Новости и аналитика Новости КС РФ: отсутствие прописки – еще не основание для отказа в пересчете платы за вывоз ТКО
Популярно

КС РФ: отсутствие прописки – еще не основание для отказа в пересчете платы за вывоз ТКО

КС РФ: отсутствие прописки – еще не основание для отказа в пересчете платы за вывоз ТКО 
© JanPietruszka / Фотобанк Фотодженика

Конституционный Суд РФ проверил конституционность норм ЖК РФ (о необходимости оплаты коммунальных услуг за помещения, которые никем не используются) и Правил № 354 о предоставлении комуслуг (о том, что при отсутствии постоянно и временно проживающих плата за обращение с ТКО исчисляется по количеству собственников) и счел их соответствующими Конституции РФ (Постановление Конституционного Суда РФ от 2 декабря 2022 г. № 52-П).

Поводом к рассмотрению явилась жалоба жительницы Нижегородской и Ярославской областей – нижегородская квартира у нее "летняя", а вторая, в г. Рыбинск, – "зимняя". Соответственно, в каждой из них она проживает по полугоду, а остальные месяцы в квартире никого нет, и следовательно, никакой бытовой мусор в ней не образуется. Именно отказ в пересчете платы за ТКО в Рыбинске и повлек дальнейшее судебное разбирательство – суд первой инстанции счел, что перерасчет за полгода непроживания сделать надо (тем более, что расчет спорной платы за ТКО "привязан" не к метражу квартиры, а к количеству жителей), однако апелляционная и кассационная инстанции с этим не согласились:

  • ч. 11 ст. 155 Жилищного кодекса и Правила № 354 допускают перерасчет лишь для случаев временного отсутствия потребителя в жилье. То есть все остальное время он должен проживать в этом жилище, что и подтверждает регистрация по месту жительства;
  • в данном случае истица в Рыбинске не зарегистрирована,
  • следовательно, она в спорной квартире и не проживает, ни временно, ни постоянно, в данном случае имеется постоянное непроживание и постоянное неиспользование квартиры;
  • а при отсутствии постоянно и временно проживающих в жилом помещении граждан объем коммунальных услуг рассчитывается с учетом количества собственников такого помещения, как того требуют п. 56.2 и п. 148.36 Правил предоставления комуслуг. Что, собственно, и имело место в спорном случае.

Таким образом, в жалобе в Конституционный Суд РФ гражданка указывала на два нарушения ее конституционных прав:

  • во-первых, на нарушение принципа равенства перед законом и судом (потому что граждане с регистрацией по месту жительства получают судебную защиту по вопросам пересчета за период временного отсутствия, а граждане без регистрации – не получают),
  • а во-вторых, на посягательство на право частной собственности, поскольку указанные нормы понуждают ее оплачивать фактически не потребленную ею услугу.

Конституционный Суд РФ признал, что спорные нормы соответствуют Конституции РФ:

  • спорные нормы не могут служить основанием для различного решения вопроса о перерасчете собственнику платы "за мусор" в зависимости от того, есть у него регистрация по месту жительства в спорном жилом помещении или нет. Более того, такого рода перерасчет вообще не предполагает придания какого-либо правоподтверждающего значения наличию или отсутствию регистрации в данном жилом помещении его собственника и иных лиц. В противном случае (когда собственник уже не временно, а постоянно отсутствует в квартире) его регистрация фактически привела бы к игнорированию требования о временном отсутствии как условии соответствующего перерасчета, что, в свою очередь, приводило бы к неправомерному освобождению такого собственника от платы за указанную коммунальную услугу и тем самым влекло бы негативные последствия для поддержания разумного баланса публичных и частных интересов в данной сфере отношений. Таким образом, дело заявительницы подлежит пересмотру;
  • при этом КС РФ отказался от толкования термина "временное отсутствие" (цитата: "Конституционный Суд Российской Федерации воздерживается от решения вопроса о том, что понимается под "временным отсутствием потребителя""), поскольку это предполагает выход за пределы предмета рассмотрения по настоящему делу;
  • что же касается платежей за вывоз ТКО в те периоды времени, когда никто в квартире не проживает и мусор не образуется, то Конституционный Суд РФ не увидел здесь нарушений, о чем привел следующие аргументы:
  1. спорные нормы вводят презумпцию постоянного использования жилья, а таковая призвана восполнить возможное отсутствие или сложность получения сведений о постоянно и временно проживающих в жилых помещениях гражданах (в том числе по причине отсутствия у них регистрации в указанных помещениях);
  2. при установлении такого регулирования могла учитываться и распространенность практики сдачи собственниками принадлежащих им жилых помещений в коммерческий наем без предоставления ими в УК достоверных сведений о количестве фактически проживающих в жилом помещении граждан. С этой точки зрения такое регулирование может рассматриваться как преследующее конституционно значимые цели обеспечения справедливого баланса законных интересов всех субъектов отношений в области предоставления коммунальных услуг (ст. 75.1 Конституции РФ);
  3. услуга по обращению с ТКО фактически оказывается регоператором не каждому отдельно взятому собственнику конкретного жилого помещения в МКД при возникновении у него индивидуальной потребности в вывозе мусора, а одновременно всем собственникам и пользователям жилых помещений в МКД. Даже если собственник конкретного жилого помещения в МКД не проживает в нем и никак не использует свою квартиру, у него все равно должен сохраняться интерес, во-первых, к сохранению комфортных условий проживания в доме, а во-вторых, к состоянию МКД в целом, поскольку данное жилое помещение является не только возможным местом жительства самого собственника и (или) членов его семьи, но и потенциальным источником его дохода, а в случае продажи жилого помещения или сдачи его в коммерческий наем на цену договора влияет, в том числе, общее состояние дома и прилегающей к нему территории. Это означает, что удовлетворение интереса собственника жилого помещения в его сохранности фактически возможно лишь при условии поддержания дома в целом и прилегающей к нему территории (включая мусорные площадки) в состоянии, соответствующем санитарно-эпидемиологическим требованиям. А оно обеспечивается, помимо прочего, за счет оказания региональным оператором коммунальной услуги по обращению с ТКО;
  4. коммунальная услуга по обращению с ТКО направлена не только на удовлетворение частных интересов собственников (чистота и аккуратность в МКД и рядом), но и на достижение общественно значимых целей по предотвращению вредного воздействия ТКО на здоровье человека и сохранению благоприятной окружающей среды. Поэтому возложение на них обязанности по внесению платы за обращение с ТКО согласуется с конституционными предписаниями об обязанности каждого сохранять природу и окружающую среду и сбалансированности прав и обязанностей гражданина (ст. 58 и ст. 75.1 Конституции РФ), а также с требованием об обеспечении разумного баланса публичных и частных интересов. Регулирование в этой сфере должно быть сбалансировано в первую очередь с защитой таких конституционно значимых ценностей, как жизнь и здоровье граждан и экологическая безопасность окружающей среды (ст. 7, ч. 1 ст. 20, подп. "д" ч. 1 ст. 72 Конституции РФ).
Читать ГАРАНТ.РУ в и

Документы по теме:

Читайте также:

С 1 декабря 2022 года услуги ЖКХ для граждан подорожают на 9%

С 1 декабря 2022 года услуги ЖКХ для граждан подорожают на 9%

Так, будут скорректированы тарифы на электроэнергию, теплоснабжение, горячее и холодное водоснабжение и водоотведение, а также на услуги области обращения с твердыми коммунальными отходами

Порядок подключения к системам водоснабжения для застройщиков могут упростить

Порядок подключения к системам водоснабжения для застройщиков могут оптимизировать

Планируется сократить перечень представляемых ими документов.

Регионам рекомендовано выделить нуждающимся гражданам субсидии размером не менее 100 тыс. руб. на приобретение газового оборудования

Регионам рекомендовано выделить нуждающимся гражданам субсидии размером не менее 100 тыс. руб. на приобретение газового оборудования

Такое поручение дал Президент РФ по итогам пленарного заседания международного форума "Российская энергетическая неделя".