Новости и аналитика Новости "Антитабачный" закон привел к снижению потребления табака

"Антитабачный" закон привел к снижению потребления табака

В результате принятия Федерального закона от 23 февраля 2013 г. № 15-ФЗ "Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака" в России впервые за постсоветский период снизилось потребление табака. Соответствующие данные были озвучены в ходе слушаний на тему "Годовщина с момента принятия "антитабачного" закона: итоги, риски и перспективы борьбы против табака в Российской Федерации", прошедших в Общественной палате РФ.

"По данным Росстата в 2008 году в России курили 33,7% взрослого населения. Проведенные в 2013 году исследования Росстата демонстрирует снижение показателя распространенности курения до 28,3%. Похожая динамика наблюдается в результатах исследования ВЦИОМ. Это говорит о том, что закон начал действовать", – прокомментировал первые итоги применения "антитабачного" закона депутат Госдумы Дмитрий Носов.

Несмотря на это, выявлены существенные проблемы, связанные с соблюдением положений документа в части запретов и ограничений на употребление табака. Данные соответствующего мониторинга, проведенного в Тверской области, представил председатель правления Ассоциации "Здоровые Регионы", сопредседатель Российской антитабачной коалиции Алексей Шабашов.

Так, в 75% исследованных организаций здравоохранения имелись признаки курения на территориях, а в 53,6% – курения в помещениях. Аналогичные показатели в образовательных учреждениях составили 67,9% и 14,3% соответственно. Признаки курения на детских площадках были обнаружены в 100% случаев.

При этом в мониторинге отмечаются многочисленные случаи нарушения требований о размещении знаков, предупреждающих о запрете курения. Знаки отсутствуют у входов и въездов на территории 76,7% образовательных учреждений, а у входов в помещения – в 56,7% образовательных учреждений. Также знаков нет на 90% детских площадок.

Кроме того, согласно результатам исследования курильщики привлекаются к административной ответственности в единичных случаях, а фактов привлечения должностных лиц не выявлено вовсе.

 

    МНЕНИЕ

    Алексей Шабашов, председатель правления Ассоциации "Здоровые Регионы", сопредседатель Российской антитабачной коалиции:

    "Табак нелегален и он нелегален на настоящий момент. На самом деле, нам не нужны новые законы. Есть ст. 7 закона о защите прав потребителей. Потребитель имеет право на безопасность продукции, которую он потребляет. Табак – опасный продукт. Это уникальный продукт, единственный, который убивает потребителя, будучи примененным по прямому назначению. Когда говорят про алкоголь, про сахар, про гамбургеры – там вопрос дозы. Табак однозначно, независимо от дозы, причиняет вред. Это единственный подтвержденный вред. Почему я и говорю, он точно попадает под ст. 7 закона о защите прав потребителей. Он также попадает под ст. 238 УК РФ – производство и сбыт продукции, не соответствующей критериям безопасности. До сих пор нам абсолютно не понятно, почему прокуратура не применяет эти статьи УК РФ и закона о защите прав потребителей именно к этому виду продукции. Мы, надеюсь, в конце концов, заставим общество об этом подумать, общество переосмыслит, ну и прокуратура изменит свое отношение".



Также были отмечены крайне низкие ставки акцизов на табак и медленная динамика их роста, по сравнению с рядом европейских государств.

"В России самые низкие акцизы. В той же Болгарии, Литве, Латвии акцизы выше в три раза, практически в четыре раза. Нельзя сопоставить уровень жизни в России и в этих странах. В Великобритании, например, акцизы выше в 15-20 раз. Если взять страны, такие как Великобритания, Франция, Германия, Италия, они на своей территории вводят большие акцизы и нам нужно к этому стремиться", – отметил Дмитрий Носов.

По его словам, выработанная в России динамика роста акцизов до 2015 года крайне низкая и не позволит даже приблизиться к уровню акцизов упомянутых государств.

Тем не менее, по словам эксперта Российской антитабачной коалиции Виктора Зыкова, корректировать сам "антитабачный" закон в ближайшей перспективе нецелесообразно, поскольку необходимо получить и систематизировать данные о результатах его применения.

"Закон только принят, нужно его правоприменение более-менее наладить, чтобы он работал, получить какую-то обратную связь, статистику, мониторинг провести. Как он работает, что эффективно, что неэффективно, что нужно улучшить, где нужно поправить и так далее. При этом у нас есть нормы, которые еще не вступили в силу (с 1 июня 2014 года только вступят). Это нужно смотреть в перспективе нескольких лет", – пояснил он.

 

    МНЕНИЕ

    Алексей Шабашов, председатель правления Ассоциации "Здоровые Регионы", сопредседатель Российской антитабачной коалиции:

    "Закон не достаточно жесткий, список общественных мест, где курение запрещено, должен быть расширен. Не прописано, с какой скоростью должны расти акцизы, а акцизы должны расти достаточно быстро, нам надо нагонять. Но самая главная проблема этого закона – это отсутствие конечного целеполагания. Закон прописывает процедуру, но он нам не дает ответа, куда мы идем, и к чему мы стремимся.

    Мы считаем, что нужно обозначить конечную цель: полное прекращение легального оборота табачных изделий на территории России. Табак не должен продаваться наравне с батонами, наравне с молоком, с мясом в обычных магазинах. Из обычного простого оборота товар, который убивает потребителя и вызывает зависимость, должен быть исключен. Это вполне понятно и объяснимо. Мы не говорим, что завтра в стране табака не будет. Но мы назначаем 10-летний период, в рамках которого люди уже ознакомлены с этим, потихонечку закручиваются гайки, увеличивается ответственность за вовлечение подростков в курение.

    Если новые люди не будут вливаться, курильщиков будет не так много. Кто-то же детям дает сигареты, кто-то им продает. Почему дети приходят к 18-летнему возрасту уже законченными курильщиками? Вот этот процесс нужно пресечь и через 10 лет вывести табак из легального оборота. Все. Пластиковая карта курильщика, помощь нарколога".



Напомним, что Федеральный закон от 23 февраля 2013 г. № 15-ФЗ "Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака" вступил в силу 1 июля 2013 года за исключением отдельных положений. Документ принят в целях реализации в российском законодательстве положений Рамочной конвенции Всемирной организации здравоохранения по борьбе против табака, ратифицированной Россией в 2008 году.  

Согласно документу, полностью запрещено курение в учреждениях образования, здравоохранения, культуры, спорта, в помещениях органов государственной власти и местного самоуправления, органов по делам молодежи, на территориях и в помещениях, предназначенных для оказания медицинских, реабилитационных и санаторно-курортных услуг.

Нельзя курить и на воздушных судах, на всех видах общественного транспорта городского и пригородного сообщения, в местах на открытом воздухе на расстоянии менее чем 15 м от входов в помещения железнодорожных вокзалов, станций метрополитенов, на станциях метрополитенов, в помещениях железнодорожных вокзалов, автовокзалов, аэропортов, морских портов, речных портов, предназначенных для оказания услуг по перевозкам пассажиров.

Запрещено курение в помещениях, для предоставления бытовых услуг, торговли, общественного питания, помещениях рынков, социальных служб, в нестационарных торговых объектах, на рабочих местах и в рабочих зонах, организованных в помещениях, в лифтах и помещениях общего пользования многоквартирных домов, на детских площадках и в границах территорий, занятых пляжами, на автозаправочных станциях и в ряде других случаев.

Помимо этого, с 15 ноября 2013 года начал применяться Федеральный закон от 21 октября 2013 г. № 274-ФЗ, которым устанавливается административная ответственность за нарушение запретов и ограничений, установленных "антитабачным" законом.

 

 Документы по теме:  Новости по теме:

 

Материалы по теме:

"Антитабачный" закон и особенности его применения с 1 июня 2013 года