Новости и аналитика Новости Модернизация услуг почтовой связи на повестке дня

Модернизация услуг почтовой связи на повестке дня

Модернизация услуг почтовой связи на повестке дня10 февраля 2014 года Комитет Госдумы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления рекомендовал принять в первом чтении законопроект № 418707-6 "О почтовой связи" (далее – Законопроект)1. Его основная цель – усовершенствование рынка почтовой связи путем предоставления населению качественных услуг, обеспечения безопасности работников и пользователей, а также создания условий для развития конкуренции (ч. 2 ст. 1 Законопроекта). Напомним, в настоящее время действует Федеральный закон от 17 июля 1999 г. № 176-ФЗ "О почтовой связи" (далее – Закон). Принятый еще в конце прошлого века документ несколько раз актуализировался, однако, до конца так и не отразил кардинальных изменений в структуре участников рынка, а также перечня предоставляемых услуг.

Одним из главных преобразований, предусмотренных Законопроектом, является создание единой почтовой электронной системы (ст. 21 Законопроекта). Ее создание вызвано глобальной компьютеризацией общества и основано на положениях Государственной программы РФ "Информационное сообщество (2011-2020 годы)", а также положениях Федерального закона от 6 апреля 2011 года № 63-ФЗ "Об электронной подписи". Эта информационная система предназначена для пересылки почтовых отправлений в электронной форме, в том числе в рамках электронного документооборота. Надо отметить, что доступ к ресурсу будет осуществляться через виртуальные отделения почтовой связи, а вся пересылаемая корреспонденция будет направляться на официальный почтовый электронный ящик адресата с отметкой календарного почтового штемпеля (ст. 19 Законопроекта).  

Штемпелевание почтовых отправлений, сопроводительных и иных документов в электронной форме осуществляется путем присоединения к указанным почтовым отправлениям и документам дополнительной информации, подписанной в соответствии с Федеральным законом от 6 апреля 2011 года № 63-ФЗ "Об электронной подписи" (ч. 4 ст. 18 Законопроекта).

Среди нововведений Законопроекта – изменение структуры почтовой связи. Так, в зависимости от назначения, способа и условий пересылки почтовая связь будет подразделяться на универсальную и курьерскую (ч. 1 ст. 5 Законопроекта). Универсальная почтовая связь предназначена для пересылки всех видов почтовых отправлений на территории страны. Особенность курьерского вида почтовой связи будет заключаться в получении пользователями почтовых отправлений в кратчайшие сроки. Напомним, что действующая ст. 9 Закона не предусматривает пересылки почтовых отправлений курьерской доставкой.

Кроме того, по сравнению с действующим сегодня законом, планируется дополнить понятийный аппарат. Так, в ст. 2 Законопроекта включены понятия "услуга курьерской почтовой связи", "электронное письмо", "виртуальное отделение почтовой связи", "почтомат" и др. А определение "почтовые отправления" будет дополнено понятием "почтовый денежный перевод" согласно Соглашению о почтовых платежных услугах (Всемирный почтовый конгресс, г. Женева, 2008 год).

 

    СПРАВКА

    Виртуальное отделение почтовой связи сайт оператора универсальной почтовой связи в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", обеспечивающий доступ к единой почтовой электронной системе оператора универсальной почтовой связи и предназначенный для дистанционного оказания услуг оператора универсальной почтовой связи;

    Почтомат – автоматизированное устройство, предназначенное для отправки (приема), хранения и доставки (вручения) почтовых отправлений;

    Регистрируемые почтовые отправленияпочтовое отправление, пересылка которого осуществляется с выполнением операций приема, вручения и уведомлением отправителя о вручении почтового отправления;

    Услуга курьерской почтовой связи - услуга почтовой связи, включающая в себя пересылку регистрируемых почтовых отправлений в виде почтовых карточек, писем, мелких пакетов и посылок, оказываемая оператором курьерской связи на основании возмездного договора, заключаемого с пользователем услуг почтовой связи;

    Электронное письмо письмо, пересылаемое в электронной форме с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" или электронных носителей (cт. 2 Законопроекта).


 

Законопроект также предусматривает создание новых типов отделений почтовой связи. К ним относятся отделения автоматизированного и передвижного типа. Отделения автоматизированного типа будут предназначены для самообслуживания пользователей с помощью почтоматов, платежных терминалов и терминалов доступа в Интернет (п. 5 ч. 3 ст. 15 Законопроекта).

Отделения передвижного типа будут созданы на базе транспортных средств. Их цель – повышение доступности услуг связи и оптимизация расходов на содержание стационарных отделений почтовой связи (п. 4 ч. 3 ст. 15 Законопроекта).

Как отмечалось выше, вводится курьерская доставка регистрируемых почтовых отправлений. Она будет осуществляться на основании лицензии оператора почтовой связи и договора, заключаемого в письменной форме с пользователями услуг. В случае утраты, повреждения, недоставки или нарушения договорных сроков оператор курьерской почтовой связи будет нести ответственность, согласно договору (ст. 41 Законопроекта).

Планируется установить лицензирование деятельности как по оказанию услуг универсальной, так и курьерской почтовой связи.

Лицензия на оказание универсальных услуг будет давать право на выполнение операций, необходимых для оказания почтовой связи (ст. 12 Законопроекта). Лицензия на оказание курьерской почтовой связи – на пересылку регистрируемых почтовых отправлений, таких как почтовые карточки, письма, мелкие пакеты и посылки (ст. 36 Законопроекта).

Определено, что лицензия на оказание услуг универсальной почтовой связи будет выдаваться на 10 лет, на оказание услуг курьерской почтовой связи – на пять лет (п. 5 ст. 10 Законопроекта № 418736-6). Данные изменения могут быть внесены в Федеральный закон от 7 июля 2003 г. № 126-ФЗ "О связи".

Не остались в стороне и работники оператора почтовой связи, ответственные за прием почтовых сообщений. Предполагается, что они должны проходить регулярное обучение и аттестацию по вопросам безопасности и противодействия террористическим актам (ч. 4 ст. 43 Законопроекта).

В случае принятия законопроекта потребуется внесение изменений в другие законодательные акты. На данный момент изменения уже оформлены в соответствующий законопроект и ожидают своей очереди рассмотрения (законопроект № 418736-6 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О почтовой связи") (далее – законопроект № 418736-62).

Предусмотрены изменения в КоАП РФ, предполагающие установление административной ответственности за:

  • нарушение требований по обеспечению безопасности пересылки почтовых отправлений в виде штрафа на граждан в размере до 5 тыс. руб.; на должностных лиц – до 50 тыс. руб.; на юридических лиц – до 100 тыс. руб.;
  • нарушение правил пользования абонентскими почтовыми ящиками в виде предупреждения или штрафа на граждан в размере до 1,5 тыс. руб.; на должностных лиц – до 5 тыс. руб.; на юридических лиц – до 100 тыс. руб.;
  • нарушение нормативных сроков пересылки и утрату почтовых отправлений в виде штрафа на должностных лиц в размере до 1 тыс. руб. или до 5 тыс. руб. соответственно; на юридических лиц – до 10 тыс. руб. (ст. 8 законопроекта № 418736-6).

В связи с отсутствием в законопроекте понятия "организация федеральной почтовой связи" изменения затронут и НК РФ. Предложено передать полномочия и обязанности, установленные НК РФ, для организации федеральной почтовой связи, операторам универсальной почтовой связи (законопроект № 418752-6 "О внесении изменений в часть первую Налогового Кодекса Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О почтовой связи"3).

 

    ИССЛЕДОВАНИЕ

    ИсследованиеМы опросили пользователей нашего портала, какие из нововведений законопроекта будут способствовать более качественной и быстрой работе ФГУП "Почта России", в случае его принятия. Отметим, что повышение заработной платы – одна из наиболее приоритетных мер, по мнению наших респондентов. Так, в соответствующем опросе ответили 32% респондентов: "За такую низкую зарплату, которая сейчас, на почте исключительно работают люди предпенсионного возраста, либо те, кто уже вышел на пенсию...".

    К значительному улучшению качества работы ФГУП "Почта России" приведет и новый вид почтовых отправлений – оперативная курьерская доставка (11% респондентов), а также самообслуживание пользователей с помощью почтоматов и платежных терминалов. С этим согласились 10% опрашиваемых.

    Однако 24% респондентов считают, что для совершенствования качества услуг почтовой связи необходим комплекс предложенных мер: "Только все мероприятия в комплексе могут решить задачи улучшения качества услуг и повышения квалификации обслуживающего персонала".

    Вместе с тем, пользователями был вынесен ряд предложений, среди которых увеличение штата специалистов, отмена проведения платежей за ЖКХ в отделениях ФГУП "Почта России", а также передача предприятия в частные руки. Подробнее


 

_______________________________ 

1 Текст законопроекта № 418707-6 "О почтовой связи" и материалы к нему размещены на официальном сайте Госдумы.
2 Текст законопроекта № 418736-6 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О почтовой связи" и материалы к нему размещены на официальном сайте Госдумы.
3 Текст законопроекта № 418752-6 "О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О почтовой связи" и материалы к нему размещены на официальном сайте Госдумы.

Источник: ИА "ГАРАНТ"

 

 Документы по теме:  Новости по теме:

 

Материалы по теме:

Волонтер или доброволец? Какие изменения в законодательстве стоит ожидать в ближайшее время

Переходим с обычной подписи на электронную: преимущества и нюансы
С 1 июля 2013 года утратил силу Федеральный закон от 10 января 2002 г. № 1-ФЗ "Об электронной цифровой подписи". В настоящее время правила получения и применения электронной подписи регламентируются Федеральным законом от 6 апреля 2011 г. № 63-ФЗ "Об электронной подписи". Что изменилось и какие виды электронной подписи предусмотрены действующим законодательством, мы рассмотрим в данной статье.

Квалифицированная, неквалифицированная, простая? Выбираем электронную подпись

Квалифицированная, неквалифицированная, простая? Выбираем электронную подпись
Действующее законодательство нередко предъявляет требования к использованию строго определенного вида электронной подписи в разных случаях. О том, какие виды электронной подписи предусмотрены для организации электронного документооборота, участия в электронных торгах, подачи отчетности в госорганы и иных областей ее применения, а также на что следует обратить внимание при использовании электронной подписи, читайте в статье.

 

Инфографика:

Популярные электронные услуги для граждан
Госуслуги стали доступнее. Теперь, не отходя от компьютера, можно оперативно узнать о штрафах за нарушение ПДД и о задолженности по налогам, подать налоговую декларацию или заявление на загранпаспорт и многое другое. На каких порталах это можно сделать, какие документы необходимы, а также сколько времени в среднем у вас это займет, узнайте из нашей инфографики.

 

Исследование:

32% опрошенных выступили за повышение заработной платы сотрудников почты

32% опрошенных выступили за повышение заработной платы сотрудников почты
27 декабря 2013 года в Госдуму внесен законопроект "О почтовой связи". Результаты нашего опроса показывают, что 32% пользователей портала garant.ru проголосовали за повышение заработной платы сотрудникам почты, а 24% опрошенных выступили за весь комплекс предложенных мероприятий, которые должны привести к совершенствованию качества услуг почтовой связи.