Версия от 3 мая 2025 года:
Налоги и сборы, бухгалтерский учет
Гражданское право, приватизация
Антимонопольное законодательство
Торговля, общественное питание, бытовое обслуживание, защита прав потребителя
Информация, реклама и СМИ
Иные вопросы хозяйственной деятельности
Бюджетная система
Вопросы гражданства, миграция, въезд в РФ и выезд из РФ
Правопорядок, общественная безопасность, защита от ЧС
Земельное право, природоохранная деятельность, природные ресурсы
Труд, трудоустройство, социальная защита, пенсии и компенсации
Здравоохранение, образование, наука, культура, спорт и туризм
Суд и судоустройство, нотариат, адвокатура и юридическая помощь
Налоги и сборы, бухгалтерский учет
Постановление Правительства Российской Федерации от 23 апреля 2025 г. N 530 "Об особенностях неприменения ответственности к отдельным налогоплательщикам в 2025 году"
УСН: Правительство ввело мораторий на штраф за непредставление в срок первой декларации по НДС.
К плательщикам УСН не применяется ответственность за непредставление в срок декларации по НДС за период, дата начала которого приходится на 2025 г. и в котором такое лицо впервые стало исполнять обязанности по исчислению и уплате НДС.
Постановление вступает в силу со дня опубликования и распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2025 г.
Приказ Министерства экономического развития Российской Федерации от 23 апреля 2025 г. N 264 "О коэффициентах-дефляторах к ставке налога на добычу полезных ископаемых при добыче угля"
Установлены коэффициенты-дефляторы к ставке НДПИ при добыче угля на текущий квартал.
Определены коэффициенты-дефляторы к ставке НДПИ при добыче угля на II квартал 2025 г. На антрацит - 1,070, на бурый уголь - 1,107, на другие виды угля, за исключением антрацита, бурого и коксующегося, - 1,025.
Зарегистрировано в Минюсте России 29 апреля 2025 г. Регистрационный N 82000.
Гражданское право, приватизация
Обзор судебной практики разрешения споров о несостоятельности (банкротстве) за 2024 год (утв. Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 25 апреля 2025 г.)
ВС обобщил судебную практику по делам о банкротстве.
Судебной практикой выработаны важнейшие правовые позиции по делам о банкротстве.
Требования кредитора о возврате компенсационного финансирования не понижают в очереди, если у него нет бенефициарного интереса в извлечении прибыли из деятельности должника.
При уступке кредитором требования к контролирующему лицу передается и требование к нему же как к поручителю по одному и тому же долгу, даже при отсутствии условия о такой передаче в договоре цессии. Изолированная уступка солидарных требований может привести к двойному исполнению, что недопустимо.
Требование об уплате НДС, восстановленного в результате реализации на торгах конкурсной массы, относится к третьей очереди, если налог принят к вычету до возбуждения дела о банкротстве.
Имущественные налоги относят к расходам на содержание залогового имущества банкрота только за период, когда кредитор уже может обратить взыскание на предмет залога.
При оспаривании платежей банкрота, входящего в группу лиц, нужно учитывать все финансовые операции группы комплексно. Один исходящий платеж при наличии входящих не свидетельствует о сделке с предпочтением.
Во взыскании убытков с контролирующих лиц в пользу должника должно быть отказано, если остается ликвидационная квота, так как ее получат те же контролирующие лица.
Стимулирующее вознаграждение арбитражного управляющего не может быть установлено в максимальном размере, если часть своих обязанностей он не выполнял или она выполнена иными лицами.
Антимонопольное законодательство
Обзор судебной практики, связанной с привлечением к административной ответственности за нарушения антимонопольного законодательства (утв. Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 25 апреля 2025 г.)
ВС обобщил судебную практику, связанную с нарушением антимонопольного законодательства.
Представлен Обзор судебной практики, связанной с привлечением к административной ответственности за нарушения антимонопольного законодательства. Рассмотрены вопросы квалификации отдельных правонарушений, производства по делам, исчисления срока давности привлечения к ответственности, расчета штрафов.
Предусмотренный договором срок подключения к электросетям может быть продлен, но не должен превышать срока, императивно установленного правилами техприсоединения. Несоблюдение этого правила влечет административную ответственность как за нарушение правил недискриминационного доступа, порядка подключения. При этом нарушение срока не является длящимся правонарушением.
Выдача органом местного самоуправления бюджетному учреждению муниципального задания на выполнение собственными силами работ в сфере дорожной деятельности в отношении автодорог местного значения без конкурсных процедур может привести к ограничению конкуренции.
Неправомерное составление сетевой организацией акта безучетного потребления электроэнергии само по себе не свидетельствует о злоупотреблении ею своим доминирующим положением на товарном рынке и не влечет ответственности.
Искусственное дробление заказчиком единой сделки для непроведения конкурентных торговых процедур может являться нарушением законодательства о контрактной системе. Однако это не свидетельствует о наличии между сторонами антиконкурентного соглашения.
При пересмотре комиссией антимонопольного органа в связи с новыми и (или) вновь открывшимися обстоятельствами ранее принятого решения течение срока давности начинается с момента вступления в законную силу нового решения.
Ряд статей КоАП РФ предусматривает оборотные штрафы. Для расчета их размера необходимо учитывать, что моментом выявления правонарушения является дата издания приказа о возбуждении дела по признакам нарушения антимонопольного законодательства либо дата принятия комиссией антимонопольного органа определения о выявлении иного нарушения, но не дата принятия решения по итогам рассмотрения такого дела.
Постановление Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2025 г. N 543 "О случаях допустимости соглашений между хозяйствующими субъектами"
Пересмотрены условия допустимости соглашений, приводящих к ограничению конкуренции.
Соглашения между хозяйствующими субъектами, приводящие к ограничению конкуренции, запрещены. Но при определенных условиях они могут быть признаны допустимыми.
Решено пересмотреть условия допустимости соглашений между покупателями и продавцами, а также между хозяйствующими субъектами о совместных научных исследованиях и совместном использовании полученных научных и (или) научно-технических результатов (общие исключения).
Соглашения, не соответствующие общим исключениям, могут быть признаны антимонопольным органом допустимыми, если они соответствуют условиям, определенным Законом о защите конкуренции.
Прежние общие исключения утратят силу.
Постановление вступает в силу с 1 сентября 2025 г. Общие исключения действуют до 1 сентября 2031 г.
Торговля, общественное питание, бытовое обслуживание, защита прав потребителя
Информация Федеральной службы по контролю за алкогольным и табачным рынками от 29 апреля 2025 г. "Информационное сообщение для участников алкогольного рынка по вопросу уничтожения федеральных специальных марок"
Участникам алкогольного рынка следует уведомлять Росалкогольтабакконтроль о местах для уничтожения федеральных спецмарок.
Федеральные спецмарки (ФСМ), не нанесенные на алкогольную продукцию, которая произведена в России, и ФСМ, полученные на алкогольную продукцию, не ввезенную в Россию в установленный срок, уничтожаются заявителем.
Организации и сельхозпроизводители направляют в территориальный орган Росалкогольтабакконтроля уведомление о намерении уничтожения ФСМ. Оно рассматривается в течение 10 рабочих дней.
ФСМ уничтожаются в помещениях организаций и сельхозпроизводителей или других местах, определяемых Росалкогольтабакконтролем.
В уведомлении рекомендуется указывать места для уничтожения ФСМ.
Уничтожать ФСМ нужно не позднее 5 рабочих дней после рассмотрения уведомления.
Информация, реклама и СМИ
Постановление Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2025 г. N 538 "Об утверждении перечня случаев формирования составов персональных данных, полученных в результате обезличивания персональных данных, сгруппированных по определенному признаку, при условии, что последующая обработка таких данных не позволит определить принадлежность таких данных конкретному субъекту персональных данных"
Установлены случаи формирования составов обезличенных персональных данных.
В определенных случаях Минцифры может формировать составы обезличенных персональных данных, сгруппированные по определенному признаку, если последующая обработка таких данных не позволит определить их принадлежность. Это можно делать для определения количества абонентов при возникновении ЧС, противодействии терроризму, введении чрезвычайного положения и карантина, а также проведении исследований в сфере туризма, в экономической и социальной сферах для реализации миграционной политики и прогнозирования санитарно-эпидемиологической обстановки.
Постановление вступает в силу с 1 сентября 2025 г.
Иные вопросы хозяйственной деятельности
Постановление Правительства Российской Федерации от 26 апреля 2025 г. N 563 "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 22 января 2024 г. N 41"
О реализации финансовых контрсанкций.
ФНС, Роскомнадзор и Федеральная пробирная палата контролируют реализацию финансовых контрсанкций организациями, совершающими операции с денежными средствами и иным имуществом.
Закреплено, что указанные организации представляют информацию о реализации контрсанкций названным органам по установленным ими правилам для дальнейшей передачи в агрегированном виде в Минфин.
Бюджетная система
Постановление Правительства Российской Федерации от 28 апреля 2025 г. N 566 "Об утверждении Правил отбора (одобрения) инфраструктурных проектов (мероприятий), источником финансового обеспечения расходов на реализацию которых являются бюджетные кредиты на финансовое обеспечение реализации инфраструктурных проектов за счет временно свободных средств единого счета федерального бюджета, и изменения параметров (характеристик) отобранных (одобренных) инфраструктурных проектов (мероприятий)"
Определен порядок отбора проектов, которые будут выполняться за счет казначейских инфраструктурных кредитов.
Кредиты на реализацию инфраструктурных проектов решено выделять за счет временно свободных средств единого счета федерального бюджета. Определен порядок отбора проектов.
Предусмотрены следующие направления: проекты в сфере ЖКХ, транспорта; мероприятия мастер-планов городов Дальнего Востока и Арктики; проекты, отобранные в рамках конкурса; проекты, реализуемые по поручениям Президента РФ или Председателя Правительства РФ.
Заявки регионов будут проходить первичную проверку в ППК "Фонд развития территорий", а затем направляться в Минфин, Минэкономразвития, Минвостокразвития и Минстрой для подготовки заключений.
Итоговое решение о предоставлении кредита будет принимать президиум Правительственной комиссии по региональному развитию.
Вопросы гражданства, миграция, въезд в РФ и выезд из РФ
Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 29 апреля 2025 г. N 18-П "По делу о проверке конституционности пункта 3 части 1 статьи 4 Федерального закона "О гражданстве Российской Федерации", части 2 статьи 64 и части 1 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в связи с жалобой А.С. Карпунина"
КС позволил бывшему соотечественнику - гражданину ФРГ добиться российского паспорта.
Гражданин СССР с 1991 г. проживал в Германии и состоял на консульском учете. В 1994 г. он приобрел гражданство Германии, получал российские загранпаспорта. В 2018 г. в России ему выдали российский паспорт. Но поменять его в 45 лет он не смог, так как не проживал в стране на день вступления в силу Закона о гражданстве (1992 г.) и имеет гражданство ФРГ. Для признания российского гражданства таким лицам необходимо встать на консульский учет раньше приобретения иностранного гражданства, но заявитель не смог подтвердить этот факт. Суды поддержали эту позицию.
Конституционный Суд РФ указал, что оспариваемые нормы не противоречат Конституции. По их смыслу, выехавший за границу до 6 февраля 1992 г. гражданин СССР, поставленный там на консульский учет как гражданин России и (или) получивший российский паспорт, не может через 10 лет не признаваться гражданином (если не совершал действий против суверенитета и национальной безопасности РФ).
Длительность срока признания гражданином РФ означает, что даже приобретения иностранного гражданства ранее постановки заявителя на учет недостаточно для вывода о неприобретении российского гражданства.
Само по себе отсутствие в базах сведений о признании лица гражданином РФ не говорит о неприобретении гражданства. Следует учитывать политико-правовую обстановку того времени, отсутствие надлежащего документооборота в сфере гражданства.
Дело заявителя подлежит пересмотру.
Указ Президента Российской Федерации от 28 апреля 2025 г. N 272 "О внесении изменений в Указ Президента Российской Федерации от 30 декабря 2024 г. N 1126 "О временных мерах по урегулированию правового положения отдельных категорий иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации в связи с применением режима высылки"
Нелегальным мигрантам дали еще 4 месяца на изменение статуса.
Нелегальные мигранты, которые должны быть включены в реестр контролируемых лиц, обязаны были самостоятельно выехать из России либо по 30 апреля 2025 г. урегулировать свое правовое положение в нашей стране.
Решено продлить этот срок по 10 сентября 2025 г.
Указ вступает в силу со дня подписания.
Правопорядок, общественная безопасность, защита от ЧС
Постановление Правительства Российской Федерации от 17 апреля 2025 г. N 508 "Об утверждении Положения о государственной информационной системе в сфере оборота оружия, в сфере частной охранной и частной детективной деятельности, в сфере вневедомственной охраны, в сфере федерального государственного контроля (надзора) за обеспечением безопасности объектов топливно-энергетического комплекса, за деятельностью подразделений охраны юридических лиц с особыми уставными задачами и подразделений ведомственной охраны"
Кабмин определил функционал ГИС в сфере оборота оружия, охранной и детективной деятельности.
В России решено создать ГИС в сфере:
- оборота оружия;
- частной охранной и детективной деятельности;
- вневедомственной охраны;
- федерального госконтроля (надзора) за обеспечением безопасности объектов ТЭК, за деятельностью подразделений охраны юрлиц с особыми уставными задачами и подразделений ведомственной охраны.
Определены функционал ГИС, правила пользования ею, поставщики информации, перечень вносимых сведений и др.
Система базируется на единой цифровой платформе "ГосТех".
Земельное право, природоохранная деятельность, природные ресурсы
Постановление Правительства Российской Федерации от 22 апреля 2025 г. N 526 "О мерах противопожарного обустройства лесов"
Пересмотрен перечень мер противопожарного обустройства лесов.
В рамках механизма "регуляторной гильотины" Правительство обновило перечень дополнительных мер противопожарного обустройства лесов. Помимо ранее предусмотренных, включены также прочистка противопожарных разрывов и их обновление.
Новый перечень будет действовать до 1 сентября 2031 г.
Постановление вступает в силу с 1 сентября 2025 г.
Труд, трудоустройство, социальная защита, пенсии и компенсации
Постановление Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2025 г. N 540 "Об особенностях порядка исчисления средней заработной платы"
Обновлен порядок расчета среднего заработка.
Правительство утвердило новое положение об особенностях исчисления средней зарплаты. Документ будет действовать до 1 сентября 2031 г.
В частности, установлен порядок определения среднего месячного заработка для расчета выходного пособия. Для этого нужно средний дневной заработок умножить на среднее количество рабочих дней, приходящихся на один месяц в году.
Для работника с суммированным учетом рабочего времени средний месячный заработок для расчета выходного пособия определяется путем умножения среднего часового заработка на среднее количество рабочих часов, приходящихся на один месяц в году. Среднее количество рабочих часов, приходящихся на один месяц в году, рассчитывается путем деления количества рабочих часов в году, рассчитанного в соответствии с установленной для соответствующего работника продолжительностью рабочего времени, на 12.
Прежний порядок исчисления средней зарплаты признан утратившим силу.
Постановление вступает в силу с 1 сентября 2025 г.
Здравоохранение, образование, наука, культура, спорт и туризм
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации и Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 25 апреля 2025 г. N 344/939 "О внесении изменения в подпункт 1.1 пункта 1 приказа Министерства просвещения Российской Федерации и Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 11 ноября 2024 г. N 787/2089 "Об утверждении единого расписания и продолжительности проведения единого государственного экзамена по каждому учебному предмету, требований к использованию средств обучения и воспитания при его проведении в 2025 году"
Для ЕГЭ по математике и русскому языку выделены дополнительные дни.
Скорректировано расписание ЕГЭ на 2025 г.
Предусмотрены дополнительные даты проведения ЕГЭ по математике (базового и профильного уровней) - 26 мая 2025 г. и по русскому языку - 29 мая 2025 г.
Зарегистрировано в Минюсте России 28 апреля 2025 г. Регистрационный N 81988.
Приказ Министерства науки и высшего образования Российской Федерации от 27 марта 2025 г. N 284 "Об утверждении Порядка применения к обучающимся по образовательным программам высшего образования и соответствующим дополнительным профессиональным программам мер дисциплинарного взыскания и снятия их с указанных обучающихся"
Для вузов определили порядок наложения дисциплинарных наказаний на студентов.
Минобрнауки утвердило правила применения и снятия мер дисциплинарного взыскания в отношении студентов вузов.
Взыскания налагаются за неисполнение или нарушение устава вуза, правил внутреннего распорядка, в т. ч. требований к дисциплине на занятиях и поведению в такой организации, правил проживания в общежитиях и иных локальных нормативных актов по вопросам осуществления образовательной деятельности. Предусмотрены замечание, выговор и отчисление.
Приказ вступает в силу с 1 сентября 2025 г. и действует до 1 сентября 2031 г.
Зарегистрировано в Минюсте России 25 апреля 2025 г. Регистрационный N 81978.
Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 17 марта 2025 г. N 129н "О внесении изменений в приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 9 февраля 2016 г. N 80н "Об утверждении порядка ведения государственного реестра лекарственных средств для медицинского применения"
Реестр лекарств будут вести по уточненным правилам.
Скорректированы правила ведения реестра лекарств.
Уточнен состав размещаемых в реестре сведений. С 2026 г. заявления об отмене регистрации препарата и об исключении из реестра фармацевтической субстанции, произведенной для реализации, будут подаваться через портал госуслуг.
Зарегистрировано в Минюсте России 24 апреля 2025 г. Регистрационный N 81959.
Суд и судоустройство, нотариат, адвокатура и юридическая помощь
Обзор практики Конституционного Суда Российской Федерации за первый квартал 2025 года
КС обобщил практику за первый квартал 2025 года.
Конституционный Суд РФ утвердил обзор постановлений и наиболее важных определений, принятых им в первом квартале 2025 г. В них оценивалась конституционность либо выявлялся смысл отдельных норм публичного и частного права, в том числе административного, избирательного, трудового, жилищного законодательства, авторского права, соцзащиты, уголовной юстиции.
Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 1 (2025) (утв. Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 25 апреля 2025 г.)
ВС представил первый обзор судебной практики в 2025 году.
ВС обобщил правовые позиции по спорам, возникающим из договорных, наследственных, земельных, семейных, трудовых, пенсионных и социальных отношений.
Акционер вправе требовать выкупа акций с момента одобрения крупной сделки, а не ее заключения.
Правообладатель по договору коммерческой концессии отвечает перед пользователем за неисполнение обязанности по госрегистрации предоставления ему исключительных прав на объекты интеллектуальной собственности.
Кредитный договор, заключенный от имени клиента путем его обмана или в результате иных неправомерных действий третьих лиц с использованием мобильного приложения банка, является ничтожным.
Согласие супруга на продажу общей недвижимости не исключает обязанности другого супруга после прекращения семейных отношений передать половину денег бывшему супругу.
Право на получение специальной ковидной выплаты в связи со смертью медработника от COVID-19 возникает не только при его непосредственной работе с ковидными пациентами, но и при работе с биоматериалами таких пациентов в лаборатории.
Сделку хозобщества можно оспорить как крупную, если она привела/могла привести к невозможности ведения какой-либо самостоятельной деятельности.
В устав ООО нельзя включать запрет на вхождение в общество супруга (бывшего супруга) участника в период раздела общего имущества супругов.
РСО вправе применить расчетный способ определения объема поставленного ресурса из-за отсутствия пломбы на узле учета, если она докажет, что ставила пломбу.
Аффидевит сам по себе не подтверждает право на произведение, поскольку в нем не раскрыты автор и обстоятельства перехода исключительного права.
Право пользования недрами ИП не переходит к наследникам.
Мораторий на банкротство не освобождает от налоговой ответственности.
Роялти включаются в таможенную стоимость товаров.