Новости и аналитика Аналитические статьи План-график: отвечаем на злободневные вопросы наших читателей о госзакупках. Часть 17

План-график: отвечаем на злободневные вопросы наших читателей о госзакупках. Часть 17

Надежда Романенкова

Сергей Габестро,
генеральный директор ООО "Фабрикант.ру", омбудсмен по закупкам

В конце прошлого года в законодательство о госзакупках были внесены изменения, которые касаются, в том числе, и правил работы с планами-графиками (Федеральный закон от 31 декабря 2014 г. № 498-ФЗ). В связи с этим у заказчиков возникает масса вопросов, тем более что и не претерпевшие изменений нормы часто носят неоднозначный характер. Генеральный директор торгового портала Fabrikant.ru, омбудсмен по закупкам Сергей Габестро ответил на самые злободневные из них. 

Включаются ли командировочные расходы в план-график и план закупок?

Управление образования МО Кош-Агачского района

Закон № 44-ФЗ: отвечаем на вопросы читателей о новой системе закупок для государственных и муниципальных нужд:

Это зависит от того, каким именно образом оплачивается командировка сотрудника. Возмещение работникам в денежной форме командировочных расходов не является закупкой и, соответственно, не подлежит включению в план закупок и план-график, а также в реестр контрактов (п. 1 письма Минэкономразвития России и Минфина России от 5 августа 2014 г. №№ 18505-ЕЕ/Д28и/02-02-04/39043).

Однако в случае, если заказчик считает необходимым заключить контракт на оказание услуг, связанных с направлением работника в служебную командировку (например, в целях обеспечения проезда к месту служебной командировки и обратно, найма жилого помещения, транспортного обслуживания, обеспечения питания), то такой контракт подлежит заключению в соответствии с п. 26 ч. 1 ст. 93 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее – Закон № 44-ФЗ). Сведения об осуществлении такой закупки указываются в плане закупок, плане-графике, а также в реестре контрактов. На основании данного контракта услуги предоставляются работнику в натуральной форме (билет на проезд, размещение в гостинице и т. п.).

Должны ли учитываться в плане-графике на 2015 год закупки по контрактам, заключенным в 2014 году с условием поставки и оплаты товара в 2015 году?

Кривошеева Алла Аркадьевна

Закупки по контрактам, заключенным в 2014 году, должны быть отражены в плане-графике на 2014 год. При этом в столбце 8 плана-графика ("Количество (объем)") указывается количество товаров, работ, услуг, являющихся предметом контракта. В случае, если период осуществления закупки товаров превышает срок, на который утверждается план-график, в столбце 8 через символ "/" указывается количество товара, планируемого к поставке в текущем году (подп. "з" п. 2 ч. 5 Особенностей размещения на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг планов-графиков размещения заказов на 2014 и 2015 годы; далее – Особенности). При этом в столбце 9 ("Ориентировочная начальная (максимальная) цена контракта") через символ "/" также указывается размер выплат в текущем году исполнения контракта. 

МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ

Узнать, в план-график какого года необходимо вносить закупку, если электронный аукцион был проведен в 2014 году, а контракт заключен в 2015 году, а также получить разъяснения по другим интересующим вопросам можно из ответов экспертов службы Правового консалтинга ГАРАНТ.

Таким образом, план-график на 2014 год будет отражать выплаты, фактически осуществляемые в текущем году. При этом нет необходимости дублировать такую закупку в плане-графике на 2015 год.

При этом следует обратить внимание, что сумма средств по контрактам, заключенным в предыдущих финансовых годах, в части, подлежащей оплате в текущем финансовом году, будет входить в совокупный годовой объем закупок текущего финансового года (ч. 16 ст. 3 Закона № 44-ФЗ).

Можно ли указывать в плане-графике примерные суммы закупки с дальнейшей их корректировкой при определении поставщика?

Екатерина К.

Я полагаю, что можно, поскольку запрета на корректировку цены непосредственно перед определением поставщика Законом № 44-ФЗ не установлено. При этом не стоит забывать, что в случае изменения более чем на 10% стоимости планируемых к приобретению товаров, работ, услуг, выявленного в результате подготовки к размещению конкретного заказа, необходимо внести изменения в план-график. Такие изменения вносятся не позднее чем за 10 дней до дня размещения на официальном сайте извещения об осуществлении закупки (п. 6 Особенностей, примечание 15 Порядка размещения на официальном сайте планов-графиков размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков).

Как действовать в ситуации, когда на момент получения лимитов финансирования точно обосновать начальную максимальную цену контракта невозможно, а план-график нужно опубликовывать?

Костенко П.Ю.

В таком случае заказчик может указать ориентировочную начальную максимальную цену контракта, а перед проведением конкретной процедуры определения поставщика (подрядчика, исполнителя) установить ее заново по правилам ст. 22 Закона № 44-ФЗ. При этом в уже опубликованный план-график должны быть внесены соответствующие изменения.

Какие методы можно использовать при обосновании начальной максимальной цены контракта (сбор коммерческих предложений, использование каталогов товаров, анализ цен интернет-магазинов и т. д.) с целью внесения ее в план-график?

Иван Ларин

Обоснование начальной максимальной цены контракта заключается в выполнении расчета указанной цены с приложением справочной информации и документов либо с указанием их реквизитов. Для обоснования начальной максимальной цены контракта проводится исследование рынка, которое позволяет изучить общедоступные источники информации и выявить имеющиеся на рынке товары, работы, услуги.

Цена контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), определяется и обосновывается заказчиком посредством применения следующего метода или нескольких следующих методов:

  • метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка);
  • нормативный метод;
  • тарифный метод;
  • проектно-сметный метод;
  • затратный метод (ч. 1 ст. 22 Закона № 44-ФЗ).

При этом метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) является приоритетным для определения и обоснования начальной максимальной цены контракта. При использовании данного метода рекомендуется осуществить несколько следующих процедур для получения ценовой информации:

БЛАНКИ

План закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд

План-график размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков

Все бланки

Таким образом, возможно использование всех перечисленных Вами вариантов.

Можно ли проиндексировать на уровень инфляции начальную (максимальную) цену контракта в плане-графике на 2015 год по сравнению с ценами, по которым мы работали в 2014 году? Если да, то чем при этом следует руководствоваться и как указать индекс инфляции в плане-графике?

Ирина Осипенко

Да, можно, но только при обосновании заказчиком начальной (максимальной) цены контракта методом сопоставимых рыночных цен.

Напомню, начальная (максимальная) цена контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), определяется и обосновывается заказчиком посредством применения следующего метода или их совокупности:

  • метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка);
  • нормативный метод;
  • тарифный метод;
  • проектно-сметный метод;
  • затратный метод (ч. 1 ст. 22 Закона № 44-ФЗ).

При применении первого метода заказчик может использовать обоснованные им коэффициенты или индексы для пересчета цен товаров, работ, услуг с учетом различий в характеристиках товаров, коммерческих и (или) финансовых условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг (ч. 4 ст. 22 Закона № 44-ФЗ). А цены, установленные более шести месяцев назад, даже рекомендуется привести к текущему уровню (п. 3.14 Методических рекомендаций).

В п. 3.18 Методических рекомендаций указана формула для расчета коэффициента, который применяется при приведении цен прошлых периодов к текущему уровню цен. Данный коэффициент включает в себя и индекс потребительских цен.

Наше бюджетное учреждение в настоящее время проверяет Минфин России на соответствие нормам Закона № 44-ФЗ. 30 января 2015 года мы подписали план финансово-хозяйственной деятельности учреждения на 2015 год, в этот же день разместили план-график. Будет ли считаться нарушением размещение плана-графика на 2015 год после 31 декабря 2014 года? Если да, то какая ответственность за это предусмотрена?

Наталья Иванцова

Это зависит от даты принятия закона (решения) о бюджете. Планы-графики подлежат размещению на Едином портале госзакупок не позднее одного календарного месяца после принятия закона (решения) о бюджете (п. 2 Особенностей). При этом речь идет о бюджете, за счет средств которого финансируется исполнение обязательств по контракту. Например, учредителем бюджетного учреждения является г. Москва, в котором Закон "О бюджете города Москвы на 2015 год и плановый период 2016 и 2017 годов" был принят 19 ноября 2014 года. Соответственно, месячный срок для размещения плана-графика начнется для этого учреждения 20 ноября 2014 года, а закончится 20 декабря 2014 года. Однако учитывая, что 20 декабря 2014 года приходится на субботу, план-график этого учреждения должен быть опубликован не позднее 22 декабря 2014 года (ст. 191-193 ГК РФ).

Исключение составляют случаи осуществления закупок путем проведения запроса котировок в целях оказания гуманитарной помощи либо ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера – тогда план-график размещается на официальном сайте в день его утверждения (п. 7 Особенностей).

Размещение плана-графика с нарушением установленного законом срока может грозить штрафом в размере 15 тыс. руб. для должностных лиц и 50 тыс. руб. для юридических лиц (ч. 1.4 ст. 7.30 КоАП РФ).

 

Остались вопросы? Ждем ваших писем на E-mail: editor@garant.ru.

Приглашаем обсудить вопросы применения Закона № 44-ФЗ на нашем форуме.

Источник: ГАРАНТ.РУ

Читать ГАРАНТ.РУ в и
Документы по теме:

Новости по теме:

Материалы по теме:

Закон № 44-ФЗ: с чего начать работу

Закон № 44-ФЗ: с чего начать работу
О том, как работать с новым законом, рассказывают наши эксперты: генеральный директор ООО "Тендеры.ру" Кирилл Кузнецов и генеральный директор Центра поддержки госзакупок Олег Петряшев.

Заявки на участие в закупке по 44-ФЗ: оцениваем по-новому!

Заявки на участие в закупке по 44-ФЗ: оцениваем по-новому!
В связи с вступлением в силу Закона № 44-ФЗ было принято множество подзаконных актов – в том числе новые правила оценки заявок участников закупки. Какова предельная значимость стоимостных критериев оценки? Можно ли разработать показатели для каждого критерия оценки и самостоятельно определить их вес? Допустимо ли установить необходимый заказчику предельный вес показателя в документации о проведении закупки? Об этом и многом другом узнайте из нашего материала.

Закон о госзакупках плюс КоАП РФ: разъясняем нюансы привлечения к административной ответственности

Закон о госзакупках плюс КоАП РФ: разъясняем нюансы привлечения к административной ответственности
С 1 января 2014 года вступили в силу Закон № 44-ФЗ, а также изменения законодательства об административных правонарушениях в сфере госзакупок. ФАС России уточнило некоторые особенности применения мер административной ответственности за нарушения законодательства о государственных и муниципальных закупках.

Госзакупки и малый бизнес с 1 января 2014 года

Госзакупки и малый бизнес с 1 января 2014 года
С нового года изменится специфика осуществления государственных и муниципальных закупок у субъектов малого предпринимательства. Также с 1 января 2014 года Правительство РФ планирует установить особенности проведения закупок субъектов естественных монополий, госкорпораций и госкомпаний, причем не только у малого, но и у среднего бизнеса.

Госзакупки и малый бизнес с 1 января 2014 года

Новый закон о контрактной системе: оптимизация госзакупок
Президентом РФ был подписан Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд". Он вступит в силу с 1 января 2014 года, кроме отдельных положений, для которых предусмотрены более поздние сроки введения в действие. Он призван заменить Федеральный закон от 21 июля 2005 года № 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд", который вызывал множество нареканий со стороны участников процесса и контролирующий органов (в частности, множественные случаи представления нелегитимного обеспечения исполнения госконтрактов и масштабная коррупция, угрожающая не только бюджету, но и политической стабильности). 

Мнение:

Стецюк Александр

Три буквы в контрактной системе, или Не забудьте указать ИНН
Вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать документы и информацию об идентификационном номере налогоплательщика – так предусмотрено Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд". Однако отклонение заявок происходит довольно часто, по причине некачественной подготовки специалистов, и несовершенства юридической формулировки норм закона о госсзакупках. 

Александр Стецюк,
Начальник юридического отдела ЗАО "СФЕРА"

Ефимова Ольга

Госзаказ на трудящихся
Решение вопроса о том, будет ли применяться к сторонам трудового соглашения с физическими лицами Закон № 44-ФЗ или отношения между ними будут регулироваться трудовым законодательством, будет зависеть от того, какие отношения существуют между ними фактически: трудовые или гражданско-правовые. Для этого необходимо учитывать принципиальные отличия гражданско-правового договора от трудового.

Ефимова Ольга,
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ