Нарушение сроков рассмотрения материалов налоговой проверки не является препятствием для принятия решения по ней
© Madhourses / Фотобанк Фотодженика |
По общим правилам нарушение существенных условий процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки является основанием для отмены вышестоящим налоговым органом или судом решения налогового органа (п. 14 ст. 101 Налогового кодекса). К таким условиям, в частности, относятся обеспечение возможности лица, в отношении которого проводилась проверка, участвовать в процессе рассмотрения ее материалов (лично или через своего представителя) и обеспечение возможности налогоплательщика представить объяснения (письмо Департамента налоговой политики Минфина России от 24 января 2023 г. № 03-02-07/5069).
При этом, если проверяющие нарушили сроки рассмотрения материалов налоговой проверки, то это не будет являться препятствием для принятия налоговым органом того или иного итогового решения и не будет являться безусловным основанием для его отмены. Кроме того, несоблюдение налоговым органом установленных налоговым законодательством сроков направления требования об уплате задолженности (ст. 70 НК РФ), сроков проведения камеральной и выездной налоговых проверок (п. 2 ст. 88, п. 6 ст. 89 НК РФ), сроков оформления результатов их проведения (ст. 100, 101 НК РФ) и других не влечет изменения порядка исчисления сроков на принятие мер по взысканию налога, пеней, штрафа в принудительном порядке, исчисляемых исходя из той продолжительности сроков совершения упомянутых действий, которая установлена указанными нормами. Такой же позиции придерживаются Конституционный Суд РФ и Верховный Суд РФ (определение КС РФ от 20 апреля 2017 г. № 790-О, определение ВС РФ от 21 августа 2019 г. № 309-ЭС19-13355 по делу № А50-24146/2018).
Налоговая служба напоминает, что если, по мнению проверяемого лица, его права нарушены актами налоговых органов ненормативного характера, действиями (бездействием) их должностных лиц, то он вправе обжаловать такие акты, действия (бездействие) (ст. 19 НК РФ).