Новости и аналитика Аналитические статьи Начало отопительного сезона: законодательство и судебная практика

Начало отопительного сезона: законодательство и судебная практика

Начало отопительного сезона: правовые азы и судебная практика - ГАРАНТ.РУ
© serezniy / Фотобанк Фотодженика

Несмотря на то что в большинстве регионов России отопительный сезон уже начался – как правило, в зависимости от климатических условий его старт приходится на период с 1 сентября по 15 октября, есть некоторые моменты, на которые стоит обратить внимание. Они касаются, например, случаев, когда официально отопительный период в регионе стартовал, но в домах так и не появилось долгожданное тепло, или когда отопление дали, но температура в помещении все еще не доходит до нормативных показателей. И в том, и в другом случае имеет место нарушение прав потребителя, которое может негативно повлиять на качество жизни, а иногда – и на здоровье граждан, а для управляющих компаний и ресурсоснабжающих организаций – стать поводом для привлечения к ответственности.

Зная соответствующие нормы права, предписания уполномоченных органов власти и правовые позиции судов по данному вопросу, можно если не предотвратить, то хотя бы быть готовыми к оперативному реагированию на возможные нарушения, связанные с началом отопительного сезона. На ключевых моментах остановимся более подробно.

 

Начало отопительного периода

ПОЛЕЗНО

Более подробно о правах потребителелей и обязанностях исполнителей, а также о порядке расчета платы за услугу отопления в удобном формате "вопрос-ответ" – в нашем материале.

Конкретных дат для старта отопительного сезона российское законодательство не содержит, но оно устанавливает единое правило, позволяющее определить необходимость в начале подачи тепла, обоснованную изменяющимися погодными условиями. Так, согласно п. 5 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утв. Постановлением Правительства РФ от 6 мая 2011 г. № 354 (далее – Правила № 354), в домах с централизованной системой отопления отопительный период должен начинаться не позднее и заканчиваться не ранее дня, следующего за днем окончания 5-дневного периода, в течение которого соответственно среднесуточная температура наружного воздуха ниже 8°С или среднесуточная температура наружного воздуха выше 8°С. То есть если температура на улице опускается ниже 8 градусов и держится на этом уровне 5 дней подряд, то на шестой день должны включить отопление. Напомним, период года, характеризующийся среднесуточной температурой наружного воздуха, равной 8°С и ниже, независимо от календарного месяца уже считается холодным периодом года (п. 2.13 Межгосударственного стандарта ГОСТ 30494-2011. "Здания жилые и общественные. Параметры микроклимата в помещениях", введен в действие Приказом Росстандарта от 12 июля 2012 г. № 191-ст ).

При отсутствии централизованного теплоснабжения производство и предоставление исполнителем коммунальной услуги по отоплению осуществляются с использованием оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений в МКД. В этом случае условия определения даты начала и окончания отопительного периода или конкретные его даты устанавливаются решением собственников помещений в МКД или собственниками жилых домов. Если же такое решение не принято, то отопительный период стартует в установленные уполномоченным органом сроки, аналогичные срокам начала и окончания отопительного периода при подаче тепловой энергии для нужд отопления помещений во внутридомовые инженерные системы по централизованным сетям инженерно-технического обеспечения (абз. 2 п. 5 Правил № 354).

Конкретные сроки начала и окончания отопительного периода устанавливаются органом местного самоуправления (п. 2.6.9 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда МДК 2-03.2003, утв. Постановлением Госстроя РФ от 27 сентября 2003 г. № 170), а включение и отключение систем теплопотребления осуществляются по графику, согласованному с энергоснабжающей организацией (п. 26 Организационно-методических рекомендаций по подготовке к проведению отопительного периода и повышению надежности систем коммунального теплоснабжения в городах и населенных пунктах Российской Федерации МДС 41-6.2000, утв. Приказом Госстроя РФ от 6 сентября 2000 г. № 203, п. 11.7 Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утв. Приказом Минэнерго РФ от 24 марта 2003 г. № 115).

По общему правилу, в первую очередь включают системы отопления детских и лечебных учреждений – в отдельных случаях системы отопления таких учреждений могут быть включены по распоряжению органа местного самоуправления раньше начала отопительного периода. Во вторую – жилых зданий, затем – учебных заведений, зрелищных предприятий и прочих административных зданий. В последнюю очередь запускаются системы отопления промышленных предприятий, складов, гаражей и т. п. Отключение систем отопления зданий различного назначения по окончании отопительного периода производится в обратной последовательности (абз. 2-3 п. 26 Организационно-методических рекомендаций).

 

Требования к услуге отопления

СПРАВКА

Отопление – подача по централизованным сетям теплоснабжения и внутридомовым инженерным системам отопления тепловой энергии, обеспечивающей поддержание в жилом доме, в жилых и нежилых помещениях в МКД, в помещениях, входящих в состав общего имущества в МКД, нормативной температуры воздуха, а также продажа твердого топлива при наличии печного отопления (подп. "е" п. 4 Правил № 354).

По общему правилу, исполнитель обязан предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах и надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства РФ и Правилами № 354 (подп. "а" п. 31 Правил № 354). При этом требования к качеству коммунальной услуги отопления тоже установлены, они включают:

  • бесперебойное круглосуточное отопление в течение отопительного периода;
  • обеспечение нормативной температуры воздуха на определенном уровне;
  • давление во внутридомовой системе отопления, соответствующее конкретным показателям.

Перерывы отопления

Первое условие согласуется с подп. "в" п. 3 Правил № 354, согласно которому предоставление коммунальных услуг осуществляется круглосуточно, а коммунальной услуги по отоплению – круглосуточно в течение отопительного периода, то есть бесперебойно либо с перерывами, не превышающими продолжительность, соответствующую требованиям к качеству коммунальных услуг. Допустимая продолжительность перерывов предоставления коммунальной услуги "отопление" дифференцируется в зависимости от температуры воздуха в жилых помещениях.

Допустимая продолжительность перерыва отопления Температура воздуха в жилых помещениях
не более 16 часов единовременно от +12°С до нормативной температуры*
не более 8 часов единовременно от +10°С до +12°С
не более 4 часов единовременно от +8°С до +10°С
Допустимая продолжительность перерыва отопления – не более 24 часов суммарно в течение месяца!


Если указанные показатели нарушены, то за каждый час превышения допустимой продолжительности перерыва размер платы за отопление в расчетном периоде, когда произошло отключение, должен быть снижен на 0,15% (п. 14 Требований к качеству коммунальных услуг).

Поскольку длительное прекращение подачи тепла (например, в результате аварии) может привести к замораживанию трубопроводов в подвалах, на лестничных клетках и чердаках зданий, имеются и расчеты примерного темпа падения температуры в отапливаемых помещениях. Они позволяют понять, за какое максимальное время аварийные службы должны устранить аварию, предотвратив возможные негативные последствия. Так, установлено, что замораживание может произойти в случае полного прекращения подачи тепла при снижении температуры воздуха внутри жилых помещений до 8°С. Примерный темп падения температуры в отапливаемых помещениях при полном отключении подачи тепла в форме таблицы приведен в п. 12 Организационно-методических рекомендаций. Показатели сформированы с учетом коэффициента аккумуляции, характеризующего величину тепловой аккумуляции зданий и зависящего от толщины стен, коэффициента теплопередачи и коэффициента остекления. При этом оговорено, что если в результате аварии отопление отключено сразу в нескольких зданиях, то определение времени на ликвидацию аварии или принятие мер по предотвращению ее развития производится по зданию с наименьшим коэффициентом аккумуляции.

К слову, услугу по отоплению – в отличие от иных коммунальных услуг – нельзя приостановить даже тогда, когда имеется непогашенная задолженность по ней (подп. "в" п. 119 Правил № 354). Более того, если теплосетевая организация является единственным поставщиком коммунальной услуги теплоснабжения для граждан-потребителей, то она не вправе приостановить исполнение обязательств по договору оказания услуг по передаче тепловой энергии, теплоносителя для теплоснабжения граждан-потребителей и лиц, осуществляющих деятельность по управлению МКД и заключившими договоры с ресурсоснабжающими организациями (п. 70 Правил организации теплоснабжения в Российской Федерации, утв. Постановлением Правительства РФ от 8 августа 2012 г. № 808). Об этом, в частности, упоминалось ранее в Постановлении Верховного Суда РФ от 3 июля 2017 г. № 67-АД17-13.

 

Обеспечение нормативной температуры воздуха

Услуга по отоплению должна обеспечивать определенный уровень температуры в жилых помещениях. По общему правилу, температура должна быть не ниже +18°С (в угловых комнатах – не ниже +20°С). В районах с температурой наиболее холодной пятидневки (обеспеченностью 0,92) -31°С и ниже в отопительный период температура в жилых помещениях не должна быть ниже +20°С (в угловых комнатах – +22°С). В других помещениях нормативная температура определяется в соответствии с требованиями законодательства РФ о техническом регулировании (п. 15 Требований к качеству коммунальных услуг).

Более конкретные параметры температуры в жилых помещениях – оптимальные и допустимые нормы – установлены в Межгосударственном стандарте ГОСТ 30494-2011 "Здания жилые и общественные. Параметры микроклимата в помещениях", введенном в действие Приказом Росстандарта от 12 июля 2012 г. № 191-ст. Так, для холодного периода года оптимальная температура воздуха в жилых комнатах предусмотрена в пределах 20-22°С, в туалете и кухне – 19-21°С, в ванной – 24-26°С. Отметим, именно оптимальные параметры микроклимата при длительном и систематическом воздействии на человека обеспечивают нормальное тепловое состояние организма при минимальном напряжении механизмов терморегуляции и ощущение комфорта не менее чем у 80% людей, находящихся в соответствующем помещении. Границы допустимой температуры немного шире: для жилых комнат – 18-24°С (20-24°С), а для кухни, туалета, ванной – 18-26°С (п. 4.4 ГОСТ 30494-2011).

Допустимо превышение нормативной температуры, но не более чем на 4°C, а ее снижение в ночное время суток (с 0.00 до 5.00 часов) – не более чем на 3°C. При этом снижение температуры воздуха в жилом помещении в дневное время (с 5.00 до 0.00 часов) не допускается. Нарушение этих правил влечет снижение размера платы за коммунальную услугу – за каждый час отклонения температуры суммарно в течение расчетного периода размер платы за коммунальную услугу за такой расчетный период снижается на 0,15% размера платы за каждый градус отклонения температуры (п. 15 Требований к качеству коммунальных услуг).

По ГОСТ 30494-2011 в жилых зданиях согласно нормативно-техническим документам в холодный период года в нерабочее время допускается снижать показатели микроклимата, принимая температуру воздуха ниже нормируемой, но в любом случае не ниже 15°С (п. 4.7 ГОСТ 30494-2011).

Чтобы правильно измерить температуру, для начала следует закрыть все окна и двери в помещении. Измерения уместно проводить в центре самой большой комнаты в квартире – на пересечении диагоналей, проведенных из углов. При этом стоит убедиться, что до ближайшего отопительного прибора и наружной стены расстояние составляет не менее 0,5 м. Термометр нужно держать на высоте 1 м от пола (Примечание 7 к Требованиям к качеству коммунальных услуг). Эти правила актуальны не только для потребителей, заподозривших нарушение, но и для исполнителя, который, получив жалобу на качество услуг, тоже будет проводить измерения – причем измерительные приборы, которые будут использоваться для этого, должны быть зарегистрированы и иметь соответствующий сертификат – к ним ГОСТ 30494-2011 предъявляет отдельные требования (п. 6.9 ГОСТ 30494-2011).

 

Давление во внутридомовой системе отопления

Нормативное давление во внутридомовой системе отопления с чугунными радиаторами должно быть обеспечено на уровне не более 0,6 МПа (6 кгс/кв. см), с системами конвекторного и панельного отопления, калориферами, а также прочими отопительными приборами – не более 1 МПа (10 кгс/кв. см), а с любыми отопительными приборами – не менее чем на 0,05 МПа (0,5 кгс/кв. см) более статического давления, требуемого для постоянного заполнения системы отопления теплоносителем.

Отклонение давления во внутридомовой системе отопления от установленных значений не допускается. Но если все же отклонения имеют место, то за каждый час суммарно в течение расчетного периода, в котором произошло отклонение, при давлении, отличающемся от установленного более чем на 25%, размер платы за коммунальную услугу снижается на размер платы, исчисленный суммарно за каждый день предоставления коммунальной услуги ненадлежащего качества (независимо от показаний приборов учета).

Отметим, при определении нормативов потребления коммунальной услуги отопления учитываются следующие конструктивные и технические параметры многоквартирного или жилого дома: материал стен, крыши, объем жилых помещений, площадь ограждающих конструкций и окон, износ внутридомовых инженерных систем (подп. "д" п. 4 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, утв. Постановлением Правительства РФ от 23 мая 2006 г. № 306).

В свою очередь, значения параметров качества теплоснабжения и параметров, отражающих допустимые перерывы в теплоснабжении, определяются с учетом необходимости обеспечения установленных значений нормативной температуры воздуха в жилых помещениях и давления во внутридомовой системе отопления, а также с учетом соблюдения допустимой продолжительности перерывов коммунальных услуг. К слову, если исполнителем услуги является единая теплоснабжающая организация, она обязана разместить на своем интернет-сайте значения параметров качества теплоснабжения и параметров, отражающих допустимые перерывы в теплоснабжении, а также пределы разрешенных отклонений значений таких параметров (п. 148.54 Правил № 354).

 

Ответственность исполнителя за нарушения

Несоответствие параметров микроклимата внутри жилого помещения нормативным показателям может стать основанием для квалификации услуги "отопление" как некачественной и поводом для привлечения исполнителя соответствующей коммунальной услуги к ответственности. В частности, если температура воздуха в помещении потребителя (в том числе в отдельной комнате в квартире) ниже значений, установленных законодательством РФ, более чем на величину допустимого отклонения температуры или если давление во внутридомовой системе отопления меньше установленного значения, потребитель вправе потребовать от исполнителя уплаты неустоек (штрафов, пеней), предусмотренных законом о защите прав потребителей (подп. "е" п. 157 Правил № 354).

Помимо неустойки, штрафов и пеней, которые потребитель может потребовать от исполнителя в случае оказания некачественной коммунальной услуги, предусмотрена административная ответственность за нарушение нормативного уровня или режима обеспечения населения коммунальными услугами (ст. 7.23 КоАП). Такое деяние грозит должностным лицам штрафом в размере от 500 руб. до 1 тыс. руб., а юрлицам – от 5 тыс. до 10 тыс. руб.

Напомним, ответственность применяется к должностным лицам и юридическим лицам, обязанным обеспечивать нормативный уровень или режим обеспечения населения коммунальными услугами. В числе последних – не только управляющие компании, но и ресурсоснабжающие организации, осуществляющие поставку коммунальных ресурсов. Суды подчеркивают, что при решении вопроса о том, кто является лицом, ответственным за предоставление некачественной коммунальной услуги, необходимо учитывать не только то обстоятельство, принимаются ли необходимые и достаточные меры для комфортных и благоприятных условий проживания граждан в жилых помещениях со стороны УК, но и наличие у нее объективной возможности обеспечить добросовестных граждан-потребителей коммунальной услугой в каждой конкретной ситуации. При этом ст. 7.23 КоАП РФ не персонифицирует ответственность и не связывает ее исключительно с лицом, непосредственно предоставляющим потребителю коммунальные услуги (Постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 26 июня 2017 г. № 02АП-3164/2017 по делу № А29-13016/2016).

Правильно составить и заполнить акт о предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества (на границе эксплуатационной ответственности) поможет примерная форма, размещенная в системе ГАРАНТ. Получите бесплатный доступ на 3 дня!

Получить доступ

В свою очередь, Уголовный кодекс предусматривает санкции за разрушение, повреждение или приведение иным способом в негодное для эксплуатации состояние объектов энергетики, электросвязи, жилищного и коммунального хозяйства или других объектов жизнеобеспечения (ст. 215.2 УК РФ). Такие деяния, если они совершены из корыстных или хулиганских побуждений, грозят штрафом в размере от 100 тыс. до 500 тыс. руб. или в размере зарплаты или иного дохода осужденного за период от года до трех лет, либо обязательными работами на срок до 480 часов, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо принудительными работами на срок до трех лет, либо лишением свободы на тот же срок. Причем к лицам, воспользовавшимся своим службным положением для совершения указанного преступления, применяются более строгие санкции – вплоть до лишения свободы на срок до пяти лет со штрафом в размере до 80 тыс. руб.

 

Алгоритм действий потребителя

Для того, чтобы привлечь к ответственности исполнителя, не оказывающего услугу или оказывающего услугу ненадлежащего качества, необходимо последовательно выполнить некоторые действия. Во-первых, при обнаружении, что несмотря на официальный старт отопительного сезона в квартире так и не появилось тепло или оно подается, но не в пределах установленных законодательством параметров, либо если в доме внепланово отключили отопление во время отопительного сезона, нужно позвонить или написать заявление в аварийно-диспетчерскую службу. При этом следует сообщить свои Ф. И. О., точный адрес, по которому имеются проблемы с коммунальной услугой, а также указать сам вид услуги. Важно настоять на том, чтобы сотрудник аварийно-диспетчерской службы, принявший звонок или заявление, сообщил свои Ф. И. О., а также номер и время регистрации заявления – без этой информации трудно будет доказать, что звонок или заявление с жалобой действительно поступали.

Если произошла авария, обычно в аварийной службе уже знают об этом и предпринимают необходимые меры по устранению. Если же проблема локальная и о ней еще неизвестно, то сотрудники аварийно-диспетчерской службы должны по договоренности с заявителем в течение двух часов приехать по указанному адресу и зафиксировать спорный факт: отопления нет или батареи еле теплые. Для подтверждения понадобится провести измерения.

Если же дождаться сотрудников аварийной службы или дозвониться им не удалось, то можно самостоятельно составить акт о нарушении качества предоставляемых услуг, отразив в нем, что дозвониться или дождаться было невозможно. Подписать такой акт должны не менее двух жильцов дома и председатель совета МКД или председатель ТСЖ.

Во-вторых, если во время проверки факт нарушения подтвердился, то обязательно нужно указать в акте дату и время проведения проверки, все обнаруженные нарушения и инструменты, которые использовались для их выявления. Нелишним будет описать и свои выводы о дате и времени начала нарушения качества услуги. К слову, даже если мнения жильцов и "коммунальщиков" не сходятся, акт в любом случае должен быть составлен и подписан, причем в нескольких экземплярах – один останется у потребителя (или его представителя), второй – у исполнителя, остальные экземпляры – у других заинтересованных лиц, участвовавших в проверке. Если кто-то из заинтересованных участников проверки уклоняется от подписания акта, его могут подписать другие участники проверки и не менее двух незаинтересованных лиц.

Если же общее мнение по результатам проверки не достигнуто, то любой заинтересованный участник вправе инициировать проведение независимой экспертизы качества коммунальной услуги.

Согласно п. 7.4 ГОСТ Р 51617-2014 факт предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества требует документального подтверждения. В частности, без акта, фиксирующего предоставление коммунальной услуги ненадлежащего качества, потребитель не сможет обратиться за перерасчетом платы за данную коммунальную услугу. Также следует иметь в виду, что перерасчет возможен не ранее даты составления акта, поэтому чем раньше потребитель, заметив нарушение, обратится в уполномоченную организацию, тем лучше. Если нарушение произошло вследствие аварии, когда пострадал весь дом, перерасчет должен быть произведен автоматически.

Кроме общего порядка, в конкретных регионах могут быть предусмотрены и свои дополнительные меры реагирования на нарушение правил предоставления коммунальных услуг. Например, в Москве пожаловаться на нарушения можно:

  • позвонив на горячую линию по вопросам включения отопления: 8 – 800-100-23-29;
  • оставив заявку через сервис "Вызов мастера" на mos.ru или через мобильное приложение "Госуслуги Москвы";
  • обратившись в УК (если она не подключена к единой диспетчерской службе ДЖКХ) – контакты своей УК можно узнать на портале "Дома Москвы";
  • обратившись в Мосжилинспекцию по электронной почте mgi@mos.ru, через электронную приемную на сайте mos.ru, либо лично по адресу: г. Москва, проспект Мира, дом 19;
  • позвонив на круглосуточную горячую линию МОЭК для потребителей: +7 (495) 539-59-59.

 

Судебная практика

Споры, связанные с началом отопительного периода, не так часто доходят до суда, но несколько значимых для правоприменительной практики дел все же имеется.

Начало отопительного периода

В 2020 году до Верховного Суда Российской Федерации дошло дело, в рамках которого истец пытался доказать, что содержащееся в п. 5 Правил № 354 положение о температурной режиме, влияющем на дату начала отопительного периода, нарушает права потребителей на охрану здоровья в форме обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности, так как норма о среднесуточной температуре 8°C устарела и не отвечает современным физиологическим потребностям человека в температуре окружающего воздуха.

Истец привел две причины, по которым считает, что норма о среднесуточной температуре 8°C не отвечает современным физиологическим потребностям человека в температуре окружающего воздуха:

  • она изначально (в период существования СССР) была заниженной, установленной исходя из необходимости экономии топлива, поскольку расходы на его приобретение для нужд ЖКХ дотировались государством;
  • в настоящее время она еще более отличается от физиологических потребностей человека, поскольку эти потребности увеличились – современный человек менее тренирован и хуже переносит неблагоприятные погодные условия.

Более того, истец полагал, что установленный оспариваемым положением порядок определения начала и окончания отопительного периода не обеспечивает соблюдение даже устаревшей нормы, так как осенью начало теплоснабжения осуществляется не в момент, когда среднесуточная температура равна 8°C, а позже чем на пять дней. Весной же окончание теплоснабжения осуществляется в момент, когда среднесуточная температура гораздо выше 8°C.

Отказывая в удовлетворении иска, Верховный Суд Российской Федерации отметил, что предусмотренные п. 5 Правил № 354 условия начала и окончания отопительного периода в зависимости от температурных показателей наружного воздуха направлены на обеспечение пригодности жилого помещения для проживания, соответствия жилого помещения санитарно-эпидемиологическим требованиям в целях создания безопасных и безвредных условий проживания граждан. "Такое правовое регулирование также обеспечивает соответствие температуры воздуха в жилом помещении допустимым значениям, обоснованное начисление и взимание платы за отопление", – подчеркивалось в Решении Верховного Суда РФ от 2 июля 2020 г. № АКПИ20-249.

Такую позицию Суда поддержала и апелляционная инстанция, добавив, что указанные в тех же Правилах № 354 нормативы температуры, которые должны быть обеспечены в том числе при оказании услуги отопления, согласуются с оптимальными и допустимыми нормами температуры, относительной влажности и скорости движения воздуха в помещениях жилых зданий (для холодного и теплого периодов года), установленными санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами (Определение Апелляционной коллегии Верховного Суда РФ от 29 сентября 2020 г. № АПЛ20-282).

Еще одно дело, связанное с началом отопительного сезона, рассматривалось Верховным Судом РФ в июле текущего года. Речь идет о привлечении организации, предоставляющей коммунальную услугу по подаче горячей воды, к ответственности по ст. 7.23 КоАП РФ за срыв начала отопительного сезона. Как следует из материалов дела, по постановлению органа местного самоуправления датой начала отопительного периода являлось 9 сентября, а предоставление коммунальной услуги по отоплению фактически началось только с 15 сентября.

Организация попыталась обжаловать штраф в органе госжилнадзора и ей это удалось – надзорный орган не усмотрел в действиях состава правонарушения, сославшись на то, что в материалах дела нет информации об официальном опубликовании постановления органа местного самоуправления о датах отопительного периода. Однако суды с этим не согласились и вернули дело на новое рассмотрение. Они отметили, что в рассматриваемом случае имелись сведения о том, что постановление администрации о начале отопительного сезона было в свободном доступе в Интернете, в том числе на сайте администрации, а также в ГИС ЖКХ, а, как известно, сетевое издание наряду с печатным может использоваться муниципалитетом для официального опубликования (обнародования) своих правовых актов.

Суд сослался на п. 31 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25 декабря 2018 г. № 50, в котором разъяснено, что целью официального опубликования нормативного правового акта является обеспечение возможности ознакомиться с его содержанием тем лицам, права и свободы которых он затрагивает. В исключительных случаях при отсутствии в публичном образовании периодического издания, осуществляющего официальное опубликование нормативных правовых актов и при опубликовании оспариваемого акта в ином печатном издании либо обнародовании акта необходимо проверять, была ли обеспечена населению публичного образования и иным лицам, чьи права и свободы затрагивает принятый акт, возможность ознакомиться с его содержанием. Если такая возможность была обеспечена, порядок опубликования нормативного правового акта не может признаваться нарушенным по мотиву опубликования не в том печатном издании либо доведения его до сведения населения в ином порядке.

Поскольку в рассматриваемом деле акт с датами отопительного сезона был опубликован в открытом доступе, то УК не освобождается от ответственности за нарушение указанного в этом акте срока начала отопительного периода (Постановление Верховного Суда РФ от 5 июля 2023 г. № 66-АД23-6-К8).

Напомним, в решении уполномоченного органа об установлении нормативов потребления коммунальной услуги по отоплению должна быть указана информация о продолжительности отопительного периода (количество и наименование календарных месяцев, в том числе неполных), определенного для установления нормативов потребления коммунальной услуги по отоплению, утвержденных на отопительный период. Решение об установлении нормативов потребления коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в МКД, может быть обжаловано в порядке, установленном законодательством РФ (п. 17.1-18 Правил № 306).

Ответственность может грозить также администрации муниципалитета, если последняя не принимала необходимых мер по организации надежного теплоснабжения, должным образом не контролировала исполнение плана мероприятий по подготовке к отопительному периоду, в результате чего на начало отопительного периода у муниципалитета не оказалось необходимого запаса угля, который – в силу расположения муниципалитета – может быть поставлен только водным транспортом в период навигации, срок которой истек, что поставило под угрозу своевременное начало отопительного периода. Суд признал незаконным бездействие администрации по обеспечению организации теплоснабжения на территории муниципального образования и возложил на нее обязанность обеспечить организацию теплоснабжения, а именно – приобретение и завоз необходимого запаса топлива угля на котельные в требуемом для отопления объеме. Отметим, в этом деле иск был предъявлен одновременно администрации и теплоснабжающей организации, но суд напомнил, что действующим законодательством не предусмотрено солидарной ответственности за ненадлежащую подготовку к отопительному сезону (Решение Игарского городского суда Красноярского края от 13 сентября 2023 г. по делу № 2а-94/2023).

Примечательно, что решения суда, направленные на предотвращение угрозы срыва начала отопительного сезона, зачастую в резолютивной части содержат указание на то, что решение суда должно быть обращено к немедленному исполнению (Решение Бурейского районного суда Амурской области от 24 августа 2023 г. по делу № 2-347/2023, Решение Мурашинского районного суда Кировской области от 28 октября 2021 г. по делу № 2-178/2021, Решение Бурейского районного суда Амурской области от 19 августа 2021 г. по делу № 2-487/2021 и т. п.).

 

Некачественная услуга отопления

В одном из дел, рассматриваемых в Кирове, государственная жилищная инспекция пыталась привлечь поставщика коммунального ресурса, необходимого для обеспечения потребителей коммунальной услугой отопления, к ответственности по ст. 7.23 КоАП РФ за то, что в течение нескольких дней последняя не подавала ресурс. В качестве предположительной причины такого нарушения рассматривалось переключение магистральных участков тепловых сетей, приведшее к завоздушиванию системы отопления. Однако ресурсоснабжающая компания не согласилась с таким обвинением и обратилась в суд.

Пытаясь доказать виновность ресурсоснабжающей организации, орган госжилнадзора привел составленные УК акты проверок, свидетельствующие о том, что в спорный период температура в жилых помещениях нескольких МКД не доходила до нормативных значений. Однако суду не хватило документального подтверждения, чтобы признать такие акты доказательствами по делу. Суд отметил, что материалы дела не содержат сведений:

  • на основании какой методики и каким способом управляющей организацией производились замеры температуры воздуха в жилых помещениях;
  • были ли соблюдены при проведении замеров все требования законодательства, в том числе требования стандартов (например, были ли при осуществлении измерений закрыты окна и двери, в каком состоянии находилась запорная арматура на радиаторах отопления, соответствовала ли мощность установленных радиаторов отопления объемам отапливаемых помещений и т. п.).

Насторожило суд и отсутствие в актах проверок, протоколе об административном правонарушении и оспариваемом постановлении информации о том, прошел ли примененный для замеров прибор учета регистрацию и имелся ли соответствующий сертификат.

"На основании указанных обстоятельств суд приходит к выводу, что данные, полученные при замере температуры воздуха внутри жилых помещений без информации о соблюдении регламентированных методов проведения измерений, с помощью измерительных приборов, не имеющих соответствующих сертификатов, в отсутствие данных о поверках, не могут считаться достоверными и быть приняты в качестве надлежащих доказательств по делу", – отметил суд. Также он обратил внимание на противоречие довода УК о том, что в спорный период ресурс не подавался и представленным в материалы дела отчетом ресурсоснабжающей организации о суточных параметрах потребления тепла, из которого следовало, что в указанный период ресурс поступал.

Суд признал, что доводы административного органа о недостаточной температуре теплоносителя и завоздушивании системы отопления в МКД при отсутствии допустимых доказательств ненормативной температуры воздуха внутри жилых помещений сами по себе не свидетельствуют о наличии в деянии состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 7.23 КоАП РФ. Кроме того, установление самого факта завоздушивания системы отопления в результате исключительно действий компании основано только на утверждениях УК и не подкреплено документально.

В результате суд посчитал требование ресурсоснабжающей организации обоснованным, предписал признать незаконным и отменить постановление госжилинспекции о привлечении ее к административной ответственности по ст. 7.23 КоАП РФ (Решение Арбитражного суда Кировской области от 29 сентября 2023 г. по делу № А28-4120/2023). Аналогичный исход дела имел место и в других судебных решениях – например, в Решении Арбитражного суда Республики Бурятия от 25 сентября 2023 г. по делу № А10-2211/2023. Однако если помимо отклонений в параметрах температуры в помещении будут выявлены отклонения и в параметрах теплоносителя на вводе в МКД в тепловом узле, то шансы ресурсоснабжающей организации доказать свою невиновность в нарушении значительно снижаются. Например, Решением Арбитражного суда Республики Бурятия от 14 сентября 2023 г. по делу № А10-347/2023 назначенные по ст. 7.23 КоАП РФ штрафы сохранены.

К слову, штраф можно получить и за ограничение другой коммунальной услуги, косвенно влияющей на отопление, – например, если поставщик газа отключит абонента (жилой дом, домовладение) от газовой сети в отопительный период за неоплату потребленного газа, что фактически повлечет за собой невозможность отопления данного жилого помещения, то есть сделает его непригодным для проживания (Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 28 августа 2023 г. № Ф08-7878/23 по делу № А25-2381/2022). Это же касается и электроснабжения, если речь идет об индивидуальных жилых домах, в которых имеется энергозависимое оборудование в целях обеспечения коммунальной услуги по отоплению. Хотя если будет доказано, что перерыв в предоставлении коммунальной услуги по электроснабжению не превысил допустимой продолжительности, то штрафа удастся избежать (Решение Арбитражного суда Ставропольского края от 14 августа 2023 г. по делу № А63-4850/2023).

Судебная практика свидетельствует о том, что штраф за нарушение правил предоставления коммунальной услуги отопления может получить не только уполномоченная организация, но и отдельное должностное лицо. Так, в одном из дел из-за аварии на теплотрассе несколько домов были отключены от отопления, причем суммарный период отключения превысил максимально допустимую продолжительность перерывов предоставления коммунальной услуги. В таком нарушении обвинили заместителя начальника участка производственного подразделения предприятия по эксплуатации тепловых сетей, который в спорный период исполнял обязанности начальника этого производственного подразделения – именно в его должностной инструкции значилось, что обеспечение надлежащей работы тепловых сетей и соответствующего оборудования подразделения предприятия по эксплуатации тепловых сетей относится к его прямым должностным обязанностям. Сотруднику был назначен штраф по ст. 7.23 КоАП РФ, который обжаловать в суде не удалось (Решение Приморского краевого суда от 29 августа 2023 г. по делу № 21-763/2023).


***

С приходом на территорию России холодов системы централизованного теплоснабжения регионов страны официально перешли на зимний режим работы. Например, в Москве отопительный период начался с 3 октября, в Санкт-Петербурге – с 6 октября, в Пензе – с 9 октября, в Саратове – с 11 октября, а в Нижнем Новгороде – с 28 сентября.

Жилищным кодексом закреплен принцип недопустимости ограничения права на получение коммунальных услуг, которое неразрывно связано с правом на жилище, гарантированным Конституцией Российской Федерации (ч. 4 ст. 3 Жилищного кодекса РФ, ст. 40 Конституции РФ). Поэтому если на практике потребитель вдруг столкнется с фактами необеспечения коммунальными услугами в необходимом объеме или предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества, он может смело обращаться в контролирующие органы и в суд за защитой своих нарушенных прав.

_____________________________

* Нормативная температура воздуха: в жилых помещениях – не ниже +18°С (в угловых комнатах – +20°С), в районах с температурой наиболее холодной пятидневки (обеспеченностью 0,92) -31°С и ниже – в жилых помещениях – не ниже +20°С (в угловых комнатах – +22°С); в других помещениях – в соответствии с требованиями законодательства РФ о техническом регулировании (п. 15 Требований к качеству коммунальных услуг, Приложение № 1 к Правилам предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов).

Документы по теме:

Читайте также:

Договор теплоснабжения: правила заключения и риски бизнеса при их несоблюдении

Договор теплоснабжения: правила заключения и риски бизнеса при их несоблюдении

К порядку заключения договора теплоснабжения закон выдвигает определенные требования. Как подать заявку на заключение договора? Каков порядок ее рассмотрения? Какие риски для бизнеса возможны при несоблюдении правил? Ответы на эти вопросы дает наш эксперт в своей авторской колонке.

От долгов не убежишь: кто именно должен платить за "коммуналку"?

От долгов не убежишь: кто именно должен платить за "коммуналку"?

До заселения жилых помещений муниципального жилищного фонда в установленном порядке расходы на содержание жилых помещений и коммунальные услуги несут органы местного самоуправления или управомоченные ими лица.

Изменены Правила оценки готовности к отопительному периоду

Изменены Правила оценки готовности к отопительному периоду

В частности расширены направления проверки теплоснабжающих и теплосетевых организаций.