Новости и аналитика Горячие документы Региональные Орловская область Постановление Правительства Орловской области от 30 октября 2025 г. N 697 "Об утверждении долговой политики Орловской области на 2026 год и на плановый период 2027 и 2028 годов" (документ не вступил в силу)

Обзор документа

8 ноября 2025

gerb

Правительство Орловской области


Постановление Правительства Орловской области от 30 октября 2025 г. N 697 "Об утверждении долговой политики Орловской области на 2026 год и на плановый период 2027 и 2028 годов" (документ не вступил в силу)

Постановление Правительства Орловской области от 30 октября 2025 г. N 697
"Об утверждении долговой политики Орловской области на 2026 год и на плановый период 2027 и 2028 годов"


В соответствии со статьей 4 Закона Орловской области от 26 декабря 2014 года N 1724-ОЗ "О бюджетном процессе в Орловской области" Правительство Орловской области постановляет:

1. Утвердить прилагаемую долговую политику Орловской области на 2026 год и на плановый период 2027 и 2028 годов.

2. Признать утратившим силу постановление Правительства Орловской области от 26 ноября 2024 года N 766 "Об утверждении долговой политики Орловской области на 2025 год и на плановый период 2026 и 2027 годов".

3. Настоящее постановление вступает в силу с 1 января 2026 года.

4. Контроль за исполнением постановления возложить на заместителя Губернатора Орловской области по планированию, экономике и финансам.


Губернатор Орловской области

А.Е. Клычков


Приложение
к постановлению Правительства
Орловской области
от 30 октября 2025 г. N 697


Долговая политика
Орловской области на 2026 год и на плановый период 2027 и 2028 годов


I. Общие положения


Долговая политика Орловской области является частью бюджетной политики Орловской области. Управление государственным долгом непосредственно связано с бюджетным процессом. Формирование долговой политики является важной задачей бюджетного планирования.

Долговая политика Орловской области на 2026 год и на плановый период 2027 и 2028 годов направлена на обеспечение сбалансированности областного бюджета, эффективное управление государственным долгом и снижение влияния долговой нагрузки на областной бюджет.


II. Итоги реализации долговой политики


Разработка основных направлений осуществлялась с учетом итогов реализации долговой политики Орловской области в 2024 году и истекшем периоде 2025 года.

На 1 января 2025 года государственный долг Орловской области сложился в объеме 23 166,5 млн рублей, в его структуре задолженность по рыночным заимствованиям отсутствует.

По итогам 2024 года государственный долг Орловской области снизился на 682,0 млн рублей.

Изменение государственного долга в 2024 году произошло:

1) в связи с погашением основного долга по бюджетным кредитам в сумме 860,9 млн рублей, в том числе:

а) за счет собственных доходов региона в соответствии с графиками погашения задолженности: 68,8 млн рублей - погашение 1/3 задолженности реструктурированных бюджетных кредитов 2017 года, 36,7 млн рублей - погашение 1/3 задолженности реструктурированных бюджетных кредитов 2021 года, 35,8 млн рублей - погашение задолженности инфраструктурного бюджетного кредита, привлеченного в 2022 году на комплексное развитие территорий и модернизацию подвижного состава общественного транспорта, 151,2 млн рублей - погашение основного внешнего долга;

б) за счет межбюджетного трансферта из федерального бюджета 487,2 млн рублей - погашение бюджетного кредита на опережающее финансирование;

в) 81,2 млн рублей - досрочное частичное погашение специального казначейского кредита за счет сложившейся экономии по результатам заключенных муниципальных контрактов в рамках реализации мероприятия "Строительство водовода от ул. Машиностроительной до Карачевского шоссе";

2) привлечением инфраструктурных бюджетных кредитов в общем объеме 178,9 млн рублей на комплексное развитие территории жилой застройки квартала, ограниченного ул. Куйбышева, ул. Цветаева и Наугорским шоссе, а также строительство водопроводных сетей в Советском районе города Орла в целях реализации проекта "Межвузовский кампус в г. Орле".

За 2018-годы доля государственного долга по отношению к собственным доходам региона снизилась на 43,6 процента.

Доля государственного долга Орловской области от налоговых и неналоговых доходов областного бюджета на 1 января 2025 года составила 63 процента, что соответствует требованиям, установленным Бюджетным кодексом Российской Федерации.

В 2025 году Правительством Орловской области продолжена работа по привлечению из федерального бюджета бюджетных кредитов на реализацию новых инвестиционных проектов.

Всего в текущем году одобрено президиумом (штабом) Правительственной комиссии по региональному развитию в Российской Федерации для Орловской области 105,1 млн рублей средств инфраструктурных бюджетных кредитов.

В июне текущего года Правительством Орловской области в соответствии с Договором о предоставлении субъекту Российской Федерации (муниципальному образованию) бюджетного кредита на пополнение остатка средств на едином счете бюджета от 14 февраля 2025 года N 54-09-28/2, заключенным с Управлением Федерального казначейства по Орловской области, привлекался бюджетный кредит на пополнение остатка средств на едином счете бюджета в размере 985,0 млн рублей на кассовый разрыв, что позволило минимизировать риски неисполнения расходных обязательств.

31 июля 2025 года бюджетный кредит на пополнение остатка средств на едином счете бюджета погашен за счет собственных доходов региона в полном объеме и в срок, установленный дополнительным соглашением к Договору о предоставлении субъекту Российской Федерации (муниципальному образованию) бюджетного кредита на пополнение остатка средств на едином счете бюджета от 14 февраля 2025 года N 54-09-28/2.

Кроме того, за истекший период 2025 года осуществлено досрочное частичное погашение задолженности по специальному казначейскому кредиту, предоставленному Орловской области за счет временно свободных средств единого счета федерального бюджета на реализацию мероприятия "Строительство водовода от ул. Машиностроительной до Карачевского шоссе", в размере 10,1 млн рублей.

В рамках исполнения поручения Президента Российской Федерации по списанию двух третьих задолженности по отдельным бюджетным кредитам Орловской областью с Министерством финансов Российской Федерации заключено единое Дополнительное соглашение к действующим соглашениям о предоставлении бюджету Орловской области из федерального бюджета бюджетных кредитов от 7 апреля 2025 года N 2025-00104/1, в соответствии с которым согласно графику погашения задолженности с 2025 года по 2029 год планируется погашение 1/3 задолженности по бюджетным кредитам по ранее утвержденным графикам в объеме 1 348,8 млн рублей ежегодно.

В целях проведения работы по списанию двух третьих задолженности Орловской области по отдельным бюджетным кредитам в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 1 февраля 2025 года N 79 "Об утверждении Правил списания задолженности субъектов Российской Федерации перед Российской Федерацией по отдельным бюджетным кредитам и направления субъектами Российской Федерации средств, высвобождаемых в результате списания задолженности субъектов Российской Федерации по указанным бюджетным кредитам" Губернатором Орловской области направлены обращения о рассмотрении вопроса о списании задолженности Орловской области перед Российской Федерацией по отдельным бюджетным кредитам и информация о намерениях по направлению высвобождаемых средств на реализацию мероприятий, осуществляемых в рамках поддержки инвестиций и реализации инфраструктурных проектов. В результате в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 10 июля 2025 года N 1853-р Орловской области списана задолженность по бюджетным кредитам на сумму 2 018,5 млн рублей.

В сентябре 2025 года в Министерство финансов Российской Федерации направлено заявление о списании в текущем году областному бюджету задолженности по бюджетным кредитам на сумму 976,7 млн рублей.

До конца 2025 года Правительством Орловской области планируется за счет собственных доходов погашение государственного долга в общем объеме 1 657,2 млн рублей в соответствии с заключенными соглашениями по предоставлению и реструктуризации бюджетных кредитов и утвержденными графиками.

Исполнение долговых обязательств Орловской области осуществлялось своевременно и в полном объеме.

Государственные гарантии Орловской области не предоставлялись.

По итогам проведенной Министерством финансов Российской Федерации в 2024-годах оценки долговой устойчивости Орловская область сохранила свои позиции в группе регионов со средним уровнем долговой устойчивости.


III. Основные факторы, определяющие характер и направления долговой политики


1. Основными факторами, определяющими характер и направления долговой политики, являются:

1) макроэкономические условия реализации долговой политики.

Влияние рисков ухудшения внешней экономической ситуации может привести к ухудшению динамики макроэкономических показателей, в том числе к повышению инфляции и снижению темпов экономического роста, снижению доходов, и, как следствие, негативно отразиться на возможности осуществления государственных заимствований в необходимых объемах и на приемлемых условиях. Увеличение Банком России размера ключевой ставки приведет к росту дополнительных расходов на обслуживание государственного долга;

2) уровень государственного долга.

При реализации долговой политики необходимо стремиться к тому, чтобы объем накопленного долга, динамика изменения его объема и структуры способствовали повышению уровня кредитоспособности Орловской области;

3) состояние рынка услуг по предоставлению кредитов кредитными организациями.

Кредиты, привлеченные в кредитных организациях, сохранятся для Орловской области в качестве одного из источников погашения долговых обязательств.

Важнейшим мероприятием при реализации долговой политики является мониторинг рынка финансовых услуг;

4) изменения, внесенные в действующие законодательные акты.

Немаловажным фактором, определяющим долговую политику, являются изменения, внесенные в бюджетное законодательство Российской Федерации, в части совершенствования системы оценки долговой устойчивости субъектов Российской Федерации и муниципальных образований путем установления расширенного перечня показателей долговой устойчивости, пересмотра установленных пороговых значений применяемых показателей и введения правил классификации субъектов Российской Федерации и муниципальных образований по группам долговой устойчивости.

2. Основными направлениями долговой политики являются:

1) направление дополнительно полученных доходов на погашение долговых обязательств Орловской области с учетом обеспечения в полном объеме расходных обязательств социального характера;

2) недопущение принятия новых расходных обязательств, не обеспеченных стабильными источниками доходов;

3) эффективное управление свободными остатками средств областного бюджета;

4) минимизация привлечения коммерческих кредитов и обеспечение постоянного доступа к кредитным ресурсам путем заключения с кредитными организациями договоров и соглашений об открытии кредитных линий;

5) минимизация стоимости заимствований;

6) равномерное распределение долговой нагрузки на областной бюджет;

7) своевременное и в полном объеме исполнение обязательств по кредитным договорам и соглашениям;

8) использование механизма привлечения краткосрочных бюджетных кредитов за счет остатка средств на едином счете федерального бюджета на пополнение остатков средств на едином счете бюджета в целях сокращения сроков использования кредитов, полученных от кредитных организаций (в случае их привлечения), и расходов на обслуживание государственного долга Орловской области;

9) ограничение объема расходов на обслуживание государственного долга - не более 10 процентов общего объема расходов областного бюджета, за исключением объема расходов, которые осуществляются за счет субвенций, предоставляемых из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;

10) осуществление мониторинга соответствия параметров государственного долга Орловской области ограничениям, установленным Бюджетным кодексом Российской Федерации, и условиям соглашений о предоставлении кредитов из федерального бюджета;

11) обеспечение раскрытия информации о государственном долге Орловской области;

12) мероприятия, обеспечивающие выполнение условий соглашений по предоставлению и реструктуризации бюджетных кредитов;

13) привлечение из федерального бюджета бюджетных кредитов на финансовое обеспечение реализации инфраструктурных проектов в целях увеличения доходов областного бюджета;

14) мероприятия, направленные на сокращение государственного долга за счет списания задолженности Орловской области в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 1 февраля 2025 года N 79 "Об утверждении Правил списания задолженности субъектов Российской Федерации перед Российской Федерацией по отдельным бюджетным кредитам и направления субъектами Российской Федерации средств, высвобождаемых в результате списания задолженности субъектов Российской Федерации по указанным бюджетным кредитам".


IV. Цели, принципы и задачи долговой политики Орловской области


1. Основными целями долговой политики Орловской области являются:

1) поддержание объема долговых обязательств Орловской области на экономически безопасном уровне;

2) обеспечение своевременного исполнения долговых обязательств Орловской области в полном объеме;

3) обеспечение минимально возможной стоимости обслуживания долговых обязательств Орловской области.

2. Принципами долговой политики Орловской области являются:

1) соблюдение ограничений, установленных Бюджетным кодексом Российской Федерации;

2) полнота и своевременность исполнения долговых обязательств Орловской области;

3) сокращение стоимости обслуживания государственного долга Орловской области;

4) прозрачность управления государственным долгом Орловской области;

5) осуществление государственных внутренних заимствований Орловской области в форме кредитов кредитных организаций только в целях рефинансирования долговых обязательств.

3. Основными задачами долговой политики Орловской области являются:

1) снижение уровня государственного долга и поддержание его параметров в рамках, установленных бюджетным законодательством Российской Федерации и условиями соглашений с Министерством финансов Российской Федерации;

2) оптимизация структуры государственного долга;

3) минимизация расходов на обслуживание государственного долга;

4) повышение эффективности государственных заимствований Орловской области;

5) обеспечение выполнения условий соглашений по предоставлению и реструктуризации бюджетных кредитов;

6) обеспечение возможности привлечения в областной бюджет кредитов от кредитных организаций исключительно по ставкам на уровне не более чем уровень ключевой ставки, установленный Центральным банком Российской Федерации, увеличенный на 3,5 процента годовых;

7) своевременное привлечение бюджетных кредитов на пополнение остатка средств на едином счете бюджета;

8) управление остатками средств на едином счете по учету средств бюджета в целях снижения привлечения заемных средств;

9) обеспечение своевременного, точного и полного учета долговых обязательств Орловской области.


V. Инструменты реализации долговой политики


Реализация долговой политики Орловской области в 2026-годах будет направлена на сокращение государственного долга в соответствии с графиками погашения задолженности по бюджетным кредитам и реструктурированной задолженности по бюджетным кредитам, погашением бюджетных кредитов на пополнение остатка средств на едином счете бюджета в следующих объемах: в 2026 году - 1 670,0 млн рублей, в 2027 году - 1 690,9 млн рублей, в 2028 году - 1 711,2 млн рублей, за счет мобилизации собственных доходов областного бюджета.

Основными инструментами реализации долговой политики являются бюджетные кредиты, рыночные заимствования, использование механизма списания задолженности по бюджетным кредитам.

В целях сокращения расходов на обслуживание государственного долга Орловской области при необходимости будет продолжена работа с Управлением Федерального казначейства по Орловской области по привлечению бюджетных кредитов на пополнение остатков средств на едином счете бюджетов субъектов Российской Федерации.


VI. Анализ рисков для областного бюджета, возникающих в процессе управления государственным долгом Орловской области


Для достижения целей долговой политики Орловской области важно проводить оценку потенциальных рисков, возникающих в процессе реализации долговой политики. Основными рисками при управлении государственным долгом являются:

1) риск недополучения планируемых объемов поступления доходов областного бюджета, что потребует изыскания иных источников для выполнения расходных обязательств областного бюджета и обеспечения его сбалансированности.

В целях оценки данного риска планируется проведение мониторинга исполнения областного бюджета и принятие управленческих решений по недопущению возникновения риска;

2) риск роста процентных ставок - возникновение непредвиденных расходов областного бюджета на обслуживание государственного долга Орловской области вследствие увеличения Банком России размера ключевой ставки;

3) риск возникновения новых расходных обязательств, не обеспеченных источниками финансирования;

4) риск несоблюдения условий Дополнительного соглашения от 7 апреля 2025 года N 2025-00104/1 к соглашениям от 25 декабря 2017 года N 01-01-06/06-390 и N 01-01-06/06-395 о предоставлении бюджету Орловской области из федерального бюджета бюджетного кредита для частичного покрытия дефицита бюджета Орловской области, соглашениям от 18 июня 2010 года N 01-01-06/06-213, от 24 июня 2011 года N 01-01-06/06-131 о предоставлении бюджету Орловской области из федерального бюджета бюджетного кредита для строительства, реконструкции, капитального ремонта, ремонта и содержания автомобильных дорог общего пользования (за исключением автомобильных дорог федерального значения), Соглашению от 14 декабря 2020 года N 01-01-06/06-998 о предоставлении бюджету Орловской области из федерального бюджета бюджетного кредита для погашения бюджетных кредитов на пополнение остатков средств на счетах бюджетов субъектов Российской Федерации, Соглашению от 30 июля 2021 года N 01-01-06/06-294 о предоставлении бюджету Орловской области из федерального бюджета бюджетного кредита для погашения долговых обязательств субъекта Российской Федерации (муниципального образования) в виде обязательств по государственным (муниципальным) ценным бумагам и кредитам, полученным субъектом Российской Федерации (муниципальным образованием) от кредитных организаций, иностранных банков и международных финансовых организаций, Соглашению от 20 июня 2022 года N 01-01-06/06-245 о предоставлении бюджету Орловской области из федерального бюджета бюджетного кредита для погашения долговых обязательств субъекта Российской Федерации (муниципального образования) в виде обязательств по государственным (муниципальным) ценным бумагам субъекта Российской Федерации (муниципального образования) и кредитам, полученным субъектом Российской Федерации (муниципальным образованием) от кредитных организаций, иностранных банков и международных финансовых организаций.

В целях оценки данных рисков планируется проведение мониторинга исполнения областного бюджета.

Вместе с тем опережающий рост расходных обязательств над доходными источниками не позволяет в полном объеме обеспечить исполнение принятых расходных обязательств.

Основной мерой, принимаемой в отношении управления рисками, связанными с реализацией долговой политики Орловской области, является осуществление достоверного прогнозирования доходов областного бюджета и поступлений по источникам финансирования дефицита областного бюджета, а также принятие взвешенных и экономически обоснованных решений.


VII. Размещение информации о государственном долге Орловской области


Информация о государственном долге Орловской области размещается ежемесячно в государственной специализированной информационной системе "Портал Орловской области - публичный информационный центр" в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.


Обзор документа


О целях долговой политики Орловской области на 2026 г. и на плановый период 2027 и 2028 гг.

Основными целями долговой политики Орловской области являются:

1) поддержание объема долговых обязательств региона на экономически безопасном уровне;

2) обеспечение своевременного исполнения долговых обязательств в полном объеме;

3) обеспечение минимально возможной стоимости обслуживания долговых обязательств области.

Настоящее постановление вступает в силу с 1 января 2026 г.

Назад