Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО ''СБЕР А". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.
Программа разработана совместно с АО ''СБЕР А". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.
![]() |
Еще в 2019 году – 11 июля – президиум Правительственной комиссии по цифровому развитию одобрил концепцию суперсервиса "Цифровое исполнительное производство", разработанного ФССП России совместно с Минцифры России в рамках реализации федерального проекта "Цифровое государственное управление" национальной программы "Цифровая экономика". Согласно концепции реализованный на портале госуслуг суперсервис должен позволять гражданам и организациям, которые являются сторонами исполнительного производства и, соответственно, пользователями портала, получать сведения о ходе исполнительного производства в электронном виде: в автоматическом режиме – в течение 30 секунд с момента запроса, взаимодействовать с приставами: подавать заявления, ходатайства, получать уведомления, погашать задолженность до возбуждения исполнительного производства, а также отслеживать стадии процесса снятия ограничения на выезд из России.
Запланированная цифровая трансформация исполнительного производства обусловлена не только закреплением ее в программных документах в качестве одной из составляющих процесса перехода к цифровому государственному управлению, но и объективной необходимостью – количество поступающих в ФССП России документов ежегодно растет: в 2020 году, по данным ведомства, на принудительном исполнении находилось более 110 млн документов (на 8 млн больше, чем в 2019 году). Таким образом, применение цифровых технологий и автоматизация процессов, связанных с исполнительным производством, позволит решить две задачи: сделать эти процессы более удобными для сторон производства и оптимизировать деятельность судебных приставов. Текущее состояние цифровой трансформации данной сферы стало предметом обсуждения на одной из тематических сессий Петербургского международного юридического форума 9 3/4 , информационным партнером которого является компания "Гарант". Опираясь на обнародованные представителями органов, ведущих эту работу, сведения, попробуем оценить, как скоро исполнительное производство перейдет на новый уровень эффективности.
Позиции высших судов по вопросам, касающимся реализации прав взыскателя и должника в исполнительном производстве, – в Энциклопедии судебной практики системы ГАРАНТ. Получите полный доступ на 3 дня бесплатно!
Получить доступВ 2020 году была реализована задача по интеграции информационных систем ФССП России – напомним, на сайте ведомства функционирует сервис "Банк данных исполнительных производств" – и портала госуслуг, что позволило реализовать на портале несколько цифровых сервисов. Во-первых, начиная с октября прошлого года должники и взыскатели могут получать через портал подробную информацию по исполнительным производствам – в ответе на соответствующий запрос содержатся данные об основании возбуждения производства, размере задолженности на данный момент, всех действиях судебного пристава, наложенных ограничениях (при наличии), а также указание на то, какие действия необходимо предпринять, и контактные данные судебного пристава. Если запрос направляется непосредственно должником или взыскателем, в нем нужно указать только номер исполнительного производства, если представителем стороны – законным или по доверенности, – то еще информацию о данном лице и документах, подтверждающих его полномочия. Ответ на запрос формируется автоматически – в течение примерно 30 секунд с момента отправки заявления. По данным Минцифры России, сейчас сервис обрабатывает более 30 тыс. запросов о получении информации об исполнительном производстве в сутки.
Второй сервис, реализованный на портале госуслуг ФССП России совместно с Минцифры России в ноябре прошлого года, – подача заявлений, ходатайств, объяснений, отводов, жалоб по исполнительному производству. Для удобства возможные обращения сгруппированы по конкретным жизненным ситуациям – с указанием вида заявления, условий, при которых оно может быть подано, и срока рассмотрения.
Взыскателями через портал госуслуг могут направляться следующие обращения.
Должники через портал госуслуг могут направлять следующие обращения.
На данный момент, по сведениям ФССП России, сервисом подачи заявлений, ходатайств, объяснений, отводов, жалоб по исполнительному производству на портале госуслуг воспользовались более 1 млн человек.
Кроме того, в прошлом году была реализована возможность уведомления сторон через личные кабинеты на портале госуслуг о юридически значимых действиях судебных приставов. "На сегодня сервис реализован во всех субъектах РФ. Количество пользователей портала госуслуг, которые подписались на получение юридически значимых уведомлений или извещений, составляет порядка 80 млн, большая часть из них – физические лица. Посредством этого сервиса направлено уже более 13 млн извещений", – рассказала первый заместитель директора ФССП России Ольга Помигалова.
Помимо этого, в настоящее время ведется работа по обеспечению максимально удобной навигации по электронным госуслугам: разработан и уже тестируется на бета-версии портала госуслуг (gosuslugi.ru/new) цифровой ассистент, выдающий ссылку на конкретный раздел портала после ввода названия услуги или жизненной ситуации в поисковой строке. А по некоторым жизненным ситуациям, например по алиментным отношениям, робот предлагает не только ссылки на нужные услуги, но и своего рода мини-консультации с описанием условий и порядка получения услуги. "ФССП России стала первым ведомством, которое интегрируется с данным цифровым ассистентом. В будущем его развитие приведет к тому, что люди смогут обращаться на портале госуслуг напрямую к этому роботу, который в режиме, близком к человеческому общению, сможет консультировать их по разным жизненным ситуациям. Это будет прорыв в деле цифровизации нашей страны. Надеемся, что в этом году этот прецедент будет создан на больших числах, на больших объемах данных, и в следующем году мы будем тиражировать эту практику на другие ведомства", – отметил заместитель Министра цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Дмитрий Огуряев.
Нет никаких сомнений в том, что востребованность обозначенных цифровых сервисов будет расти – они удобны для сторон исполнительного производства, так как упрощают процесс подачи обращений в ФССП России (не нужно отправлять или подавать лично письменные заявления) и позволяют оперативно отслеживать все действия по конкретному исполнительному производству, – поэтому их функционал планируется расширять. Так, в качестве задач на ближайшую перспективу ФССП России определено обеспечение возможности отслеживания на портале госуслуг стадий снятия ограничения права выезда должника из России и внедрение механизма идентификации представителей сторон исполнительного производства при подаче ходатайств и обращений (очевидно, это избавит их от необходимости каждый раз указывать сведения, подтверждающие их полномочия).
Следующий этап цифровой трансформации сферы исполнительного производства – автоматизация деловых процессов непосредственно ФССП России. "Это позволит нам принимать некоторые решения приставов в автоматическом режиме. Например, при вынесении постановления о возбуждении исполнительного производства, когда документ, поступивший к нам на исполнение, соответствует всем требованиям, которые предъявляются к исполнительному листу с точки зрения закона, и в нем будут указаны данные, позволяющие нам однозначно идентифицировать лицо как должника, чтобы мы могли в отношении него принимать меры принудительного исполнения. Следующее действие, которое может выполняться в автоматическом режиме, – вынесение решения о прекращении исполнительного производства в случае, если должник в полном объеме погасил имеющуюся задолженность, и эта информация была направлена нам через государственную информационную систему о государственных и муниципальных платежах (ГИС ГМП). Таким же образом может быть реализовано автоматическое снятие наложенных ограничений в случае, если должник в полном объеме погасил имеющуюся задолженность или исполнил иное судебное решение неимущественного характера", – пояснила Ольга Помигалова.
Для запуска такого механизма автоматического принятия ряда решений необходимо обеспечить 100%-ную идентификацию сторон исполнительного производства. На решение этой задачи – путем введения требования об указании в исполнительных документах определенного перечня идентификаторов должника и взыскателя, и на законодательное закрепление возможности принятия решений по ряду вопросов исполнительного производства в автоматическом режиме направлен разработанный Минюстом России законопроект № 1144920-7, принятый Госдумой в первом чтении 12 мая.
Также министерство, по словам заместителя Министра юстиции РФ Евгения Забарчука, совместно с заинтересованными органами власти готовит законопроект, предполагающий отказ от электронного документооборота исполнительных документов и переход к так называемой реестровой модели на базе ГИС ГМП. "Создание такого реестра исполнительных документов, содержащего информацию об исполнительных документах и ходе их исполнения, позволит решить ряд существенных проблем в сфере принудительного исполнения, связанных с подделкой исполнительных документов, их реквизитов, отметки об остатке задолженности и ряда других", – подчеркнул замминистра.
Соответствующий реестр должен стать источником достоверных и актуальных сведений об исполнительных документах – тех, которые содержат денежные требования: взыскатели, должники, банки, работодатели смогут в любой момент времени проверить действительность исполнительного документа и актуальный размер остатка задолженности, что исключит неправомерное списание денег с должников, добавил в свою очередь руководитель Федерального казначейства Роман Артюхин (казначейство, напомним, является оператором ГИС ГМП).
Еще одно крайне важное направление цифровизации – электронное взаимодействие ФССП России с государственными и иными органами, кредитными организациями, от которых ведомство получает информацию об имущественном положении должников, и, конечно, судами – более 50% исполнительных документов поступает к приставам именно из судов. В настоящее время, по словам Ольги Помигаловой, с 63 субъектами РФ заключены двусторонние соглашения об электронном взаимодействии с мировыми судьями, судебные участки которых расположены на территории данных регионов. При участии Судебного департамента при Верховном Суде РФ ведется работа по организации электронного взаимодействия с федеральными судами общей юрисдикции: пока документы в электронном виде поступают в ФССП России от 12 СОЮ. "Надеюсь, совместными усилиями службы, Минюста России, Минцифры России, ВС РФ и Судебного департамента удастся до конца 2021 года наладить электронное взаимодействие с максимально возможным количеством судов, чтобы мы могли у себя всю свою внутреннюю работу, все свои деловые процессы перевести на рельсы цифровизации", – заключила первый заместитель директора ФССП России.
Есть основания полагать, что запущенный процесс цифровизации в конечном итоге приведет к повышению эффективности исполнительного производства и, соответственно, качества исполнения судебных решений. "Вопросы эффективности исполнительного производства всегда подвергались жесткой критике со стороны бизнес-сообщества. Все отмечали, что взаимодействие с судебными приставами практически невозможно: дозвониться нереально, получить информацию о движении дела очень сложно. Мы понимали, что в этой сфере нужны системные изменения. Работа, которая начата, вселяет в нас оптимизм. Надеемся, что через год-два оценки бизнеса по качеству исполнения судебных решений кардинально поменяются", – отметил вице-президент по правовому регулированию и правоприменению РСПП Александр Варварин.
При этом у профессионального сообщества есть свои предложения по ключевым моментам, которые обязательно нужно учесть при формировании системы цифрового исполнительного производства. В частности, о четкой регламентации сроков размещения исполнительных документов в информационных системах (чтобы исключить задержки) и стимулировании должников-организаций к добровольному исполнению требований, содержащихся в исполнительных документах. Реализованная сейчас возможность уведомления должников через портал госуслуг затрагивает в первую очередь граждан – многие организации не имеют аккаунтов на портале. Направление уведомлений по электронной почте тоже не всегда возможно, так как в ЕГРЮЛ содержатся электронные адреса не всех организаций. В связи с этим РСПП предлагает подумать, например, о том, чтобы сделать указание электронного адреса в направляемых для регистрации юридического лица документах обязательным требованием.
Документы по теме:
Федеральный закон от 2 октября 2007 г. № 229-ФЗ "Об исполнительном производстве"
Читайте также:
Принудительное взыскание дорожного штрафа может быть автоматизировано
Уклонение от уплаты алиментов. Административная ответственность
Банки должны будут сообщать приставам о погашении долга гражданином в режиме реального времени