Новости и аналитика Аналитические статьи Закон № 44-ФЗ: продолжаем отвечать на вопросы читателей о новой системе закупок для государственных и муниципальных нужд. Часть 7

Закон № 44-ФЗ: продолжаем отвечать на вопросы читателей о новой системе закупок для государственных и муниципальных нужд. Часть 7

Надежда Романенкова

Сергей Габестро,
генеральный директор ООО "Фабрикант.ру", омбудсмен по закупкам

Из этого материала вы узнаете о порядке заключения контракта в случае реорганизации юридического лица, как проводить закупку у единственного поставщика, может ли контрактный управляющий быть членом единой комиссии и о многом другом.  

На вопросы наших пользователей по поводу применения на практике Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее – Закон № 44-ФЗ) отвечает генеральный директор Национальной ассоциации институтов закупок (НАИЗ), генеральный директор ООО "Фабрикант.ру", омбудсмен по закупкам Сергей Габестро.

Наша организация является победителем электронного аукциона на поставку компьютерной техники, что зафиксировано в итоговом протоколе от 31 декабря 2013 года. В качестве обеспечения контракта мы предоставляем банковскую гарантию, выданную банком, который не входит в список банков Минфина России. Вправе ли мы так поступить?

Анна Кульчицкая

В соответствии с ч. 1 ст. 112 Закона № 44-ФЗ данный закон применяется к отношениям, связанным с осуществлением закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд, извещения об осуществлении которых размещены в единой информационной системе или на официальном сайте в Интернете, либо приглашения принять участие в которых направлены после дня вступления в силу указанного федерального закона (1 января 2014 года). К отношениям, возникшим до 1 января 2014 года, Закон № 44-ФЗ применяется в части прав и обязанностей, которые возникнут после дня его вступления в силу.

Закон № 44-ФЗ: отвечаем на вопросы читателей о новой системе закупок для государственных и муниципальных нужд:

В данном случае заключение контракта должно проходить в соответствии с нормами Федерального закона от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд". Указанная позиция подтверждается письмом Минэкономразвития России от 27 декабря 2013 г. № 29401-ЕЕ/Д28и и ФАС России от 30 декабря 2013 г. № АД/53811/13. Как указано в данном письме, размещение заказов, извещения об осуществлении которых вывешены на официальном сайте либо приглашения принять участие в которых направлены до 1 января 2014 года, производится в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд". Таким образом, при заключении контракта по закупке, извещение об осуществлении которой размещено на официальном сайте 31 декабря 2013 года, заказчик не вправе требовать предоставления банковской гарантии, отвечающей требованиям Закона № 44-ФЗ (банковской гарантии, выданной банком, включенным в предусмотренный ст. 74.1 НК РФ перечень банков, отвечающих установленным требованиям для принятия банковских гарантий в целях налогообложения). 

Я работаю в муниципальном образовательном учреждении. Сейчас мы составляем план закупок и план-график. Подскажите, пожалуйста, надо ли вносить в них закупки товаров на сумму меньше 400 тыс. руб.?

Юлия Кузнецова


В соответствии с п. 4 Особенностей размещения на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг планов-графиков размещения заказов на 2014 и 2015 годы, план-график содержит перечень товаров, работ, услуг, закупка которых осуществляется путем проведения конкурса (открытого конкурса, конкурса с ограниченным участием, двухэтапного конкурса, закрытого конкурса, закрытого конкурса с ограниченным участием, закрытого двухэтапного конкурса), аукциона (аукциона в электронной форме, закрытого аукциона), запроса котировок, запроса предложений или путем закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), а также способом определения поставщика (подрядчика, исполнителя), определяемом в соответствии со ст. 111 Закона № 44-ФЗ. Таким образом, все закупки должны быть внесены в план-график учреждения с учетом особенностей, установленных вышеуказанным приказом.

Муниципальное образовательное учреждение подпадает под действие п. 5 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ, что дает ему право осуществлять закупки на сумму, не превышающую 400 тыс. руб., у единственного поставщика. При этом совокупный годовой объем закупок, который заказчик вправе осуществить на основании настоящего пункта, не должен превышать 50% размера средств, предусмотренных на осуществление всех закупок заказчика в соответствии с планом-графиком. 

Какой нормой Закона № 44-ФЗ (п. 4 или п. 5 ч. 1 ст. 93) руководствоваться муниципальному бюджетному образовательному учреждению (школе) при заключении договора с единственным поставщиком?

Юлия Кузнецова


Муниципальное образовательное учреждение подпадает под действие п. 5 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ, что дает ему право осуществлять закупки на сумму, не превышающую 400 тыс. руб. При этом годовой объем закупок, которые заказчик вправе осуществить на основании указанной выше нормы, не должен превышать 50% совокупного годового объема закупок заказчика. 

Может ли контрактный управляющий быть членом единой комиссии?

(Русик К)


В соответствии с ч. 5 ст. 39 Закона № 44-ФЗ контрактный управляющий является лицом, которое заказчик может включить в состав комиссии по профессиональным характеристикам как прошедшего профессиональную переподготовку или повышение квалификации в сфере закупок, а также лицом, обладающим специальными знаниями, относящимися к объекту закупки.

Запрета на включение контрактного управляющего в состав единой комиссии Закон № 44-ФЗ не предусматривает.  

Применяются ли к Закону № 44-ФЗ разъяснения, содержащиеся в письме Минэкономразвития России от 8 августа 2007 г. № 11812-КА/Д04 "О порядке применения процедур размещения заказов для государственных и муниципальных нужд"?

Павел Бормотов


Данное письмо является действующим, однако содержит в себе разъяснения по применению Федерального закона от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" и к нормам Закона № 44-ФЗ применяться не может. 

В связи с реорганизацией из состава бюджетного учреждения выделяются три юридических лица. Для бесперебойной работы учреждений необходимо срочно заключить контракты на оказание услуг водо-, тепло-, газоснабжения, поставку продуктов питания и другие. Как правильно это сделать, не нарушив требования Закона № 44-ФЗ? В какой срок необходимо опубликовать план-график учреждения?

Катерина Мельникова


С целью организации деятельности выделяемых подразделений заказчик вправе заключить договоры с единственным поставщиком по закупке услуг по водоснабжению, водоотведению, теплоснабжению, газоснабжению (за исключением услуг по реализации сжиженного газа), по подключению к инженерным сетям по регулируемым ценам (тарифам) (п. 8 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ), а также договоры энергоснабжения (купли-продажи электроэнергии) с гарантирующим поставщиком (п. 29 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ).

В соответствии с п. 2 Особенностей размещения на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг планов-графиков размещения заказов на 2014 и 2015 годы планы-графики подлежат размещению на официальном сайте не позднее одного календарного месяца после принятия закона (решения) о бюджете. 

Мы – бюджетная организация, регулярно закупаем уголь. Как нам обосновать цену при заключении контракта с единственным поставщиком, если в нашем населенном пункте есть только один поставщик угля?

Елена Багина


Для обоснования цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком, заказчику необходимо использовать общедоступную информацию о ценах товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд. В соответствии с ч. 18 ст. 22 Закона № 44-ФЗ к такой информации относится информация о:

  • ценах товаров, работ, услуг, содержащаяся в контрактах, которые исполнены и по которым не взыскивались неустойки (штрафы, пени) в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательств, предусмотренных этими контрактами;
  • ценах товаров, работ, услуг, содержащаяся в рекламе, каталогах, описаниях товаров и в других предложениях, обращенных к неопределенному кругу лиц и признаваемых в соответствии с гражданским законодательством публичными офертами;
  • котировках на российских биржах и иностранных биржах;
  • котировках на электронных площадках;
  • ценах товаров, работ, услуг согласно государственной статистической отчетности;
  • ценах товаров, работ, услуг, содержащаяся в официальных источниках информации уполномоченных государственных органов и муниципальных органов, в официальных источниках информации иностранных государств, международных организаций или иных общедоступных изданиях;
  • рыночной стоимости объектов оценки, определенной в соответствии с законодательством, регулирующим оценочную деятельность в России, или законодательством иностранных государств;
  • общедоступных результатах изучения рынка информационно-ценовыми агентствами, а также о результатах изучения рынка, проведенного по инициативе заказчика, в том числе на основании контракта, при условии раскрытия методологии расчета цен, об иных источниках информации.

 

 

Остались вопросы? Ждем ваших писем на E-mail: editor@garant.ru.

Приглашаем обсудить вопросы применения Закона № 44-ФЗ на нашем форуме.


Документы по теме:

Новости по теме:

Материалы по теме:

Рассчитываем пени и штрафы по Закону № 44-ФЗ

Рассчитываем пени и штрафы по Закону № 44-ФЗ
Определяем размер пени и штрафов за нарушение госконтракта на конкретных примерах.

Закон № 44-ФЗ: с чего начать работу

Закон № 44-ФЗ: с чего начать работу
О том, как работать с новым законом, рассказывают наши эксперты: генеральный директор ООО "Тендеры.ру" Кирилл Кузнецов и генеральный директор Центра поддержки госзакупок Олег Петряшев.

Заявки на участие в закупке по 44-ФЗ: оцениваем по-новому!

Заявки на участие в закупке по 44-ФЗ: оцениваем по-новому!
В связи с вступлением в силу Закона № 44-ФЗ было принято множество подзаконных актов – в том числе новые правила оценки заявок участников закупки. Какова предельная значимость стоимостных критериев оценки? Можно ли разработать показатели для каждого критерия оценки и самостоятельно определить их вес? Допустимо ли установить необходимый заказчику предельный вес показателя в документации о проведении закупки? Об этом и многом другом узнайте из нашего материала.

Закон о госзакупках плюс КоАП РФ: разъясняем нюансы привлечения к административной ответственности

Закон о госзакупках плюс КоАП РФ: разъясняем нюансы привлечения к административной ответственности
С 1 января 2014 года вступили в силу Закон № 44-ФЗ, а также изменения законодательства об административных правонарушениях в сфере госзакупок. ФАС России уточнило некоторые особенности применения мер административной ответственности за нарушения законодательства о государственных и муниципальных закупках.

Госзакупки и малый бизнес с 1 января 2014 года

Госзакупки и малый бизнес с 1 января 2014 года
С нового года изменится специфика осуществления государственных и муниципальных закупок у субъектов малого предпринимательства. Также с 1 января 2014 года Правительство РФ планирует установить особенности проведения закупок субъектов естественных монополий, госкорпораций и госкомпаний, причем не только у малого, но и у среднего бизнеса.

Госзакупки и малый бизнес с 1 января 2014 года

Новый закон о контрактной системе: оптимизация госзакупок
Президентом РФ был подписан Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд". Он вступит в силу с 1 января 2014 года, кроме отдельных положений, для которых предусмотрены более поздние сроки введения в действие. Он призван заменить Федеральный закон от 21 июля 2005 года № 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд", который вызывал множество нареканий со стороны участников процесса и контролирующий органов (в частности, множественные случаи представления нелегитимного обеспечения исполнения госконтрактов и масштабная коррупция, угрожающая не только бюджету, но и политической стабильности).

Мнение:

Виталий Ветров

Федеральный закон о контрактной системе: решаем кейсы читателей
В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 93 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", заказчик может осуществлять закупки у единственного поставщика на сумму, не превышающую 100 тыс. руб. При этом совокупный годовой объем закупок, который заказчик вправе осуществить, не должен превышать 5% размера средств, предусмотренных на осуществление всех закупок...

Ветров Виталий,
Управляющий партнер юридической фирмы "Ветров и партнеры"

Читать ГАРАНТ.РУ в и