Новости и аналитика Новости Прежде чем оспаривать договор управления МКД, орган жилнадзора обязан провести КНМ по факту такого договора и вынести соответствующее предписание

Прежде чем оспаривать договор управления МКД, орган жилнадзора обязан провести КНМ по факту такого договора и вынести соответствующее предписание

Прежде чем оспаривать договор управления МКД, орган жилнадзора обязан провести КНМ по факту такого договора и вынести соответствующее предписание 
© dookdui / Фотобанк Фотодженика

Суд отказал органу ГЖН в оспаривании договоров управления МКД (в части пункта, одинакового во всех договорах управления во всех управляемых ответчиком МКД, о праве УК на одностороннюю индексацию тарифа, если собственники не пересмотрели тариф самостоятельно) (Определение Верховного Суда РФ от 9 июня 2022 г. № 303-ЭС22-8172).

Поводом к оспариванию стали материалы документарной проверки УК – ГЖИ по жалобе собственника проверила применяемые УК тарифы, сочла их незаконными, предписала УК пересчитать плату за СОИ, а попутно привлекла УК (предупреждение) и директора УК (штраф в 25 тыс. руб.) к ответственности по ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ (лицензионное нарушение в сфере управления МКД). После этого орган жилнадзора подал в арбитражный суд упомянутый иск, и даже выиграл в двух инстанциях – потому что:

  • УК внесла изменения в договоры управления во всех "своих" домах, хотя односторонняя индексация была одобрена на ОСС всего одного МКД,
  • да и этот единственный протокол УК не представила ни в ГЖИ, ни в материалы дела,
  • а сверх того, противоправность действий УК в части одностороннего повышения размера платы за содержание помещений в спорных МКД уже признана подтвержденной вступившими в законную силу решениями райсуда (по административным правонарушениям).

Однако суд округа неожиданно отменил состоявшиеся акты и отказал жилинспекции в удовлетворении иска:

  • в п. 5 ст. 20 ЖК РФ (в редакции на момент возникновения спора) установлен перечень полномочий должностных лиц органов государственного жилнадзора, к которым, в частности, отнесены возможность запрашивать и получать на основании мотивированных письменных запросов от юридических лиц информацию и документы, необходимые для проверки соблюдения обязательных требований; беспрепятственно по заявлениям собственников помещений в МКД проверять правомерность принятия ОСС решения о выборе УК в целях заключения с ней договора управления МКД и правомерность утверждения условий этого договора и его заключения; выдавать предписания о прекращении нарушений обязательных требований, об устранении выявленных нарушений, о проведении мероприятий по обеспечению соблюдения обязательных требований; составлять протоколы об административных правонарушениях, связанных с нарушениями обязательных требований, рассматривать дела об указанных административных правонарушениях и принимать меры по предотвращению таких нарушений;
  • п. 6 ст. 20 Жилищного кодекса (в редакции на момент возникновения спора) определены виды заявлений, с которыми органы ГЖН вправе обратиться в суд (в частности, о признании недействительными решений ОСС, о признании договора управления МКД недействительными (при наличии ряда условий), в защиту прав и законных интересов собственников помещений в МКД, нанимателей и других пользователей жилых помещений по их обращению или в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц в случае выявления нарушения обязательных требований);
  • исходя из вышеназванных норм права, подаче иска о признании договора управления недействительным предшествует проведение органом ГЖН проверки лиц, осуществляющих управление МКД, на предмет соблюдения обязательных требований, установленных жилищным законодательством, выявления факта нарушения порядка утверждения условий договоров управления МКД и его заключения;
  • истец не доказал, что оспариваемые им договоры управления по всем обслуживаемым ответчиком домам в измененной редакции являлись предметом проверки в отношении УК, равно как и протоколы ОСС, на основании которых внесены спорные поправки о праве на одностороннюю индексацию тарифа;
  • доказательств вынесения каких-либо предписаний об устранении нарушений требований жилищного законодательства об утверждении условий договоров управления всех МКД, находящихся в управлении ответчика, и об их заключении в измененной редакции и их неисполнения УК, либо оспаривания решений, принятых ОСС в обслуживаемых ответчиком МКД, истцом вопреки ст. 65 АПК РФ в материалы дела не представлено,
  • это исключает право ГЖИ на обращение с иском о признании недействительными таких договоров. В связи с чем у судов отсутствовали правовые основания для удовлетворения заявленного Инспекцией иска.

Верховный Суд РФ согласился с судом округа и отказал органу ГЖН в пересмотре дела.

Читать ГАРАНТ.РУ в и

Документы по теме:

Читайте также:

Предоставление журнала заявок жителей и сведений по всем ИПУ в МКД по запросу собственника квартиры не нарушает Закон о персональных данных

Предоставление журнала заявок жителей и сведений по всем ИПУ в МКД по запросу собственника квартиры не нарушает Закон о персональных данных

Неравнодушная жительница МКД через суд добилась от УК выдачи документации, касающейся ее дома.

КС РФ отказался рассматривать жалобу по поводу "коллективного председателя Совета МКД"

КС РФ отказался рассматривать жалобу по поводу "коллективного председателя Совета МКД"

Изначально заявительница пыталась взыскать с УК, ранее управлявшей домом, неосновательное обогащение, а также требовала передать техдокументацию на дом новой управляющей компании.

КС РФ разъяснил, вправе ли наймодатель расторгнуть краткосрочный договор коммерческого найма жилья во внесудебном порядке

КС РФ разъяснил, вправе ли наймодатель расторгнуть краткосрочный договор коммерческого найма жилья во внесудебном порядке

Предметом рассмотрения КС РФ стал вопрос о конституционности абз. 2 п. 2 ст. 687 ГК РФ.