Можно ли в штатном расписании казенного учреждения предусмотреть должность "Бухгалтер" вместо должности "Главный бухгалтер"?
Обязательно ли включать в штатное расписание муниципального учреждения культуры должность "Главный бухгалтер" или достаточно должности "Бухгалтер"?
По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
В том случае, если полномочия по ведению бюджетного учета и формированию бюджетной отчетности не переданы централизованной бухгалтерии, в штатном расписании казенного учреждения культуры необходимо предусмотреть должность главного бухгалтера.
Обоснование позиции:
Казенные учреждения в целях применения Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее - Закона N 402-ФЗ), являются экономическими субъектами, относящимися к организациям бюджетной сферы (п. 1 ч. 1 ст. 2, п. 9 ст. 3 Закона N 402-ФЗ). Являясь получателем бюджетных средств, казенное учреждение ведет бюджетный учет и формирует бюджетную отчетность либо обеспечивает ведение бюджетного учета и формирование бюджетной отчетности (подп. 5 и 6 п. 1 ст. 162 БК РФ). Под обеспечением ведения бюджетного учета и формирования бюджетной отчетности поднимается реализации казенным учреждением права, предусмотренного п. 10.1 ст. 161 БК РФ. Таким образом, если решение о передаче полномочий по ведению бюджетного учета и формированию бюджетной отчетности не принималось, а также при отсутствии решения о централизации полномочий в соответствии с положениями п. 6 ст. 264.1 БК РФ, руководитель казенного учреждения обязан возложить ведение бухгалтерского учета на главного бухгалтера или иное должностное лицо учреждения (ч. 3 ст. 7 Закона N 402-ФЗ).
По смыслу ст. 15 и части второй ст. 57 ТК РФ наименование должности работника является обязательным условием трудового договора, а также одной из характеристик его трудовой функции. Если в соответствии с ТК РФ, иными федеральными законами с выполнением работ по определенным должностям, профессиям, специальностям связано предоставление компенсаций и льгот либо наличие ограничений, то наименование этих должностей, профессий или специальностей и квалификационные требования к ним должны соответствовать наименованиям и требованиям, указанным в квалификационных справочниках, или соответствующим положениям профессиональных стандартов (абзац третий части второй ст. 57 ТК РФ).
Особенности регулирования труда главного бухгалтера организации связаны с его должностными обязанностями. Главный бухгалтер - это работник, несущий ответственность за ведение бухгалтерского учета и формирование финансовой отчётности организации. Положение главного бухгалтера отличается от положения остальных работников: он подчиняется непосредственно руководителю; без его подписи денежные и расчетные документы, финансовые обязательства считаются недействительными и не принимаются к исполнению; его требования по оформлению хозяйственных операций и представлению в бухгалтерию необходимых документов и сведений обязательны для всех работников и закрепляются в локальных нормативных актах (ст. 355 Проекта федерального закона N 858157-8 "Трудовой кодекс Российской Федерации").
В настоящее время ТК РФ содержит положения, определяющие особенности регулирования трудовых отношений с главным бухгалтером, в частности:
- с главным бухгалтером независимо от организационно-правовой формы и формы собственности организации может быть заключен срочный трудовой договор (ст. 59 ТК РФ);
- для главного бухгалтера испытательный срок может достигать шести месяцев (ст. 71 ТК РФ);
- смена собственника имущества организации позволяет расторгнуть с главным бухгалтером трудовой договор (ст. 75, 181 ТК РФ);
- принятие необоснованного решения главным бухгалтером, повлекшего за собой нарушение сохранности имущества, неправомерное его использование или иной ущерб имуществу организации является самостоятельным основанием для расторжения трудового договора (п. 9 ст. 81 ТК РФ);
- условия труда главных бухгалтеров государственных/муниципальных учреждений, включая предельный уровень соотношения среднемесячной заработной платы, определяются нормативными правовыми актами органов местного самоуправления в соответствии с положениями ст. 145 ТК РФ;
- трудовым договором, заключенным с главным бухгалтером, может быть предусмотрена материальная ответственность в полном размере причиненного работодателю ущерба (ст. 243 ТК РФ);
- главный бухгалтер государственного/муниципального учреждения относится к категории работников, на которых распространяется ограничение размеров выходных пособий, компенсаций и иных выплат в связи с прекращением трудовых договоров (ст. 349.3 ТК РФ).
Соответственно, непосредственно положениями ТК РФ к лицам, выполняющим трудовые функции главного бухгалтера, "привязаны" определенные гарантии/ограничения (смотрите также п. 25, 26 "Единых рекомендаций...", утвержденных решением Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений от 23.12.2024, протокол N 10пр). Информация о среднемесячной заработной плате главных бухгалтеров государственных и муниципальных учреждений подлежит размещению в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" на официальных сайтах государственных органов, органов местного самоуправления, организаций, осуществляющих функции и полномочия учредителя соответствующих учреждений (п. 27 "Единых рекомендаций..."). Указание в штатном расписании муниципального казенного учреждения должности "Бухгалтер" при отсутствии должности "Главный бухгалтер" позволит избежать выполнения установленных трудовым законодательством РФ ограничений к лицам, фактически выполняющим трудовые функции главного бухгалтера.
Положения подп. "д". п. 5 "Единых рекомендаций..." указывают на обязательное соответствие наименования должностей руководителей квалификационным требованиям к ним, предусмотренным Единым квалификационным справочником должностей руководителей, специалистов и служащих или соответствующими положениями профессиональных стандартов. Согласно Квалификационному справочнику должностей руководителей, специалистов и других служащих (4-е издание, дополненное (утвержден постановлением Минтруда РФ от 21.08.1998 N 37)) должность "Главный бухгалтер" относится к категории "Должности руководителей", а должность "Бухгалтер" - к категории "Должности специалистов". Аналогичное разграничение функционала предусмотрено и Профстандартом "Бухгалтер": очевидно, что трудовые функции должности "Главный бухгалтер" (составление и представление бухгалтерской (финансовой) отчетности экономического субъекта) и "Бухгалтер" (ведение бухгалтерского учета) различны. При этом для трудовой функции "Составление и представление бухгалтерской (финансовой) отчетности экономического субъекта" в качестве возможных наименований должностей указаны не только "Главный бухгалтер", но и "Начальник (руководитель, директор) отдела (управления, службы, департамента) бухгалтерского учета".
Возможность возложения ведения бухгалтерского учета не только на главного бухгалтера, но и на иное должностное лицо этого экономического субъекта, предусмотренная ч. 3 ст. 7 Закона N 402-ФЗ, означает возможность выполнения трудовой функции главного бухгалтера лицом, занимающим должность с другим наименованием в тех случаях, когда предусмотреть в штатном расписании должность с наименованием "Главный бухгалтер" невозможно по объективным обстоятельствам. Так, например, положения Федеральных законов от 27.07.2004 N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" и от 02.03.2007 N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" не позволяют включить в штатное расписание таких субъектов учета, как органы власти (местного самоуправления) должность с наименованием "Главный бухгалтер".
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Юрист 1-го класса Апалькова Наталья
Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
советник государственной гражданской службы РФ 2 класса Шершнева Анна
3 апреля 2025 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.