Новости и аналитика Горячие документы Региональные Республика Дагестан Постановление Правительства Республики Дагестан от 1 ноября 2025 г. N 343 "Об утверждении региональной программы Республики Дагестан "Развитие (модернизация) общественного транспорта в Республике Дагестан на 2025 - 2030 годы"

Обзор документа

15 ноября 2025

gerb

Правительство Республики Дагестан


Постановление Правительства Республики Дагестан от 1 ноября 2025 г. N 343 "Об утверждении региональной программы Республики Дагестан "Развитие (модернизация) общественного транспорта в Республике Дагестан на 2025 - 2030 годы"

Постановление Правительства Республики Дагестан от 1 ноября 2025 г. N 343
"Об утверждении региональной программы Республики Дагестан "Развитие (модернизация) общественного транспорта в Республике Дагестан на 2025 - 2030 годы"


В соответствии с подпунктом "в" пункта 1 перечня поручений по итогам заседания Президиума Госсовета по вопросам развития общественного транспорта, утвержденного Президентом Российской Федерации 17 сентября 2023 г. N Пр-1855ГС, распоряжением Министерства транспорта Российской Федерации от 22 апреля 2025 г. N PC-84-p "Об утверждении Методических рекомендаций по разработке программ развития (модернизации) общественного транспорта в субъектах Российской Федерации" Правительство Республики Дагестан постановляет:

1. Утвердить прилагаемую региональную программу Республики Дагестан "Развитие (модернизация) общественного транспорта в Республике Дагестан на 2025 - 2030 годы".

2. Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.


Временно исполняющий обязанности
Председателя Правительства
Республики Дагестан

Р. Алиев


УТВЕРЖДЕНА
постановлением
Правительства Республики Дагестан
от 1 ноября 2025 г. N 343


Региональная программа
Республики Дагестан "Развитие (модернизация) общественного транспорта в Республике Дагестан на 2025 - 2030 годы"


1. Общие положения


Региональная программа Республики Дагестан "Развитие (модернизация) общественного транспорта в Республике Дагестан на 2025 - 2030 годы" (далее - Программа) разработана в соответствии с подпунктом "в" пункта 1 перечня поручений по итогам заседания Президиума Госсовета по вопросам развития общественного транспорта, утвержденного Президентом Российской Федерации 17 сентября 2023 г. N Пр-1855ГС, паспортом национального проекта "Инфраструктура для жизни" и учитывает положения следующих документов стратегического и транспортного планирования:

распоряжение Правительства Республики Дагестан от 26 июня 2024 г. N 292-р "Об утверждении Концепции развития общественного транспорта Республики Дагестан на период до 2030 года";

постановление Правительства Республики Дагестан от 28 апреля 2025 г. N 143 "Об утверждении Регионального стандарта транспортного обслуживания населения Республики Дагестан на 2026 - 2030 годы";

постановление администрации городского округа с внутригородским делением "город Махачкала" от 7 августа 2024 г. N 746 "Об утверждении документа планирования регулярных перевозок по муниципальным маршрутам регулярных перевозок в границах ГО с ВД "город Махачкала" на период 2024 - 2026 гг. и признании утратившим силу постановления администрации ГО с ВД "город Махачкала" от 27 января 2020 г. N 17 "Об утверждении документа планирования регулярных перевозок по муниципальным маршрутам регулярных перевозок в границах ГО с ВД "город Махачкала" на период 2020 - 2024 гг.".

Региональный комплексный план транспортного обслуживания населения Республики Дагестан планируется утвердить в 2025 году.

Документ планирования регулярных перевозок по муниципальным маршрутам регулярных перевозок в границах городского округа "город Махачкала" на период 2024 - 2026 годов планируется актуализировать в 2026 году.

К общественному транспорту в Республике Дагестан относятся следующие виды транспорта: автобусы и троллейбусы.

Программа направлена на обеспечение комфортных условий жизнедеятельности населения путем развития устойчиво функционирующей, безопасной, привлекательной и удобной для всех групп населения системы пассажирского транспорта общего пользования и на обеспечение достижения целевых значений показателей федерального проекта "Развитие общественного транспорта" национального проекта "Инфраструктура для жизни".

Целями реализации Программы является:

повышение доли парка общественного транспорта, отвечающего установленным требованиям к конструкции и оборудованию и имеющего срок эксплуатации не старше нормативного;

минимизация рисков реализации проводимых мероприятий по развитию (модернизации) общественного транспорта.

Для достижения указанных целей в рамках реализации Программы решаются следующие задачи:

оптимизация структуры парка транспортных средств по классам, доступности для маломобильного населения, компоновки салона, дополнительному оборудованию;

повышение точности соблюдения расписания движения и надежности транспортного обслуживания населения;

обеспечение установленных значений доли парка транспортных средств, имеющих срок эксплуатации не старше нормативного;

соответствие объектов транспортной инфраструктуры пассажирского транспорта общего пользования нормативным требованиям и потребностям населения для безопасного и комфортного ожидания транспорта и поездок;

развитие способов и инструментов оплаты проезда.


2. Паспорт программы развития (модернизации) общественного транспорта


Наименование Программы

-

развитие (модернизация) общественного транспорта в Республике Дагестан на 20252030 годы

Основание для разработки

-

подпункт "в" пункта 1 перечня поручений по итогам заседания Президиума Госсовета по вопросам развития общественного транспорта, утвержденного Президентом Российской Федерации 17 сентября 2023 г. N Пр-1855ГС;

паспорт федерального проекта "Развитие общественного транспорта" национального проекта "Инфраструктура для жизни";

Федеральный закон от 28 июня 2014 г. N 172-ФЗ "О стратегическом планировании в Российской Федерации";

постановление Правительства Российской Федерации от 31 октября 2018 г. N 1288 "Об организации проектной деятельности в Правительстве Российской Федерации";

постановление Правительства Республики Дагестан от 28 апреля 2025 г. N 143 "Об утверждении Регионального стандарта транспортного обслуживания населения Республики Дагестан на 2026 - 2030 годы";

постановление администрации городского округа с внутригородским делением "город Махачкала" от 7 августа 2024 г. N 746 "Об утверждении документа планирования регулярных перевозок по муниципальным маршрутам регулярных перевозок в границах ГО с ВД "город Махачкала" на период 2024 - 2026 гг. и признании утратившим силу постановления администрации ГО с ВД "город Махачкала" от 27 января 2020 г. N 17 "Об утверждении документа планирования регулярных перевозок по муниципальным маршрутам регулярных перевозок в границах ГО с ВД "город Махачкала" на период 20202024 гг."

Куратор Программы

-

заместитель министра транспорта и дорожного хозяйства Республики Дагестан

Ответственный исполнитель Программы

-

начальник управления транспорта Министерства транспорта и дорожного хозяйства Республики Дагестан

Соисполнители Программы

-

главы городских округов:

"город Хасавюрт" Корголиев К.М.,

"город Дербент" Пашабеков Х.Э.,

"город Каспийск" Гонцов Б.И.,

"город Кизляр" Шувалов А.И.,

"город Кизилюрт" Маматханов С.К.,

"город Избербаш" Бакаев Р.А.,

"город Буйнакск" Абдулмуслимов М.М.,

"город Дагестанские Огни" Гаджимурадов З.Ш.

Период реализации Программы

-

2025 - 2030 годы

Цель Программы

-

повышение доли парка общественного транспорта, отвечающего установленным требованиям к конструкции и оборудованию и имеющего срок эксплуатации не старше нормативного;

минимизация рисков реализации проводимых мероприятий по развитию (модернизации) общественного транспорта

Задачи Программы

-

оптимизация структуры парка транспортных средств по классам, доступности для маломобильного населения, компоновки салона, дополнительному оборудованию;

обеспечение установленных значений доли парка транспортных средств, имеющих срок эксплуатации не старше нормативного;

повышение точности соблюдения расписания движения и надежности транспортного обслуживания населения;

соответствие объектов транспортной инфраструктуры пассажирского транспорта общего пользования нормативным требованиям и потребностям населения для безопасного и комфортного ожидания транспорта и поездок;

развитие способов и инструментов оплаты проезда

Связь с национальными целями развития Российской Федерации

-

цель "Комфортная и безопасная среда для жизни", определенная Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2024 г. N 309 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года"

Связь с национальным проектом "Инфраструктура для жизни"

-

Программа направлена на достижение показателя по увеличению к 2030 году в агломерациях и городах доли парка общественного транспорта, имеющего срок эксплуатации не старше нормативного, не менее чем 85 процентов

Общий объем финансирования, всего в т.ч. за счет:

средств федерального бюджета;

средств консолидированного бюджета субъекта;

средств местных бюджетов;

внебюджетных источников;

иных средств федеральной поддержки (ИБК, капитальных грантов и др.)

-

общий объем составляет 7512,38 млн руб.,* в т.ч. за счет:

средств федерального бюджета - 2919,08 млн руб.;

внебюджетных источников - 4593,3 млн руб.

Перечень нормативных правовых актов, устанавливающих объем финансирования Программы


постановление Правительства Республики Дагестан от 29 декабря 2017 г. N 307 "Об утверждении государственной программы Республики Дагестан "Развитие транспортного комплекса Республики Дагестан";

распоряжение Правительства Республики Дагестан от 26 июня 2024 г. N 292-р "Об утверждении Концепции развития общественного транспорта Республики Дагестан на период до 2030 года"


------------------------------

* Значение будет уточняться по мере доведения бюджетных средств и привлечения внебюджетных источников.

------------------------------

3. Текущее состояние транспортного обслуживания населения Республики Дагестан общественным транспортом


На территории Республики Дагестан организовано 373 межмуниципальных и 136 муниципальных маршрутов пассажирского транспорта общего пользования, регулярных перевозок пассажиров и багажа, 11 из которых организованы по регулируемому тарифу (2,16 проц. от общего количества). По нерегулируемому тарифу организована перевозка пассажиров и багажа на 498 маршрутах регулярных перевозок (97,84 проц. от общего количества).

Общее количество задействованного в пассажирских перевозках транспорта по муниципальным и межмуниципальным маршрутам составляет порядка 3028 единиц автобусов малого, среднего, большого класса и троллейбусов.

Структура маршрутов общественного транспорта в Республике Дагестан приведена в таблице 1.


Таблица 1. Структура маршрутов общественного транспорта в Республике Дагестан


Количество маршрутов регулярных перевозок пассажиров и багажа общественным транспортом в муниципальном и межмуниципальном сообщении

Вид общественного транспорта

автобус

троллейбус

1

2

3

Всего, ед.:

в т.ч.:

506

3

межмуниципальных

373

0

из них по регулируемому тарифу

0

0

муниципальных

133

3

из них по регулируемому тарифу

8

3

в т.ч. по опорным населенным пунктам:



г. Махачкала

68

3

из них по регулируемому тарифу

8

3

г. Хасавюрт

15

0

из них по регулируемому тарифу

0

0

г. Дербент

11

0

из них по регулируемому тарифу

0

0

г. Каспийск

14

0

из них по регулируемому тарифу

0

0

г. Кизляр

7

0

из них по регулируемому тарифу

0

0

г. Кизилюрт

5

0

из них по регулируемому тарифу

0

0

г. Избербаш

4

0

из них по регулируемому тарифу

0

0

г. Дагестанские Огни

3

0

из них по регулируемому тарифу

0

0

г. Буйнакск

б

0

из них по регулируемому тарифу

0

0


К 2030 году прогнозируется повышение въездного и внутреннего туристского потока до 2,25 млн человек.

Основной проблемой в сфере пассажирских перевозок является морально и технически изношенный подвижной состав, а также малое количество автобусов, адаптированных для перевозки пассажиров с ограниченными возможностями здоровья, изношенность пассажирского транспорта республики составляет около 85 процентов.

Кроме того, более чем на 90 процентов изношена инфраструктура городского наземного электрического транспорта.

Таким образом, в Республике Дагестан имеется острая потребность в обновлении общественного транспорта.

Автомобильный и городской наземный электрический транспорт

определяет возможности по созданию условий для выравнивания социально-экономического развития и обеспечения связанности территории Республики Дагестан.

В этих условиях повышение требований к качеству транспортных услуг и обеспечению безопасности и устойчивости функционирования общественного транспорта является современным вызовом, стоящим перед автомобильным и городским наземным электрическим транспортом, требующим четкого определения приоритетов, целей и задач развития автомобильного и городского наземного электрического транспорта.

В связи с этим необходима комплексная реформа общественного транспорта городов, включающая в себя оптимизацию городской маршрутной сети, модернизацию подвижного состава, развитие магистральных маршрутов пассажирским транспортом большого класса, а также мероприятия по строительству необходимой транспортной инфраструктуры, в том числе обустройство остановок общественного транспорта.

На территории Республики Дагестан расположено 11 автостанций и автовокзалов.

ООО "Автовокзал "Северный".

Место нахождения: РД, г. Махачкала, просп. Акушинского, 100.

Режим работы: 09:00-20:00 (понедельник-пятница), 9:00-19:00 (суббота-воскресенье).

В здании автовокзала "Северный" расположены оборудованный посадочными местами зал ожидания, камеры хранения, кафе, билетные кассы, туалет, комната матери и ребенка, парковка для автомобилей. ООО "РДР".

Место нахождения: РД, г. Махачкала, просп. Акушинского, 100д.

Режим работы: 08:00-18:00.

На территории автовокзала "РДР" расположены зона ожидания, кафе, билетные кассы, туалет, комната матери и ребенка, парковка для автомобилей, размещены информационные стенды и расписание.

ООО "Автостанция "Южная".

Место нахождения: РД, г. Махачкала, просп. А. Султана, 342.

Режим работы: 06:00-20:00.

На территории автостанции "Южная" расположены зона ожидания, кафе, билетные кассы, туалет, комната матери и ребенка, парковка для автомобилей, размещены информационные стенды и расписание.

ООО "Автостанция "Южная", г. Дербент.

Место нахождения: РД, г. Дербент, Южный пост ГИБДД.

Режим работы: 07:00-17:30.

Автостанция "Северная", г. Дербент.

Место нахождения: РД, г. Дербент, просп. Агасиева, 26а.

Режим работы: 06:00-19:00.

На территории автостанции расположены зона ожидания, кафе, билетные кассы, туалет, комната матери и ребенка, расписание, информационные стенды, парковка для автомобилей.

Избербашская автостанция.

Место нахождения: РД, г. Избербаш, ул. Советская, 3.

Режим работы: 06:00-19:00.

На территории автостанции расположены зона ожидания, кафе, билетные кассы, туалет, размещены информационные стенды и расписание.

Буйнакская автостанция.

Место нахождения: РД, г. Буйнакск, ул. Имама Газимагомеда, 3.

Режим работы: 06:00-20:00.

На территории автостанции расположены зона ожидания, кафе, билетные кассы, туалет, комната матери и ребенка, парковка для автомобилей, размещены информационные стенды и расписание.

Кизлярская автостанция.

Место нахождения: РД, г. Кизляр, ул. Набережная, 43.

Режим работы: 05:30-20:00.

На территории автостанции расположены зал ожидания, билетная касса, туалет, размещены информационные стенды и расписание.

Каспийская автостанция.

Место нахождения: РД, г. Каспийск, ул. Назарова, 2.

Режим работы: 06:00-18:00.

На территории автостанции расположены билетная касса, туалет, размещены информационные стенды и расписание.

Автовокзал "Черемушки", г. Кизляр.

Место нахождения: РД, г. Кизляр, ул. Магистральная, 101.

Режим работы: 06:00-19:00.

На территории вокзала расположены комната матери и ребенка, кассы, комната медосмотра, зал ожидания, кафе, санузел, размещены информационные стенды и расписание. В состав автовокзала входят несколько стоянок и перронов для высадки и посадки пассажиров, постов охраны, диспетчерская и камеры хранения багажа.

Автостанция "Глобус", с. Агачаул.

Место нахождения: РД, Карабудахкентский район, с. Агачаул, 817 км ФАД Р-217 "Кавказ".

Режим работы: 06:00-18:00.

Хасавюртовская автостанция.

Место нахождения: РД, г. Хасавюрт, ул. Буйнакского, 165.

Режим работы: 07:00-20:00.

На территории автостанции расположены билетная касса, туалет, размещены информационные стенды и расписание.

Также на территории Республики Дагестан располагается 2590 остановок общественного транспорта, из которых 461 остановка подлежит обновлению.

Сведения о количестве и структуре пассажирских перевозчиков по организационно-правовым формам на территории Республики Дагестан приведены в таблице 2.


Таблица 2. Сведения о пассажирских перевозчиках в Республике Дагестан


Количество перевозчиков

Количество юридических лиц, из них:

Количество индивидуальных предпринимателей

Количество участников договора. простого товарищества

всего

общества с ограниченной ответственностью

акционерные общества

унитарные предприятия

Всего

44

42

1

1

36

1

в т.ч. по видам транспорта:

автобус

43

42

1

0

36

1

троллейбус

1

0

0

1

0

0

в т.ч. осуществляющих перевозки на территории опорных населенных пунктов:

г. Махачкала

9

8

0

1

0

0

г. Дербент

2

2

0

0

0

0

г. Хасавюрт

2

2

0

0

0

0

г. Избербаш

1

1

0

0

0

0

г. Каспийск

1

1

0

0

0

0

г. Кизилюрт

1

1

0

0

0

0

г. Дагестанские Огни

1

1

0

0

0

0

г. Кизляр

1

1

0

0

0

0

г. Буйнакск

1

1

0

0

0

0


Структура парка транспортных средств в Республике Дагестан приведена в таблицах 3 и 3.1.


Таблица 3. Структура парка транспортных средств, задействованного на регулярных перевозках пассажиров и багажа общественным транспортом в Республике Дагестан


Характеристика транспортных средств

Вид транспортных средств

автобус

троллейбус

Всего, ед.:

2998

30

в т.ч.:

особо малого класса

0

0

малого класса

2894

0

среднего класса

40

0

большого класса

64

30

особо большого класса

0

0

Средний возраст, лет

9,3

11,9

Возраст ТС:

менее 1 года

47

0

1-3 года

45

0

3-5 лет

283

0

5-10 лет

1221

4

10-15 лет

1402

26

Экологический класс:

евро 2

637

0

евро 3

1819

0

евро 4

448

0

евро 5 и более

94

0

Низкопольные транспортные средства, ед.




Таблица 3.1. Структура парка транспортных средств, задействованного на регулярных перевозках пассажиров и багажа общественным транспортом в городах Республики Дагестан


Характеристика транспортных средств

Вид транспортных средств

автобус

троллейбус

1

2

3

Всего, ед.:

1946

30

в т.ч.: г. Махачкала

особо малого класса

0

0

малого класса

988

0

среднего класса

40

0

большого класса

64

30

особо большого класса

0

0

Средний возраст, лет

7,98

11,9

Возраст ТС:

менее 1 года

47

0

1-3 года

45

0

3-5 лет

146

0

5-10 лет

535

4

10-15 лет

319

26

Экологический класс:

евро 2

395

0

евро 3

403

0

евро 4

200

0

евро 5 и более

94

0

Низкопольные транспортные средства, ед.

100

0

в т.ч.: г. Дербент

малого класса

205

0

Средний возраст, лет

9,5

0

Возраст ТС:


3-5 лет

24

0

5-10 лет

81

0

10-15 лет

100

0

Экологический класс:


евро 3

131

0

евро 4

74

0

Низкопольные транспортные средства, ед.

0

0

в т.ч.: г. Хасавюрт

малого класса

297

0

Средний возраст, лет

9,5

0

Возраст ТС:



5-10 лет

114

0

10-15 лет

183

0

Экологический класс:


0

евро 3

297

0

Низкопольные транспортные средства, ед.

0

0

в т.ч.: г. Каспийск

малого класса

164

0

Средний возраст, лет

11

0

Возраст ТС:


0

3-5 лет

10

0

5-10 лет

31

0

10-15 лет

123

0

Экологический класс:



евро 3

164

0

Низкопольные транспортные средства, ед.

0

0

в т.ч.: г. Кизляр

малого класса

66

0

Средний возраст, лет

12

0

5-10 лет

6

0

10-15 лет

60

0

Экологический класс:


евро 3

66

0

Низкопольные транспортные средства, ед.

0

0

в т.ч.: г. Избербаш

малого класса

25

0

Средний возраст, лет

12,5

0

Возраст ТС:


5-10 лет

0

0

10-15 лет

25

0

Экологический класс:


евро 3

25

0

Низкопольные транспортные средства, ед.

0

0

в т.ч.: г. Кизилюрт

малого класса

52

0

Средний возраст, лет

11,4

0

Возраст ТС:


5-10 лет

11

0

10-15 лет

41

0

Экологический класс:


евро 3

52

0

Низкопольные транспортные средства, ед.

0

0

в т.ч.: г. Буйнакск

малого класса

36

0

Средний возраст, лет

12,4

0

Возраст ТС:


5-10 лет

1

0

10-15 лет

35

0

Экологический класс:


евро 3

36

0

Низкопольные транспортные средства, ед.

0

0

в т.ч.: г. Дагестанские Огни

малого, класса

9

0

Средний возраст, лет

11,4

0

Возраст ТС:


5-10 лет

2

0

10-15 лет

7

0

Экологический класс:


евро 3

9

0

Низкопольные транспортные средства, ед.

0

0


В таблице 4 приведены объемы перевозок пассажиров общественным транспортом в Республике Дагестан в 2022 - 2024 годах.


Таблица 4. Объемы перевозок пассажиров общественным транспортом в Республике Дагестан в 2022 - 2024 годах


Объем перевезенных пассажиров, тыс. пасс.

2022 г.

2023 г.

2024 г.

автобус

троллейбус

автобус

троллейбус

автобус

троллейбус

Всего, ед.:

21298,2

1339,9

20903,0

1 236,6

28874,5

1036,6

в т.ч.

по межмуниципальным маршрутам

3798,7

962,8

3725,9

0

10493,5

0

по муниципальным маршрутам

17499,5

377,1

17177,1

1 236,6

18381,0

1036,6

в т.ч. по опорным населенным пунктам:

г. Махачкала

15081,6

377,1

14731,0

1236,6

15983,7

1036,6

г. Дербент

714,3

0

651,7

0

607,3

0

г. Хасавюрт

515,8

0

455,4

0

441,5

0

г. Кизляр

349,3

0

301,0

0

289,8

0

г. Кизилюрт

0

0

275,0

0

234,0

0

г. Избербаш

250,7

0

203,0

0

258,0

0

г. Каспийск

392,1

0

336,9

0

353,8

0

г. Буйнакск

195,7

0

142,4

0

129,4

0

г. Дагестанские Огни

0

0

82,1

0

83,5

0


Изменение в объеме перевозок пассажиров общественным транспортом в Республике Дагестан в сторону увеличения связано с увеличением туристической привлекательности республики, а также переводом 11 маршрутов в городе Махачкале с нерегулируемого тарифа на регулируемый.

В таблице 5 приведены суммарные общие годовые пробеги подвижного состава пассажирского транспорта в Республике Дагестан в 2023 - 2024 годах.


Таблица 5. Годовой пробег подвижного состава пассажирского транспорта в Республике Дагестан в 2023 - 2024 годах


Годовой пробег подвижного состава пассажирского транспорта, тыс. км

2023 г.

2024 г.

автобус

троллейбус

автобус

троллейбус

Всего, ед.:

129763,0

566,7

128588,0

445,1

в т.ч.:

по межмуниципальным маршрутам

55014,7

0

54516,6

0

в т.ч. по регулируемому тарифу

0

0

3124,3

0

по муниципальным маршрутам

74748,3

566,7

74071,4

445,1

г. Махачкала

59130,0

0

59414,4

0

в т.ч. по регулируемому тарифу

0

566,7

3124,3

445,1

г. Дербент

9122,7

0

8505,5

0

в т.ч. по регулируемому тарифу

0

0

0

0

г. Хасавюрт

4140,0

0

4014,0

0

в т.ч. по регулируемому тарифу

0

0

0

0

г. Каспийск

0

0

0

0

в т.ч. по регулируемому тарифу

0

0

0

0

г. Кизляр

800,0

0

600,0

0

в т.ч. по регулируемому тарифу

0

0

0

0

г. Избербаш

599,0

0

636,0

0

в т.ч. по регулируемому тарифу

0

0

0

0

г. Кизилюрт

720,0

0

690,0

0

в т.ч. по регулируемому тарифу

0

0

0

0

г. Буйнакск

90,5

0

87,5

0

в т.ч. по регулируемому тарифу

0

0

0

0

г. Дагестанские Огни

146,6

0

124,4

0

в т.ч. по регулируемому тарифу

0

0

0

0


В таблице 6 приведена характеристика отдельных параметров транспортного обслуживания населения общественным транспортом в населенных пунктах Республики Дагестан.


Таблица 6. Параметры транспортного обслуживания населения в населенных пунктах Республики Дагестан


Параметры транспортного обслуживания населения/ характеристика системы организации транспортного обслуживания населения

Единица измерения

Наименование населенного пункта

г. Махачкала

г. Дербент

г. Хасавюрт

г. Каспийск

г. Кизляр

г. Кизилюрт

г. Избербаш

г. Буйнакск

г. Даг. Огни

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

Количество остановочных пунктов

ед.

472

258

82

73

35

78

13

6

4

Внедрена единая система брендирования (единый стиль) общественного транспорта

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

Протяженность обособленных полос, по которым проходят маршруты регулярных перевозок и осуществляется фотовидеофиксация нарушений ПДД, всего

км

0

0

0

0

0

0

0

0

0

в т.ч.:

для городского наземного электрического транспорта

км

0

0

0

0

0

0

0

0

0

для автобусного и электробусного транспорта

км

0

0

0

0

0

0

0

0

0

Доля протяженности выделенных полос и обособленных трамвайных путей от общей протяженности маршрутной сети общественного транспорта

проц.

0

0

0

0

0

0

0

0

0

Количество используемых светофорных объектов на улично-дорожной сети (далее - УДС), по которой проходят маршруты регулярных перевозок пассажиров, для обеспечения приоритетного проезда общественного транспорта

ед.

0

0

0

0

0

0

0

0

0

Доля транспортных средств, имеющих срок службы не старше нормативного

проц.

76,11

73,11

89,69

74,68

9,09

0

20,0

23,53

0

Создан городской центр организации дорожного движения

-

да

0

0

0

0

0

0

0

0

Создано подведомственное учреждение, осуществляющее функции планирования, организации и контроля работы перевозчиков (организатор перевозок)


да

нет

нет

нет

нет

нет

нет

нет

нет

Стоимость разовой поездки на муниципальных маршрутах по регулируемому тарифу при оплате наличными

руб.

20-45

нерегулируемый тариф

нерегулируемый тариф

нерегулируемый тариф

нерегулируемый тариф

нерегулируемый тариф

нерегулируемый тариф

нерегулируемый тариф

нерегулируемый тариф

Стоимость разовой поездки на муниципальных маршрутах по регулируемому тарифу при оплате транспортной картой

руб.

18-32

нерегулируемый тариф

нерегулируемый тариф

нерегулируемый тариф

нерегулируемый тариф

нерегулируемый тариф

нерегулируемый тариф

нерегулируемый тариф

нерегулируемый тариф

Стоимость разовой поездки на муниципальных маршрутах по регулируемому тарифу при оплате банковской картой

руб.

18-45

нерегулируемый тариф

нерегулируемый тариф

нерегулируемый тариф

нерегулируемый тариф

нерегулируемый тариф

нерегулируемый тариф

нерегулируемый тариф

нерегулируемый тариф

Стоимость проездного билета длительного срока действия на отдельные виды общественного транспорта (указываются виды транспорта)

руб.










Стоимость единого проездного билета длительного срока действия (на все виды общественного транспорта)

руб.

-

-

-

-

-

-

-

-

-

Средняя доля поездок на общественном транспорте, оплаченных по безналичному расчету

проц.

29,7

-

-

-

-

-

-

-

-

Наличие математической транспортной модели

-

нет

нет

нет

нет

нет

нет

нет

нет

нет

Функционирует единая система управления дорожным движением

-

да

нет

нет

нет

нет

нет

нет

нет

нет

Функционирует единая система диспетчеризации и мониторинга общественного транспорта

-

нет

нет

нет

нет

нет

нет

нет

нет

нет

Обеспечена передача данных о движении транспортных средств общественного транспорта в навигационных приложениях "Яндекс.Транспорт" или "2ГИС"


да

да

да

да

да

да

да

да

Да

Функционирует система мониторинга пассажиропотоков

-

да

нет

нет

нет

нет

нет

нет

нет

нет

Внедрена автоматизированная система оплаты проезда

-

нет

нет

нет

нет

нет

нет

нет

нет

нет

Внедрена система мониторинга удовлетворенности пассажиров (NPS)

-

нет

нет

нет

нет

нет

нет

нет

нет

нет


4. Направления и перечень мероприятий Программы


В соответствии с задачами развития (модернизации) общественного транспорта в Республике Дагестан сформированы следующие направления и мероприятия по развитию автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта (таблица 7).


Таблица 7. Перечень направлений и мероприятий по развитию (модернизации) общественного транспорта в Республике Дагестан


Направление развития

Мероприятия

Результат

Подвижной состав

обновление транспортных средств, приспособленных для маломобильных граждан и отвечающих требованиям экологичности;

изменение структуры парка транспортных средств с приоритетом подвижного состава среднего и большого классов

обеспечение современным, комфортабельным и экологичным подвижным составом

Обновление остановочных пунктов

обеспечение доступности остановочных пунктов и подходов к ним для маломобильных граждан;

повышение безопасности объектов транспортной инфраструктуры

дестимулирование использования личного автотранспорта и повышение привлекательности пассажирского транспорта общего пользования (далее - ПТОП)

Организация транспортного обслуживания Республики Дагестан

разработка регионального комплексного плана транспортного обслуживания населения Республики Дагестан (далее - РКПТО);

актуализация документа планирования регулярных перевозок по муниципальным маршрутам регулярных перевозок в границах городского округа "город Махачкала"

утверждение документов транспортного планирования

Оплата проезда

оборудование транспортных средств системами безналичной оплаты проезда;

развитие способов и инструментов оплаты проезда

развитие тарифных систем ПТОП для стимулирования спроса и формирования

стабильных прогнозируемых денежных поступлений


В таблице 8 приведена "дорожная карта" реализации мероприятий по развитию (модернизации) общественного транспорта на период до 2030 года, содержащая перечень мероприятий, наименование документа стратегического или транспортного планирования, его обосновывающего, объем и источники финансирования, срок реализации и сведения об ответственных за их реализацию.


Таблица 8. "Дорожная карта" реализации мероприятий по развитию (модернизации) общественного транспорта Республики Дагестан на 2025 - 2030 годы


Наименование мероприятия

Наименование населенного пункта, в котором планируется реализация мероприятия

Наименование документа, содержащего обоснование мероприятия

Срок реализации мероприятия

Требуемый объем финансирования

Ответственный исполнитель

Целевой индикатор, оценивающий результативность мероприятия

Единица измерения

Связь с показателем Программы (наименование)

Вид ВЛИЯНИЯ мероприятия (индикатора) на показатель Программы {прямое/ косвенное)

Значение индикатора по годам

2024

2025

2026

2027

2028

2029

2030

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

1. Обновление подвижного состава в г. Махачкале

г. Махачкала

документ планирования регулярных перевозок по муниципальным маршрутам регулярных перевозок в границах городского округа "город Махачкала"

2025-2030

3924,3 млн руб*.

заместитель главы городского округа "город Махачкала" Муртузалиев Г.А.

количество приобретаемых автобусов

ед.

доля парка общественного транспорта в агломерациях и городах, имеющего срок эксплуатации не старше нормативного

прямое

0

11 - бол. класса,

57 - сред. класса,

16 - мал. класса

30 - бол. класса,

36 - сред. класса,

37 - мал. класса

30 - бол. класса,

37 - сред. класса,

37 - мал. класса*

13 - сред. класса,

25 - мал. класса*

13 - сред. класса,

25 - мал. класса*

28 - бол. класса,

13 - сред. класса,

25 - мал. класса*

2. Обновление подвижного состава в Республике Дагестан

г. Дербент, г. Каспийск, г. Избербаш, г. Буйнакск, г. Дагестанские Огни, г. Хасавюрт, г. Кизилюрт, г. Кизляр

РКПТО

2026-2030

800,0 млн руб.**

заместитель министра транспорта и дорожного хозяйства Республики Дагестан Рамазанов С.З., главы городских округов "город Хасавюрт" Корголиев К.М., "город Дербент" Пашабеков Х.Э., "город Каспийск" Гонцов Б.И., "город Кизляр" Шувалов А.И., "город Кизилюрт" Маматханов С.К., "город Избербаш" Бакаев Р.А.,

"город Буйнакск" Абдулмуслимов М.М. и "город Дагестанские Огни" Гаджимурадов З.Ш.

количество приобретаемых автобусов

ед.

доля парка общественного транспорта в агломерациях и городах, имеющего срок эксплуатации не старше нормативного

прямое

0

0

5 - бол. класса,

7- сред. класса,

94 - мал. класса**

7 - сред. класса,

103 - мал. класса**

6 - сред. класса,

106 - мал. класса**

116 - мал. класса**

9 - бол. класса,

6 - сред. класса,

97 - мал. класса**

3. Обновление остановочных пунктов

г. Махачкала, г. Дербент, г. Каспийск, г. Избербаш, г. Буйнакск, г. Дагестанские Огни, г. Хасавюрт, г. Кизилюрт, г. Кизляр

РКПТО

2026-2030

147,0 млн руб.**

заместитель главы городского округа "город Махачкала" Муртузалиев Г.А., главы городских округов "город Хасавюрт" Корголиев К.М., "город Дербент" Пашабеков Х.Э., "город Каспийск" Гонцов Б.И., "город Кизляр" Шувалов А.И., "город Кизилюрт" Маматханов С.К., "город Избербаш" Бакаев Р.А.,

"город Буйнакск" Абдулмуслимов М.М. и "город Дагестанские Огни" Гаджимурадов З.Ш.

количество установленных остановочных павильонов

ед.

соответствие объектов транспортной инфраструктуры пассажирского транспорта общего пользования нормативным требованиям и потребностям населения для безопасного и комфортного ожидания транспорта и поездок

прямое

0**

0**

20**

40**

67**

167**

167**

4. Разработка РКПТО

Республика Дагестан

Федеральный закон от 13.07.2015 N 220-ФЗ

2025

0,0 млн руб.

начальник управления транспорта Минтранса РД Салимханов К.И.

утверждение регионального комплексного плана транспортного обслуживания населения Республики Дагестан

ед.

доля населенных пунктов, имеющих регулярное транспортное сообщение

косвенное

0

1

0

0

0

0

0

5. Актуализация документа планирования регулярных перевозок в границах городского округа "город Махачкала"

г. Махачкала

Федеральный закон от 13.07.2015 N 220-ФЗ

2026

0,0 млн руб.

начальник управления транспорта, связи и дорожного хозяйства администрации г. Махачкалы Гусейнов A.M.

утверждение документа планирования регулярных перевозок по муниципальным маршрутам регулярных перевозок в границах ГО "город Махачкала"

ед.

доля парка общественного транспорта в агломерациях и городах, имеющего срок эксплуатации не старше нормативного

косвенное

0

0

1

0

0

0

0

6. Оборудование транспортных средств системой безналичкой оплаты

г. Махачкала, г. Дербент, г. Каспийск, г. Избербаш, г. Буйнакск, г. Дагестанские Огни, г. Хасавюрт, г. Кизилюрт, г. Кизляр

РКПТО

2025-2030

80,0 млн руб.

начальник управления транспорта Минтранса РД Салимханов К.И., администрации городских округов

количество оборудованных транспортных средств системами безналичной оплаты проезда

ед.

оборудование транспортных средств системой безналичной оплаты

прямое

0

0**

133**

200**

200**

267**

267**


------------------------------

* Количество может быть скорректировано после актуализации документа планирования регулярных перевозок в границах городского округа "город Махачкала".

** Количество может быть скорректировано после утверждения регионального комплексного плана транспортного обслуживания населения на территории Республики Дагестан.

Расчет стоимости транспортных средств выполнен по состоянию на 2025 год в соответствии с ценами, приведенными в Методических рекомендациях по разработке программ развития (модернизации) общественного транспорта в субъектах Российской Федерации, утвержденных распоряжением Министерства транспорта Российской Федерации от 22 апреля 2025 г. N PC-84-p.

------------------------------

В таблице 9 приведены объемы и источники финансирования мероприятий по годам реализации Программы.


Таблица 9. Финансирование мероприятий Программы


Год

Объем финансирования, млн руб.

Наименование мероприятий

Итого по всем мероприятиям

Обновление - подвижного состава в г. Махачкале

Обновление подвижного состава в Республике Дагестан

Обновление остановочных пунктов

Разработка РКПТО

Актуализация ДПРП ГО с ВД "город Махачкала"

Оборудование транспортных средств системой безналичной оплаты

1

2

3

4

5

6

7

8

9

2025

Всего:

870,5

870,5

-

-

-

-

-

в т.ч.:








ФБ

348,2

348,2

-

-

-

-

-

РБ

-

-

-

-

-

-

-

МБ

-

-

-

-

-

-

-

ВБ

522,3

522,3

-

-

-

-

-

из них:


КИК

-

-

-

-

-

-

-

СЗБК

-

-

-

-

-

-

-

ИВБ

-

-

-

-

-

-

-

2026

Всего:

1688,58

1050,48

625,1

3,0

-

-

10,0

в т.ч.:








ФБ

670,36

420,32

250,04

0,0

-

-

0,0

РБ

-

-

-

-

-

-

-

МБ

-

-

-

-

-

-

-

ВБ

1018,54

630,48

375,06

3,0

-

-

10,0

из них:


КИК

-

-

-

-

-

-

-

СЗБК

-

-

-

-

-

-

-

ИВБ

-

-

-

-

-

-

-

2027

Всего:

1679,2

1061,6

590,6

12,0

-

-

15,0

в т.ч.:








ФБ

660,88

424,64

236,24

-

-

-

-

РБ

-

-

-

-

-

-

-


МБ

-

-

-

-

-

-

-

ВБ

1018,32

636,96

354,36

12,0

-

-

15,0

из них:


КИК

-

-

-

-

-

-

-

СЗБК

-

-

-

-

-

-

-

ИВБ

-

-

-

-

-

-

-

2028

Всего:

895,2

265,4

594,8

20,0

-

-

15,0

в т.ч.:








ФБ

344,08

106,16

297,92

0,0

-

-

0,0

РБ

-

-

-

-

-

-

-

МБ

-

-

-

-

-

-

-

ВБ

551,12

159,24

356,88

20,0

-

-

15,0

из них:


КИК

-

-

-

-

-

-

-

СЗБК

-

-

-

-

-

-

-

ИВБ

-

-

-

-

-

-

-

2029

Всего:

915,4

265,4

580,0

50,0

-

-

20,0

в т.ч.:








ФБ

338,16

106,16

232,0

0,0

-

-

0,0

РБ

-

-

-

-

-

-

-

МБ


-

-

-

-

-

-

ВБ

577,24

159,24

348,0

50,0

-

-

20,0

из них:


КИК

-

-

-

-

-

-

-

СЗБК

-

-

-

-

-

-

-

ИВБ

-

-

-

-

-

-

-

2030

Всего:

1463,5

710,6

682,9

50,0

-

-

20,0

в т.ч.:








ФБ

557,4

284,24

273,16

0,0

-

-

0,0

РБ

-

-

-

-

-

-

-

МБ

-

-

-

-

-

-

-

ВБ

905,1

426,36

408,74

50,0

-

-

20,0

из них:


КИК

-

-

-

-

-

-

-


СЗБК

_

-

-

-

-

-

-


ИВБ

-

-

-

-

-

-

-

2025-

ИТОГО

7512,38







2030

ФБ

2919,08








ВБ

4592,62








В таблице использованы следующие сокращения: ФБ - средства консолидированного федерального бюджета Российской Федерации, РБ - средства республиканского бюджета Республики Дагестан, МБ - средства местных бюджетов муниципальных образований Республики Дагестан, ВБ - внебюджетные источники финансирования, КИК - казначейские инфраструктурные кредиты, СЗБК - списание задолженности по бюджетным кредитам субъекта Российской Федерации, ИВБ - иные внебюджетные источники.


5. Перечень показателей Программы


В таблице 10 приведены показатели Программы и их целевые значения на 2025 - 2030 годы.


Таблица 10. Показатели Программы


Показатель

Единица измерения

Целевое значение показателя

2024

2025

2026

2027

2028

2029

2030

Доля парка общественного транспорта в Республике Дагестан, имеющего срок эксплуатации не старше нормативного

проц.

12,49

15,55

22,46

29,52

34,48

38,7

44,55

Доля парка общественного транспорта в агломерациях и городах, имеющего срок эксплуатации не старше нормативного

проц.

33,14

49,6

51,1

56,1

64,1

73,7

86,5

Доля населенных пунктов, имеющих регулярное транспортное сообщение

проц.

45,9

45,9

45,9

45,9

45,9

45,9

45,9

Доля протяженности троллейбусной инфраструктуры городского наземного электрического транспорта в городах и городских агломерациях в нормативном состоянии

проц.

15

15

15

15

15

15

15

Доля обновленных остановочных пунктов

проц.

0

0

4,33

13,0

27,5

63,77

100

Доля транспортных средств, оборудованных системой безналичной оплаты

проц.

64,76

64,76

69,15

75,8

82,4

91,2

100,0

Годовой объем перевозок пассажиров одним транспортным средством

тыс. пасс.

9,53

9,53

9,53

9,53

9,53

9,53

9,53


6. Мониторинг реализации Программы


Куратор или ответственный исполнитель Программы ежемесячно, в срок до 5-го числа месяца, следующего за отчетным, представляет в Министерство транспорта Российской Федерации отчет о ходе реализации мероприятий Программы и достижении установленных целевых значений показателей и индикаторов Программы.

Финансовое обеспечение мероприятий Программы осуществляется федеральными органами исполнительной власти, участвующими в реализации мероприятий Программы (в соответствии с паспортами федеральных проектов и государственных программ), органами исполнительной власти Республики Дагестан и органами местного самоуправления муниципальных образований Республики Дагестан за счет внебюджетных источников.

Ежегодно в сроки, установленные при реализации существующих мер федеральной поддержки, при условии участия и своевременного представления Правительством Республики Дагестан необходимой документации и обосновывающих материалов в соответствии с утвержденным порядком предоставления мер федеральной поддержки и лимитов финансирования с учетом получения бюджетных ассигнований на реализацию мероприятий Программы по результатам конкурсного отбора в Программу вносятся соответствующие изменения.


Обзор документа


В Дагестане будут развивать общественный транспорт.

На 2025 - 2030 годы принята региональная программа Республики Дагестан по развитию (модернизации) общественного транспорта.

Программа направлена на обеспечение комфортных условий жизнедеятельности населения путем развития устойчиво функционирующей, безопасной, привлекательной и удобной для всех групп населения системы пассажирского транспорта общего пользования.

Планируется, в частности, оптимизировать структуру парка транспортных средств по классам, доступности для маломобильного населения, компоновки салона, дополнительному оборудованию, повысить точность соблюдения расписания движения и надежности транспортного обслуживания населения.

Постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.

Назад