Новости и аналитика Аналитические статьи Правовые позиции ФНС России в сфере госрегистрации организаций и ИП: наиболее значимые моменты

Правовые позиции ФНС России в сфере госрегистрации организаций и ИП: наиболее значимые моменты

Правовые позиции ФНС России в сфере госрегистрации организаций и ИП: наиболее значительные моментыВ письме ФНС России от 31 января 2014 г. № СА-4-14/1645@ сформулированы правовые позиции налогового ведомства в сфере государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Документ представляет собой обновление справочного сервиса "Часто задаваемые вопросы", доступного на официальном сайте ФНС России. В нем содержатся ответы на самые актуальные вопросы налогоплательщиков о действующем налоговом законодательстве, о порядке взаимодействия с налоговыми органами и многом другом.

Положения данного письма подлежат применению территориальными налоговыми органами при осуществлении функций по государственной регистрации. Таким образом, документ имеет большое значение, в том числе при возникновении споров с налоговыми органами. Поскольку письмо достаточно объемно, в данном материале мы рассмотрим самые интересные, на наш взгляд, позиции ФНС России, содержащиеся в нем. Наиболее значимые из них также прокомментировала генеральный директор консалтингового центра "Профдело", член рабочей группы "Оптимизация процедур регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" при Агентстве стратегических инициатив Татьяна Никанорова. 

 

1

При смене наименования улицы не следует вносить изменения в учредительные документы организации (позиция 14.2.05.2).

В такой ситуации юридическое лицо вправе внести соответствующие изменения в учредительные документы, но его обязанностью это не является. Такой вывод сделан ФНС России из п. 2 ст. 52 и п. 3 ст. 54 ГК РФ.

 

    МНЕНИЕ
     

    Татьяна Никанорова, генеральный директор консалтингового центра "Профдело", главный редактор regforum.ruТатьяна Никанорова, генеральный директор консалтингового центра "Профдело", член рабочей группы "Оптимизация процедур регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" при Агентстве стратегических инициатив:

    "Эта позиция важна тем, что с одной стороны ответственность юридического лица за невнесение сведений в ЕГРЮЛ снимается. С другой, чтобы данные в ЕГРЮЛ и уставе были достоверны, изменения все-таки придется внести, иначе у контрагентов возникнут вопросы, почему в уставе улица "Фиалковая", а в ЕГРЮЛ "Ромашковая". Внести изменения в устав никто, кроме самого юрлица, не сможет".


 

2

Заявление о государственной регистрации индивидуального предпринимателя не может быть подписано по доверенности (позиция 14.2.05.8).

Заявителем при государственной регистрации индивидуального предпринимателя может быть только физическое лицо, обращающееся за государственной регистрацией. Однако лицо, действующее на основании доверенности от физического лица, регистрируемого в качестве индивидуального предпринимателя, может представить комплект документов в регистрирующий орган. При этом подлинность подписи заявителя на заявлении о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя должна быть засвидетельствована в нотариальном порядке. Такой вывод сделан ФНС России из п.1.5. ст. 9 Федерального закона от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее – закон о регистрации); приказа ФНС России от 25 января 2012 г. № ММВ-7-6/25@. 

 

3

Государственная пошлина, уплаченная за государственную регистрацию создания юридического лица, в случае вынесения отказа не подлежит возврату (позиция 14.2.05.10).  

ФНС России отмечает, что исчерпывающий перечень оснований возврата государственной пошлины за совершение юридически значимых действий, предусмотренных гл. 25.3 НК РФ установлен п. 1 ст. 333.40 НК РФ. Так, возврат уплаченной государственной пошлины за государственную регистрацию юридического лица возможен в случае:

  • уплаты государственной пошлины в большем размере, чем это предусмотрено гл. 25.3 НК РФ;
  • отказа лиц, уплативших государственную пошлину, от совершения юридически значимого действия до обращения в уполномоченный орган (к должностному лицу), совершающий (совершающему) данное юридически значимое действие.

 

    МНЕНИЕ
     

    Татьяна Никанорова, генеральный директор консалтингового центра "Профдело", главный редактор regforum.ruТатьяна Никанорова, генеральный директор консалтингового центра "Профдело", член рабочей группы "Оптимизация процедур регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" при Агентстве стратегических инициатив:

    "Эта позиция ФНС России представляется юридическому сообществу крайне несправедливой. Ведь деньги берутся за "регистрацию", а при отказе в регистрации собственно "регистрации" не происходит. ФНС России свою позицию объясняет так, что при вынесении решения об отказе происходит регистрационное действие "отказ в государственной регистрации", инспектором проводится работа по приему документов, а юристами по анализу предоставленных документов, следовательно, взимание пошлины за "отказ" правомерно и справедливо".


 

4

Узнать о получении регистрирующим органом документов, направленных заявителем по почте, можно на сайте ФНС России (позиция 14.2.05.13).

Информация о факте представления документов в регистрирующий орган не позднее рабочего дня, следующего за днем их получения регистрирующим органом, размещается на сайте www.nalog.ru в специальном разделе. Данные действия предусмотрены п. 3 ст. 9 закона о регистрации.

"На самом деле на сайте ФНС России можно увидеть сведения, в отношении которых представлены документы на госрегистрацию. Если документы потерялись в дороге, или же в стенах ФНС России, то электронный сервис этого, конечно же, не покажет", – поясняет Татьяна Никанорова. 

 

5

В ЕГРЮЛ не может быть внесено несколько лиц, имеющих право без доверенности действовать от имени общества с ограниченной ответственностью (позиция 14.2.05.47).

Согласно позиции ФНС России, этим правом наделен только единоличный исполнительный орган общества (директор, генеральный директор, президент и другие). Такой вывод сделан ведомством исходя из положений п. 1 и подп. 1 п. 3 ст. 40 Федерального закона от 8 февраля 1998 № 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" 

 

6

Ликвидатор может выступать заявителем при ликвидации юридического лица (позиции 14.2.05.18; 14.2.05.35; 14.2.05.81; 14.2.05.82).

Заявителем при ликвидации может быть генеральный директор, но только в случае уведомления ФНС России одновременно и о принятии решения о ликвидации, и о назначении ликвидационной комиссии/ликвидатора. Если же учредители только приняли решение, но ликвидатора/ликвидационную комиссию не назначили, то о принятии решения имеет право сообщить только один из учредителей. При подаче промежуточного ликвидационного баланса и ликвидационного баланса заявителями также могут быть как ликвидатор, так и участник.

 

    МНЕНИЕ
     

    Татьяна Никанорова, генеральный директор консалтингового центра "Профдело", главный редактор regforum.ruТатьяна Никанорова, генеральный директор консалтингового центра "Профдело", член рабочей группы "Оптимизация процедур регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" при Агентстве стратегических инициатив:

    "Тема заявителей при ликвидации поднималась давно, и ФНС России неоднократно высказывала неофициальную позицию о том, что заявителем может быть ликвидатор (ликвидационная комиссия). Аналогичные разъяснения ФНС России давала в своих ответах на частные запросы. Тем не менее, отказы по причине ненадлежащего заявителя в случае, если заявителем выступал ликвидатор, встречались часто".


 

7

Наименование юридического лица в уставе может быть указано как строчными, так и заглавными буквами (позиция 14.2.05.55). 

Внесение в ЕГРЮЛ записей осуществляется на основании документов, представленных при государственной регистрации. При этом требования к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган, устанавливаются ФНС России (ст. 9 закона о регистрации; п. 5.9.39 Положения о Федеральной налоговой службе).

Так, с 4 июля 2013 года вступил в силу приказ ФНС России от 25 января 2012 г. № ММВ-7-6/25@. Документ, в частности, содержит требования к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган (в том числе, к печати знаков при заполнении формы с использованием программного обеспечения, а также к написанию букв, цифр и символов при заполнении формы вручную).

Согласно п. 1.1 указанных требований установлено, что при заполнении формы заявления с помощью программного обеспечения необходимо использовать заглавные буквы шрифтом Courier New кеглем 18 пунктов. Заполнение формы заявления вручную осуществляется заглавными печатными буквами, цифрами и символами по приведенному в указанном пункте образцу.

Таким образом, с 4 июля 2013 года сведения о наименовании юридического лица вносятся в ЕГРЮЛ и указываются в документах, подтверждающих факт внесения записи в указанный государственный реестр, заглавными печатными буквами. Однако при этом устав юридического лица может содержать наименование указанное как заглавными, так и строчными буквами.

 

8

Заключение с генеральным директором трудового договора о дистанционной работе не влечет нарушения требований к адресу места нахождения юридического лица (позиция 14.2.05.87). 

Тем не менее, ФНС России обращает внимание, что исходя из положений п. 2 ст. 54 ГК РФ, п. 2 ст. 8 закона о регистрации, место нахождения юридического лица определяется местом нахождения его постоянно действующего исполнительного органа, а в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа – иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности.

На основании подп. "в" п. 1 ст. 5 закона о регистрации адрес постоянно действующего исполнительного органа юридического лица (в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа юридического лица – иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности) отражается в ЕГРЮЛ для целей осуществления связи с юридическим лицом. При этом юридическое лицо несет риск последствий неполучения юридически значимых сообщений, поступивших по его адресу, указанному в ЕГРЮЛ, а также риск отсутствия по этому адресу своего представителя.

Регистрирующий орган на основании подп. "р" п. 1 ст. 23 закона о регистрации вправе отказать в государственной регистрации юридического лица (как при создании, так и при внесении изменений в сведения о его адресе) при наличии подтвержденной информации о недостоверности представленных сведений об адресе юридического лица. Иными словам, о том, что такой адрес был указан без намерения использовать его для осуществления связи с юридическим лицом.

Данная позиция сформулирована ФНС России на основании Постановления Пленума ВАС РФ от 30 июля 2013 г. № 61 "О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных с достоверностью адреса юридического лица".

 

9

Индивидуальный предприниматель не обязан предоставлять в регистрирующий орган документы для внесения сведений в ЕГРИП о смене места жительства (позиция 14.2.05.51). 

С 1 июля 2011 года внесение изменений в содержащиеся в ЕГРИП сведения о месте жительства осуществляется на основании информации, полученной регистрирующим органом от ФМС России. При получении таких сведений налоговый орган самостоятельно вносит запись в ЕГРИП и пересылает регистрационное дело индивидуального предпринимателя в налоговый орган по новому месту жительства для постановки на учет (п. 4 ст. 22.2 закона о регистрации).

"Если ИП меняет место жительства, то сообщать в ФНС России не нужно. По регламенту ФНС России должна внести эти изменения самостоятельно. На практике получается, что изменения вносятся не всегда, и приходится жаловаться или подавать заявление инициативно", – отмечает Татьяна Никанорова.

 

10

ФНС России не может требовать от организации прекратить использовать фирменное наименование, уже принадлежащее другой компании (позиция 14.2.05.52). 

В связи с этим ФНС России выделяет два момента. Во-первых, регистрирующий орган при отсутствии оснований для отказа в государственной регистрации обязан осуществить регистрационные действия на основании представленных при государственной регистрации документов. Тем не менее, несоответствие наименования юридического лица требованиям федерального закона влечет отказ в государственной регистрации юридического лица. Соответствующие требования установлены п.п. 3-4 ст. 1473 ГК РФ. (например, в наименование не могут включаться названия госорганов и органов местного самоуправления, наименования иностранных государств и пр.) Стоит отметить, что в случае их нарушения орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, вправе предъявить такому юридическому лицу иск о понуждении к изменению фирменного наименования (п. 5 ст. 1473 ГК РФ).

Во-вторых, в соответствии с п. 3 ст. 1474 ГК РФ не допускается использование юридическим лицом фирменного наименования, тождественного фирменному наименованию другого юридического лица или сходного с ним до степени смешения. Данное правило касается ситуаций, когда юридические лица осуществляют аналогичную деятельность, и фирменное наименование одного юридического лица было включено в ЕГРЮЛ ранее, чем фирменное наименование другого. При этом требование прекратить нарушение п. 3 ст. 1474 ГК РФ может заявить только правообладатель (п. 4 ст. 1474 ГК РФ). Надо сказать, что аналогичное разъяснение содержится и в п.п. 59-60 Постановления Пленума ВС РФ и Пленума ВАС РФ от 26 марта 2009 г. № 5/29 "О некоторых вопросах, возникших в связи с введением в действие части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации". Однако необходимо отметить, что ни ФНС России, ни ВС РФ и ВАС РФ, приводя данные нормы, не дают ответа на вопрос о том, вправе ли регистрирующий орган отказать в регистрации юридического лица по причине совпадения фирменных наименований.

Судебная практика по данному вопросу разнится. Ряд судов отмечает, что упомянутые нормы и разъяснения высших судов не позволяют налоговым органам отказывать в государственной регистрации из-за тождественности наименований организаций (см. Постановление ВАС РФ № ВАС-6369/10 от 19 мая 2010 г.; постановление ФАС Волго-Вятского округа от 9 января 2014 г. по делу № А43-23831/2012). Другие суды считают, что налоговые органы не могут требовать прекращения использования тождественного наименования уже после того, как произошла государственная регистрация организации, но но имеют право отказать в самой государственной регистрации из-за нарушения п. 3 ст. 1474 ГК РФ (см. решение Арбитражного суда Свердловской области от 11 июня 2013 г. по делу № А60-5857/2013; постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 28 ноября 2011 г. по делу № А56-12897/2011; постановление ФАС Северо-Западного округа от 14 августа 2009 г. по делу № А21-7992/2008).

 

11

При регистрации индивидуального предпринимателя справка об отсутствии судимости запрашивается налоговыми органами из МВД России самостоятельно (позиция 14.2.05.50). 

Такая справка необходима, если физическое лицо намерено осуществлять определенные виды предпринимательской деятельности с участием несовершеннолетних (деятельность детских лагерей, дошкольное и начальное общее образование и др.) . Таким образом, предоставление данного документа заявителем не требуется (см. подп. "к" п. 1 ст. 22.1 Закона о регистрации).

 

12

Адрес (место нахождения) юридического лица в документах, представляемых на государственную регистрацию, необходимо указывать с точностью до офиса (позиция 14.2.05.60). 

Так, ФНС России отмечает, что при заполнении заявлений по формам, установленным приказом ФНС России от 25 января 2012 г. № ММВ-7-6/25@, необходимо учитывать, что в заявлении должны указываться детальные элементы адреса (адресные ориентиры объекта недвижимости), являющегося местом нахождения юридического лица (дом (владение и т.п.), корпус (строение и т.п.), квартира (офис и т.п.)).

Согласно позиции ведомства, отсутствие в документах, представленных на регистрацию, указания на конкретные элементы адреса (адресные ориентиры объекта недвижимости), в котором будет размещаться соответствующее юридическое лицо, не может свидетельствовать о представлении документов, отражающих действительный адрес юридического лица (на основании п. 2 ст. 54 ГК РФ; подп "в" п. 1 ст. 5 закона о регистрации; приказ ФНС России от 25 января 2012 г. № ММВ-7-6/25@).

 

Документы по теме:

Материалы по теме:

Читать ГАРАНТ.РУ в и