Экспресс-мониторинг федерального законодательства от 5 мая 2012
- Федеральный закон от 3 мая 2012 г. N 47-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Если туроператор - банкрот, туриста вернут на родину за счет средств компенсационного фонда. Внесены поправки в Закон об основах туристической деятельности в России. Они направлены на совершенствование госрегулирования в сфере туризма. В частности, предусмотрено создание компенсационного фонда для защиты туристов, а также повышение финансовых гарантий для туроператоров. Туроператоры, занятые в сфере выездного туризма, обязаны быть членами некоммерческого объединения, при котором будет сформирован компенсационный фонд. Они обязаны вносить 0,1% от годового оборота, но не менее 100 тыс. руб. Средства этого фонда направлены на оказание экстренной помощи гражданам. Речь идет о возвращении туристов в Россию и оплате услуг по перевозке (в т. ч. гостиничных) в случае банкротства туроператоров. При этом турист, получивший экстренную помощь за счет объединения или отказавшийся от нее, сохраняет право потребовать возмещения реального ущерба с туроператора или страховщика (гаранта). Порядок и условия оказания такой помощи определяет Правительство РФ. Оно также назначает орган, уполномоченный в сфере госрегулирования туристской деятельности. Кроме того, Правительство РФ может уменьшить размер взноса в фонд, если в предшествующий год из него не производились выплаты. Скорректирован минимальный размер страхования ответственности туроператоров, а также банковской гарантии. Для тех, кто занимается въездным туризмом, его понизили с 10 млн руб. до 500 тыс. руб. Что касается выездного туризма, то если выручка не более 250 млн руб., минимальный размер - 30 млн руб., если свыше - 12% от оборота. Туроператор несет ответственность перед туристом и (или) иным заказчиком, если не исполняются или ненадлежаще осуществляются обязательства по договору о реализации туристского продукта, заключенному турагентом как от имени туроператора, так и от своего имени. Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования, за исключением некоторых положений, для которых установлены иные сроки.
- Постановление Правительства РФ от 4 мая 2012 г. N 432 "Об утверждении ставок вывозных таможенных пошлин на медь рафинированную, вывозимую из Российской Федерации за пределы государств - участников соглашений о Таможенном союзе"
В июне изменится ставка экспортной пошлины на рафинированную медь. С 5 июня 2012 г. ставка экспортной пошлины на рафинированную медь (катоды и их секции, заготовки для изготовления проволоки и прокатки и прочую) составит 893 долл. США за 1 т. В настоящее время она равняется 10% от таможенной стоимости. Ставка вывозной пошлины на необработанные медные сплавы сохранится на нынешнем уровне - 10% от таможенной стоимости. Напомним, что в конце 2011 г. введена прогрессивная ставка экспортной пошлины на рафинированную медь. Она определяется исходя из средних мировых цен на нее на Лондонской бирже металлов за предыдущий квартал. Постановление вступает в силу с 5 июня 2012 г.
- Постановление Правительства РФ от 4 мая 2012 г. N 431 "Об установлении ставки вывозной таможенной пошлины на никель нелегированный, вывозимый из Российской Федерации за пределы государств - участников соглашений о Таможенном союзе"
С 5 июня повышается ставка вывозной пошлины на нелегированный никель. С 5 июня 2012 г. увеличивается ставка экспортной пошлины на нелегированный никель, вывозимый за пределы Таможенного союза. Она повышается с 1 245,5 до 1 447,6 долл. США за тонну. Ставка экспортной пошлины на данный товар определяется с учетом средней цены на него на Лондонской бирже металлов за квартал. Постановление вступает в силу с 5 июня 2012 г.
- Постановление Правительства РФ от 4 мая 2012 г. N 430 "Об установлении ставки вывозной таможенной пошлины на никель нелегированный, вывозимый из Российской Федерации за пределы государств - участников соглашений о Таможенном союзе"
С 5 марта 2012 г. экспорт нелегированного никеля облагается по ставке 1 245,5 долл. США за 1 т. С 5 марта 2012 г. ставка экспортной пошлины на никель нелегированный (код ТН ВЭД ТС 7502 10 000 0), вывозимый за пределы ТС, составляет 1 245,5 долл. США за тонну. Следует отметить, что с 28 мая 2011 г. экспортная пошлина на указанный товар определяется исходя из средней цены на него на Лондонской бирже металлов. Мониторинг цен ежеквартально проводит Минэкономразвития России. Ставка пошлины вводится в действие с 5-го числа 3-го календарного месяца, следующего за окончанием периода мониторинга. Постановление распространяется на правоотношения, возникшие с 5 марта 2012 г.
- Постановление Правительства России от 3 мая 2012 г. N 428 "О внесении изменения в Положение о Министерстве экономического развития Российской Федерации"
Единый федеральный реестр сведений о фактах деятельности юрлиц: оргмероприятия возложены на Минэкономразвития России. Данные, публикуемые в соответствии с законодательством о госрегистрации организаций, с 1 января 2013 г. заносятся в Единый федеральный реестр сведений о фактах деятельности юрлиц. То, как формируется и ведется данный реестр, как и по каким критериям отбирается его оператор, устанавливает уполномоченный Правительством РФ федеральный орган исполнительной власти. Кроме того, он определяет порядок и сроки внесения организациями, федеральным органом исполнительной власти, регистрирующим юрлиц, сведений в реестр, порядок, срок и цену их размещения в Интернете, а также вид используемой электронной подписи. Таким уполномоченным органом является Минэкономразвития России. Постановление вступает в силу с 1 января 2013 г.
- Постановление Правительства РФ от 2 мая 2012 г. N 412 "Об утверждении Положения о федеральном государственном надзоре в области защиты прав потребителей"
Как проводится федеральный государственный надзор в области защиты прав потребителей? Роспотребнадзор проводит федеральный государственный надзор в области защиты прав потребителей. Определен порядок его осуществления. Изготовители (исполнители, продавцы, уполномоченные организации или ИП, импортеры) должны соблюдать нормы международных договоров России и иные нормативные правовые акты и предписания должностных лиц госорганов. Товары (работы, услуги) должны отвечать требованиям безопасности для жизни и здоровья потребителей и окружающей среды. Госнадзор за соблюдением указанных положений проводится в виде проверок. В частности, осматриваются помещения, здания, сооружения, транспортные средства и иные объекты, используемые при продаже товаров, выполнении работ, оказании услуг. Отбираются образцы (пробы) товаров, их исследуют, измеряют, испытывают. Устанавливаются причинно-следственные связи между нарушениями и фактами причинения вреда жизни, здоровью, имуществу потребителей и окружающей среде. Сроки и последовательность административных процедур устанавливаются административным регламентом. Определены должностные лица Службы, уполномоченные проводить госнадзор. Закреплены их права. Сотрудники несут ответственность в соответствии с российским законодательством. Роспотребнадзор ежегодно анализирует эффективность федерального госнадзора и готовит доклад о защите прав потребителей в России.
Экспресс-мониторинг федерального законодательства от 4 мая 2012
- Указ Президента РФ от 3 мая 2012 г. N 571 "О повышении денежного вознаграждения лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации"
Повышается денежное вознаграждение высших должностных лиц России. C 1 октября 2012 г. повышается в 1,06 раза денежное вознаграждение некоторых лиц, замещающих государственные должности России. В частности, речь идет о Президенте России, Председателе Правительства РФ, его заместителях, федеральных министрах, Уполномоченном по правам человека в России. Также это касается послов России в иностранных государствах и постоянных представителей нашей страны при международных организациях и др. Предыдущее повышение денежного вознаграждения указанных лиц имело место 1 октября 2008 г. (на 9%). Установлено, что при увеличении (индексации) денежного вознаграждения лиц, замещающих государственные должности России, его размеры, а также величины ежемесячного и ежеквартального денежного поощрения округляются до целого рубля в сторону увеличения. Указ вступает в силу со дня его подписания.
- Постановление Правительства РФ от 25 апреля 2012 г. N 390 "О противопожарном режиме"
Соблюдение противопожарных правил - обязанность каждого! Установлены новые правила противопожарного режима в Российской Федерации. Они включают требования пожарной безопасности на производственных объектах, в местах массового пребывания людей (в больницах, детских садах, школах, лагерях и т. п.), жилых домах, на транспорте и др. В частности, для каждого объекта разрабатывается инструкция о мерах пожарной безопасности. Не реже 2 раз в год проверяется качество огнезащитной обработки строительных конструкций, горючих отделочных и теплоизоляционных материалов, воздуховодов, металлических опор оборудования и эстакад. В организациях с ночным пребыванием людей (школах-интернатах, домах для престарелых и инвалидов, больницах, детских домах, летних лагерях) организуется круглосуточное дежурство обслуживающего персонала. Такие объекты оснащаются средствами индивидуальной защиты органов дыхания и зрения человека от токсичных продуктов горения. Звуковая сигнализация для оповещения людей при пожаре должна иметься во всех поселениях, городских округах, дачных и садоводческих кооперативах. Обеспечивается и наличие запасов воды для пожаротушения. Владельцы частных домов обязаны иметь на участках емкости (бочки) с водой или огнетушитель. Рядом с домами и зданиями запрещено оставлять емкости с легковоспламеняющимися и горючими жидкостями и газами. Не допускается использовать чердаки, технические этажи, вентиляционные камеры и другие технические помещения для организации производственных участков, мастерских, хранения различных предметов. Транспаранты и баннеры, размещаемые на фасадах зданий, следует делать из негорючих или трудногорючих материалов. Постояльцы гостиниц, мотелей, общежитий должны быть ознакомлены с правилами пожарной безопасности под роспись. Особое внимание уделено обеспечению пожарной безопасности при проведении массовых мероприятий (дискотек, представлений, торжеств и т. п.). Определен перечень противопожарных мер на период устойчивой сухой, жаркой и ветреной погоды. Ужесточены требования пожарной безопасности на торговых объектах. В частности, тару из-под керосина и других горючих жидкостей можно хранить только на специальных огражденных площадках. Нельзя продавать в одном торговом зале оружие, патроны к нему и иные товары (кроме спортивных, охотничьих, рыболовных принадлежностей и запчастей к оружию). Постановление вступает в силу через 7 дней после его официального опубликования, за исключением отдельных положений, которые вводятся в действие с 1 сентября 2012 г.
Экспресс-мониторинг федерального законодательства от 3 мая 2012
- Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 19 апреля 2012 г. N 34 "О внесении изменений в главу II Единых санитарно-эпидемиологических и гигиенических требований к товарам, подлежащим санитарно-эпидемиологическому надзору (контролю)"
Уточнены применяемые на территории ТС санитарно-эпидемиологические и гигиенические требования к товарам. Содержание биологически активных веществ в составе БАД к пище на основе растительного сырья, для которых не установлены адекватные и верхние допустимые уровни потребления, не должно превышать 50% от величины их разовой терапевтической дозы, определенной для их применения в качестве лекарств в традиционной медицине. Прежде таких веществ должно было быть не менее 10% и не более 50%. Уточнена форма селена для использования при производстве БАД к пище для взрослых. Скорректированы требования безопасности к товарам детского ассортимента. Так, миграция N-нитрозообразующих веществ (извлечение искусственной слюной, а не смолой) при испытаниях латексных, резиновых сосок молочных и пустышек не должна превышать 200 мкг/кг. В игрушках для детей до 3 лет нельзя применять наполнители игрушек, подобных погремушкам, размер которых во влажной среде увеличивается более чем на 5 % (ранее - на 50%). Уровень звука игрушек для игры на открытом воздухе не должен быть более 75 дБА. Исключение составляют те, которые издают импульсный звук. Расширены требования химической безопасности, предъявляемые к игрушкам. Дополнен перечень вещей, относящихся к одежде 2-го и 3-го слоев. Изменения коснулись и требований к товарам бытовой химии и лакокрасочным изделиям. Решение вступает в силу по истечении 30 дней после его официального опубликования.
- Федеральный закон от 3 мая 2012 г. N 46-ФЗ "О ратификации Конвенции о правах инвалидов"
Инвалиды получат дополнительные гарантии в соответствии с международной конвенцией. Ратифицирована Конвенция о правах инвалидов. Она подписана от имени России в Нью-Йорке 24 сентября 2008 г. Следует отметить, что конвенция направлена на защиту прав инвалидов, борьбу с их дискриминацией и обеспечение полноценного участия людей с ограниченными возможностями здоровья в жизни общества. Государства-участники должны предпринимать все надлежащие меры (в т. ч. законодательные) для обеспечения достаточного жизненного уровня инвалидов и их социальной защиты. В частности, инвалидам гарантируется равный доступ с другими к транспорту, информации и связи, а также к иным объектам и услугам, открытым или предоставляемым для населения, как в городских, так и в сельских районах. Уделяется внимание защите прав женщин-инвалидов и детей-инвалидов как наиболее уязвимых и нуждающихся в социальной поддержке категорий населения. Разлучать ребенка с родителями по причине инвалидности не допускается. Устанавливается равенство возможностей в получении образования. Дети-инвалиды должны регистрироваться сразу же после рождения. С этого момента они имеют право на приобретение гражданства, а также (в наиболее возможной степени) право знать своих родителей и право на их заботу. В целом основные положения действующего российского законодательства соответствуют нормам конвенции. Ее ратификация позволяет создать дополнительные гарантии обеспечения, защиты и развития социальных и экономических прав инвалидов.
- Федеральный закон от 3 мая 2012 г. N 45-ФЗ "О внесении изменения в статью 76 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации"
Осужденные содержатся в транзитно-пересыльных пунктах на условиях отбывания ими наказания. Ежегодно подразделения уголовно-исполнительной системы по конвоированию перемещают более 2 млн человек по 144 плановым ж/д маршрутам, 252 автодорожным, 12 авиационным и 4 водным. При конвоировании возникает необходимость временно размещать осужденных в транзитно-пересыльных пунктах названных учреждений, связанная с разрывом маршрутов конвоирования. Однако в российском законодательстве подобные процедуры не были предусмотрены. Приняты поправки к УИК РФ. Осужденные теперь содержатся в транзитно-пересыльных пунктах на условиях отбывания ими наказания в исправительном учреждении, установленном приговором (определением, постановлением) суда. При этом должны соблюдаться требования их раздельного содержания. Указанные пункты создаются при исправительных учреждениях и следственных изоляторах. Предельный срок содержания осужденных в транзитно-пересыльных пунктах составляет до 20 суток.
- Федеральный закон от 3 мая 2012 г. N 44-ФЗ "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях"
Кто еще будет рассматривать административные дела от имени региональных органов надзора за охраной недр и водных объектов? Скорректирован КоАП РФ. Поправки касаются контроля за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр, а также эксплуатацией и охраной водных объектов. Вместо понятия "контроль" вводится термин "надзор". Он делится на федеральный и региональный. Основная цель поправок - расширить круг лиц, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях в указанной сфере. Речь идет о таких составах, как сокрытие экологической информации, нарушение правил и требований проведения работ по геологическому изучению недр, самовольная уступка права пользования недрами, уничтожение или повреждение скважин опорной наблюдательной госсети и др. Имеются в виду правонарушения, к ответственности за которые привлекают соответствующие исполнительные органы субъектов Российской Федерации (региональный надзор). Дела от имени этих органов теперь могут рассматривать не только руководители органа в целом и их заместители, но и руководители структурных подразделений и их заместители.
- Федеральный закон от 3 мая 2012 г. N 43-ФЗ "О ратификации Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Сингапур о поощрении и взаимной защите капиталовложений"
Россия и Сингапур за поощрение и взаимную защиту капиталовложений. Ратифицировано Соглашение между Правительствами России и Республики Сингапур о поощрении и взаимной защите капиталовложений. Оно подписано в г. Сингапуре 27 сентября 2010 г. Соглашение направлено на создание международно-правовых условий и гарантий для предпринимательской и инвестиционной деятельности российских и сингапурских инвесторов. Оно определяет рамочные условия отношений двух стран в части привлечения иностранных инвестиций. Урегулирован допуск к капиталовложениям инвесторов одной стороны на территории государства другой в соответствии с законодательством этих стран. Закреплена обязанность обеспечивать полную правовую защиту и безопасность капиталовложений. В частности, не допускается применять меры принудительного изъятия (экспроприация, национализация). В противном случае предусмотрена выплата незамедлительной, адекватной и эффективной компенсации. Инвесторам предоставляется справедливый и равноправный режим капиталовложений, который не допускает применение дискриминационных мер и создает одинаковые условия с национальными инвесторами или инвесторами третьих государств. При этом стороны сохраняют за собой право применять и вводить изъятия из национального режима в отношении иностранных инвесторов и их капиталовложений. Кроме того, в соглашении установлены порядок перевода платежей, процедура разрешения инвестиционных споров и споров относительно толкования этого документа. Соглашение применяется к капиталовложениям, осуществленным с 1 января 1990 г. Однако оно не распространяется на споры (требования) по инвестициям, возникшие до его вступления в силу. Следует отметить, что этот документ соответствует типовому соглашению о поощрении и взаимной защите капиталовложений, одобренному Правительством РФ в 2001 г.
- Федеральный закон от 3 мая 2012 г. N 42-ФЗ "О ратификации Протокола между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Беларусь о прекращении действия международных договоров по вопросам косвенного налогообложения"
Протокол России и Белоруссии о прекращении действия международных договоров по вопросам косвенного налогообложения прошел ратификацию Ратифицирован межправительственный Протокол России и Белоруссии о прекращении действия международных договоров по вопросам косвенного налогообложения. К договорам относятся Соглашение о принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг и Протокол о порядке взимания косвенных налогов при выполнении работ, оказании услуг. Дело в том, что Россия и Белоруссия входят в ТС. В его рамках порядок применения косвенных налогов во взаимной торговле регулируется положениями Соглашения о принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг. В соответствии с ним приняты протоколы о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров и о порядке взимания косвенных налогов при выполнении работ, оказании услуг.
- Федеральный закон от 2 мая 2012 г. N 41-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с освобождением политических партий от сбора подписей избирателей на выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, в органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления"
Выборы: когда подписи избирателей не требуются? В ряд законов внесены поправки в связи с освобождением политических партий от сбора подписей избирателей на выборах депутатов Государственной Думы, в органы госвласти субъектов Федерации и местного самоуправления. Ранее от сбора подписей избирателей на выборах соответствующего уровня освобождались партии, представленные в Госдуме, законодательных (представительных) органах госвласти субъектов Федерации, представительных органах муниципальных образований. Не требовалось собирать подписи и тем, которые были представлены в законодательных (представительных) органах госвласти не менее чем в 1/3 регионов. Теперь при проведении выборов (кроме Президента России) все политические партии освобождены от сбора подписей избирателей. Что касается выборов Президента РФ, то сохранено требование о сборе подписей избирателей партиями, не представленными в Госдуме, законодательных (представительных) органах госвласти не менее чем в 1/3 регионов. Однако необходимое количество подписей уменьшено. Так, в поддержку кандидата на должность Президента РФ нужно собрать не менее 100 тыс. (вместо 2 млн) подписей избирателей. С 2 млн до 300 тыс. сокращено количество подписей, которое требуется от самовыдвиженца. Поправки вступают в силу со дня официального опубликования. Изменения в Законы об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме, о выборах Президента РФ, а также депутатов Государственной Думы применяются к выборам, назначенным после этой даты.
- Федеральный закон от 2 мая 2012 г. N 40-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и Федеральный закон "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации"
Возвращаются прямые выборы глав регионов. Согласно поправкам выбирать глав регионов будет население, проживающее на соответствующей территории. Избранным считается тот, кто наберет более 50% голосов. Если никто не получит такое количество, проведут 2-й тур. Напомним, что ранее Президент РФ вносил кандидатов на указанную должность в региональный законодательный орган, который и наделял лицо полномочиями. Претендентов выдвигают политические партии. Причем партия может предлагать как своих членов, так и беспартийных. Региональным законом может быть предусмотрено самовыдвижение. Президенту страны предоставляется право проводить консультации с партиями по поводу кандидатов, а также с самовыдвиженцами. Определены требования к кандидату. Ему должно быть не менее 30 лет. Необходимо собрать в свою поддержку подписи депутатов местных представительных органов и выборных глав муниципалитетов (5-10%). Причем названные лица могут отдать свой голос только за 1 кандидата. Такую поддержку надо получить минимум в 3/4 муниципальных районов и городских округов. Самовыдвиженцы помимо этого должны собрать подписи избирателей (0,5-2%). Предусмотрены ограничения на выдвижение для бывших глав регионов. Не могут претендовать на пост лица, отрешенные от этой должности ранее (запрет действует в течение 2 лет на территории всей страны). Главы субъектов Федерации, сложившие полномочия и занимавшие эту должность менее 1 года, вправе выдвигаться на проводимых в связи с этим досрочных выборах лишь с согласия Президента РФ. Срок полномочий для глав регионов остался прежним - не более 5 лет. При этом вводится запрет занимать указанный пост более 2-х сроков подряд. Полномочия главы субъекта Федерации могут быть прекращены досрочно, в том числе при отрешении от должности в связи с утратой доверия Президента РФ. Речь идет о выявлении фактов коррупции или неурегулировании конфликта интересов. Еще 1 основание для отрешения - неисполнение решения Конституционного Суда РФ в отношении нормативно-правового акта высшего должностного лица региона. Предусмотрена возможность отзыва главы субъекта Федерации избирателями в случае нарушения им законодательства или неоднократного неисполнения без уважительных причин своих обязанностей. Соответствующие факты должны быть установлены судом. Процедура отзыва достаточно сложна (в частности, в поддержку данной инициативы надо собрать не менее 1/4 подписей избирателей). Одновременно уточняются ограничения избирательного права. Не смогут выдвигаться на выборах любого уровня те, кто был когда-либо осужден к лишению свободы за тяжкие и (или) особо тяжкие преступления (кроме ситуаций, когда указанные деяния более не признаются таковыми по новому уголовному закону). Запрет касается и случаев снятия или погашения судимости за названные преступления. Федеральный закон вступает в силу с 1 июня 2012 г. Первые выборы по новым правилам состоятся 14 октября 2012 г. Их проведут в тех регионах, где срок полномочий действующих руководителей истекает в 2012 г.
- Приказ Федеральной налоговой службы от 27 февраля 2012 г. N ММВ-7-6/111@ "Об утверждении Порядка представления пользователям сведений из Единого государственного реестра налогоплательщиков"
По запросу можно получить сведения из Единого государственного реестра налогоплательщиков. Закреплено, как налоговые органы предоставляют сведения из Единого государственного реестра налогоплательщиков. Организации и физлица могут получить данные о себе (в полном объеме), о других налогоплательщиках (только ИНН, КПП). Определенным органам и иным лицам (в частности, нотариусам, органам юстиции, опеки и попечительства, кадастрового учета и т. д.) сообщают ИНН. Сведения о юридическом (физическом) лице предоставляются органам государственной власти, местного самоуправления, государственных внебюджетных фондов, судам, правоохранительным органам, а также иным субъектам, определенным законодательством. Необходимо представить запрос. Он подается пользователем непосредственно, через представителя либо по почте в любой налоговый орган. Его можно направить в электронном виде через единый портал государственных и муниципальных услуг или сайт ФНС России. В этом случае он заверяется усиленной квалифицированной электронной подписью. Сведения предоставляются в срок не более 5 рабочих дней после получения запроса. Информация об ИНН физлица размещается на сайте ФНС России. Приведены рекомендуемые образцы для предоставления сведений. Приказ вступает в силу с той же даты, с которой утрачивают силу правила ведения реестра, установленные Правительством РФ (Минфин России утвердил новые). Зарегистрировано в Минюсте РФ 27 апреля 2012 г. Регистрационный № 23968.
- Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 9 апреля 2012 г. N 320н "О внесении изменений в Порядок опубликования заключенных на федеральном уровне отраслевых соглашений и предложения о присоединении к соглашению, утвержденный приказом Минздравсоцразвития России от 12 апреля 2007 г. N 260"
Федеральные отраслевые соглашения будут публиковать в журнале "Охрана и экономика труда" и ряде иных изданий. Изменился перечень печатных изданий для опубликования федеральных отраслевых соглашений. Их размещают в журналах "Охрана и экономика труда", "Промышленник России" и газете "Солидарность" (ранее - в газете "Ваше право"). Отметим, что соглашения также обнародуются через официальный сайт Минздравсоцразвития России (www.minzdravsoc.ru). Только после опубликования в журнале "Охрана и экономика труда" и размещения на указанном интернет-ресурсе работодателям, не участвовавшим в заключении соглашения, может быть предложено присоединиться к нему. Зарегистрировано в Минюсте РФ 26 апреля 2012 г. Регистрационный № 23947.
Экспресс-мониторинг федерального законодательства от 2 мая 2012
- Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 19 апреля 2012 г. N 35 "Об утверждении Положения об унификации методов испытаний для целей оценки соответствия Единым санитарно-эпидемиологическим и гигиеническим требованиям к товарам, подлежащим санитарно-эпидемиологическому надзору (контролю)"
Как унифицируются методы испытаний для оценки соответствия Единым требованиям к товарам, подлежащим санитарно-эпидемиологическому надзору (контролю)? Установлены принципы, основные этапы формирования, утверждения и актуализации Единого перечня методов (методик), применяемых для оценки соответствия продукции Единым санитарно-эпидемиологическим и гигиеническим требованиям к товарам, подлежащим санитарно-эпидемиологическому надзору (контролю) (далее - Единые санитарные требования). Определены критерии выбора и порядок унификации методов (методик) для включения их в Единый перечень, порядок решения спорных вопросов, касающихся применения методов для целей оценки соответствия названным требованиям. Так, Единый перечень методов (методик) формируется по показателям, установленным для групп товаров Едиными санитарными требованиями. Основные этапы формирования, утверждения и актуализации Единого перечня включают следующее. Во-первых, сбор информации и формирование проектов перечней методов испытаний, применяемых сторонами на национальном уровне. Во-вторых, формируется проект указанного перечня. В-третьих, он согласовывается сторонами, формируется окончательная редакция документа с учетом замечаний и предложений. В-четвертых, Единый перечень методов (методик) утверждает Евразийская экономическая комиссия. В-пятых, Единый перечень методов (методик) актуализируется при включении (исключении) показателей в Единые санитарные требования, а также при разработке новых методов (методик) по представлению одной из сторон. Решение вступает в силу по истечении 30 дней после официального опубликования.
- Федеральный закон от 1 мая 2012 года N 39-ФЗ "О ратификации Конвенции о защите требований трудящихся в случае неплатежеспособности предпринимателя (Конвенции N 173)"
Россия ратифицировала Конвенцию о защите требований трудящихся в случае неплатежеспособности предпринимателя. Ратифицирована Конвенция МОТ о защите требований трудящихся в случае неплатежеспособности предпринимателя. Напомним, что согласно ей государство-член МОТ, принимающее конвенцию, может защитить права работников при банкротстве предпринимателя 3 способами. Оно вправе предоставить им привилегии при удовлетворении требований кредиторов, учредить специальные гарантийные организации, погашающие их требования при недостаточности средств у банкрота, или сочетать оба способа. Россия выбрала первый из указанных способов. Так, среди исков к несостоятельному предпринимателю приоритет предоставляется требованиям трудящихся. Отметим, что конвенция предоставляет государству-члену МОТ право определять сумму требований работников, подлежащую удовлетворению. При этом она должна быть не ниже социально приемлемого уровня.
- Постановление Правительства РФ от 26 апреля 2012 г. N 403 "О порядке ведения Федерального регистра лиц, страдающих жизнеугрожающими и хроническими прогрессирующими редкими (орфанными) заболеваниями, приводящими к сокращению продолжительности жизни граждан или их инвалидности, и его регионального сегмента"
Редкие заболевания, приводящие к сокращению продолжительности жизни граждан или инвалидности: перечень и правила ведения реестра больных. Утверждены перечень жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких (орфанных) заболеваний, приводящих к сокращению продолжительности жизни граждан или их инвалидности, и Правила ведения Федерального регистра страдающих ими лиц и его регионального сегмента. В перечень входят 24 заболевания. Это гемолитико-уремический синдром, нарушения обмена ароматических аминокислот, жирных кислот, гомоцистинурия, галактоземия, острая перемежающая (печеночная) порфирия, незавершенный остеогенез и др. Для каждой позиции приведен код по Международной статистической классификацией болезней и проблем, связанных со здоровьем, X пересмотра. Регистр является федеральной информсистемой, включающей региональные сегменты. Оператором системы является Минздравсоцразвития России. Он отвечает за ее бесперебойное функционирование. Регистр ведет Министерство, сегменты - уполномоченные органы исполнительной власти регионов. Последние пользуются информацией от медорганизаций, а при ее отсутствии - данными, полученными на основании запросов во внебюджетные госфонды. Регистр ведется в электронном виде с применением автоматизированной системы. Регистровой записи присваивается уникальный номер, указывается дата ее внесения. По каждому лицу приводятся ФИО, дата рождения, адрес места жительства, серия, номер паспорта (свидетельства о рождении) или удостоверения личности, серия и номер полиса ОМС, диагноз заболевания, сведения о выписке и отпуске лекарств и др
- Постановление Правительства РФ от 26 апреля 2012 г. N 402 "Об осуществлении контроля и надзора в сфере правовой охраны и использования результатов интеллектуальной деятельности военного, специального и двойного назначения, созданных за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, а также контроля и надзора в установленной сфере деятельности в отношении государственных заказчиков и организаций - исполнителей государственных контрактов, предусматривающих проведение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ"
Как Роспатент проводит проверки в части правовой охраны и использования результатов НИОКР военного, специального и двойного назначения? Роспатент осуществляет контроль и надзор в сфере правовой охраны и использования результатов НИОКР военного, специального и двойного назначения, созданных за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета. Утвержден порядок проведения проверок. Плановые и внеплановые проверки проводятся в отношении госзаказчиков и организаций-исполнителей госконтрактов, предусматривающих проведение НИОКР. Цель - предупредить, выявить и пресечь нарушения обязательных требований, а также обеспечить защиту прав России на результаты интеллектуальной деятельности при вовлечении их в экономический и гражданско-правовой оборот. Проверки проводятся на основании приказа руководителя Роспатента. В ходе проверок, в частности, выясняется соблюдение требований, касающихся распоряжения правами России на результаты интеллектуальной деятельности. В госконтрактах должны быть предусмотрены условия распределения и закрепления прав на результаты интеллектуальной деятельности, осуществления их госучета и использования. Кроме того, выявляются охраноспособные результаты интеллектуальной деятельности, принимаются меры к обеспечению их правовой охраны. Определено, какие документы и материалы подлежат рассмотрению в ходе проверок. По их результатам составляется акт. Для устранения выявленных нарушений в адрес проверяемых субъектов направляются предписания.
- Постановление Правительства РФ от 26 апреля 2012 г. N 401 "О введении временного количественного ограничения на ввоз озоноразрушающих веществ на территорию Российской Федерации"
С 1 июля по 31 декабря 2012 г. временно ограничивается количество ввозимых в Россию некоторых озоноразрушающих веществ. Временно устанавливается количественное ограничение (квота) на ввоз в Россию определенных озоноразрушающих веществ (ОРВ). Приведен их перечень. Ограничение действует с 1 июля по 31 декабря 2012 г. Допустимый объем ввоза ГХФУ-141b равен 3 000 метрических тонн. Остальных ОРВ, включенных в список, - 0. Объемы ОРВ распределяются между участниками внешнеторговой деятельности, подавшими до 1 июня 2012 г. в Росприроднадзор заявления о ввозе таких веществ, пропорционально объемам ОРВ, ввезенных этими заявителями в 2008-2011 гг. Не позднее 1 июля 2012 г. указанные объемы должны быть распределены. Соответствующая информация направляется в Службу и Минпромторг России. Росприроднадзор выдает разрешительные документы на ввоз до 31 декабря 2012 г. ОРВ в распределенных объемах.
- Постановление Правительства РФ от 26 апреля 2012 г. N 398 "Об утверждении критериев создания особой экономической зоны"
Что требуется для создания особой экономической зоны? Решение о создании особой экономической зоны (ОЭЗ) принимает Правительство РФ. Утверждены критерии, которые при этом учитываются. Критерии создания ОЭЗ включают, в частности, следующее. Есть естественные экономико-географические конкурентные преимущества для реализации инвестпроектов, соответствующих специализации предполагаемой к созданию ОЭЗ. Наличие инвестпроектов и потенциальных инвесторов, письменно подтвердивших готовность их реализовать на данной территории, с объемом запланированных инвестиций не менее планируемого размера необходимых для создания ее инфраструктуры бюджетных средств. Речь идет также о прогнозной положительной динамике (включая обоснование) роста объемов допдоходов, поступающих в федеральный бюджет, бюджет субъекта Федерации, где предполагается создать ОЭЗ, а также в местный бюджет в связи с созданием и функционированием таковой. Требуется хотя бы 1 хозяйственное общество, намеревающееся осуществлять функции управляющей компании. При этом оно письменно подтвердило готовность заключить с уполномоченным Правительством РФ органом исполнительной власти соглашение об управлении ОЭЗ и принять на себя обязательство привлечь не менее 50% планируемого объема внебюджетных инвестиций в ее создание и функционирование. В субъекте Федерации или муниципальном образовании, где предполагается создать ОЭЗ, есть успешный опыт реализации крупных инвестпроектов с участием российских и иностранных инвесторов. Там, где планируется создать ОЭЗ, а также на прилегающей территории имеются объекты внутренней и внешней инженерной, транспортной, инновационной, социальной и иной инфраструктуры, которые можно использовать для функционирования и развития ОЭЗ. Кроме того, установлено, что решение о создании ОЭЗ принимается исходя из совокупности утвержденных критериев.
- Постановление Правительства РФ от 25 апреля 2012 г. N 394 "О мерах по совершенствованию использования информационно-коммуникационных технологий в деятельности государственных органов"
Использование ИКТ в деятельности госорганов: что изменилось? Скорректированы акты Правительства РФ по вопросам совершенствования использования ИКТ в деятельности госорганов. Изменения коснулись Регламента Правительства РФ, Положения о разработке, утверждении и реализации ведомственных целевых программ, Постановления о координации мероприятий по использованию ИКТ в деятельности госорганов, Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, Правил разработки и реализации ФЦП и межгосударственных целевых программ, в осуществлении которых участвует Россия. В частности, закреплено, что проекты документов федеральных органов исполнительной власти, предусматривающих мероприятия по информатизации, направляются в Минкомсвязь России на заключение. В названное постановление введено Положение о координации мероприятий по использованию ИКТ в деятельности госорганов. Правила подготовки планов информатизации госорганов и отчетов об их выполнении при этом изложены в новой редакции. Минкомсвязи России поручено в месячный срок утвердить методрекомендации по организации системы проектного управления мероприятиями по информатизации в госорганах и по подготовке соответствующих планов. В 2-месячный срок должны быть утверждены методрекомендации по подготовке отчетов о выполнении данных планов и методика подготовки заключений об оценке документов, используемых в рамках планирования, создания и применения ИКТ в деятельности госорганов. В 3-месячный срок в Правительство РФ должен быть внесен проект акта об утверждении положения о национальном фонде алгоритмов и программ, обеспечивающем хранение программ для ЭВМ, доступ органов власти к таким программам для обеспечения их повторного использования.
- Постановление Правительства РФ от 25 апреля 2012 г. N 391 "О внесении изменений в Правила передачи детей на усыновление (удочерение) и осуществления контроля за условиями их жизни и воспитания в семьях усыновителей на территории Российской Федерации и в Правила подбора, учета и подготовки граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями несовершеннолетних граждан либо принять детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание в иных установленных семейным законодательством Российской Федерации формах"
Граждане, желающие принять на воспитание в свою семью ребенка, должны пройти подготовку. Правила передачи детей на усыновление (удочерение) и порядок подбора, учета и подготовки граждан, желающих стать опекунами, попечителями, приемными или патронажными родителями, приводятся в соответствие с изменениями, внесенными в Семейный кодекс Федеральным законом от 30 ноября 2011 г. N 351-ФЗ. Уточнено, что лица, желающие усыновить или принять на воспитание в свою семью ребенка, должны пройти подготовку. Она проводится органами опеки и попечительства. Свидетельство или иной документ, подтверждающий ее прохождение, также подается вместе с заявлением об усыновлении. Для близких родственников ребенка подготовка не требуется. Определено, что справку об отсутствии у лица судимости за умышленное преступление против жизни или здоровья граждан орган опеки и попечительства может запрашивать самостоятельно. Постановление вступает в силу с 1 сентября 2012 г.
- Постановление Правительства РФ от 25 апреля 2012 г. N 389 "Об утверждении критериев включения иностранных образовательных организаций в перечень иностранных образовательных организаций, которые выдают документы иностранных государств об уровне образования и (или) квалификации, признаваемые на территории Российской Федерации, и критериев включения иностранных образовательных организаций, научных организаций в перечень иностранных образовательных организаций, научных организаций, которые выдают документы иностранных государств об ученых степенях и ученых званиях, признаваемые на территории Российской Федерации"
Дипломы каких зарубежных вузов признают у нас без лишних формальностей? В нашей стране без дополнительных процедур признаются документы иностранных государств об уровне образования (квалификации), ученых степенях и званиях, выданные определенными зарубежными образовательными и научными организациями. Их перечень устанавливает Правительство РФ. Утверждены критерии, по которым эти организации включаются в такой список. Зарубежный университет входил или входит одновременно в первые 300 позиций академического рейтинга университетов мира, всемирного рейтинга университетов и рейтинга университетов мира Таймс. При этом он не располагается на территориях государств, с которыми у России заключены международные договоры о признании документов об образовании, обеспечивающие их обладателям возможность учиться и работать в нашей стране.
- Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 12 марта 2012 г. N 222н "О внесении изменения в Положение об организации и осуществлении мониторинга ассортимента и цен на жизненно необходимые и важнейшие лекарственные препараты, утвержденное приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 27 мая 2009 г. N 277н "Об организации и осуществлении мониторинга ассортимента и цен на жизненно необходимые и важнейшие лекарственные препараты"
Минимум в половине всех аптечных организаций в регионе проверят, есть ли у них в продаже жизненно необходимые лекарства и сколько они стоят. Территориальные органы Росздравнадзора осуществляют ежемесячный мониторинг ассортимента и цен на жизненно необходимые и важнейшие лекарственные препараты (ЖНВЛП). Он проводится среди расположенных в соответствующем регионе медицинских и аптечных организаций. Увеличено число последних, участвующих в мониторинге. Если ранее наличие препаратов из списка ЖНВЛП и цены на них проверялись не менее чем в 15% аптечных организаций, то теперь их число возросло минимум до 50%. Из них 1/2 должны составлять частные организации, по 1/4 приходится на государственные (в том числе федеральные) и муниципальные. При отсутствии в регионе государственных аптечных организаций число участников мониторинга увеличивается за счет муниципальных. Изменилось и соотношение охваченных наблюдением аптек, аптечных пунктов и аптечных киосков. Оно должно составлять соответственно 50%, 40% и 10% (ранее - 30%, 60% и 10%). Напомним, что цены на ЖНВЛП регулируются государством путем регистрации предельных отпускных цен производителей и установления максимальных оптовых и розничных надбавок. Зарегистрировано в Минюсте РФ 26 апреля 2012 г. Регистрационный № 23939.
|