Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО ''СБЕР А". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.
Программа разработана совместно с АО ''СБЕР А". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.
Постановление Правительства Саратовской области от 18 ноября 2025 г. N 858-П
"Об утверждении региональной программы Саратовской области "Здоровье для каждого"
На основании Устава (Основного Закона) Саратовской области и Закона Саратовской области "О бюджетном процессе в Саратовской области" Правительство Саратовской области постановляет:
1. Утвердить прилагаемую региональную программу Саратовской области "Здоровье для каждого".
2. Министерству информации и массовых коммуникаций области опубликовать настоящее постановление в течение десяти дней со дня его подписания.
3. Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.
Губернатор Саратовской области | Р.В. Бусаргин |
УТВЕРЖДЕНА
постановлением Правительства
Саратовской области
от 18 ноября 2025 года N 858-П
Региональная программа
Саратовской области "Здоровье для каждого"
1. Общая характеристика
Региональная программа "Здоровье для каждого" (далее - Региональная программа) разработана в рамках реализации мероприятий регионального проекта "Здоровье для каждого" федерального проекта "Здоровье для каждого" национального проекта "Продолжительная и активная жизнь".
Региональная программа носит межведомственный и системный характер, ведет к достижению целевых показателей национального проекта "Продолжительная и активная жизнь", а также способствует достижению целей других региональных и федеральных проектов.
Ответственным исполнителем программы является министерство здравоохранения области.
Соисполнители: министерство образования области, министерство спорта области, министерство труда и социальной защиты области, министерство информации и массовых коммуникаций области, комитет молодежной политики области, Управление Роспотребнадзора по Саратовской области (по согласованию).
Срок реализации Региональной программы - 2025 - 2030 годы.
1.1. Цель Региональной программы
Целью Региональной программы является обеспечение к 2030 году увеличения доли граждан, ведущих здоровый образ жизни, за счет формирования среды, способствующей ведению гражданами здорового образа жизни.
1.2. Целевые показатели Региональной программы
1. Доля граждан, ведущих здоровый образ жизни, - увеличение значения с 9,1 процента в 2025 году до 11,8 процента в 2030 году.
2. Потребление алкогольной продукции на душу населения (в литрах этанола) - снижение показателя с 8,40 в 2025 году до 7,95 в 2030 году.
3. Распространенность курения табака в возрасте 15 лет и более - достижение значения 19,87 процента в 2030 году (22,26 процента в 2025 году).
1.3. Задачи Региональной программы
Для достижения целей разработан план мероприятий, направленных на укрепление общественного здоровья, включающий:
разработку, внедрение и мониторинг программ укрепления общественного здоровья;
проведение информационно-разъяснительной работы с работодателями для внедрения корпоративных программ по укреплению здоровья сотрудников;
оснащение центров здоровья для взрослых медицинским оборудованием для выявления и коррекции факторов риска развития хронических неинфекционных заболеваний;
организацию в центрах здоровья для взрослых проведения углубленного профилактического консультирования и диспансерного наблюдения за гражданами с факторами риска развития хронических неинфекционных заболеваний;
повышение информированности о поведенческих и алиментарно-зависимых факторах риска развития неинфекционных заболеваний;
организацию информационного пространства в социальных сетях для профилактики хронических неинфекционных заболеваний и формирования мотивации к ведению здорового образа жизни;
размещение в средствах массовой информации необходимых информационных материалов;
размещение социальной рекламы;
организацию и проведение информационно-пропагандистских мероприятий, в том числе с участием волонтеров.
1.4. Географическая характеристика, социально-экономические особенности региона
Саратовская область - один из 14 субъектов Российской Федерации, входящих в Приволжский федеральный округ, площадью 101,2 тыс. кв. км, занимающая юго-восточную часть Европейской равнины и северную в Поволжье.
Саратовская область вытянута с запада на восток на 575 км, с севера на юг - на 330 км. Через область протекает река Волга, которая делит ее на 2 части: восточную (Заволжье) и западную (Правобережье).
Саратовская область граничит на севере с Пензенской, Ульяновской областями, на северо-востоке - с Самарской областью, на востоке - с Оренбургской областью, на юге - с Волгоградской областью, на западе - с Воронежской и Тамбовской областями. На юго-востоке проходит Государственная граница с Республикой Казахстан.
Климат - умеренно континентальный, времена года выражены ярко. Продолжительное сухое жаркое лето (в Левобережье значительное количество дней с температурой выше 30°C). Зима - морозная, с туманами и метелями. Весна короткая, ветреная, частые заморозки. Осень не отличается из года в год постоянством погоды.
Саратовская область относится к регионам со средней плотностью населения (23,4 человека на 1 кв. км).
Административным центром области является город Саратов.
В состав области входят 37 муниципальных районов (из которых 29 находятся в Правобережье, а 18 - в Левобережье), 3 городских округа, 1 муниципальный округ, 18 городов, 25 поселков городского типа, 1778 сельских населенных пунктов.
Основу экономики области составляют крупные промышленные производства. В регионе сосредоточены предприятия металлургии, машиностроения, химической и нефтехимической, легкой и пищевой промышленности. Развит агропромышленный комплекс.
Город Саратов - крупный транспортный узел России. По территории области проходят крупнейшие железнодорожные, автомобильные и воздушные пути, протекает река Волга - водная транспортная магистраль европейской части России. В регионе ведется добыча нефти и газа, проходят крупные продуктопроводы, соединяющие производителей и потребителей углеводородных ресурсов.
В области насчитывается более 2000 крупных и средних промышленных предприятий, из них радиационно опасных - 2, биологически опасных - 1, химически опасных - около 50, взрывопожароопасных - более 100, гидродинамически опасных - около 40.
На территории области наблюдается рост объемов производства, увеличение антропогенной нагрузки на окружающую среду, которые приводят к росту экологической напряженности. В области продолжается целенаправленная работа по совершенствованию технологических процессов, выполнению природоохранных мероприятий.
С 2020 года в муниципальных образованиях области приняты и действуют муниципальные программы укрепления общественного здоровья, направленные на создание условий и пропаганду здорового образа жизни среди всех слоев населения. Муниципальные программы укрепления общественного здоровья носят межведомственный характер и поддерживаются другими программами, имеющими социальную направленность. В администрациях муниципальных образований вопросы укрепления общественного здоровья регулярно рассматриваются на заседаниях межведомственных комиссий.
По отчетам органов местного самоуправления в результате реализации программ укрепления общественного здоровья за четыре года количество точек продажи табачных изделий уменьшилось на 13,0 процента, количество точек продажи алкогольной продукции уменьшилось на 1,5 процента (Дергачевский, Новобурасский, Красноармейский, Марксовский, Самойловский, Татищевский муниципальные районы, город Саратов).
Село Новая Усть-Уза в Петровском муниципальном районе является зоной трезвой жизни более 30 лет. С целью пропаганды трезвого образа жизни ежегодно в рамках проекта "Марафон трезвости" село становится площадкой для проведения Фестиваля татарской песни.
В рамках реализации регионального проекта "Здоровье для каждого" организована и проводится работа по актуализации муниципальных программ укрепления общественного здоровья.
1.5. Демографическая характеристика
Численность населения Саратовской области по полу и возрасту (человек)
(по данным Саратовстат)
Показатели | Все население | Мужчины | Женщины | |||||||||||||||
2022 год | 2023 год | 2024 год | 2022 год | 2023 год | 2024 год | 2022 год | 2023 год | 2024 год | ||||||||||
абс. числа | процентов | абс. числа | процентов | абс. числа | процентов | абс. числа | процентов | абс. числа | процентов | абс. числа | процентов | абс. числа | процентов | абс. числа | процентов | абс. числа | процентов | |
Численность постоянного населения, в том числе: | 2 431012 | 100 | 2 404944 | 100 | 2 385163 | 100 | 1 128282 | 100 | 1 115866 | 100 | 1 106272 | 100 | 1 302730 | 100 | 1 289078 | 100 | 1 278891 | 100 |
детское население (0-17 лет) | 441261 | 18,2 | 433162 | 18,0 | 425478 | 17,8 | 227224 | 20,1 | 223290 | 20,0 | 219401 | 19,8 | 214037 | 16,4 | 209872 | 16,3 | 206077 | 16,1 |
взрослые от 18 лет и старше | 1989751 | 81,8 | 1 971782 | 82,0 | 1 959685 | 82,2 | 901058 | 79,9 | 892576 | 80,0 | 886871 | 80,2 | 1 088693 | 83,6 | 1 079206 | 83,7 | 1 072814 | 83,9 |
трудоспособного возраста | 1 397115 | 57,5 | 1 371579 | 57,0 | 1 386677 | 58,1 | 727630 | 64,5 | 713692 | 64,0 | 719154 | 65,0 | 669485 | 51,4 | 657887 | 51,0 | 667523 | 52,2 |
старше трудоспособного возраста | 639071 | 26,3 | 645323 | 26,8 | 620207 | 26,0 | 197135 | 17,5 | 202034 | 18,1 | 191889 | 17,3 | 441936 | 33,9 | 443289 | 34,4 | 428318 | 33,5 |
молодежь 14-35 лет | 628450 | 25,9 | 609926 | 25,4 | 592466 | 24,8 | 318832 | 28,3 | 309471 | 27,7 | 300634 | 27,2 | 309618 | 23,8 | 300455 | 23,3 | 291832 | 22,8 |
По оценке Росстата численность постоянного населения Саратовской области на 1 января 2025 года составила 2 369,4 тыс. человек, из них 1 828,4 тыс. человек (77,2 процента) - городское население, 541,0 тыс. человек (22,8 процента) - сельские жители.
За прошедшие 3 года численность населения области сократилась на 61,6 тыс. человек или на 2,5 процента (абсолютное снижение за 2022 год - на 26 068 человек, за 2023 год - на 19 781 человека, за 2024 год - на 15 758 человек).
Главной особенностью в изменении возрастного состава населения Саратовской области на современном этапе является сокращение численности детей и подростков. За три года численность детей в возрасте 0-17 лет снизилась на 22,5 тыс. человек (5 процентов) и на 1 января 2025 года составила 418,8 тыс. человек. Численность лиц моложе трудоспособного возраста во многом зависит от уровня рождаемости.
Численность трудоспособного населения в течение последних 15 лет устойчиво снижалась. За прошедшие 3 года численность населения указанной возрастной группы уменьшилась на 21,1 тыс. человек (1,5 процента) и составила 1 376 042 человека, из них мужчины - 713 526 человек, женщины - 662 516 человек. В дальнейшем численность населения трудоспособного возраста будет увеличиваться. Это связано с пенсионной реформой, в ходе которой предусмотрено постепенное повышение пенсионного возраста.
Численность лиц старше трудоспособного возраста за этот же период снизилась почти на 13 тыс. человек (на 2 процента) и составила 623 088 человек, из них мужчины - 196 320 человек, женщины - 426 768 человек.
Важным фактором, влияющим на демографическую ситуацию, является активный процесс старения населения. В 2024 году в структуре населения доля пожилых граждан (старше 65 лет) на 2 процента выше, чем по Российской Федерации (19,1 процента и 17,1 процента соответственно). Средний возраст населения составил 42,8 года (средний возраст населения в Российской Федерации - 40,9 года).
В области сохраняется характерное для Российской Федерации превышение численности женщин над численностью мужчин, которое составляет 172,6 тыс. человек. Численность мужского населения составляет 1 099,5 тыс. человек (46,4 процента), женщин - 1 269,9 тыс. человек (53,6 процента).
На 1000 мужчин приходится 1155 женщин, что свидетельствует о значительном дисбалансе в гендерной структуре населения. В соотношении мужчин и женщин среди городского и сельского населения наблюдаются существенные различия. Если в городской местности на 1000 мужчин приходится 1185 женщин, то в сельской - 1059.
Наиболее ярко диспропорция в гендерном составе выражена среди населения старше трудоспособного возраста. Доля мужчин в этой группе населения составляет менее 32 процентов, а численность женщин превышает численность мужчин на 233,4 тыс. человек. Такая ситуация связана с высокой преждевременной смертностью мужчин.
Для Саратовской области характерна тенденция ежегодного сокращения численности населения, которая обусловлена естественной и миграционной убылью, низкой рождаемостью и оттоком населения в другие регионы России.
За 2022 - 2024 годы естественная убыль населения сократилась на 35,2 процента - с 12,2 до 7,9 на 1000 населения (2021 год - 29 979 человек, 2022 год - 18 170 человек, 2023 год - 16 794 человека, 2024 год - 18 975 человек). В целом по области число умерших превышает число родившихся в 2,3 раза.
Динамика миграционных потоков и отрицательное сальдо миграции населения между регионами России не позволяют рассматривать миграцию в качестве реального источника увеличения численности населения области. В 2024 году в Саратовской области наблюдался миграционный прирост, который составил 3 217 человек (в предыдущих годах отмечалась миграционная убыль: 2023 год - 2 987 человек, 2022 год - 7 898 человек). Миграционный прирост компенсировал естественную убыль населения на 17,2 процента.
Демографическая ситуация в области характеризуется снижением рождаемости, а также уменьшением численности молодых женщин и интенсивности рождений первых и вторых детей, изменением модели рождаемости и старением населения.
По данным единого государственного реестра записей гражданского состояния в 2024 году в области родилось 14 815 детей. Коэффициент рождаемости составил 6,2 человека на 1000 населения. За три года уровень рождаемости снизился на 17,3 процента (с 7,5 на 1000 населения в 2021 году до 6,2 в 2024 году).
Коэффициент смертности в 2024 году составил 14,1 процента и равен целевому значению (в 2024 году умерло 33 835 человек).
По итогам трех последних лет в области по возрастным группам регистрируется снижение смертности детского населения (0-17 лет) на 20 процентов (с 211 до 162 человек) и лиц старше трудоспособного возраста - на 34,3 процента (с 39 650 до 24 854 человек). Прирост числа умерших наблюдался в трудоспособном возрасте - на 6,8 процента (с 8 389 до 8 531 человека).
По итогам 3 последних лет в области среди основных причин смерти снизилась смертность от новообразований - на 0,8 процента (снижение на 191 человека), болезней системы кровообращения - на 32 процента (на 6887 человек), болезней органов дыхания - на 35 процентов (на 813 человек), инфекционных болезней - на 37,4 процента (на 194 человека).
В 2024 году в структуре смертности населения на первом месте болезни системы кровообращения (40 процентов), на втором месте - онкологические заболевания (13,9 процента), на третьем - внешние причины (11,2 процента).
Смертность от новообразований по данным 2024 года в области выросла на 1,1 процента (с 193,6 до 195,8 на 100 тыс. населения, абсолютный прирост - на 16 человек), что объясняется высоким уровнем заболеваемости данной патологией, имеющим постоянную тенденцию к росту.
В 2024 году благодаря активному онкопоиску при проведении диспансеризации более 63 процентов злокачественных образований выявлено на 1-2-стадиях, что делает жизненный прогноз для пациентов более благоприятным.
В области остается высокой смертность от внешних причин. В 2024 году от внешних причин умерло 3 768 человек или 11,2 процента от общего числа умерших. За прошедший год среди неестественных причин снизилась смертность от дорожно-транспортных происшествий - на 16,4 процента, отравлений алкоголем - на 24,6 процента, случайных утоплений - в 1,5 раза, самоубийств - в 1,7 раза.
1.6. Характеристика службы медицинской профилактики и доступность имеющихся ресурсов в области общественного здоровья
Координацию профилактической работы в Саратовской области осуществляет государственное учреждение здравоохранения "Саратовский областной центр общественного здоровья и медицинский профилактики".
Профилактическая служба Саратовской области представлена 36 отделениями и 47 кабинетами, 10 центрами здоровья, из которых 6 центров здоровья для взрослых и 4 центра здоровья для детей.
Отделения (кабинеты) медицинской профилактики и центры здоровья являются ключевым звеном в организации профилактической работы, в том числе в проведении диспансеризации, профилактических медицинских осмотров взрослого населения, коррекции факторов риска развития хронических неинфекционных заболеваний, диспансерном наблюдении за пациентами, имеющими факторы риска развития хронических неинфекционных заболеваний. Специалисты отделений и кабинетов медицинской профилактики проводят обучение граждан правилам оказания первой помощи при жизнеугрожающих состояниях, организуют и принимают участие в проведении мероприятий по пропаганде здорового образа жизни среди населения, в том числе в рамках проведения массовых акций и информационных кампаний.
На 1 января 2025 года в отделениях (кабинетах) медицинской профилактики медицинских организаций области работают 90 специалистов с высшим и 224 специалиста со средним медицинским образованием. Укомплектованность кадрами составляет 95,3 процента и 94,3 процента соответственно.
В центрах здоровья трудится 20 специалистов с высшим и 56 специалистов со средним медицинским образованием. Укомплектованность кадрами составляет 88,2 процента и 90 процентов соответственно.
Центры здоровья для взрослых функционируют в следующих организациях: ГУЗ "Саратовский областной центр общественного здоровья и медицинской профилактики" (г. Энгельс и г. Балаково), ГУЗ "Областной врачебно-физкультурный диспансер", ГУЗ "Саратовская городская межрайонная поликлиника N 1", ГУЗ СО "Балашовская районная больница", ГУЗ СО "Вольская районная больница".
Центры здоровья для детей - в ГУЗ "Саратовская центральная городская детская поликлиника", ГУЗ "Энгельсская детская клиническая больница", ГУЗ СО "Балаковская районная поликлиника", ГУЗ "Областной врачебно-физкультурный диспансер".
На 1 января 2025 года в медицинских организациях работали 54 кабинета медицинской помощи при отказе от курения, в которых проконсультировано более 18,7 тыс. человек.
В 2024 году на территории области функционировало 493 школы курсового гигиенического обучения, в которых обучено 129,7 тыс. человек, из них 65 школ "Здоровый образ жизни", в которых прошли обучение более 20,6 тыс. человек.
1.7. Общая характеристика системы управления здравоохранением
Министерство здравоохранения области является исполнительным органом области, наделенным полномочиями и осуществляющим функции в соответствии с Положением о министерстве здравоохранения Саратовской области, утвержденным постановлением Правительства Саратовской области от 1 ноября 2007 года N 386-П.
Сеть медицинских организаций, подведомственных министерству здравоохранения области, включает в себя 106 учреждений, из них 4 образовательных.
Оказание медицинской помощи жителям муниципальных районов на 1 января 2025 года осуществляется 37 районными больницами, в структуру которых входят 759 ФАП, 11 участковых больниц, 68 врачебных амбулаторий, 90 отделений (кабинетов) врачей общей практики. Функционирует 141 домовое хозяйство.
1.8. Распространенность факторов риска развития хронических неинфекционных заболеваний
По итогам диспансеризации 2024 года распространенность факторов риска хронических неинфекционных заболеваний среди взрослого населения в Саратовской области:
избыточный вес - 20,6 процента;
курение - 16,8 процента;
пагубное потребление алкоголя - 1,1 процента;
повышенный уровень глюкозы - 7,0 процента;
гиподинамия - 20,4 процента;
нерациональное питание - 25,5 процента;
высокий и очень высокий сердечно-сосудистый риск - 10,9 процента;
повышенный уровень артериального давления - 22,7 процента.
1.9. Волонтерские организации в сфере здравоохранения
В соответствии с постановлением Правительства Саратовской области от 24 января 2018 года N 32-П "О создании Совета по вопросам добровольчества (волонтерства) в Саратовской области" в целях обеспечения эффективного взаимодействия по вопросам подготовки и реализации добровольчества (волонтерства) создан Совет по вопросам добровольчества (волонтерства) в Саратовской области, который является постоянно действующим совещательным консультативным органом.
В целях реализации Стратегии поддержки добровольческой деятельности в сфере охраны здоровья в Саратовской области при министерстве здравоохранения области создана консультативная группа по добровольчеству в сфере охраны здоровья. В министерстве здравоохранения области и медицинских организациях, подведомственных министерству здравоохранения области, назначены сотрудники, ответственные за развитие добровольчества и взаимодействие с волонтерским сообществом. Совместным приказом министерства здравоохранения Саратовской области и ФГБОУ ВО Саратовский ГМУ им. В.И. Разумовского Минздрава России от 5 декабря 2019 года N 172-п/791-о "Об утверждении порядка взаимодействия министерства здравоохранения Саратовской области, медицинских организаций, подведомственных министерству здравоохранения Саратовской области, ФГБОУ ВО Саратовский ГМУ им. В.И. Разумовского Минздрава России с организаторами добровольческой (волонтерской) деятельности, добровольческими (волонтерскими) организациями" утвержден порядок взаимодействия.
Основными направлениями привлечения волонтеров являются: содействие популяризации здорового образа жизни, помощь в проведении просветительских мероприятий среди населения, проведении донорских акций и других мероприятий, раздача информационных материалов населению, организация досуговых мероприятий для детей, помощь медицинским сестрам в уходе за пациентами, участие в кормлении пациентов.
На официальном сайте министерства здравоохранения области размещены ссылки на нормативные правовые документы Российской Федерации, Саратовской области, регламентирующие вопросы взаимодействия с добровольцами и социально ориентированными некоммерческими организациями, информация о мерах поддержки волонтерских организаций.
В целях совершенствования подготовки кадров проводятся онлайн-курсы по основам волонтерства, в том числе для руководителей медицинских организаций и сотрудников, ответственных за добровольчество (волонтерство) в сфере охраны здоровья на платформе Единой информационной системы "Добровольцы России" (онлайн-университет социальных наук "Добро.Университет").
В организации и проведении добровольческих мероприятий активное участие принимают волонтеры ГАПОУ СО "СОБМК", ГАПОУ СО "Энгельсский медицинский колледж Святого Луки (Войно-Ясенецкого)", ГАПОУ СО "Балаковский медицинский колледж", Аркадакский и Балашовский филиалы ГАПОУ СО "СОБМК", ГАПОУ СО "ВМК им. З.И. Маресевой", ГБУ РЦ "Молодежь Плюс", Саратовская региональная общественная организация трезвости и здоровья, АНО "Донор Волга".
2. Мероприятия региональной программы Саратовской области "Здоровье для каждого"
N п/п | Наименование мероприятия | Сроки реализации | Ответственные исполнители | Документ | |
начало | окончание | ||||
1. | Информационно-коммуникационная кампания, направленная на формирование системы мотивации граждан к ведению здорового образа жизни | 2025 год | 2030 год | министерство здравоохранения области; министерство труда и социальной защиты области; министерство образования области | отчет о проведенной информационно-коммуникационной кампании |
1.1. | Разработка информационных материалов и контента (для размещения на сайтах, в буклетах, листовках, общественных и организационных местах) | 2025 год | 2030 год | министерство здравоохранения области; министерство труда и социальной защиты области | отчеты о работе |
1.2. | Трансляция информационных материалов и контента в цифровой среде (с использованием сайтов медицинских организаций и органов местного самоуправления области), медицинских организациях, общественных местах | 2025 год | 2030 год | министерство здравоохранения области; министерство труда и социальной защиты области; министерство образования области; органы местного самоуправления области (по согласованию) | отчеты о работе |
1.3. | Реализация тематических проектов в средствах массовой информации, размещение информационных статей в средствах массовой информации, ведение аккаунтов в социальных сетях, поддержание информированности населения | 2025 год | 2030 год | министерство информации и массовых коммуникаций области; министерство здравоохранения области; министерство образования области | отчет о реализации тематических проектов в средствах массовой информации |
2. | Информационно-пропагандистская кампания (акции, проекты и спортивные мероприятия), направленная на формирование здорового образа жизни | 2025 год | 2030 год | министерство здравоохранения области; министерство спорта области; министерство образования области; министерство труда и социальной защиты области; комитет молодежной политики области | отчеты о работе |
2.1. | Реализация проектов и мероприятий, направленных на профилактику деструктивных форм поведения ("Чистое поколение", "Сообщи, где торгуют смертью") и проведение тренингов для детей и подростков ("Откуда берутся зависимости", "Жизненные ситуации", мастер-класс "Альтернативы") | 2025 год | 2030 год | министерство здравоохранения области; министерство образования области; министерство труда и социальной защиты области; комитет молодежной политики области | отчеты о работе |
2.2. | Реализация проектов, проведение акций, направленных на выявление факторов риска и формирование ЗОЖ во всех возрастных группах ("#ЗдоровоеСело", "Электричка здоровья", "Парки здоровья", "#ЗОЖМОЛОДЕЖЬ", "Поезд здоровья", "Старшее поколение", "Школа социальной активности") в соответствии с планом проведения региональных тематических мероприятий | 2025 год | 2030 год | министерство здравоохранения области; министерство информации и массовых коммуникаций области; министерство образования области; министерство труда и социальной защиты области; комитет молодежной политики области | отчеты о работе |
2.3. | Организация и проведение интеллектуально-ролевых, психологических практик и бесед ("О, спорт - ты мир", "Цветные звуки моего тела", "Здоровая жизнь - мой выбор", "Право выбора", "Фундамент моего здоровья"); организация "Островков здоровья" при проведении региональных спортивных, культурных, образовательных мероприятий | 2025 год | 2030 год | министерство образования области; министерство здравоохранения области; министерство спорта области; комитет молодежной политики области | отчеты о работе |
2.4. | Организация и проведение мероприятий, направленных на все слои населения (включая граждан старшего возраста и инвалидов), с целью вовлечения населения в занятия физической культурой и спортом и продления активного долголетия, качества жизни в соответствии с календарным планом мероприятий области на базе комплексных центров социального обслуживания населения | 2025 год | 2030 год | министерство труда и социальной защиты области; министерство образования области; министерство здравоохранения области; комитет молодежной политики области; министерство спорта области | отчеты о работе |
3. | Разработка и внедрение обновленных муниципальных программ укрепления здоровья граждан | 2025 год | 2030 год | министерство здравоохранения области; органы местного самоуправления области (по согласованию) | утвержденная муниципальная программа |
3.1. | Проведение мониторинга (ежегодно) демографических показателей муниципальных районов области | 2025 год | 2030 год | министерство здравоохранения области | информация по результатам анализа демографических показателей муниципальных районов области |
3.2. | Анализ полученных данных, разработка рекомендаций и обновлений муниципальных программ | 2025 год | 2030 год | министерство здравоохранения области; органы местного самоуправления области (по согласованию) | отчеты о работе |
3.3. | Внедрение обновленных муниципальных программ укрепления здоровья граждан в муниципальных образованиях области | 2025 год | 2030 год | министерство здравоохранения области; органы местного самоуправления области (по согласованию) | ежегодные отчеты о реализации мероприятий муниципальных программ укрепления здоровья |
4. | Разработка и внедрение корпоративных программ укрепления здоровья работающих | 2025 год | 2030 год | министерство здравоохранения области; работодатели (по согласованию) | внедрены корпоративные программы укрепления здоровья работающих |
4.1. | Заключение соглашений с работодателями о внедрении корпоративных программ укрепления здоровья работающих | 2025 год | 2030 год | министерство здравоохранения области; работодатели (по согласованию) | соглашения о сотрудничестве |
4.2. | Внедрение корпоративных программ укрепления здоровья работников организаций | 2025 год | 2030 год | министерство здравоохранения области; работодатели (по согласованию) | ежегодный анализ промежуточных результатов корпоративной программы |
5. | Проведение профилактических мероприятий в трудовых коллективах, также в рамках реализации корпоративных программ укрепления здоровья работающих | 2025 год | 2030 год | министерство здравоохранения области; работодатели (по согласованию) | отчеты медицинских организаций |
5.1. | Проведение скрининговых обследований работающих с целью выявления основных факторов риска | 2025 год | 2030 год | министерство здравоохранения области; работодатели (по согласованию) | отчеты медицинских организаций |
6. | Организация и проведение информационно-образовательных мероприятий среди студенческой молодежи, детей и подростков | 2025 год | 2030 год | министерство здравоохранения области; министерство образования области; комитет молодежной политики области; образовательные организации высшего образования (по согласованию) | отчеты о проведенных мероприятиях |
6.1. | Организация и проведение конференций, семинаров, "круглых столов", и других обучающих мероприятий в образовательных организациях высшего и среднего профессионального образования, общеобразовательных учреждениях, тренингов для детей и подростков ("Откуда берутся зависимости", "Жизненные ситуации", мастер-классов "Альтернативы") | 2025 год | 2030 год | министерство здравоохранения области; министерство образования области комитет молодежной политики области; образовательные организации высшего образования (по согласованию) | отчеты о проведенных мероприятиях |
6.2. | Организация и проведение интерактивных игр с целью обучения основам здорового образа жизни в дошкольных образовательных учреждениях | 2025 год | 2030 год | министерство здравоохранения области; министерство образования области | отчеты о проведенных мероприятиях |
6.3. | Организация санаторно-курортного лечения детей диспансерной группы | 2025 год | 2030 год | министерство труда и социальной защиты области | отчеты о проведенных мероприятиях |
6.4. | Организация и проведение конкурса творческих работ обучающихся ("Наше здоровье - в наших руках"), спортивных игр школьных спортивных клубов ("Президентские спортивные игры"), программы оздоровления и занятости обучающихся ("Содружество Орлят России") | 2025 год | 2030 год | министерство здравоохранения области; министерство образования области; министерство спорта области | отчеты о проведенных мероприятиях |
7. | Проведение мероприятий, направленных на выявление и коррекцию факторов риска развития хронических неинфекционных заболеваний | 2025 год | 2030 год | министерство здравоохранения области | отчет о работе профилактической службы |
7.1. | Проведение обследования граждан в отделениях (кабинетах) медицинской профилактики, в том числе в рамках диспансеризации и профилактических медицинских осмотров, с целью раннего выявления факторов риска развития хронических неинфекционных заболеваний | 2025 год | 2030 год | министерство здравоохранения области | отчет о работе профилактической службы |
7.2. | Проведение коррекции факторов риска развития хронических неинфекционных заболеваний в рамках углубленного профилактического консультирования в центрах здоровья для взрослых | 2025 год | 2030 год | министерство здравоохранения области | отчет центров здоровья |
7.3. | Проведение обучения и формирование мотивации граждан к здоровому образу жизни в рамках школ "Здоровый образ жизни" | 2025 год | 2030 год | министерство здравоохранения области | отчет о работе профилактической службы |
Утверждена региональная программа Саратовской области "Здоровье для каждого".
Цель программы - к 2030 году увеличить долю граждан, ведущих здоровый образ жизни, путем создания благоприятной среды для его поддержания.
Ключевые целевые показатели:
- рост доли населения, придерживающегося здорового образа жизни;
- снижение распространённости употребления алкоголя и табачных изделий.
Для реализации поставленных задач планируется:
- проводить информационно-разъяснительную работу с работодателями по внедрению корпоративных программ укрепления здоровья сотрудников;
- оснастить центры здоровья для взрослых современным медицинским оборудованием для выявления и коррекции факторов риска хронических неинфекционных заболеваний;
- организовать в центрах здоровья углублённое профилактическое консультирование и диспансерное наблюдение за гражданами с факторами риска хронических неинфекционных заболеваний.
Постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.