Новости и аналитика Новости В ВС РФ не удалось оспорить запрет на проведение УЗИ без направления врача

В ВС РФ не удалось оспорить запрет на проведение УЗИ без направления врача

В ВС РФ не удалось оспорить запрет на проведение УЗИ без направления врача
© pumba1 / Фотобанк Фотодженика

Пациентка пыталась признать недействительными ряд положений Правил проведения ультразвуковых исследований, утвержденных приказом Минздрава РФ от 8 июня 2020 г. № 557н, которые устанавливают, что ультразвуковые исследования (далее также , УЗИ) проводятся по назначению лечащего врача, при этом направление, выданное для проведения УЗИ в другой медорганизации, должно содержать наименование медорганизации, в которую направляется пациент для проведения УЗИ (Решение Верховного Суда РФ от 12 апреля 2023 г. № АКПИ23-158).

По мнению пациентки, спорные положения не соответствуют ч. 4 ст. 84 Закона об основах охраны здоровья (о том, что платные медуслуги могут оказываться в полном объеме стандарта медпомощи либо по просьбе пациента в виде осуществления отдельных консультаций или медицинских вмешательств) и Закону о защите прав потребителей, поскольку запрещают проводить отдельную платную медицинскую услугу – УЗИ без получения иной медицинской услуги – консультации врача-специалиста (лечащего врача), в рамках которой оформляется направление на УЗИ, при наличии соответствующей выписки из медицинских документов, в случае самостоятельного обращения гражданина в медицинскую организацию. Это нарушает право пациента на получение платных медицинских услуг в виде осуществления отдельных медицинских вмешательств и обусловливает приобретение одной платной медицинской услуги – УЗИ обязательным приобретением иной медицинской услуги – консультации врача-специалиста (лечащего врача). А поскольку в направлении должно быть указано и наименование медорганизации, где будут делать УЗИ, то это ограничивает право пациента, желающего произвести такое исследование платно, на выбор медорганизации.

Верховный Суд РФ отказал в удовлетворении административного иска:

  • согласно ч. 4 ст. 21 Закона об основах охраны здоровья для получения специализированной медпомощи в плановой форме выбор медицинской организации осуществляется по направлению лечащего врача. Согласно частям 2 и 5 ст. 70 Закона об основах охраны здоровья лечащий врач организует своевременное квалифицированное обследование и лечение пациента, предоставляет информацию о состоянии его здоровья. Лечащий врач устанавливает диагноз, который является основанным на всестороннем обследовании пациента и составленным с использованием медицинских терминов медицинским заключением о заболевании (состоянии) пациента;
  • спорные положения, предусматривающие проведение УЗИ в медорганизации, в т.ч. в рамках оказания первичной специализированной медико-санитарной помощи, специализированной медпомощи, по назначению лечащего врача на основании записи в листе назначений или направления на бумажном носителе или в форме электронного документа в зависимости от вида и условий оказания медицинской помощи соответствуют приведенным и иным требованиям Закона об основах охраны здоровья;
  • в ст. 84 названного закона закреплено, что граждане имеют право на получение платных медуслуг, предоставляемых по их желанию при оказании медицинской помощи (ч. 1). Платные медуслуги могут оказываться в полном объеме стандарта медпомощи либо по просьбе пациента в виде осуществления отдельных консультаций или медвмешательств (ч. 4). В свою очередь, при оказании платных медуслуг должны соблюдаться порядки оказания медпомощи (ч. 3);
  • оспариваемые Правила устанавливают порядок организации и проведения УЗИ в медицинских и иных организациях, осуществляющих медицинскую деятельность на основании лицензии, предусматривающей выполнение работ (услуг) по ультразвуковой диагностике (п. 1). УЗИ проводятся врачом ультразвуковой диагностики. Решение о возможности проведения УЗИ и конкретного метода (методов) принимает врач ультразвуковой диагностики с учетом обоснованности назначения, наличия медицинских показаний и медицинских противопоказаний к проведению УЗИ, риска осложнений (пп. 1015 Правил);
  • применяемые во взаимосвязи с изложенными пунктами Правил спорные пункты не устанавливают каких-либо обязанностей либо обременении для пациентов, а закрепляют обязанность лечащего врача (фельдшера, акушерки) по оформлению соответствующим образом направления на УЗИ, требования к содержанию которого предусмотрены пунктами 12 и 13 этих правил, что согласуется с приведенными выше законоположениями.
Читать ГАРАНТ.РУ в и

Документы по теме:

Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации"

Читайте также:

Порядок проведения предсменных и предрейсовых медосмотров планируется изменить

Порядок проведения предсменных и предрейсовых медосмотров планируется изменить

Проект приказа находится на этапе публичного обсуждения до 14 апреля 2023 года.

Как будут проходить дистанционные медосмотры работников?

Как будут проходить дистанционные медосмотры работников?

Минздрав России подготовил проект постановления Правительства РФ, публичное обсуждение которого на федеральном портале проектов нормативных правовых актов закончится 29 марта 2023 года.

В системе ГАРАНТ размещены клинические рекомендации по гемофилии, болезням бартолиновой железы

В системе ГАРАНТ размещены клинические рекомендации по гемофилии, болезням бартолиновой железы

Все КР собраны в тематической справке и для удобства систематизированы по классам МКБ-10.