Новости и аналитика Новости Минтруд России доработает законопроект о защите лиц, сообщивших о коррупционных правонарушениях

Минтруд России доработает законопроект о защите лиц, сообщивших о коррупционных правонарушениях

Минтруд России доработает законопроект о защите лиц, сообщивших о коррупционных правонарушенияхПо данным официальной статистики Генеральной прокуратуры РФ, в прошлом году было выявлено более 381 тыс. нарушений закона в сфере противодействия коррупции. 

11 апреля 2014 года Указом Президента РФ был утвержден Национальный план противодействия коррупции на 2014-2015 годы. Помимо прочих мер, направленных на преодоление взяточничества, этим указом была поставлена задача подготовить проект нормативного акта о совершенствовании юридического и организационного обеспечения защиты лиц, сообщивших о нарушении.

В настоящее время уже существует система защиты участников уголовного процесса (Федеральный закон от 20 августа 2004 г. № 119-ФЗ "О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства"). Однако она распространяется только на тех, кто уведомил правоохранительные органы о коррупционном преступлении, – а лица, сообщившие о коррупционном правонарушении, остаются без государственной защиты. Правительство РФ поручило Минтруду, Минюсту и МВД России совместно с Генеральной прокуратурой РФ разработать соответствующий законопроект (поручение Правительства РФ от 5 мая 2014 г. № ДМ-П17-3229). В итоге 13 февраля 2015 года проект акта был вынесен Минтрудом России на общественное обсуждение1.

На данный момент подготовка документа завершена, его текст направлен на рассмотрение в Минюст России, а в минувшую пятницу в ОП РФ прошли "нулевые" чтения указанного законопроекта.

"В условиях отсутствия отдельного закона, который регламентировал бы меры защиты лиц, сообщивших о факте коррупции, действует Указ Президента РФ от 2 апреля 2013 г. № 309 "О мерах по реализации отдельных положений Федерального закона "О противодействии коррупции", который регламентируют определенные меры защиты, но не определяет ее процедуру. Кроме того, действующая на данный момент система не предусматривает меры, направленные на стимулирование надлежащего информирования о нарушении", – подчеркнул директор Департамента государственной политики в сфере государственной и муниципальной службы, противодействия коррупции Минтруда России Дмитрий Баснак. Новый законопроект призван решить эту проблему путем введения следующих мер защиты лиц, сообщивших о коррупционном правонарушении:

  • обеспечение конфиденциальности сведений о персональных данных заявителя;
  • бесплатная юридическая помощь;
  • защита от неправомерного увольнения, привлечения к дисциплинарной ответственности и иных ущемлений прав и законных интересов лица в рамках исполнения им должностных обязанностей. Так, предполагается, что сообщивший о коррупционном правонарушении сотрудник в случае совершения им дисциплинарного проступка в течение трех лет после этого может быть уволен или переведен на другую должность в особом порядке – по итогам рассмотрения данного вопроса комиссией по трудовым спорам (иным коллегиальным органом организации);
  • защита родственников и близких лица, сообщившего о правонарушении (однако перечень конкретных мер защиты для таких лиц, равно как и определение понятия "близкие лица", отсутствуют);
  • меры прокурорского реагирования.

Вместе с тем, законопроект, по мнению экспертов, нуждается в доработке.

Так, название проекта предполагает защиту всех сообщивших о коррупционном правонарушении лиц, тогда как в его тексте речь идет лишь о государственных и муниципальных служащих, работниках государственных корпораций и фондов, а также о сотрудниках, работающих по трудовому договору в организациях любых организационно-правовых форм. "Естественно, хочется охватить максимально широкий круг лиц, но необходимо соблюсти определенный баланс, чтобы не создать документ, который будет сложно применим на практике. Потребуются огромные трудозатраты, чтобы применять закон к тем лицам, которые, может быть, и не нуждаются в особой защите", – уточнил Дмитрий Баснак. В связи с этим Экспертно-аналитический центр при ОП РФ предложил расширить круг подпадающих под действие будущего закона лиц, включив в него и иных граждан – например, участников правоотношений с сотрудниками ГИБДД, врачами, преподавателями и т. д.

Кроме того, профессор кафедры уголовного права, уголовного процесса и криминалистики ФГОБУ ВПО "Московский государственный институт международных отношений (Университет) Министерства иностранных дел Российской Федерации" Элина Сидоренко отметила отсутствие в тексте законопроекта определения "коррупционное правонарушение". Это, по ее мнению, существенно затруднит применение документа на практике. В ст. 2 проекта сказано про сообщение о получении и даче взятки, но по каким критериям можно будет отличить такое правонарушение от преступления, не уточняется. Напомним, в действующем законодательстве есть лишь определение коррупции (п. 1 ст. 1 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ "О противодействии коррупции").

Законопроект также предусматривает материальное стимулирование лиц за сообщение о коррупционном правонарушении в размере от 5% до 15% от суммы предотвращенного ущерба и устанавливает максимальный предел выплаты в 3 млн руб. "Мы проанализировали зарубежный опыт и пришли к выводу, что данная практика встречается в ряде иностранных государств, например, в США, Канаде, Южной Корее, недавно она была введена и в Казахстане. Те сложности, с которыми столкнется лицо, сообщающее о нарушении, должны быть каким-то образом компенсированы, поэтому нам кажется, что нужно подумать над тем, чтобы создать эффективный стимулирующий механизм", – рассказал Дмитрий Баснак. Однако руководитель Экспертно-аналитического центра при ОП РФ Елена Кислова подчеркнула, что существование "вилки" вознаграждения, а также отсутствие указаний на орган или должностное лицо, которые обязаны его выплачивать, создают опасность возникновения коррупционной составляющей. В связи с этим руководитель рабочей группы по противодействию коррупции в сфере предпринимательской деятельности при Уполномоченном по правам предпринимателей г. Москвы Владимир Осечкин предложил зафиксировать вознаграждение в размере 10% от суммы предотвращенного ущерба, а также увеличить максимальный порог такого вознаграждения или убрать его вовсе.

Источник: ГАРАНТ.РУ

 Документы по теме:

 Новости по теме:

Материалы по теме: 

Антикоррупционный комплаенс: как избежать обвинения во взятке

Антикоррупционный комплаенс: как избежать обвинения во взятке
Грамотно составленная антикоррупционная политика компании поможет предотвратить взяточничество, а в некоторых случаях – избежать ответственности за такое нарушение.

 

______________________________

1 С текстом проекта федерального закона "О защите лиц, сообщивших о коррупционных правонарушениях, от преследования и ущемления их прав и законных интересов со стороны должностных лиц, действия (бездействие) которых обжалуются" и материалами к нему можно ознакомиться на Едином портале для размещения информации о разработке федеральными органами исполнительной власти проектов нормативных правовых актов и результатов их общественного обсуждения (ID: 00/04-23205/02-15/28-13-4).