Новости и аналитика Новости 26 важных нововведений в работе бухгалтера госсектора в 2023 году
Выбор редакции

26 важных нововведений в работе бухгалтера госсектора в 2023 году

26 важных нововведений в работе бухгалтера госсектора в 2023 году
© aleksandrbs / Фотобанк Фотодженика

Традиционно наступление нового года связано не только с приятными хлопотами, но и с изменениями в законодательстве. Вот и в 2023 году бухгалтеров бюджетной сферы ожидает целый ряд нововведений. Разбираться в изменившихся правилах работы приходится очень оперативно, ведь применять многие новшества нужно будет сразу после новогодних каникул. Чтобы не допускать ошибок и свести к минимуму риск возникновения претензий при проверках, необходимо быть в курсе всех изменений. Итак, в 2023 году нас ждут:


1. Новые федеральные стандарты бухучета

С 1 января 2023 года вступают в действие два новых федеральных стандарта бухгалтерского учета госфинансов. Сразу оговоримся: новые стандарты – не для всех. Уж очень они специфичны и узконаправлены.

Так Стандарт "Подходы к формированию показателей бухгалтерской (финансовой) отчетности сектора государственного управления и информации по статистике государственных финансов" станет применять только Федеральное казначейство при составлении и представлении в Минфин России отчета об исполнении консолидированного бюджета РФ.

А вот второй Стандарт – "Государственная (муниципальная) казна" – будет, если можно так сказать, более популярным. Его должны применять органы / учреждения, уполномоченные на управление и распоряжение имуществом, составляющим казну публично-правового образования. Стандарт определяет единые требования к бухгалтерскому учету активов, классифицируемых как нефинансовые активы имущества казны, и отражению их в отчетности.


2. Масштабные изменения в Инструкции № 157н

Минфин России разработал долгожданные изменения в Единый план счетов и Инструкцию № 157н по его применению. Вводятся новые счета:

  • счет счет 209 39 "Расчеты по доходам бюджета от возмещений государственным внебюджетным фондом расходов страхователя", анонсированный Минфином России еще год назад;
  • для учета биологических для учета биологических активов по Стандарту "Биологические активы",
  • для отражения операций по договору простого товарищества в соответствии со Стандартом "Совместная деятельность";
  • для учета обесценения нефинансовых активов, составляющих казну;
  • для отражения "капитальных" перечислений;
  • для учета расчетов по Единому налоговому платежу и Единому страховому тарифу, и др.

Кроме того, в Инструкции закрепят ряд специальных правил, регулирующих учет некоторых объектов и операций. В частности:

  • уточнен порядок работы со счетами 401 41 и 401 49;
  • оговорены особые условия учета задолженности на счетах 206 11 и 208 00;
  • установлена обязанность создания резерва предстоящих расходов и отложенных обязательств в том случае, если поступление товаров, работ, услуг и их приемка осуществляются в разные даты. Чуть ранее такие требования Минфин России довел системным письмом;
  • выбытие имущества с забалансового счета 21 в связи с его передачей в возмездное /безвозмездное пользование нужно с одновременным "поднятием" этих объектов на соответствующие балансовые счета, с которых уже передать основные средства в пользование.

В общем, поправок много, к тому же проект предполагает разный срок начала их применения: одни планируется реализовать уже в учете 2022 года, другие – с даты вступления изменений в силу, третьи – с 2023 года, причем некоторые из числа последних потребуют корректировки входящих остатков на 1 января 2023 года. Изменения пока находятся в статусе проекта, однако есть основания полагать, что к моменту их утверждения сроки вступления в силу все же будут скорректированы, и все новшества нужно будет применять с 1 января 2023 года.

Разумеется, соответствующие изменения в скором времени ждут и Инструкции, регулирующие ведение учета в казенных, бюджетных и автономных учреждениях. Так, уже подготовлен проект поправок в Инструкцию № 162н – о нем мы рассказывали в новостной ленте.


3. Новшества в порядке формирования бухгалтерской и бюджетной отчетности

Бухгалтерскую отчетность за 2022 год учреждениям всех типов предстоит сдавать по обновленным положениям Инструкций № 33н и № 191н. Несмотря на то, что приказы с изменениями в обе Инструкции еще не прошли регистрации в Минюсте России, в системных письмах по годовой отчетности Минфин России и Казначейство указывают на необходимость при формировании годового отчета-2022 руководствоваться в том числе этими изменениями.

В частности, поправками особые требования установлены для Справки по консолидируемым расчетам (ф. 0503125). А в Пояснительной записке (ф. 0503160, 0503760) необходимо будет раскрывать информацию об изменении входящих остатков на 01.01.2022 в связи с исправлением ошибок прошлых лет, выявленных учреждением самостоятельно. Это предполагает расшифровку соответствующих показателей, отраженных в Сведениях (ф. 0503173, 0503773), в разрезе причин, из-за которых допущена ошибка: несвоевременное поступление первичных учетных документов, несвоевременное отражение фактов хозяйственной жизни, неверное применение счетов бухгалтерского учета, и др.

Еще часть нововведений касается периодической и годовой отчетности 2023 года.

Так, со следующего года для АУ и БУ предусмотрен новый порядок формирования Справки по консолидируемым расчетам (ф. 0503725): с включением информации о безвозмездных передачах финансовых и нефинансовых активов и обязательств между казенными, бюджетными и автономными учреждениями, а также раскрытием отдельных показателей по субсидиям для консолидации расчетов с учредителем. Также с 2023 года показатели, формирующие консолидируемые расчеты, запланировано выделить отдельно в Справке по заключению учреждением счетов бухгалтерского учета отчетного финансового года (ф. 0503710). Аналогичные изменения коснутся и Справки (ф. 0503110).

Напомним также, что федеральные министерства и ведомства представляют консолидированную годовую, квартальную и месячную бюджетную отчетность и бухгалтерскую отчетность бюджетных и автономных учреждений в сроки, ежегодно устанавливаемые Казначейством. Ведомство подготовило соответствующий приказ от 22.08.2022 № 24н на 2023 год, и заметим, некоторые сроки изменились.


4. Изменения в применении КОСГУ, КВР и других КБК

4.1. В 2023 году Порядок применения КОСГУ № 209н будет действовать с учетом поправок, внесенных приказом Минфина России от 8 сентября 2022 № 137н. В изменениях много очень важных моментов, в частности:

  • новые правила отражения возмещений арендодателю расходов на "коммуналку" и связь,
  • наконец стало понятно, по какому КОСГУ платить оператору электронной площадки,
  • новый подход в применении КОСГУ для закупки питания, одежды и обуви для соцобеспечения детей-сирот,
  • исключена подстатья 461 для выбытия биологических активов, и др.

4.2. Со следующего года многое изменится также в части применения КВР и АнКВД. Летом 2022 года в силу вступил новый документ, который будет определять правила формирования и применения кодов бюджетной классификации начиная с бюджетов на 2023 год и плановый период, – приказ Минфина России от 24 мая 2022 г.  № 82н. С 2023 года он заменит собой действующий Порядок № 85н. Для федерального бюджета появился новый КВР 524 "Единые субсидии", а назначение КВР 246 расширено и на муниципальные информационные системы. Наглядно увидеть, что изменилось в части элементов вида расходов можно в Сопоставительной таблице изменений КВР-2022 и КВР-2023.

А осенью Минфин России подготовил серьезные поправки в Порядок № 82н. В частности, предусмотрено расширение назначения КВР 247, субсидии на соцзаказ "переедут" на другие КВР, а у биоактивов появится "свой" АнКВД.

В части применения разделов и подразделов с 2023 года также есть изменения. В частности, уточнено, что расходы по выплатам персоналу органов и казенных учреждений, не относящимся к публичным правовым обязательствам, осуществляются по тем же разделам и подразделам, по которым выделяются и расходуются средства бюджета на нужны органа / учреждения. Изменилось назначение некоторых подразделов. Так, расходы бюджетов на реализацию дополнительных образовательных программ спортивной подготовки, в этом году учитываемые по подразделу 0703 "Дополнительное образование детей", в следующем году предстоит отражать по 1103 "Спорт высших достижений". А расходы по организации отдыха детей переместились из подраздела 0707 "Молодежная политика" в 0709 "Другие вопросы в области образования".

4.3. Действующие Перечни кодов бюджетной классификации, утвержденные приказом Минфина России от 8 июня 2021 г. № 75н, не будут применяться при составлении и исполнении бюджетов на 2023 год (на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов). На следующий год и плановый период приказом Минфина от 17 мая 2022 г. уже утверждены новые перечни – по иронии судьбы тоже за № 75н. Как и прежде, большая их часть это коды направлений расходов целевых статей расходов федерального бюджета на достижение результатов федеральных проектов. Однако ряд перечней предназначен для применения на всех уровнях бюджета, в том числе региональными и муниципальными органами и учреждениями.


5. Переход на ЭДО и введение новых форм электронных первичных документов

5.1. Приказ № 61н предполагает поэтапный переход на применение электронных документов. На федеральном уровне органы и учреждения, передавшие полномочия по ведению бюджетного учета Казначейству, организовали работу с ЭДО уже с 2022 года. Кто-то воспользовался правом закрепить в учетной политике более ранний срок перехода на ЭДО и тоже начал работу с электронными документами в этом году. Но для остальных отсрочка, предоставленная Приказом № 61н, истекает, и с 1 января 2023 года все без исключения организации бюджетной сферы должны перейти на применение электронных первичных учетных документов и электронных регистров бухгалтерского учета и использовать электронный документооборот. Для работы с ЭДО нужно определить лиц, ответственных за формирование, подписание, согласование и утверждение электронных документов, и обеспечить их электронными подписями: простой (ЭП) и/или квалифицированной (ЭЦП) – в зависимости от полномочий работника.

5.2. В течение 2022 года в два этапа к Приказу № 61н были добавлены 12 новых унифицированных форм электронных первичных документов и 4 регистра бухгалтерского учета. Большая часть новых форм аналогичны тем, что давно закреплены в Приказе № 52н, как, например, Акт о приеме-передаче объектов нефинансовых активов, Накладная на внутреннее перемещение объектов нефинансовых активов, Требование-накладная, Акт о списании объектов нефинансовых активов (кроме транспортных средств), и др. Таким образом Минфин России реализует переход на ЭДО, и в конечном итоге со временем Приказ № 52н будет упразднен.


6. Новые правила оформления путевых листов

В продолжение темы ЭДО. С 2022 года все участники автомобильных грузоперевозок могут создавать и обмениваться перевозочными документами (транспортной накладной, сопроводительной ведомостью, заказом-нарядом) в электронной форме. Весной в Устав 12057005 автомобильного транспорта были внесены поправки, которые предусматривают, что к числу перевозочных документов, которые могут быть сформированы в электронном виде, помимо уже названных относятся также договор фрахтования, путевой лист, заказ и заявка грузоотправителя. Применяться электронные путевые листы начнут с 1 марта 2023 года.

С этой же даты вступят в силу и подготовленные Минтрансом России новые правила оформления путевых листов. Отчасти они повторяют положения действующего в настоящее время Порядка  № 368. Но все же много нового... Подробности – в новостном материале.


7. Обновленные требования к составлению и утверждению Плана ФХД

Летом Минфин России внес поправки в Требования № 186н к составлению и утверждению Плана ФХД государственных / муниципальных учреждений. Обновленную редакцию документа нужно применять при формировании Плана ФХД на 2023 год и плановый период.

Обратим внимание на основные нововведения:

  • если показатели поступлений в очередном финансовом году или в плановом периоде отклоняются более чем на 20% от показателей отчетного года, учреждению придется объяснить причины такого изменения.
  • в составе дебиторской задолженности прошлых лет, подлежащей отражению по кодам источников финансирования дефицитов бюджетов (КИФ). Такой задолженностью в числе прочего считаются также платежи, отклоненные банком в прошлом году и излишне уплаченные суммы налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов.

И еще один момент: при наличии в годовой отчетности бюджетного учреждения на последнюю отчетную дату просроченной "кредиторки", План ФХД или его изменения утвердить может только орган-учредитель. На автономные учреждения эта норма не распространяется. Чуть подробнее – здесь.

Скорректировали и правила формирования Плана ФХД федеральных БУ и АУ на 2023 год. Что нового – узнайте здесь.


8. Формирование бюджетных смет федеральных учреждений –
по новым правилам

Летом 2022 года для федеральных казенных учреждений Минфин России дополнительно к действовавшему на тот момент перечню форм обоснований / расчетов плановых сметных показателей утвердил еще 4 новых формы, которые нужно применять начиная с подготовки бюджетной сметы на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 гг.

В помощь федеральным КУ ведомство разработало Методические рекомендации, которые содержат подробный порядок формирования обоснований/расчетов, включая внутриформенные контрольные соотношения, для отдельных направлений расходов с учетом особенностей для учреждений, подведомственных разным федеральным органам.


9. Внедрение механизма Единого налогового счета и Единого налогового платежа

С 1 января 2023 года обязательным для всех организаций является Единый налоговый платеж (ЕНП) – новый способ расчета с налоговыми органами. Механизм единого налогового платежа позволит уплачивать обязательные платежи на один счет бюджета без уточнения вида платежа, срока его уплаты, принадлежности к уровню бюджета. Распределением денежных средств в счет уплаты причитающихся налоговых платежей будет заниматься налоговый орган. Подчеркнем: ЕНП – это не новый вид налога, а именно способ уплаты.

В рамках Единого налогового счета (ЕНС) для каждого налогоплательщика будут консолидироваться в единое сальдо расчетов с бюджетом все подлежащие уплате и уплаченные с использованием ЕНП налоги, взносы, сборы. То есть Единый налоговый платеж, учтенный налоговой на Едином налоговом счете, в понимании бухгалтера – это финансовый актив, "кошелек", в котором денежные средства учреждения хранятся до принятия налоговым органом соответствующих решений о признании исполненной учреждением обязанности по уплате налогов /взносов на основании представленных учреждением деклараций, расчетов, уведомлений и пр.

Таким образом, уже в январе следующего года организациям бюджетной сферы отражать расчеты с бюджетом по новым правилам. В этой связи Минфин России в рамках подготовленных изменений в Инструкцию № 157н запланировал и введение нового бухгалтерского счета 303 14 "Расчеты по единому налоговому платежу". Кроме того, не исключено, что входящие остатки на 1 января 2023 года, касающиеся расчетов по налогам и страховым взносам, придется уточнить. Необходимо также провести подготовительные процедуры для максимально безболезненного перехода на новые правила, а также уточнить некоторые положения учетной политики на следующий год.


10. Объединение ПФР и ФСС. Единый тариф страховых взносов.
Новая отчетность. Отмена справок о зарплате

10.1. С 1 января 2023 г. ПФР и ФСС России прекратят свое существование и вместо указанных государственных внебюджетных фондов появится единый Фонд пенсионного и социального страхования РФ (он же – Социальный фонд России, СФР). В связи с созданием нового Социального фонда России и переходом на уплату страховых взносов в составе Единого налогового платежа вместо отдельных тарифов страховых взносов на обязательное пенсионное, медицинское и социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством с 2023 года вводится Единый тариф страховых взносов (Единый страховой тариф, ЕСТ). Для него в Едином плане счетов и в Инструкции № 157н появится  новый счет 303 15 "Расчеты по единому страховому тарифу".

10.2. Новые подходы к начислению и уплате страховых взносов, а также объединение фондов предполагают появление новой отчетности. За отчетные периоды начиная с 01.01.2023 в Социальный фонд России будет представляться Единая форма сведений, которая будет включать информацию, представляемую ранее, а также сведения о начисленных страховых взносах на обязательное социальное страхование от НС и ПЗ, передаваемых сейчас по форме 4-ФСС. И такая форма уже есть: на днях ПФР утвердил единую форму ЕФС-1 и порядок ее заполнения.

10.3. В связи с объединением ФСС и ПФР с 1 января 2023 года Закона № 27-ФЗ об индивидуальном / персонифицированном учете в числе прочего он дополнен нормой, обязывающей государственные и муниципальные учреждения сдавать новый отчет. В целях мониторинга системы оплаты труда работников бюджетной сферы учреждениям предстоит ежемесячно раскрывать сведения о размере выплат, входящих в состав заработной платы. Но сдавать такой отчет будут не все учреждения, а только включенные в утвержденный Минтрудом России перечень видов деятельности. В него вошли позиции, по сути, являющиеся работами и услугами подавляющего большинства учреждений, по разделам:

  • образование и наука,
  • здравоохранение,
  • социальные услуги,
  • культура, искусство и кинематография.

10.4. В связи с объединением ПФР и ФСС В обновленной редакции Закона № 255-ФЗ об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством исключена обязанность страхователя выдавать справку о зарплате. Напомним, справка с места работы у другого страхователя о сумме заработка за два календарных года была нужна для назначения и выплаты пособий по больничным. Упоминание о справке исключено и из других норм Закона № 255-ФЗ. С 2023 года такая передача сведений от работодателя к работодателю не требуется, поскольку все данные о зарплате будут аккумулироваться в СФР. Форма справки и порядок ее выдачи признаны утратившими силу с 1 января 2023 года.


11. Главные налоговые новшества

Помимо упомянутых изменений, в 2022 году снова принято много законов, вносящих поправки в налоговое законодательство. Основные новации по налогам и взносам, вступающие в силу в 2023 году, которые нельзя пропустить бухгалтеру бюджетной сферы, представлены в материале "Годовой налоговый отчет 2022 для бюджетной сферы" и обзоре изменений налогового законодательства.


12. Особенности исполнения бюджетов – 2023

12.1. Внесены изменения в Бюджетный кодекс и отдельные законодательные акты, устанавливающие особенности исполнения бюджетов 2023 года. Например, на постоянной основе сохранена возможность при завершении текущего финансового года не возвращать привлеченные на единые счета бюджетов "высокодотационных" регионов средства бюджетных и автономных учреждений. О других нововведениях для администраторов доходов бюджетов читайте здесь.

12.2. В Положение № 1496 о мерах по обеспечению исполнения федерального бюджета внесены нормы, оговаривающие особенности расходования федеральных средств в 2023 году. В частности, сокращен период завершения расчетов по контрактам, подлежащим оплате в 2023 году, законтрактовать бюджетные обязательства тоже нужно будет в более сжатые сроки. В соглашения о предоставлении в 2023 году субсидий на иные цели и на капвложения федеральным бюджетным и автономным учреждениям органы-учредители обязаны включить особое условие. Подробности – здесь.


13. Федеральным АУ запрещено зачислять средства на банковские счета

Соответствующее требование установлено для федеральных автономных учреждений как в отношении средств субсидий на госзадание и на иные цели (КФО 4 и 5), так и в отношении собственных средств (КФО 2). В 2023 году все операции со средствами федеральных АУ осуществляются исключительно через лицевые счета, открытые в территориальных органах Казначейства.

Остатки средств федеральных АУ на счетах в кредитных организация, образовавшиеся по состоянию на 1 января 2023, подлежат перечислению на лицевые счета в ТОФК не позднее 1 февраля 2023 года.


14. Новый размер МРОТ и зависящие от него выплаты

14.1. С 1 января 2023 года МРОТ составит 16 242 рубля, что на 966 рублей (или 5,9%) больше действующего с 1 июня 2022 размера – 15 279 рублей.

Напомним, что согласно ст. 133 ТК РФ месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда / трудовые обязанности, не может быть ниже МРОТ. Величина МРОТ в отдельных случаях может повлиять и на размер пособий по социальному страхованию.

Кроме того на ближайшие два года изменятся правила расчета МРОТ. Подробности – здесь.

14.2. С 1 марта 2023 года в Трудовом кодексе закрепили гарантированный минимум оплаты труда творческих работников, когда они не участвуют в создании произведений или не выступают, – на уровне не менее тарифной ставки, оклада творческого работника с доплатами и надбавками компенсационного характера, но не ниже МРОТ.


15. Новая форма Отчета о результатах деятельности учреждения

Скорректирован Порядок № 171н составления и утверждения Отчета о результатах деятельности государственного / муниципального учреждения и об использовании закрепленного за ним имущества. Учреждения еще не сдавали Отчет в соответствии с Порядком  № 171н – он был утвержден год назад и вступит в силу с 1 января 2023 г. Применять его нужно начиная с представления Отчета за 2022 год.

Внесенными изменениями расширен состав показателей, которые необходимо раскрыть в Отчете. Кроме того, Порядок № 171н теперь включает и примерную форму самого Отчета – в предыдущей редакции ее не было, предусматривались лишь формы для входящих в Отчет сведений. Больше деталей – здесь.


16. Оплата больничных лицам, работающим по договору ГПХ

С 1 января 2023 года обязательному социальному страхованию (ОСС) на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством будут подлежать в том числе лица, работающие по договорам ГПХ (за исключением самозанятых). Страховое обеспечение смогут получать граждане, которые выполняют работы или оказывают услуги по гражданско-правовым договорам, договорам авторского заказа, а также авторы произведений, получающие выплаты по договорам об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательским лицензионным договорам, лицензионным договорам о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства.

Право на пособие по ОСС возникает у заключивших ГПД граждан, у которых за прошлый календарный год есть страховые отчисления не менее суммы взносов с МРОТ (в 2022 году – 4833,72 рубля). При этом учитываются и взносы, которые уплачивались с трудовых договоров.

Процедура начисления пособий для граждан, занятых по ГПД, будет такой же простой, как и для работающих по трудовым договорам. СФР будет перечислять выплаты по больничным напрямую гражданину на основании электронного больничного. Минимальные и максимальные размеры пособий как для занятых по гражданско-правовым, так и для работающих по трудовым договорам граждан – одинаковые.

Порядок расчета пособия – такой же, как и по трудовым договорам. Для определения размера пособия используется средний заработок, с которого уплачивались страховые взносы, за предыдущие 2 календарных года. Если среднемесячный заработок за этот период ниже МРОТ, то пособия будут начисляться исходя из МРОТ, который действует на момент назначения выплаты.


17. Новый бланк трудовой книжки и порядок обеспечения ими работодателей

С 1 января 2023 года вводятся трудовые книжки нового образца. Минфин России установил порядок изготовления бланков трудовых книжек и обеспечения ими работодателей. Теперь бланки трудовых книжек можно будет купить только у специальных распространителей и только по договору. Подробнее – здесь.


18. Новшества по закупкам, имеющие значение для бухгалтера

18.1. В конце ноября этого года Минфин России инициировал приостановление до 31 декабря 2023 года действие отдельных норм Правил предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ и Положения № 1496 о мерах по обеспечению исполнения федерального бюджета, ограничивающих размер авансов до 30% либо вовсе не допускающих авансирования. Предлагается предоставить получателям средств федерального бюджета временное право предусматривать в 2023 году в контрактах на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг условие о выплате авансового платежа, подлежащего казначейскому сопровождению, в размере от 50 до 90% от суммы контракта. Разумеется, сумма будет ограничена объемом годовых ЛБО на такие закупки. Поправки пока находятся в стадии проекта; о подписании Правительством РФ соответствующего Постановления мы сообщим в новостной ленте.

18.2. Скорректированы отдельные положения Правил ведения реестра контрактов. Согласно новой норме при формировании документа о приемке цена за единицу товара, работы, услуги округляется до 11 цифр после запятой. В то же время стоимость исполненных обязательств, сумма налога (при наличии) округляются по математическим правилам округления до 2 цифр после запятой. При этом погрешность округления может быть учтена в размере общей стоимости исполненных контрагентом обязательств при формировании документа о приемке, являющегося последним документом о приемке товара, работы, услуги, при условии непревышения цены контракта, ориентировочного значения цены контракта, максимального значения цены контракта.


19. Изменения в амортизационных группах для некоторых объектов

На сегодняшний день Классификация относит мусоровозы к пятой амортизационной группе – имущество со сроком полезного использования свыше 7 лет до 10 лет включительно. Однако на практике этот срок зачастую не соответствует реальным срокам полезного использования данных основных средств.

В этой связи Минэкономразвития внес изменения в Классификацию, предусматривающие с 1 января 2023 года перенос мусоровозов из пятой в четвертую амортизационную группу, что сократит максимальный срок полезного использования данных основных средств с 10 до 7 лет.

Нужно ли в этой связи менять норму амортизации по ранее принятым к учету мусоровозам? Ответ – здесь.


20. Увеличение предельной стоимости найма жилья для госслужащих

Закон № 79-ФЗ о государственной гражданской службе гарантирует гражданским служащим, назначенным в порядке ротации на должность государственной гражданской службы в госорган, расположенный в другой местности, обеспечение их служебными жилыми помещениями, а при отсутствии по такой возможности – возмещение расходов на наем (поднаем) жилья. Минтруд России утвердил предельную стоимость найма помещения на 2023 год, и практически во всех регионах она выше прошлогодней.


21. Подтверждение факта уничтожения документов с персональными данными

С 1 марта 2023 года факт уничтожения документов с персональными данными нужно подтвердить. Подтверждающим документом будет являться Акт об уничтожении в электронной или бумажной форме – в зависимости от того, осуществляется обработка персональных данных с использованием средств автоматизации или без таковых. При автоматизированной обработке персональных данных подтверждать уничтожение будет электронный Акт вместе с выгрузкой из журнала регистрации событий.


22. Оплатить проезд вахтовиков к месту работы – обязанность работодателя

В Трудовом кодексе с 1 марта 2023 года закрепили обязанность работодателя оплачивать проезд вахтовиков от места нахождения работодателя или пункта сбора до места выполнения работы и обратно.


23. В бланке строгой отчетности "Кинобилет" – новый реквизит

В связи с тем, что программа "Пушкинская карта" с этого года распространяется в том числе на показ кинофильмов, в новом бланке кинобилета появился соответствующий реквизит: если бланк выдается посетителю, оплатившему вход на кинопоказ указанной картой, то в бланке должно быть указано "В рамках программы "ПУШКИНСКАЯ КАРТА". Обновленная форма бланка начнет применяться с 1 марта 2023 г.


24. Новые правила учета бюджетных и денежных обязательств федеральных ПБС

Внесены изменения в Порядок № 258н учета в органах Казначейства бюджетных и денежных обязательств получателей средств федерального бюджета. Часть внесенных поправок будет применяться с июля 2023 года, а часть – только в 2024 году. В частности, для федеральных ПБС с 1 июля 2023 года изменены сроки представления в отдельных случаях в Казначейство Сведений о принимаемых бюджетных обязательствах. А еще важное нововведение: федеральные заказчики должны будут формировать сведения о бюджетных и денежных обязательствах, а также платежные документы с использованием ЕИС. Подробности – в новостных материалах от 7 и 8 декабря.


25. Дополнительный отпуск для родителей детей-инвалидов

Согласно действующей редакции ст. 262 ТК РФ одному из родителей для ухода за детьми-инвалидами по его письменному заявлению предоставляются 4 дополнительных оплачиваемых выходных дня в месяц, которые могут быть использованы одним из указанных лиц либо разделены ими между собой по их усмотрению. Оплата каждого дополнительного выходного дня производится в размере среднего заработка. Порядок предоставления указанных дополнительных оплачиваемых выходных дней устанавливается Правительством РФ.

В приведенную норму внесены изменения. С 1 сентября 2023 года установлена возможность использовать до 24 дополнительных оплачиваемых выходных дней подряд в пределах общего количества неиспользованных дополнительных оплачиваемых выходных дней, право на получение которых имеет один из родителей в данном календарном году.


26. Новые правила и нормы выдачи СИЗ

С 1 сентября 2023 года Минтруд России установил:

  • единые типовые нормы выдачи средств индивидуальной защиты (СИЗ) исходя из профессий, должностей, в зависимости от идентифицированных опасностей;
  • единые типовые нормы выдачи дерматологических СИЗ и смывающих средств.

Новые правила определяют, в частности:

  • права и обязанности работодателя в обеспечении персонала СИЗ;
  • обязанности сотрудников по их применению;
  • порядок выдачи, замены, эксплуатации и хранения СИЗ.

Действующие сейчас Межотраслевые правила обеспечения работников специальными одеждой, обувью и другими СИЗ с 2023 года утрачивают силу.

Подробнее – в нашем материале.

Обратите внимание: до конца декабря и даже в январе могут появиться и другие новшества, вступающие в силу в следующем году. Обзор будет дополняться по мере их принятия. Следите за обновлениями!

Документы по теме:

Бюджетный кодекс Российской Федерации

Читайте также:

Казначейство России напоминает: для федеральных ПБС истекает срок принятия бюджетных обязательств

Казначейство России напоминает: для федеральных ПБС истекает срок принятия бюджетных обязательств

До 1 декабря 2022 года необходимо принять бюджетные обязательства по контрактам, предусматривающим сроки оплаты товаров, работ, услуг или выплаты аванса, превышающие один месяц после указанной даты.

Самые заметные новости сентября для бухгалтера бюджетной сферы

Самые заметные новости сентября для бухгалтера бюджетной сферы

Наша традиционная подборка важных изменений прошедшего месяца, большинство из которых ориентированы на 2021 год.

КБК для доходов от некоторых операций с земельными участками

КБК для доходов от некоторых операций с земельными участками

Речь идет про использование земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без его предоставления и без установления сервитута.

Опубликованы новые КБК на 2021 год

Опубликованы новые КБК на 2021 год

Они применяются при составлении и исполнении бюджетов на 2021 год и на плановый период 2022-2023 годов.