Новости и аналитика Новости ОП РФ предлагает разделить НКО на социально ориентированные и политические

ОП РФ предлагает разделить НКО на социально ориентированные и политические

На пленарном заседании Общественной палаты РФ (ОП РФ) был представлен и поддержан большинством голосов Доклад о состоянии гражданского общества в Российской Федерации за 2014 год. Основной акцент в документе делается на совершенствование деятельности некоммерческих организаций (НКО). В частности общественники, предлагают разделить НКО на социально ориентированные и политические. При этом первые планируется поддерживать, а вторые напротив – лишить льгот.

"В 2014 году мы видим огромный запрос на гражданский активизм. В то же время организационная рамка некоммерческого сектора такому запросу уже не соответствует, что сужает социальную базу гражданского активизма и не способствует росту доверия к сектору в целом", – заявил Секретарь ОП РФ Александр Бречалов.

Сославшись на данные ВЦИОМ, он отметил, что подавляющее большинство россиян (84%) в последние несколько лет не принимали участия в работе общественных организаций, 40% граждан считают, что НКО никак не влияют на жизнь большинства, а 34% считаю, что они не нужны вовсе. При этом на сегодняшний день развитие некоммерческого сектора осложняется рядом взаимосвязанных факторов.

Например, отсутствует единая система учета НКО, существует избыточное число организационно-правовых форм НКО, которые при этом никак не связаны с направлениями реализуемой ими гражданской активности, низкий уровень прозрачности деятельности НКО и низкая профессионализация основной массы НКО, слабое присутствие общественных организаций в СМИ, их недостаточная информационная открытость.

В связи с этим ОП РФ считает, что некоммерческий сектор не предоставляет сейчас достаточной возможности для реализации гражданских инициатив и нуждается в новой институциализации. Палата предлагает ряд изменений законодательства об НКО, чтобы сделать принципы их функционирования понятными и прозрачными для государства и общества.

1. Создать четкие критерии оценки НКО, которые позволят отнести их к социально ориентированным или политическим.

Как предлагает ОП РФ, решение о присвоении некоммерческой организации статуса социально ориентированной должно приниматься уполномоченным органом государственной власти на уровне субъекта РФ при участи региональных общественных палат.

2. Усовершенствовать систему отчетности НКО.

Предполагается, что для социально ориентированных и политических НКО должны быть разработаны отдельные формы отчетности. Организации, которые будут получать статус социально ориентированных смогут претендовать на субсидии и льготы из федерального и регионального бюджетов и должны будут обеспечить полную прозрачность своей деятельности. Политические же НКО должны в первую очередь предоставлять детализированную информацию о своих спонсорах и финансовых тратах.

3. Создать общий всероссийский реестр некоммерческих организаций.

В нем планируется также отражать принадлежность НКО к социально ориентированным или политическим. По словам Александра Бречалова, это позволит, в частности, более адресно предоставлять НКО льготы.

МНЕНИЕ

Александр Бречалов, Секретарь ОП РФ

Александр Бречалов, Секретарь ОП РФ:

"Есть очень яркие примеры НКО, которые занимаются исключительно политической деятельностью, при этом основа данной деятельности – противостояние тем положительным процессам, которые сейчас проходят в России. Однако они не только получаю гранты, но и преференции по различным видам налогов и нулевую ставку по аренде. Как бы нам не хотелось, мы не сможем уйти от разделения политических и социально ориентированных НКО".


4. Разработать систему стимулирования для социально ориентированных НКО.

ОП РФ предлагает освободить социально ориентированные НКО от уплаты налога на имущество, земельного и транспортного налога, предоставить льготы на аренду государственного и муниципального имущества, распространения на социально ориентированные НКО практики применения налога на прибыль по Федеральному закону от 30 декабря 2006 г. № 275-ФЗ "О порядке формирования и использования целевого капитала некоммерческих организаций".

Одновременно палата выступает за установление запрета на применение УСН для НКО, участвующих в политической деятельности, осуществляемой на территории России. "Для этого следует внести соответствующие поправки в НК РФ", – отметил Александр Бречалов.

При этом в ОП РФ подчеркивают особую актуальность в настоящий момент именно социально ориентированных НКО. Так, с начала 2014 года общее количество таких организаций достигло 113 тыс. На их финансирование текущем году государство выделило 5,7 млрд руб. Организации подобного типа представлены в первую очередь в сфере здравоохранения, физической культуры и спорта, образования и просвещения, других социальных услуг в сфере благотворительности.

Напомним, что ОП РФ призвана обеспечить согласование общественно значимых интересов граждан, общественных объединений, иных НКО, органов государственной власти и местного самоуправления для решения наиболее важных вопросов экономического и социального развития, обеспечения национальной безопасности, защиты прав и свобод граждан, конституционного строя и демократических принципов развития гражданского общества. На основании ст. 22 Федерального закона от 4 апреля 2005 г. № 32-ФЗ "Об Общественной палате Российской Федерации" она ежегодно подготавливает и публикует доклад о состоянии гражданского общества в Российской Федерации.

Согласно Федеральному закону от 21 июля 2014 г. № 212-ФЗ "Об основах общественного контроля в Российской Федерации" ОП РФ и общественные палаты и общественные советы являются единственными субъектами общественного контроля в России. Соответственно, чтобы получить статус официальных результатов общественного контроля, материалы НКО должны пройти через своеобразный фильтр в виде общественных палат или советов. Предлагаемое в докладе участие общественных палат субъектов РФ в присвоении статуса политической или социально ориентированной НКО (и как следствие, получении ими льгот) дополнительно усилит влияние ОП РФ на российские общественные организации.

Источник: ГАРАНТ.РУ

Читать ГАРАНТ.РУ в и

 

 Документы по теме:

 Новости по теме:

 

Материалы по теме:

Законодательство о некоммерческих организациях, выполняющих функции иностранного агента: соответствует Конституции РФ или нет

Законодательство о некоммерческих организациях, выполняющих функции иностранного агента: соответствует Конституции РФ или нет
Почему некоммерческие организации не спешат признавать себя иностранными агентами, и какие обязанности влечет наложение этого статуса, мы расскажем в данной статье.