Новости и аналитика Горячие документы Региональные Костромская область Постановление администрации Костромской области от 6 ноября 2025 г. N 445-а "О прогнозе социально-экономического развития Костромской области на период до 2040 года"

Обзор документа

15 ноября 2025

gerb

Администрация Костромской области


Постановление администрации Костромской области от 6 ноября 2025 г. N 445-а "О прогнозе социально-экономического развития Костромской области на период до 2040 года"

Постановление администрации Костромской области от 6 ноября 2025 г. N 445-а
"О прогнозе социально-экономического развития Костромской области на период до 2040 года"


В соответствии со статьей 173 Бюджетного кодекса Российской Федерации, постановлением администрации Костромской области от 22 сентября 2015 года N 318-а "О порядке разработки, корректировки, осуществления мониторинга и контроля реализации прогноза социально-экономического развития Костромской области на долгосрочный период" администрация Костромской области

постановляет:

1. Утвердить прилагаемый прогноз социально-экономического развития Костромской области на период до 2040 года.

2. Признать утратившим силу постановление администрации Костромской области от 14 декабря 2020 года N 559-а "О прогнозе социально-экономического развития Костромской области на период до 2035 года".

3. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя губернатора Костромской области, координирующего работу по вопросам реализации государственной и выработке региональной политики в сферах развития экономики и торговли, инвестиционной деятельности, промышленности.

4. Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.


Губернатор области

С. Ситников


Приложение
Утвержден
постановлением администрации
Костромской области
от 6 ноября 2025 г. N 445-а


Прогноз
социально-экономического развития Костромской области на период до 2040 года


Прогноз социально-экономического развития Костромской области на период до 2040 года (далее - Прогноз) разработан в соответствии с пунктом 7 статьи 173 Бюджетного кодекса Российской Федерации, постановлением администрации Костромской области от 22 сентября 2015 года N 318-а "О порядке разработки, корректировки, осуществления мониторинга и контроля реализации прогноза социально-экономического развития Костромской области на долгосрочный период", прогнозом социально-экономического развития Костромской области на 2026 год и плановый период 2027 - 2028 годов.


Раздел I. Оценка достигнутого уровня социально-экономического развития Костромской области


Доля Костромской области в общероссийском объеме валового регионального продукта (далее - ВРП) составляет 0,2%.

С 2020 года объем ВРП Костромской области в сопоставимых ценах увеличился с 204,1 млрд. рублей до 316,0 млрд. рублей (+54,8%) (2023 год - 2-я оценка Росстата).

Развитие Костромской области происходило неравномерно. Влияние пандемии Covid-19, введение санкционных ограничений в отношении Российской Федерации губительно отразились на экономике региона.

По итогам 2020 года ВРП сократился на 3,7%) в сопоставимых ценах к уровню 2019 года, по итогам 2022 года спад экономики составил 1,7%. В 2023 году позитивная динамика ВРП (прирост на 5,8% в сопоставимых ценах к предыдущему году) обеспечила области 12 место по темпам роста ВРП среди регионов ЦФО, 39 место в целом по России. По оценке, объем ВРП за 2024 год составил 343,7 млрд. рублей, что на 0,5% ниже уровня предыдущего года в сопоставимых ценах. Замедление экономики связано с высоким уровнем инфляции (109,5%), снижением инвестиционной активности на 14,6%.

За период 2020 - 2024 годов в структуре производства ВРП изменений не произошло.

Невысокий уровень экономического развития региона объясняется структурой экономики:

высокая доля сельского и лесного хозяйства - 7,3% (в среднем по Российской Федерации - 3,7%, в ЦФО - 2,6%);

низкая доля оптовой и розничной торговли - 10,6% ВРП (в среднем по Российской Федерации - 14,2%, в ЦФО - 17,9%) и рыночных и нерыночных услуг (доля по операциям с недвижимым имуществом, аренде и предоставлению услуг - 11,1% ВРП (в среднем по Российской Федерации - 10,7%, в ЦФО - 13,3%));

в связи с низкой плотностью населения и обширной территорией высокая доля сфер государственного управления и обеспечения военной безопасности, социального страхования, здравоохранения и образования 17,3%) (в среднем по Российской Федерации - 11,1%, в ЦФО - 10,2%).

Промышленность занимает доминирующие позиции в экономике Костромской области (формирует 32,6% ВРП), поэтому темпы развития промышленности являются определяющими для темпов развития экономики региона в целом.

В 2023 году объем промышленного производства в сопоставимых ценах увеличился на 8,6% к уровню 2022 года в основном за счет роста производства продукции деревообработки и ювелирных изделий.

В 2024 году тенденция роста продолжилась - объем промышленного производства в сопоставимых ценах увеличился на 2,4% к уровню 2023 года в основном за счет роста производства продукции деревообработки и автотранспортных средств.

Отличительной особенностью отраслевой структуры промышленности региона является высокий удельный вес ювелирного производства, деревообработки, электроэнергетики.

Костромская область сохраняет лидирующие позиции в производстве (от общего объема по Российской Федерации): отдельных видов ювелирных изделий - порядка 60%, автокранов - 19%, фанеры - 11%, древесно-волокнистых плит - 6%, древесно-стружечных плит - 6%>, стальных труб - 5%.

В области реализуется план по импортозамещению, предусматривающий меры по снижению импортозависимости регионального промышленного производства и развитию экспортного потенциала.

За период с 2022 по 2024 годы в экономику региона инвестировано более 130 млрд. рублей. Основной объем инвестиций по итогам 2024 года приходится на обеспечение электрической энергией, газом и паром, кондиционирование воздуха, транспортировку и хранение, обрабатывающие производства, деятельность в области информации и связи, образование, деятельность в области здравоохранения.

В 2024 году объем инвестиций в основной капитал составил 44,4 млрд. рублей, что в сопоставимой оценке на 14,6% меньше уровня 2023 года.

В 2022 - 2024 годах в регионе введено в эксплуатацию более 1,0 млн. кв. м общей площади жилья. В результате обеспеченность населения жилыми помещениями возросла с 32,9 кв. м на 1 жителя в 2022 году до 34,6 кв. м в 2024 году при среднероссийском показателе 29,4 кв. м, по ЦФО - 30,4 кв. м.

Устойчиво развивается производство в агропромышленном комплексе. Объем производства продукции сельского хозяйства в хозяйствах всех категорий в 2022 - 2024 годы ежегодно увеличивался к уровню предыдущего года и в 2024 году достиг прироста 8,1% к уровню 2022 года в сопоставимых ценах, в том числе в сельскохозяйственных организациях - на 7,8%), в хозяйствах населения - на 9,8%), в крестьянских (фермерских) хозяйствах - на 3,2%.

Рост производства сельскохозяйственной продукции сельскохозяйственными организациями привел к увеличению их доли в сельскохозяйственном производстве региона с 63,1% в 2022 году до 64,6% в 2024 году при сокращении доли хозяйств населения с 32,0% в 2022 году до 31,0%) в 2024 году и доли крестьянских (фермерских) хозяйств с 4,9% до 4,4%о за тот же период. Отрицательная динамика сельскохозяйственного производства в хозяйствах населения связана со старением сельского населения и процессом урбанизации.

За период 2022 - 2024 годов прирост розничного товарооборота составил 2,8%. В структуре розничной торговли по итогам 2024 года доля продовольственных товаров составила 48,8%), непродовольственных товаров - 51,2%о.

Среднемесячная заработная плата работников организаций области в 2024 году выросла по сравнению с 2022 годом на 41,4% и составила 56 898 рублей. В социальной сфере рост заработной платы обусловлен исполнением целевых показателей повышения оплаты труда отдельным категориям работников бюджетной сферы в соответствии с "майскими" указами Президента Российской Федерации. За период с 2022 по 2024 годы средняя заработная плата в сферах образования, здравоохранения и культуры увеличилась в 1,4 раза. В реальном секторе экономики за указанный период рост заработной платы в обрабатывающих производствах увеличился в 1,6 раза, транспорте - в 1,5 раза, строительстве - в 1,4 раза.


Раздел II. Определение вариантов внутренних условий и характеристик социально-экономического развития Костромской области


Показатели Прогноза разработаны в двух вариантах, отражающих возможные условия социально-экономического развития области, и приведены в приложении N 1 к настоящему Прогнозу.

Консервативный вариант долгосрочного прогноза учитывает сохранение инерционных трендов, сложившихся в предыдущие годы.

Характеризуется достаточно низкими темпами социально-экономического развития Костромской области, сохранением достигнутого уровня жизни населения. Также для данного варианта характерна высокая зависимость от межбюджетных трансфертов.

Основные параметры консервативного варианта:

сдержанный рост производства продукции и услуг во всех отраслях экономики;

сохранение существующей структуры экономики с высокой долей отраслей, ориентированных на экспорт продукции, а также энергетики;

недостаточное развитие инновационного потенциала трудовых ресурсов, недостаток технологий и ограниченные возможности их применения;

отставание в развитии технологичных и высокотехнологичных видов производств, отраслей, ориентированных на выпуск конечной продукции с высокой добавленной стоимостью;

сокращение численности населения за счет усугубления негативных диспропорций в демографической сфере;

низкая инвестиционная активность субъектов предпринимательства. Базовый вариант долгосрочного прогноза предусматривает опережающее развитие Костромской области за счет структурных преобразований региональной экономики, связанных с внедрением новых производственных технологий в промышленности, строительстве, сельском хозяйстве и лесном хозяйстве. Предполагается повышение экономической эффективности за счет технического перевооружения и модернизации предприятий в традиционных и связанных с ними отраслях. Основные параметры базового варианта:

ускорение темпов развития экономики за счет реализации имеющихся и потенциальных преимуществ, благоприятного инвестиционного климата;

поддержание устойчивой динамики промышленного роста, сохранение потенциала агропромышленного и лесопромышленного комплексов;

опережающий рост технологичных и высокотехнологичных отраслей, ориентированных на выпуск продукции с высокой добавленной стоимостью;

развитие производств конкурентоспособной продукции с высокой добавленной стоимостью;

формирование новых конкурентоспособных видов бизнеса;

существенное улучшение инвестиционного климата;

повышение качества инженерной, транспортной и социальной инфраструктуры.

В долгосрочном прогнозе развитие экономики региона условно разделено на 3 этапа.

Первый период (2026 - 2030 годы) можно рассматривать как период стабилизации экономики региона. Стабильные темпы роста обеспечиваются преимущественно за счет повышения производительности труда, совершенствования делового климата, развития базовых отраслей экономики (деревообработки, металлургии, машиностроения).

Второй период (2031 - 2035 годы) характеризуется эффектом от ускорения роста высокотехнологичных и наукоемких секторов экономики, формированием новых производственных комплексов, реализацией национальных проектов, направленных на достижение новых стандартов качества жизни населения.

Третий период (2036 - 2040 годы) можно рассматривать как период развития на основе нового качества человеческого капитала, расширения экспортного потенциала, опирающегося на товары и услуги с высокой долей добавленной стоимости, стабильного внутреннего спроса, обеспечения самообеспеченности региона товарами потребительского спроса.


Раздел III. Оценка факторов и ограничений экономического роста Костромской области на период до 2040 года


Оценка социально-экономического развития на долгосрочную перспективу связана с высокими рисками неопределенности, обусловленными меняющейся ситуацией в мировой экономике.

С улучшением внешнеэкономической конъюнктуры произойдет переход от временного ограничения конкуренции в рамках импортозамещения к устойчивому развитию и производству конкурентной продукции в условиях открытого рынка. При этом возрастает роль ускоренной модернизации экономики и развития инноваций как ведущего фактора роста. Результатом должно стать ускорение роста высокотехнологичных и наукоемких секторов экономики, создание новых экспортоориентированных производств.

Конкурентными преимуществами Костромской области являются:

1) выгодное географическое положение.

Территориальная близость к столичной агломерации в совокупности с развитым транспортным сообщением обеспечивает конкурентную привлекательность региона, как для производств массового спроса, так и безопасного размещения производств оборонно-промышленного комплекса и стратегически значимых объектов.

Радиус 1 000 км от Костромы охватывает более 40 млн. человек, 10 мегаполисов, что обеспечивает высокую емкость потенциального рынка сбыта производимой нами продукции.

Прохождение через территорию области магистрального водного пути по реке Волге дает возможность реализовать транзитный потенциал грузовых, туристических и пассажирских потоков. По территории области проходят связывающие Москву с Владивостоком ключевые для страны железнодорожные ветки, а также автомобильный транспортный коридор "Санкт-Петербург - Екатеринбург";

2) богатый природно-ресурсный потенциал Костромской области:

лесистость территории региона составляет 74%, что обуславливает развитие лесопромышленного комплекса в непосредственной близости от центра страны.

Минерально-сырьевая база полезных ископаемых представлена месторождениями строительного и агрохимического сырья. Широкое распространение имеют минеральные подземные воды различного состава и минерализации.

Почвенно-климатические условия позволяют развивать практически все подотрасли агропромышленного комплекса - животноводство, растениеводство (как технические культуры, так и овощеводство, разведение плодово-ягодных культур). Имеются большие площади земли, пригодной для пастбищ и производства животноводческих кормов.

На территории области расположен уникальный для европейской части России экологический природный комплекс. На большей части территории расположены сохранившиеся в естественных условиях леса, что является предпосылкой развития санаторно-курортного бизнеса, природных заповедников и природоохранных зон, звероводческих хозяйств;

3) наличие сложившихся производственных комплексов, имеющих значительный конкурентный потенциал во всероссийском, а по отдельным направлениям - в международном масштабе:

лесопромышленный комплекс;

трубный и металлообрабатывающий комплекс;

машиностроение и химический комплекс;

ювелирное производство;

агропромышленный комплекс и рыбное хозяйство;

4) энергетическая избыточность региона.

Костромская область традиционно входит в топ-10 регионов по уровню энергодостаточности, что позволяет размещать энергоемкие производства. Три четверти произведенной электроэнергии направляется в другие регионы;

5) большая площадь территории при относительно низкой стоимости земельных участков обеспечивает возможность развития многоквартирного и индивидуального жилищного строительства, локализации крупных промышленных и инженерных объектов и сооружений;

6) благоприятный инвестиционный климат, современное инвестиционное законодательство и сопровождение инвестиционных проектов по принципу "одного окна";

7) богатое культурное наследие.

На территории Костромской области расположены памятники археологии, архитектуры, истории и искусства, в том числе имеющие федеральное значение, обеспечивающие значительный туристический потенциал. Город Кострома входит в состав туристского маршрута "Золотое кольцо России".

К основным вызовам социально-экономического развития Костромской области в настоящее время относятся:

сокращение численности населения в трудоспособном возрасте, в том числе вследствие естественной и миграционной убыли;

резкая дифференциация уровня жизни в городах и сельской местности, образование опустевших деревень и неперспективных районов;

низкая производительность труда по сравнению с уровнем развитых стран, обусловленная высоким износом основных фондов, недостаточными темпами технологического перевооружения предприятий, невысоким уровнем внедрения инноваций;

недостаточное развитие перерабатывающей промышленности и продовольственная зависимость от поставок из других регионов;

недостаточная инновационная активность предприятий;

инфраструктурные ограничения (состояние транспортной инфраструктуры, характеризующееся неразвитостью железнодорожного сообщения внутри региона, неудовлетворительным состоянием значительной части автодорожной сети, значительной нагрузкой на действующий автопешеходный мост через р. Волгу в г. Костроме, недостаточно быстрыми темпами газификации региона, а также высокой стоимостью подключения к инженерным сетям и сооружениям для открытия новых производств, в особенности - энергоемких);

низкая конкурентоспособность мер государственной поддержки бизнеса по сравнению с действующими инструментами в других регионах Центрального федерального округа и Российской Федерации.


Раздел IV. Основные направления и показатели социально-экономического развития Костромской области на долгосрочный период


Глава 1. Валовой региональный продукт


В 2040 году с учетом развития основных макроэкономических показателей прогнозируется увеличение ВРП в номинальном выражении в 2,3 - 2,9 раза к факту 2023 года по вариантам прогноза. Номинальный объем ВРП к концу прогнозного периода составит 784,4 млрд. рублей по консервативному и 901,9 млрд. рублей по базовому варианту.

Достижению показателей прогноза будут способствовать:

развитие как традиционных, так и новых секторов экономики;

создание территорий с преференциальными режимами;

расширение государственной поддержки инвестиционной деятельности, развитие государственно-частного партнерства;

реализация мероприятий государственных программ, направленных на развитие реального сектора экономики и социальной сферы.

Рост валовой добавленной стоимости будет обеспечен:

в обрабатывающих производствах за счет стабильной работы крупных предприятий, реализации инвестиционных проектов, направленных на модернизацию существующих и создание новых промышленных производств, государственной поддержки, оказываемой на федеральном и региональном уровнях, реализации программы импортозамещения, освоения выпуска новых видов продукции, расширения рынков сбыта продукции;

в сельскохозяйственном производстве за счет мер, реализуемых в целях импортозамещения, государственной поддержки сельхозтоваропроизводителей, реализации инвестиционных проектов, направленных на модернизацию и создание новых производств;

в строительстве в результате возобновления роста капитальных вложений, необходимых для дальнейшего наращивания производства;

в торговле за счет роста реальных денежных доходов населения, развития современных форматов торговли, в том числе магазинов "шаговой доступности", нестационарных и мобильных торговых объектов, ярмарочной и рыночной торговли, дистанционной торговли, открытия новых сетевых магазинов, развития туриндустрии.


Глава 2. Промышленное производство


В структуре промышленного производства более 80% занимают обрабатывающие производства. В структуре обрабатывающих производств наибольшая доля приходится на ювелирное и деревообрабатывающее производства, а также производство пищевых продуктов и автотранспортных средств.

Проблемы развития обрабатывающих производств в Костромской области:

снижение спроса на выпускаемую продукцию, в том числе вследствие сокращения инвестиционных программ основных потребителей продукции;

высокие процентные ставки по привлечению предприятиями кредитных ресурсов на реализацию инвестиционных проектов;

рост стоимости драгоценных металлов и расходных материалов, колебание цены на металлопрокат;

дешевый китайский импорт продукции по всем направлениям. Проблемы системного характера, препятствующие опережающему росту обрабатывающих производств в Костромской области:

высокий уровень износа основного капитала отрасли, в особенности его активной части, низкий технологический уровень оснащенности производства;

недозагрузка производственных мощностей;

несовершенство организационно-технологической структуры промышленных предприятий;

низкий уровень инвестирования в научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы;

недостаточный уровень инновационной активности предприятий;

низкая производительность труда;

нарастающий дефицит квалифицированных кадров.

Целью развития обрабатывающих производств Костромской области является обеспечение стабильного развития высокотехнологичных производств, характеризующихся высокой степенью переработки и обладающих устойчивым потенциалом динамичного роста.

Основными задачами, направленными на развитие обрабатывающих производств Костромской области, являются:

содействие росту производительности труда на предприятиях базовых несырьевых отраслей экономики;

содействие увеличению объема производства продукции;

содействие модернизации производств;

расширение каналов сбыта продукции;

развитие кадрового потенциала обрабатывающих производств.

Основными мероприятиями, направленными на решение поставленных задач, являются:

содействие эффективному применению предусмотренных законодательством мер государственной поддержки в интересах организаций машиностроительного комплекса Костромской области;

выделение приоритетных инвестиционных проектов предприятий для последующей государственной поддержки со стороны областного бюджета;

содействие техническому перевооружению и модернизации предприятий;

содействие созданию высокопроизводительных рабочих мест (содействие организации новых современных производств, модернизации и техническому перевооружению производственной базы предприятий, обеспечение роста загрузки неэффективно используемых производственных мощностей);

оказание содействия в установлении эффективного взаимодействия предприятий в целях развития внутриобластной и межрегиональной кооперации и специализации, производственного и инновационного потенциала предприятий;

организация работы с проблемными предприятиями, оказание содействия организациям машиностроения в реализации мероприятий по финансово-экономическому оздоровлению;

оказание содействия предприятиям в привлечении инвесторов для реализации инвестиционных проектов по освоению производства инновационной продукции;

оказание содействия предприятиям по включению и продвижению их инвестиционных проектов в федеральные целевые программы;

оказание содействия в консолидации действий предприятий высших, средних профессиональных учебных заведений в сфере непрерывного профессионального образования, развития информационного и кадрового потенциала предприятий;

содействие созданию современной инфраструктурной базы реализации крупных инновационных проектов (инжиниринговые центры, центры компетенций).


Глава 3. Сельское хозяйство


Основными вызовами, ограничивающими развитие агропромышленного комплекса области, в настоящее время являются:

технико-технологическое отставание сельского хозяйства Костромской области из-за недостаточного уровня доходности сельскохозяйственных товаропроизводителей для осуществления модернизации и перехода к инновационному развитию;

зависимость агропромышленного комплекса от импортного семенного материала в растениеводстве, племенной продукции (материала) в животноводстве, ветеринарии, кормопроизводстве, хранении и переработке сельскохозяйственной продукции;

ограниченный доступ сельскохозяйственных товаропроизводителей к рынку в условиях несовершенства его инфраструктуры, возрастающей монополизации торговых сетей, слабого развития кооперации в сфере производства и реализации сельскохозяйственной продукции;

отсутствие необходимых прорывных решений и технологий в агропромышленном комплексе;

медленные темпы социального развития сельских территорий, слабое развитие альтернативных видов деятельности, недостаток квалифицированных кадров - результат низкой общественной оценки сельскохозяйственного труда, недостаточное ресурсное обеспечение на всех уровнях финансирования;

зависимость отрасли от погодных условий и эпидемиологической обстановки в регионе.

Целью развития агропромышленного комплекса Костромской области является повышение конкурентоспособности продукции агропромышленного комплекса и обеспечение продовольственной безопасности.

Приоритетные направления развития агропромышленного комплекса Костромской области: молочное скотоводство, овощеводство и картофелеводство, развитие малых форм хозяйствования на селе, вовлечение в оборот земель сельскохозяйственного назначения.

Основными задачами развития отрасли являются:

повышение конкурентоспособности продукции агропромышленного комплекса и обеспечение продовольственной безопасности;

содействие росту доходности сельскохозяйственных товаропроизводителей;

создание благоприятных условий для привлечения инвесторов в агропромышленный комплекс Костромской области;

улучшение материально-технического состояния подотраслей сельского хозяйства, повышение инновационной активности и энергетической эффективности сельскохозяйственных товаропроизводителей;

повышение продуктивности, устойчивости сельскохозяйственного производства и плодородия почв средствами комплексной мелиорации, эффективное использование природных ресурсов;

создание высококвалифицированного кадрового потенциала агропромышленного комплекса;

улучшение информационного, консультационного обеспечения, продвижение продукции агропромышленной отрасли региона;

развитие экспорта продукции агропромышленного комплекса;

создание условий для привлечения кредитных ресурсов в агропромышленном комплексе;

обеспечение обновления парка сельхозтехники.

В растениеводстве будут осваиваться интенсивные технологии, базирующиеся на новом поколении тракторов и сельскохозяйственных машин, увеличении внесения минеральных удобрений, выполнении работ по защите растений от вредителей и болезней, переходе на посев перспективными высокоурожайными сортами и гибридами сельскохозяйственных культур. Рост урожайности и объема производства сельскохозяйственных культур будет обеспечен за счет увеличения удельного веса посевов элитными семенами.

В отрасли животноводства динамично развиваются молочное животноводство и птицеводство. Наращивание объемов производства мяса и молока будет осуществляться на основе стабилизации и увеличения поголовья скота и птицы, роста их продуктивности за счет повышения использования генетического потенциала, укрепления кормовой базы, перехода к новым технологиям содержания и кормления животных и птицы, строительства новых, реконструкции и модернизации существующих животноводческих объектов.


Глава 4. Инвестиции


За период 2026 - 2030 годы объем инвестиционных вложений в экономику региона в среднем составит 56,5-61,8 млрд. рублей ежегодно по вариантам прогноза, в 2031 - 2035 годах - 80,5-108,4 млрд. рублей, в 2036 - 2040 годах - 102,9-166,1 млрд. рублей.

Рост объема инвестиций в основной капитал планируется за счет реализации:

крупных инвестиционных проектов инвесторами:

филиал "Костромская ГРЭС" АО "Интер РАО - Электрогенерация",

ОАО "Буйский химический завод", АО "Галичский автокрановый завод", ООО "КЮФ "Алькор", ООО "Космол", АО "Костромской завод автокомпонентов", ПАО "Совкомбанк" и др.;

проектов с привлечением бюджетных средств в строительство инфраструктурных и социальных объектов: строительство (реконструкция) школ, детских садов, медицинских учреждений и др.

В настоящее время администрацией региона заключен ряд соглашений о намерениях по реализации инвестиционных проектов в сфере агропромышленного комплекса, деревообработки, производства строительных материалов, развития транспортной и дорожной инфраструктуры, что при условии успешной их реализации позволит в среднесрочной и долгосрочной перспективе обеспечить ежегодный рост инвестиционных вложений в экономику региона.

Достижению прогнозных значений показателей будут способствовать следующие факторы:

предоставление режима наибольшего благоприятствования в рамках реализации крупных инвестиционных проектов, включенных в Реестр инвестиционных проектов Костромской области;

проведение комплексной работы по улучшению инвестиционного климата и привлечению новых инвесторов в регион, в т.ч. использование разнообразных инструментов поддержки инвестиционной деятельности:

расширение перечня налоговых преференций;

предоставление земельных участков в аренду без проведения торгов отдельным категориям инвесторов, в т.ч. для реализации масштабных инвестиционных проектов, а также проектов, предусматривающих строительство многоквартирных домов со встроено-пристроенными помещениями социального назначения;

вовлечение в инвестиционный процесс государственного имущества Костромской области, в т.ч. неэффективно используемого;

предоставление поддержки инвесторам, осуществляющим затраты на восстановление объектов культурного наследия;

создание транспортной и инженерной инфраструктуры, необходимой для реализации инвестиционных проектов с использованием бюджетных инструментов;

содействие предприятиям области в получении мер государственной поддержки на федеральном уровне и др.

Особое внимание будет уделено "внутренним инвесторам", деятельность которых направлена на расширение действующего производства, создание дополнительных высокопроизводительных мест.

При этом необходимо отметить, что прогноз по инвестициям в основной капитал учитывает успешную реализацию всего комплекса запланированных мероприятий.

Объем ежегодно вводимого в области жилья в среднем за 2026 - 2030 годы составит 307,0-315,0 тыс. кв. м общей площади по вариантам прогноза, за 2031 - 2040 годы - 310,0-325,0 тыс. кв. м.

Рост ввода жилья в течение прогнозного периода будет осуществляться за счет строительства многоквартирных жилых домов, а также индивидуального жилищного строительства.

В целях выполнения прогнозных показателей по вводу жилья в дополнение к точечной застройке многоквартирными и индивидуальными жилыми домами предусмотрены мероприятия по комплексному освоению территорий в целях жилищного строительства.

Положительной динамике темпов жилищного строительства в прогнозном периоде будут способствовать:

строительство стандартного жилья, отвечающего стандартам ценовой доступности, энергоэффективности и экологичности;

развитие системы государственной поддержки граждан, имеющих право на улучшение жилищных условий;

развитие ипотечного жилищного кредитования;

ликвидация аварийного жилищного фонда.


Глава 5. Потребительский рынок


В прогнозном периоде по мере увеличения доходов населения на фоне стабильного уровня инфляции ожидается рост активности на потребительском рынке области.

В 2026 - 2030 годах среднегодовой прирост розничного товарооборота оценивается в 1,8-2,3% в сопоставимой оценке по вариантам прогноза, в 2031 - 2035 годах - 1,8-2,4%, в 2036 - 2040 годах - 1,9-2,5%.

Прирост розничного товарооборота планируется обеспечить за счет развития современных форматов торговли, открытия новых и развития существующих сетевых магазинов, а также развития нестационарной, ярмарочной и дистанционной торговли.

Положительной динамикой в прогнозном периоде также будет характеризоваться рынок платных услуг населению.

В 2026 - 2030 годах среднегодовой прирост объема платных услуг оценивается в 1,4-2,0%) в сопоставимой оценке по вариантам прогноза, в 2031 - 2035 годах - 1,5-2,2%, в 2036 - 2040 годах - 1,5-2,3%.

Увеличение объемов платных услуг ожидается за счет расширения ассортимента и совершенствования качества предоставляемых услуг населению.

В прогнозном периоде инфляция в соответствии с целевыми ориентирами ожидается на уровне 4,0%, чему будет способствовать проведение Банком России политики, направленной на стабилизацию инфляции и сдерживание роста инфляционных ожиданий.


Глава 6. Уровень жизни населения


В прогнозном периоде ожидается положительная динамика реальных располагаемых денежных доходов населения. Этому будет способствовать рост заработной платы работников реального сектора экономики и бюджетной сферы, доходов от предпринимательской деятельности, пенсий, а также сохранение стабильного уровня инфляции. Реальные располагаемые денежные доходы населения в среднем за период с 2026 по 2030 год составят 100,6-101,0% по вариантам прогноза, за 2031 - 2035 годы - 101,7-102,4%, за 2036 - 2040 годы - 102,2-102,9%.

В результате доля населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума будет иметь тенденцию к снижению и составит 7,5-7,2% по вариантам прогноза в 2026 - 2030 годах, 6,1-5,8%) - в 2031 - 2035 годах, 5,1-4,9% - в 2035 - 2040 годах.


Глава 7. Финансы организаций


В перспективе до 2040 года прогнозируется рост прибыли организаций для целей налогообложения и прибыли сельскохозяйственных товаропроизводителей.

В 2026 - 2030 годах прибыль организаций для целей налогообложения составит 63,4-65,6 млрд. рублей, в 2031 - 2035 годах - 70,5-75,6 млрд. рублей, в 2035 - 2040 годах - 76,7-85,05 млрд. рублей.

Прибыль сельскохозяйственных товаропроизводителей в период с 2026 по 2030 годы прогнозируется на уровне 4 225,3-4 618,3 млн. рублей, в 2031 - 2035 годах - 4 665,0-5 894,3 млн. рублей, в 2035 - 2040 годах - 5 150,6-7 522,8 млн. рублей.

Росту прибыли будет способствовать стабилизация и повышение эффективности работы организаций Костромской области.


Глава 8. Труд и занятость


В перспективе рынок труда будет развиваться в условиях демографических ограничений. Вместе с тем изменение возрастной границы выхода на пенсию создает условия для смягчения дефицита рабочей силы, вызванного демографическими факторами. Негативные демографические тенденции будут смягчены увеличением численности населения в трудоспособном возрасте.

В 2040 году прогнозируется снижение численности занятых в экономике до 243,2 - 245,8 тыс. человек по вариантам прогноза.

В целях улучшения ситуации на рынке труда продолжится реализация государственной программы Костромской области "Содействие занятости населения в Костромской области", утвержденной постановлением администрации Костромской области от 10 июля 2023 года N 276-а "Об утверждении государственной программы Костромской области "Содействие занятости населения Костромской области". На территории Костромской области реализуются федеральные проекты "Образование для рынка труда" и "Активные меры содействия занятости" национального проекта "Кадры", предусматривающие мероприятия по обучению и повышение эффективности службы занятости. Основным результатом является повышение качества оказываемых услуг для работодателей и соискателей в целях повышения уровня занятости. Кроме того, особое внимание уделено мероприятиям по содействию трудоустройству отдельных категорий граждан: участникам специальной военной операции и членам их семей, инвалидам, молодежи, организации профессионального обучения незанятых граждан в предпенсионном и пенсионном возрасте.

Уровень безработицы, рассчитанный по методологии Международной организации труда, снизится до 2,3% к 2040 году, уровень зарегистрированной безработицы - до 0,15%.

В перспективе до 2040 года в регионе прогнозируется рост средней заработной платы. К концу периода среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников организаций области возрастет к уровню 2025 года в 1,8 - 2,0 раза по вариантам прогноза.

Положительной динамике оплаты труда будут способствовать:

увеличение средней заработной платы в реальном секторе экономики;

поддержание заработной платы отдельных категорий работников бюджетной сферы на уровне, установленном "майскими" указами Президента Российской Федерации;

рост производительности труда;

создание новых высокопроизводительных рабочих мест;

увеличение доли высококвалифицированных кадров.


Раздел V. Основные параметры государственных программ Костромской области


При разработке показателей прогноза социально-экономического развития Костромской области на период до 2040 года учитывались основные параметры государственных программ Костромской области (приложение N 2 к настоящему Прогнозу).


Раздел VI. Прогноз баланса трудовых ресурсов Костромской области


При разработке показателей прогноза социально-экономического развития Костромской области на период до 2040 года учитывался прогноз баланса трудовых ресурсов (приложение N 3 к настоящему Прогнозу).


Приложение N 1
к прогнозу социально-экономического развития
Костромской области на период до 2040 года


Показатели
прогноза социально-экономического развития Костромской области на период до 2040 года


N

п/п

Наименование показателя

Единица

измерения

Варианты <*>

Отчет

Оценка

Прогноз: среднее значение за:

2022 год

2023 год

2024 год

2025 год

2026-2030

годы

2031-2035

годы

2036 - 2040 годы

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

Глава 1. Валовой региональный продукт

1.

Валовой региональный продукт (в текущих основных ценах соответствующих лет)

млн. руб.

1

275 038,0

316 018,0

343 675,0 <**>

364 340,0

436 808,4

561 119,8

713 074,2

2

447 241,1

602 709,4

804 675,9


индекс физического объема (в сопоставимых ценах)

% к предыдущему году

1

98,3

105,8

99,5

99,2

100,4

100,8

100,9

2

101,6

102,8

103,0

Глава 2. Промышленное производство

2.

Объем отгруженной промышленной продукции

млн. руб.

1

249 337,5

291 822,7

347 198,6

378 873,0

440 099,2

557 769,3

727 363,9

2

466 406,1

673 972,2

1 017 111,8


индекс промышленного производства (в сопоставимых ценах)

% к предыдущему году

1

92,5

108,6

102,4

90,0

100,3

100,9

101,8

2

102,5

103,9

104,8

Глава 3. Сельское хозяйство

3.

Продукция сельского хозяйства в хозяйствах всех категорий

млн. руб.

1

20 197,9

24 565,9

28 852,8

30 164,3

34 852,7

43 936,4

56 536,3

2

37 670,7

51 518,0

71 362,9


индекс производства продукции (в сопоставимых ценах)

% к предыдущему году

1

100,4

105,6

102,4

102,0

100,2

100,8

101,4

2

102,6

102,3

102,9

Глава 4. Инвестиции

4.

Объем инвестиций в основной капитал за счет всех источников финансирования

млн. руб.

1

37 933,4

48016,9

44 406,3

44 432,3

56 536,8

80 488,7

102 922,0

2

61 834,9

108 394,5

166 125,1


индекс физического объема (в сопоставимых ценах)

% к предыдущему году

1

71,3

114,7

85,4

93,2

104,5

101,0

101,0

2

107,8

106,0

104,0

5.

Объем работ, выполненных по виду деятельности "Строительство"

млн. руб.

1

21 026,2

22 770,4

17 111,1

16 924,8

20 828,4

27018,7

34 578,9

2

21 084,6

28 041,3

36 784,0


индекс физического объема (в сопоставимых ценах)

% к

предыдущему

году

1

109,9

101,5

70,0

91,5

101,8

101,0

101,1

2

102,4

101,5

101,6

6.

Ввод в действие жилых домов

тыс. кв. м. общей площади

1

337,6

360,4

318,8

320,0

307,0

310,0

310,0

2

315,0

325,0

325,0

Глава 5. Потребительский рынок

7.

Индекс потребительских цен

декабрь к декабрю предыдущего года, %

1

114,7

108,0

109,5

108,2

104,0

104,0

104,0

2

104,0

104,0

104,0

8.

Оборот розничной торговли

млн. руб.

1

156 203,6

167 706,7

187 156,5

206 171,6

246 636,2

328 066,8

437 719,8

2

250 753,5

343 430,6

471 879,2


индекс физического объема (в сопоставимых ценах)

% к

предыдущему

году

1

98,8

100,6

103,4

102,0

101,8

101,8

101,9

2

102,3

102,4

102,5

9.

Объем платных услуг населению

млн. руб.

1

32 725,7

36 242,5

40 717,8

46 105,6

56 048,4

73 549,2

96 399,5

2

56 951,0

77 024,8

104 599,2


индекс физического объема (в сопоставимых ценах)

% к предыдущему году

1

102,6

101,7

102,7

101,1

101,4

101,5

101,5

2

102,0

102,2

102,3

Глава 6. Уровень жизни населения

10.

Реальные располагаемые денежные доходы населения

в % к предыдущему году

1

95,7

108,9

105,4

102,1

100,6

101,7

102,2

2

101

102,4

102,9

11.

Численность населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума

% ко всему населению

1

9,5

8,7

8,0

7,9

7,5

6,1

5,1

2

7,2

5,8

4,9

Глава 7. Финансы организаций

12.

Прибыль организаций для целей налогообложения

млн. руб.

1

35 024,6

59 651,9

78 012,1

60 308,1

63 363,2

70 538,8

76 728,5

2

65 587,6

75 561,1

85 053,8


в том числе прибыль

сельскохозяйственных

товаропроизводителей

млн. руб.

1

611,27

2 426,3

4 037,3

3 980,0

4 225,3

4 665,0

5 150,6

2

4 618,3

5 894,3

7 522,8

Глава 8. Труд и занятость

13.

Уровень безработицы (по методологии МОТ)

%

1

3,3

3,1

2,4

2,4

2,4

2,4

2,4

2

2,3

2,3

2,3

14.

Уровень зарегистрированной безработицы (на конец года)

%

1

0,45

0,28

0,17

0,17

0,17

0,17

0,17

2

0,15

0,15

0,15

15.

Фонд начисленной заработной платы работников организаций

млн. руб.

1

83 201,5

94 663,2

114023,20

128151,10

157 921,8

186 111,4

226 239

2

163 576,7

197 734,9

248 738

16.

Среднемесячная заработная плата работников организаций

руб.

1

40 242,0

46 730,0

56 897,5

64 294,2

77 227

97 411,1

117 286

2

78 743,1

102 182,2

126 391

17.

Численность работников, необходимая для замещения работников, прекращающих трудовую деятельность, а также для замещения новых рабочих мест в связи с расширением производства и реализацией инвестиционных проектов

тыс. чел.

1

X

X

X

10 620

7 275

7 563

8 140

2

X

X

X

10219

7 063

7 364

7 865


------------------------------

<*> 1 вариант - консервативный - разрабатывается на основе консервативных оценок темпов экономического роста с учетом возможности ухудшения внешнеэкономических условий функционирования экономики Костромской области;

2 вариант - базовый - характеризует основные тенденции и параметры развития экономики Костромской области в условиях консервативного изменения внешних условий.

<**> Валовой региональный продукт (в текущих основных ценах соответствующих лет) за 2024 год приведен по оценке, закрепленной в постановлении администрации Костромской области от 16 октября 2025 года N 415-а "0 прогнозе социально-экономического развития Костромской области на 2026 год и на плановый период 2027 и 2028 годов".

------------------------------

Приложение N 2
к прогнозу социально-экономического развития
Костромской области на период до 2040 года


Основные параметры
государственных программ Костромской области


N

п/п

Наименование государственной программы (комплексной программы)

Цель (цели) государственной программы (комплексной программы)

Задачи

государственной

программы

1

2

3

4

1.

Государственная программа Костромской области "Развитие агропромышленного комплекса Костромской области"

1) достижение значения индекса производства продукции сельского хозяйства (в сопоставимых ценах) в 2030 году в объеме 125,3% к уровню 2021 года;

2) достижение значения индекса производства пищевых продуктов (в сопоставимых ценах) в 2030 году в объеме 153,5% к уровню 2021 года;

3) достижение уровня среднемесячной начисленной заработной платы работников сельского хозяйства (без субъектов малого предпринимательства) в 2030 году в размере 48 362 рубля;

4) достижение объема экспорта продукции АПК (в сопоставимых ценах к 2020 году) в размере 2,5 млн. долларов США к концу 2024 года

X

2.

Государственная программа Костромской области "Развитие здравоохранения Костромской области"

Обеспечение увеличения к 2030 году ожидаемой продолжительности жизни при рождении до 77,42 года

X

3.

Государственная программа Костромской области "Экономическое развитие Костромской области"

Обеспечение ежегодного роста ВРП Костромской области на 3,5% (к предыдущему году, в сопоставимых ценах) к 2030 году при сохранении макроэкономической стабильности

X

4.

Государственная программа Костромской области "Развитие лесного хозяйства Костромской области"

1) обеспечение воспроизводства лесов на уровне не менее 100% объема вырубленных и погибших лесов в 2030 году;

2) повышение эффективности ведения лесного хозяйства, охраны, защиты, использования и воспроизводства лесов, а также обеспечение комфортной и безопасной среды, что позволит сохранить покрытую лесной растительностью площадь на уровне 4,3 млн. га к 2030 году

X

5.

Государственная программа Костромской области "Комплексное развитие сельских территорий Костромской области"

1) сохранение к концу 2030 года доли сельского населения в общей численности населения Костромской области на уровне 22,38%;

2) достижение к концу 2030 года соотношения среднемесячных располагаемых ресурсов сельского и городского домохозяйств в размере 88,09%;

3) повышение к концу 2030 года доли общей площади благоустроенных жилых помещений в сельских населенных пунктах до 25,5%

X

6.

Государственная программа Костромской области "Развитие культуры Костромской области"

1) улучшение состояния зданий учреждений культуры, увеличение доли зданий учреждений культуры, находящихся в удовлетворительном состоянии, в общем количестве зданий данных учреждений по итогам 2030 года до 90,5%;

2) повышение уровня обеспеченности региона организациями культуры по итогам 2030 года до 100%;

3) увеличение числа посещений культурных мероприятий организаций культуры по итогам 2027 года до 20,8 миллиона единиц. К 2030 году в условиях прогнозируемого устойчивого роста экономики и ожидаемого повышения уровня востребованности культуры ожидается увеличение числа посещений мероприятий организаций культуры до 31,6 миллиона единиц

X

7.

Государственная программа Костромской области "Содействие занятости населения Костромской области"

Обеспечение к 2030 году величины регистрируемой безработицы на уровне не более 0,67%

X

8.

Государственная программа Костромской области "Рациональное использование природных ресурсов и охрана окружающей среды Костромской области"

1) создание условий для достижения охвата комплексной системой обращения с твердыми коммунальными отходами 100% муниципальных образований Костромской области к 2025 году;

2) формирование экономики замкнутого цикла, обеспечивающей к 2030 году сортировку 100% объема ежегодно образуемых твердых коммунальных отходов, захоронение не более чем 50% таких отходов и вовлечение в хозяйственный оборот не менее чем 25% отходов производства и потребления в качестве вторичных ресурсов и сырья;

3) увеличение к 2030 году численности лимитируемых охотничьих ресурсов (лось, медведь, рысь, барсук, выдра) до 32 000 особей;

4) увеличение к 2030 году протяженности установленных береговых линий, границ водоохранных зон и прибрежных защитных полос водных объектов до 13,2 тыс. километров;

5) увеличение доли населения Костромской области, улучшившего экологические условия проживания вблизи водных объектов, до 50% к концу 2024 года;

6) обеспечение комфортных условий для жизни вблизи водных объектов для 23,2 млн. человек к концу 2030 года

X

9.

Государственная программа Костромской области "Социальная поддержка граждан"

1) достижение к 2030 году доли граждан, охваченных государственной социальной помощью на основании социального контракта, в общей численности малоимущих граждан до 3,2%;

2) достижение к 2030 году доли граждан, получивших социальные услуги в учреждениях социального обслуживания населения, в общем числе граждан, обратившихся за получением социальных услуг в учреждения социального обслуживания населения, до 100%

X

10.

Государственная программа Костромской области "Государственная поддержка социально ориентированных некоммерческих организаций и содействие развитию местного самоуправления на территории Костромской области"

1) увеличение к 2030 году доли жителей Костромской области, которым оказаны услуги или помощь социально ориентированными некоммерческими организациями, до 62%;

2) увеличение к 2030 году уровня удовлетворенности населения деятельностью органов местного самоуправления муниципальных образований Костромской области до 52%

X

11.

Государственная программа Костромской области "Развитие транспортной системы Костромской области"

1) увеличение доли автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения, соответствующих нормативным требованиям, к 2030 году на 12,71%;

2) повышение качества дорожной сети автомобильных дорог местного значения к 2030 году на уровне не менее 50,0%;

3) приведение в нормативное состояние искусственных сооружений на автомобильных дорогах регионального или межмуниципального и местного значения к 2030 году не менее 2 044,7 п. м;

4) увеличение транспортной подвижности населения Костромской области к 2030 году до 340 000,0 тыс. пассажиров

X

12.

Государственная программа Костромской области "Развитие образования"

1) выравнивание стартовых возможностей детей дошкольного возраста за счет обеспечения и сохранения доступности качественного дошкольного образования ежегодно, до 2030 года, будет составлять 100%;

2) увеличение доли обучающихся общеобразовательных организаций Костромской области в первую смену по итогам 2030 года до 100%;

3) обеспечение доступа к современным общеразвивающим программам дополнительного образования детей и представление информации об образовательных услугах организаций дополнительного образования с использованием единого федерального портала "Навигатор дополнительного образования детей" ежегодно, до 2030 года, будет составлять 100%;

4) увеличение доли выпускников образовательных организаций, реализующих программы среднего профессионального образования, занятых по виду деятельности и полученным компетенциям, по итогам 2030 года до 63,3%;

5) доля государственных и муниципальных общеобразовательных организаций, обеспеченных интернет-соединением со скоростью не менее 50 Мб/с для сельской местности и со скоростью не менее 100 Мб/с для городской местности, ежегодно, до 2030 года, будет составлять 100%;

6) формирование к 2030 году современной системы профессионального развития педагогических работников для всех уровней образования, предусматривающей ежегодное дополнительное профессиональное образование на основе актуализированных профессиональных стандартов не менее чем 10% педагогических работников на базе ведущих образовательных организаций высшего образования и научных организаций;

7) увеличение к 2030 году до 85% количества детей, охваченных организованными формами отдыха, оздоровления и занятости, от общего количества детей Костромской области, подлежащих отдыху и оздоровлению

X

13.

Государственная программа Костромской области "Развитие физической культуры и спорта в Костромской области"

Увеличение количества жителей Костромской области, систематически занимающихся физической культурой и спортом, до 399 140 человек к 2030 году

X

14.

Государственная программа Костромской области "Стимулирование строительства жилья и обеспечение доступным и комфортным жильем граждан в Костромской области"

Улучшение жилищных условий к 2030 году не менее 19,6 тыс. семей

X

15.

Государственная программа Костромской области "Развитие жилищно-коммунального хозяйства и обеспечение качественными жилищно-коммунальными услугами граждан в Костромской области"

1) улучшение к 2030 году жилищных условий на основе реализации региональной программы капитального ремонта в 4,0 тыс. многоквартирных домов для 400,0 тыс. человек;

2) обеспечение устойчивого финансового состояния отраслевых предприятий, благодаря чему доля убыточных организаций жилищно-коммунального хозяйства Костромской области к 2030 году снизится до 63,0%;

3) увеличение численности населения Костромской области, обеспеченного качественной питьевой водой из систем централизованного водоснабжения, к концу 2030 года на 11,0 тыс. человек по сравнению с соответствующей численностью в 2022 году;

4) повышение качества предоставления коммунальных услуг к концу 2030 года для 58,288 тыс. человек населения Костромской области

X

16.

Государственная программа Костромской области "Обеспечение безопасности населения и территорий"

1) уменьшение количества погибших на водных объектах к 2030 году до 18 человек в год;

2) снижение числа погибших при пожарах к 2030 году до 65 человек в год;

3) снижение доли тяжких и особо тяжких преступлений, совершенных в общественных местах, в общем количестве преступлений до 6,54% к 2030 году;

4) повышение антитеррористической защищенности потенциальных объектов террористических посягательств путем увеличения доли объектов, отвечающих установленным правовыми актами Российской Федерации требованиям к антитеррористической защищенности, до 85% к 2028 году;

5) недопущение радикализации населения, втягивания его в террористическую деятельность путем увеличения количества реализованных мероприятий по исполнению Комплексного плана противодействия идеологии терроризма в Российской Федерации на 2024 - 2028 годы в Костромской области на 10% к 2028 году

X

17.

Государственная программа Костромской области "Энергосбережение и повышение энергетической эффективности Костромской области"

Повышение эффективности использования энергетических ресурсов потребителями Костромской области посредством снижения к 2030 году энергоемкости на каждый 1 миллион рублей валового регионального продукта (для фактических и сопоставимых условий) Костромской области до 26,8 тонны условного топлива

X

18.

Государственная программа Костромской области "Цифровая трансформация государственного (муниципального) управления"

Достижение уровня "цифровой зрелости" государственного (муниципального) управления к 2030 году 100%

X

19.

Государственная программа Костромской области "Управление государственными финансами и государственным долгом Костромской области"

1) минимизация дефицита областного бюджета на уровне не более 10% суммы доходов областного бюджета без учета безвозмездных поступлений ежегодно;

2) сокращение доли просроченной кредиторской задолженности бюджета Костромской области и местных бюджетов в расходах консолидированного бюджета Костромской области к 2030 году до 1,39% (включая просроченную кредиторскую задолженность бюджетных и автономных учреждений);

3) непревышение уровня долговой нагрузки по рыночным заимствованиям Костромской области более 25% от налоговых и неналоговых доходов консолидированного бюджета Костромской области до 2030 года;

4) сокращение доли общего объема государственного долга Костромской области в сумме доходов областного бюджета без учета безвозмездных поступлений к 2030 году до 35%

X

20.

Государственная программа Костромской области "Гармонизация межэтнических, межконфессиональных отношений и этнокультурное развитие народов в Костромской области"

1) увеличение к 2030 году доли граждан, положительно оценивающих состояние межнациональных отношений, до 88,1%;

2) увеличение к 2030 году уровня толерантного отношения к представителям другой национальности до 94,1%

X

21.

Государственная программа Костромской области "Развитие государственной ветеринарной службы Костромской области"

Недопущение возникновения массовых заразных болезней животных и массового заражения людей от продукции животного происхождения на территории Костромской области в период до 2030 года

X

22.

Государственная программа Костромской области "Управление государственным имуществом"

Эффективное управление государственным имуществом Костромской области, направленное на недопущение увеличения доли неиспользуемых областных объектов недвижимого имущества свыше 3% до 2030 года

X

23.

Государственная программа Костромской области "Развитие молодежной политики Костромской области"

Вовлечение к 2030 году не менее 17,7% молодых людей в реализацию молодежных проектов и программ

X

24.

Государственная программа Костромской области "Формирование современной городской среды"

Повышение уровня комфортности городской среды муниципальных образований Костромской области к 2030 году за счет благоустройства 435 территорий (общественных и дворовых)

X

25.

Государственная программа Костромской области "Доступная среда"

Формирование безбарьерной среды на территории Костромской области посредством повышения уровня доступных для инвалидов и других маломобильных групп населения приоритетных объектов до 81,6% к 2030 году, услуг - до 99% к 2030 году

X

26.

Государственная программа Костромской области "Развитие туризма в Костромской области"

Рост доли туристов в общей структуре туристского потока до 65%, обеспечение прироста туристского потока до 1,3 млн. человек к 2030 году

X

27.

Государственная программа Костромской области "Социальная поддержка семей, имеющих детей"

Обеспечение к 2030 году мерами социальной поддержки не менее 48 000 детей, нуждающихся в социальной поддержке государства

X

28.

Государственная программа Костромской области "Улучшение условий и охраны труда в Костромской области"

Создание условий для формирования культуры безопасного труда и повышение эффективности мер, направленных на сохранение жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, в том числе для снижения:

1) уровня производственного травматизма, в том числе с тяжелым и смертельным исходом, в расчете на 1 тыс. работающих до 0,8 человека к концу 2030 года;

2) удельного веса работников, занятых во вредных и (или) опасных условиях труда, до 27% к концу 2030 года

X

29.

Государственная программа Костромской области "Культурное наследие"

Увеличение на территории Костромской области доли объектов культурного наследия, находящихся в удовлетворительном состоянии, до 49,5% к 2030 году

X

30.

Государственная программа Костромской области "Формирование гражданско-патриотического сознания населения Костромской области"

Увеличение к 2030 году доли граждан, охваченных мероприятиями по формированию гражданско-патриотического сознания, в общей численности населения региона на 15%

X


Приложение N 3
к прогнозу социально-экономического развития
Костромской области на период до 2040 года


Прогноз
баланса трудовых ресурсов Костромской области


тыс. человек

N

п/п

Наименование показателя

Отчет

Оценка

Прогноз: среднее значение за:

2022

год

2023

год

2024

год

2025 год

2026 - 2030 годы

2031 - 2035 годы

2036 - 2040 годы

консервативный

вариант

базовый

вариант

консервативный

вариант

базовый

вариант

консервативный

вариант

базовый

вариант

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

I.

Численность трудовых ресурсов (сумма строк 1-3)

315,3

314,3

317,5

317,9

313,8

315,4

309,8

311,5

305,7

307,4


в том числе:











1.

трудоспособное население в трудоспособном возрасте

285,8

286,2

290,5

292,3

293,5

294,3

291,8

292,7

289,3

290,2

2.

иностранные трудовые мигранты

4,6

5,4

4,9

4,6

4,0

4,3

3,8

4,1

3,7

4,0

3.

работающие граждане, находящиеся за пределами трудоспособного возраста (сумма строк 3.1-3.2)

24,9

22,7

22,1

21,0

16,3

16,8

14,2

14,7

12,7

13,2


в том числе:











3.1.

пенсионеры старше трудоспособного возраста

24,9

22,7

22,1

21,0

16,3

16,8

14,2

14,7

12,7

13,2

3.2.

подростки моложе трудоспособного возраста

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

II.

Распределение трудовых ресурсов











4.

Численность занятых в экономике (без военнослужащих)

257,1

257,3

254,0

252,3

247,3

248,7

244,4

247,1

243,3

246,2

5.

Численность населения, не занятого в экономике (сумма строк 5.1-5.3)

58,2

57,0

63,5

65,6

66,5

66,7

65,4

64,4

62,4

61,2


в том числе:











5.1.

численность учащихся в трудоспособном возрасте, обучающихся с отрывом от работы

24,9

25,5

25,7

25,7

26,2

26,3

25,7

25,8

24,7

24,8

5.2.

численность безработных, зарегистрированных в органах службы занятости

1,9

1,2

0,7

0,6

0,5

0,4

0,5

0,4

0,5

0,4

5.3.

численность прочих категорий населения в трудоспособном возрасте, не занятого в экономике

31,4

30,3

37,1

39,3

39,8

40,0

39,2

38,2

37,2

36,0

III.

Распределение занятых в экономике по разделам ОКВЭД 2:











6.

сельское, лесное хозяйство, охота, рыболовство и рыбоводство

14,0

13,8

13,8

13,8

13,4

13,5

13,2

13,3

13,1

13,2

7.

добыча полезных ископаемых

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,4

0,4

0,4

0,4

8.

обрабатывающие производства

53,0

54,1

55,7

55,7

55,7

55,7

55,4

55,5

55,2

55,3

9.

обеспечение электрической энергией, газом и паром; кондиционирование воздуха

8,9

8,7

8,6

8,6

8,6

8,6

8,5

8,5

8,4

8,5

10.

водоснабжение; водоотведение, организация сбора и утилизации отходов, деятельность по ликвидации загрязнений

2,6

2,5

2,5

2,5

2,4

2,5

2,4

2,5

2,4

2,5

11.

строительство

16,4

15,4

15,1

14,1

13,9

14,1

13,7

14,0

13,6

13,9

12.

торговля оптовая и розничная; ремонт автотранспортных средств и мотоциклов

43,0

41,6

40,4

39,6

38,1

38,7

37,7

38,6

37,6

38,7

13.

транспортировка и хранение

18,1

18,0

17,5

17,5

17,0

17,1

16,8

17,0

16,7

16,9

14.

деятельность гостиниц и предприятий общественного питания

5,9

6,1

6,6

6,6

6,6

6,6

6,6

6,6

6,6

6,7

15.

деятельность в области информации и связи

5,0

5,0

5,1

5,1

4,9

5,0

4,8

5,0

4,8

4,9

16.

деятельность финансовая и страховая

3,8

4,0

3,9

3,9

3,8

3,8

3,7

3,8

3,7

3,8

17.

деятельность по операциям с недвижимым имуществом

5,0

4,7

4,9

4,9

4,7

4,7

4,6

4,7

4,6

4,6

18.

деятельность профессиональная, научная и техническая

5,6

6,1

6,0

6,0

5,9

5,9

5,8

5,8

5,8

5,8

19.

деятельность административная и сопутствующие дополнительные услуги

6,9

7,8

8,2

8,2

8,0

8,0

7,9

7,9

7,8

7,9

20.

государственное управление и обеспечение военной безопасности; социальное обеспечение

18,7

18,4

17,6

17,6

17,1

17,2

16,9

17,0

16,8

16,9

21.

образование

23,1

24,0

22,5

22,5

22,2

22,2

21,9

22,1

21,8

21,9

22.

деятельность в области здравоохранения и социальных услуг

18,1

18,8

17,9

17,9

17,4

17,5

17,1

17,3

17,1

17,2

23.

деятельность в области культуры, спорта, организации досуга и развлечений

4,1

3,9

3,9

3,9

3,8

3,8

3,7

3,8

3,7

3,8

24.

предоставление прочих видов услуг

4,3

4,0

3,4

3,4

3,3

3,3

3,3

3,3

3,2

3,3

25.

прочие виды экономической деятельности

0,1

0,1

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0


Распределение иностранных трудовых мигрантов по видам экономической деятельности


тыс. человек

N
п/п

Наименование показателя

Отчет

Оценка

Прогноз: среднее значение за:

2022

2023

2024

2025 год

2026 - 2030 годы

2031 - 2035 годы

2036 - 2040 годы

год

год

год


консервативный

вариант

базовый

вариант

консервативный

вариант

базовый

вариант

консервативный

вариант

базовый

вариант

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12


Распределение иностранных трудовых мигрантов по разделам ОКВЭД 2:

4,6

5,4

4,9

4,6

4,0

4,3

3,8

4,1

3,7

4,0

1.

сельское, лесное хозяйство, охота, рыболовство и рыбоводство

X

X

X

0,6

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

2.

добыча полезных ископаемых

X

X

X

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

3.

обрабатывающие производства

X

X

X

2,3

2,0

2,2

1,9

2,1

1,9

2,0

4.

обеспечение электрической энергией, газом и паром; кондиционирование воздуха

X

X

X

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

5.

водоснабжение; водоотведение, организация сбора и утилизации отходов, деятельность по ликвидации загрязнений

X

X

X

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

6.

строительство

X

X

X

0,6

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

7.

торговля оптовая и розничная; ремонт автотранспортных средств и мотоциклов

X

X

X

0,5

0,4

0,5

0,3

0,4

0,2

0,4

8.

транспортировка и хранение

X

X

X

0,1

0,1

0,1

0,1

0,1

0,1

0,1

9.

деятельность гостиниц и предприятий общественного питания

X

X

X

0,3

0,3

0,3

0,3

0,3

0,3

0,3

10.

деятельность в области информации и связи

X

X

X

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

11.

деятельность финансовая и страховая

X

X

X

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

12.

деятельность по операциям с недвижимым имуществом

X

X

X

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

13.

деятельность профессиональная, научная и техническая

X

X

X

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

14.

деятельность административная и сопутствующие дополнительные услуги

X

X

X

0,1

0,1

0,1

од

од

од

од

15.

государственное управление и обеспечение военной безопасности; социальное обеспечение

X

X

X

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

16.

образование

X

X

X

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

17.

деятельность в области здравоохранения и социальных услуг

X

X

X

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

18.

деятельность в области культуры, спорта, организации досуга и развлечений

X

X

X

0,1

0,1

од

0,1

од

од

од

19.

предоставление прочих видов услуг

X

X

X

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

20.

прочие виды экономической деятельности

X

X

X

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0


Обзор документа


О социально-экономическом развитии Костромской области на период до 2040 г.

Разработан прогноз социально-экономического развития Костромской области на период до 2040 г. Доля Костромской области в общероссийском объеме валового регионального продукта занимает 0,2%. За период 2022 - 2024 гг. прирост розничного товарооборота составил 2,8%. Среднемесячная заработная плата работников организаций области в 2024 г. поднялась по сравнению с 2022 г. на 41,4% и составила 56 898 рублей.

К конкурентным преимуществам Костромской области относятся:

- выгодное географическое положение;

- богатый природно-ресурсный потенциал;

- возможность развития многоквартирного и индивидуального жилищного строительства, локализации крупных промышленных и инженерных объектов и сооружений;

- энергетическая избыточность региона и т.д.

Постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.

Назад