Версия от 25 января 2024 года:
Налоги и сборы, бухгалтерский учет
Банковская деятельность
Ценные бумаги, фондовый рынок
Торговля, общественное питание, бытовое обслуживание, защита прав потребителя
Бюджетная система
Здравоохранение, образование, наука, культура, спорт и туризм
Уголовное, уголовно-процессуальное, уголовно-исполнительное право
Налоги и сборы, бухгалтерский учет
Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 21 января 2025 г. N 2-П "По делу о проверке конституционности подпункта 5 пункта 3 статьи 39, пункта 1 статьи 41, пунктов 1 и 2 статьи 248, пунктов 1 и 2 статьи 249, а также пункта 1 статьи 346.15 Налогового кодекса Российской Федерации в связи с запросом Верховного Суда Российской Федерации"
КС обязал уточнить правила исчисления налога по УСН в связи с передачей имущества выбывшему из общества участнику.
ООО приобрело долю выбывшего участника, а взамен передало ему недвижимость. Налоговый орган исчислил налогооблагаемый доход ООО по стоимости переданного имущества, доначислил налог по УСН, пени и штраф.
Суды это решение поддержали, но Верховный Суд РФ направил запрос в Конституционный Суд РФ, поскольку НК РФ не указывает однозначно на возникновение в этом случае дохода у общества и не содержит правил исчисления налога по УСН.
В силу своей неопределенности оспариваемые нормы не соответствуют Конституции. Они допускают произвольное разрешение вопроса о возникновении у ООО дохода при передаче имущества выбывшему участнику и произвольное определение его размера. Между тем стоимость переданного в счет доли имущества не всегда равна стоимости этой доли. Тем более после перехода к обществу доля может подешеветь из-за уменьшения активов ООО. Доля - это номинальная величина, обозначающая ряд прав и обязанностей, которыми могут быть наделены новые участники. Ее оценка по стоимости выбывшего имущества (т. е. имущественных потерь) не позволяет достоверно определить, получило ли общество выгоду и в каком размере.
Законодателю необходимо устранить указанную неопределенность. До тех пор налогооблагаемым доходом ООО должна считаться действительная (рыночная) стоимость доли, определяемая после перехода ее к обществу.
Приказ Федеральной налоговой службы от 15 ноября 2024 г. N ЕД-7-15/1036@ "Об утверждении формы, порядка заполнения и формата представления реестра, предусмотренного подпунктом 3 пункта 3.1 и подпунктом 2 пункта 3.7 статьи 165 Налогового кодекса Российской Федерации, в электронной форме"
Подтверждаем нулевой НДС при ж/д перевозке товаров от границы до станции назначения.
С 1 апреля 2025 г. для подтверждения нулевого НДС при ж/д перевозке товаров от портов или станций прибытия на территорию России до российской станции назначения вместо копий транспортных, товаросопроводительных и (или) иных документов представляется электронный реестр сведений из таких документов.
Установлены форма, формат и правила заполнения реестра.
Зарегистрировано в Минюсте России 21 января 2025 г. Регистрационный N 80983.
Банковская деятельность
Указание Банка России от 26 сентября 2024 г. N 6864-У "О ведении Банком России реестра операторов по приему платежей и об оценке Банком России соответствия лиц, указанных в части 1 статьи 3.2 Федерального закона от 3 июня 2009 года N 103-ФЗ "О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами", квалификационным требованиям и требованиям к деловой репутации и лиц, указанных в части 3 статьи 3.3 Федерального закона от 3 июня 2009 года N 103-ФЗ "О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами", требованиям, установленным частью 1 статьи 3.3 указанного Федерального закона, или требованию, установленному частью 1.1 статьи 3.3 указанного Федерального закона"
Порядок ведения реестра платежных агентов актуализирован.
Отменен запрет на передачу функций единоличного исполнительного органа оператора по приему платежей юрлицу (управляющей организации). В связи с этим пересмотрены правила допуска операторов и порядок ведения их реестра. Урегулированы вопросы направления оператором в Банк России уведомлений, содержащих информацию об управляющей организации, которой переданы функции единоличного исполнительного органа оператора, и о ее единоличном исполнительном органе.
Указание вступает в силу через 10 дней после опубликования. Установлены переходные положения.
Прежний порядок ведения реестра платежных агентов утрачивает силу.
Зарегистрировано в Минюсте России 16 января 2025 г. Регистрационный N 80938.
Информационное письмо Банка России от 22 января 2025 г. N ИН-03-23/70 "О требованиях к раскрытию и представлению в Банк России отчетности и информации в 2025 году"
Нюансы представления кредитными организациями в ЦБ РФ отчетности и информации в 2025 г.
Банк России подготовил для кредитных организаций и головных организаций банковских холдингов указания по раскрытию и представлению в ЦБ РФ отчетности и информации в 2025 г.
Приведены шаблоны публикуемой отчетности с указанием сведений, которые не раскрываются.
Указано, какая отчетность представляется в Банк России в полном объеме (т. е. с учетом нераскрытых сведений). Для отдельной отчетности определены сроки ее представления в ЦБ РФ (не позже 3 рабочих дней после даты ее раскрытия).
При предоставлении информации третьим лицам рекомендуется исходить из оценки риска введения санкций в отношении кредитной организации, ее контрагентов и связанных с ней лиц, а также учитывать необходимость обеспечения сохранности предоставленной информации (например, путем заключения соглашения о неразглашении конфиденциальной информации). Также рекомендуется, придерживаясь принципа осмотрительности, не раскрывать в МСФО-отчетности "чувствительные" сведения, не подлежащие раскрытию в РСБУ-отчетности.
Ценные бумаги, фондовый рынок
Информационное письмо Банка России от 13 января 2025 г. N ИН-02-28/68 "О Рекомендациях по разработке стратегии повышения акционерной стоимости"
Компаниям даны рекомендации по повышению акционерной стоимости.
Эмитенты, чьи акции обращаются на бирже, и будущие кандидаты на IPO должны разработать стратегии повышения акционерной стоимости в средне- и долгосрочной перспективе. Установлен единый подход к их разработке, структуре, содержанию, утверждению и раскрытию.
Стратегия должна быть краткой и изложенной понятным языком. Она должна содержать информацию об основных видах деятельности, продуктах и услугах, ключевые показатели финансовой отчетности и операционной деятельности, сведения о рыночной капитализации, об объявленных и выплаченных дивидендах за последние 3-5 лет, а также о размещенных и находящихся в обращении ценных бумагах.
В качестве ключевого целевого индикатора стратегии может использоваться совокупная доходность для акционеров (total shareholder return). Показатель объединяет дивидендную доходность и доходность, полученную инвесторами от положительной переоценки акций.
Компании должны определить цели своего развития на срок от 3-5 до 10 лет и планы по их достижению. Они должны быть амбициозными, но реалистичными. При отклонении от целевых ориентиров компаниям следует пояснять причины, а также описывать действия, которые они планируют предпринять для возвращения к заданной траектории.
Особое внимание уделяется вопросам коммуникации эмитента с инвесторами, прежде всего розничными, которые доминируют на вторичном рынке акций.
Торговля, общественное питание, бытовое обслуживание, защита прав потребителя
Постановление Правительства Российской Федерации от 17 января 2025 г. N 7 "О внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 30 июня 2021 г. N 1100"
Уточнен срок действия правил санитарно-эпидемиологического контроля.
Решено снять ограничение по сроку действия правил федерального государственного санитарно-эпидемиологического контроля (надзора), за исключением положений о проверке соблюдения требований техрегламентов о безопасности:
- пищевой продукции;
- молока и молочной продукции;
- мяса и мясной продукции;
- рыбы и рыбной продукции.
Эти положения действуют до 1 сентября 2026 г.
Распоряжение Правительства Российской Федерации от 17 января 2025 г. N 39-р
Названы добавки, усиливающие никотиновую зависимость.
С 1 марта 2025 г. устанавливается перечень красителей и добавок, усиливающих табачную (никотиновую) зависимость. Включены аммиак, сахара, ацетальдегид, соли никотина, аммоний и его производные.
Их будет нельзя использовать в качестве ингредиентов при производстве некурительной табачной продукции.
Бюджетная система
Приказ Минфина России от 30 сентября 2024 г. N 144н "О внесении изменений в приложения N 1, 2, 4 и 5 к приказу Министерства финансов Российской Федерации от 15 апреля 2021 г. N 61н "Об утверждении унифицированных форм электронных документов бухгалтерского учета, применяемых при ведении бюджетного учета, бухгалтерского учета государственных (муниципальных) учреждений, и Методических указаний по их формированию и применению"
Бюджетный и бухгалтерский учет государственных и муниципальных учреждений: расширен список унифицированных форм электронных первичных учетных документов.
Дополнен перечень унифицированных форм электронных первичных учетных документов класса 05 ОКУД, применяемых при ведении бюджетного и бухгалтерского учета государственных (муниципальных) учреждений. Включены инвентаризационные описи:
- расчетов с поставщиками и прочими дебиторами и кредиторами;
- ценных бумаг;
- задолженности по кредитам, займам (ссудам);
- состояния государственного (муниципального) долга в ценных бумагах, по привлеченным кредитам и по предоставленным гарантиям.
Это также акт сверки расчетов и сведения о признании объектов права пользования нефинансовыми активами.
Обновлена форма акта о результатах инвентаризации.
Приказ применяется при ведении учета с 1 января 2026 г. либо ранее указанного срока по мере организационно-технической готовности субъекта учета.
Зарегистрировано в Минюсте России 21 января 2025 г. Регистрационный N 80978.
Здравоохранение, образование, наука, культура, спорт и туризм
Распоряжение Правительства Российской Федерации от 15 января 2025 г. N 10-р
Расширен список жизненно важных лекарств.
В перечень жизненно необходимых и важнейших лекарств включено 18 препаратов для лечения лимфомы, меланомы, лейкоза, рака молочной железы, сахарного диабета, системной красной волчанки, анемии при хронической болезни почек, тахикардии, нарушений липидного обмена, пневмонии, перитонита, хронической обструктивной болезни легких и тяжелой формы бронхиальной астмы, а также для профилактики тромботических осложнений и при проведении антиретровирусной терапии.
Среди новых лекарств - занубрутиниб, полатузумаб ведотин, нурулимаб + пролголимаб, инотузумаб озогамицин, алпелисиб, анифролумаб, алоглиптин + пиоглитазон, эсмолол, роксадустат, инклисиран, биапенем, атазанавир + ритонавир, фампридин, гликопиррония бромид + индакатерол + мометазон, беклометазон + гликопиррония бромид + формотерол, будесонид + гликопиррония бромид + формотерол и тезепелумаб.
Для инсулина лизпро, даратумумаба, диклофенака и пирибедила добавлены новые лекарственные формы.
Расширен перечень препаратов для лечения пациентов со сложными и редкими заболеваниями в рамках программы 14 высокозатратных нозологий. В него включено противоопухолевое средство изатуксимаб для лечения множественной миеломы.
Распоряжение вступает в силу через 2 месяца после официального опубликования.
Уголовное, уголовно-процессуальное, уголовно-исполнительное право
Обзор практики Верховного Суда Российской Федерации по применению норм уголовного закона о назначении наказания и иных мер уголовно-правового характера (по материалам уголовных дел, рассмотренных в кассационном порядке) (утв. Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 18 декабря 2024 г.)
ВС обобщил практику кассационного пересмотра уголовных дел в части назначения наказания.
Верховный Суд РФ представил правовые позиции по вопросам назначения уголовного наказания.
Отмена условного осуждения по предыдущему приговору образует рецидив преступлений, если решение об отмене и о направлении осужденного в места лишения свободы было принято до совершения им нового преступления.
При совершении тяжкого или особо тяжкого преступления суд может лишить виновного воинского звания с обязательным изложением в приговоре мотивов такого решения. При условном осуждении в приговоре должно быть указано, почему сохранение звания невозможно.
Суд обязан выяснить, можно ли заменить лишение свободы принудительными работами и почему нельзя, если альтернативное наказание предусмотрено в соответствующей статье.
Если осужденному в силу закона не может быть назначено лишение свободы, принудительные работы также не назначаются.
Мужчины, осужденные к лишению свободы за посягательство на жизнь сотрудника правоохранительного органа, часть срока отбывают в тюрьме.
При особо опасном рецидиве мужчины отбывают наказание в исправительных колониях особого режима.
Перечень смягчающих обстоятельств не является исчерпывающим. В их число может входить участие в боевых действиях по защите Отечества.
При освобождении от уголовной ответственности с назначением судебного штрафа суд устанавливает достаточность мер по возмещению ущерба или заглаживанию иным образом причиненного преступлением вреда.