Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО ''СБЕР А". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.
Программа разработана совместно с АО ''СБЕР А". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.
Приказ Министерства цифрового развития Калужской области от 5 ноября 2025 г. N 327
"Об утверждении Положения о региональной навигационно-информационной системе Калужской области"
В соответствии с Федеральным законом "Об информации, информационных технологиях и о защите информации", Федеральным законом "О навигационной деятельности", Законом Калужской области "О государственных информационных системах Калужской области", постановлением Правительства Калужской области от 27.12.2018 N 827 "О создании министерства цифрового развития Калужской области" (в ред. постановлений Правительства Калужской области от 26.03.2019 N 178, от 31.12.2019 N 867, от 10.02.2020 N 79, от 21.04.2020 N 331, от 15.12.2022 N 980, от 05.10.2023 N 693, от 23.05.2024 N 322, от 13.06.2024 N 363, от 17.10.2024 N 609, от 30.04.2025 N 303), приказываю:
1. Утвердить Положение о региональной навигационно-информационной системе Калужской области (прилагается).
2. Определить технологическим оператором региональной навигационно-информационной системы Калужской области государственное бюджетное учреждение Калужской области "Агентство информационных технологий Калужской области".
Заместитель Губернатора Калужской области | Д.О. Разумовский |
Зарегистрировано в Государственном реестре нормативных правовых актов
исполнительных органов государственной власти Калужской области
Регистрационный N 15884 от 17 ноября 2025 г.
Приложение
к приказу министерства
цифрового развития
Калужской области
от 05.11.2025 г. N 327
Положение
о региональной навигационно-информационной системе Калужской области
1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение определяет цели, задачи, особенности эксплуатации, структуру и порядок функционирования региональной навигационно-информационной системы Калужской области (далее - РНИС КО).
1.2. РНИС КО представляет собой региональную межведомственную информационную систему Калужской области, являющуюся единой распределенной многопользовательской автоматизированной навигационно-информационной системой, обеспечивающей сбор, учет и обработку навигационных данных и данных транспортной инфраструктуры, которая создана и функционирует в целях реализации:
- Федерального закона "Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации";
- Федерального закона "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации";
- Федерального закона "Об организации перевозок пассажиров и багажа легковым такси в Российской Федерации, о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации";
- постановления Правительства Российской Федерации от 27.02.2019 N 195 "О лицензировании деятельности по перевозкам пассажиров и иных лиц автобусами" (в ред. постановления Правительства Российской Федерации от 26.10.2020 N 1742);
- постановления Правительства Российской Федерации от 07.10.2020 N 1616 "О лицензировании деятельности по перевозкам пассажиров и иных лиц автобусами" (в ред. постановлений Правительства Российской Федерации от 29.06.2021 N 1043, от 23.12.2021 N 2406);
- постановления Правительства Российской Федерации от 22.12.2020 N 2216 "Об утверждении правил оснащения транспортных средств категорий М2, М3 и транспортных средств категории M, используемых для перевозки опасных грузов, аппаратурой спутниковой навигации";
- постановления Правительства Российской Федерации от 25.08.2008 N 641 "Об оснащении транспортных, технических средств и систем аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС/GPS" (в ред. постановлений Правительства Российской Федерации от 17.12.2010 N 1045, от 12.11.2016 N 1156,);
- Указа Президента Российской Федерации от 17.05.2007 N 638 "Об использовании глобальной навигационной спутниковой системы ГЛОНАСС в интересах социально-экономического развития Российской Федерации" (в ред. Указа Президента Российской Федерации от 12.04.2019 N 161);
- ГОСТ 33472-2015 "Глобальная навигационная спутниковая система. Аппаратура спутниковой навигации для оснащения колесных транспортных средств категории М и N. Общие технические требования" (введен в действие Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 21.12.2016 N 2061-ст);
- Закона Калужской области "О регулировании отдельных правоотношений в области перевозок пассажиров и багажа легковым такси на территории Калужской области";
- приказа управления административно-технического контроля Калужской области от 11.08.2023 N 69-23 "О регулировании отдельных правоотношений в сфере организации деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси на территории Калужской области".
1.3. Основу РНИС КО составляет автоматизированная система мониторинга ЭРА (далее - АСМ ЭРА), которая является составной частью Государственной автоматизированной информационной системы ЭРА ГЛОНАСС (далее - ГАИС ЭРА ГЛОНАСС).
1.4. Термины и определения, используемые в настоящем Положении, применяются в значениях, определенных Федеральным законом "Об информации, информационных технологиях и о защите информации", Федеральным законом "О навигационной деятельности", Федеральным законом "Об организации перевозок пассажиров и багажа легковым такси в Российской Федерации, о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации".
2. Цели и задачи РНИС КО
2.1. Основными целями функционирования РНИС КО являются:
- обеспечение безопасности перевозок на территории Калужской области;
- повышение качества транспортных услуг, предоставляемых на территории Калужской области;
- повышение эффективности контроля качества транспортных услуг, предоставляемых на территории Калужской области;
- информационное обеспечение органов государственной власти Калужской области, органов местного самоуправления муниципальных образований, находящихся на территории Калужской области, и населения о функционировании автомобильного транспорта различного назначения на территории Калужской области;
- повышение экономической эффективности эксплуатации автомобильного транспорта различного назначения на территории Калужской области;
- автоматизация процессов планирования, мониторинга, диспетчеризации и управления транспортом различного функционального назначения на территории Калужской области;
- внедрение технологий спутниковой навигации ГЛОНАСС на территории Калужской области.
2.2. В рамках достижения вышеуказанных целей РНИС КО обеспечивает решение следующих основных задач:
- осуществление мониторинга и контроля за транспортными средствами, подключенными к РНИС КО на территории Калужской области;
- обеспечение информационного взаимодействия с существующими и вновь создаваемыми навигационно-информационными системами на территории Калужской области;
- расширение спектра услуг в области навигационно-информационных технологий и повышение их качества для различных категорий потребителей на территории Калужской области;
- обеспечение применения унифицированных подходов и решений в сфере внедрения и использования технологий спутниковой навигации ГЛОНАСС, в том числе при создании систем мониторинга и управления автомобильным транспортом на основе технологий спутниковой навигации ГЛОНАСС на территории Калужской области;
- обеспечение возможности исполнения службами заказа легковых такси, юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями, владеющими на праве собственности или ином законном основании легковым такси, сведения о котором внесены в региональный реестр легковых такси, обязанностей, возложенных Федеральным законом "Об организации перевозок пассажиров и багажа легковым такси в Российской Федерации, о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации".
3. Структура и состав РНИС КО
3.1. РНИС КО имеет модульную структуру и состоит из следующих подсистем:
3.1.1. АСМ ЭРА предназначена, для:
- приема навигационной информации от бортового навигационно-связного оборудования, предназначенного для определения пространственно-временного состояния ТС по сигналам не менее двух действующих глобальных навигационных спутниковых систем ГЛОНАСС и GPS, а также передачу и прием информации по сетям подвижной радиотелефонной связи стандартов GSM, UMTS и LTE посредством пакетной передачи данных или коротких текстовых сообщений;
- приема/передачи навигационной информации из сторонних или в сторонние системы посредством межсерверного обмена.
Ресурс АСМ ЭРА используется для:
- мониторинга и контроля транспортных средств, закрепленных в установленном порядке за органами исполнительной власти Калужской области и подведомственными им организациями, а также органами местного самоуправления Калужской области и подведомственными им организациями;
- мониторинга и контроля транспортных средств государственных учреждений, осуществляющих перевозки обучающихся на территории Калужской области;
- мониторинга и диспетчерского управления транспортных средств скорой медицинской помощи Калужской области;
- получения от служб заказа легковых такси сведений о перевозках пассажиров и багажа легковым такси, в том числе о местоположении легкового такси и водителе легкового такси, а также мониторинга автомобилей легкового такси.
3.1.2. Подсистема автоматизации исполнения полномочий органов исполнительной власти и органов местного самоуправления Калужской области по организации регулярных перевозок.
Данная подсистема предназначена для организаторов перевозочного процесса на территории Калужской области и реализации ими полномочий в рамках выполнения Федерального закона "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
3.1.2.1. В состав подсистемы входит система диспетчерского управления пассажирским транспортом, осуществляется передача информации о работе общественного транспорта в действующие публичные ресурсы информирования населения о работе общественного транспорта.
3.1.3. Подсистема автоматизации исполнения полномочий управлением административно-технического контроля Калужской области при организации деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси на территории Калужской области.
3.1.3.1. Подсистема предназначена для:
- получения от служб заказа легковых такси сведений о перевозках пассажиров и багажа легковым такси, в том числе о местоположении легкового такси и водителе легкового такси. Перечень сведений, подлежащих передаче в соответствии с настоящим пунктом, порядок и форма их передачи устанавливаются нормативным правовым актом Калужской области;
- выполнения юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями, владеющими на праве собственности или ином законном основании легковым такси, сведения о котором внесены в региональный реестр легковых такси, обязанностей, предусмотренных пунктами 3 и 4 части 1 статьи 13 Федерального закона "Об организации перевозок пассажиров и багажа легковым такси в Российской Федерации, о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации".
3.2. Впоследствии по мере необходимости в состав РНИС КО могут быть включены иные подсистемы.
3.3. Требования к функциям, выполняемым подсистемами РНИС КО, устанавливаются министерством цифрового развития Калужской области с учетом действующих нормативных правовых актов Российской Федерации и Калужской области, требований национальных стандартов Российской Федерации в области систем мониторинга и диспетчерского управления наземным пассажирским и специальным грузовым транспортом, а также межгосударственных стандартов в области информационных технологий и автоматизированных систем.
4. Принцип работы РНИС КО и особенности эксплуатации
4.1. На транспортные средства устанавливается бортовое навигационно-связное оборудование, работающее в системах глобальной спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS. К бортовому навигационно-связному оборудованию может подключаться дополнительное оборудование, устанавливаемое на транспортное средство (кнопка подачи сигнала тревоги, средство организации голосовой связи с диспетчером, фотовидеокамера, LCD-дисплей, цифровые и аналоговые контрольные датчики). Перечень устанавливаемого дополнительного оборудования определяется исходя из решаемых задач для подсистемы РНИС КО.
После настройки и установки на транспортные средства бортовое навигационно-связное оборудование подключается к телематической навигационно-информационной платформе РНИС КО и проходит на ней процедуру регистрации. После завершения процедуры регистрации бортовое навигационно-связное оборудование сможет передавать телематическую информацию (параметры движения, состояние контрольных датчиков транспортных средств, навигационные отметки) с указанной периодичностью (или по запросу) на телематическую платформу. Вся переданная от бортового навигационно-связного оборудования информация автоматически документируется в базе данных телематической платформы и может использоваться для хранения, а также последующей обработки и/или дальнейшей передачи в иные подсистемы РНИС КО.
4.2. Для передачи в РНИС КО службами заказа легковых такси сведений о перевозках пассажиров и багажа легковым такси, в том числе о местоположении легкового такси и водителе легкового такси, допускается использование оборудования, не предусмотренного п. 4.1 настоящего положения.
4.3. Информационный обмен РНИС КО с внешними системами может осуществляться на основе использования следующих протоколов и технологий передачи данных:
- API;
- EGTS (Межсерверная ретрансляция ГОСТ 33472-2015);
- Granit Navigator;
- Magic Systems;
- JSON;
- SCOUT;
- SOAP (АСУ ОДС);
- SOAP (ОлимпСтрой);
- TransNavi;
- Wialon IPS.
4.4. РНИС КО должна эксплуатироваться в круглосуточном режиме работы. РНИС КО должна предусматривать возможность перспективного функционального развития и модернизации.
5. Порядок функционирования РНИС КО
5.1. В процессе функционирования и использования РНИС КО участниками информационного взаимодействия являются:
- технологический оператор РНИС КО;
- абонент РНИС КО;
- пользователи РНИС КО.
5.2. Технологический оператор РНИС КО:
- обеспечивает бесперебойное функционирование и предоставление навигационных данных в подсистемы РНИС КО и абонентам РНИС КО;
- обеспечивает функционирование подсистем РНИС КО;
- обеспечивает защиту информации в РНИС КО;
- обеспечивает обновление и дальнейшее развитие программного обеспечения РНИС КО;
- оказывает консультационную и техническую поддержку абонентам РНИС КО;
- обеспечивает формирование отчетности для предоставления муниципальным, федеральным и региональным органам государственной власти.
5.3. Абонент РНИС КО:
- обеспечивает передачу телематических данных от бортового навигационно-связного оборудования в ресурс РНИС КО;
- предоставляет технологическому оператору информацию, необходимую для осуществления мониторинга и диспетчеризации транспортных средств;
- обеспечивает ввод в систему информации, необходимой для осуществления мониторинга и управления транспортом;
- осуществляет мониторинг и управление транспортом;
- по запросу осуществляет представление отчетности технологическому оператору;
- при необходимости осуществляет взаимодействие с оперативными службами;
- направляет в адрес технологического оператора РНИС КО отзывы и предложения о работе РНИС КО.
5.4. Абонентами РНИС КО являются владельцы транспортных средств, осуществляющие их подключение к РНИС КО.
5.5. Пользователями РНИС КО являются:
- органы государственной власти и местного самоуправления Калужской области и подведомственные им организации;
- индивидуальные предприниматели и юридические лица различных организационно-правовых форм и форм собственности, осуществляющие свою деятельность на территории Калужской области;
- физические лица;
- экстренные оперативные службы Калужской области.
5.6. Использование РНИС КО осуществляется на основании соглашений между технологическим оператором РНИС КО и пользователями. Форма соглашения разрабатывается технологическим оператором.
5.7. Мониторинговая информация, содержащаяся в РНИС КО, предоставляется пользователям, перечисленным в п. 5.5 настоящего Положения, на безвозмездной основе.
5.8. Расходы, связанные с созданием и функционированием РНИС КО, осуществляются в соответствии с действующим законодательством.
В Калужской области создана единая система мониторинга транспорта.
Утверждено положение о региональной навигационно-информационной системе (РНИС) Калужской области. Система создана для мониторинга транспорта с использованием технологий ГЛОНАСС/GPS и объединяет данные от различных транспортных средств, включая общественный транспорт, такси, школьные автобусы и машины скорой помощи.
Технологическим оператором системы назначено государственное бюджетное учреждение "Агентство информационных технологий Калужской области". РНИС будет работать круглосуточно и предоставлять мониторинговую информацию органам власти и экстренным службам бесплатно. Система позволит повысить безопасность перевозок, автоматизировать процессы диспетчеризации и улучшить качество транспортных услуг для населения региона.