Новости и аналитика Новости ВС РФ подготовил обзор судебной практики по делам, связанным с обращением с ТКО

ВС РФ подготовил обзор судебной практики по делам, связанным с обращением с ТКО

ВС РФ подготовил обзор судебной практики по делам, связанным с обращением с ТКО
© 1markim / Фотобанк Фотодженика

Ранее мы рассказывали об утверждении данного обзора. Сейчас хотим подробнее остановиться на наиболее интересных правовых позициях, представленных в нем.

В Обзор вошло более 50 правовых позиций по вопросам, связанным с обращением с ТКО, большинство из них представляют интерес и целиком применимы в деятельности организаций, управляющих МКД (Обзор судебной практики по делам, связанным с обращением с твердыми коммунальными отходами (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 13 декабря 2023 г.)). В частности:

  • если между региональным оператором и собственником ТКО не оформлен письменный договор на оказание услуг по обращению с ТКО, то эти услуги оказываются и оплачиваются в соответствии с условиями типового договора. При этом такой договор с УК считается заключенным либо с даты, указанной в решении ОСС о выборе УК, либо с даты заключения договора управления МКД. Отсутствие оформленного договора само по себе не образует состав правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.2 КоАП РФ;
  • если собственник вообще не проживает в квартире, плата за ТКО на период его отсутствия (непроживания) не пересчитывается. Если потребитель проживает в квартире, но временно отсутствует, то плата пересчитывается независимо от того, исчисляется ли она исходя из количества проживающих или из общей площади жилого помещения;
  • создание мест (площадок) накопления ТКО относится к полномочиям (обязанностям) органов МСУ. Собственники помещений в МКД всего лишь вправе принять решение о создании контейнерной площадки на собственном земельном участке, относящемся к общему имуществу;
  • а вот обязанность содержать площадки накопления ТКО возложена на УК (ТСЖ). Если площадка обслуживает несколько МКД, то расходы по ее содержанию распределяются между УК пропорционально общей площади помещений в МКД;
  • если региональный оператор не смог забрать мусор из-за сугробов на дороге, мешавших проезду техники, он отвечает за неоказание услуги по обращению с ТКО (потому что выпадение снега в зимний период относится к предсказуемому явлению, не является чрезвычайным и не может быть отнесено к обстоятельствам непреодолимой силы);
  • если бункер для сбора крупногабаритного мусора расположен далеко от дома - это проблема потребителя. Региональный оператор не обязан доставлять крупногабаритных отходов от потребителя на площадку для их складирования;
  • обязанность создать и содержать места накопления отработанных ртутьсодержащих ламп (в том числе, если обустроить такое место в МКД невозможно) лежит на органе местного самоуправления, причем такие отработанные лампы, - хотя и относятся к отходам I класса опасности - все же являются ТКО;
  • если в регионе не организован раздельный сбор мусора, собственник ТКО выбирает один из расчетных способов осуществления коммерческого учета таких отходов (по нормативам накопления ТКО или по количеству и объему контейнеров в местах накопления ТКО). Если и регион перешел на раздельный сбор мусора, и потребитель сортирует мусор в соответствии с региональными правилами, то последний вправе производить коммерческий учет отходов исходя из количества и объема контейнеров;
  • владелец нежилого помещения в МКД может учитывать свои ТКО исходя из количества и объема собственных контейнеров, установленных на площадке накопления ТКО (независимо от перехода региона на раздельный сбор мусора);
  • акты о нарушении региональным оператором обязательств по вывозу ТКО можно опровергнуть, в том числе, данными системы ГЛОНАСС, путевыми листами, территориальной схемой, маршрутными журналами и другими документами;
  • в договор оказания услуг по обращению с ТКО можно включать условие о периодичности вывоза сухих сортированных отходов по заявке потребителя, потому что накапливать сухие сортированные отходы можно и дольше, чем три дня (данный "санитарный" срок установлен для несортированных ТКО);
  • убирать несанкционированную свалку должен собственник земельного участка (необязательно с привлечением регионального оператора). Если собственность на земельный участок не разграничена, мусор (предупредив ОМСУ) вывозит региональный оператор, который вправе взыскать соответствующие убытки с ОМСУ;
  • несвоевременное предоставление потребителю платежных документов на оплату коммунальных услуг по обращению с ТКО образует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.4 КоАП РФ.