Новости и аналитика Аналитические статьи Чужой среди своих, или Правовой статус юридических лиц и индивидуальных предпринимателей Крыма

Чужой среди своих, или Правовой статус юридических лиц и индивидуальных предпринимателей Крыма

Чужой среди своих, или Правовой статус юридических лиц и индивидуальных предпринимателей КрымаС образованием в составе Российской Федерации новых субъектов – Республики Крым и города федерального значения Севастополя – организационно-правовой статус юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих свою деятельность на территориях этих регионов, первое время оставался неурегулированным.

С 3 апреля 2014 года Управление ФНС России по Республике Крым и Управление ФНС России по г. Севастополю начали осуществлять государственную регистрацию вновь созданных и реорганизованных юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

А в начале мая 2014 года был принят федеральный закон, направленный на включение в число участников российского гражданского оборота юридических лиц, действующих на территории Республики Крым и г. Севастополя на день их принятия в состав России (Федеральный закон от 5 мая 2014 г. № 124-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" и статью 1202 части третьей Гражданского кодекса Российской Федерации"). Рассмотрим, какие правила установлены данными нормативными актами, а что так и осталось неурегулированным.

 

Государственная регистрация юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в Республике Крым и г. Севастополе

Порядок проведения госрегистрации изложен в письме ФНС России от 2 апреля 2014 г. № СА-4-14/6035 "О регистрации и перерегистрации юридических лиц и физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей в переходный период" (далее – Письмо). Речь идет о вновь созданных и реорганизованных юридических лицах и индивидуальных предпринимателях. Государственные и местные учреждения, предприятия и организации, функционирующие на территориях Республики Крым и г. Севастополя на день их принятия в Российскую Федерацию, осуществляют свою деятельность с сохранением прежней организационно-правовой формы до урегулирования их правового статуса в соответствии с российским законодательством (ст. 10 Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 г. № 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов – Республики Крым и города федерального значения Севастополя"; далее – Закон № 6-ФКЗ).

Теперь создание юридического лица и получение статуса индивидуального предпринимателя на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя должно происходить в соответствии с российским законодательством о государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, которое состоит из ГК РФ, Федерального закона от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" и издаваемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации.

Государственная регистрация осуществляется посредством внесения территориальными органами ФНС России в Единый государственный реестр юридических лиц (ЕГРЮЛ) или Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей (ЕГРИП) сведений о создании юридического лица или о приобретении физическим лицом статуса индивидуального предпринимателя. Выбор территориального органа ФНС России зависит от места нахождения постоянно действующего исполнительного органа юридического лица, а в случае его отсутствия – от места нахождения иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности. В случае государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя документы представляются в налоговую инспекцию по месту его жительства.

При наличии квалифицированной электронной подписи заявитель может подать документы на государственную регистрацию в электронном виде через официальный сайт ФНС России. Электронные документы для государственной регистрации могут быть направлены заявителем (одним из заявителей) либо нотариусом или лицом, замещающим временно отсутствующего нотариуса, засвидетельствовавшим подлинность подписи заявителя (заявителей), на соответствующем заявлении (уведомлении, сообщении). 

 

    ФОРМЫ ДОКУМЕНТОВ

    Заявление о государственной регистрации юридического лица при создании
    Заявление о государственной регистрации юридического лица, создаваемого путем реорганизации
    Уведомление о начале процедуры реорганизации
    Заявление о государственной регистрации крестьянского (фермерского) хозяйства

    С другими формами, образцами и бланками для государственной регистрации юридических лиц можно ознакомиться в разделе "Бланки".


 

Государственная пошлина при государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в Республике Крым и г. Севастополе до 1 января 2015 г. не взимается (п. 6 Письма).

После предоставления всех необходимых документов в регистрирующий орган последний заносит в ЕГРЮЛ или ЕГРИП запись о создании юридического лица (регистрации индивидуального предпринимателя), о чем выдается подтверждающий документ: свидетельство о государственной регистрации с приложением листа записи (п. 7 Письма). 

 

Перерегистрация действующих юридических лиц в Республике Крым и г. Севастополе

5 мая 2014 года был принят федеральный закон, направленный на включение в число участников российского гражданского оборота юридических лиц, действующих на территории Республики Крым и г. Севастополя на день их принятия в состав России (Федеральный закон от 5 мая 2014 г. № 124-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" и статью 1202 части третьей Гражданского кодекса Российской Федерации"; далее – Закон № 124-ФЗ). Данный закон предоставляет таким юридическим лицам право сделать выбор: приводить свои документы в соответствие с российским законодательством или оставаться украинскими юридическими лицами.  

ДЛЯ СПРАВКИ

ВЦИОМ совместно с Уполномоченным при Президенте РФ по защите прав предпринимателей провел среди руководящего состава организаций Республики Крым и г. Севастополя опрос, с какими основными проблемами сталкиваются предприниматели Крыма на данный момент. Результаты распределились следующим образом:

  • 56% респондентов сталкиваются с неопределенностью экономической ситуации;
  • 44% интервьюируемых жалуются на высокий уровень налогообложения;
  • 40% опрошенных ощущают недостаток квалифицированных кадров1.

Те, кто выбирают первый вариант, должны привести свои учредительные документы в соответствие с законодательством РФ и обратиться с заявлением о постановке на учет в налоговом органе в качестве российских организаций в срок до 1 января 2015 года. При этом одновременно с постановкой на учет в налоговом органе осуществляется и внесение в ЕГРЮЛ сведений об указанных юридических лицах, в том числе сведений о дате создания таких юридических лиц согласно их учредительным документам и документам, подтверждающим возникновение статуса юридического лица в соответствии с законодательством иностранных государств. Юридические лица, осуществившие постановку на учет в налоговых органах, приобретают права и обязанности российских организаций. Постановка на учет в налоговом органе указанных юридических лиц не является их реорганизацией.

Если юридические лица выбирают второй вариант (не приводят свои учредительные документы в соответствие с российским законодательством), тогда они сохраняют статус иностранной организации, осуществляющей свою деятельность на территории России, и подлежат постановке на учет в налоговых органах (ст. 83 НК РФ). Вести хозяйственную деятельность в нашей стране они смогут с момента приобретения статуса филиала (представительства) иностранной компании.

Положения Закона № 124-ФЗ не урегулировали правила госрегистрации юридических лиц в полном объеме: его нормы не касаются юридических лиц, имущество которых является государственной собственностью полностью или в части, не учитывают специфические организационно-правовые формы юридических лиц на Украине, а также не раскрывают процедуру ликвидации. Об этих и многих других не закрепленных законодательно вопросах мы побеседовали с директором ООО "Юридическая фирма "АРТЕ" (г. Севастополь) Владимиром Сморчковым. 

В законодательстве Украины зафиксированы специфические организационно-правовые формы юридических лиц, которых нет в российском. Как, на Ваш взгляд, будет происходить перерегистрация таких юридических лиц? 

Перечни организационно-правовых форм юридических лиц на Украине и в России действительно не совпадают. В России нет арендных, семейных, частных предприятий и объединений собственников многоквартирного дома. До 2011 года ст. 115 Хозяйственного кодекса Украины было предусмотрено создание арендных предприятий. Должен заметить, что это достаточно редкая организационно-правовая форма, за время своей практики я ни разу не сталкивался с арендным предприятием. Что касается семейного предприятия, несмотря на наличие такой организационно-правовой формы в украинском законодательстве, ее определение, правовые и организационные основы для создания отсутствуют, поэтому открыть семейное предприятие на Украине возможности нет. Так что перерегистрации таких организаций, скорее всего, просто не будет.

Объединение собственников многоквартирного дома – организационно-правовая форма, в рамках которой лица содержат и используют имущество многоквартирного жилого дома, а также управляют им. В России ее аналогами являются жилищные кооперативы и товарищества собственников жилья, в которые, по моему мнению, и придется перерегистрироваться указанным юридическим лицам.

Уставной капитал частных предприятий формируется на основе частной собственности учредителей. Порядок их создания и деятельности не урегулирован отдельным законом, поэтому у большинства частных предприятий все основные положения прописаны в уставах. Таким юридическим лицам придется выбрать одну из существующих российских организационно-правовых форм, в которую им придется перерегистрироваться. 

По общему правилу подлинность подписи заявителя на заявлении о государственной регистрации должна быть засвидетельствована нотариально. Как это возможно сделать до создания нотариальной палаты Республики Крым и нотариальной палаты города федерального значения Севастополя? 

Согласно ст. 20 Закона № 6-ФКЗ до создания нотариальной палаты Республики Крым и нотариальной палаты города федерального значения Севастополя нотариальные действия на их территориях совершаются лицами, уполномоченными на это в соответствии с законодательством Украины. При этом может применяться украинское законодательство.

В ст. 34 Закона Украины от 2 сентября 1993 г. № 3425-XII "О нотариате" указано, что тексты договоров, завещаний, доверенностей и прочих документов, в том числе заявлений, на которых нотариусом удостоверяется подлинность подписи, за исключением тех экземпляров, которые остаются в делах нотариуса, а также дубликатов нотариальных документов, излагаются на специальных бланках нотариальных документов. Образец, описание, порядок расходования, хранения, обращения и отчетности специальных бланков нотариальных документов установлены Кабинетом Министров Украины. На Украине уже достаточно давно на законодательном уровне закреплено правило, согласно которому определенные нотариальные действия совершаются на специальных бланках.

Я полагаю, что после создания нотариальной палаты Республики Крым и нотариальной палаты города федерального значения Севастополя при свидетельствовании подлинности подписи заявителя на заявлении о государственной регистрации будут использоваться бланки единой формы, принятые в России.

 

    ДЛЯ СПРАВКИ
     

    В связи с имеющимися случаями подачи в регистрирующие налоговые органы поддельных заявлений о регистрации юридических лиц ФНС России предложила ввести бланки единой формы при свидетельствовании подлинности подписи заявителя. Таким образом, с 1 марта 2014 года документы на государственную регистрацию подаются в соответствии с защищенным бланком, согласованным с Минюстом России. Это нововведение поможет обеспечить большую достоверность нотариального заверения, так как по реквизитам бланка можно удостовериться, действительно ли нотариус совершал такое нотариальное действие. 
    Александра Игнатенко, нотариус г. Москвы
    , так прокомментировала нововведение: "Применение бланка единой формы при свидетельствовании подлинности подписи заявителя на заявлении о государственной регистрации введено в связи с большим количеством поступающих в налоговые органы поддельных документов. Использование бланка должно положительно сказаться на уменьшении количества таких подделок. Одновременно налоговые службы получили возможность проверять по номеру бланка через Единую информационную систему нотариата действительность представленного им документа. Что касается самих форм заявлений в налоговую службу, то, на мой взгляд, они стали значительно проще в использовании".


 

Как поступить уже зарегистрированным юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям Республики Крым и г. Севастополя, которые не имеют на руках документов, подтверждающих их регистрацию (например, если такие документы утеряны)?

Документом, подтверждающим государственную регистрацию юридического лица, а также физического лица-предпринимателя, в соответствии с законодательством Украины является выписка из Единого государственного реестра юридических лиц и физических лиц-предпринимателей (ЕГР). Получить такую выписку на территории Республики Крым и г. Севастополя сейчас не представляется возможным по причине того, что доступ к соответствующему реестру в этих регионах закрыт. Однако ЕГР – это общеукраинская база. Таким образом, при большом желании выписку из ЕГР можно запросить у любого государственного регистратора на территории Украины. Но острой необходимости в ее получении возникнуть не должно, так как Закон № 124-ФЗ не предполагает предоставления выписки из ЕГР для осуществления перерегистрации.

Будут ли привлекаться к налоговой ответственности зарегистрированные до принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и г. Севастополя юридические лица и индивидуальные предприниматели, допустившие нарушение российского законодательства?

Нарушить российское законодательство в г. Севастополе и Республике Крым на данный момент сложнее, чем это может показаться на первый взгляд. Согласно ст. 15 Закона № 6-ФКЗ законодательство России о налогах и сборах применяется на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя с 1 января 2015 года. До 1 января 2015 года на данных территориях отношения по установлению, введению и взиманию налогов и сборов, в том числе по установлению налоговых льгот, а также отношения, возникающие в процессе осуществления налогового контроля, обжалования актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц и привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения, регулируются нормативными правовыми актами соответственно Автономной Республики Крым и города Севастополя, Республики Крым и города с особым статусом Севастополя, Республики Крым и города федерального значения Севастополя.

Решением внеочередной сессии Севастопольского городского Совета от 17 марта 2014 года № 7156 установлено, что на территории г. Севастополя до принятия соответствующих нормативно-правовых актов применяется законодательство Украины, действовавшее по состоянию на 21 февраля 2014 года.

Постановлением Государственного Совета Республики Крым от 11 апреля 2014 г. № 2010-6/14 "Об утверждении Положения об особенностях применения законодательства о налогах и сборах на территории Республики Крым в переходный период" предусматривается, что отношения по установлению, введению и взиманию налогов и сборов на территории Республики Крым регулируются в порядке, действовавшем на 17 марта 2014 года, если иное не предусмотрено нормативными правовыми актами Республики Крым. Для вновь зарегистрированных юридических лиц, местом нахождения которых является территория Республики Крым, и индивидуальных предпринимателей, проживающих на территории Республики Крым, применяется законодательство Российской Федерации о налогах и сборах (за исключением положений, регулирующих отношения по установлению, введению и взиманию земельного налога и государственной пошлины).  

ДЛЯ СПРАВКИ

ФНС России разъяснила, что вновь зарегистрированные налогоплательщики Республики Крым и г. Севастополя используют форму платежного поручения ( Скачать), утвержденную положением Банка России от 19 июня 2012 г. № 383-П "О правилах осуществления перевода денежных средств". Заполнение платежного поручения осуществляется в соответствии с приказом Минфина России от 12 ноября 2013 г. № 107н "Об утверждении Правил указания информации в реквизитах распоряжений о переводе денежных средств в уплату платежей в бюджетную систему Российской Федерации". При этом в реквизите 105 "ОКТМО" необходимо указывать восьмиразрядное значение кода ОКТМО.

Таким образом, большинство правоотношений в г. Севастополе и Республике Крым урегулированы законодательством Украины. Соответственно, санкции за его нарушение тоже должны применяться по украинским законам. Лишь вновь зарегистрированные юридические лица и индивидуальные предприниматели могут быть привлечены к ответственности по российскому законодательству.

Помимо этого, для наложения ответственности чаще всего необходимо постановление суда, а суды в Республике Крым и г. Севастополе на сегодняшний день еще не в полном составе приступили к работе. К примеру, Хозяйственный суд города Севастополя дела еще не рассматривает.

Что произойдет с украинскими юридическими лицами, учредителями которых является государство? 

В России существуют государственные унитарные предприятия, которые по своему правовому статусу и организационно-хозяйственной структуре имеют много общего с государственными предприятиями на Украине. Поэтому можно предположить, что некогда украинские предприятия в скором времени будут реорганизованы в государственные унитарные предприятия России. 

 

Информационно-правовой портал ГАРАНТ.РУ будет следить за дальнейшей судьбой юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в Республике Крым и г. Севастополе.

 

 

Документы по теме:

Новости по теме: 

Материалы по теме: 

Правовые позиции ФНС России в сфере госрегистрации организаций и ИП: наиболее значительные моменты

Правовые позиции ФНС России в сфере госрегистрации организаций и ИП: наиболее значимые моменты
В материале рассмотрен ряд позиций налогового ведомства, добавленных в январе 2014 года в справочный сервис "Часто задаваемые вопросы".

Юридическое и фактическое место нахождения юридического лица: последствия их несовпадения

Юридическое и фактическое место нахождения юридического лица: последствия их несовпадения
Юридическое лицо не может осуществлять предпринимательскую деятельность без государственной регистрации, для которой необходимо подготовить ряд документов. Место нахождения будущего юридического лица – одно из обязательных сведений, которые необходимо указать в учредительных документах. Что означает этот термин, как зарегистрировать организацию, не имея офиса, каковы последствия несовпадения юридического и фактического мест нахождения организации, и в каких случаях могут отказать в регистрации? Обо всем этом – в текущем материале.

Регистрируем юридическое лицо: последние поправки в законодательстве

Регистрируем юридическое лицо: последние поправки в законодательстве
30 июня текущего года вступил в силу Федеральный закон от 28 июня 2013 г. № 134-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части противодействия незаконным финансовым операциям". Помимо уточнения порядка работы налоговых органов и банков, закрепления уголовной ответственности за некоторые деяния в сфере валютных отношений и прочих "антиотмывочных" нововведений, поправки были внесены и в процедуру государственной регистрации юридических лиц (ст. 51 ГК РФ). О новой обязанности регистрирующего органа провести проверку достоверности включаемых в ЕГРЮЛ данных, возможности направить в налоговую свои возражения относительно предстоящей госрегистрации изменений, презумпции полноты и достоверности занесенных в ЕГРЮЛ сведений, а также о том, как можно облегчить процесс регистрации уже сегодня и какие поправки можно ожидать в будущем , читайте в нашем материале.

Дополнительные меры поддержки малого и среднего бизнеса

Дополнительные меры поддержки малого и среднего бизнеса
Из-за рецессии в экономике, а также принятия ряда непродуманных решений на законодательном уровне, положение малого и среднего бизнеса в России за последний год значительно ухудшилось. В связи с этим Правительство РФ рассматривает ряд дополнительных, преимущественно финансовых, мер поддержки для данной категории предпринимателей. Обзор основных из них - в представленном материале.

Волонтер или доброволец? Какие изменения в законодательстве стоит ожидать в ближайшее время

Переходим с обычной подписи на электронную: преимущества и нюансы
С 1 июля 2013 года утратил силу Федеральный закон от 10 января 2002 г. № 1-ФЗ "Об электронной цифровой подписи". В настоящее время правила получения и применения электронной подписи регламентируются Федеральным законом от 6 апреля 2011 г. № 63-ФЗ "Об электронной подписи". Что изменилось и какие виды электронной подписи предусмотрены действующим законодательством, мы рассмотрим в данной статье.

 

Инфографика: 

ТОП-10 правовых событий марта 2014 года

ТОП-10 правовых событий марта 2014 года
В марте 2014 года вступили в силу почти 32 тысячи различных нормативно-правовых актов. Мы отобрали для вас наиболее интересные и важные события российского правового поля. Какие законы и подзаконные акты в марте 2014 года вызвали наибольший интерес юридического сообщества и жителей России, узнайте из нашей инфографики.

Как зарегистрироваться в качестве индивидуального предпринимателя
Ежемесячно налоговые органы регистрируют в качестве ИП десятки тысяч человек. Так, по данным ФНС России на 1 октября текущего года было зарегистрировано свыше 320 тыс. предпринимателей, и это несмотря на то, что взносы на обязательное пенсионное страхование в этом году были повышены более чем в два раза. Каждому потенциальному предпринимателю необходимо знать, какие нормы регламентируют эту процедуру. Можете ли вы зарегистрироваться в качестве ИП, какие для этого нужны документы и какие установлены ограничения, как выбрать систему налогообложения, узнайте из нашей инфографики.

 

_______________________________

1 Данные опроса ВЦИОМ, проведенного в марте-апреле 2014 года (50 интервью в республике Крым и городе федерального значения Севастополе).

Читать ГАРАНТ.РУ в и