Новости и аналитика Аналитические статьи Государственные закупки: отвечаем на злободневные вопросы наших читателей (часть 20)

Государственные закупки: отвечаем на злободневные вопросы наших читателей (часть 20)

Виктор Степанов

Виктор Степанов,
генеральный директор ООО "РТС-тендер"

Генеральный директор ООО "РТС-тендер" Виктор Степанов ответил на некоторые злободневные вопросы читателей портала ГАРАНТ.РУ.

По итогам проведенного аукциона наше учреждение заключило с подрядчиком контракт на выполнение работ по ремонту спортивного зала. Условиями контракта предусматривалось внесение денежного обеспечения исполнения обязательств. Подрядчик это условие выполнил. По окончании срока выполнения работ выяснилось, что они выполнены не в полном объеме, а подрядчик отказывается выполнять оставшиеся. Мы неоднократно направляли претензии в адрес подрядчика, а также предлагали подписать соглашение об удержании штрафа из суммы внесенного обеспечения исполнения контракта, однако ответа на наши письма так и не получили. Вправе ли мы удержать штраф, предусмотренный контрактом, из обеспечения контракта самостоятельно, без согласия подрядчика, или для этого мы должны получить решение суда?

МБОУ НГО "СОШ №10"

Закон № 44-ФЗ: отвечаем на вопросы читателей о новой системе закупок для государственных и муниципальных нужд:

Необходимо получить решение суда. В описанном случае имеет место ненадлежащее исполнение подрядчиком своих обязательств, выразившееся в просрочке исполнения. Следует различать неустойку, применяемую к нарушителю условий исполнения контракта (штраф, пени), и удержание внесенного подрядчиком обеспечения. Включение в контракт условия об ответственности в виде неустойки является обязательным, и в случае просрочки исполнения подрядчиком обязательств, предусмотренных контрактом, заказчик направляет нарушителю требование об уплате неустойки (штрафов, пеней) (ч. 4, ч. 6. ст. 34 Федерального закона от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"; далее – Закон № 44-ФЗ). Правила определения размера неустоек определяются ч. 5 и ч. 7 ст. 34 Закона № 44-ФЗ и постановлением Правительства РФ от 25 ноября 2013 г. № 1063.

Однако ни положениями Закона № 44-ФЗ, ни указанными правилами не регламентирован порядок наложения взыскания на предоставленное обеспечение. Каких-либо официальных разъяснений по этому вопросу тоже нет.

В описанной ситуации, учитывая, что подрядчик уклоняется от заключения соглашения об удержании штрафа, для взыскания неустойки следует обратиться в арбитражный суд. В отсутствие прямого законодательного регулирования то же можно посоветовать и для удержания обеспечения. Соблюдать в данном случае обязательный досудебный претензионный порядок законодательство не требует.

Обращаем внимание, что в 2015 году заказчик в случае исполнения контрагентом всех обязательств по контракту обязан предоставить отсрочку уплаты неустоек или списать их (ч. 6.1 ст. 34 Закона № 44-ФЗ, постановление Правительства РФ от 5 марта 2015 г. № 196).

По результатам аукциона, проведенного нашей организацией, определился подрядчик на выполнение ремонтных работ. В нарушение заключенного с ним контракта он выполнил только часть работ. Мы подали исковое заявление в арбитражный суд с требованием о возмещении штрафов и уплате пеней за уклонение от исполнения обязательств по контракту. Однако, на наш взгляд, мы тоже могли нарушить закон, не разместив на официальном сайте отчет об исполнении контракта (ч. 9 ст. 94 Закона № 44-ФЗ). Обязаны ли мы были разместить отчет об исполнении контракта полностью или исполнении его этапа (хотя выполнение обязательств по этапам контрактом не предусмотрено) при том, что обязательства подрядчиком полностью не выполнены и если да, то отразится ли это нарушение на решении суда?

Сергей Иванов

Неисполнение заказчиком обязанности по размещению отчета об исполнении контракта не может повлиять на решение арбитражного суда. Неисполнение такой обязанности не находится в причинно-следственной связи с ненадлежащим исполнением подрядчиком своих обязательств, носит организационный характер и не распространяется на гражданско-правовые отношения между заказчиком и подрядчиком по государственному контракту.

Кроме того, в связи с тем, что заказчик не расторг контракт в одностороннем порядке, а потребовал расторжения контракта и взыскания неустойки в арбитражном суде, обязанность по размещению отчета об исполнении контракта не нарушена. Такой отчет необходимо будет разместить лишь не позднее семи рабочих дней с даты вступления в законную силу решения арбитражного суда (подп. "в" п. 3 Положения о подготовке и размещении в единой информационной системе в сфере закупок отчета об исполнении государственного (муниципального) контракта и (или) о результатах отдельного этапа его исполнения).

Мы подали заявку на участие в закупке путем запроса котировок, однако заказчик отклонил ее, сославшись на то, что поданная заявка не соответствует установленным в извещении техническим требованиям. По мнению заказчика нарушение выразилось в том, что мы неправильно указали артикул, а значит, не указали технические параметры товара. Правомерны ли действия заказчика?

ИП Мешкова С.Г.

Да, но только если в извещении о запросе котировок была установлена обязанность участника закупки указывать в подаваемой заявке артикул закупаемого товара.

Напомню, артикул относится к характеристикам товара (Национальный стандарт РФ ГОСТ Р 51303-2013 "Торговля. Термины и определения"). Неправильное указание этой характеристики при условии установленного в извещении о запросе котировок требования является основанием для отклонения заказчиком заявки (ч. 7 ст. 78 Закона № 44-ФЗ).

В конце 2014 года мы утвердили и разместили на официальном сайте план-график закупок на 2015 год. При этом обоснование начальной максимальной цены по ряду запланированных закупок мы не провели и в план-график включили среднерыночные цены. Будет ли нарушением с нашей стороны, если мы осуществим обоснование начальной цены после даты утверждения плана-графика?

Да, в этой ситуации можно говорить о нарушении при составлении плана-графика и размещения его на официальном сайте.

Использование "среднерыночной" цены в плане-графике недопустимо. 23 мая 2015 года вступил в силу совместный приказ Минэкономразвития и Казначейства России от 31 марта 2015 г. № 182/7н "Об особенностях размещения в единой информационной системе или до ввода в эксплуатацию указанной системы на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг планов-графиков размещения заказов на 2015 - 2016 годы" (далее – Особенности). В соответствии с Особенностями в план-график включается, в частности, начальная (максимальная) цена контрактов, определенная заказчиком в соответствии с требованиями ст. 22 Закона № 44-ФЗ (ппп. "и" пп. 2 п. 5 Особенностей). Действующее законодательство предусматривает такой метод расчета начальной (максимальной) цены контракта, как метод сопоставления рыночных цен. Однако результат определения начальной (максимальной) цены контракта, должен быть оформлен документально (пп. 1.4 и 2.2.8 Методических рекомендаций по применению методов определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем). Невыполнение этого требования можно расценивать как размещение плана-графика с нарушением порядка определения начальной (максимальной) цены контрактов. Это может грозить штрафом в размере 15 тыс. руб. для должностных лиц и 50 тыс. руб. для юридических лиц (ч. 1.4 ст. 7.30 КоАП РФ).

МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ

Решение самых сложных вопросов по госзакупкам узнайте из ответов службы Правового консалтинга ГАРАНТ в разделе "Правовые консультации"

Одновременно необходимо обратить внимание на следующую позицию ФАС России. Антимонопольная служба полагает, что положения ч. 1.4 ст. 7.30 КоАП РФ, предусматривающей административную ответственность за нарушение должностным лицом заказчика порядка размещения планов-графиков, не применяются до вступления в силу положений Закона № 44-ФЗ, устанавливающих особенности использования планов-графиков, большая часть из которых вступает в силу с 1 января 2016 года (письмо от 9 апреля 2015 г. № АК/17162/15). То есть в данном случае событие административного правонарушения отсутствует, и к ответственности заказчика привлечь нельзя.

Добавлю, что подобные действия заказчика на практике могут быть расценены и как неразмещение необходимой информации (ч. 3 ст. 7.30 КоАП РФ) – имеется в виду обоснование начальной цены. А для этой ситуации ФАС России исключений из правил привлечения к ответственности не предусмотрела.

Вместе с тем, п. 6 Особенностей устанавливает, что внесение изменений в план-график, размещенный на официальном сайте, по каждому объекту закупки осуществляется по общему правилу не позднее чем за 10 дней до дня размещения на официальном сайте извещения об осуществлении закупки или направления приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя). Таким образом, заказчик не будет привлечен к ответственности, если в указанный срок обоснует начальную цену по установленным правилам и внесет соответствующие изменения в план-график.

На протяжении всего 2014 года мы использовали в качестве документа, подтверждающего исполнение обязательств по контракту, акт сверки (бухгалтерский документ, отражающий все взаиморасчеты между заказчиком и поставщиком). Нарушили ли мы при этом законодательство о контрактной системе и если да, то каким документом следует подтверждать исполнение контракта?

Анна Кожемякова

ФОРМА

Форма отчета об исполнении государственного (муниципального) контракта и (или) о результатах отдельного этапа его исполнения

Другие формы

Да, в данном случае может идти речь о нарушении законодательства о контрактной системе.

В качестве документов, подтверждающих исполнение обязательств по контракту, следует рассматривать документы, подтверждающие возникновение денежных обязательств. Однако Закон № 44-ФЗ не предусматривает перечня таких документов. Учитывая, что контрактная система имеет дело с бюджетными средствами, для определения подтверждающих документов нужно руководствоваться бюджетным законодательством.

В частности, к документам, подтверждающим возникновение денежных обязательств, могут относиться:

Акты сверки могут рассматриваться только вместе с указанными документами и не являются первичными учетными документами, поскольку финансовое состояние сторон при их составлении не изменяется (письмо ФНС России от 6 декабря 2010 г. № ШС-37-3/16955).

Подтверждение этому можно найти и в некоторых ведомственных актах. Например, приказом Роскосмоса от 15 октября 2012 г. № 214 "Об утверждении типовых форм государственных контрактов" предусмотрено, что подтверждающими актами являются счет-фактура и акты-приемки. Акты сверки направляются исполнителем заказчику уже после проведения оплаты и не используются в качестве основных для подтверждения исполнения обязательств. Таким образом, акты сверки могут использоваться только в качестве дополнительных доказательств исполнения обязательств.

Пункт 1 ч. 9 ст. 94 Закона № 44-ФЗ обязывает заказчика размещать в единой информационной системе отчет о результатах исполнения контракта, а ч. 10 указанной статьи предписывает прилагать к отчету документы о приемке таких результатов. Кроме того, при формировании отчета в единой информационной системе в соответствующих графах указываются наименование и реквизиты документа, подтверждающего исполнение обязательства поставщиком (подп. "в" п. 26 Положения о подготовке и размещении в единой информационной системе в сфере закупок отчета об исполнении государственного (муниципального) контракта и (или) о результатах отдельного этапа его исполнения). Кроме того, п. 10 указанного Положения также обязывает заказчика размещать в единой информационной системе подтверждающие исполнение контракта документы. Таким образом, можно говорить о возможной административной ответственности за несоблюдение обязанности по размещению указанных документов (ч. 3 ст. 7.30 КоАП РФ).

Одновременно, п. 10 ч. 2 ст. 103 Закона № 44-ФЗ предусматривает включение в реестр контрактов информации об исполнении контракта. За несоблюдение заказчиком обязанности о направлении сведений, подлежащих включению в реестр контрактов, также предусмотрена административная ответственность (ч. 2 ст. 7.31 КоАП РФ).

Наше муниципальное бюджетное учреждение занимает часть здания на основании договора безвозмездного пользования недвижимым имуществом. Само здание находится в оперативном управлении муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения (детский сад). В договоре прописано, что наша организация обязана компенсировать часть затрат по содержанию имущества и коммунальным платежам, понесенным детским садом. Подпадает ли компенсация затрат по содержанию имущества и коммунальным платежам под действие Закона № 44-ФЗ, и если да, то какими нормами нам следует руководствоваться чтобы возместить эти затраты?

Любовь Николаевна Подлиннова

ФОРМА

Примерная форма договора о компенсации расходов по оплате коммунальных и эксплуатационных услуг (по договору безвозмездного пользования)

Другие формы

Обязанность ссудополучателя нести расходы содержанию полученной в пользование вещи (в том числе по оплате коммунальных платежей) следует из ст. 695 ГК РФ (в том числе и в форме компенсации затрат собственника помещений). Одним из вариантов компенсации этих затрат является заключение с владельцем здания соглашения о возмещении коммунальных услуг. Такое соглашение не является договором поставки коммунальных услуг (электро-, теплоэнергии и других), поскольку владелец помещения не является поставщиком коммунальных услуг (п. 22 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 11 января 2002 г. № 66).

При этом возмещение владельцу расходов по содержанию имущества, переданного в безвозмездное пользование, основано непосредственно на гражданском законодательстве (ст. 695 ГК РФ). Заключение соглашения о возмещении затрат на оплату коммунальных услуг и иных услуг по содержанию здания направлено на создание условий для пользования переданным имуществом в соответствии с его назначением. Соглашение определяет порядок, в соответствии с которым будет производиться расчет сумм расходов, подлежащих возмещению пользователем помещения.

В то же время, владелец недвижимого имущества не поставляет товар, не выполняет работу и не оказывает пользователю какой-либо услуги. А обязанность по возмещению расходов владельца здания возникает у пользователя помещения перед конкретным лицом, то есть заказчик не может определить иное лицо в принципе.

Таким образом, заключение пользователем помещений соглашения о возмещении расходов с владельцем здания, непосредственно заключившим договоры с ресурсоснабжающими и обслуживающими организациями, не подпадает под действие Закона № 44-ФЗ.

Была объявлена закупка картриджей для принтеров разных моделей по 15 позициям, причем цена и количество картриджей по каждой из позиций различается. Заказчик предложил победителю аукциона перед заключением контракта увеличить количество поставляемых картриджей по ряду позиций. В соответствии с п. 18 ст. 34 Закона 44-ФЗ заказчик вправе по согласованию с победителем закупки увеличить количество поставляемого товара. При этом цена единицы товара не должна превышать цену единицы товара, определяемую как частное от деления предложенной цены контракта на количество товара, указанное в извещении. Как заказчику правильно рассчитать цену единицы товара для того, чтобы определить количество, на которое можно увеличить поставляемый объем?

Ирина Вороновская

Заказчик не вправе увеличивать количество поставляемых товаров в пределах одного лота только по некоторым позициям.

В соответствии с ч. 2 ст. 34 Закона № 44-ФЗ цена контракта является твердой, и следовательно, охватывает весь объем закупаемых товаров (работ, услуг). Цена контракта может формироваться на основе формулы только в случаях, определенных правительством (ч. 2 ст. 34 Закона № 44-ФЗ). К таким случаям относятся:

  • заключение контракта на предоставление услуг обязательного страхования, предусмотренного федеральным законом о соответствующем виде обязательного страхования;
  • заключение контракта на предоставление агентских услуг при условии установления в контракте зависимости размера вознаграждения агента от результата исполнения поручения принципала;
  • заключение контракта на предоставление услуг по оценке недвижимого имущества при условии установления в контракте пропорционального отношения размера вознаграждения оценщика к оценочной стоимости подлежащего оценке имущества (постановление Правительства РФ от 13 января 2014 г. № 19 "Об установлении случаев, в которых при заключении контракта в документации о закупке указываются формула цены и максимальное значение цены контракта").

Рассчитать цену контракта с переменным количеством закупаемых товаров одного вида без применения формулы невозможно – однако рассматриваемая ситуация не относится к установленным правительством случаям.

Следовательно, если по условиям закупки приобретается несколько видов товаров, стороны не вправе увеличить количество товаров только одного из видов, поскольку возникнет диспропорция количества товара в рамках общей цены контракта. Изменение количества товара и цены контракта, предусмотренное п. 18 ст. 34 Закона № 44-ФЗ, возможно только при одновременном равном изменении общего количества товара и общей стоимости контракта.

 

Остались вопросы? Ждем ваших писем на E-mail: editor@garant.ru.

Приглашаем обсудить вопросы применения Закона № 44-ФЗ на нашем форуме.

Источник: ГАРАНТ.РУ

Читать ГАРАНТ.РУ в и
Документы по теме:

Новости по теме:

Материалы по теме:

Госзакупки: антикризисные меры

Госзакупки: антикризисные меры
Запланированные Правительством РФ мероприятия в сфере государственных закупок позволят простимулировать импортозамещение, а поставщики в 2015 году смогут рассчитывать на ряд послаблений. 

Заявки на участие в закупке по 44-ФЗ: оцениваем по-новому!

Заявки на участие в закупке по 44-ФЗ: оцениваем по-новому!
В связи с вступлением в силу Закона № 44-ФЗ было принято множество подзаконных актов – в том числе новые правила оценки заявок участников закупки. Какова предельная значимость стоимостных критериев оценки? Можно ли разработать показатели для каждого критерия оценки и самостоятельно определить их вес? Допустимо ли установить необходимый заказчику предельный вес показателя в документации о проведении закупки? Об этом и многом другом узнайте из нашего материала. 

Новый закон о контрактной системе: оптимизация госзакупок

Новый закон о контрактной системе: оптимизация госзакупок
Президентом РФ был подписан Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд". Он вступит в силу с 1 января 2014 года, кроме отдельных положений, для которых предусмотрены более поздние сроки введения в действие. Он призван заменить Федеральный закон от 21 июля 2005 года № 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд", который вызывал множество нареканий со стороны участников процесса и контролирующий органов (в частности, множественные случаи представления нелегитимного обеспечения исполнения госконтрактов и масштабная коррупция, угрожающая не только бюджету, но и политической стабильности). 

Мнение:

Алексей Александров

Может ли заказчик продлить договор без конкурентных процедур?
Иногда возникают ситуации, когда автоматическая пролонгация договора, заключенного в соответствии с законодательством о закупках, не предусмотрена. Может ли заказчик заключить дополнительное соглашение о продлении договора без проведения конкурентных процедур, – в материале.

Алексей Александров ,
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ