Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО ''СБЕР А". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.
Программа разработана совместно с АО ''СБЕР А". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.
Приказ Министерства сельского хозяйства Кабардино-Балкарской Республики от 8 декабря 2025 г. N 243
"Об утверждении Программы профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям при осуществлении Управлением государственного надзора за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники, аттракционов Министерства сельского хозяйства Кабардино-Балкарской Республики регионального государственного контроля (надзора) в области технического состояния и эксплуатации самоходных машин и других видов техники на 2026 год"
В соответствии со статьей 44 Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации", Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.06.2021 N 990 "Об утверждении Правил разработки и утверждения контрольными (надзорными) органами программы профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям", Положением о региональном государственном контроле (надзоре) в области технического состояния и эксплуатации самоходных машин и других видов техники в Кабардино-Балкарской Республике, утвержденным постановлением Правительства КБР от 07.04.2022 N 73-ПП приказываю:
1. Утвердить Программу профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям при осуществлении Управлением государственного надзора за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники, аттракционов Министерства сельского хозяйства Кабардино-Балкарской Республики регионального государственного контроля (надзора) в области технического состояния и эксплуатации самоходных машин и других видов техники на 2026 год согласно приложению.
2. Сектору организационно-контрольной работы и взаимодействия со средствами массовой информации (С.Б. Самченко) в течение пяти рабочих дней после подписания настоящего приказа обеспечить его размещение на странице Министерства сельского хозяйства Кабардино-Балкарской Республики на Едином интернет-портале Кабардино-Балкарской Республики в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
3. Отделу делопроизводства (Недужа В.В.) в пятидневный срок после дня официального опубликования настоящего приказа направить его в:
Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Кабардино-Балкарской Республике для внесения в федеральный регистр;
прокуратуру Кабардино-Балкарской Республики.
4. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя министра сельского хозяйства Кабардино-Балкарской Республики И.Ш. Чеченова.
5. Приказ вступает в силу с 1 января 2026 г.
Министр | Х.Л. Сижажев |
Приложение
к приказу
Министерства сельского хозяйства
Кабардино-Балкарской Республики
от 8 декабря 2025 г. N 243
Программа
профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям при осуществлении регионального государственного контроля (надзора) в области технического состояния и эксплуатации самоходных машин и других видов техники на 2026 год
1. Общие положения
1.1. Программа профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям при осуществлении регионального государственного контроля (надзора) в области технического состояния и эксплуатации самоходных машин и других видов техники на 2026 год (далее - Программа) устанавливает порядок проведения профилактических мероприятий, направленных на предупреждение нарушений обязательных требований, соблюдение которых оценивается при осуществлении указанного вида контроля (надзора) на территории Кабардино-Балкарской Республики (далее - надзор) в соответствии с Федеральным законом от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 248-ФЗ).
1.2. Контрольным (надзорным) органом, уполномоченным на осуществление надзора является Министерство сельского хозяйства Кабардино-Балкарской Республики (далее - министерство).
Непосредственно надзор осуществляется сотрудниками управления по надзору за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники, аттракционов министерства (далее - Управление гостехнадзора, уполномоченные должностные лица).
2. Анализ текущего состояния осуществления вида надзора, описание текущего уровня развития профилактической деятельности министерства, характеристика проблем, на решение которых направлена профилактика рисков причинения вреда
2.1. В 2025 году надзор осуществлялся министерством в соответствии с постановлением Правительства КБР от 07.04.2022 N 73-ПП "Об утверждении Положения о региональном государственном контроле (надзоре) в области технического состояния и эксплуатации самоходных машин и других видов техники в Кабардино-Балкарской Республике" с учетом особенностей, установленных постановлением Правительства РФ от 10.03.2022 г. N 336 "Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля.
В 2025 году в постановление Правительства КБР от 07.04.2022 N 73-ПП были внесены изменения в целях приведения его в соответствие Федеральному закону от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" (в редакции от 28 декабря 2024 года).
2.2. Субъектами профилактических мероприятий при осуществлении регионального государственного контроля (надзора) в области технического состояния и эксплуатации самоходных машин и других видов техники являются юридические лица, индивидуальные предприниматели и физические лица, владеющие и (или) эксплуатирующие самоходные машины и другие виды техники, к техническому состоянию и эксплуатации которых предъявляются обязательные требования (далее - контролируемые лица).
Количество зарегистрированных на территории Кабардино-Балкарской Республики юридических лиц (их филиалов и представительств) деятельность которых и (или) используемые ими самоходные машины и другие виды техники являются объектами регионального государственного контроля (надзора) составляет 640 ед. (3537 ед. техники).
Количество зарегистрированных на территории Кабардино-Балкарской Республики индивидуальных предпринимателей деятельность которых и (или) используемые ими самоходные машины и другие виды техники являются объектами регионального государственного контроля (надзора) составляет 320 ед. (964 ед. техники).
Количество зарегистрированных на территории Кабардино-Балкарской Республики физических лиц, деятельность которых и (или) используемые ими самоходные машины и другие виды техники являются объектами регионального государственного контроля (надзора) составляет 4588 ФЛ (6513 ед. техники).
По состоянию на 01 ноября 2025 г. в Управлении гостехнадзора на регистрационном учете состоит 12 512 ед. самоходных машин и других видов техники и прицепов к ним.
Региональный государственный контроль (надзор) в области технического состояния и эксплуатации самоходных машин и других видов техники осуществляется на основе риск-ориентированного подхода к деятельности контролируемых лиц.
Сформирован реестр юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан, а также используемых ими самоходных машин и других видов техники, подлежащих контролю (надзору) (реестр объектов контроля), ссылка на который размещена на сайте министерства.
В 2025 году проведено категорирование объектов контроля, подлежащих региональному государственному контролю (надзору) в области технического состояния и эксплуатации самоходных машин и других видов техники, по категориям риска.
Актуализирован перечень объектов контроля (надзора), которым присвоены категории риска. Всего категорировано порядка 700 объектов контроля.
За получением консультаций контролируемые лица в письменном или электронном виде (посредством ЕПГУ) в Министерство сельского хозяйства Кабардино-Балкарской Республики не обращались. Поступали обращения по вопросам исполнения обязательных требований по телефону после получения контролируемыми лицами предостережений о недопустимости нарушения обязательных требований законодательства.
По итогам обобщения правоприменительной практики в марте 2025 года утвержден и размещен на официальном сайте Министерства в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" доклад о правоприменительной практике Министерства сельского хозяйства Кабардино-Балкарской Республики при осуществления регионального государственного контроля (надзора) в области технического состояния и эксплуатации самоходных машин и других видов техники в 2024.
Заявления о проведении профилактических визитов от контролируемых лиц в письменном или электронном виде (посредством ЕПГУ, ГИС ТОР КНД) в Министерство сельского хозяйства Кабардино-Балкарской Республики не поступали.
2.3. Значительная часть по установленным фактам нарушения обязательных требований контролируемыми лицами приходится на нарушения правил государственной регистрации поднадзорной техники, связанные с несоблюдением установленных сроков регистрации.
Размещенная на официальном сайте министерства информация по вопросам государственной регистрации и осуществлению (контроля) надзора, поддерживалась в актуальном состоянии.
На ряду с вышеизложенным, министерством осуществлялось устное информирование и консультация контролируемых лиц по вопросам соблюдения обязательных требований в области технического состояния и эксплуатации самоходных машин и других видов техники.
В результате исполнения заданий по наблюдению за соблюдением обязательных требований контролируемыми лицами (мониторинга безопасности) посредством анализа информации, содержащейся в региональной информационной системе "Гостехнадзор Эксперт" в 2025 году уполномоченными должностными лицами Управления гостехнадзора выявлены нарушения обязательных требований у 579 контролируемых лиц (юридических лиц и индивидуальных предпринимателей) (несоблюдение установленной постановлением Правительства РФ от 13.11.2013 N 1013 периодичности прохождения технического осмотра самоходных машин и других видов техники). На текущий момент объявлено 334 предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований, а до конца года планируется объявление еще порядка 40 предостережений.
Основными проблемами, на решение которых направлена профилактика рисков причинения вреда, является отсутствие систематического подхода к обязанности по прохождению технического осмотра самоходных машин и других видов техники, а также низкий уровень знаний у контролируемых лиц об обязательных требованиях, предъявляемых законодательством к техническому состоянию и эксплуатации самоходных машин и других видов техники.
3. Цели и задачи Программы
3.1. Цели Программы:
устранение условий, причин и факторов, способных привести к нарушениям обязательных требований и (или) причинению вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям;
разъяснение контролируемым лицам обязательных требований;
создание условий для доведения обязательных требований до контролируемых лиц, повышение информированности о способах их соблюдения.
3.2. Задачи Программы:
повышение уровня правовой грамотности контролируемых лиц, в том числе путем обеспечения доступности информации об обязательных требованиях и необходимых мерах по их исполнению;
повышение квалификации сотрудников Управления гостехнадзора;
снижение количества нарушений обязательных требований, выявляемых в ходе осуществления контроля (надзора).
4. Перечень профилактических мероприятий, сроки (периодичность) их проведения
4.1. Уполномоченные должностные лица осуществляют взаимодействие с контролируемыми лицами только в порядке и случаях, установленных Федеральным законом N 248-ФЗ.
4.2. Министерством осуществляется проведение профилактических мероприятий перечисленных ниже:
Таблица
N п/п | Наименование профилактического мероприятия | Сроки (периодичность) проведения профилактического мероприятия | Ответственные за реализацию |
1 | Информирование | Постоянно, по мере принятия новых нормативных правовых актов и (или) внесения изменений в действующие | Должностные лица Управления гостехнадзора |
2 | Обобщение правоприменительной практики | Ежегодно, по итогам обобщения правоприменительной практики, министерство обеспечивает подготовку доклада, содержащего результаты правоприменительной практики. | Должностные лица Управления гостехнадзора |
3 | Объявление предостережения | По мере выявления необходимости по результатам выполнения заданий на проведение контрольных (надзорных) мероприятий без взаимодействия с контролируемыми лицами | Должностные лица Управления гостехнадзора |
4 | Консультирование | По мере необходимости осуществляется при обращении контролируемых лиц и их представителей | Должностные лица Управления гостехнадзора |
5 | Профилактический визит | Ежегодно, проводится в отношении контролируемых лиц, отнесенных министерством к категории высокого риска. По мере возникновения необходимости, в случае поступления в министерство информации о фактическом использовании контролируемым лицом самоходных машин и других видов техники, не зарегистрированных в установленном порядке в органах гостехнадзора. Информация об обязательных профилактических визитах, том числе о дате и сроке проведения обязательного профилактического визита, объекте контроля, включая адреса мест осуществления организациями, индивидуальными предпринимателями деятельности или адреса нахождения иных объектов контроля, в отношении которых проводится обязательный профилактический визит, категории риска, к которым отнесены объекты контроля, сведения о контролируемых лицах, включая индивидуальный номер налогоплательщика, фамилию, имя, отчество (при наличии) гражданина или наименование организации, адрес организации (ее филиалов, представительств, обособленных структурных подразделений) вносится в программу по мере определения объектов контроля в отношении которых будут проводится такие мероприятия в 2026 г. | Должностные лица Управления гостехнадзора |
4.3. Министерство осуществляет информирование контролируемых и иных заинтересованных лиц по вопросам соблюдения обязательных требований, в порядке, предусмотренном статьей 46 Федерального закона N 248-ФЗ.
4.4. По итогам обобщения правоприменительной практики Министерство обеспечивает подготовку доклада, содержащего результаты обобщения правоприменительной практики Министерства. Доклад о правоприменительной практике готовится ежегодно не позднее 1 марта года, следующего за отчетным, утверждается приказом Министерства и размещается на странице Министерства в срок, не превышающий 5 рабочих дней после его утверждения.
Министерство обеспечивает публичное обсуждение проекта доклада о правоприменительной практике. Указанный проект доклада в срок до 10 февраля текущего года размещается на странице Министерства для публичного обсуждения на срок не менее 10 рабочих дней.
4.5. Предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований объявляется и направляется контролируемому лицу в порядке, предусмотренном статьей 49 Федерального закона N 248-ФЗ.
4.6. Уполномоченные должностные лица осуществляют консультирование в порядке, установленном статьей 50 Федерального закона N 248-ФЗ:
по телефону, посредством видео-конференц-связи, на личном приеме;
в ходе проведения профилактического мероприятия, контрольного (надзорного) мероприятия;
посредством размещения на сайте министерства письменного разъяснения по однотипным обращениям, подписанным уполномоченным должностным лицом, в случае поступления пяти и более однотипных обращений.
Консультирование, в том числе письменное, осуществляется по вопросам, связанным с организацией и осуществлением контроля (надзора), в том числе с:
1) порядком организации и проведения контрольных (надзорных) мероприятий;
2) гарантией и защитой прав контролируемых лиц;
3) эффективными средствами и методами соблюдения обязательных требований;
4) исполнением решений министерства, вынесенных в рамках осуществления контроля (надзора);
5) формам и способам обжалования (в том числе и досудебного) решений министерства, действий (бездействия) его должностных лиц.
По итогам консультирования информация в письменной форме министерством не предоставляется, за исключением случаев направления контролируемым лицом соответствующего обращения в порядке, установленном Федеральным законом от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации".
4.7. Профилактический визит может проводиться по инициативе Министерства (обязательный профилактический визит) или по инициативе контролируемого лица.
Профилактический визит проводится в форме профилактической беседы по месту осуществления деятельности контролируемого лица либо путем использования видео-конференц-связи или мобильного приложения "Инспектор".
В ходе профилактического визита контролируемое лицо информируется об обязательных требованиях, предъявляемых к его деятельности либо к принадлежащим ему объектам регионального государственного контроля (надзора), их соответствия критериям риска, об основаниях и рекомендуемых способах снижения категории риска, а также о видах, содержании и интенсивности контрольных (надзорных) мероприятий исходя из отнесения указанных объектов контроля к соответствующей категории риска.
В рамках обязательного профилактического визита инспектор при необходимости может осуществлять осмотр, истребование документов, инструментальное обследование.
Обязательные профилактические визиты проводятся в порядке, определенном статьей 52.1 Федерального закона N 248-ФЗ со следующей периодичностью:
для объектов контроля, отнесенных к категории высокого риска, - 1 раз в год;
для объектов контроля, отнесенных к категории значительного риска - не более одного обязательного профилактического визита в 3 года;
для объектов контроля, отнесенных к категории среднего риска, - не более одного обязательного профилактического визита в 5 лет;
для объектов контроля, отнесенных к категории умеренного риска, - не более одного обязательного профилактического визита в 6 лет.
Контролируемое лицо не вправе отказаться от проведения обязательного профилактического визита.
Срок проведения обязательного профилактического визита не может превышать 10 рабочих дней и может быть продлен на срок, необходимый для проведения экспертизы.
По окончании проведения обязательного профилактического визита составляется акт о проведении обязательного профилактического визита в установленном Федеральным законом N 248-ФЗ порядке.
Контролируемому лицу может быть выдано предписание об устранении выявленных нарушений обязательных требований в случае, если такие нарушения не устранены до окончания проведения обязательного профилактического визита.
В случае невозможности проведения обязательного профилактического визита и (или) уклонения контролируемого лица от его проведения инспектором составляется акт о невозможности проведения обязательного профилактического визита в установленном Федеральным законом N 248-ФЗ порядке.
Контролируемое лицо вправе направить обращение по вопросу проведения профилактического визита в отношении него с использованием Федеральной государственной информационной системы "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)".
Профилактический визит по инициативе контролируемого лица проводится в соответствии со статьей 52.2 Федерального закона N 248-ФЗ.
Такое обращение подлежит рассмотрению Министерством в течение 10 рабочих дней со дня его регистрации.
4.8. В целях стимулирования добросовестности контролируемых лиц, объекты регионального государственного контроля (надзора), подлежащие отнесению к категориям высокого, значительного, среднего, умеренного риска, подлежат отнесению соответственно к категориям значительного, среднего, умеренного и низкого риска при условии несоответствия индикаторам риска нарушения обязательных требований, установленных приложением N 2 к Положению о региональном государственном контроле (надзоре) в области технического состояния и эксплуатации самоходных машин и других видов техники в Кабардино-Балкарской Республике, и при отсутствии вступившего в законную силу постановления о назначении административного наказания юридическому лицу, его должностным лицам, индивидуальному предпринимателю или гражданину за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 9.3 и (или) статьей 12.37, и (или) частью 1 статьи 19.22 (в части техники, поднадзорной органам гостехнадзора), и (или) частью 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за 2 года, предшествующих дате установления или пересмотра ранее присвоенной категории риска.
При принятии решения об отнесении объектов регионального государственного контроля (надзора) к определенной категории риска в соответствии с установленными критериями используется информация, содержащаяся в информационной системе учета, используемой Министерством.
5. Показатели результативности и эффективности Программы
Основным механизмом оценки эффективности и результативности программы профилактических мероприятий является оценка удовлетворенности контролируемых лиц качеством мероприятий, которая может быть осуществлена посредством анализа поступившей информации (обращения, запросы и т.п.).
В рамках анализа следует оценивать эффективность и результативность профилактических мероприятий по следующим ключевым направлениям:
информированность контролируемых лиц об обязательных требованиях, о принятых и готовящихся изменениях в системе обязательных требований, о порядке проведения мероприятий по контролю (надзору), о правах контролируемых лиц в ходе проверки и др.;
понятность обязательных требований, обеспечивающая их однозначное толкование контролируемыми лицами и контрольным (надзорным) органом;
вовлечение контролируемых лиц в регулярное взаимодействие с контрольным (надзорным) органом.
Отчетными показателями результативности и эффективности мероприятий программы профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям являются:
количество объявленных предостережений о недопустимости нарушения обязательных требований;
количество профилактических визитов, проведенных за отчетный период;
количество осуществленных консультаций в устной и письменной форме, а также посредством размещения на официальном сайте министерства в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" письменных разъяснений;
доля субъектов, в отношении которых проведены профилактические мероприятия (показатель устанавливается в процентах от общего количества подконтрольных субъектов).
Оценка эффективности Программы осуществляется по итогам соответствующего года ее реализации на основании анализа правоприменительной практики по осуществлению профилактических мероприятий.
О целях Программы профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям при осуществлении регионального госконтроля (надзора) в области техсостояния и эксплуатации самоходных машин и других видов техники на 2026 г. в КБР.
Цели Программы профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям при осуществлении регионального госконтроля (надзора) в области техсостояния и эксплуатации самоходных машин и других видов техники на 2026 г. в КБР:
- устранение условий, причин и факторов, способных привести к нарушениям обязательных требований и (или) причинению вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям;
- разъяснение контролируемым лицам обязательных требований;
- создание условий для доведения обязательных требований до контролируемых лиц, повышение информированности о способах их соблюдения.
Приказ вступает в силу с 1 января 2026 г.