Постановление Правительства Российской Федерации от 26 апреля 2025 г. N 563 "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 22 января 2024 г. N 41"
О реализации финансовых контрсанкций.
ФНС, Роскомнадзор и Федеральная пробирная палата контролируют реализацию финансовых контрсанкций организациями, совершающими операции с денежными средствами и иным имуществом.
Закреплено, что указанные организации представляют информацию о реализации контрсанкций названным органам по установленным ими правилам для дальнейшей передачи в агрегированном виде в Минфин.
Постановление Правительства Российской Федерации от 17 апреля 2025 г. N 508 "Об утверждении Положения о государственной информационной системе в сфере оборота оружия, в сфере частной охранной и частной детективной деятельности, в сфере вневедомственной охраны, в сфере федерального государственного контроля (надзора) за обеспечением безопасности объектов топливно-энергетического комплекса, за деятельностью подразделений охраны юридических лиц с особыми уставными задачами и подразделений ведомственной охраны"
Кабмин определил функционал ГИС в сфере оборота оружия, охранной и детективной деятельности.
В России решено создать ГИС в сфере:
- оборота оружия;
- частной охранной и детективной деятельности;
- вневедомственной охраны;
- федерального госконтроля (надзора) за обеспечением безопасности объектов ТЭК, за деятельностью подразделений охраны юрлиц с особыми уставными задачами и подразделений ведомственной охраны.
Определены функционал ГИС, правила пользования ею, поставщики информации, перечень вносимых сведений и др.
Система базируется на единой цифровой платформе "ГосТех".
Постановление Правительства Российской Федерации от 22 апреля 2025 г. N 526 "О мерах противопожарного обустройства лесов"
Пересмотрен перечень мер противопожарного обустройства лесов.
В рамках механизма "регуляторной гильотины" Правительство обновило перечень дополнительных мер противопожарного обустройства лесов. Помимо ранее предусмотренных, включены также прочистка противопожарных разрывов и их обновление.
Новый перечень будет действовать до 1 сентября 2031 г.
Постановление вступает в силу с 1 сентября 2025 г.
Постановление Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2025 г. N 540 "Об особенностях порядка исчисления средней заработной платы"
Обновлен порядок расчета среднего заработка.
Правительство утвердило новое положение об особенностях исчисления средней зарплаты. Документ будет действовать до 1 сентября 2031 г.
В частности, установлен порядок определения среднего месячного заработка для расчета выходного пособия. Для этого нужно средний дневной заработок умножить на среднее количество рабочих дней, приходящихся на один месяц в году.
Для работника с суммированным учетом рабочего времени средний месячный заработок для расчета выходного пособия определяется путем умножения среднего часового заработка на среднее количество рабочих часов, приходящихся на один месяц в году. Среднее количество рабочих часов, приходящихся на один месяц в году, рассчитывается путем деления количества рабочих часов в году, рассчитанного в соответствии с установленной для соответствующего работника продолжительностью рабочего времени, на 12.
Прежний порядок исчисления средней зарплаты признан утратившим силу.
Постановление вступает в силу с 1 сентября 2025 г.
Постановление Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2025 г. N 543 "О случаях допустимости соглашений между хозяйствующими субъектами"
Пересмотрены условия допустимости соглашений, приводящих к ограничению конкуренции.
Соглашения между хозяйствующими субъектами, приводящие к ограничению конкуренции, запрещены. Но при определенных условиях они могут быть признаны допустимыми.
Решено пересмотреть условия допустимости соглашений между покупателями и продавцами, а также между хозяйствующими субъектами о совместных научных исследованиях и совместном использовании полученных научных и (или) научно-технических результатов (общие исключения).
Соглашения, не соответствующие общим исключениям, могут быть признаны антимонопольным органом допустимыми, если они соответствуют условиям, определенным Законом о защите конкуренции.
Прежние общие исключения утратят силу.
Постановление вступает в силу с 1 сентября 2025 г. Общие исключения действуют до 1 сентября 2031 г.
Постановление Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2025 г. N 538 "Об утверждении перечня случаев формирования составов персональных данных, полученных в результате обезличивания персональных данных, сгруппированных по определенному признаку, при условии, что последующая обработка таких данных не позволит определить принадлежность таких данных конкретному субъекту персональных данных"
Установлены случаи формирования составов обезличенных персональных данных.
В определенных случаях Минцифры может формировать составы обезличенных персональных данных, сгруппированные по определенному признаку, если последующая обработка таких данных не позволит определить их принадлежность. Это можно делать для определения количества абонентов при возникновении ЧС, противодействии терроризму, введении чрезвычайного положения и карантина, а также проведении исследований в сфере туризма, в экономической и социальной сферах для реализации миграционной политики и прогнозирования санитарно-эпидемиологической обстановки.
Постановление вступает в силу с 1 сентября 2025 г.
Постановление Правительства Российской Федерации от 23 апреля 2025 г. N 530 "Об особенностях неприменения ответственности к отдельным налогоплательщикам в 2025 году"
УСН: Правительство ввело мораторий на штраф за непредставление в срок первой декларации по НДС.
К плательщикам УСН не применяется ответственность за непредставление в срок декларации по НДС за период, дата начала которого приходится на 2025 г. и в котором такое лицо впервые стало исполнять обязанности по исчислению и уплате НДС.
Постановление вступает в силу со дня опубликования и распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2025 г.
Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 17 марта 2025 г. N 129н "О внесении изменений в приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 9 февраля 2016 г. N 80н "Об утверждении порядка ведения государственного реестра лекарственных средств для медицинского применения"
Реестр лекарств будут вести по уточненным правилам.
Скорректированы правила ведения реестра лекарств.
Уточнен состав размещаемых в реестре сведений. С 2026 г. заявления об отмене регистрации препарата и об исключении из реестра фармацевтической субстанции, произведенной для реализации, будут подаваться через портал госуслуг.
Зарегистрировано в Минюсте России 24 апреля 2025 г. Регистрационный № 81959.
Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 1 (2025) (утв. Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 25 апреля 2025 г.)
ВС представил первый обзор судебной практики в 2025 году.
ВС обобщил правовые позиции по спорам, возникающим из договорных, наследственных, земельных, семейных, трудовых, пенсионных и социальных отношений.
Акционер вправе требовать выкупа акций с момента одобрения крупной сделки, а не ее заключения.
Правообладатель по договору коммерческой концессии отвечает перед пользователем за неисполнение обязанности по госрегистрации предоставления ему исключительных прав на объекты интеллектуальной собственности.
Кредитный договор, заключенный от имени клиента путем его обмана или в результате иных неправомерных действий третьих лиц с использованием мобильного приложения банка, является ничтожным.
Согласие супруга на продажу общей недвижимости не исключает обязанности другого супруга после прекращения семейных отношений передать половину денег бывшему супругу.
Право на получение специальной ковидной выплаты в связи со смертью медработника от COVID-19 возникает не только при его непосредственной работе с ковидными пациентами, но и при работе с биоматериалами таких пациентов в лаборатории.
Сделку хозобщества можно оспорить как крупную, если она привела/могла привести к невозможности ведения какой-либо самостоятельной деятельности.
В устав ООО нельзя включать запрет на вхождение в общество супруга (бывшего супруга) участника в период раздела общего имущества супругов.
РСО вправе применить расчетный способ определения объема поставленного ресурса из-за отсутствия пломбы на узле учета, если она докажет, что ставила пломбу.
Аффидевит сам по себе не подтверждает право на произведение, поскольку в нем не раскрыты автор и обстоятельства перехода исключительного права.
Право пользования недрами ИП не переходит к наследникам.
Мораторий на банкротство не освобождает от налоговой ответственности.
Роялти включаются в таможенную стоимость товаров.
Обзор судебной практики, связанной с привлечением к административной ответственности за нарушения антимонопольного законодательства (утв. Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 25 апреля 2025 г.)
ВС обобщил судебную практику, связанную с нарушением антимонопольного законодательства.
Представлен Обзор судебной практики, связанной с привлечением к административной ответственности за нарушения антимонопольного законодательства. Рассмотрены вопросы квалификации отдельных правонарушений, производства по делам, исчисления срока давности привлечения к ответственности, расчета штрафов.
Предусмотренный договором срок подключения к электросетям может быть продлен, но не должен превышать срока, императивно установленного правилами техприсоединения. Несоблюдение этого правила влечет административную ответственность как за нарушение правил недискриминационного доступа, порядка подключения. При этом нарушение срока не является длящимся правонарушением.
Выдача органом местного самоуправления бюджетному учреждению муниципального задания на выполнение собственными силами работ в сфере дорожной деятельности в отношении автодорог местного значения без конкурсных процедур может привести к ограничению конкуренции.
Неправомерное составление сетевой организацией акта безучетного потребления электроэнергии само по себе не свидетельствует о злоупотреблении ею своим доминирующим положением на товарном рынке и не влечет ответственности.
Искусственное дробление заказчиком единой сделки для непроведения конкурентных торговых процедур может являться нарушением законодательства о контрактной системе. Однако это не свидетельствует о наличии между сторонами антиконкурентного соглашения.
При пересмотре комиссией антимонопольного органа в связи с новыми и (или) вновь открывшимися обстоятельствами ранее принятого решения течение срока давности начинается с момента вступления в законную силу нового решения.
Ряд статей КоАП РФ предусматривает оборотные штрафы. Для расчета их размера необходимо учитывать, что моментом выявления правонарушения является дата издания приказа о возбуждении дела по признакам нарушения антимонопольного законодательства либо дата принятия комиссией антимонопольного органа определения о выявлении иного нарушения, но не дата принятия решения по итогам рассмотрения такого дела.
Обзор судебной практики разрешения споров о несостоятельности (банкротстве) за 2024 год (утв. Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 25 апреля 2025 г.)
ВС обобщил судебную практику по делам о банкротстве.
Судебной практикой выработаны важнейшие правовые позиции по делам о банкротстве.
Требования кредитора о возврате компенсационного финансирования не понижают в очереди, если у него нет бенефициарного интереса в извлечении прибыли из деятельности должника.
При уступке кредитором требования к контролирующему лицу передается и требование к нему же как к поручителю по одному и тому же долгу, даже при отсутствии условия о такой передаче в договоре цессии. Изолированная уступка солидарных требований может привести к двойному исполнению, что недопустимо.
Требование об уплате НДС, восстановленного в результате реализации на торгах конкурсной массы, относится к третьей очереди, если налог принят к вычету до возбуждения дела о банкротстве.
Имущественные налоги относят к расходам на содержание залогового имущества банкрота только за период, когда кредитор уже может обратить взыскание на предмет залога.
При оспаривании платежей банкрота, входящего в группу лиц, нужно учитывать все финансовые операции группы комплексно. Один исходящий платеж при наличии входящих не свидетельствует о сделке с предпочтением.
Во взыскании убытков с контролирующих лиц в пользу должника должно быть отказано, если остается ликвидационная квота, так как ее получат те же контролирующие лица.
Стимулирующее вознаграждение арбитражного управляющего не может быть установлено в максимальном размере, если часть своих обязанностей он не выполнял или она выполнена иными лицами.