Новости и аналитика Аналитические статьи Закупка работ по строительству зданий и сооружений: отвечаем на злободневные вопросы наших читателей (часть 19)

Закупка работ по строительству зданий и сооружений: отвечаем на злободневные вопросы наших читателей (часть 19)

Евгений Эллинский

Евгений Эллинский,
генеральный директор ЗАО "Электронные торговые системы"

Закупки в сфере строительства требуют от заказчика и всех их участников не только знания законодательства об организации и проведении закупок, но и способности разобраться в законодательстве о капитальном строительстве, включая многочисленные нормы и правила подзаконных актов. Это порождает большое количество вопросов, разрешить которые, зачастую, непросто. Генеральный директор ЗАО "Электронные торговые системы" Евгений Эллинский ответил на самые злободневные из них.

Наше учреждение провело аукцион на строительство объекта. На завершающем этапе строительства выяснилось, что необходимость в выполнении ряда работ, указанных в техзадании, отпала, однако стало необходимым выполнить другие работы. При этом подрядчик готов выполнить эти работы, не изменяя стоимость контракта. Можем ли мы в рамках заключенного госконтракта заменить одни работы на другие?

Артем Барболин

Закон № 44-ФЗ: отвечаем на вопросы читателей о новой системе закупок для государственных и муниципальных нужд:

Нет, заменить предусмотренные контрактом одни работы на другие Вы не вправе в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее – Закон № 44-ФЗ). Так, ч. 2 ст. 34, ч. 1-1.1 ст. 95 Закона № 44-ФЗ и постановление Правительства РФ от 6 марта 2015 года № 198 не допускают возможность изменения условий контракта в указанном случае. Возможно лишь изменение объемов предусмотренных контрактом работ – только в пределах 10% от первоначального объема, и только при условии, что такая возможность предусмотрена документацией о закупке и контрактом (подп. "б" п. 1 ч. 1 ст. 95 Закона № 44-ФЗ). Заменять товары, работы или услуги на товары, работы, услуги, не предусмотренные контрактом, недопустимо – в том числе путем заключения дополнительного соглашения.

Отдельно отметим, что если сводным сметным расчетом предусмотрен резерв средств на непредвиденные работы и затраты, то в рамках определенной величины таких расходов заказчик вправе принять дополнительные работы, прямо связанные с предметом контракта. Оформляются эти работы в предусмотренных документацией о закупке и контрактом формах в разделе "непредвиденные затраты". К примеру, в качестве подобного документа может выступать форма № КС-3 "Справка о стоимости выполненных работ и затрат" (постановление Госкомстата России от 11 ноября 1999 г. № 100).

БЛАНКИ

Акт о приемке выполненных работ (форма № КС-2)

Справка о стоимости выполненных работ и затрат (форма № КС-3)

Общий журнал работ (форма № КС-6)

Журнал учета выполненных работ (форма № КС-6а)

Акт о сдаче в эксплуатацию временного (нетитульного) сооружения (форма № КС-8)

Акт о разборке временных (нетитульных) сооружений (форма № КС-9)

Акт об оценке подлежащих сносу (переносу) зданий, строений, сооружений и насаждений (форма № КС-10 )

Акт приемки законченного строительством объекта (форма № КС-11)

Акт приемки законченного строительством объекта приемочной комиссией (форма № КС-14)

Акт о приостановлении строительства (форма № КС-17)

Акт о приостановлении проектно-изыскательских работ по неосуществленному строительству (форма № КС-18) 

Другие бланки

Является ли монтаж ограждения (забора) вокруг административного здания возведением объекта капитального строительства? Если нет, то требуются ли разрешение на строительство, разработка проектной документации и наличие у участников размещения заказа допусков СРО?

Ирина Тругаева

Для ответа на поставленные вопросы требуется детально изучить нормативно-правовые требования к соответствующим работам, действующим в месте их выполнения.

Чтобы определить, требуется ли согласование такого строительства, следует рассмотреть локальные нормативные акты. Например, на территории Московской области строительство или установка ограждений, в том числе газонных и тротуарных, осуществляется по согласованию с органом местного самоуправления, а самовольная установка ограждений не допускается (ч. 2 ст. 27 Закона Московской области от 30 декабря 2014 года № 191/2014-ОЗ "О благоустройстве в Московской области"). Как правило, необходимые нормативные акты можно найти на сайте администрации региона или соответствующего департамента администрации (например, департамента строительства).

Следует обратить внимание и на то обстоятельство, что закон требует сноса незаконной постройки за счет нарушителя (ч. 2 ст. 222 ГК РФ). В случае, если сооружение является объектом капитального строительства и не было получено разрешение на его строительство, нарушитель будет привлечен к административной ответственности: штраф составит для должностных лиц – от 20 тыс. до 50 тыс. руб., для юридических лиц – от 500 тыс. до 1 млн руб., или деятельность компании-нарушителя может быть административно приостановлена на срок до 90 суток (ч. 1 ст. 9.5 КоАП РФ).

Необходимо определить, является ли ограждение недвижимостью – напомню, ее признаками являются прочная связь с землей и невозможность перемещения без несоразмерного ущерба ее назначению (ст. 130 ГК РФ). Если возможное перемещение нанесет ограждению незначительный ущерб, то указанное имущество объектом недвижимости, а соответственно, и объектом капитального строительства, не является. В этом случае разработка проектной документации не требуется.

При решении вопроса о необходимости разработки проектной документации следует также определить необходимость и возможность последующей регистрации объекта недвижимости. Критерии, на которые можно опираться при решении этого вопроса, используются, в частности, в Постановлении Президиума ВАС России от 24 сентября 2013 года № 1160/13 (наличие или отсутствие самостоятельного хозяйственного назначения, возможность выступать отдельным объектом гражданского оборота и т. п.). Если после возведения объекта его необходимо будет зарегистрировать, то заказчику следует разработать проектную документацию.

Необходимость наличия у участников закупки выданных саморегулируемой организацией (далее – СРО) свидетельств о допуске к выполнению монтажных работ, определяется перечнем работ, включенных в смету на монтажные работы.

Муниципальному автономному учреждению по договору спонсорской помощи с частной организацией были выделены деньги на строительство вольера. Если мы понимаем правильно, осуществление закупок на средства спонсорской помощи не регулируется законодательством о контрактной системе. Кроме того, Минфин России в письме от 21 марта 2014 г. № 02-02-09/12591 отметил, что автономное учреждение обязано руководствоваться положениями Закона № 44-ФЗ, если ему предоставляются денежные средства из бюджетов бюджетной системы РФ на осуществление капитальных вложений в объекты капитального строительства или приобретение объектов недвижимого имущества в государственную (муниципальную) собственность. В рамках какого закона нам проводить торги – Закона 44-ФЗ или Закона № 223-ФЗ?

Ярославцева Ирина

При проведении закупки за счет указанных средств заказчику следует руководствоваться Законом от 18 июля 2011 г. № 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее – Закон № 223-ФЗ). Исходя из положений п. 1 ч. 2 ст. 1 Закона № 223-ФЗ, к деятельности муниципальных автономных учреждений по закупке товаров, работ, услуг применяется этот закон. При этом, согласно ч. 4 ст. 15 Закона № 44-ФЗ, при предоставлении автономным учреждениям средств из бюджетов бюджетной системы РФ на осуществление капитальных вложений в объекты государственной, муниципальной собственности на таких юридических лиц распространяются положения 44-ФЗ.

Учреждению необходимо выполнить работы по капитальному ремонту скатной кровли здания детского сада. Сами работы "устройство кровель" в соответствии с приказом Минрегиона России от 30 декабря 2009 г. № 624 допуска СРО не требуют. Однако при этом в составе работ по смете есть такие работы, как "антисептирование" и "гидроизоляция", для выполнения которых требуется такой допуск. Необходимо ли требовать от участников закупки допуск СРО?

Анна Иванова

Согласно ч. 2 ст. 52 и ч. 3.1 ст. 52 Градостроительного кодекса РФ работы по организации строительства и строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность этих объектов, должны выполняться только ИП или юридическими лицами, имеющими выданные СРО свидетельства о допуске к этим видам работ. Перечень таких работ установлен приказом Минрегиона России от 30 декабря 2009 г. № 624 (далее – Перечень).

Устройство кровель включено в перечень работ, оказывающих влияние на безопасность объектов, но только в случае, если эта работа выполняется на объектах, указанных в ст. 48.1 Градостроительного кодекса РФ (п. 13.1-13.3 Перечня). Здание детского сада не относится к таким объектам, а значит, для выполнения кровельных работ на этом объекте получения свидетельства о допуске СРО не требуется.

Вместе с тем антисептирование и гидроизоляция, входящие в состав работ по ремонту кровли, требуют получения допуска (п. 12.8-12.9 Перечня).

Таким образом, установление требования к участникам закупки о наличии свидетельства СРО о допуске к таким работам правомерно. Это подтверждается и тем, что участники должны соответствовать требованиям законодательства для выполнения работ, которые являются объектом закупки (п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона № 44-ФЗ).

ФАС России и арбитражные суды также разделяют эту позицию (постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 27 января 2015 г. № Ф07-469/14 по делу № А56-36250/2014, постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 27 января 2015 г. № Ф07-469/14 по делу № А56-36250/2014, решение ФАС России от 19 марта 2015 г. № К-200/15, решение ФАС России от 13 октября 2014 г. № К-1474/14).

Учитывая изложенное, в документации может быть установлено как требование о предоставлении свидетельства о допуске СРО для участников закупки на выполнение конкретных видов работ, так и альтернативное требование о предоставлении свидетельства о допуске СРО на генподряд (если это предусмотрено документацией, участник закупки вправе привлечь к выполнению работ третьих лиц для выполнения конкретных работ, к которым нет допуска у участника). Суды указывают, что такое поведение заказчика максимально расширяет круг участников закупки.

Учреждение провело конкурс на проектно-изыскательские работы. Победитель представил смету, в которой значится, в том числе, оборудование вентиляции с указанием производителя и марки оборудования. Может ли участник закупки включать в состав заявки указания на конкретные марки оборудования и производителей, и обязан ли заказчик отклонить такую заявку?

Наталья

Оснований для отклонения подобной заявки нет. Заявка на участие в электронном аукционе признается не соответствующей требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в случаях, предусмотренных ч. 4 ст. 67 (при рассмотрении первых частей заявок) и ч. 6 ст. 69 Закона № 44-ФЗ (при подведении итогов). К таким случаям относятся, в частности, непредставление предусмотренных Законом № 44-ФЗ документов и информации, а также предоставлении недостоверных и несоответствующих требованиям Закона № 44-ФЗ документов и информации, несоответствие участника аукциона установленным документацией требованиям и т. д. Этот перечень имеет закрытый характер, и установление иных оснований для отклонения заявки в документации об аукционе не допускается.

Статьей 66 Закона № 44-ФЗ не установлено такое требование к заявке при заключении контракта на выполнение работы или оказании услуги, как указание производителя и марки оборудования, используемого при выполнении работ. Иными словами, данная информация является дополнительной (необязательной). В то же время и запрета на указание такой информации не установлено.

Следовательно, указание в составе заявки на участие в аукционе достоверной информации о производителе, как и любой другой дополнительной информации, не может являться основанием для отклонения такой заявки.

В 2010 году мы стали победителем в конкурсе и заключили контракт на строительство мостового перехода со сроком действия до конца 2015 года при сроке окончания работ в июне 2014 года, на сумму более 4 млрд руб. В 2013-2014 годах финансирование заказчика отсутствовало, на 2015 год предполагается выделение соответствующих лимитов финансирования. Подрядчиком за счет собственных средств выполнены работы на сумму около 2 млрд руб., которые по условиям контракта из-за отсутствия лимитов заказчиком не были приняты. Изменения в контракт, касающиеся сроков окончания работ, внесены не были – заказчик посчитал, что не имеет права вносить такие изменения, однако в самом контракте возможность изменения его условий по соглашению сторон предусмотрена. Каким образом мы можем изменить срок окончания работ и иные существенные условия контракта (в том числе об оплате работ)?

Автор неизвестен

Данный контракт заключен в 2010 году, то есть в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2005 года № 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее – Закон № 94-ФЗ). Однако 1 января 2014 года этот закон утратил силу в связи с вступлением в действие Закона № 44-ФЗ. Согласно ч. 1 ст. 112 Закона № 44-ФЗ к отношениям, возникшим до дня вступления в силу указанного закона, он применяется в части прав и обязанностей, которые возникнут после дня его вступления в силу. Соответственно, к новым правам и обязанностям, возникающим после 2014 года, а к таковым относится и внесение изменений в условия контракта, будут применяться положения Закона № 44-ФЗ.

Статьей 95 Закона № 44-ФЗ предусмотрен перечень оснований, по которым допускается изменение существенных условий контракта.

Применительно к рассматриваемой ситуации можно предложить следующую последовательность действий. Пункты 2-4 ч. 1 ст. 95 Закона № 44-ФЗ позволяют изменять условия контракта в случае, если цена контракта, заключенного на определенный законом срок, составляет или превышает установленный Правительством РФ размер (постановление Правительства РФ от 19 декабря 2013 г. № 1186), а исполнение указанного контракта по независящим от сторон обстоятельствам без изменения его условий невозможно. Такое изменение условий контракта возможно только при наличии соответствующего решения:

  • Правительства РФ (если контракт был заключен для удовлетворения федеральных нужд);
  • высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации (если контракт был заключен для удовлетворения нужд субъекта РФ);
  • местной администрации (если контракт был заключен для удовлетворения муниципальных нужд).

То есть, изменить существенные условия действующего контракта и, в частности, продлить срок исполнения обязательств по нему так, чтобы срок оканчивался в 2016 и последующих годах, можно лишь после соответствующего решения уполномоченного органа государственной власти. Порядок получения такого решения на федеральном уровне в настоящее время не установлен, в то же время он может быть определен субъектом РФ или муниципальным образованием. Поэтому, если контракт был заключен для нужд субъекта РФ или муниципальных нужд, необходимо ознакомиться с нормативными правовыми актами, действующими в конкретном регионе или муниципальном образовании. При отсутствии таковых, а также в случае закупки для федеральных нужд, участнику, тем не менее, следует обратиться к заказчику с данной инициативой.

Если же речь идет об изменении существенных условий контракта, исполнение обязательств по которому заканчивается в 2015 году, то сделать это можно воспользовавшись положениями ч. 1.1. ст. 95 Закона 44-ФЗ и постановлением Правительства РФ от 6 марта 2015 года № 198. В 2015 году допускается изменение по соглашению сторон существенных условий заключенных контрактов, срок исполнения которых завершается в 2015 году. При этом заказчик в ходе исполнения контракта обеспечивает согласование с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) новых условий контракта. Конкретные правила изменения сроков оплаты работ (товаров, услуг) не установлены.

Учитывая изложенное, изменение сроков окончания работ в пределах 2015 года допускается по соглашению сторон. Изменение сроков окончания работ и иных существенных условий контракта за пределами 2015 года, а также порядка оплаты работ в контракте допускается, но на основании соответствующего решения государственного органа.

 

Остались вопросы? Ждем ваших писем на E-mail: editor@garant.ru.

Приглашаем обсудить вопросы применения Закона № 44-ФЗ на нашем форуме.

Документы по теме:

Новости по теме:

 

Материалы по теме: 

Госзакупки: антикризисные меры

Госзакупки: антикризисные меры
Запланированные Правительством РФ мероприятия в сфере государственных закупок позволят простимулировать импортозамещение, а поставщики в 2015 году смогут рассчитывать на ряд послаблений. 

Заявки на участие в закупке по 44-ФЗ: оцениваем по-новому!

Заявки на участие в закупке по 44-ФЗ: оцениваем по-новому!
В связи с вступлением в силу Закона № 44-ФЗ было принято множество подзаконных актов – в том числе новые правила оценки заявок участников закупки. Какова предельная значимость стоимостных критериев оценки? Можно ли разработать показатели для каждого критерия оценки и самостоятельно определить их вес? Допустимо ли установить необходимый заказчику предельный вес показателя в документации о проведении закупки? Об этом и многом другом узнайте из нашего материала. 

Новый закон о контрактной системе: оптимизация госзакупок

Новый закон о контрактной системе: оптимизация госзакупок
Президентом РФ был подписан Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд". Он вступит в силу с 1 января 2014 года, кроме отдельных положений, для которых предусмотрены более поздние сроки введения в действие. Он призван заменить Федеральный закон от 21 июля 2005 года № 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд", который вызывал множество нареканий со стороны участников процесса и контролирующий органов (в частности, множественные случаи представления нелегитимного обеспечения исполнения госконтрактов и масштабная коррупция, угрожающая не только бюджету, но и политической стабильности). 

Мнение:

Алексей Александров

Может ли заказчик продлить договор без конкурентных процедур?
Иногда возникают ситуации, когда автоматическая пролонгация договора, заключенного в соответствии с законодательством о закупках, не предусмотрена. Может ли заказчик заключить дополнительное соглашение о продлении договора без проведения конкурентных процедур, – в материале.

Алексей Александров ,
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ