Новости и аналитика Горячие документы Региональные Севастополь Постановление Правительства Севастополя от 24 октября 2025 г. N 491-ПП "Об утверждении Положения о региональном государственном земельном контроле в городе Севастополе"

Обзор документа

8 ноября 2025

gerb

Правительство Севастополя


Постановление Правительства Севастополя от 24 октября 2025 г. N 491-ПП "Об утверждении Положения о региональном государственном земельном контроле в городе Севастополе"

Постановление Правительства Севастополя от 24 октября 2025 г. N 491-ПП
"Об утверждении Положения о региональном государственном земельном контроле в городе Севастополе"


В соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации", Уставом города Севастополя, законами города Севастополя от 29.09.2015 N 185-ЗС "О правовых актах города Севастополя", от 30.12.2022 N 737-3C "О Правительстве Севастополя" Правительство Севастополя постановляет:

1. Утвердить:

1.1. Положение о региональном государственном земельном контроле в городе Севастополе (приложение N 1).

1.2. Индикатор риска нарушения обязательных требований при осуществлении регионального государственного земельного контроля в городе Севастополе (приложение N 2).

1.3. Перечень ключевых показателей регионального государственного земельного контроля в городе Севастополе и их целевых значений, индикативных показателей для регионального государственного земельного контроля в городе Севастополе (приложение N 3).

2. Признать утратившими силу следующие постановления Правительства Севастополя:

- от 11.02.2022 N 37-ПП "Об утверждении Положения о региональном государственном земельном контроле в городе Севастополе и признании утратившим силу постановления Правительства Севастополя от 07.05.2019 N 299-ПП "Об утверждении Порядка организации и осуществления земельного контроля в городе Севастополе";

- от 05.02.2024 N 35-ПП "О внесении изменений в постановление Правительства Севастополя от 11.02.2022 N 37-ПП "Об утверждении Положения о региональном государственном земельном контроле в городе Севастополе и признании утратившим силу постановления Правительства Севастополя от 07.05.2019 N 299-ПП "Об утверждении Порядка организации и осуществления земельного контроля в городе Севастополе".

3. Настоящее постановление вступает в силу по истечении десяти дней после дня его официального опубликования.

4. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Губернатора города Севастополя, координирующего работу по вопросам реализации единой государственной политики города Севастополя по развитию жилищно-коммунального хозяйства и топливно-энергетического комплекса.


Губернатор города Севастополя

М.В. Развожаев


24.10.2025
N 491-ПП


Приложение N 1
УТВЕРЖДЕНО
постановлением
Правительства Севастополя
от 24.10.2025 N 491-ПП


Положение о региональном государственном земельном контроле в городе Севастополе (далее - Положение)


1. Общие положения


1.1. Настоящее Положение разработано в соответствии со статьей 72 Земельного кодекса Российской Федерации, Федеральным законом от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 248-ФЗ), определяет порядок организации и осуществления деятельности уполномоченного исполнительного органа города Севастополя по контролю за соблюдением юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, гражданами требований законодательства Российской Федерации в отношении объектов земельных отношений, расположенных на территории города Севастополя, за нарушение которых законодательством Российской Федерации предусмотрена административная ответственность.

1.2. Предметом регионального государственного земельного контроля (далее - земельный контроль) является соблюдение юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, гражданами (далее - контролируемые лица) обязательных требований к использованию и охране земель в отношении объектов земельных отношений, за нарушение которых законодательством Российской Федерации предусмотрена административная ответственность (далее - обязательные требования).

Настоящее Положение не распространяется на мероприятия по контролю за соблюдением обязательных требований в части документов, содержащих сведения, составляющие государственную или иную охраняемую законом тайну.

1.3. Исполнительным органом города Севастополя, уполномоченным на осуществление земельного контроля, является Департамент городского хозяйства города Севастополя (далее - Департамент).

1.4. Должностным лицом, уполномоченным принимать решение о проведении профилактических мероприятий, контрольных мероприятий, является директор Департамента (заместитель директора Департамента).

В отношении проведения выездного обследования, наблюдения за соблюдением обязательных требований принятия решения об их проведении не требуется.

1.5. От имени Департамента земельный контроль вправе осуществлять следующие должностные лица (далее - инспекторы):

начальник нормативно-правового отдела Управления административно-технического контроля Департамента;

главные специалисты-эксперты нормативно-правового отдела Управления административно-технического контроля Департамента.

1.6. При проведении профилактических мероприятий и контрольных мероприятий полномочия по осуществлению земельного контроля также осуществляют инспекторы, которые уполномочены на проведение соответствующего мероприятия решением Департамента.

1.7. Объектами земельного контроля являются земли, расположенные в границах города Севастополя, земельные участки и их части независимо от прав на них (далее - объекты земельного контроля).

1.8. Учет объектов земельного контроля обеспечивается Департаментом путем использования следующих государственных информационных систем: "Единый реестр видов федерального государственного контроля (надзора), регионального государственного контроля (надзора), муниципального контроля", "Типовое облачное решение по автоматизации контрольной (надзорной) деятельности".

1.9. Земельный контроль не осуществляется в отношении земельных участков, находящихся в собственности, владении, постоянном (бессрочном), безвозмездном пользовании, аренде физического, юридического лица, индивидуального предпринимателя, по заявлениям (обращениям, жалобам) указанных лиц, содержащим сведения (информацию) о возможном самовольном занятии таких земельных участков или их части правообладателем смежного земельного участка, в случаях:

1) отсутствия в Едином государственном реестре недвижимости сведений о местоположении границ земельного участка (координат характерных точек границ), который является объектом земельного контроля;

2) наличия находящегося на рассмотрении в суде спора о смежных границах земельных участков между правообладателями объектов земельных отношений;

3) пересечения установленных границ земельного участка смежным земельным участком.


2. Управление рисками причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям при осуществлении земельного контроля


2.1. Земельный контроль осуществляется Департаментом на основе управления рисками причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям.

2.2. Департамент относит объекты земельного контроля к одной из следующих категорий риска причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям (далее - категории риска):

средний риск;

умеренный риск; низкий риск.

2.3. Критерии отнесения объектов земельного контроля к категориям риска приведены в приложении к настоящему Положению.

2.4. Индикатор риска нарушения обязательных требований при осуществлении земельного контроля устанавливается Правительством Севастополя.


3. Профилактика рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям


3.1. Профилактические мероприятия, проводимые при осуществлении земельного контроля


Профилактика рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям осуществляется в соответствии с ежегодно утверждаемой Департаментом программой профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям (далее - программа профилактики рисков причинения вреда) путем проведения профилактических мероприятий.

Утвержденная программа профилактики рисков причинения вреда размещается на официальном сайте Департамента в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - официальный сайт Департамента).

Департаментом также проводятся профилактические мероприятия, не предусмотренные программой профилактики рисков причинения вреда.

При осуществлении земельного контроля Департамент проводит следующие виды профилактических мероприятий:

информирование;

обобщение правоприменительной практики;

объявление предостережения;

консультирование;

профилактический визит.

Профилактические мероприятия, в ходе которых осуществляется взаимодействие с контролируемыми лицами, проводятся только с согласия данных контролируемых лиц либо по их инициативе, если иное не установлено Федеральным законом N 248-ФЗ.

В случае, если при проведении профилактических мероприятий установлено, что объекты земельного контроля несут явную непосредственную угрозу причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям или такой вред (ущерб) причинен, инспектор незамедлительно направляет информацию об этом директору Департамента (заместителю директора Департамента) для принятия решения о проведении контрольных мероприятий либо в случаях, предусмотренных Федеральным законом N 248-ФЗ, принимает меры, указанные в статье 90 Федерального закона N 248-ФЗ.


3.2. Информирование


Информирование контролируемых и иных заинтересованных лиц по вопросам соблюдения обязательных требований осуществляется посредством размещения сведений, предусмотренных частью 3 статьи 46 Федерального закона N 248-ФЗ, на официальном сайте Департамента.


3.3. Обобщение правоприменительной практики


Департамент ежегодно готовит доклад, содержащий результаты обобщения правоприменительной практики Департамента по осуществлению земельного контроля (далее - доклад о правоприменительной практике).

Не позднее 15 февраля года, следующего за отчетным, проект доклада о правоприменительной практике размещается на официальном сайте Департамента для публичного обсуждения. Срок проведения публичного обсуждения проекта доклада составляет 10 рабочих дней после дня его опубликования.

По результатам публичного обсуждения Департамент при необходимости дорабатывает проект доклада о правоприменительной практике.

Доклад о правоприменительной практике утверждается приказом Департамента и в течение пяти рабочих дней после дня его утверждения размещается на официальном сайте Департамента.

Размещение доклада о правоприменительной практике осуществляется не позднее 15 марта года, следующего за отчетным.


3.4. Объявление предостережения


3.4.1. В случае наличия у Департамента сведений о готовящихся нарушениях обязательных требований или признаках нарушений обязательных требований и (или) в случае отсутствия подтвержденных данных о том, что нарушение обязательных требований причинило вред (ущерб) охраняемым законом ценностям либо создало угрозу причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, Департамент объявляет контролируемому лицу предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований (далее - предостережение) и предлагает принять меры по обеспечению соблюдения обязательных требований.

Предостережение объявляется и направляется контролируемому лицу в порядке, установленном частями 4 и 5 статьи 21 Федерального закона N 248-ФЗ.

Решение об объявлении предостережения принимается и подписывается директором Департамента (заместителем директора Департамента).

Предостережение должно содержать указания, соответствующие обязательные требования, нормативный правовой акт, их предусматривающий, а также информацию о том, какие конкретно действия (бездействие) контролируемого лица могут привести или приводят к нарушениям этих требований, а также предложение о принятии мер по обеспечению соблюдения данных требований и не может содержать требование представления контролируемым лицом сведений и документов.

Департамент осуществляет учет объявленных им предостережений путем ведения электронного журнала и использует соответствующие данные для проведения иных профилактических и контрольных мероприятий.

3.4.2. В случае объявления Департаментом контролируемому лицу предостережения контролируемое лицо вправе подать возражение в отношении этого предостережения не позднее 10 рабочих дней со дня получения им предостережения.

3.4.3. Возражение на предостережение должно содержать:

полное наименование юридического лица - контролируемого лица, фамилию, имя и отчество (при наличии) индивидуального предпринимателя, гражданина - контролируемого лица;

идентификационный номер налогоплательщика - контролируемого лица;

адрес места нахождения и осуществления деятельности контролируемого лица;

дату и номер предостережения, направленного в адрес контролируемого лица;

обоснование несогласия в отношении указанных в предостережении действий (бездействия) контролируемого лица, которые приводят или могут привести к нарушению обязательных требований, и (или) несогласия с предложенными в предостережении мерами по обеспечению соблюдения обязательных требований.

К возражению на предостережение могут быть приложены документы, подтверждающие обоснование позиции контролируемого лица.

3.4.4. Возражение юридического лица на предостережение подается в электронном виде и должно быть подписано простой электронной подписью.

Возражение индивидуального предпринимателя на предостережение подается в электронном виде и должно быть подписано простой электронной подписью.

Возражение гражданина, не осуществляющего предпринимательской деятельности, на предостережение подается на бумажном носителе либо в электронном виде и должно быть подписано соответственно собственноручно либо простой электронной подписью.

Возражения на предостережения в электронном виде подаются по адресу электронной почты Департамента, указанному в предостережении.

Возражения на предостережения на бумажном носителе подаются лично или почтовым отправлением в Департамент.

Возражения на предостережения, поданные с нарушением условий, предусмотренных настоящим Положением, но соответствующие требованиям, предъявляемым к обращениям граждан и организаций, установленным Федеральным законом от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 59-ФЗ), рассматриваются в порядке, предусмотренном Федеральным законом N 59-ФЗ.

3.4.5. Возражения на предостережения рассматриваются Департаментом.

По результатам рассмотрения возражений на предостережения Департамент:

направляет контролируемому лицу ответ об отклонении его возражения на предостережение, если Департамент придет к выводу о необоснованности позиции контролируемого лица. В ответе должно содержаться обоснование отклонения возражения контролируемого лица на предостережение;

направляет контролируемому лицу ответ об отзыве предостережения полностью или частично, если Департамент придет к выводу об обоснованности позиции контролируемого лица. Если предостережение отзывается частично, в ответе должно быть указано, в части каких (какого) действий (бездействия) контролируемого лица и (или) предложенных мер по обеспечению соблюдения обязательных требований отзывается предостережение, а в остальной части должно содержаться обоснование отклонения возражения контролируемого лица на предостережение.

Ответ контролируемому лицу по результатам рассмотрения возражения на предостережение должен быть направлен Департаментом в течение 20 рабочих дней со дня его поступления.


3.5. Консультирование


3.5.1. Консультирование осуществляется по следующим вопросам:

а) организация и осуществление земельного контроля;

б) порядок осуществления контрольных мероприятий, установленных настоящим Положением;

в) получение информации о нормативных правовых актах (их отдельных положениях), содержащих требования земельного законодательства.

3.5.2. Время консультирования не должно превышать 15 минут.

Сведения о способах получения консультаций по вопросам соблюдения требований земельного законодательства размещаются на официальном сайте Департамента.

3.5.3. Инспекторы осуществляют консультирование:

по телефону в часы работы Департамента - по вопросам контактных данных Департамента, графика его работы, досудебного порядка подачи и рассмотрения жалоб контролируемых лиц;

посредством видео-конференц-связи при наличии технической возможности - в дни, часы и по вопросам, определенным директором Департамента (заместителем директора Департамента). Вопросы, по которым проводится консультирование посредством видео-конференц-связи, и время его осуществления анонсируются на официальном сайте Департамента не позднее чем за пять рабочих дней до дня проведения консультирования посредством видео-конференц-связи;

на личном приеме в соответствии с графиком личного приема граждан Департаментом и согласно статье 13 Федерального закона N 59-ФЗ - по вопросам проведения в отношении контролируемого лица профилактических мероприятий, контрольных мероприятий по предварительной записи, в том числе через прохождение процедуры регистрации в единой системе идентификации и аутентификации;

в ходе проведения профилактических визитов, контрольных мероприятий при взаимодействии инспекторов с контролируемыми лицами и их представителями - по вопросам проведения в отношении контролируемого лица соответствующего мероприятия;

в ходе публичного обсуждения проекта доклада о правоприменительной практике при взаимодействии инспекторов с контролируемыми лицами и их представителями в рамках данного обсуждения - по вопросам, связанным с соблюдением обязательных требований, осуществлением земельного контроля.

3.5.4. По итогам консультирования информация в письменной форме контролируемым лицам и их представителям не предоставляется.

3.5.5. Департамент осуществляет учет консультирований путем ведения электронного журнала.

3.5.6. В случае поступления пяти или более однотипных обращений контролируемых лиц и их представителей, имеющих значение для неопределенного круга контролируемых лиц, консультирование осуществляется посредством размещения на официальном сайте Департамента письменного разъяснения, подписанного директором Департамента либо лицом, исполняющим его обязанности.


3.6. Профилактический визит


3.6.1. Профилактический визит проводится по инициативе Департамента (обязательный профилактический визит) или контролируемого лица.

Профилактический визит проводится в форме профилактической беседы инспектором по месту осуществления деятельности контролируемого лица либо путем использования видео-конференц-связи или мобильного приложения "Инспектор".

3.6.2. Обязательный профилактический визит проводится в соответствии со статьей 52.1 Федерального закона N 248-ФЗ.

3.6.3. Обязательный профилактический визит не предусматривает отказ контролируемого лица от его проведения.

3.6.4. В рамках обязательного профилактического визита инспектор при необходимости проводит осмотр, истребование необходимых документов, инструментальное обследование.

3.6.5. Уведомление о проведении обязательного профилактического визита составляется инспектором в письменной форме и содержит следующие сведения:

а) дату, время и место составления уведомления;

б) наименование органа, осуществляющего земельный контроль;

в) фамилию, имя, отчество (при наличии) контролируемого лица;

г) дату, время и место проведения обязательного профилактического визита;

д) фамилию, имя, отчество (при наличии) должностного лица Департамента и его подпись.

3.6.6. Уведомление о проведении обязательного профилактического визита направляется в адрес контролируемого лица в порядке, установленном частью 4 статьи 21 Федерального закона N 248-ФЗ.

Срок проведения обязательного профилактического визита не может превышать 10 рабочих дней.

Периодичность проведения обязательных профилактических визитов для объектов контроля, отнесенных к категории среднего и умеренного риска, определяется Правительством Российской Федерации.

По окончании проведения обязательного профилактического визита составляется акт о проведении обязательного профилактического визита в порядке, установленном статьей 90 Федерального закона N 248-ФЗ.

3.6.7. Профилактический визит по инициативе контролируемого лица осуществляется в соответствии со статьей 52.2 Федерального закона N 248-ФЗ.

Контролируемое лицо подает заявление о проведении профилактического визита посредством единого портала государственных и муниципальных услуг или регионального портала государственных и муниципальных услуг. Департамент рассматривает заявление в течение 10 рабочих дней и принимает решение о проведении профилактического визита либо об отказе в его проведении, о чем уведомляет контролируемое лицо.

3.6.8. Решение об отказе в проведении профилактического визита принимается в следующих случаях:

1) от контролируемого лица поступило уведомление об отзыве заявления;

2) в течение шести месяцев до даты подачи повторного заявления проведение профилактического визита было невозможно в связи с отсутствием контролируемого лица по месту осуществления деятельности либо в связи с иными действиями (бездействием) контролируемого лица, повлекшими невозможность проведения профилактического визита;

3) в течение года до даты подачи, заявления контрольным (надзорным) органом проведен профилактический визит по ранее поданному заявлению;

4) заявление содержит нецензурные либо оскорбительные выражения, угрозы жизни, здоровью и имуществу должностных лиц контрольного (надзорного) органа либо членов их семей.

3.6.9. В рамках профилактического визита при согласии контролируемого лица инспектор при необходимости проводит инструментальное обследование.

3.6.10. Разъяснения и рекомендации, полученные контролируемым лицом в ходе профилактического визита, носят рекомендательный характер.

3.6.11. В случае, если при проведении профилактического визита установлено, что объекты контроля представляют явную непосредственную угрозу причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям или такой вред (ущерб) причинен, инспектор незамедлительно направляет информацию об этом директору Департамента (заместителю директора Департамента) для принятия решения о проведении внеплановых контрольных мероприятий.

3.6.12. Департамент осуществляет учет профилактических визитов путем ведения электронного журнала.


4. Контрольные мероприятия, проводимые при осуществлении земельного контроля


4.1. При осуществлении земельного контроля плановые контрольные мероприятия не проводятся.

4.2. При осуществлении земельного контроля проводятся следующие виды внеплановых контрольных мероприятий:

4.2.1. Требующие взаимодействия с контролируемым лицом:

инспекционный визит;

рейдовый осмотр;

документарная проверка;

выездная проверка.

4.2.2. Не требующие взаимодействия с контролируемым лицом:

выездное обследование;

наблюдение за соблюдением обязательных требований.

4.3. В случае выявления в ходе проведения инспекционного визита, рейдового осмотра, документарной проверки, выездной проверки нарушения обязательных требований инспектор в акте контрольного мероприятия указывает информацию о таком правонарушении и копию указанного акта направляет в орган государственного земельного надзора.

4.4. По результатам проведения инспекционного визита, рейдового осмотра, документарной проверки, выездной проверки, наблюдения за соблюдением обязательных требований инспектор вправе выдавать предписание об устранении выявленных нарушений обязательных требований.


Внеплановый инспекционный визит


4.5. Внеплановый инспекционный визит проводится по месту нахождения объекта земельного контроля в соответствии с положениями статьи 70 Федерального закона N 248-ФЗ.

4.6. Внеплановый инспекционный визит проводится только по согласованию с органами прокуратуры, за исключением случаев его проведения в соответствии с пунктами 3 и 4 части 1 статьи 57 и частью 12 статьи 66 Федерального закона N 248-ФЗ.

4.7. Внеплановый инспекционный визит проводится при наличии оснований, указанных в пунктах 1, 3-5, 7 и 9 части 1 статьи 57 Федерального закона N 248-ФЗ.

4.8. Внеплановый инспекционный визит проводится без предварительного уведомления контролируемого лица.

Срок проведения инспекционного визита не может превышать один рабочий день.

При проведении внепланового инспекционного визита инспекторы вправе взаимодействовать с конкретным контролируемым лицом и (или) владельцем (пользователем) объекта земельного контроля.

Контролируемые лица или их представители обязаны обеспечить беспрепятственный доступ должностного лица на объект земельного контроля.

4.9. Внеплановый инспекционный визит может проводиться с использованием средств дистанционного взаимодействия, в том числе посредством видео-конференц-связи, а также с использованием мобильного приложения "Инспектор".


Внеплановый рейдовый осмотр


4.10. Внеплановый рейдовый осмотр проводится по месту нахождения объектов земельного контроля, которыми владеют, пользуются или управляют несколько лиц, в соответствии с положениями статьи 71 Федерального закона N 248-ФЗ.

4.11. Внеплановый рейдовый осмотр может проводиться только по согласованию с органами прокуратуры, за исключением случаев его проведения в соответствии с пунктами 3 и 4 части 1 статьи 57 и частью 12 статьи 66 Федерального закона N 248-ФЗ.

4.12. Внеплановый рейдовый осмотр проводится при наличии оснований, указанных в пунктах 1, 3-5, 7 и 9 части 1 статьи 57 Федерального закона N 248-ФЗ.

4.13. Внеплановый рейдовый осмотр проводится в отношении любого числа контролируемых лиц, осуществляющих владение, пользование или управление объектом земельного контроля.

Срок проведения внепланового рейдового осмотра не может превышать 10 рабочих дней. Срок взаимодействия с одним контролируемым лицом в период проведения рейдового осмотра не может превышать одного рабочего дня.

При проведении внепланового рейдового осмотра инспекторы вправе взаимодействовать с находящимися на объектах земельного контроля лицами.

Контролируемые лица или их представители обязаны обеспечить беспрепятственный доступ должностного лица на объект земельного контроля, указанный в решении о проведении рейдового осмотра, а также во все нежилые помещения.

4.14. Внеплановый рейдовый осмотр может проводиться с использованием средств дистанционного взаимодействия, в том числе посредством видео-конференц-связи, а также с использованием мобильного приложения "Инспектор".


Внеплановая документарная проверка


4.15. Внеплановая документарная проверка проводится по месту нахождения Департамента в соответствии с положениями статьи 72 Федерального закона N 248-ФЗ.

4.16. Внеплановая документарная проверка может проводиться только по согласованию с органами прокуратуры, за исключением случаев ее проведения в соответствии с пунктами 3 и 4 части 1 статьи 57 Федерального закона N 248-ФЗ.

4.17. Внеплановая документарная проверка проводится при наличии оснований, указанных в пунктах 3-5, 7 и 9 части 1 статьи 57 Федерального закона N 248-ФЗ.

4.18. Предметом внеплановой документарной проверки являются исключительно сведения, содержащиеся в документах контролируемых лиц, устанавливающих их организационно-правовую форму, права и обязанности, а также документы, используемые при осуществлении их деятельности и связанные с исполнением ими обязательных требований и предписаний Департамента.

4.19. В ходе внеплановой документарной проверки рассматриваются документы контролируемых лиц, имеющиеся в распоряжении Департамента, результаты предыдущих контрольных мероприятий и иные документы о результатах осуществленного в отношении этих контролируемых лиц земельного контроля.

4.20. В случае, если достоверность сведений, содержащихся в документах, имеющихся в распоряжении Департамента, вызывает обоснованные сомнения либо эти сведения не позволяют оценить исполнение контролируемым лицом обязательных требований, Департамент направляет в адрес контролируемого лица требование представить иные необходимые для рассмотрения в ходе документарной проверки документы. В течение 10 рабочих дней со дня получения данного требования контролируемое лицо обязано направить в Департамент указанные в требовании документы.

4.21. В случае, если в ходе внеплановой документарной проверки выявлены ошибки и (или) противоречия в представленных контролируемым лицом документах либо выявлено несоответствие сведений, содержащихся в этих документах, сведениям, содержащимся в имеющихся у Департамента документах и (или) полученным в ходе осуществления регионального государственного контроля (надзора), информация об ошибках, противоречиях и несоответствии сведений направляется контролируемому лицу с требованием представить в течение 10 рабочих дней необходимые письменные объяснения. Контролируемое лицо, представляющее в Департамент письменные объяснения относительно выявленных ошибок и (или) противоречий в представленных ранее документах либо относительно несоответствия сведений, содержащихся в этих документах, сведениям, содержащимся в имеющихся у Департамента документах и (или) полученным при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля, вправе дополнительно представить в Департамент документы, подтверждающие достоверность ранее представленных документов.

4.22. При проведении внеплановой документарной проверки Департамент не вправе требовать у контролируемого лица сведения и документы, не относящиеся к предмету документарной проверки, а также сведения и документы, которые могут быть получены путем межведомственного информационного взаимодействия.

4.23. Срок проведения внеплановой документарной проверки не может превышать 10 рабочих дней. На период с момента направления Департаментом контролируемому лицу требования представить необходимые для рассмотрения в ходе документарной проверки документы до момента представления указанных в требовании документов в Департамент, а также период с момента направления контролируемому лицу информации о выявлении Департаментом ошибок и (или) противоречий в представленных контролируемым лицом документах либо о несоответствии сведений, содержащихся в этих документах, сведениям, содержащимся в имеющихся в Департаменте документах и (или) полученным при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля, и требования представить необходимые письменные объяснения до момента представления указанных письменных объяснений в Департамент исчисление срока проведения документарной проверки приостанавливается.


Внеплановая выездная проверка


4.24. Внеплановая выездная проверка проводится по месту нахождения объекта земельного контроля в соответствии с положениями статьи 73 Федерального закона N 248-ФЗ.

4.25. Внеплановая выездная проверка может проводиться только по согласованию с органами прокуратуры, за исключением случаев ее проведения в соответствии с пунктами 3 и 4 части 1 статьи 57 и частью 12 статьи 66 Федерального закона N 248-ФЗ.

4.26. Внеплановая выездная проверка проводится при наличии оснований, указанных в пунктах 1, 3, 4, 7 и 9 части 1 статьи 57 Федерального закона N 248-ФЗ.

4.27. Внеплановая выездная проверка проводится в случае, если не представляется возможным одновременно:

1) удостовериться в полноте и достоверности сведений, которые содержатся в находящихся в распоряжении Департамента или в запрашиваемых им документах и объяснениях контролируемого лица;

2) оценить соответствие деятельности, действий (бездействия) контролируемого лица и (или) принадлежащих ему и (или) используемых им объектов земельного контроля обязательным требованиям без выезда на объект земельного контроля и совершения необходимых контрольных действий.

4.28. О проведении внеплановой выездной проверки контролируемое лицо уведомляется путем направления копии решения о проведении выездной проверки не позднее чем за 24 часа до ее начала в порядке, предусмотренном статьей 21 Федерального закона N 248-ФЗ.

Срок проведения внеплановой выездной проверки не может превышать 10 рабочих дней.

В отношении одного субъекта малого предпринимательства общий срок взаимодействия в ходе проведения выездной проверки не может превышать 50 часов для малого предприятия и 15 часов для микропредприятия, за исключением выездной проверки, основанием для проведения которой является пункт 6 части 1 статьи 57 Федерального закона N 248-ФЗ и которая для микропредприятия не может продолжаться более 40 часов.

4.29. Внеплановая выездная проверка может проводиться с использованием средств дистанционного взаимодействия, в том числе посредством видео-конференц-связи, а также с использованием мобильного приложения "Инспектор".


5. Контрольные действия, совершаемые в рамках контрольных мероприятий


5.1. В ходе инспекционного визита допускаются следующие контрольные действия:

осмотр;

опрос;

получение письменных объяснений;

инструментальное обследование;

истребование документов, которые в соответствии с обязательными требованиями должны находиться в месте нахождения (осуществления деятельности) контролируемого лица (его филиалов, представительств, обособленных структурных подразделений) либо объекта контроля.

5.2. В ходе рейдового осмотра допускаются следующие контрольные действия:

осмотр;

досмотр;

опрос;

получение письменных объяснений;

истребование документов;

инструментальное обследование.

5.3. В ходе документарной проверки допускаются следующие контрольные действия:

получение письменных объяснений;

истребование документов.

5.4. В ходе выездной проверки допускаются следующие контрольные действия:

осмотр;

досмотр;

опрос;

получение письменных объяснений;

истребование документов;

инструментальное обследование.

5.5. В ходе выездного обследования допускаются следующие контрольные действия:

осмотр общедоступных (открытых для посещения неограниченным кругом лиц) объектов контроля;

инструментальное обследование с применением фотофиксации.

5.6. Наблюдение за соблюдением обязательных требований (мониторинг безопасности) осуществляется посредством сбора, анализа имеющихся данных об объектах контроля, в том числе данных, которые поступают в ходе межведомственного информационного взаимодействия, представляются контролируемыми лицами в рамках исполнения обязательных требований, а также данных, содержащихся в государственных и муниципальных информационных системах, данных из информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", иных общественных данных.

Если в ходе наблюдения за соблюдением обязательных требований выявлены факты причинения вреда (ущерба) или возникновения угрозы причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, сведения о нарушениях обязательных требований, о готовящихся нарушениях обязательных требований или признаках нарушений обязательных требований, Департаментом могут быть приняты следующие решения:

1) о проведении внепланового контрольного мероприятия в соответствии со статьей 60 Федерального закона N 248-ФЗ;

2) об объявлении предостережения;

3) о выдаче предписания об устранении выявленных нарушений в порядке, предусмотренном пунктом 1 части 2 статьи 90 Федерального закона N 248-ФЗ.

5.7. Выбор между проведением таких контрольных мероприятий, как выездная проверка или рейдовый осмотр осуществляется исходя из количества пользователей на объекте контроля: в случае наличия на объекте контроля одного контролируемого лица проводится выездная проверка, в случае наличия нескольких контролируемых лиц - рейдовый осмотр.


6. Требования к отдельным контрольным мероприятиям и контрольным действиям


6.1. Индивидуальный предприниматель, гражданин, являющиеся контролируемыми лицами (в случае, если присутствие контролируемого лица либо его представителя обязательно), вправе представить в Департамент информацию о невозможности присутствия при проведении контрольного мероприятия в следующих случаях:

временная нетрудоспособность;

нахождение в служебной командировке в ином населенном пункте или отпуске;

административный арест;

избрание в отношении контролируемого лица меры пресечения в виде подписки о невыезде и надлежащем поведении или запрета определенных действий, препятствующих присутствию при проведении контрольного мероприятия, а также в виде заключения под стражу или домашнего ареста;

смерть близких родственников, подтвержденная документально.

В указанных случаях Департамент принимает решение об отмене прежнего решения о проведении контрольного мероприятия и его проведении в иной срок с учетом необходимости устранения обстоятельств, послуживших поводом для указанного в настоящем пункте обращения индивидуального предпринимателя, гражданина.

6.2. Для фиксации инспекторами и лицами, привлекаемыми к совершению контрольных действий, доказательств соблюдения (нарушения) обязательных требований могут использоваться фотосъемка, аудио- и видеозапись, иные способы фиксации, к которым прибегают должностные лица, уполномоченные на проведение контрольного мероприятия.

В обязательном порядке фото- или видеофиксация доказательств нарушения обязательных требований осуществляется при проведении выездного обследования.

Для фиксации доказательств нарушения обязательных требований могут быть использованы любые имеющиеся в распоряжении инспектора технические средства фотосъемки, аудио- и видеозаписи.

Фиксация нарушений обязательных требований при помощи фотосъемки проводится не менее чем двумя снимками. Точки и направления фотографирования обозначаются на схеме объекта земельных отношений, в отношении которого проводится контрольное мероприятие. Фотографирование и видеозапись, используемые для фиксации доказательств соблюдения (нарушения) обязательных требований при проведении контрольных мероприятий, должны проводиться в условиях достаточной освещенности.

Аудио- и видеозапись осуществляются в ходе проведения контрольного мероприятия непрерывно, с уведомлением в начале и конце записи о дате, месте, времени начала и окончания осуществления записи. В ходе записи подробно фиксируются и указываются место и характер выявленного нарушения обязательных требований.

Информация о проведении фотосъемки, аудио- и видеозаписи, геодезических и картометрических измерений и использованных для этих целей технических средствах отражается в акте контрольного мероприятия (далее - акт), составляемом по результатам проведения контрольного мероприятия, и протоколе, составляемом по результатам совершения контрольного действия, проводимого в рамках осуществления земельного контроля.

Результаты проведения фотосъемки, аудио- и видеозаписи являются приложением к акту.

6.3. Досмотр осуществляется инспектором в присутствии контролируемого лица или его представителя с применением видеозаписи. Досмотр в отсутствие контролируемого лица или его представителя осуществляется только в случае предоставления контролируемым лицом либо его представителем информации в Департамент о невозможности присутствия при проведении контрольного мероприятия с обязательным применением видеозаписи.

6.4. При осуществлении земельного контроля специальные режимы контроля не применяются.


7. Досудебное обжалование решений Департамента, действий (бездействия) его должностных лиц


7.1. Досудебное обжалование решений Департамента, действий (бездействия) его должностных лиц осуществляется в соответствии с главой 9 Федерального закона N 248-ФЗ.

Судебное обжалование решений Департамента, действий (бездействия) его должностных лиц возможно только после их досудебного обжалования, за исключением случаев обжалования в суде решений, действий (бездействия) гражданами, не осуществляющими предпринимательской деятельности.

7.2. Контролируемые лица, права и законные интересы которых, по их мнению, были непосредственно нарушены в рамках осуществления земельного контроля, имеют право на досудебное обжалование:

1) решений о проведении контрольных мероприятий и обязательных профилактических визитов;

2) актов контрольных мероприятий и обязательных профилактических визитов, предписаний об устранении выявленных нарушений;

3) действий (бездействия) должностных лиц Департамента в рамках проведения контрольных мероприятий и обязательных профилактических визитов;

4) решений об отнесении объектов контроля к соответствующей категории риска;

5) решений об отказе в проведении обязательных профилактических визитов по заявлениям контролируемых лиц;

6) иных решений, принимаемых Департаментом по итогам профилактических и (или) контрольных мероприятий, предусмотренных Федеральным законом N 248-ФЗ, в отношении контролируемых лиц или объектов контроля.

7.3. Жалоба подается в Департамент в электронном виде с использованием федеральной государственной информационной системы "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)", за исключением случаев, указанных в пункте 7.4 настоящего Положения.

7.4. Подача в Департамент жалобы, связанной с работой со сведениями и документами, составляющими государственную или иную охраняемую законом тайну, осуществляется с соблюдением требований законодательства Российской Федерации о государственной и иной охраняемой законом тайне непосредственно на бумажном носителе или почтовым отправлением.

7.5. Жалобы на решения о проведении контрольных мероприятий, акты контрольных мероприятий, действия (бездействие) должностных лиц Департамента в рамках проведения контрольных мероприятий рассматриваются директором Департамента (заместителем директора Департамента).

Жалобы на действия (бездействие) директора Департамента рассматриваются директором Департамента либо лицом, исполняющим его обязанности.

7.6. Сроки рассмотрения жалоб устанавливаются Федеральным законом N 248-ФЗ в отношении контролируемых лиц или объектов контроля.

7.7. Рассмотрение жалоб, связанных с работой со сведениями и документами, составляющими государственную или иную охраняемую законом тайну, осуществляется с соблюдением требований законодательства Российской Федерации о государственной тайне или иного законодательства, регулирующего защиту соответствующих сведений.

7.8. Инспектор, составивший акт, по своей инициативе либо по заявлению контролируемого лица вправе исправить описки, опечатки, арифметические ошибки, допущенные в акте контрольного мероприятия, приложении к акту контрольного мероприятия, без изменения их содержания.

Вопросы исправления описок, опечаток, арифметических ошибок рассматриваются инспектором в десятидневный срок со дня поступления соответствующего заявления в Департамент от контролируемого лица.


8. Ключевые показатели земельного контроля и их целевые значения


8.1. Оценка результативности и эффективности деятельности Департамента осуществляется на основании системы показателей результативности и эффективности земельного контроля, которые устанавливаются Правительством Севастополя.

8.2. Департамент ежегодно осуществляет подготовку доклада о земельном контроле с указанием сведений о достижении ключевых показателей и сведений об индикативных показателях земельного контроля, в том числе о влиянии профилактических мероприятий и контрольных мероприятий на достижение ключевых показателей земельного контроля, а также подготовку предложений по результатам обобщения правоприменительной практики.


Приложение
к Положению о региональном
государственном земельном
контроле в городе Севастополе


Критерии отнесения объектов регионального государственного земельного контроля в городе Севастополе к категориям риска причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям


1. К категории среднего риска причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям (далее - риск) относятся следующие земельные участки, являющиеся объектами регионального государственного земельного контроля в городе Севастополе (далее соответственно - земельные участки, объекты контроля):

видом разрешенного использования которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости (далее - ЕГРН), является ритуальная деятельность;

площадью более 20 000 кв. м, видами разрешенного использования которых в соответствии со сведениями, содержащимися в ЕГРН, являются размещение объектов промышленности, производственная деятельность, тяжелая промышленность, автомобилестроительная промышленность, легкая промышленность, фармацевтическая промышленность, пищевая промышленность, строительная промышленность;

отнесенные к категории умеренного риска, в случае выявления нарушений обязательных требований по результатам проведения обязательных профилактических визитов или внеплановых контрольных мероприятий в течение трех лет с даты проведения таких визитов и мероприятий.

2. К категории умеренного риска относятся следующие земельные участки:

расположенные в границах особо охраняемых природных территорий;

площадью более 15 000 кв. м, расположенные (полностью или частично) в границах территории объекта культурного наследия;

отнесенные к категории среднего риска, в случае отсутствия нарушений обязательных требований, выявленных по результатам проведения обязательных профилактических визитов или внеплановых контрольных мероприятий, в течение трех лет с даты проведения таких визитов и мероприятий;

отнесенные к категории низкого риска, в случае выявления нарушений обязательных требований по результатам проведения обязательных профилактических визитов или внеплановых контрольных мероприятий в течение трех лет с даты проведения таких визитов и мероприятий.

3. К категории низкого риска относятся земельные участки:

в случае их несоответствия критериям отнесения объектов контроля к категориям среднего и умеренного риска;

отнесенные к категории среднего и умеренного риска, в случае отсутствия нарушений обязательных требований по результатам проведения обязательных профилактических визитов или внеплановых контрольных мероприятий в течение пяти лет с даты проведения таких визитов и мероприятий.

4. При наличии критериев отнесения объектов контроля к категориям риска, позволяющих отнести объект контроля к нескольким категориям риска, подлежит применению критерий, позволяющий отнести объект контроля к более высокой категории риска.


Приложение N 2
УТВЕРЖДЕН
постановлением
Правительства Севастополя
от 24.10.2025 N 491-ПП


Индикатор риска нарушения обязательных требований при осуществлении регионального государственного земельного контроля в городе Севастополе


Наличие сведений о возможном отклонении местоположения характерной точки границы земельного участка относительно местоположения границы земельного участка, сведения о которой содержатся в Едином государственном реестре недвижимости, на величину, превышающую значение точности определения координат характерных точек границ земельных участков, установленное приказом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 23.10.2020 N П/0393 "Об утверждении требований к точности и методам определения координат характерных точек границ земельного участка, требований к точности и методам определения координат характерных точек контура здания, сооружения или объекта незавершенного строительства на земельном участке, а также требований к определению площади здания, сооружения, помещения, машино-места" (смещение границ земельного участка), по истечении календарного года с даты проведения последнего контрольного мероприятия.


Приложение N 3
УТВЕРЖДЕН
постановлением
Правительства Севастополя
от 24.10.2025 N 491-ПП


Перечень ключевых показателей регионального государственного земельного контроля в городе Севастополе и их целевых значений, индикативных показателей для регионального государственного земельного контроля в городе Севастополе


Номер (индекс) показателя

Наименование показателя

Формула расчета

Комментарий (интерпретация значений)

Базовое значение показателя

Целевые значения показателя

Источник данных для определения значения показателя

Сведения о документах стратегического планирования, содержащих показатель

Ключевые показатели.

Показатели результативности, отражающие уровень безопасности охраняемых законом ценностей, выражающийся в минимизации причинения им вреда (ущерба)

А.3

Доля земельных участков, используемых в городе Севастополе не по целевому назначению

Пт / (Зу - Пт-1) х 100 = %

Пт - количество выявленных за отчетный период земельных участков, используемых не по целевому назначению (шт.);

Пт-1 - количество выявленных в предшествующем периоде земельных участков, используемых не по целевому назначению (шт.);

Зу - количество земельных участков, зарегистрированных в городе Севастополе на конец отчетного периода (шт.)

%

%

Управление государственной регистрации права и кадастра Севастополя, орган земельного контроля

Данные отсутствуют

Индикативные показатели

Б.

Показатели эффективности, отражающие уровень безопасности охраняемых законом ценностей, выражающийся в минимизации причинения им вреда (ущерба), с учетом задействованных трудовых, материальных и финансовых ресурсов и административных и финансовых издержек подконтрольных субъектов при осуществлении в отношении них контрольных (надзорных) мероприятий

Б.1

Доля субъектов, допустивших нарушения, выявленные в результате контрольных мероприятий

Ск / Мк х 100 = %

Мк - количество проведенных контрольных мероприятий (шт.);

Ск - количество субъектов, допустивших нарушения (шт.)

%

Единый показатель не установлен

Департамент городского хозяйства города Севастополя

Данные отсутствуют

В. Индикативные показатели, характеризующие различные аспекты контрольной деятельности

2В.2

Индикативные показатели, характеризующие качество проводимых мероприятий в части их направленности на устранение максимального объема потенциального вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям

В.2.1

Количество проведенных мероприятий (М)

Мк + Мп = М

Мк - количество проведенных контрольных мероприятий (шт.);

Мп - количество проведенных профилактических мероприятий (шт.)

шт.

Единый показатель не установлен

Департамент городского хозяйства города Севастополя

Данные отсутствуют

В.2.7

Доля заявлений (обращений) с указанием фактов нарушений, поступивших от физических и юридических лиц, сообщений органов государственной власти, местного самоуправления, средств массовой информации с указанием фактов нарушений

Он / От х 100 = %

Он - общее количество обращений, поступивших в орган земельного контроля (шт.);

От - количество обращений с указанием фактов нарушений земельного законодательства (шт.)

%

%

Департамент городского хозяйства города Севастополя

Данные отсутствуют

В.3

Индикативные показатели, характеризующие параметры проведенных мероприятий

В.3.1.1

Общее количество контрольных мероприятий (Мк)

Вп + Во = Мк

Вп - количество проведенных внеплановых проверок (шт.);

Во - количество проведенных контрольных мероприятий без взаимодействия с субъектами контроля (шт.)

шт.

Единый показатель не установлен

Департамент городского хозяйства города Севастополя

Данные отсутствуют

В.3.1.3

Общее количество внеплановых проверок (Вп)

Устанавливается общий суммарный показатель


шт.

Единый показатель не установлен

Департамент городского хозяйства города Севастополя

Данные отсутствуют

В.З. 1.4

Количество субъектов, в отношении которых были проведены внеплановые проверки

Устанавливается общий суммарный показатель


шт.

Единый показатель не установлен

Департамент городского хозяйства города Севастополя

Данные отсутствуют

В.3.1.15

Доля контрольных мероприятий, по результатам которых не было выявлено нарушений

Вб / Мк х 100 = %

Вб - количество проведенных контрольных мероприятий, по которым не выявлено нарушений (шт.);

Мк - общее количество контрольных мероприятий (шт.)

%

%

Департамент городского хозяйства города Севастополя

Данные отсутствуют

В.3.1.17

Доля внеплановых проверок, по результатам которых не было выявлено нарушений

Пб / Вп х 100 = %

Пб - количество проведенных внеплановых проверок, по которым не выявлено нарушений (шт.); Вп - общее количество проведенных внеплановых проверок (шт.)

%

%

Департамент городского хозяйства города Севастополя

Данные отсутствуют

В.3.1.24

Доля проверок, результаты которых были признаны недействительными

Во / Вп х 100 = %

Во - количество проведенных внеплановых проверок, результаты которых были признаны недействительными (шт.);

Вп - общее количество проведенных внеплановых проверок (шт.)

%

%

Департамент городского хозяйства города Севастополя

Данные отсутствуют

В.3.1.29

Доля внеплановых проверок, которые не удалось провести в связи с отсутствием проверяемого лица по месту нахождения (жительства), указанному в государственных информационных ресурсах, отсутствием руководителя организации, иного уполномоченного лица, изменением статуса проверяемого лица, сменой собственника производственного объекта, прекращением осуществления проверяемой сферы деятельности

Вн / Вп х 100 = %

Вн - количество внеплановых проверок, которые не удалось провести (шт.);

Вп - общее количество проведенных внеплановых проверок (шт.)

%

%

Департамент городского хозяйства города Севастополя

Данные отсутствуют

В.3.8.1

Количество проведенных профилактических мероприятий (Мп)

Пр + Ко = Мп

Пр - количество выданных предостережений о недопустимости нарушения обязательных требований (шт.);

Ко - количество проведенных консультаций (шт.)

шт.

Единый показатель не установлен

Департамент городского хозяйства города Севастополя

Данные отсутствуют

В.3.8.1.1

Количество выданных предостережений о недопустимости нарушения обязательных требований (Пр)

Устанавливается общий суммарный показатель


шт.

Единый показатель не установлен

Департамент городского хозяйства города Севастополя

Данные отсутствуют

В.3.8.1.2

Количество проведенных консультаций (Ко)

Устанавливается общий суммарный показатель


шт.

Единый показатель не установлен

Департамент городского хозяйства города Севастополя

Данные отсутствуют

В.3.10.1

Количество проведенных контрольных мероприятий без взаимодействия с субъектами контроля (Во)

Устанавливается общий суммарный показатель


шт.

Единый показатель не установлен

Департамент городского хозяйства города Севастополя

Данные отсутствуют

В.4

Индикативные показатели, характеризующие объем задействованных трудовых, материальных и финансовых ресурсов

В.4.3

Количество штатных единиц, в должностные обязанности которых входит осуществление земельного контроля



шт.

Единый показатель не установлен

Департамент городского хозяйства города Севастополя

Данные отсутствуют


Обзор документа


О региональном государственном земельном контроле в городе Севастополе.

Контрольные мероприятия организуются в форме инспекционных визитов, рейдовых осмотров, документарных либо выездных проверок, а также не требующих взаимодействия с контролируемыми лицами выездных обследований и наблюдения за соблюдением обязательных требований. Все они носят внеплановый характер, плановые мероприятия не проводятся.

Предусмотрены профилактические меры. Это информирование, обобщение правоприменительной практики, объявление предостережения, консультирование, профилактический визит.

При принятии решения о проведении конкретного контрольного мероприятия и выборе его вида учтут категорию риска причинения вреда (ущерба), к которой отнесен объект контроля (средний, умеренный, низкий риск; обозначены индикаторы риска нарушения обязательных требований).

Приведены ключевые и индикативные показатели этого вида госконтроля и их целевые значения.

Прописан алгоритм, оговорены правила оформления результатов.

Указаны должностные лица Департамента городского хозяйства, наделяемые соответствующими полномочиями.

Принятые ранее по этому вопросу постановления утратили силу.

Постановление вступает в силу по истечении десяти дней после дня его официального опубликования.

Назад