительство".
Субсидия предоставляется в целях софинансирования расходных обязательств муниципальных образований, возникающих при выполнении ими полномочий по улучшению жилищных условий коренных малочисленных народов автономного округа и членов их семей посредством предоставления им социальных выплат в виде сертификатов на приобретение (строительство) жилых помещений в собственность на территории муниципального образования.
Постановление вступает в силу с даты подписания.