Анонсы
Программа повышения квалификации "О контрактной системе в сфере закупок" (44-ФЗ)"

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО ''СБЕР А". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Программа повышения квалификации "О корпоративном заказе" (223-ФЗ от 18.07.2011)

Программа разработана совместно с АО ''СБЕР А". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Носова Екатерина Евгеньевна
Выберите тему программы повышения квалификации для юристов ...

Новости

Частную клинику лишат половины выплат за операции по ОМС из-за торговли линзами

Судебная практика
 Частную клинику лишат половины выплат за операции по ОМС из-за торговли линзами
© vadymvdrobot / Фотобанк 123RF.com

Жалобы пациентов, которые для проведения глазных операций "по полису ОМС" покупали себе дорогие линзы у самой медорганизации, вызвало широкий общественный резонанс: к изучению дела подключились и правоохранительные органы, и депутаты Госдумы (Постановление АС Западно-Сибирского округа от 16 сентября 2025 г. № Ф04-3211/25).

ТФОМС также не остался в стороне и провел несколько сотен МЭЭ по "подозрительным" случаям. Заключениями МЭЭ было установлено, что частная клиника, работающая в системе ОМС, действительно требовала от пациентов приобретения линз в качестве условия выполнения операции. Взимание же ею с пациентов платы за интраокулярные линзы при проведении операции "факоэмульсификация с интраокулярными линзами" означает фактический отказ медицинской организации в предоставлении медицинской помощи в рамках ОМС и ограничение прав застрахованных лиц на ее бесплатное получение, что является основанием для взыскания штрафа.

Клиника оспорила все эти заключения МЭЭ, требуя признать их недействительными, поскольку ответчик провел внеплановые МЭЭ и составил оспариваемые заключения по поручению ФОМС, а судебными актами по другому делу конкретно это поручение ФОМС признано недействительным (кстати, дело дошло до Верховного Суда РФ, и мы подробно рассказывали о нем), следовательно, спорные заключения МЭЭ тоже являются незаконными. Кроме того, ТФОМС не имел полномочий на проверку платных договоров купли-продажи линз, а применение им кода нарушения "1.5" необоснованно, поскольку пациенты приобретали линзы до начала оказания медицинской услуги; наконец, срок давности привлечения клиники к ответственности пропущен – случаи продажи линз имели место в 2020 году, а санкции применены в 2024 г.

Однако суды (апелляционной и кассационной инстанций) удовлетворили иск лишь частично:

  • спорные МЭЭ проведены ответчиком по поручению ФФОМС о проведении внеплановых МЭЭ и внеплановых целевых ЭКМП по случаям оказания медпомощи застрахованным лицам по всем условиям оказания медпомощи в клинике за периоды 2020-2022 годов и с января по август 2023 года. Данное поручение, действительно, было признано впоследствии незаконным. Однако помимо указанного поручения, ТФОМС получил аналогичные требования из Следственного комитета РФ – о проведении контрольно-экспертных мероприятий в отношении случаев оказания медпомощи гражданам в клинике по проведению факоэмульсификации с имплантацией интраокулярной линзы за период 2020 – 2022 (потому что результаты были нужны для расследования уголовного дела по факту мошеннического хищения денежных средств ОМС) и из Минздрава России (потому что этого требовали Генеральная прокуратура РФ и депутат Государственной Думы РФ);
  • согласно подп. 7 п. 22 Порядка № 231н внеплановая МЭЭ проводится по поручению ФОМС, в том числе в соответствии с запросом Минздрава России, а также в соответствии с поручениями Президента РФ, Правительства РФ и на основании требования органов дознания и следствия, прокурора о проведении внеплановой проверки по поступившим в органы дознания и следствия, прокуратуры материалам и обращениям;
  • следовательно, у ТФОМС имелись основания для проведения внеплановых мероприятий;
  • в ходе проведения внеплановых МЭЭ фондом установлено, что клиника в проверяемый период при проведении операций "факоэмульсификация с имплантацией интраокулярной линзы" в 535 случаях заключила с пациентами, обратившимися за получением медицинской помощи по программе ОМС, договоры купли-продажи товара и получила оплату за интраокулярную линзу иностранного производства за счет личных средств пациента, которая впоследствии была ему имплантирована. Между тем, в соответствии с п. 1 ч. 3 ст. 80 Закона № 323-ФЗ при оказании медицинской помощи в рамках территориальной программы государственных гарантий медицинские изделия, включенные в Перечень № 3053-р, не подлежат оплате за счет личных средств граждан;
  • согласно спорным заключениям МЭЭ, пациенты за личные средства в период оказания медпомощи за счет средств ОМС по назначению врача приобретали медицинские изделия из Перечня медизделий, имплантируемых в организм человека при оказании медпомощи в рамках ПГГ № 3053-р, при этом клиника по каждому из установленных 535 случаев получила полную оплату оказанной медицинской помощи за счет средств ОМС в размере 49 484,01 руб. Выявленным нарушениям присвоен код нарушения (дефекта) 1.5;
  • в связи с чем в каждом оспариваемом заключении ТФОМС уменьшил сумму оплаты по страховому случаю на 24 742,01 руб., а также начислил штраф в размере 1 336,70 руб. согласно положениям Правил ОМС;
  • судами установлено, что стоимость одного случая госпитализации в дневном стационаре по КСГ определена ТФОМС по формуле согласно п. 3 раздела I Методических рекомендаций по способам оплаты медпомощи за счет средств ОМС, доведенные письмом от 12 декабря 2019 г. Минздрава России № 11-7/и/2-11779, ФФОМС № 17033/26-2/и, и составила 49 484,01 руб. на 2020 год; Приложением № 29 к Тарифному соглашению на 2020 год установлен коэффициент относительной затратоемкости, который учитывается при определении тарифа на "Операции на органе зрения (уровень 5)" – 3,84. При этом клиникой не опровергнуто, что установленный размер коэффициента 3,84 позволяет покрыть расходы медорганизации, связанные с оказанием медицинской помощи, в том числе связанные с приобретением интраокулярной линзы;
  • таким образом, тариф на оплату медпомощи в проверяемый период включал в себя все необходимое для ее качественного оказания; реальная возможность предоставить расходный материал надлежащего качества в целях обеспечения бесплатной медицинской помощью у медицинской организации имелась. В ходе судебного разбирательства фондом проведен анализ качественных характеристик интраокулярных линз, приобретенных пациентами за счет личных средств, и интраокулярных линз, переданных застрахованным лицам согласно акту приема-передачи по ОМС, и установлено, что данные линзы обладают примерно равными характеристиками. Следовательно, клиника фактически покрывала расходы, связанные с проведением факоэмульсификации с имплантацией интраокулярных линз, одновременно и за счет средств ОМС, и за счет средств пациента, что привело к двойному финансированию и нарушению права пациента на получение бесплатной качественной медпомощи, в связи с чем выводы фонда о допущенном клиникой нарушении (код 1.5) и о наличии оснований для применения санкций в виде суммы неоплаты (уменьшения оплаты) по каждому оспариваемому заключению МЭЭ являются верными;
  • принимая во внимание год назначения проведения контрольных мероприятий в виде МЭЭ (2023 год), проведение МЭЭ за период, не превышающий трех лет перед годом проведения проверки, в том числе за 2020 год, не усмотрели нарушений в плане глубины проведения проверки со стороны фонда.
  • однако поскольку при проведении МЭЭ не установлено фактов неоказания, несвоевременного оказания или оказания медицинской помощи ненадлежащего качества по договору на оказание и оплату медицинской помощи по ОМС, у ТФОМС отсутствовали правовые основания для начисления штрафа в соответствии с пунктом 155 Правил ОМС за выявленные нарушения, в связи с чем спорные МЭЭ правомерно признаны недействительными в части начисления указанного штрафа.
Читать ГАРАНТ.РУ в Новости и Дзен

Документы по теме:

Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации"

Читайте также:

Мы используем Cookies в целях улучшения наших сервисов и обеспечения работоспособности веб-сайта, статистических исследований и обзоров. Вы можете запретить обработку Cookies в настройках браузера.
Подробнее

Актуальное