Казенные учреждения обязаны уведомлять бывших нанимателей о приеме на работу их бывших служащих
EdZbarzhyvetsky / Depositphotos.com |
Верховный Суд Российской Федерации включил в обзор судебной практики дело о привлечении государственного казенного учреждения к ответственности по ст. 19.29 КоАП за нарушение порядка приема на работу бывшего государственного служащего.
Напомним, работодатель при заключении трудового договора с бывшим государственным или муниципальным служащим в течение 2 лет после его увольнения с государственной или муниципальной службы обязан в десятидневный срок сообщить об этом представителю нанимателя (работодателю) служащего по последнему месту его службы (ч. 3 ст. 64.1 Трудового кодекса, ч. 4 ст. 12 Закона № 273-ФЗ). Данное требование закона распространяется не на всех бывших государственных и муниципальных служащих, а лишь на занимавших должности, перечень которых установлен нормативными правовыми актами РФ.
Объективная сторона состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 19.29 КоАП РФ, выражается в неисполнении данной обязанности.
В п. 3 Обзора судебной практики (утв. Президиумом ВС РФ 30 ноября 2016 ) говорилось, что трудоустройство бывшего служащего в государственное (муниципальное) казенное учреждение не связано с коррупционными рисками и не может повлечь коллизии публичных и частных интересов. Поэтому обязанность в десятидневный срок сообщать о заключении трудового договора с бывшим служащим у казенного учреждения не возникает. В Постановлении от 12 мая 2016 г. № 45-АД16-5 судья ВС РФ применил такую же логику в отношении бюджетного учреждения, а в Постановлении от 21 апреля 2017 г. № 45-АД17-11 – в отношении фонда, созданного субъектом РФ. Однако позднее Верховный Суд РФ отказался от этого подхода. В п. 5 Постановления Пленума ВС РФ от 28 ноября 2017 г. № 46 указано, что обязанность, предусмотренную ч. 4 ст. 12 Закона № 273-ФЗ, несут организации независимо от их организационно-правовой формы.
Государственное казенное учреждение было признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 19.29 КоАП РФ и подвергнуто административному наказанию в виде штрафа.
Не соглашаясь с Постановлением о привлечении к административной ответственности, учреждение подало в суд жалобу, в которой просило отменить Постановление, указывая, что оно незаконно, необоснованно, учреждение является казенным, коррупционных мотивов в действиях учреждения не было.
Однако суд, сославшись на п. 5 Постановления Пленума ВС РФ от 28. ноября 2017 г. № 46, пояснил, что исходя из смысла ст. 12 Закона № 273-ФЗ обязанность, предусмотренную ч. 4 названной статьи, несут организации независимо от их организационно-правовой формы.
В связи с этим учреждение обязано было в десятидневный срок письменно сообщить о заключении трудового договора с гражданином, замещавшим должность государственной или муниципальной службы, включенную в перечень, установленный нормативными правовыми актами РФ, по прежнему месту работы последнего, однако данная информация в установленный законом срок не была направлена. Таким образом, в действиях казенного учреждения усматриваются признаки состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 19.29 КоАП РФ.