Новости и аналитика Новости В передаче жилинспекции полномочий по рассмотрению дел об административных правонарушениях усмотрели коррупционную составляющую

В передаче жилинспекции полномочий по рассмотрению дел об административных правонарушениях усмотрели коррупционную составляющую

В передаче жилинспекции полномочий по рассмотрению дел об административных правонарушениях усмотрели коррупционную составляющуюРечь идет об инициативе1, согласно которой жилинспекции могут получить право привлекать управляющие компании к административной ответственности. Таким образом, будучи лицом, уполномоченным и составлять протокол об административном правонарушении, и рассматривать само дело, жилинспекция может злоупотребить своими правами. Такое опасение высказал в ходе состоявшегося вчера в ОП РФ круглого стола заместитель руководителя Центра ОНФ "Народная экспертиза" Виктор Рожков. В настоящий момент соответствующий протокол передается на рассмотрение в суд, который и принимает решение о привлечении компании к административной ответственности (ч. 1 ст. 23.1 КоАП РФ).

Как пояснила заместитель директора Департамента жилищно-коммунального хозяйства Минстроя России Екатерина Тетушкина, существующая судебная практика очень неоднородна. Тогда как передача ГЖИ полномочий по рассмотрению дел об административных правонарушениях позволит сформировать однородный системный подход к привлечению управляющих компаний к ответственности.

О том, кто обладает приоритетом в выборе способа управления многоквартирным домом – органы местного самоуправления или собственники, узнайте в Энциклопедии судебной практики интернет-версии системы ГАРАНТ. Получите бесплатный доступ на 3 дня!
Получить доступ

Однако не только Виктор Рожков, но и другие эксперты не согласны с данной инициативой. "В соответствии со ст. 30 Конституции РФ никто не может быть признан виновным иначе как по решению суда. Здесь же у нас будет действовать презумпция виновности до решения суда. И обвинять управляющую компанию на том основании, что посчитал неправильным жилищный инспектор было бы неправильно. Это подрывает основы нашей государственности", – рассуждает депутат Смоленской областной Думы Сергей Щебетков. Более того, по его мнению, у управляющей организации должно быть полгода на то, чтобы обжаловать действия жилинспекции.

Представитель ведомства также обратила внимание на то, что установленные в законе санкции за нарушение лицензионных требований не дифференцируются в зависимости от тяжести нарушения. А это, с одной стороны, не позволяет оперативно реагировать на тяжелые случаи, а с другой, создает избыточное давление на те организации, которые пытаются работать правильно, но допускают незначительные нарушения. В связи с этим законопроектом вводится понятие "грубое нарушение". Предполагается, что перечень таких нарушений будет определен Правительством РФ.

Примерный перечень нарушений, которые могут быть отнесены к грубым, по мнению Минстроя России, выглядит так:

  • неоднократное нарушение установленных законом требований;
  • неоднократное неисполнение предписания жилинспекции;
  • нарушение, которое привело к причинению или к угрозе причинения вреда жизни и здоровья человека или повлекло причинение существенного ущерба имуществу.

К этому списку также может быть отнесено нарушение в виде задолженности управляющей компании по оплате коммунальных ресурсов. Однако критерии, при которых такая задолженность будет считаться грубым нарушением, а также срок, в течение которого соответствующая задолженность должна существовать, еще предстоит определить.

Вместе с тем законопроектом вводятся прямые основания для аннулирования выданной управляющей компании лицензии:

  • по решению суда, когда совершены нарушения, повлекшие за собой смерть либо причинение тяжкого вреда здоровью человека. При этом вина лица в том, что именно его действия повлекли за собой указанные последствия, должна быть установлена судом.
  • по решению лицензионной комиссии, когда в течение шести месяцев с момента выдачи лицензии у управляющей компании нет в управлении ни одного дома. Указанный срок является дискуссионным – возможно, он будет увеличен до одного года.

"Сегодня сложился условный рынок запасных управляющих организаций, которые получили лицензии, на рынке фактически присутствуют, но не имеют домов в управлении. Они находятся на подхвате – если у какой-то аффилированной организации отнимают лицензию, ее бизнес переходит к такой запасной организации", – объясняет необходимость принятия указанной выше инициативы Екатерина Тетушкина.

Изменения могут коснуться и подчиненности жилинспекций. Сейчас в разных регионах они подотчетны различным уполномоченным органам, что может приводить к конфликту интересов. "Бывают такие ситуации, когда в рамках своих полномочий жилищная инспекция должна контролировать проведение капремонта и при этом подчиняется заместителю губернатора, который курирует этот вопрос", – уточняет представитель ведомства. Вот почему, по мнению Минстроя России, необходимо создать единообразную систему и установить требование о подчинении жилинспекций высшему должностному лицу субъекта.

Тем не менее председатель Комиссии по развитию социальной инфраструктуры, местного самоуправления и ЖКХ ОП РФ Игорь Шпектор убежден, что это ничего не изменит в действующей иерархии, учитывая, что те должностные лица, которым сейчас подчиняются жилинспекции, находятся в прямом подчинении у того же руководителя субъекта.

Проект закона содержит и другие нововведения.

Так, например, предлагается изменить форму проведения торгов по отбору управляющей компании – с конкурсов на аукцион. "Часто происходит так, что организация обещает за указанную сумму провести определенное количество работ, которые по факту осуществить не может. И проконтролировать тот объем работ, который она заявила, бывает очень сложно", – объясняет Екатерина Тетушкина.

Также уточняется, что если в процессе принятия решения о выборе управляющей компании собственники не определят, по какой же цене она будет осуществлять свою деятельность, их решение в этой части будет признаваться недействительным. Более того, если они в течение года так и не решат этот вопрос, дом будет выставлен на торги.

Вместе с тем могут быть утверждены типовые условия договора с управляющей организацией. Предполагается, что эти условия будут состоять из двух частей: постоянной (все, что предусмотрено законодательством) и переменной (с учетом особенностей каждого конкретного дома, пожеланий собственников и их возможностей). "Мы хотим, чтобы была утверждена обязательная часть договора, которая гарантировала бы гражданам предоставление необходимых им услуг и исключила бы возможность исключения обязательных с точки зрения закона условий", – поясняет Тетушкина. В случае принятия указанного законопроекта отказаться от включения тех или иных обязательных положений договора управления, настаивает ведомство, не сможет ни собственник, ни управляющая компания.

Источник: ГАРАНТ.РУ

Читать ГАРАНТ.РУ в и

Документы по теме:

Читайте также:

Процедура отзыва лицензий у управляющих компаний может быть упрощена
Минстрой России предлагает во внесудебном порядке лишать организации лицензии, если ими были допущены два грубых нарушения либо если в результате нарушения причинен вред здоровью человека.

Лицензирование в управлении многоквартирными домами могут отменить
Кроме того, предлагается уточнить, в каком порядке жильцы должны подтверждать отсутствие задолженности по услугам ЖКХ для получения субсидии на их оплату.

Перечень лицензионных требований к организациям, управляющим многоквартирными домами, может быть расширен

Перечень лицензионных требований к организациям, управляющим многоквартирными домами, может быть расширен
В него предлагается внести соблюдение законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии, пожарной безопасности и т. д.

 

______________________________

1 С текстом проекта приказа Минстроя России "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и иные законодательные акты (в части ужесточения ответственности управляющих организаций за нарушение лицензионных требований)" и материалами к нему можно ознакомиться на Федеральном портале проектов нормативных правовых актов (ID: 02/04/03-16/00047004).