Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО ''СБЕР А". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.
1 ноября 2025
Постановление Правительства Курской области от 23 октября 2025 г. N 774-пп
"О внесении изменений в Положение о региональном государственном контроле (надзоре) в сфере социального обслуживания"
Правительство Курской области постановляет:
Утвердить прилагаемые изменения, которые вносятся в Положение о региональном государственном контроле (надзоре) в сфере социального обслуживания, утвержденное постановлением Администрации Курской области от 29.09.2021 N 1019-па (в редакции постановления Администрации Курской области от 15.02.2022 N 123-па, постановления Правительства Курской области от 14.06.2023 N 650-пп).
Первый заместитель Губернатора | А.Е. Чепик |
УТВЕРЖДЕНЫ
постановлением Правительства
Курской области
от 23.10.2025 N 774-пп
Изменения,
которые вносятся в Положение о региональном государственном контроле (надзоре) в сфере социального обслуживания
1. В разделе 2:
1) пункт 2.1 дополнить абзацем следующего содержания:
"Министерством обеспечивается организация постоянного мониторинга (сбора, обработки, анализа и учета) сведений, используемых для оценки и управления рисками причинения вреда (ущерба).";
2) пункт 2.7 изложить в следующей редакции:
"2.7. В отношении объектов контроля, отнесенных к категории высокого риска, контрольные надзорные мероприятия проводятся один раз в два года либо один обязательный профилактический визит в год.";
3) пункт 2.8 изложить в следующей редакции:
"2.8. Проведение обязательных профилактических визитов, в зависимости от присвоенной категории риска, осуществляются со следующей периодичностью:
1) для объектов контроля, отнесенных к категории среднего риска, периодичность проведения профилактического визита определяется Правительством Российской Федерации;
2) в отношении объектов контроля, отнесенных к категории низкого риска, обязательные профилактические визиты не проводятся.";
4) пункт 2.12 изложить в следующей редакции:
"2.12. Контролируемое лицо, в том числе с использованием единого портала федеральной государственной информационной системы "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)" (далее - единый портал государственных и муниципальных услуг), вправе подать в Министерство заявление об изменении категории риска осуществляемой им деятельности либо категории риска принадлежащих ему (используемых им) иных объектов контроля в случае их соответствия критериям риска для отнесения к иной категории риска.";
5) дополнить пунктом 2.13 следующего содержания:
"2.13. В целях оценки риска причинения вреда (ущерба) при принятии решения о проведении и выборе вида внепланового контрольного (надзорного) мероприятия Министерство разрабатывает индикаторы риска нарушения обязательных требований. Индикатором риска нарушения обязательных требований является соответствие или отклонение от параметров объекта контроля, которые сами по себе не являются нарушениями обязательных требований, но с высокой степенью вероятности свидетельствуют о наличии таких нарушений и риска причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям.
Перечень индикаторов риска нарушения обязательных требований при осуществлении регионального государственного контроля утверждается Правительством Курской области.".
2. В разделе 3:
1) дополнить новыми пунктами 3.1 - 3.3 следующего содержания:
"3.1. Министерство обеспечивает учет объектов контроля.
3.2. При сборе, обработке, анализе и учете сведений об объектах контроля для целей их учета Министерство использует информацию, представляемую им в соответствии с нормативными правовыми актами, информацию, получаемую в рамках межведомственного взаимодействия, а также общедоступную информацию.
3.3. При осуществлении учета объектов контроля на контролируемых лиц не может возлагаться обязанность по представлению сведений, документов, если иное не предусмотрено федеральными законами, а также если соответствующие сведения, документы содержатся в государственных или муниципальных информационных ресурсах.";
2) пункты 3.1 - 3.5 считать соответственно пунктами 3.4 - 3.8.
3. В разделе 4:
1) пункт 4.3 дополнить абзацем следующего содержания:
"При утверждении программы профилактики рисков причинения вреда учитываются категории риска, к которым отнесены объекты контроля.";
2) пункт 4.7 изложить в следующей редакции:
"4.7. Министерство ежегодно не позднее 15 марта года, следующего за отчетным, по итогам обобщения правоприменительной практики подготавливает доклад, содержащий результаты осуществления регионального государственного контроля, с указанием сведений о достижении ключевых показателей и сведений об индикативных показателях регионального государственного контроля, в том числе о влиянии профилактических мероприятий и контрольных (надзорных) мероприятий на достижение ключевых показателей, а также подготовку предложений по результатам обобщения правоприменительной практики (далее - доклад о правоприменительной практике).";
3) пункт 4.10 после слов "сведений и документов" дополнить словами ", сроки для устранения последствий, возникших в результате действий (бездействия) контролируемого лица, которые могут привести или приводят к нарушению обязательных требований";
4) пункты 4.21 - 4.24 изложить в следующей редакции:
"4.21. Профилактический визит проводится в форме профилактической беседы по месту осуществления деятельности контролируемого лица либо путем использования видео-конференц-связи или мобильного приложения "Инспектор".
В ходе профилактического визита контролируемое лицо информируется об обязательных требованиях, предъявляемых к его деятельности либо к принадлежащим ему объектам контроля, их соответствии критериям риска, основаниях и о рекомендуемых способах снижения категории риска, а также о видах, содержании и об интенсивности контрольных (надзорных) мероприятий, проводимых в отношении объекта контроля, исходя из отнесения его к соответствующей категории риска, а должностное лицо Министерства осуществляет ознакомление с объектом контроля, сбор сведений, необходимых для отнесения объектов контроля к категориям риска, и проводит оценку уровня соблюдения контролируемым лицом обязательных требований.
4.22. Профилактический визит проводится по инициативе Министерства (обязательный профилактический визит) или по инициативе контролируемого лица.
4.23. Обязательный профилактический визит проводится в случаях, предусмотренных статьей 52.1 Федерального закона N 248-ФЗ.
Обязательный профилактический визит не предусматривает отказ контролируемого лица от его проведения.
4.24. Профилактические визиты по инициативе контролируемого лица проводятся в соответствии со статьей 52.2 Федерального закона N 248-ФЗ.";
5) дополнить пунктом 4.25 следующего содержания:
"4.25. В случае, если при проведении профилактических мероприятий установлено, что объекты контроля представляют явную непосредственную угрозу причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям или такой вред (ущерб) причинен, должностное лицо Министерства незамедлительно направляет информацию об этом уполномоченному на принятие решений о проведении контрольных (надзорных) мероприятий должностному лицу Министерства, либо в случаях, предусмотренных Федеральным законом N 248-ФЗ, принимает меры, указанные в статье 90 Федерального закона N 248-ФЗ.".
4. Раздел 5 изложить в следующей редакции:
"5. Виды контрольных (надзорных) мероприятий в рамках осуществления регионального государственного контроля
5.1. Региональный государственный контроль осуществляется Министерством посредством плановых и внеплановых контрольных (надзорных) мероприятий.
5.2. Плановые контрольные (надзорные) мероприятия проводятся Министерством на основании плана проведения плановых контрольных (надзорных) мероприятий на очередной календарный год, формируемого Министерством и подлежащего согласованию с органами прокуратуры.
5.3. План проведения плановых контрольных (надзорных) мероприятий формируется Министерством в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2020 г. N 2428 "О порядке формирования плана проведения плановых контрольных (надзорных) мероприятий на очередной календарный год, его согласования с органами прокуратуры, включения в него и исключения из него контрольных (надзорных) мероприятий в течение года".
5.4. Для проведения контрольного (надзорного) мероприятия, предусматривающего взаимодействие с контролируемым лицом, а также документарной проверки принимается решение Министерства, подписанное уполномоченным должностным лицом, указанным в пункте 1.7 настоящего Положения.
5.5. В решении о проведении контрольного (надзорного) мероприятия указываются сведения, установленные частью 1 статьи 64 Федерального закона N 248-ФЗ, а также перечень нормативных правовых актов, содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при осуществлении регионального государственного контроля.
5.6. Контрольное (надзорное) мероприятие, предусматривающее взаимодействие с контролируемым лицом, может быть начато после внесения в единый реестр контрольных (надзорных) мероприятий сведений, установленных правилами его формирования и ведения, за исключением случаев неработоспособности единого реестра контрольных (надзорных) мероприятий, зафиксированных оператором реестра.
5.7. Контролируемое лицо вправе отказать должностному лицу Министерства в доступе на объекты контроля, к документам и в принятии иных мер по проведению контрольного (надзорного) мероприятия в случае, если на документах, оформленных Министерством, предусмотренный правилами формирования и ведения единого реестра контрольных (надзорных) мероприятий двухмерный штриховой код, посредством которого обеспечивается переход на страницу единого реестра контрольных (надзорных) мероприятий, содержащую информацию об указанном контрольном (надзорном) мероприятии, отсутствует либо нанесен некорректным образом, за исключением случаев, если до начала проведения контрольного (надзорного) мероприятия не требуется принятия решения о его проведении.
5.8. В случаях отсутствия контролируемого лица либо его представителя, предоставления контролируемым лицом Министерству информации о невозможности присутствия при проведении контрольного (надзорного) мероприятия контрольные (надзорные) мероприятия проводятся, контрольные (надзорные) действия совершаются, если оценка соблюдения обязательных требований при проведении контрольного (надзорного) мероприятия может быть проведена без присутствия контролируемого лица, а контролируемое лицо было надлежащим образом уведомлено о проведении контрольного (надзорного) мероприятия.
5.9. Случаями, при наступлении которых индивидуальный предприниматель, являющийся контролируемым лицом, вправе представить в Министерство информацию о невозможности присутствия при проведении контрольного (надзорного) мероприятия, являются:
ежегодный отпуск;
временная нетрудоспособность (болезнь);
командировка за пределами Курской области;
административный арест.
При наличии указанных случаев проведение контрольного (надзорного) мероприятия переносится Министерством на срок, необходимый для устранения обстоятельств, послуживших поводом для обращения контролируемого лица в Министерство.
5.10. В случае, если проведение контрольного (надзорного) мероприятия оказалось невозможным в связи с отсутствием контролируемого лица по месту нахождения (осуществления деятельности), либо в связи с фактическим неосуществлением деятельности контролируемым лицом, либо в связи с иными действиями (бездействием) контролируемого лица, повлекшими невозможность проведения или завершения контрольного (надзорного) мероприятия, должностное лицо Министерства составляет акт о невозможности проведения контрольного (надзорного) мероприятия, предусматривающего взаимодействие с контролируемым лицом, с указанием причин и информирует контролируемое лицо о невозможности проведения контрольного (надзорного) мероприятия в порядке, предусмотренном статьей 21 Федерального закона N 248-ФЗ.
В этом случае должностное лицо Министерства вправе совершить контрольные (надзорные) действия в рамках указанного контрольного (надзорного) мероприятия в любое время до завершения проведения контрольного (надзорного) мероприятия, предусматривающего взаимодействие с контролируемым лицом.
5.11. В случае, указанном в пункте 5.10 настоящего Положения, уполномоченное должностное лицо Министерства вправе не позднее трех месяцев с даты составления акта о невозможности проведения контрольного (надзорного) мероприятия принять решение о проведении в отношении контролируемого лица такого же контрольного (надзорного) мероприятия без предварительного уведомления контролируемого лица и без согласования с органами прокуратуры.
5.12. Региональный государственный контроль осуществляется посредством проведения следующих контрольных (надзорных) мероприятий:
а) инспекционный визит;
б) документарная проверка;
в) выездная проверка.
5.13. Контрольные (надзорные) мероприятия проводятся по основаниям, предусмотренным пунктами 1 - 5, 7, 9 части 1 статьи 57 Федерального закона N 248-ФЗ.
5.14. В целях фиксации доказательств нарушений соблюдения обязательных требований могут быть использованы любые имеющиеся в распоряжении технические средства фотосъемки, аудио- и видеозаписи, в том числе с использованием мобильного приложения "Инспектор". Решение о необходимости использования собственных технических средств, в том числе электронных вычислительных машин и электронных носителей информации, копировальных аппаратов, сканеров, телефонов (в том числе сотовой связи), средств аудио- и видеозаписи, фотоаппаратов, необходимых для проведения контрольных (надзорных) мероприятий, фотосъемки, аудио- и видеозаписи, иных способов фиксации доказательств нарушений соблюдения обязательных требований при осуществлении контрольных (надзорных) мероприятий принимается должностным лицом Министерства самостоятельно.
Информация о проведении фотосъемки, аудио- и видеозаписи и использованных для этих целей технических средствах отражается в акте контрольного (надзорного) мероприятия.
Фиксация нарушений соблюдения обязательных требований при помощи фотосъемки проводится не менее чем двумя снимками каждого из выявленных нарушений обязательных требований. Аудио- и видеозапись осуществляется в ходе проведения контрольного (надзорного) мероприятия непрерывно, с уведомлением в начале и конце записи о дате, месте, времени начала и окончания осуществления записи. В ходе записи подробно фиксируются и указываются место и характер выявленного нарушения соблюдения обязательных требований. Результаты проведения фотосъемки, аудио- и видеозаписи являются приложением к акту. Использование фотосъемки и видеозаписи для фиксации доказательств нарушений соблюдения обязательных требований осуществляется с учетом требований законодательства Российской Федерации о защите государственной тайны.
5.15. Инспекционный визит, выездная проверка могут проводиться с использованием средств дистанционного взаимодействия, в том числе посредством видео-конференц-связи, а также с использованием мобильного приложения "Инспектор".
5.16. Инспекционный визит проводится в порядке, определенном статьей 70 Федерального закона N 248-ФЗ. В ходе инспекционного визита должностными лицами Министерства могут совершаться следующие контрольные (надзорные) действия:
а) осмотр;
б) опрос;
в) получение письменных объяснений;
г) истребование документов, которые в соответствии с обязательными требованиями должны находиться в месте нахождения (осуществления деятельности) контролируемого лица (его филиалов, представительств, обособленных структурных подразделений).
5.17. Срок проведения инспекционного визита в одном месте осуществления деятельности не может превышать один рабочий день.
5.18. Внеплановый инспекционный визит может проводиться только по согласованию с органами прокуратуры, за исключением случаев его проведения в соответствии с пунктами 3, 4 части 1, частью 3 статьи 57 и частью 12 статьи 66 Федерального закона N 248-ФЗ.
5.19. Документарная проверка проводится в порядке, определенном статьей 72 Федерального закона N 248-ФЗ. В ходе документарной проверки должностными лицами Министерства могут совершаться следующие контрольные (надзорные) действия:
а) получение письменных объяснений;
б) истребование документов.
5.20. Срок проведения документарной проверки не может превышать десять рабочих дней.
5.21. Внеплановая документарная проверка может проводиться только по согласованию с органами прокуратуры, за исключением случая ее проведения в соответствии с пунктами 3, 4 части 1 статьи 57 Федерального закона N 248-ФЗ.
5.22. Выездная проверка проводится в порядке, определенном статьей 73 Федерального закона N 248-ФЗ. В ходе выездной проверки должностными лицами Министерства могут совершаться следующие контрольные (надзорные) действия:
а) осмотр;
б) опрос;
в) получение письменных объяснений;
г) истребование документов.
5.23. Срок проведения выездной проверки не может превышать десять рабочих дней.
5.24. Внеплановая выездная проверка может проводиться только по согласованию с органами прокуратуры, за исключением случаев ее проведения в соответствии с пунктами 3, 4 части 1, частью 3 статьи 57 и частью 12 статьи 66 Федерального закона N 248-ФЗ.".
5. Раздел 6 изложить в следующей редакции:
"6. Результаты контрольного (надзорного) мероприятия
6.1. К результатам контрольного (надзорного) мероприятия относятся оценка соблюдения контролируемым лицом обязательных требований, создание условий для предупреждения нарушений обязательных требований и (или) прекращения их нарушений, восстановление нарушенного положения, направление уполномоченным органам или должностным лицам информации для рассмотрения вопроса о привлечении к ответственности и (или) применение Министерством мер, предусмотренных пунктом 2 части 2 статьи 90 Федерального закона N 248-ФЗ.
6.2. По окончании проведения контрольного (надзорного) мероприятия, предусматривающего взаимодействие с контролируемым лицом, составляется акт контрольного (надзорного) мероприятия (далее - акт).
6.3. Результаты контрольного (надзорного) мероприятия оформляются в порядке, предусмотренном статьей 87 Федерального закона N 248-ФЗ.
6.4. В случае проведения контрольных (надзорных) мероприятий с использованием мобильного приложения "Инспектор" либо составления акта без взаимодействия, а также в иных случаях, установленных Федеральным законом N 248-ФЗ, Министерство направляет акт контролируемому лицу в порядке, установленном статьей 21 Федерального закона N 248-ФЗ.
6.5. В случае невозможности составления акта на месте проведения контрольного (надзорного) мероприятия в день окончания проведения такого мероприятия в соответствии с частью 3 статьи 87 Федерального закона N 248-ФЗ контролируемое лицо не подписывает акт и считается получившим акт в случае его размещения в едином реестре контрольных (надзорных) мероприятий и получения уведомления об этом в порядке, предусмотренном пунктом 2 части 5 статьи 21 Федерального закона N 248-ФЗ.
6.6. В случае отсутствия выявленных нарушений обязательных требований при проведении контрольного (надзорного) мероприятия сведения об этом вносятся в единый реестр контрольных (надзорных) мероприятий. Должностное лицо Министерства вправе выдать рекомендации по соблюдению обязательных требований, провести иные мероприятия, направленные на профилактику рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям.
6.7. В случае выявления при проведении контрольного (надзорного) мероприятия нарушений обязательных требований контролируемым лицом должностное лицо Министерства принимает решения, предусмотренные частью 2 статьи 90 Федерального закона N 248-ФЗ.
При выявлении в ходе контрольного (надзорного) мероприятия признаков преступления или административного правонарушения, дело о котором не уполномочены возбуждать должностные лица Министерства, должностные лица, проводившие проверку, в течение 5 рабочих дней со дня завершения проверки направляют информацию в уполномоченный государственный орган.
6.8. Предписание об устранении выявленных нарушений выдается контролируемому лицу в соответствии со статьей 90.1 Федерального закона N 248-ФЗ.".
6. В разделе 7:
1) в пунктах 7.2 и 7.3 слова "и (или) региональных порталов государственных и муниципальных услуг" исключить;
2) пункты 7.6 - 7.8 изложить в следующей редакции:
"7.6. Контролируемые лица, права и законные интересы которых, по их мнению, были непосредственно нарушены в рамках осуществления регионального государственного контроля, имеют право на досудебное обжалование:
1) решений о проведении контрольных (надзорных) мероприятий и обязательных профилактических визитов;
2) актов контрольных (надзорных) мероприятий и обязательных профилактических визитов, предписаний об устранении выявленных нарушений;
3) действий (бездействия) должностных лиц Министерства в рамках контрольных (надзорных) мероприятий и обязательных профилактических визитов;
4) решений об отнесении объектов контроля к соответствующей категории риска;
5) решений об отказе в проведении обязательных профилактических визитов по заявлениям контролируемых лиц;
6) иных решений, принимаемых Министерством по итогам профилактических и (или) контрольных (надзорных) мероприятий, предусмотренных Федеральным законом N 248-ФЗ, в отношении контролируемых лиц или объектов контроля.
7.7. При обжаловании решений Министерства, действий (бездействия) должностных лиц Министерства жалоба рассматривается министром.
Жалоба на решения, действия (бездействие) министра рассматривается министром.
7.8. Жалоба подлежит рассмотрению в течение 15 рабочих дней со дня ее регистрации в подсистеме досудебного обжалования контрольной (надзорной) деятельности.
Жалоба контролируемого лица на решение об отнесении объектов контроля к соответствующей категории риска рассматривается в срок не более 5 рабочих дней.";
3) пункт 7.9 исключить;
4) пункт 7.11 изложить в следующей редакции:
"7.11. Решение Министерства, указанное в пункте 7.7 настоящего Положения, содержащее обоснование принятого решения, срок и порядок его исполнения, размещается в личном кабинете контролируемого лица на едином портале государственных и муниципальных услуг в срок не позднее одного рабочего дня со дня его принятия.".
Обзор документа
В Курской области изменены положения о региональном государственном контроле (надзоре) в сфере социального обслуживания.
Установлено, что теперь Министерством социального обеспечения, материнства и детства Курской области обеспечивается организация постоянного мониторинга (сбора, обработки, анализа и учета) сведений, используемых для оценки и управления рисками причинения вреда (ущерба). В целях оценки риска причинения вреда (ущерба) при принятии решения о проведении и выборе вида внепланового контрольного (надзорного) мероприятия Министерство социального обеспечения, материнства и детства разрабатывает индикаторы риска нарушения обязательных требований. Индикатором риска нарушения обязательных требований является соответствие или отклонение от параметров объекта контроля, которые сами по себе не являются нарушениями обязательных требований, но с высокой степенью вероятности свидетельствуют о наличии таких нарушений и риска причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям.