Новости и аналитика Горячие документы Региональные Москва Постановление Правительства Москвы от 7 мая 2024 г. N 954-ПП "Об утверждении Порядка осуществления контроля за деятельностью государственных учреждений города Москвы"

Обзор документа

21 мая 2024

gerb

Постановление Правительства Москвы от 7 мая 2024 г. N 954-ПП "Об утверждении Порядка осуществления контроля за деятельностью государственных учреждений города Москвы"

     В соответствии с пунктом 5.1 статьи 32 Федерального закона от 12
января 1996 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях", частью 3.23 статьи
2 Федерального закона от 3 ноября 2006 г. N 174-ФЗ "Об автономных
учреждениях", пунктом 3 статьи 78.1 и подпунктом 10 пункта 1 статьи 158
Бюджетного кодекса Российской Федерации Правительство Москвы
постановляет:
     1. Утвердить Порядок осуществления контроля за деятельностью
государственных учреждений города Москвы (приложение).
     2. Признать утратившими силу:
     2.1. Постановление Правительства Москвы от 15 февраля 2011 г.
N 30-ПП "О порядке осуществления контроля за деятельностью бюджетных и
казенных учреждений города Москвы".
     2.2. Постановление Правительства Москвы от 15 ноября 2011 г.
N 540-ПП "О внесении изменений в постановление Правительства Москвы от 15
февраля 2011 г. N 30-ПП".
     3. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на
заместителя Мэра Москвы в Правительстве Москвы - руководителя Аппарата
Мэра и Правительства Москвы Сергунину Н.А. и министра Правительства
Москвы, начальника Главного контрольного управления города Москвы
Данчикова Е.А.

Мэр Москвы                                                  С.С. Собянин

                                                               Приложение
                                     к постановлению Правительства Москвы
                                                от 7 мая 2024 г. N 954-ПП

                                 Порядок
осуществления контроля за деятельностью государственных учреждений города
                                 Москвы

                           1. Общие положения

     1.1. Порядок осуществления контроля за деятельностью государственных
учреждений города Москвы (далее - Порядок) устанавливает правила
осуществления государственными органами города Москвы контроля за
соблюдением законодательства Российской Федерации и иных нормативных
правовых актов Российской Федерации, законов города Москвы и иных
нормативных правовых актов города Москвы государственными казенными,
бюджетными и автономными учреждениями города Москвы, в отношении которых
государственные органы города Москвы осуществляют функции и полномочия
учредителя (далее - ведомственный (учредительский) контроль).
     1.2. Настоящий Порядок не применяется при осуществлении:
     1.2.1. Ведомственного контроля за соблюдением трудового
законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы
трудового права.
     1.2.2. Ведомственного контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг
для обеспечения государственных нужд города Москвы.
     1.2.3. Ведомственного контроля закупочной деятельности.
     1.3. Предметом ведомственного (учредительского) контроля является
финансово-хозяйственная деятельность, осуществляемая государственными
казенными, бюджетными и автономными учреждениями города Москвы (далее -
объекты контроля), соблюдение нормативных правовых актов Российской
Федерации и города Москвы:
     1.3.1. На стадии планирования финансово-хозяйственной деятельности
объектами контроля (предварительный контроль).
     1.3.2. В процессе исполнения объектами контроля государственного
задания, бюджетных смет, планов финансово-хозяйственной деятельности
(текущий контроль).
     1.3.3. В ходе проверок первичных документов, регистров
бухгалтерского учета и иных документов, подтверждающих ведение
финансово-хозяйственной деятельности объектами контроля и проведение
проверок их деятельности после совершения финансовых операций
(последующий контроль).
     1.4. Учредительский контроль за деятельностью объектов контроля
осуществляется государственными органами города Москвы, осуществляющими
функции и полномочия учредителя объектов контроля, и (или)
государственным казенным учреждением города Москвы, подведомственным
государственному органу города Москвы, осуществляющим функции и
полномочия учредителя объектов контроля (далее также - субъекты
контроля).
     1.5. Основной задачей ведомственного (учредительского) контроля
является обеспечение:
     1.5.1. Недопущения, выявления и пресечения нарушений объектами
контроля положений нормативных правовых актов Российской Федерации и
города Москвы, регулирующих вопросы, касающиеся деятельности
государственных учреждений, финансовых и операционных рисков, которые
могут оказать существенное влияние на деятельность объектов контроля.
     1.5.2. Правомерности, эффективности и результативности
финансово-хозяйственной деятельности, в том числе достижения значений
показателей качества и (или) объема государственной услуги (выполнения
государственной работы), установленных в государственном задании,
эффективности деятельности объектов контроля и работы их руководителей,
эффективности использования государственного имущества, закрепленного за
объектами контроля на праве оперативного управления, материальных и
трудовых ресурсов объекта контроля, управления рисками.
     1.5.3. Целевого, правомерного и эффективного использования средств,
предоставляемых из бюджета города Москвы, средств, полученных от
предпринимательской и иной приносящей доход деятельности.
     1.5.4. Правильности документального оформления хозяйственных
операций, постановки и ведения бюджетного (бухгалтерского) учета,
достоверности, полноты и соответствия установленным требованиям
бюджетной, бухгалтерской (финансовой) отчетности.
     1.5.5. Формирования в государственных информационных системах города
Москвы информации об объеме и (или) качестве предоставляемых
(выполняемых) в рамках государственного задания услуг (работ) в целях
оптимизации расходов бюджета города Москвы.
     1.6. При проведении ведомственного (учредительского) контроля
осуществляется оценка правомерности, эффективности, качества и
результатов финансово-хозяйственной деятельности объекта контроля,
получение объективной и достоверной информации в отношении:
     1.6.1. Осуществления объектом контроля предусмотренных его уставом
(положением) видов деятельности, выполнения государственного задания,
обеспечения его состава, объема (содержания) и (или) качества, соблюдения
условий и порядка выполнения государственного задания и достижения
запланированных результатов, определенных в государственном задании.
     1.6.2. Выполнения объектом контроля плана финансово-хозяйственной
деятельности, исполнения бюджетной сметы, сметы доходов и расходов по
приносящей доход деятельности.
     1.6.3. Осуществления операций со средствами бюджета города Москвы,
выполнения условий предоставления, получения и использования субсидий на
финансовое обеспечение выполнения государственного задания, субсидий на
иные цели, грантов в форме субсидий и бюджетных инвестиций из бюджета
города Москвы.
     1.6.4. Применения цен (тарифов) на платные услуги (работы),
оказываемые физическим и юридическим лицам в соответствии с
государственным заданием.
     1.6.5. Результатов исполнения государственных контрактов
(договоров).
     1.6.6. Деятельности объекта контроля, связанной с использованием и
распоряжением имуществом, закрепленным за ним на праве оперативного
управления, а также обеспечением его сохранности, выявлением
неиспользуемого или используемого не по назначению имущества,
принадлежащего на праве собственности городу Москве.
     1.6.7. Обоснованности возникновения дебиторской и кредиторской
задолженности, динамики изменения размера такой задолженности, состава и
структуры дебиторской и кредиторской задолженности относительно
предыдущих лет.
     1.6.8. Соблюдения требований к бюджетному, бухгалтерскому учету, в
том числе к составлению, представлению бюджетной, бухгалтерской
(финансовой) отчетности.
     1.6.9. Размещения информации о деятельности объекта контроля, а
также обеспечения доступности оказываемых им услуг.
     1.6.10. Объективной и достоверной информации о ведении
финансово-хозяйственной деятельности.
     1.7. В целях проведения ведомственного (учредительского) контроля
субъект контроля вправе привлекать независимых экспертов
(специализированные организации) и специалистов.
     1.8. Информация о нарушениях и недостатках, выявленных в ходе
ведомственного (учредительского) контроля, оценка результатов
финансово-хозяйственной деятельности объектов контроля, анализ и оценка
эффективности результатов деятельности объектов контроля и их
руководителей представляются руководителю субъекта контроля.
     1.9. Методическое и организационно-аналитическое обеспечение
ведомственного (учредительского) контроля осуществляется Главным
контрольным управлением города Москвы.
     Формы плана проверок, отчетности, методические рекомендации по их
оформлению, а также типовой регламент, устанавливающий порядок
планирования, организации и проведения выездных и камеральных контрольных
мероприятий, оформления их результатов, иных документов ведомственного
(учредительского) контроля утверждаются Главным контрольным управлением
города Москвы, в том числе по предложениям государственных органов города
Москвы.

   2. Правила осуществления ведомственного (учредительского) контроля

     2.1. Ведомственный (учредительский) контроль осуществляется путем
проведения плановых и внеплановых выездных или камеральных контрольных
мероприятий (далее также - проверки), а также документарных контрольных
мероприятий.
     2.2. Государственный орган города Москвы, осуществляющий функции и
полномочия учредителя объектов контроля, утверждает регламент,
устанавливающий порядок планирования, организации и проведения выездных и
камеральных контрольных мероприятий, оформления их результатов (далее -
Регламент), с учетом положений настоящего Порядка.
     2.3. Проверки проводятся:
     2.3.1. В соответствии с планом ведомственного (учредительского)
контроля (далее - План).
     2.3.2. По решению руководителя субъекта контроля или иного
уполномоченного им лица.
     2.4. Выездное контрольное мероприятие проводится по месту нахождения
объекта контроля или по месту нахождения объекта и субъекта контроля.
     2.5. Камеральное контрольное мероприятие осуществляется по месту
нахождения субъекта контроля на основании представленных по его запросу
финансовых, бухгалтерских, отчетных документов, контрактов (договоров), а
также документов, размещенных в государственных информационных системах,
и иных документов, относящихся к предмету контроля.
     2.6. План формируется на год и утверждается руководителем
государственного органа города Москвы, осуществляющего функции и
полномочия учредителя объекта контроля, в срок не позднее 1 декабря
предшествующего финансового года.
     2.7. В утвержденный План могут вноситься изменения в связи с:
     2.7.1. Наступлением обстоятельств непреодолимой силы.
     2.7.2. Недостаточностью временных и (или) трудовых ресурсов при
необходимости проведения внеплановых проверок.
     2.7.3. Внесением изменений в законодательные и иные правовые акты
Российской Федерации, правовые акты города Москвы.
     2.7.4. Выявлением в ходе подготовки проверки существенных
обстоятельств (необходимость изменения темы контрольного мероприятия,
данных об объектах контроля, перечня объектов контроля (включения и (или)
исключения и (или) уточнения, в том числе дополнительных объектов
контроля), сроков проведения контрольных мероприятий, проверяемого
периода, должностных лиц или структурных подразделений субъекта контроля,
ответственных за проведение контрольного мероприятия).
     2.7.5. Реорганизацией, ликвидацией объектов контроля.
     2.7.6. Поручениями руководителя государственного органа города
Москвы, осуществляющего функции и полномочия учредителя объекта контроля,
в том числе на основании предложений уполномоченного им лица.
     2.8. Срок проведения проверки не может составлять более 40 рабочих
дней. Указанный срок может быть продлен не более чем на 90 рабочих дней
по решению руководителя субъекта контроля.
     2.9. Основаниями продления срока проведения проверки являются:
     2.9.1. Получение в ходе проведения проверки, в том числе от
правоохранительных органов, иных государственных органов либо из иных
источников информации, сведений, свидетельствующих о наличии у объекта
контроля нарушений законодательства и иных нормативных правовых актов
Российской Федерации и города Москвы, требующих дополнительного изучения.
     2.9.2. Наличие обстоятельств, которые делают невозможным дальнейшее
проведение проверки по причинам, не зависящим от должностных лиц субъекта
контроля, в том числе обстоятельств непреодолимой силы.
     2.9.3. Значительный объем проверяемых и анализируемых документов,
который не представлялось возможным установить при подготовке к
проведению проверки.
     2.10. При проведении проверки должностные лица, уполномоченные на
осуществление ведомственного (учредительского) контроля, имеют право:
     2.10.1. В случае осуществления выездной проверки - на
беспрепятственный доступ на территорию, в помещения, здания объекта
контроля (в необходимых случаях на фотосъемку, видеозапись, копирование
документов) с учетом требований законодательства Российской Федерации о
защите государственной тайны при предъявлении ими служебных удостоверений
и уведомления о проведении проверки.
     2.10.2. На истребование необходимых для проведения проверки
документов, необходимых для установления и (или) подтверждения фактов,
связанных с деятельностью объекта контроля, с учетом требований
законодательства Российской Федерации о защите государственной тайны.
     2.10.3. На получение необходимых объяснений в письменной форме, в
форме электронного документа и (или) в устной форме по вопросам
проводимого контрольного мероприятия.
     2.10.4. На назначение (организацию) экспертиз, необходимых для
проведения ведомственного (учредительского) контроля, осуществление иных
контрольных действий, необходимых для проведения ведомственного
(учредительского) контроля, с использованием фото-, видео- и
аудиотехники, а также иных видов техники и приборов, в том числе
измерительных приборов, с привлечением независимых экспертов
(специализированных организаций) и специалистов.
     2.10.5. На проведение (организацию) мероприятий по документальному и
(или) фактическому изучению деятельности объекта контроля, в том числе
путем проведения осмотра, инвентаризации, наблюдения, пересчета,
экспертизы, исследования, контрольных замеров (обмеров), опросов и других
методов проведения контрольных мероприятий.
     2.11. Результаты проверок оформляются на бумажном носителе и (или) в
электронной форме, в том числе с применением государственных
информационных систем города Москвы.
     В состав материалов проверки включаются заверенные в установленном
порядке объектом контроля копии документов либо представленные в
электронном виде документы, подтверждающие выявленные нарушения.
     По результатам проведения проверки оформляется акт проверки, который
подписывается должностными лицами субъекта контроля, ответственными за ее
проведение, и представляется руководителю субъекта контроля или
уполномоченному руководителем лицу для рассмотрения.
     Копия акта проверки вручается руководителю объекта контроля, его
уполномоченному представителю или направляется объекту контроля.
     Регламентом может быть установлен дополнительно иной способ
оформления результатов проведения проверок.
     2.12. По результатам рассмотрения акта проверки руководитель
субъекта контроля или уполномоченное им должностное лицо в срок не
позднее 10 рабочих дней со дня подписания акта проверки принимает решение
о необходимости (об отсутствии необходимости) направления требования:
     2.12.1. О принятии мер по устранению выявленных нарушений,
устранению причин и условий таких нарушений, о применении материальной,
дисциплинарной ответственности к виновным лицам.
     2.12.2. О возмещении (восстановлении на счете учреждения) средств,
предоставляемых из бюджета города Москвы, восстановлении средств от
предпринимательской и иной приносящей доход деятельности.
     2.13. Во исполнение требования об устранении выявленных нарушений
руководитель объекта контроля в порядке, установленном Регламентом,
организует разработку плана мероприятий, направленных на устранение
нарушений и недостатков, по установленной Регламентом форме (далее - план
мероприятий).
     План мероприятий согласовывается с руководителем субъекта контроля
или уполномоченным им должностным лицом. Копии приказа (распоряжения) об
утверждении плана мероприятий и утвержденного плана мероприятий
направляются субъекту контроля для контроля за их исполнением.
     Объекты контроля представляют сведения об устранении выявленных
нарушений в установленные требованием сроки.
     2.14. В случае выявления по результатам проверок действий
(бездействия), содержащих признаки административного правонарушения,
материалы проверки подлежат направлению в Главное контрольное управление
города Москвы, а в случае выявления действий (бездействия), содержащих
признаки состава уголовного преступления, - в правоохранительные органы.
     Информация о направлении материалов проверки в правоохранительные
органы представляется в Главное контрольное управление города Москвы.
     2.15. Материалы по результатам проведенных проверок, в том числе
план мероприятий, а также иные документы и информация, полученные,
сформированные в ходе проведения ведомственного (учредительского)
контроля, хранятся субъектом контроля не менее трех лет.
     2.16. Документарные контрольные мероприятия проводятся по месту
нахождения государственного органа, осуществляющего функции и полномочия
учредителя объектов контроля, при согласовании государственным органом
города Москвы документов и сведений в рамках его взаимодействия с
подведомственными объектами контроля в соответствии с бюджетным
законодательством Российской Федерации, иными нормативными правовыми
актами Российской Федерации и города Москвы, условиями договоров и
соглашений, при сборе и мониторинге данных о финансово-хозяйственной
деятельности подведомственных указанному государственному органу города
Москвы объектов контроля, в том числе данных, которые поступают в ходе
межведомственного информационного взаимодействия, а также содержатся в
государственных информационных системах, данных из
информационно-телекоммуникационной сети Интернет, иных общедоступных
данных, для выявления рисков и признаков нарушений.
     2.17. При выявлении рисков и (или) признаков нарушений при
проведении документарных контрольных мероприятий должностными лицами,
уполномоченными на проведение мероприятий ведомственного
(учредительского) контроля, в порядке, установленном Регламентом,
разрабатываются и представляются руководителю государственного органа
города Москвы выводы и предложения, направленные на устранение указанных
рисков, признаков нарушений и их недопущение.
     По итогам рассмотрения результатов документарных контрольных
мероприятий руководитель государственного органа или уполномоченное им
должностное лицо принимает решение о необходимости (об отсутствии
необходимости) направления уведомления о недопустимости нарушения
нормативных правовых актов Российской Федерации и города Москвы,
необходимости устранения выявленных рисков и (или) признаков нарушений.
     2.18. Результаты ведомственного (учредительского) контроля
учитываются государственными органами города Москвы, осуществляющими
функции и полномочия учредителя объектов контроля, при принятии ими
решений:
     2.18.1. О внесении изменений в учредительные документы
подведомственных объектов контроля.
     2.18.2. О закреплении имущества, принадлежащего на праве
собственности городу Москве, на праве оперативного управления, либо
изъятии неиспользуемого, используемого не по назначению имущества,
принадлежащего на праве собственности городу Москве.
     2.18.3. Об утверждении государственных заданий.
     2.18.4. О согласовании бюджетных смет и планов
финансово-хозяйственной деятельности.
     2.18.5. О согласовании или об одобрении сделок.
     2.18.6. О согласовании распоряжения особо ценным движимым
имуществом, а также списания указанного движимого имущества.
     2.18.7. О достижении показателей эффективности деятельности объектов
контроля и их руководителей.
     2.18.8. О применении мер ответственности к руководителю объекта
контроля.
     2.18.9. О направлении уведомлений о необходимости принятия мер по
устранению выявленных нарушений, рисков и сроков принятия данных мер.
     2.18.10. О возмещении (восстановлении на счете объекта контроля)
средств, предоставляемых из бюджета города Москвы, восстановлении на
счете объекта контроля средств от предпринимательской и иной приносящей
доход деятельности.
     2.18.11. Об иных решениях по устранению нарушений (недостатков),
фактов неэффективной, нерезультативной деятельности объекта контроля.

3. Порядок составления и представления отчетности о результатах проверок

     3.1. Отчетность о результатах ведомственного (учредительского)
контроля составляется государственным органом города Москвы в целях
раскрытия информации о выявленных в ходе проверок нарушениях
(недостатках) финансово-хозяйственной деятельности, полноте и
своевременности выполнения им Плана, внеплановых проверках за отчетный
календарный год, а также об эффективности ведомственного
(учредительского) контроля, анализа информации о результатах проверок
(далее - отчетность).
     3.2. В состав отчетности включаются информация о результатах
проверок, в том числе в части выявленных нарушений (недостатков)
финансово-хозяйственной деятельности объектов контроля, и пояснительная
записка, содержащая обобщенные сведения об основных результатах
ведомственного (учредительского) контроля, по формам, утвержденным
Главным контрольным управлением города Москвы.
     3.3. Отчетность вносится государственным органом города Москвы в
автоматизированную информационную систему Главного контрольного
управления города Москвы (за исключением случаев, установленных
Регламентом для субъектов контроля и (или) объектов контроля, в отношении
которых иностранными государствами, совершающими недружественные действия
в отношении Российской Федерации, введены политические или экономические
санкции и (или) в отношении которых иностранными государствами,
государственными объединениями и (или) союзами, и (или) государственными
(межгосударственными) учреждениями иностранных государств,
государственных объединений и (или) союзов введены меры ограничительного
характера) в срок не позднее 15 февраля года, следующего за отчетным.

Обзор документа

О контроле за государственными казенными, бюджетными и автономными учреждениями города Москвы.
Установлены правила осуществления государственными органами города Москвы контроля за соблюдением законодательства РФ и иных нормативных правовых актов РФ, законов города Москвы и иных нормативных правовых актов города Москвы государственными казенными, бюджетными и автономными учреждениями города Москвы, в отношении которых государственные органы города Москвы осуществляют функции и полномочия учредителя.
Предметом ведомственного (учредительского) контроля является финансово-хозяйственная деятельность (ФХД), осуществляемая государственными казенными, бюджетными и автономными учреждениями города Москвы, соблюдение нормативных правовых актов РФ и города Москвы:
- на стадии планирования ФХД объектами контроля (предварительный контроль);
- в процессе исполнения объектами контроля государственного задания, бюджетных смет, планов ФХД (текущий контроль);
- в ходе проверок первичных документов, регистров бухгалтерского учета и иных документов, подтверждающих ведение ФХД объектами контроля и проведение проверок их деятельности после совершения финансовых операций (последующий контроль).
Информация о нарушениях и недостатках, выявленных в ходе ведомственного (учредительского) контроля, оценка результатов ФХД объектов контроля, анализ и оценка эффективности результатов деятельности объектов контроля и их руководителей представляются руководителю субъекта контроля.
Назад