Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО ''СБЕР А". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.
22 ноября 2025
Закон Республики Марий Эл от 6 ноября 2025 г. N 38-З
"Об отдельных вопросах организации местного самоуправления в Республике Марий Эл в единой системе публичной власти"
Принят Государственным Собранием Республики Марий Эл 23 октября 2025 года
Глава I. Общие положения
Статья 1. Местное самоуправление в Республике Марий Эл
1. Местное самоуправление - признаваемая и гарантируемая Конституцией Российской Федерации форма самоорганизации граждан в целях осуществления народом своей власти для самостоятельного решения вопросов непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения (вопросов местного значения) в пределах полномочий, предусмотренных в соответствии с Конституцией Российской Федерации Федеральным законом от 20 марта 2025 года N 33-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в единой системе публичной власти" (далее - Федеральный закон), другими федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, - Конституцией Республики Марий Эл, законами Республики Марий Эл.
2. Правовую основу местного самоуправления в Республике Марий Эл (далее - местное самоуправление) составляют Конституция Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, федеральные конституционные законы, Федеральный закон, другие федеральные законы, издаваемые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты Российской Федерации (указы и распоряжения Президента Российской Федерации, постановления Правительства Российской Федерации, иные нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти), Конституция Республики Марий Эл, настоящий Закон, другие законы и иные нормативные правовые акты Республики Марий Эл, уставы муниципальных образований, решения, принятые на местных референдумах и сходах граждан, и иные муниципальные правовые акты.
3. В настоящем Законе используются основные понятия и термины, предусмотренные Федеральным законом.
Правоотношения, не урегулированные настоящим Законом, регулируются федеральным законодательством.
4. Образование, формирование, деятельность органов местного самоуправления, их полномочия и ответственность, порядок взаимодействия между собой и с иными органами, входящими в единую систему публичной власти в Российской Федерации, основываются на Конституции Российской Федерации и регулируются федеральными конституционными законами, Федеральным законом, другими федеральными законами, а также Конституцией Республики Марий Эл, настоящим Законом, другими законами и иными нормативными правовыми актами Республики Марий Эл, уставами муниципальных образований и иными муниципальными правовыми актами.
5. Уставами муниципальных образований и иными муниципальными правовыми актами могут предусматриваться порядок дистанционного взаимодействия органов, входящих в единую систему публичной власти в Республике Марий Эл, порядок дистанционного участия в заседаниях представительного органа муниципального образования.
Статья 2. Полномочия органов государственной власти Республики Марий Эл в области местного самоуправления
К полномочиям органов государственной власти Республики Марий Эл в области местного самоуправления относятся:
правовое регулирование вопросов организации местного самоуправления в случаях и порядке, которые установлены Федеральным законом;
правовое регулирование прав, обязанностей и ответственности органов государственной власти Республики Марий Эл и их должностных лиц в области местного самоуправления в случаях и порядке, которые установлены федеральными законами;
правовое регулирование прав, обязанностей и ответственности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления по предметам ведения Республики Марий Эл, а также в пределах полномочий органов государственной власти Республики Марий Эл по предметам совместного ведения Российской Федерации и Республики Марий Эл;
правовое регулирование прав, обязанностей и ответственности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления при осуществлении отдельных государственных полномочий, которыми органы местного самоуправления наделены законами Республики Марий Эл в порядке, установленном Федеральным законом.
Статья 3. Взаимоотношения органов местного самоуправления и органов государственной власти Республики Марий Эл
Взаимоотношения органов местного самоуправления и органов государственной власти Республики Марий Эл осуществляются посредством:
заключения соглашений и договоров о совместных планах, действиях;
создания постоянно действующих координационных, консультативных, совещательных советов и иных рабочих органов;
иных форм взаимодействия, не противоречащих законодательству Российской Федерации, законодательству Республики Марий Эл.
Статья 4. Виды муниципальных образований
1. Местное самоуправление осуществляется на всей территории Республики Марий Эл в городских округах и муниципальных округах.
2. Границы муниципальных образований устанавливаются и изменяются законом Республики Марий Эл в соответствии с требованиями Федерального закона.
3. Преобразование муниципальных образований осуществляется законом Республики Марий Эл по инициативе населения, органов местного самоуправления, органов государственной власти Республики Марий Эл, федеральных органов государственной власти в соответствии с Федеральным законом.
Глава II. Организационные основы местного самоуправления
Статья 5. Органы местного самоуправления, лица, замещающие муниципальные должности
1. В соответствии с Федеральным законом структуру органов местного самоуправления составляют:
представительный орган муниципального образования;
глава муниципального образования;
местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования);
контрольно-счетный орган муниципального образования;
иные органы, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения.
2. Наличие в структуре органов местного самоуправления представительного органа муниципального образования, главы муниципального образования, местной администрации является обязательным.
3. В Республике Марий Эл с учетом исторических и иных местных традиций устанавливаются следующие наименования органов местного самоуправления:
1) для представительного органа муниципального образования:
Собрание депутатов городского округа;
Собрание депутатов муниципального округа;
2) для главы муниципального образования:
глава городского округа;
глава муниципального округа;
3) для местной администрации:
администрация городского округа;
администрация муниципального округа.
4. В соответствии с Федеральным законом, уставом муниципального образования к лицам, замещающим муниципальные должности, осуществляющим свои полномочия на постоянной основе, относятся глава муниципального образования, председатель представительного органа муниципального образования.
Статья 6. Представительный орган муниципального образования
1. Представительный орган муниципального образования состоит из депутатов, избираемых на муниципальных выборах.
2. Представительный орган муниципального образования считается избранным в правомочном составе в случае избрания не менее двух третей от установленной численности депутатов.
3. Организацию деятельности представительного органа муниципального образования в соответствии с уставом муниципального образования осуществляет председатель представительного органа муниципального образования, избираемый этим органом из своего состава.
4. Представительный орган муниципального образования осуществляет полномочия, определенные статьей 16 Федерального закона.
Иные полномочия представительного органа муниципального образования определяются федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними Конституцией Республики Марий Эл, законами Республики Марий Эл, уставом муниципального образования.
Статья 7. Глава муниципального образования. Временно исполняющий полномочия главы муниципального образования
1. Глава муниципального образования является высшим должностным лицом муниципального образования и наделяется уставом муниципального образования собственными полномочиями по решению вопросов непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения.
Глава муниципального образования осуществляет полномочия, определенные статьей 20 Федерального закона. Иные полномочия главы муниципального образования определяются федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними Конституцией Республики Марий Эл, законами Республики Марий Эл, уставом муниципального образования.
2. Глава муниципального образования в соответствии с уставом муниципального образования избирается представительным органом муниципального образования из числа кандидатов, представленных Главой Республики Марий Эл в соответствии со статьей 8 настоящего Закона, и возглавляет местную администрацию.
3. Временно исполняющий полномочия главы муниципального образования в случае, предусмотренном частью 16 статьи 21 Федерального закона, назначается Главой Республики Марий Эл на срок до дня избрания главы муниципального образования в установленном порядке и вступления его в должность.
4. Временно исполняющий полномочия главы муниципального образования обладает правами и обязанностями главы муниципального образования.
Статья 8. Порядок предварительного рассмотрения Главой Республики Марий Эл и представления представительному органу муниципального образования кандидатов на должность главы муниципального образования
1. Представительный орган муниципального образования направляет Главе Республики Марий Эл информацию о дате истечения срока полномочий главы муниципального образования не позднее чем за девяносто календарных дней до истечения такого срока, а в случае досрочного прекращения полномочий главы муниципального образования - информацию о досрочном прекращении полномочий главы муниципального образования не позднее пяти календарных дней со дня принятия такого решения.
Вновь избранный представительный орган муниципального образования в течение пяти календарных дней со дня проведения первого заседания направляет Главе Республики Марий Эл информацию о представлении представительному органу муниципального образования кандидатов на должность главы муниципального образования (вновь образованного муниципального образования).
2. Глава Республики Марий Эл в течение семи календарных дней после получения информации, указанной в части 1 настоящей статьи, публикует на официальном интернет-портале Республики Марий Эл в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сеть "Интернет") сообщение о сроках приема предложений о кандидатурах на должность главы муниципального образования.
3. Предложения о кандидатурах на должность главы муниципального образования вправе вносить Главе Республики Марий Эл:
политические партии, федеральные списки кандидатов которых на основании официально опубликованных результатов ближайших предыдущих выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации допущены к распределению депутатских мандатов;
политические партии, списки кандидатов которых были допущены к распределению депутатских мандатов в действующем на день внесения Главе Республики Марий Эл указанных предложений Государственном Собрании Республики Марий Эл;
Ассоциация "Всероссийская ассоциация развития местного самоуправления";
Ассоциация "Совет муниципальных образований Республики Марий Эл" (далее - Совет муниципальных образований Республики Марий Эл);
Общественная палата Республики Марий Эл.
4. Порядок внесения Главе Республики Марий Эл предложений о кандидатурах на должность главы муниципального образования утверждается Главой Республики Марий Эл.
Предложения о кандидатурах на должность главы муниципального образования предварительно рассматриваются комиссией по отбору кандидатов на должность главы муниципального образования, состав и порядок деятельности которой определяются Главой Республики Марий Эл.
Срок предварительного рассмотрения предложений о кандидатурах на должность главы муниципального образования не должен превышать шестидесяти календарных дней со дня окончания срока приема предложений о кандидатурах на должность главы муниципального образования.
5. Глава Республики Марий Эл в течение пяти календарных дней со дня окончания предварительного рассмотрения предложений о кандидатурах на должность главы муниципального образования направляет представительному органу муниципального образования представление не менее чем на двух кандидатов на должность главы муниципального образования.
6. Представительный орган муниципального образования не позднее тридцати календарных дней со дня получения представления, указанного в части 5 настоящей статьи, проводит заседание по вопросу избрания главы муниципального образования.
7. В случае неизбрания представительным органом муниципального образования главы муниципального образования из числа предложенных Главой Республики Марий Эл кандидатов на должность главы муниципального образования представительный орган муниципального образования в течение пяти календарных дней со дня проведения заседания по вопросу избрания главы муниципального образования направляет Главе Республики Марий Эл информацию о повторном представлении представительному органу муниципального образования кандидатов на должность главы муниципального образования в порядке, предусмотренном настоящей статьей.
Статья 9. Местная администрация
1. Местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами Республики Марий Эл.
2. Главой местной администрации является глава муниципального образования.
3. Уставом муниципального образования могут быть предусмотрены право представительного органа муниципального образования, принимать участие в формировании местной администрации, в том числе в утверждении или согласовании назначения на должность заместителей главы местной администрации, руководителей отраслевых (функциональных) и (или) территориальных органов местной администрации, формы и порядок такого участия.
4. В структуре местной администрации могут быть сформированы территориальные органы местной администрации для осуществления полномочий местной администрации на части территории муниципального образования.
Критериями формирования в структуре местной администрации территориальных органов местной администрации являются:
пешеходная доступность до административного центра муниципального образования или до территориальных органов местной администрации и обратно в течение рабочего дня для жителей всех населенных пунктов, входящих в состав муниципального образования;
численность населения не менее 100 человек во всех населенных пунктах, в границах которых формируется территориальный орган местной администрации для осуществления полномочий местной администрации.
5. Руководитель финансового органа городского округа или муниципального округа назначается на должность из числа лиц, отвечающих квалификационным требованиям, установленным уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Проведение проверки соответствия кандидатов на замещение должности руководителя финансового органа городского округа или муниципального округа квалификационным требованиям осуществляется с участием Министерства финансов Республики Марий Эл.
Министерство финансов Республики Марий Эл участвует в проведении указанной проверки в соответствии с порядком, установленным в приложении 1 к настоящему Закону.
Статья 10. Контрольно-счетный орган муниципального образования
1. В целях осуществления внешнего муниципального финансового контроля представительный орган муниципального образования вправе образовать контрольно-счетный орган муниципального образования.
Деятельность контрольно-счетного органа муниципального образования осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 7 февраля 2011 года N 6-ФЗ "Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации, федеральных территорий и муниципальных образований", Федеральным законом, Бюджетным кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами. В случаях и порядке, которые установлены федеральными законами, правовое регулирование организации и деятельности контрольно-счетных органов муниципальных образований осуществляется также законами Республики Марий Эл.
2. Представительный орган муниципального образования вправе заключить соглашение с Государственной счетной палатой Республики Марий Эл о передаче ей полномочий по осуществлению внешнего муниципального финансового контроля в порядке, установленном Законом Республики Марий Эл от 3 января 1997 года N 13-З "О Государственной счетной палате Республики Марий Эл".
3. Должностные лица контрольно-счетного органа муниципального образования в проверяемых органах и организациях в случае опечатывания касс, кассовых и служебных помещений, складов и архивов, изъятия документов и материалов в случае обнаружения подделок, подлогов, хищений, злоупотреблений и при необходимости пресечения данных противоправных действий должны незамедлительно (в течение 24 часов) уведомить об этом председателя контрольно-счетного органа муниципального образования по форме согласно приложению 4 к настоящему Закону. В случае невозможности уведомить письменно - любым доступным способом с последующим представлением письменного уведомления.
4. Органы местного самоуправления и муниципальные органы, организации, в отношении которых контрольно-счетный орган муниципального образования вправе осуществлять внешний муниципальный финансовый контроль или которые обладают информацией, необходимой для осуществления внешнего муниципального финансового контроля, их должностные лица, а также территориальные органы федеральных органов исполнительной власти и их структурные подразделения обязаны представлять в контрольно-счетный орган муниципального образования по его запросу информацию, документы и материалы, необходимые для проведения контрольных и экспертно-аналитических мероприятий, в течение десяти календарных дней со дня получения запроса.
5. Акты, составленные контрольно-счетным органом муниципального образования при проведении контрольных мероприятий, доводятся до сведения руководителей проверяемых органов и организаций. Пояснения и замечания руководителей проверяемых органов и организаций, представленные в течение семи рабочих дней со дня получения акта, прилагаются к актам и в дальнейшем являются их неотъемлемой частью.
Статья 11. Гарантии осуществления полномочий лица, замещающего муниципальную должность на постоянной основе
1. Гарантии осуществления полномочий лица, замещающего муниципальную должность на постоянной основе, устанавливаются уставом муниципального образования в соответствии с федеральными законами и законами Республики Марий Эл.
2. Лицу, замещающему муниципальную должность на постоянной основе, обеспечиваются условия для беспрепятственного осуществления своих полномочий, в том числе выплата денежного содержания, предоставление отпусков, служебных помещений, средств связи, транспортного обслуживания, медицинского обслуживания.
3. Лицу, замещавшему муниципальную должность на постоянной основе в течение срока, предусмотренного уставом муниципального образования, к страховой пенсии по старости (инвалидности), назначенной в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" или досрочно назначенной в соответствии с Федеральным законом от 12 декабря 2023 года N 565-ФЗ "О занятости населения в Российской Федерации", может быть установлено дополнительное пенсионное обеспечение в случаях, на условиях и в порядке, которые предусмотрены уставом муниципального образования.
4. Финансирование расходов, связанных с установлением дополнительного пенсионного обеспечения, осуществляется за счет средств местного бюджета.
Статья 12. Гарантии осуществления полномочий лица, замещающего муниципальную должность на непостоянной основе
1. Гарантии депутатов представительного органа муниципального образования, осуществляющих свои полномочия на непостоянной основе, устанавливаются уставом муниципального образования в соответствии с федеральными законами и законами Республики Марий Эл.
2. Депутатам представительного органа муниципального образования, осуществляющим свои полномочия на непостоянной основе, возмещаются расходы, связанные с выполнением депутатских полномочий (участие в заседаниях представительного органа муниципального образования, участие в работе постоянных комиссий представительного органа муниципального образования, участие в выполнении поручений представительного органа муниципального образования и его органов, участие в работе депутатских групп, участие в депутатских проверках, работа в избирательном округе).
К расходам, связанным с выполнением депутатских полномочий, могут быть отнесены расходы на приобретение канцелярских товаров, оплата услуг связи (пользование телефоном, факсом, почтовые расходы), транспортные расходы.
3. Расходы, связанные с выполнением депутатских полномочий, финансируются за счет собственных доходов местного бюджета соответствующего муниципального образования.
4. Депутату представительного органа муниципального образования для осуществления своих полномочий на непостоянной основе гарантируется освобождение работодателем от работы с сохранением места работы (должности) на период, продолжительность которого устанавливается уставом муниципального образования и не может составлять в совокупности менее двух и более шести рабочих дней в месяц.
Статья 13. Порядок уведомления Главы Республики Марий Эл лицом, замещающим муниципальную должность и осуществляющим свои полномочия на постоянной основе, о намерении участвовать или об участии на безвозмездной основе в управлении некоммерческой организацией
1. Лицо, замещающее муниципальную должность, осуществляющее свои полномочия на постоянной основе (далее - лицо, замещающее муниципальную должность), если федеральными законами не установлено иное, вправе участвовать на безвозмездной основе в управлении некоммерческой организацией с предварительным уведомлением Главы Республики Марий Эл (кроме участия в управлении политической партией, органом профессионального союза, в том числе выборным органом первичной профсоюзной организации, созданной в органе местного самоуправления, участия в съезде (конференции) или общем собрании иной общественной организации, жилищного, жилищно-строительного, гаражного кооперативов, товарищества собственников недвижимости, когда предварительное уведомление Главы Республики Марий Эл не требуется).
2. Лицо, замещающее муниципальную должность, не позднее чем за десять рабочих дней до предполагаемой даты начала участия в управлении некоммерческой организацией уведомляет об этом Главу Республики Марий Эл путем направления уведомления о намерении участвовать на безвозмездной основе в управлении некоммерческой организацией (далее - уведомление о намерении участвовать в управлении) по форме согласно приложению 2 к настоящему Закону должностному лицу, ответственному в муниципальном образовании за работу по профилактике коррупционных и иных правонарушений, которое в течение трех рабочих дней со дня получения такого уведомления передает его в орган Республики Марий Эл по профилактике коррупционных и иных правонарушений.
3. Лицо, назначенное (избранное) на муниципальную должность, осуществляющее свои полномочия на постоянной основе (далее - лицо, назначенное на муниципальную должность) и участвующее на безвозмездной основе в управлении некоммерческой организацией на день назначения (избрания) на муниципальную должность, обязано уведомить Главу Республики Марий Эл в течение двадцати рабочих дней с момента назначения (избрания) на муниципальную должность об участии на безвозмездной основе в управлении некоммерческой организацией путем направления уведомления об участии на безвозмездной основе в управлении некоммерческой организацией (далее - уведомление об участии в управлении) по форме согласно приложению 3 к настоящему Закону должностному лицу, ответственному в муниципальном образовании за работу по профилактике коррупционных и иных правонарушений, которое в течение трех рабочих дней со дня получения такого уведомления передает его в орган Республики Марий Эл по профилактике коррупционных и иных правонарушений.
4. Уведомление о намерении участвовать в управлении (уведомление об участии в управлении) регистрируется органом Республики Марий Эл по профилактике коррупционных и иных правонарушений в день его поступления и в течение семи рабочих дней со дня регистрации представляется Главе Республики Марий Эл.
5. Уведомление о намерении участвовать в управлении (уведомление об участии в управлении) после ознакомления с ним Главы Республики Марий Эл приобщается к личному делу лица, замещающего муниципальную должность (лица, назначенного на муниципальную должность).
Копия уведомления о намерении участвовать в управлении (уведомления об участии в управлении) в течение трех рабочих дней после ознакомления с уведомлением Главы Республики Марий Эл выдается лицу, замещающему муниципальную должность (лицу, назначенному на муниципальную должность), под подпись либо направляется по почте с уведомлением о вручении.
6. Лицо, замещающее муниципальную должность, участвующее на безвозмездной основе в управлении некоммерческой организацией, обязано письменно уведомить Главу Республики Марий Эл:
об изменении наименования некоммерческой организации;
об изменении местонахождения и (или) адреса некоммерческой организации;
о реорганизации некоммерческой организации;
об изменении единоличного исполнительного органа или коллегиального органа, в качестве которого или в качестве члена которого названное лицо участвует на безвозмездной основе в управлении некоммерческой организацией, а также об изменении наименования соответствующего органа или его полномочий;
о замещении иной муниципальной должности, если при ее замещении участие на безвозмездной основе в управлении некоммерческой организацией допускается при условии предварительного уведомления об этом Главы Республики Марий Эл.
Уведомление производится в произвольной форме в течение пяти рабочих дней со дня наступления таких изменений.
Статья 14 вступает в силу с 1 января 2027 г.
Статья 14. Полномочия органов местного самоуправления по решению вопросов непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения
1. К полномочиям органов местного самоуправления по решению вопросов непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения относятся полномочия, предусмотренные частью 1 статьи 32 Федерального закона и не подлежащие перераспределению между органами местного самоуправления и органами государственной власти Республики Марий Эл.
2. Полномочия, предусмотренные частью 2 статьи 32 Федерального закона, могут быть перераспределены законом Республики Марий Эл для осуществления органами государственной власти Республики Марий Эл.
3. Полномочия, предусмотренные частью 3 статьи 32 Федерального закона, могут быть перераспределены законом Республики Марий Эл для осуществления органами местного самоуправления.
Глава III. Отдельные вопросы непосредственного осуществления населением местного самоуправления и участия населения в осуществлении местного самоуправления
Статья 15. Отдельные вопросы проведения схода граждан на части территории населенного пункта, входящего в состав территории муниципального образования, по вопросу введения и использования средств самообложения граждан на данной части территории населенного пункта
На части территории населенного пункта, входящего в состав муниципального образования, может проводиться сход граждан по вопросу введения и использования средств самообложения граждан на данной части территории населенного пункта.
Границы части территории населенного пункта, входящего в состав муниципального образования, на которой может проводиться сход граждан по вопросу введения и использования средств самообложения граждан, определяются в пределах следующих территорий проживания граждан:
многоквартирный жилой дом;
группа индивидуальных жилых домов;
группа многоквартирных жилых домов.
Статья 16. Назначение и проведение опроса граждан
1. Назначение и проведение опроса граждан осуществляются в соответствии с требованиями статьи 46 Федерального закона.
2. Порядок назначения и проведения опроса граждан определяется нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования с учетом положений настоящей статьи.
3. В решении представительного органа муниципального образования о назначении опроса граждан указываются сведения, предусмотренные в части 7 статьи 46 Федерального закона.
Формулировка вопроса (вопросов), предлагаемого (предлагаемых) при проведении опроса граждан, должна исключать его (их) множественное толкование.
4. Подготовку и проведение опроса граждан обеспечивает комиссия по проведению опроса граждан (далее - комиссия), порядок деятельности и полномочия которой определяются правовым актом представительного органа муниципального образования.
Состав комиссии утверждается представительным органом муниципального образования.
5. Опрос граждан проводится путем заполнения опросного листа.
Для проведения опроса граждан может использоваться официальный сайт муниципального образования в сети "Интернет".
6. Опрос граждан признается несостоявшимся в случае, если число граждан, принявших участие в таком опросе, меньше установленной в решении представительного органа муниципального образования о назначении опроса граждан минимальной численности жителей муниципального образования, участвующих в опросе.
7. Результаты опроса граждан отражаются в протоколе комиссии, который в течение семи календарных дней со дня окончания опроса граждан подлежит направлению инициатору проведения опроса и в представительный орган муниципального образования, принявший решение о назначении опроса граждан.
Статья 17. Назначение и проведение публичных слушаний
1. Публичные слушания проводятся в соответствии с требованиями, установленными статьей 47 Федерального закона.
2. Порядок назначения и проведения публичных слушаний определяется нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования с учетом положений настоящей статьи.
Порядок выдвижения инициативы о проведении публичных слушаний жителями муниципального образования и рассмотрения такой инициативы определяется нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования.
3. В правовом акте представительного органа муниципального образования или главы муниципального образования о назначении публичных слушаний устанавливаются:
дата, время и место проведения публичных слушаний;
форма проведения публичных слушаний;
наименование проекта муниципального правового акта (формулировка вопроса), выносимого на обсуждение на публичных слушаниях;
данные об органе местного самоуправления (его структурном подразделении или должностном лице) либо о созданном органом местного самоуправления коллегиальном совещательном органе, уполномоченном на подготовку и проведение публичных слушаний (далее - организатор публичных слушаний);
иные сведения, установленные нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования.
4. Правовой акт представительного органа муниципального образования или главы муниципального образования о назначении публичных слушаний подлежит официальному опубликованию в порядке, предусмотренном для официального опубликования муниципальных правовых актов, не менее чем за десять календарных дней до их проведения.
5. Информация о дате, времени и месте проведения публичных слушаний, проект муниципального правового акта (формулировка вопроса), выносимый на публичные слушания, сведения о порядке представления предложений и замечаний по выносимому на обсуждение проекту муниципального правового акта (вопросу) подлежат размещению для ознакомления жителей муниципального образования в доступных для посещения местах, а также на официальном сайте органа местного самоуправления в сети "Интернет" не менее чем за десять календарных дней до их проведения.
6. До начала публичных слушаний осуществляется регистрация жителей муниципального образования, являющихся участниками публичных слушаний (далее - участники публичных слушаний).
7. В ходе проведения публичных слушаний заслушиваются лица, уполномоченные инициаторами проведения публичных слушаний, приглашенные эксперты, участники публичных слушаний, представившие свои замечания и предложения в порядке, установленном правовым актом представительного органа муниципального образования или главы муниципального образования о назначении публичных слушаний.
8. Участники публичных слушаний и эксперты вправе снять свои замечания и предложения и (или) присоединиться к замечаниям и предложениям, представленным другими участниками публичных слушаний.
9. По результатам публичных слушаний организатором публичных слушаний оформляется протокол публичных слушаний, в котором отражается мотивированное обоснование принятых решений.
К протоколу публичных слушаний прилагается перечень зарегистрированных участников публичных слушаний.
10. Протокол публичных слушаний направляется организатором публичных слушаний органу местного самоуправления, принявшему решение о назначении публичных слушаний, в течение семи календарных дней со дня проведения публичных слушаний.
Статья 18. Вопросы деятельности и статуса старосты сельского населенного пункта
1. Для организации взаимодействия органов местного самоуправления и жителей сельского населенного пункта при решении вопросов непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения в сельском населенном пункте, расположенном в городском округе или муниципальном округе, может назначаться староста сельского населенного пункта.
В собрании граждан, проводимом в сельском населенном пункте по вопросу выдвижения кандидатуры старосты сельского населенного пункта, по вопросу досрочного прекращения полномочий старосты сельского населенного пункта, могут принимать участие граждане Российской Федерации, проживающие на территории данного сельского населенного пункта и обладающие активным избирательным правом, а также граждане Российской Федерации, достигшие на день проведения собрания граждан восемнадцатилетнего возраста и имеющие в собственности жилое помещение, расположенное на территории данного сельского населенного пункта, в случае, если это установлено муниципальными нормативными правовыми актами.
2. Полномочия старосты сельского населенного пункта определяются Федеральным законом.
3. Нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования могут устанавливаться следующие гарантии деятельности старосты:
первоочередной прием должностными лицами органов местного самоуправления муниципального образования;
обязательное рассмотрение органами местного самоуправления муниципального образования направленных предложений по вопросам, касающимся интересов жителей сельского населенного пункта;
налоговые льготы по уплате местных налогов;
меры морального поощрения, в том числе объявление благодарности, награждение почетной грамотой.
За счет средств местного бюджета может быть предусмотрена возможность компенсации расходов старосты, связанных с осуществлением им своей деятельности, в случаях, порядке и размерах, установленных нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования, в состав которого входит соответствующий сельский населенный пункт.
4. Органы местного самоуправления могут принимать решение о проведении конкурса "Лучший староста сельского населенного пункта" в порядке, установленном нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования.
Глава IV. Порядок определения границ прилегающих территорий в целях организации благоустройства территорий муниципальных образований в Республике Марий Эл
Статья 19. Порядок определения границ прилегающих территорий в целях организации благоустройства территорий муниципальных образований в Республике Марий Эл
1. Содержание правил благоустройства территории муниципального образования устанавливается в соответствии со статьей 58 Федерального закона.
2. Установленный настоящей статьей порядок определения границ прилегающих территорий не распространяется на собственников и (или) иных законных владельцев помещений в многоквартирных домах, земельные участки под которыми не образованы или образованы по границам таких домов.
3. В случае, если земельный участок, на котором располагаются здания, строения, сооружения, образован в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации, то границы территорий, прилегающих к зданиям, строениям, сооружениям, определяются границами такого земельного участка на основании схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории.
В случае, если земельный участок, на котором располагаются здания, строения, сооружения, не образован в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации или образован по границам зданий, строений, сооружений, то границы территорий, прилегающих к таким зданиям, строениям, сооружениям, определяются территорией, прилегающей к зданиям, строениям, сооружениям на расстоянии не более 15 метров по всему периметру.
4. Границы территории, прилегающей к земельному участку, который образован в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации, определяются на расстоянии не более 15 метров от границы такого земельного участка по всему периметру.
5. Конкретное расстояние от объектов, указанных в абзаце втором части 3 и части 4 настоящей статьи, до границ прилегающих к ним территорий устанавливается представительным органом соответствующего муниципального образования. При установлении данного расстояния может учитываться назначение объектов, указанных в абзаце втором части 3 и части 4 настоящей статьи.
6. Границы территории, прилегающей к объекту, указанному в части 4 настоящей статьи, в случае их перекрытия (пересечения) с границами территорий, прилегающих к объектам, указанным в абзаце втором части 3 настоящей статьи, устанавливаются на расстоянии, не превышающем границ территорий, прилегающих к объектам, указанным в абзаце втором части 3 настоящей статьи.
Границы территорий, прилегающих к объектам, указанным в абзаце втором части 3 и части 4 настоящей статьи, в случае их перекрытия (пересечения) с границами территорий, прилегающих к объектам, указанным в абзаце первом части 3 настоящей статьи, устанавливаются на расстоянии, не превышающем границ территорий, прилегающих к объектам, указанным в абзаце первом части 3 настоящей статьи.
Глава V. Межмуниципальное сотрудничество
Статья 20. Формы межмуниципального сотрудничества
1. Межмуниципальное сотрудничество осуществляется в формах, предусмотренных Федеральным законом.
2. В целях обеспечения взаимодействия органов местного самоуправления, их должностных лиц, а также муниципальных образований, представления и защиты их общих интересов в пределах территории Республики Марий Эл образуется Совет муниципальных образований Республики Марий Эл.
Статья 21. Взаимодействие органов государственной власти Республики Марий Эл с Советом муниципальных образований Республики Марий Эл
1. Органы государственной власти Республики Марий Эл взаимодействуют с Советом муниципальных образований Республики Марий Эл по следующим направлениям:
сбор, изучение и анализ информации по вопросам осуществления местного самоуправления;
формирование банка данных о социально-экономическом развитии муниципальных образований, входящих в Совет муниципальных образований Республики Марий Эл;
оказание методической и правовой помощи членам Совета муниципальных образований Республики Марий Эл;
участие в научно-исследовательской деятельности по мониторингу развития местного самоуправления с привлечением ученых, специалистов образовательных организаций высшего образования и научных организаций;
осуществление совместного мониторинга и анализа реализации нормативных правовых актов Республики Марий Эл в области местного самоуправления;
проведение общественного обсуждения проектов нормативных правовых актов по вопросам местного самоуправления;
иные направления деятельности.
2. Органы государственной власти Республики Марий Эл осуществляют взаимодействие с Советом муниципальных образований Республики Марий Эл в следующих формах:
участие в подготовке Советом муниципальных образований Республики Марий Эл ежегодного доклада о состоянии и развитии местного самоуправления в Республике Марий Эл, а также в разработке предложений по совершенствованию законодательства Республики Марий Эл в области местного самоуправления;
привлечение Совета муниципальных образований Республики Марий Эл к участию в организации системы дополнительного профессионального образования муниципальных служащих муниципальных образований, а также дополнительного профессионального образования лиц, замещающих муниципальные должности;
участие лиц, замещающих государственные должности Республики Марий Эл и должности государственной гражданской службы Республики Марий Эл, в проведении общего собрания членов Совета муниципальных образований Республики Марий Эл, мероприятиях по изучению положительного опыта деятельности органов местного самоуправления и распространению наиболее эффективной практики решения вопросов местного значения;
участие лиц, представляющих органы управления Совета муниципальных образований Республики Марий Эл, в том числе лиц, замещающих муниципальные должности (далее - представители Совета муниципальных образований Республики Марий Эл), в работе координационных, совещательных и иных органов, деятельность которых затрагивает вопросы, относящиеся к полномочиям органов местного самоуправления по решению вопросов непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения, а также к отдельным государственным полномочиям, передаваемым органам местного самоуправления законами Республики Марий Эл, при органах исполнительной власти Республики Марий Эл;
обмен информацией между органами государственной власти Республики Марий Эл и Советом муниципальных образований Республики Марий Эл;
совместная организация совещаний, конференций, семинаров, слушаний и иных мероприятий для обсуждения вопросов местного самоуправления;
иные не противоречащие законодательству Российской Федерации и законодательству Республики Марий Эл формы.
3. Органы государственной власти Республики Марий Эл в процессе взаимодействия оказывают информационную, организационно-методическую поддержку Совету муниципальных образований Республики Марий Эл.
Статья 22. Участие представителей Совета муниципальных образований Республики Марий Эл в деятельности органов государственной власти Республики Марий Эл
1. Представители Совета муниципальных образований Республики Марий Эл вправе участвовать в работе Государственного Собрания Республики Марий Эл по подготовке и (или) обсуждению проектов законов Республики Марий Эл по вопросам организации местного самоуправления в порядке, установленном законодательством Республики Марий Эл.
2. Представители Совета муниципальных образований Республики Марий Эл по решению руководителя органа исполнительной власти Республики Марий Эл могут привлекаться к работе по подготовке и (или) обсуждению проектов нормативных правовых актов Республики Марий Эл, разрабатываемых соответствующими органами исполнительной власти Республики Марий Эл.
3. Органы государственной власти Республики Марий Эл извещают Совет муниципальных образований Республики Марий Эл о дате, времени, месте проведения заседаний органов государственной власти Республики Марий Эл, если на них рассматриваются вопросы, затрагивающие интересы муниципальных образований.
Статья 23. Участие представителей органов государственной власти Республики Марий Эл в работе Совета муниципальных образований Республики Марий Эл
Совет муниципальных образований Республики Марий Эл вправе привлекать представителей органов государственной власти Республики Марий Эл к участию в созданных им экспертных, консультативных, координационных советах, группах, комиссиях и иных коллегиальных органах, рассматривающих вопросы, связанные с:
необходимостью правового регулирования в интересах местного самоуправления в той или иной сфере деятельности;
необходимостью устранения множественности правовых актов, действующих по одним и тем же вопросам в области местного самоуправления;
необходимостью улучшения содержания принятых ранее нормативных правовых актов в связи с изменениями, внесенными в федеральное законодательство.
Статья 24. Государственная поддержка Совета муниципальных образований Республики Марий Эл
Органы государственной власти Республики Марий Эл вправе оказывать государственную поддержку Совету муниципальных образований Республики Марий Эл, в том числе в виде предоставления в случае необходимости помещений, находящихся в государственной собственности Республики Марий Эл, в установленном законом порядке.
Глава VI. Особенности организации местного самоуправления на территории административного центра (столицы) Республики Марий Эл
Статья 25. Порядок предварительного рассмотрения Главой Республики Марий Эл и представления представительному органу муниципального образования кандидатов на должность главы муниципального образования, в состав территории которого входит населенный пункт, являющийся административным центром (столицей) Республики Марий Эл
Глава муниципального образования, в состав территории которого входит населенный пункт, являющийся административным центром (столицей) Республики Марий Эл (далее - глава городского округа "Город Йошкар-Ола" Республики Марий Эл), в соответствии с частью 2 статьи 88 Федерального закона избирается представительным органом муниципального образования из числа кандидатов, представленных Главой Республики Марий Эл в порядке, предусмотренном статьей 8 настоящего Закона.
Глава VII. Заключительные положения
Статья 26. Заключительные положения
1. Порядок избрания главы муниципального образования, установленный частью 2 статьи 7 настоящего Закона, применяется после истечения срока полномочий главы муниципального образования, избранного до дня вступления в силу настоящего Закона.
2. До истечения срока полномочий представительного органа муниципального образования, избранного до 1 января 2027 года:
глава муниципального образования исполняет полномочия председателя представительного органа муниципального образования и избирается представительным органом муниципального образования из своего состава, а глава городского округа "Город Йошкар-Ола" Республики Марий Эл - в соответствии со статьей 25 настоящего Закона из числа кандидатов, представленных Главой Республики Марий Эл в порядке, предусмотренном статьей 8 настоящего Закона;
временно исполняющий полномочия главы муниципального образования в случае, предусмотренном частью 6 статьи 19 Федерального закона, назначается Главой Республики Марий Эл на срок до дня избрания главы муниципального образования в установленном порядке и вступления его в должность;
положения части 2 статьи 7 настоящего Закона в отношении главы муниципального образования, исполняющего полномочия председателя представительного органа муниципального образования, не применяются;
используются следующие наименования должности главы муниципального образования: глава городского округа, глава муниципального округа, глава муниципального района, глава городского поселения, глава сельского поселения;
главой местной администрации является лицо, назначаемое на должность главы местной администрации по контракту, заключаемому по результатам конкурса на замещение указанной должности.
3. Уставы муниципальных образований подлежат приведению в соответствие со статьей 7 настоящего Закона в течение трех месяцев со дня вступления в силу настоящего Закона.
Статья 27. Признание утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Республики Марий Эл в связи с принятием настоящего Закона
Со дня вступления в силу настоящего Закона признать утратившими силу:
Закон Республики Марий Эл от 4 марта 2005 года N 3-З "О регулировании отдельных отношений, связанных с осуществлением местного самоуправления в Республике Марий Эл" (Собрание законодательства Республики Марий Эл, 2005, N 4, ст. 150);
статью 4 Закона Республики Марий Эл от 1 марта 2006 года N 5-З "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Республики Марий Эл в области местного самоуправления" (Собрание законодательства Республики Марий Эл, 2006, N 4 (часть I), ст. 136);
статью 7 Закона Республики Марий Эл от 5 октября 2006 года N 54-З "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Республики Марий Эл" (Собрание законодательства Республики Марий Эл, 2006, N 11, ст. 409);
статью 5 Закона Республики Марий Эл от 30 ноября 2006 года N 67-З "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Республики Марий Эл" (Собрание законодательства Республики Марий Эл, 2006, N 12 (часть I), ст. 443);
статью 3 Закона Республики Марий Эл от 28 февраля 2007 года N 6-З "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Республики Марий Эл" (Собрание законодательства Республики Марий Эл, 2007, N 3, ст. 121);
статью 5 Закона Республики Марий Эл от 31 октября 2007 года N 61-З "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Республики Марий Эл" (Собрание законодательства Республики Марий Эл, 2007, N 11 (часть I), ст. 505);
статью 6 Закона Республики Марий Эл от 6 марта 2008 года N 4-З "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Республики Марий Эл" (Собрание законодательства Республики Марий Эл, 2008, N 4 (часть I), ст. 192);
статью 6 Закона Республики Марий Эл от 17 октября 2008 года N 46-З "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Республики Марий Эл" (Собрание законодательства Республики Марий Эл, 2008, N 11, ст. 526);
статью 8 Закона Республики Марий Эл от 16 марта 2009 года N 3-З "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Республики Марий Эл" (Собрание законодательства Республики Марий Эл, 2009, N 4 (часть I), ст. 134);
статью 1 Закона Республики Марий Эл от 27 апреля 2009 года N 18-З "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Республики Марий Эл, связанные с осуществлением местного самоуправления" (Собрание законодательства Республики Марий Эл, 2009, N 5, ст. 213);
статью 3 Закона Республики Марий Эл от 14 июля 2009 года N 36-З "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Республики Марий Эл по вопросам собственности, местного самоуправления и муниципальной службы" (Собрание законодательства Республики Марий Эл, 2009, N 8, ст. 341);
статью 2 Закона Республики Марий Эл от 2 марта 2010 года N 4-З "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Республики Марий Эл" (Собрание законодательства Республики Марий Эл, 2010, N 4, ст. 159);
статью 5 Закона Республики Марий Эл от 3 августа 2010 года N 32-З "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Республики Марий Эл" (Собрание законодательства Республики Марий Эл, 2010, N 9 (часть I), ст. 428);
статью 3 Закона Республики Марий Эл от 13 декабря 2010 года N 60-З "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Республики Марий Эл" (Собрание законодательства Республики Марий Эл, 2011, N 1 (часть I), ст. 3);
статью 2 Закона Республики Марий Эл от 10 мая 2011 года N 21-З "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Республики Марий Эл, связанные с осуществлением местного самоуправления" (Собрание законодательства Республики Марий Эл, 2011, N 6, ст. 305);
статью 16 Закона Республики Марий Эл от 8 июня 2011 года N 27-З "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Республики Марий Эл в связи с переименованием должности высшего должностного лица Республики Марий Эл" (Собрание законодательства Республики Марий Эл, 2011, N 7, ст. 349);
статью 2 Закона Республики Марий Эл от 28 июля 2011 года N 31-З "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Республики Марий Эл" (Собрание законодательства Республики Марий Эл, 2011, N 8, ст. 389);
статью 1 Закона Республики Марий Эл от 19 декабря 2011 года N 72-З "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Республики Марий Эл по вопросам местного самоуправления" (Собрание законодательства Республики Марий Эл, 2012, N 1 (часть I), ст. 2);
статью 2 Закона Республики Марий Эл от 21 марта 2012 года N 3-З "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Республики Марий Эл по вопросам местного самоуправления" (портал "Марий Эл официальная" (portal.mari.ru/pravo), 21 марта 2012 г., N 21032012010003);
статью 1 Закона Республики Марий Эл от 28 мая 2012 года N 22-З "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Республики Марий Эл по вопросам местного самоуправления" (портал "Марий Эл официальная" (portal.mari.ru/pravo), 30 мая 2012 г., N 28052012010022);
Закон Республики Марий Эл от 30 декабря 2013 года N 65-З "О внесении изменения в Закон Республики Марий Эл "О регулировании отдельных отношений, связанных с осуществлением местного самоуправления в Республике Марий Эл" (портал "Марий Эл официальная" (portal.mari.ru/pravo), 30 декабря 2013 г., N 30122013010065);
статью 7 Закона Республики Марий Эл от 24 февраля 2014 года N 7-З "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Республики Марий Эл" (портал "Марий Эл официальная" (portal.mari.ru/pravo), 25 февраля 2014 г., N 24022014010007);
Закон Республики Марий Эл от 31 октября 2014 года N 46-З "О внесении изменений в Закон Республики Марий Эл "О регулировании отдельных отношений, связанных с осуществлением местного самоуправления в Республике Марий Эл" (портал "Марий Эл официальная" (portal.mari.ru/pravo), 31 октября 2014 г., N 31102014010046);
статью 9 Закона Республики Марий Эл от 29 декабря 2014 года N 69-З "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Республики Марий Эл в области социальной защиты граждан" (портал "Марий Эл официальная" (portal.mari.ru/pravo), 29 декабря 2014 г., N 29122014010069);
статью 1 Закона Республики Марий Эл от 2 марта 2015 года N 7-З "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Республики Марий Эл в области местного самоуправления" (портал "Марий Эл официальная" (portal.mari.ru/pravo), 2 марта 2015 г., N 02032015010007);
статью 2 Закона Республики Марий Эл от 17 июня 2015 года N 28-З "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Республики Марий Эл в области местного самоуправления" (портал "Марий Эл официальная" (portal.mari.ru/pravo), 17 июня 2015 г., N 17062015010028);
статью 3 Закона Республики Марий Эл от 25 сентября 2015 года N 35-З "Об изменении, признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Республики Марий Эл в области налоговых правоотношений и местного самоуправления и приостановлении действия отдельных положений Закона Республики Марий Эл "О бюджетных правоотношениях в Республике Марий Эл" (портал "Марий Эл официальная" (portal.mari.ru/pravo), 25 сентября 2015 г., N 25092015010035);
статью 1 Закона Республики Марий Эл от 30 декабря 2015 года N 61-З "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Республики Марий Эл в области местного самоуправления" (портал "Марий Эл официальная" (portal.mari.ru/pravo), 31 декабря 2015 г., N 30122015010061);
Закон Республики Марий Эл от 25 апреля 2016 года N 13-З "О внесении изменений в Закон Республики Марий Эл "О регулировании отдельных отношений, связанных с осуществлением местного самоуправления в Республике Марий Эл" (портал "Марий Эл официальная" (portal.mari.ru/pravo), 26 апреля 2016 г., N 25042016010013);
статью 2 Закона Республики Марий Эл от 7 марта 2017 года N 4-З "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Республики Марий Эл в области административных правонарушений и местного самоуправления" (портал "Марий Эл официальная" (portal.mari.ru/pravo), 7 марта 2017 г., N 07032017010004);
статью 5 Закона Республики Марий Эл от 4 августа 2017 года N 31-З "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Республики Марий Эл в целях совершенствования государственной политики в области противодействия коррупции" (портал "Марий Эл официальная" (portal.mari.ru/pravo), 4 августа 2017 г., N 04082017010031);
Закон Республики Марий Эл от 26 октября 2017 года N 51-З "О внесении изменений в Закон Республики Марий Эл "О регулировании отдельных отношений, связанных с осуществлением местного самоуправления в Республике Марий Эл" (портал "Марий Эл официальная" (portal.mari.ru/pravo), 27 октября 2017 г., N 26102017010051);
статью 3 Закона Республики Марий Эл от 26 декабря 2017 года N 65-З "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Республики Марий Эл" (портал "Марий Эл официальная" (portal.mari.ru/pravo), 27 декабря 2017 г., N 26122017010065);
статью 2 Закона Республики Марий Эл от 27 февраля 2018 года N 6-З "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Республики Марий Эл" (портал "Марий Эл официальная" (portal.mari.ru/pravo), 27 февраля 2018 г., N 27022018010006);
Закон Республики Марий Эл от 8 мая 2018 года N 16-З "О внесении изменения в статью 16 Закона Республики Марий Эл "О регулировании отдельных отношений, связанных с осуществлением местного самоуправления в Республике Марий Эл" (портал "Марий Эл официальная" (portal.mari.ru/pravo), 8 мая 2018 г., N 08052018010016);
Закон Республики Марий Эл от 25 июня 2018 года N 27-З "О внесении изменения в Закон Республики Марий Эл "О регулировании отдельных отношений, связанных с осуществлением местного самоуправления в Республике Марий Эл" (портал "Марий Эл официальная" (portal.mari.ru/pravo), 25 июня 2018 г., N 25062018010027);
статью 2 Закона Республики Марий Эл от 25 сентября 2018 года N 34-З "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Республики Марий Эл в области местного самоуправления" (портал "Марий Эл официальная" (portal.mari.ru/pravo), 25 сентября 2018 г., N 25092018010034);
статью 1 Закона Республики Марий Эл от 3 августа 2020 года N 15-З "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Республики Марий Эл в области противодействия коррупции" (портал "Марий Эл официальная" (portal.mari.ru/pravo), 3 августа 2020 г., N 03082020010015);
Закон Республики Марий Эл от 3 августа 2020 года N 21-З "О внесении изменения в Закон Республики Марий Эл "О регулировании отдельных отношений, связанных с осуществлением местного самоуправления в Республике Марий Эл" (портал "Марий Эл официальная" (portal.mari.ru/pravo), 3 августа 2020 г., N 03082020010021);
статью 2 Закона Республики Марий Эл от 2 ноября 2020 года N 44-З "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Республики Марий Эл" (портал "Марий Эл официальная" (portal.mari.ru/pravo), 2 ноября 2020 г., N 02112020010044);
статью 1 Закона Республики Марий Эл от 1 марта 2021 года N 4-З "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Республики Марий Эл" (портал "Марий Эл официальная" (portal.mari.ru/pravo), 1 марта 2021 г., N 01032021010004);
Закон Республики Марий Эл от 5 мая 2021 года N 17-З "О внесении изменения в статью 27 Закона Республики Марий Эл "О регулировании отдельных отношений, связанных с осуществлением местного самоуправления в Республике Марий Эл" (портал "Марий Эл официальная" (portal.mari.ru/pravo), 5 мая 2021 г., N 05052021010017);
статью 2 Закона Республики Марий Эл от 24 мая 2022 года N 15-З "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Республики Марий Эл и приостановлении действия отдельных положений Закона Республики Марий Эл "О бюджетных правоотношениях в Республике Марий Эл" (портал "Марий Эл официальная" (portal.mari.ru/pravo), 24 мая 2022 г., N 24052022010015);
статью 3 Закона Республики Марий Эл от 19 октября 2023 года N 35-З "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Республики Марий Эл" (портал "Марий Эл официальная" (mari-el.gov.ru/other/pravo), 19 октября 2023 г., N 19102023010035);
статью 1 Закона Республики Марий Эл от 4 декабря 2023 года N 55-З "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Республики Марий Эл" (портал "Марий Эл официальная" (mari-el.gov.ru/other/pravo), 4 декабря 2023 г., N 04122023010055);
Закон Республики Марий Эл от 22 декабря 2023 года N 63-З "О внесении изменений в Закон Республики Марий Эл "О регулировании отдельных отношений, связанных с осуществлением местного самоуправления в Республике Марий Эл" (портал "Марий Эл официальная" (mari-el.gov.ru/other/pravo), 22 декабря 2023 г., N 22122023010063);
статью 4 Закона Республики Марий Эл от 5 марта 2024 года N 10-З "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Республики Марий Эл" (портал "Марий Эл официальная" (mari-el.gov.ru/other/pravo), 5 марта 2024 г., N 05032024010010);
статью 1 Закона Республики Марий Эл от 5 декабря 2024 года N 63-З "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Республики Марий Эл" (портал "Марий Эл официальная" (mari-el.gov.ru/other/pravo), 5 декабря 2024 г., N 05122024010063).
Статья 28. Вступление в силу настоящего Закона
1. Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования, за исключением статьи 14 настоящего Закона.
Статья 14 настоящего Закона вступает в силу с 1 января 2027 года.
2. Со дня вступления в силу настоящего Закона и до истечения срока полномочий представительного органа муниципального образования, избранного до дня вступления в силу настоящего Закона, устанавливается переходный период и осуществляется урегулирование вопросов, связанных с установлением территориальной организации местного самоуправления в Республике Марий Эл с осуществлением местного самоуправления в видах муниципальных образований, указанных в части 1 статьи 4 настоящего Закона.
В случае досрочного прекращения полномочий представительного органа муниципального образования, избранного до 1 января 2027 года:
положения части 2 статьи 26 настоящего Закона не применяются;
избрание главы муниципального образования осуществляется в порядке, предусмотренном частью 2 статьи 7 настоящего Закона.
3. Установить, что в переходный период до истечения срока полномочий или досрочного прекращения полномочий представительного органа муниципального образования до формирования органов местного самоуправления вновь образованных муниципальных образований:
к городским и сельским поселениям, муниципальным районам в Республике Марий Эл применяются нормы, установленные настоящим Законом в отношении городских (муниципальных) округов;
исполнение порядка, установленного в приложении 1 к настоящему Закону, осуществляется главой администрации соответствующего городского округа, муниципального района в Республике Марий Эл. В указанном случае заключение Министерства финансов Республики Марий Эл направляется главе администрации соответствующего городского округа, муниципального района в Республике Марий Эл.
4. Установление настоящим Законом территориальной организации местного самоуправления в Республике Марий Эл с осуществлением местного самоуправления в видах муниципальных образований, указанных в части 1 статьи 4 настоящего Закона, не влечет за собой изменения статуса населенных пунктов, входящих в их состав, а также изменения или прекращения предоставления мер социальной поддержки, установленных действующим законодательством для отдельных категорий граждан, проживающих и работающих в городских и сельских населенных пунктах.
5. В соответствии с частью 29 статьи 89 Федерального закона в переходный период объединение всех поселений, входящих в состав муниципального района, и образование на их территории муниципального округа осуществляется законами Республики Марий Эл.
6. Законы и иные нормативные правовые акты Республики Марий Эл подлежат приведению в соответствие с настоящим Законом не позднее 1 января 2027 года. До их приведения в соответствие с настоящим Законом они применяются к соответствующим отношениям в части, не противоречащей настоящему Закону.
Глава | Ю. Зайцев |
г. Йошкар-Ола
6 ноября 2025 года
N 38-З
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
к Закону Республики Марий Эл
"Об отдельных вопросах организации
местного самоуправления
в Республике Марий Эл в единой
системе публичной власти"
от 6 ноября 2025 года N 38-З
Порядок
участия Министерства финансов Республики Марий Эл в проведении проверки соответствия кандидатов на замещение должности руководителя финансового органа городского округа или муниципального округа квалификационным требованиям
1. Министерство финансов Республики Марий Эл участвует в проведении проверки соответствия кандидатов на замещение должности руководителя финансового органа городского округа или муниципального округа (далее - кандидат) квалификационным требованиям, установленным уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (далее - квалификационные требования), на основании обращения главы городского округа или муниципального округа (далее - глава муниципального образования).
2. К обращению главы муниципального образования прилагаются следующие документы кандидата:
копии документов об образовании и о квалификации, подтверждающих наличие у кандидата высшего образования не ниже уровня специалитета, магистратуры, об ученой степени (при наличии) и ученом звании (при наличии), заверенные кадровой службой по месту работы;
заверенные копия трудовой книжки (при наличии) или сведения о трудовой деятельности;
письменное согласие кандидата на обработку персональных данных по форме, определяемой Министерством финансов Республики Марий Эл.
3. Проверку соответствия кандидата квалификационным требованиям осуществляет квалификационная комиссия, создаваемая в Министерстве финансов Республики Марий Эл (далее - комиссия). Положение о комиссии и ее состав утверждаются Министерством финансов Республики Марий Эл.
4. Соответствие кандидата квалификационным требованиям определяется путем проведения комиссией:
проверки документов, представленных в соответствии с пунктом 2 настоящего Порядка;
тестирования в целях подтверждения наличия у кандидата знаний, предусмотренных квалификационными требованиями, в соответствии с перечнем вопросов, определенным Министерством финансов Республики Марий Эл;
собеседования по оценке профессиональных качеств и компетентности кандидата.
5. По результатам проверки документов, предусмотренных пунктом 2 настоящего Порядка, а также тестирования и собеседования, предусмотренных пунктом 4 настоящего Порядка, комиссия принимает одно из следующих решений:
о соответствии кандидата квалификационным требованиям;
о несоответствии кандидата квалификационным требованиям.
6. На основании решения комиссии Министерством финансов Республики Марий Эл оформляется заключение по форме согласно приложению к настоящему Порядку (далее - заключение). Заключение подписывается министром финансов Республики Марий Эл.
7. Срок проведения проверки соответствия кандидата квалификационным требованиям, оформления и подписания заключения не может превышать тридцати рабочих дней со дня поступления обращения главы муниципального образования в Министерство финансов Республики Марий Эл.
8. Заключение не позднее трех календарных дней со дня его подписания направляется главе муниципального образования, направившему обращение.
Приложение
к Порядку участия Министерства финансов
Республики Марий Эл в проведении проверки
соответствия кандидатов на замещение
должности руководителя финансового органа
городского округа или муниципального округа
квалификационным требованиям
ЗАКЛЮЧЕНИЕ N ____
о результатах проверки соответствия кандидата на замещение должности руководителя финансового органа городского округа или муниципального округа квалификационным требованиям
_____________________________ "__" _______________ г.
(место составления)
В соответствии с Законом Республики Марий Эл от 6 ноября 2025 года
N 38-З "Об отдельных вопросах организации местного самоуправления в
Республике Марий Эл в единой системе публичной власти" Министерством
финансов Республики Марий Эл рассмотрено обращение главы ________________
_________________________________________________________________________
(наименование муниципального образования)
о проведении проверки соответствия кандидата ____________________________
(фамилия,
_________________________________________________________________________
имя, отчество (при наличии)
квалификационным требованиям на замещение должности руководителя
финансового органа _____________________________________________________.
(наименование муниципального образования)
На основании решения квалификационной комиссии Министерства
финансов Республики Марий Эл кандидат ___________________________________
(фамилия,
________________________________________________________________________,
имя, отчество (при наличии)
претендующий на замещение должности руководителя финансового органа
________________________________________________________________________,
(наименование муниципального образования)
соответствует/не соответствует квалификационным требованиям на замещение
должности руководителя финансового органа _______________________________
________________________________________________________________________.
(наименование муниципального образования)
Министр финансов
Республики Марий Эл И.О. Фамилия
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
к Закону Республики Марий Эл
"Об отдельных вопросах организации
местного самоуправления
в Республике Марий Эл в единой
системе публичной власти"
от 6 ноября 2025 года N 38-З
Главе Республики Марий Эл от __________________________________ (фамилия, имя, отчество (при наличии) _____________________________________ (наименование замещаемой _____________________________________ муниципальной должности) |
УВЕДОМЛЕНИЕ
о намерении участвовать на безвозмездной основе в управлении некоммерческой организацией
В соответствии с частью 4 статьи 28 Федерального закона от 20 марта
2025 года N 33-ФЗ "Об общих принципах организации местного
самоуправления в единой системе публичной власти", частью 3.5 статьи
12.1 Федерального закона от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О
противодействии коррупции" и частью 2 статьи 13 Закона Республики Марий
Эл от 6 ноября 2025 года N 38-З "Об отдельных вопросах организации
местного самоуправления в Республике Марий Эл в единой системе публичной
власти" уведомляю, что намерен с "____" ____________________ 20____ г. по
(дата начала участия в управлении)
"______" ___________________ 20___ г. участвовать на безвозмездной основе
(дата окончания участия в управлении,
если участие бессрочное - ставится прочерк)
в управлении некоммерческой организацией: _______________________________
(полное наименование
________________________________________________________________________,
некоммерческой организации (без сокращений), местонахождение и адрес
некоммерческой организации)
ИНН некоммерческой организации: ________________________________________,
сфера деятельности некоммерческой организации: _________________________,
(основной вид деятельности)
в качестве ______________________________________________________________
(наименование единоличного исполнительного органа некоммерческой
_________________________________________________________________________
организации или наименование коллегиального органа управления
_________________________________________________________________________
некоммерческой организации, в качестве которого или в качестве члена
_________________________________________________________________________
которого лицо, указанное в части 1 статьи 13 Закона Республики Марий Эл
_________________________________________________________________________
от 6 ноября 2025 года N 38-З "Об отдельных вопросах организации местного
_________________________________________________________________________
самоуправления в Республике Марий Эл в единой системе публичной власти",
________________________________________________________________________.
намерено участвовать в управлении некоммерческой организацией
на безвозмездной основе)
При участии на безвозмездной основе в управлении некоммерческой
организацией на меня будут возложены следующие функции: _________________
________________________________________________________________________.
Участие в управлении некоммерческой организацией не повлечет за
собой возникновения конфликта интересов или возможности возникновения
конфликта интересов при исполнении полномочий по замещаемой должности.
Приложение: копия учредительного документа некоммерческой
организации на ___ л. в ___ экз.
"__" __________ 20__ г. _______________ _____________________________
(дата) (подпись) (расшифровка подписи)
________________________________________ _________ ______________________
(должность лица, принявшего уведомление) (подпись) (расшифровка подписи)
Регистрационный номер: _____________________
Дата регистрации уведомления: "__" __________ 20__ г.
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
к Закону Республики Марий Эл
"Об отдельных вопросах организации
местного самоуправления
в Республике Марий Эл в единой
системе публичной власти"
от 6 ноября 2025 года N 38-З
Главе Республики Марий Эл от __________________________________ (фамилия, имя, отчество (при наличии) _____________________________________ (наименование замещаемой _____________________________________ муниципальной должности) |
УВЕДОМЛЕНИЕ
об участии на безвозмездной основе в управлении некоммерческой организацией
В соответствии с частью 4 статьи 28 Федерального закона от 20 марта
2025 года N 33-ФЗ "Об общих принципах организации местного
самоуправления в единой системе публичной власти", частью 3.5 статьи
12.1 Федерального закона от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О
противодействии коррупции" и частью 3 статьи 13 Закона Республики Марий
Эл от 6 ноября 2025 года N 38-З "Об отдельных вопросах организации
местного самоуправления в Республике Марий Эл в единой системе
публичной власти" уведомляю, что с "___" ____________________ 20___ г. по
(дата начала участия в управлении)
"______" ______________________ 20___ г. участвую на безвозмездной основе
(дата окончания участия в управлении,
если участие бессрочное - ставится прочерк)
в управлении некоммерческой организацией: _______________________________
(полное наименование
________________________________________________________________________,
некоммерческой организации (без сокращений), местонахождение и адрес
некоммерческой организации)
ИНН некоммерческой организации: ________________________________________,
сфера деятельности некоммерческой организации: _________________________,
(основной вид деятельности)
в качестве ______________________________________________________________
(наименование единоличного исполнительного органа некоммерческой
_________________________________________________________________________
организации или наименование коллегиального органа управления
_________________________________________________________________________
некоммерческой организации, в качестве которого или в качестве члена
_________________________________________________________________________
которого лицо, указанное в части 1 статьи 13 Закона Республики Марий Эл
_________________________________________________________________________
от 6 ноября 2025 года N 38-З "Об отдельных вопросах организации местного
_________________________________________________________________________
самоуправления в Республике Марий Эл в единой системе публичной власти",
________________________________________________________________________.
участвует в управлении некоммерческой организацией
на безвозмездной основе)
При участии на безвозмездной основе в управлении некоммерческой
организацией на меня возложены следующие функции: _______________________
________________________________________________________________________.
Участие в управлении некоммерческой организацией не повлечет за
собой возникновения конфликта интересов или возможности возникновения
конфликта интересов при исполнении полномочий по замещаемой должности.
Приложение: копия учредительного документа некоммерческой
организации на ___ л. в ___ экз.
"__" __________ 20__ г. _______________ _____________________________
(дата) (подпись) (расшифровка подписи)
________________________________________ _________ ______________________
(должность лица, принявшего уведомление) (подпись) (расшифровка подписи)
Регистрационный номер: _____________________
Дата регистрации уведомления: "__" __________ 20__ г.
ПРИЛОЖЕНИЕ 4
к Закону Республики Марий Эл
"Об отдельных вопросах организации
местного самоуправления
в Республике Марий Эл в единой
системе публичной власти"
от 6 ноября 2025 года N 38-З
Председателю _____________________________________ (наименование контрольно-счетного органа _____________________________________ муниципального образования) |
УВЕДОМЛЕНИЕ
об опечатывании касс, кассовых и служебных помещений, складов и архивов, изъятии документов и материалов
_____________________________ "__" _______________ г.
(место составления)
В соответствии со статьей 14 Федерального закона от 7 февраля 2011
года N 6-ФЗ "Об общих принципах организации и деятельности
контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и
муниципальных образований" мною, ________________________________________
(должность, фамилия, инициалы
________________________________________________________________________,
должностного лица контрольно-счетного органа)
в рамках проводимого контрольного мероприятия ___________________________
_________________________________________________________________________
(наименование контрольного мероприятия)
В _______________________________________________________________________
(наименование проверяемого субъекта)
произведено ____________________________________________________________,
(наименование действия)
о чем составлен акт от "__" __________ 20__ г.
Вышеуказанные действия осуществлены с участием уполномоченных
должностных лиц проверяемого субъекта:
1. _________________________________________________________________
(должность, фамилия и инициалы)
2. _________________________________________________________________
(должность, фамилия и инициалы)
Копия акта на _____ листах прилагается.
_____________________ _________________ _____________________________
(должность) (подпись) (фамилия и инициалы)
Обзор документа
Об организации местного самоуправления в Республике Марий Эл.
Закон закрепляет переход Марий Эл на одноуровневую систему местного самоуправления и новый порядок избрания главы МО, который будет возглавлять местную администрацию. Так, теперь кандидаты на эту должность предварительно будут рассмотрены Главой Республики Марий Эл, а затем представлены в представительный орган муниципального образования, который и примет окончательное решение.
Установлен переходный период, в течение которого ранее избранные представительные органы сельских и городских поселений, муниципальных районов будут осуществлять свои полномочия до истечения установленного для них срока.
Закон вступает в силу со дня официального опубликования, за исключением некоторых положений, для которых установлены иные сроки.